«Расправившись с женихами, Одиссей омылся, надел богатые одеяния и отправился к Пенелопе. Та вначале не признала в нем мужа, хотя Афина уже вернула Одиссею его истинный облик. Чтобы убедиться, что перед ней действительно Одиссей, Пенелопа в его присутствии приказала Эвриклее приготовить ему постель не в опочивальне, а выдвинуть ложе из опочивальни в другую комнату. Одиссей напомнил ей, что это ложе он сам сделал из громадного пня маслины, окружив его стеной, и что сдвинуть его невозможно. Только тогда Пенелопа поверила, что перед ней Одиссей, ибо тайна их супружеского ложа была известна лишь им двоим. Узнать Одиссея, которого она не видела двадцать лет, оказалось трудно не только Пенелопе. Утром Одиссей отправился к своему отцу Лаэрту, жившему вдали от города, ухаживая за садом и оплакивая пропавшего без вести сына. Даже Лаэрт узнал Одиссея лишь тогда, когда тот показал ему рубец от раны на ноге и перечислил все плодовые деревья, подаренные ему отцом еще в детстве».А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.
История П. рассказана Гомером в поэме «Одиссея». Образ П. широко отражен в мировом искусстве: одноименные трагедии Эсхила, Филокла Старшего, комедия Феопомпа; живопись Ф.Приматиччо; оперы Д.Скарлатти, Д.Чимарозы, Р.Либермана; роман М.Этвуд «Пенелопиада» и др.
«И смотрит он на берег в оба,
Где в нише из каменных плит
Супруга его Пенелопа,
Рыдая, за прялкой сидит». Н.Заболоцкий. Одиссей и сирены.
ПИГОФИЛИЯ, см. КАЛЛИПИГА
ПОЛЛАКА, см. ДИКТЕРИАДЫ; ДИКТЕРИОН
ПОРНЕ, см. ДИКТЕРИАДЫ
ПОЯС АФРОДИТЫ, см. АФРОДИТА
ПРИАП /лат. Priapus/, 1) в античной мифологии фаллическое божество плодородия.
По разным версиям, родителями П. считаются Дионис, Гермес, Пан, Адонис, Афродита, нимфа Хиона и др. Первоначально почитался как местный сельский божок в городе Лампсак. После походов Александра III Македонского культ П. распространился по всему Восточному Средиземноморью.
Отличался повышенной пол. возбудимостью; пытался изнасиловать нимфу Лотис (Ovid, Fasti 1.391). Обычно изображался с огромным фаллосом. По утверждению Гая Юлия Гигина, по длине пол. члена П. превосходил говорящего осла Диониса (Hyginus, Astronomica, 2.23). Покровительствовал проституткам, сводникам и др. Изображения П. постоянно встречаются на фресках Помпеи и Геркуланума, многочисленных рельефах, амулетах и др. Статуи П. устанавливались в городских садах, на дорогах, а также в публичных домах. Праздники в честь П. проводились в марте и июне; носили характер оргий (1). См. также Фаллические культы.
«Приап был не только богом садов. В качестве стража плодородия он считался также покровителем людской плодовитости. Поэтому люди, страдавшие бесплодием, добивались его помощи; и точно так же его содействие было желательно при любых сексуальных расстройствах.<>
В поздние эпохи религиозные праздники в честь Приапа были исключительно разнузданными и грубыми. Описание, которое дает Петроний («Сатирикон», 26 и далее), возможно, намеренно преувеличено в том, что касается дефлорации малолетней девочки. Но Августин также пишет: «Неужели в честь Приапа отправляют гнусные безобразия одни только мимы, но никак не жрецы? Или он одним образом выставляется для поклонения в местах священных и совсем другим является в театр, служа объектом всеобщей потехи?.. Скорее следовало бы благодарить гистрионов за то, что они щадят стыдливость людей и не показывают на зрелищах всего того, что скрывается за священными стенами храмов. Что хорошего можно думать об их сокровенной святыне, когда так много гнусного в том, что выставляется на обозрение?.. Каков же, следовательно, тот культ, для отправления которого святость избрала таких людей, каких гнушается и театральная мерзость?» О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.
Образ П. постоянно привлекает внимание мастеров искусств: живопись Д.Беллини («Пир богов», 1514), Н.Пуссена (1620-1623); скульптура П.Пикассо (1952) и др.
«Сад я разбил; там, под сенью развесистых буков,
В мраке прохладном, статую воздвиг я Приапу». А.Майков. Приапу.
2) муж. пол. член в состоянии эрекции; эпоним приапизма. См. также Приапеи.
«Приап, Приап! Плещи мудями!» А.Полежаев. Сашка.
