Из-за распутства своих жителей В. в Библии назван Вавилонской блудницей (лат. Babyloniacus fornicaria). Ангел показал Иоанну Богослову «…жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Откровение Иоанна Богослова. 17: 3—6.
«Это вообще давняя традиция и метафора: уподобление городов девам или блудницам (вспомним Вавилон как блудницу в иудео-христианской мифологии)». Г.Бедненко. Греческие богини. Архетипы женственности.
«Позднее это выражение (другая версия – вавилонская блудница) стали понимать буквально и применять, соответственно, к женщине легкого поведения, чья порочность приобрела небывалые, «исторические» масштабы (шутл.-ирон.). А. С. Пушкин об А. П. Керн (из письма к А. Н. Вульфу от 7 мая 1826 г.): «Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?» В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
ВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА, см. ВАВИЛОН
ВОЖДЕЛЕНИЕ /англ. Lust; франц. Concupiscence; Desire/, сильное чувственное влечение; то же, что желание; похоть; соблазн.
«Сегодня многие путают вожделение с сексуальным желанием, что неправильно, поскольку сексуальное желание – всего лишь один из частных случаев вожделения. Традиционное значение слова «вожделение» и более широко, и более точно: это эгоистичная и корыстная любовь. Вожделеть значит любить другого ради своего собственного блага. Следовательно, вожделение – настолько же правило (если я вожделею курицу, то отнюдь не из стремления к благу курицы), насколько благожелательность (т. е. любовь к ближнему ради его блага) – исключение. Впрочем, иногда то и другое совпадает, и пример тому – семья и брак. Я люблю своих детей, но не только ради самого себя. И как не желать добра тому, кто служит для нас источником добра? Вожделение первично; оно представляет собой любовь, которая умеет только брать. Но, не научившись брать, нельзя научиться и отдавать. Так что всякая любовь начинается с вожделения. Важно лишь помнить, что это – не более чем начало». А.Конт-Спонвиль. Философский словарь.
В. в Библии – один из семи смертных грехов. В искусстве Возрождения и барокко аллегорически изображалось в виде козла или всадницы на свинье.
«Елизавета Сергеевна любовалась им, прищурив светлые глаза, и в них сверкала искорка вожделения». М. Горький. Варенька Олесова.
Вожделенный (-ая; -ое) – вызывающий В.
«…так тянут дрожащие от страсти губы к вожделенному лону…» Д.Рубина. Белая голубка Кордовы.
Вожделеющий (-ая; -ое) – испытывающий В.
«Мужчина – вожделеющий, женщина – вожделенная: вот и все…» Л. Захер-Мазох. Венера в мехах.
Вожделеть – испытывать В.
«Дворня представляла собой сборище подъяремных зверей, которые и вожделели, как звери. Вожделели урывками, озираясь по сторонам, не дозволяя себе лишней ласки и разбегаясь, как только животный инстинкт был удовлетворен». М. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.
ВОЗДЕРЖАНИЕ, 1) добровольный отказ от жизни половой по социальным, религиозным или моральным показаниям; то же, что аскетизм;
«(Воздержаеие) Если чувствуешь иногда, что, несмотря на все желание победить страсть, страсть преодолевает тебя, то не думай, что ты не можешь победить страсть. Это доказывает только то, что на этот раз ты не мог этого сделать. Возница не бросает вожжей оттого, что не сразу остановит коней, но продолжает тянуть – и кони останавливаются. Так и ты: не удержался один раз, продолжай бороться и наверное победишь ты, а не страсти.<>
Воздержание не означает подавления силы, не означает приостановки в добре, в проявлении любви или веры, но, наоборот, проявление силы духовной, препятствующей делать то, что человек считает дурным. Джон Рескин». Л.Толстой. Об истине, жизни и поведении.
«Воздержание (Сontinence). Сознательный отказ от сексуальных удоволь ствий. Сторонники воздержания почти всегда преувеличивают значение таких удовольствий, тем самым делая отказ от них вдвойне трудным». А.Конт-Спонвиль. Философский словарь.
2) то же, что абстиненция. См. Феномен Тарханова.
«Воздержание, или сексуальная абстиненция, может составлять образ жизни человека до тех пор, пока он не вступит в сексуальные взаимоотношения, которые сочтет благотворными и подходящими для него. Воздержание не всегда рассматривается как форма сексуального самовыражения. Однако когда отказ от сексуальных отношений является сознательным решением человека, это решение само по себе и есть проявление его сексуальности. Существует два уровня воздержания. При полном воздержании человек не мастурбирует и не имеет никаких половых контактов. Если речь идет о частичном воздержании, то это значит, что человек занимается мастурбацией, но не вступает в сексуальные отношения с другими людьми». Р.Крукс. Сексуальность.
