«Единственный способ отделаться от искушения – поддаться ему». О.Уайльд.
Искуситель (жен. -ница) (соблазнитель) – лицо, прибегающее к И. для достижения своих целей.
«Вот только пошепталась она с лукавым искусителем, и уже подпала под власть его поганых чар». Ф.Сологуб. Царица поцелуев.
«Эта искусительница ― не девушка, а баллада ля бемоль мажор!» Венедикт Ерофеев. Москва – Петушки.
Искушать (искусить; соблазнять) – вызывать И., внушать желание.
«Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей». Е.Баратынский. Разуверение.
Искусительный (-ая; -ое) (соблазнительный) – обладающий свойствами И.
«…встретился искусительный случай попробовать счастия…” Н.Дурова. Кавалерист-девица.
Искушающий (-ая; -ое) (соблазняющий) – внушающий И.
«Словно за него говорит некто, сидящий в нем, искушающий через него всех героев пьесы. Не есть ли это бес искушающий?» В.Воропаев. «Гоголь над страницами духовных книг.
Икушаемый (-ая; ое) – подвергающийся И.
«В час полуденный, зыбко свиваясь по Древу,
Водит, тянется малой головкой своей,
Ищет трепетным жалом нагую смущенную Еву
Искушающий Змей.
И стройна, высока, с преклоненными взорами Ева,
И к бедру ее круглому гривою ластится Лев,
И в короне Павлин громко кличет с запретного Древа
О блаженном стыде искушаемых дев». И.Бунин. Искушение.
К
КИДИНГИРРА, см. ВАВИЛОН
Л
ЛИЛИТ /Lilith, Lilitu; иврит לילית – букв. «ночная»/ (Джелал; Кель-Джелал), предположительно первая женщина и жена (1) Адама.
Легендарный персонаж аккадской и иудейской мифологии, не признаваемый официальным богословием. Упоминается в сохранившихся списках Эпоса о Гильгамеше (VII в. до н.э.), Кумранских рукописях (250 до н.э. – 68), каббалистической Книге Зогар (II в.) и др. В Библии имя Л. отсутствует. Однако, разночтение в тексте допускает предположение о ее существовании: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Бытие. I, 27); «И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие. I, 31). Таким образом, первая женщина появилась раньше Евы, о создании которой в Ветхом завете сказано позднее.
Согласно легенде, Адам и Л. любили друг друга, но постоянно ссорились. “Алфавит Бен-Сира” (“The Alphabet of Ben-Sira”, между VIII-XI в.в.) утверждает, что Л., якобы, отказалась занять нижнее положение во время пол. акта: “Она сказала, я не буду лежать ниже, и он сказал, я не буду лежать ниже, но только на вершине. Ты пригодна находиться только в подвластном положении, в то время как я – в превосходящем”. Непокорная Л. изменила мужу с демоном Асмодеем, за что была изгнана из эдема.
Тоскующий Адам попросил бога Яхве вернуть ему Л. Тот послал за ней ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, однако, Л. ответила категорическим отказом. Она превратилась в царицу ночи, повелительницу ночных демонов. Наводила порчу на младенцев, вызывала бесплодие у женщин, похищала сперму молодых мужчин, чтобы зачать новых чудовищ. В Книге пророка Исайи Л. упоминается как «ночное привидение». В “Септуагинте” (греч. перевод Библии) Л. предстает в виде онокентавра (onokentauros) – гибрида осла и человека. В древнегреч. мифологии отождествлялась с ламией – безумным вампиром в жен. облике, а также с богиней луны Гекатой. В средневековом фольклоре считалась предводительницей инкубов-суккубов; послужила праобразом валькирии Брунгильды – героини “Саги о Нибелунгах”.
«За столетия своего развития образ Лилит прочно укоренился в фольклоре различных регионов мира. Он периодически возникал в рассказах и легендах, которые, перед тем как были записаны, на протяжении длительного времени передавались в устной форме.<> Самыми древними из них являются еврейские греко-византийские легенды, которые были широко распространены наряду с коптскими, эфиопскими, армянскими и сирийскими. В последствие, они обрастали местным колоритом. Существует гипотеза, согласно которой легенды о Лилит были первоначально распространены среди южных славян, в частности в русском фольклоре, а так же у греков, и только потом перекочевали на Запад». З.Гурвиц. Книга Лилит.