С
SANGUINARIA, см. ГАЛЛЫ
САМОКАСТРАЦИЯ, см. ГАЛЛЫ
САПФИЗМ, см. САФИЗМ
САТИРЫ /лат. satyros/, в греч. мифологии божества плодородия.
Постоянные спутники Вакха; Диониса. Отождествляются с Силеном; Фавном; близки Пану. Олицетворяют сладострастие и чревоугодие; преследуют нимф (1) и проводят время в пьяных оргиях. Обычно изображались с тупым вздернутым носом, покрытыми шерстью бедрами, козлиными копытами и хвостом.
«Первые упоминания о сатирах – лесных существах, полулюдях-полукозлах, относятся к VIII столетию до н. э. Мифы о них связаны с культом Диониса, бога виноделия и веселья, которого римляне называли Вакхом (Бахусом). В греческих и римских легендах сатиры и их двойники – фавны, сильваны, силены, паны – выступали чаще всего как проказники, шуты, трусишки, пьяницы, сластолюбцы, обманщики и развратники. В христианской традиции их стали ассоциировать с дьяволом. Контрастность качеств, приписываемых сатиру, сделала его одним из самых популярных образов литературы и искусства на протяжении всей мировой истории. Даже в нашем столетии он остается одновременно символом невинности и простодушия и зла». Н.Непомняший. Экзотическая зоология.
Классический сюжет мирового искусства (живопись П.Веронезе, П.Рубенса, А.Ван Дейка, Н.Пуссена, А.Матисса; гравюры А.Дюрера и др.). См. также Божества любви.
«Розами рога обвиты,
Плющ на черных волосах,
Козий мех, вином налитый,
У Сатира на плечах”. А.Пушкин. Блаженство.
«Античный мир. Зефир струит эфир.
Несется нимфа юная – а сзади
трусит за нимфой пожилой сатир,
как принято в распутной их Элладе.
Истошно та, естественно, визжит,
а в паузах сквозь зубы тихо стонет:
«Блин! До чего же медленно бежит!
Так он меня до ночи не догонит!..»
А он бурчит под нос, дыша с трудом:
«У! Знала бы ты, как мне неохота!
Ну, догоню. А дальше? Что потом?!
Проклятый возраст! Чертова работа!..» С.Сатин. Древний-предревний анекдот.
САТУРНАЛИИ, см. ОРГИЯ (1)
САФИЗМ (сапфизм), то же, что лесбийская любовь.
Эпонимом термина является древнегреч. поэтесса Сафо, которая считается родоначальницей жен. гомосексуализма: «Женщины Лесбоса действительно были подвержены этой страсти, но Сафо нашла ее уже в обычаях и нравах своей страны, а вовсе не изобрела сама». Лукиан. Разговоры богов. См. также Трибадия.
«Лесбийские ласки воспевала поэтесса Сафо, поэтому этот вид половой любви женщины к женщине иногда называется еще и сафизмом». Кинесса. Брак под микроскопом.
«Стихотворение Сапфо о ее эмоциональных переживаниях по отношению к ученице – классический пример любовных страданий:
чуть вдали завижу
Образ твой, – я сердца не чую в персях.
Уст не раскрыть мне!
Бедный нем язык, а по жилам тонкий
Знойным холодком пробегает пламень;
Гул в ушах; темнеют, потухли очи;
Ноги не держат…
Вся дрожу, мертвею; увлажнен потом
Бледный лед чела: словно смерть подходит…
Шаг один – и я, бездыханным телом,
Сникну за землю». Перевод Вяч. Иванова.
СВАДА, см. ПЕЙТО
СВЯЩЕННЫЙ БРАК, см. ИЕРОГАМИЯ; ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ
СИЛЕН /греч. Seilenos, лат. Silenus/, в греч. мифологии божество, родственное Сатирам. См. также Божества любви.
Воспитатель и спутник Диониса. Традиционно изображался существом с лошадиными ушами, хвостом и копытами, либо лысым, полупьяным стариком в компании с вакханками (1).
«Древнегреческие леса и горы, кроме нимф, наполняли также многочисленные демоны плодородия – сатиры и силены, настолько близкие по своему облику низшие лесные божества, что сами греки часто путали их друг с другом, а потом и вовсе перестали различать. Их неразрывная связь с живой природой проявлялась в козлиных или лошадиных копытцах и хвостах, острых торчащих ушах, а иногда и задорно поднимавшихся козлиных рожках. Буйные, неукротимые, неуемные в любви, вине и веселье, они с заселением Олимпа богами превратились в спутников бога вина и виноделия Диониса.