«…постепенно воздержание перешло в привычку, и выработалось спокойное, совершенно безразличное отношение к женщине». Л. Андреев. Тьма.
Г
ГОМОРРА, см. СОДОМ И ГОМОРРА
ГРЕХ (прегрешение), 1) нарушение религиозных или моральных заповедей.
В дохристианские времена Г. понимался как нравственная ошибка или оскорбление божества. В Библии понятие Г. тесно связано с природой человека, с его грехопадением. Семь смертных Г.: гнев, гордыня, жадность, зависть, праздность, чревоугодие, похоть. См. также Вожделение; Пороки.
«Грех – пока ноги вверх, опустил – Господь простил». В.Даль. Русские заветные пословицы и поговорки.
«Есть слово «грех», есть метафора греха, есть ощущение греха, но есть ли сам грех как грех? <>
Можно предположить, что грех – укрупненное обозначение некоторых слабых свойств человеческой природы, которые в этике трактуются как пороки, а в религии вменяются в вину. Такова по сути рационалистическая трактовка греха». В.Варава. Адвокат философии.
Г. в широком смысле – предосудительные помыслы или поступки.
«Вся моя прежняя блудная жизнь встала передо мной, все эти грехи: и святотатство, и наругательство, и любострастие, и обманы, и кривда, и прелюбодеяние, и разбой». М.Салтыков-Щедрин. Губернские очерки.
Грешный (-ая; -ое) (греховный; нечистый; плотский) – связанный с идеей Г. (1); противоречащий пол. морали.
“Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль её судить
Должно не наше, а чужое мненье.
Как может взгляд чужих порочных глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья.
Я – это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера,
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!» У.Шекспир. Сонет 121.
“Со временем появились друзья, с которыми мы погружались во все более греховный омут…” А.Кончаловский. Низкие истины.
Грешить (согрешить) – совершать Г.
«Заповедей не блюла, не ходила к причастью. –
Видно, пока надо мной не пропоют литию,–
Буду грешить – как грешу – как грешила:
со страстью
Господом данными мне чувствами – всеми пятью!» М.Цветаева.
2) /разг./ то же, что прелюбодеяние; пол. акт.
“Плетут много про монахинь-то мирские… Что же, если и бывал грех…” А.Куприн. Яма.
ГРЕХОВНОСТЬ (греховодье), 1) сознательное или неосознанное следование греху;
«Смиренная греховность, не дерзающая слишком подыматься, так характерна для русской религиозности». Н.Бердяев. Судьба России.
2) неспособность преодолеть соблазн и похоть.
«греховность» полового акта начинается, когда в процесс включается сознание, которое изобретает приемы для увеличения сладострастия». М.Пришвин. Дневники.
«Тут в сумерках, которые кажутся мне густыми и мрачными, как никогда, мною овладевает сознание греховности и ничтожества». А.Чехов. На страстой неделе.
ГРЕХОПАДЕНИЕ, 1) (первородный грех) нарушение заповеди Бога, совершенное Адамом и Евой по наущению змея-искусителя. Г. закончилось изгнанием Адама и Евы из рая. См. также Запретный плод; Падение..
Описание Г. содержится в Библии: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Бытие, 3: 1-7).
Тема Г. постоянно привлекала писателей и поэтов всех времен и народов:
«Он, без отпора, за руку повел
Ее на затененный бугорок,
Под сень ветвей, под кров густой листвы.
Фиалки, незабудки, гиацинты
И асфоделии служили им
Цветочным ложем, – мягкое как пух
Прохладное земное лоно! Там
Они любви роскошно предались,
Всем наслажденьям плотским, увенчав
Провинность обоюдную, стремясь
Сознание греховности размыкать;
Затем, усталые от страстных ласк,
Заснули, усыпленные росой». Д. Мильтон. Потерянный Рай (Paradise Lost, 1667).
«Ева
Адам! Адам! приникни ближе,
Прильни ко мне, Адам! Адам!
Свисают ветви ниже, ниже,
Плоды склоняются к устам.
Адам
Приникни ближе, Ева! Ева!
Темно. Откуда темнота?
Свисают ветви справа, слева,
Плоды вонзаются в уста.
Ева
Адам! Адам! кто ветви клонит?
Кто клонит, слабую, меня?
В певучих волнах тело тонет,
Твои – касанья из огня!
Адам
Что жжет дыханье, Ева! Ева!
Едва могу взглянуть, вздохнуть…
Что это: плод, упавший с древа,
Иль то твоя живая грудь?
Ева
Адам! Адам! я – вся безвольна…
Где ты, где я?., все – сон иль явь?
Адам! Адам! мне больно, больно!
Пусти меня – оставь! оставь!
Адам
Так надо, надо, Ева! Ева!
Я – твой! Я – твой! Молчи! Молчи!