« …причиной ссоры между первым человеком Адамом и его первой женой Лилит был именно спор о том, в какой позе они должны совокупляться. Адам настаивал на том, чтобы во время соития он находился сверху, так как такая позиция подчеркивала его главенствующее положение как мужчины. Однако ненасытная Лилит считала, что сверху должна быть именно она… Последствия этой истории достаточно хорошо известны: Лилит убегает от Адама и становится верной спутницей Сатаны». В.Поволяев. Жизнь и смерть генерала Корнилова.
Образ Л. лежит в основе представлений о роковой женщине. Породил целую традицию в мировом искусстве: поэма Данте Габриеля Россетти «Райская обитель» (1868), фантастическая новелла Джорджа Макдональда «Лилит» (1895), рассказ Анатоля Франса «Дочь Лилит», стихотворения Федора Сологуба, Аветиса Исаакяна, Владимира Набокова, Марины Цветаевой («Попытка ревности») и др. Л. является одним из персонажей трагедии Гете «Фауст», философских трактатов Алистера Кроули “О волшебном искусстве” (“De Arte Magica”) и Даниила Андреева «Роза мира».
Л. /перен./ – олицетворение зла и исчадие ада.
“Во мне душа Лилит, лунная, холодная душа первой эдемской девы, первой жены Адама. Земное, дневное, грубое солнце мне, бледной Лилит, ненавистно. Не люблю я дневной жизни и безобразных ее достижений. К холодным успокоениям зову я тех, кого полюбила. К восторгам безмерной и невозможной любви зову я их”. Ф.Сологуб. Красногубая гостья.
ЛЮБОДЕЯНИЕ /устар./ 1) то же, что разврат; распутство; 2) то же, что прелюбодеяние.
«…власть над нею имел бес, толкавший ее к неудержному и ненасытному любодеянию». Е.Замятин. О том, как исцелен был инок Еразм.
Любодей (блудодей; прелюбодей) – лицо, совершающее Л.
«Отец его, по свидетельству современника, был «великий весельчак, едун и любодей», на весь Тихвинский уезд славный пирами, чадо бурной екатерининской эпохи». И.Кунин. Римский-Корсаков.
«Тела блюдешь чистоту, а душа все равно любодейка…
Женщину не устеречь против желанья ее.
Женскую душу сберечь никакие не смогут затворы:
Кажется, все на замке, – а соблазнитель проник!» Овидий. Любовные элегии. Перевод С. Шервинского.
“И решили княгиня да воеводиха проучить любодеев». Е.Колядина. Цветочный крест.
ЛЮБОСТРАСТИЕ /устар./, то же, что сладострастие.
«Сегодня уже странно было бы и глупо обсуждать любострастие в давнем списке смертных грехов». И.Губерман. Чудеса и трагедии черного ящика.
Любострастый (-ая; -ое) – функционально свойственный или присущий Л.
«Есть еврейки очень хорошенькие! – возражал ему тот с любострастной улыбкой». А.Писемский. Мещане.
Любострастник – лицо, предающиеся Л.
«…наши любострастники, ставшие, как выразилась Надя, счастливыми обладателями однокомнатной явочной квартиры, довели себя до полного головокружения от успехов». Ю.Поляков. Апофегей.
Н
НЕПОРОЧНОСТЬ, 1) целостность девственной плевы; то же, что девственность;
2) нравственная чистота; то же, что невинность; целомудрие. Ср. Порочность.
«Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Н.Карамзин. Бедная Лиза.
Непорочный (-ая; -ое) – обладающий признаками и свойствами Н. См. также Партеногенез.
«Тебя я видел непорочно чистой –
Глазами всех любовников твоих». А.Пинио.
О
ОБОЛЬЩЕНИЕ, искусство соблазнения; то же, что искушение.