Впоследствии из массы силенов выделился один, обладавший явной индивидуальностью Силен, мудрый и музыкальный, но в то же время не способный устоять перед лишней чашей вина. Дионис, в свите которого он состоял, относился к нему с высочайшим почтением». А.Немировский. Мифы и легенды народов мира.
Образ С. – распространенный сюжет мирового искусства (картины П.Рубенса, А.Ван Дейка и др.).
«Где Бахус на тигре, с толпою вакханок и древним Силеном». А.Дельвиг. На смерть Державина.
СПИНТРИИ /от лат. spina – спина, задняя часть туловища/, юные рабы обоего пола, принимавшие участие в оргиях (2) рим. императора Тиберия.
«Собранные толпами отовсюду девки и мальчишки – среди них были те изобретатели чудовищных сладострастий, которых он называл «спинтриями» – наперебой совокуплялись перед ним по трое, возбуждая этим зрелищем его угасающую похоть». Светоний. Жизнь двенадцати цезарей.
СУД ПАРИСА, см. ПАРИС
Т
ТЕСМОФОРИИ, см. ДЕМЕТРА
ТРИБАДИЯ /англ. Tribadia; от греч. tribos – трение, растирание/ (трибадизм; трибазия), 1) то же, что лесбийская любовь;
Описания Т. встречаются у некоторых античных авторов. В Древнем Риме покровительницей Т. считалась Бона Деа. На трибадических оргиях в ее честь участницы пользовались дилдосами.
«Это явление известно с древнейших времен. Оно имело место в жизни первобытных народов и Европы, и Азии, и Африки, и Америки. Оно было характерной приметой быта и нравов Древней Индии, Вавилона, Египта, Греции и Рима… Женский гомосексуализм еще с тех времен назывался лесбийской любовью, или сафизмом по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос, которая была подвержена этому влечению, которое имело еще одно название – «трибадия» (от греческого слова «трибеин», что означает «тереть»). В.Гитин. Эта покорная тварь – женщина.
Трибады (трибазы; фрикатрисы) – лесбиянки, занимающиеся Т. «Под трибадами мы подразумеваем женщин, предпринимающих совместные половые действия – будь то ласки руками, куннилинг, сношение посредством олисба или естественным образом». Г. Лихт. Сексуальная жизнь в Древней Греции.
«Отчасти проблема с сексуальными отношениями между женщинами состояла в том, что для этих отношений долгое время не существовало определенного названия. Хотя в XVI веке у того же Брантома появляется слово «лесбиянка», до XIX столетия его использовали редко. К тому же оно скорее отсылало к разновидности акта, нежели к характеристике человека. Половая связь между женщинами именовалась разными способами: поллюция, блуд, взаимная мастурбация, содомия, coitus или нечистота, осквернение женщинами друг друга. Сами женщины в таком случае назывались «фрикатрисами» или «трибадами». А.Корбен. История тела.
«Раздосадованный, я уже собирался оставить все подобные размышления, когда один старый развратник воскликнул:
– Послушайте, ведь она … ТРИБАЗА!
Это слово осветило все звенья. Противоречия сгладились. Трибаза! о! это слово кажется страшным для слуха, оно создает перед вами волнующее видение неслыханного сладострастия, порочного до безумия. Это неистовое бешенство, неудержимое желание, наслаждение ужасающее и незавершенное.... Напрасно я отгонял эти образы, они в мгновение ока погрузили мое воображение в разгульный вихрь. Я уже видел перед собой обнаженную графиню в обьятиях другой женщины с распущенными волосами, задыхающуюся, изнуренную муками недоспевшей сладости». А. Мюссе. Гамиани.
2) в сексологии одна из техник лесбийской любви, заключающаяся в энергичном притирании лобком к вульве партнерши. Различается Т. экстерна /от лат. externus – внешний, наружный/ – разновидность петтинга; а также Т. интерна /от лат. internus – внутренний/ – имитация пол. акта с введением руки или какого-либо предмета во влагалище.
Т. /англ./: scissoring; tribbing; tribadism; vulval-vulval rubbing.
«Гораций пишет, что женщины поочередно ласкали клиторы и вульвы друг друга, а затем, когда наступала пора оргазма, ласки заменялись на трибадию. Это значит, что одна женщина ложилась на другую и, имитируя половой акт, нежно терла орган об орган. При этом нередко возникала содружественная эякуляция, т.е. одновременнное сладострастие и экстаз, после которого они еще долго нежно ласкали друг друга». Кинесса. Брак под микроскопом.
Т. /разг./: ножницы.