О, как сквозь ветви, справа, слева,
Потоком ринулись лучи!
Ева
Адам! Адам! мне стыдно света!
О, что ты сделал? Что со мной?
Ты позабыл слова запрета!
Уйди! уйди! дай быть одной!
Адам
Как плод сорвал я, Ева, Ева?
Как раздавить его я мог?
О, вот он, знак Святого Гнева, —
Текущий красный, красный сок». В.Брюсов. Адам и Ева.
2) /разг./ то же, что грех.
“Никто вас не тянет, Гаврила Петрович, непременно совершать грехопадение”. А.Куприн. Яма.
ГРЕШНИКИ, 1) вероотступники;
«Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут». Н.Некрасов. Влас.
2) /разг.; устар./греховодники.
«Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это!» А. Н. Островский. Гроза.
Д
ДЖЕЛАЛ, см. ЛИЛИТ
ДОБРОДЕТЕЛИ /англ. Virtues/, качества высокого нравственного совершенства.
Основные христианские Д., упоминаемые в Библии: вера, надежда, любовь, а также справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность. Каждая из них имеет свою символику: вера – женщина с чашей или с крестом; надежда – крылатая женщина с якорем, вздымающая руки к небу; любовь обычно окружена детьми, одного из которых она вскармливает грудью и т.д. К числу малых Д. относятся благодарение господину, празднование общественно важных событий и некоторые др.
«Я лично удостаиваю имени добродетели лишь обыкновение совершать тягостные и полезные для других поступки». Стендаль. О любви.
В богословской и средневековой художественной литературе семь основных Д. противостоят порокам. Христианский поэт IV в. Аврелий Пруденций Клемент в аллегорической поэме "Психомахия" описывает схватку Д. с распутством, идолопоклонством, гневом и т.д.:
«Сначала изображается битва Веры (Fides) со Старым Идолопоклонством (vetus cultura deorum). Вера низвергает врага и попирает его голову своей ногой. Далее Стыд (Pudicitia) в сверкающих доспехах борется с Развратом (Libido), куртизанкой, которая размахивает дымящимся факелом. Схватка Терпения (Patientia), с Гневом (Ira) завершается тем, что последний вонзает кинжал себе в грудь. Гордыня (Superbia), гарцующая перед вражеским фронтом, внезапно попадает со своим конем в западню, которую Коварство (Fraus) выкопало на поле боя. Выходит Смирение (Mens humilis) и мечем, который ей протягивает Надежда (Spes), обезглавливает Гордыню. Красотка Похоть (Luxuria) с великолепной колесницы мечет не стрелы, а фиалки и лепестки роз. Ей преграждает путь Воздержанность (Sobrietas). Лошади встают на дыбы, колесница переворачивается, Роскошь катится в пыли. Разнузданность (Petulantia) и Любовь (Amor), составляющие ее свиту, разбегаются. Жадность (Avaritia), подбирает золото и украшения, которые Роскошь в бегстве разбросала по песку, и прячет их за пазухой, в кошельки и сумки. Разум (Ratio) и Милосердие (Operatio) одолевают Жадность и раздают ее золото бедным. Подводя торжественный итог битве, Согласие (Concordia) неожиданно получает удар стрелы, которую предательски выпускает Раздор (Discordia или Haeresis), отказавшийся сложить оружие. Вера побеждает Раздор и пронзает дротиком ее язык. Вера и Согласие обращаются с речью к победителям. Добродетели во славу своей победы возводят великолепный храм во имя Христово, к которому поэт адресует свои молитвы в благодарность за спасение души». В.Куртов. Истоки аллегорического представления пороков и добродетелей в средневековом религиозном искусстве.
Добродетель в узком смысле – то же, что нравственность; целомудрие.
«Она слыла холодной, как крещенская зима, и запугивала всех своею недосягаемою, своею грозною добродетелью». Ф.Достоевский. Униженные и оскорбленные.
Добродетельный (-ая; -ое) – обладающий свойствами Д.
«Была бы верная супруга
И добродетельная мать”. А.Пушкин. Евгений Онегин.
Е
ЕВА /древне-евр. Хава, букв. “жизнь”/, в Библии первая женщина, жена (1) Адама и праматерь рода человеческого.
О сотворении Е. в Библии говорится дважды. Вначале кратко: «И сотворил Бог человека … мужчину и женщину сотворил их», затем более развернуто: «…для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Книга Бытия, 2, 22-25).
Происхождение и статус Е. до сих пор вызывают неоднозначные оценки богословов. Опираясь на данные аккадской и иудейской мифологии, ряд историков оспаривают приоритет Е. как первой женщины и жены Адама. См. Лилит.
Согласно канонической версии, Е. поддалась искушению змея и уговорила Адама вкусить запретный плод. В итоге они осознали свою наготу, навлекли проклятье на всех своих потомков и обрекли их на муки.