У
УНДИНА, см. НИМФА
Ф
ФАВН /лат. Faunus/, в рим. мифологии бог плодородия, покровитель скотоводства, полей и лесов.
Соответствует греч. Пану; близок сатирам; скандинавским троллям. Существо с торсом человека, ногами, хвостом и рогами козла; олицетворение сладострастия. Согласно легенде, принял облик змея и опоил свою дочь, чтобы вступить с ней в связь. Во время ежегодных праздников чествовался под именем Луперк /лат. Lupercus/. См. Луперкалии.
Образ Ф. воплощен в пластике О.Родена, П.Пикассо; живописи П.Рубенса, Д.Пальмы Старшего, А.Беклина; симфонической поэме К.Дебюсси и мн. др.
«Опомнись, Фавн!..
Когда в пылании густом
Восторг твой рисовал двух женщин белокожих,
Обман, струясь из глаз, на родники похожих,
Светился холодом невинности, но та,
Другая, пылкая, чьи жгучие уста
Пьянят, как ветерок, дрожащий в шерсти рыжей,
Вся вздохи, вся призыв! – о нет, когда все ближе
Ленивый обморок полдневной духоты,
Единственный ручей в осоке слышишь ты,
Напевно брызжущий над флейтою двуствольной,
И если ветерок повеет своевольный,
Виной тому сухой искусственный порыв,
Чьи звуки, горизонт высокий приоткрыв,
Спешат расплавиться в непостижимом зное,
Где вдохновение рождается земное!» С.Малларме. Послеполуденный отдых фавна.
"Он устремился вслед и поймал ее так, как фавны ловят нимф в аттических дубравах". В.Аксенов. Новый сладостный стиль.
ФАВНА, см. БОНА ДЕА
ФАСЦИНИЙ /лат. fascinum/ (фасцин; фасцинус), в Древней Греции и Риме ритуальный столб, предназначенный для жертвоприношений девственности.
Атрибут бога Мутуна; соответствует лингаму. Широкое распространение имели также амулеты Ф. в виде крылатого фаллоса, защищавшие от порчи.
«Вот ряд десятилетних невест, которых принуждают сесть на фасциний – кол из слоновой кости в храмах классического образования». В.Набоков. Лолита.
ФИАДЫ, см. ВАКХАНКИ
ФРИКАТРИСЫ, см. ТРИБАДИЯ
Х
ХАРИТЫ /от греч. chairein – радоваться, здравствовать/, в греч. мифологии олицетворение красоты и жен. прелести; соответствуют рим. грациям.
Постоянные спутницы Афродиты, Диониса и Аполлона наравне с музами – покровительницами искусств. Считались дочерьми Зевса и Эвриномы, дочери Посейдона.
Х. – излюбленный сюжет классического искусства (живопись С.Ботичелли, А.Корреджо, Л.Кранаха Старшего, Я.Тинторетто, П.Рубенса; скульптуры А.Кановы, Б.Торвальдсена и др.).
«Трех ему розовощеких Харит родила Евринома,
Славная дочь Океана с прелестным лицом. Имена их
Первой – Аглая, второй – Евфросина и третьей – Фалия». Гесиод. Теогония.
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ /лат. panem et circenses/, крылатое выражение, отражающее главные интересы плебса и городской черни времен упадка Римской империи.
Авторство принадлежит рим. поэту Ювеналу (ок. 60-ок. 127), который резко осуждал моральное разложение и погоню за удовлетворением грубых физиологических потребностей, царивших в тогдашнем обществе.
«Этот народ уж давно, с той поры, как свои голоса мы
Не продаем, все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Все раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!» Ювенал. Сатиры. Книга IV, сатира десятая.
В дальнейшем выражение Х.З. стало применяться расширительно для характеристики пресыщенных, не желающих трудиться паразитов. См. также О времена, о нравы!
«Роскошь и разврат сгубили Рим. Благодаря победам в Азии и Македонии Империя получила громадные контрибуции. Сенат освободил все население от уплаты налогов на двадцать четыре года. Это необычайно вдохновило богачей и спекулянтов, которые бросились зарабатывать и тратить деньги. Пресыщенная аристократия устраивала неслыханные пиры и развлечения. Разучившийся трудиться народ требовал «хлеба и зрелищ»». А.Сосновский. Лики любви.
Ц
ЦЕРЕРА, в рим. мифологии богиня земледелия и плодородия, покровительница браков.
Соответствует греч. Деметре. Ежегодные праздники в честь Ц. (цериалии) отмечались в Древ. Риме с 12 по 19 апреля. Обычно носили характер оргии (1).
Образ Ц. – постоянный сюжет мировой живописи (П.Рубенс, Н.Пуссен, А.Беклин, А.Ватто и др.). См. также Божества любви.
«Сбирайтесь плясать на коврах луговых
И пеньем благую Цереру встречайте.
Церера сдружила враждебных людей;
Жестокие нравы смягчила». В.Жуковский. Элевзинский праздник.
ЦЕРИАЛИИ, см. ЦЕРЕРА
ЦИТЕРА, см. КИФЕРА
Э
ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ /англ. Mysteries of Eleusis; греч. Eleusinia/ (брак священный), один из самых древних религиозных ритуалов в Древней Греции.
Согласно легенде, Э.М. основаны ок. 1400 до н.э. сыном Посейдона Евмолпом. Начиная с VII в. до н.э. центром Э.М. являлся город Элевсин в 22 км от Афин. Проходили ежегодно в феврале (Малые мистерии) и сентябре (Великие мистерии). По описаниям историков, собирали до трех тысяч человек. Посвящались Деметре и ее дочери Персефоне, которая была похищена в подземный мир. Разгневанная Деметра пригрозила голодной смертью, если боги не вернут дочь. Люди молили верховного правителя Зевса о возвращении Персефоны и будущем богатом урожае.
Центральным пунктом Э.М. являлась иерогамия, в которой принимали участие особо посвященные жрецы (т.н. мисты; мистагоги; мистики). Главный жрец храма символически совершал совокупление с богиней плодородия и вызывал у себя семяизвержение с помощью наркотического напитка. Ликующая толпа верующих постепенно приходила в экстаз и завершала программу групповой сексуальной оргией.
«Античные авторы неоднократно восторженно писали об Элевсинских мистериях. Пиндар (fr. 115) и Софокл (fr. 719 Dindorf) называли посвященных счастливыми в этой, а главное – в загробной жизни. Ведь считалось, что в потустороннем мире всех ждут мучения и страдания, и лишь посвященные в таинства получают там блаженное существование (Soph. Fr. 719; Plat. Phaed. 69). Элий Аристид в «Элевсинской речи» (XXII, 2) именовал Элевсин святыней всей земли и самым блистательным из святилищ. Цицерон в диалоге «О законах» (II, 36) утверждал, что из всего исключительно ценного, созданного Афинами, самое лучшее – Элевсинские мистерии; благодаря им, люди, по природе дикие и жестокие, перевоспитываются в духе человечности и мягкости, познают основы жизни и учатся жить с радостью и умирать с надеждой на лучшее». М.Скржинская. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.
В 392 рим. император Феодосий I запретил Э.М. как языческий праздник; фактически прекратили существование только после вторжения готов в Византию.
“Ему бы только сидеть в кабинете со своими греческими книгами, на уме у него только элевсинские мистерии, кабиры какие-то». В.Вересаев. В тупике.
ЭРОТ /греч. Erot/, в древ.-греч. мифологии божество любви; то же, что Амур, Купидон, Эрос (3). Ср. Антерос (1).
Сын Ареса и Афродиты. Наряду с Хаосом, Тартаром и Геей, Э. является олицетворением созидательной космогонической силы. Праздники в честь Э. (эротидии) отмечались раз в пять лет.
Миф об Э. и его возлюбленной Психее – один из самых популярных сюжетов мирового искусства (ныне утраченные изваяния Праксителя и Лисиппа в Феспиях (V в. до н.э.); скульптуры А.Кановы, Б.Торвальдсена, О.Родена; живопись Тициана, А.Корреджо, П.Рубенса, В.Бугеро, О.Кокошки и мн. др.).
«Возглавившему свиту Диониса
дано ― дразнить, швырять дары щедрот.
Дразнить ― смешно, опасно ― додразниться:
ни там, ни здесь не спит Амур― Эрот». Б.Ахмадулина. Невольные прегрешения в ночь на 25 декабря.
Эроты (лат. амуры; амуретты) – персонофикация различных функций Э. в эпоху эллинизма и Римской империи.
Крылатые обнаженные мальчики с луком и колчаном. Поражали своими стрелами людей и богов: золотые стрелы возбуждали любовь, свинцовые вызывали смерть. Иногда изображались с повязкой на глазах, которая символизировала случайность выбора.
«Греки распутали клубок любви, поименовав каждую отдельную нить в нем и назначив ответственных богов. Афродиту, верховную богиню любви и красоты, сопровождала свита крылатых нагих божков – эротов. Как и многие божества (Аид и его подземная когорта, например), стоило человечеству встать на ноги и расцвести, эроты внезапно обнаружили, что дел у них невпроворот. У каждого эрота была своя особая разновидность любовной страсти, за которой ему полагалось следить и которую воспевать.