«Речь змеи кольцеобразной
Ева внемлет. – Прельщена
Сладким яблоком соблазна,
Пала слабая жена». В.Бенедиктов. Грехопадение.
В мировой культуре Е., как правило, считается грешницей и соблазнительницей, на которую возлагается основная вина за грехопадение.
«Библейская, то есть жреческая, легенда о "грехопадении" говорит, что женщина первая сорвала плод "с древа познания добра и зла"» М.Горький. О женщине.
«Теперь я вижу, что заблуждался относительно Евы:
лучше жить за пределами рая с ней, чем без нее – в раю». Г.Гейне.
Ж
ЖЕНОБЕСИЕ /устар./ (женонеистовстио), у мужчины усиленное пол. влечение; то же, что сатириаз. См. также Любвеобилие.
“…похотливость, плотская страсть, непомерное женолюбие, иногда по болезненному состоянию”. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
ЖЕНОЛЮБИЕ /разг./, то же, что сладострастие. См. также Любвеобилие.
“Одно в нем не нравилось товарищам – какое-то преувеличенное, экзотическое женолюбие”. А.Куприн. Яма.
Женолюб (женолюбец) – то же, что бабник.
“Учтиво-любезной идеей удивил знакомых дам скончавшийся в 1931 году колумбийский женолюб Рамон Эскудер. Он распорядился, чтобы его тело кремировали, а прах разделили бы между такой-то и такой-то дамами. А их он попросил, чтобы по щепотке праха они положили в медальоны и постоянно носили эти медальоны на шее. Потому что истинным успокоением для него было бы сознание, что и после смерти он покоится на груди у очаровательных женщин». И.Рат-Вег. История человеческой глупости.
Женолюбивый (-ая; -ое) – обладающий свойствами Ж.
«Порок ведет к пороку: женолюбивый Иоанн, разгорячаемый вином, забыл целомудрие, и в ожидании новой супруги для вечной, единственной любви, искал временных предметов в удовлетворение грубым вожделениям чувственным». Н.Карамзин. История государства Российского.
“Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна”. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники.
З
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД, фразеологический оборот в значении: причина грехопадения (1); символ земных желаний.
Восходит к библейскому мифу о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве. В Библии сказано: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Книга Бытия, 2:9). «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Книга Бытия, 2:16–17). Но змей-искуситель убедил Еву в том, что когда они вкусят З.П. «откроются глаза их и они будут как боги, знающие добро и зло» (Книга Бытия, 3:6). Ева и Адам нарушили запрет и были изгнаны из рая.
«То, что Ева сделала из плода запретного плод дозволенный, было ее падением, зато ее торжеством было превращение дозволенного плода в плод запретный». В.Гюго. Человек, который смеется.
В соответствии с богословской традицией под З.П. понимается яблоко, хотя в Библии название фрукта конкретно не указано. По мнению некоторых исследователей, З.П. – это айва или гранат.
Фразеологизм З.П. прочно закрепился в разговорной речи, поговорках («Запретный плод сладок»), художественной литературе:
«О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу…
…
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай». А.Пушкин. Евгений Онегин.
Словосочетание З.П. широко представлено в русской поэзии серебряного века (Д.Мережковский, Вяч. Иванов, Н.Гумилев, М.Цветаева, А.Присманова и др.).
«Хотя и страшно было мне и больно,
Запретный плод прельщал меня невольно». Д.Мережковский. Старинные октавы.
З.П. /перен./ – то же, что искушение; соблазн; физическая близость.
«Кабинет являлся для Шуры заколдованным царством, к которому она не смела приближаться. Но зато она постепенно завоевала все другие комнаты, которые раньше являлись запретным плодом». Д.Мамин-Сибиряк. Забытый альбом.
«Мечтая о сцене, Тася тайком приехала в театральный клуб, вкусить запретного плода». П.Боборыкин. Китай-город.
«Ну как же – сестра-соплячка опередила ее в познании запретного плода. Сама она на этот шаг никак решиться не может». Н.Медведева. Мама, я жулика люблю.
И
ИСКУШЕНИЕ (искус), 1) объект, вызывающий желание; 2) подстрекательские действия или предложения, направленные на разжигание чувственной страсти; то же, что соблазн. См. также Запретный плод; Обольщение.
«Каждому известно то, что называется искушениями. Сейчас мы имеем в виду такие искушения, когда вдруг что-то подталкивает тебя как бы и не хотеть, но вот задумываться, как бы и не собираться сделать, но вот представляешь себе будто делаешь – что-то неправильное, неприличное, нехорошее, ужасное, чего делать не надо, нельзя, невозможно, противоестественно вроде». М.Веллер. Самовар.