“ Дай, говорит, Микитка, я положу на тебя свою ножку. А он, дурень, и рад тому: говорит, что не только ножку, но и сама садись на меня. Панночка подняла свою ножку, и как увидел он ее нагую, полную и белую ножку, то, говорит, чара так и ошеломила его. <>
Так вот какие устройства и обольщения бывают!» Н.Гоголь. Вий.
«Цель обольщения заключается в том, чтобы заманить жертву и лишить ее возможности сопротивляться; в юридических терминах это звучит так: подкупить и развратить жертву. Обольститель отвлекает жертву от реальности, действуя внезапно, исподтишка. Он никогда не действует открыто, а всегда окольными путями, чтобы угадать желание другого человека, того, кто им восхищается, кто способствует поднятию его самооценки. Извращенное обольщение использует защитные инстинкты другого человека. Причиной подобного обольщения является самовлюбленность агрессора: нужно заставить жертву восхищаться только им, производить на него благоприятное впечатление. Используя одностороннее обольщение, самовлюбленный извращенный человек добивается, чтобы им восхищались без притязаний на какие-либо отношения с ним. Согласно Ж. Бодрияру, обольщение избегает действительности и манипулирует видимостью». М.-Ф. Иригуайан. Моральные домогательства.
Обольститель (жен. – ница) – лицо, использующее О. и соблазн для достижения взаимности и симпатии. См. также Вамп.
“Был, как я, благородного рода,
Стройным юношей, храбрым героем,
Обольстителем северных дев”. А.Блок. Ночная фиалка.
«…а он, на глазах ее, к одной здешней обольстительнице ходит». Ф.Достоевский. Братья Карамазовы.
Обольстить (обольщать) – увлечь О. и соблазном; внушить искушение.
“Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?» М.Лермонтов. Герой нашего времени.
Обольстительный (-ая; -ое) – лицо, обладающий способностью О.
“…он человек хитрый и обольстительный насчет дам…” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.
«Вероятно, с точки зрения настоящего лакея или повара, она была обольстительна: румяные щеки, вздернутый нос, прищуренные глаза и полнота тела, переходящая уже в пухлость». А.Чехов. Рассказ неизвестного человека.
Обольщенный (-ая; -ое) – лицо, поддавшееся О.
“Он очертил волшебным кругом
Ее желанья; ведал он,
Что быть не мог ее супругом,
Что разделял их наш закон,
И обольщенная упала
На грудь убийцы своего!» М.Лермонтов. Измаил-Бей.
ОГОЛА И ОГОЛИВА /древнеевр. Oholah – букв. «ее шатер»; Oholibah – букв. «шатер у нее»/, в Библии имена двух сестер, прославившихся идолопоклонством и развратом.
Аллегорически символизируют города Самарию и Иерусалим – столицы Израиля и Иудеи, которые изменили Господу с иноверцами. История О.О. изложена в Книге пророка Иезекииля. О.О. «блудили они в Египте, блудили в своей молодости» (Иез., 23, 3); «И стала Огола блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к соседям своим, к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначльникам и градоправителям, ко всем красивым юношам, всадникам, ездящим на конях; и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из снов Асура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась; не переставала блудить и с Египтянами, потому что они с нею спали в молодости ее и растлевали девственные сосцы ее, и изливали не нее похоть свою» (Иезекииль, 23, 5-8).
О.О. были жестоко наказаны за неверность: «И придут на тебя с оружием, с конями и колесницами и с множеством народа, и обступят тебя кругом в латах, со щитами и в шлемах, и отдам им тебя на суд, и будут судить тебя своим судом.» (Иез., 23, 24). «И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя». (Иезекииль, 23, 29-30).
П
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ, см. .ГРЕХОПАДЕНИЕ
ПОРОКИ /англ. Vice; Laster/, 1) аморальные черты характера, обычно скрываемые от окружающих.
В христианском богословии П. обычно отождествляются с грехами и противостоят добродетелям.
«Это самый развращенный и погибший в пороках человек из всех подобного рода людей!” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.
2) (скверна) образ мыслей или действий, противоречащий общепринятой морали.
«Не могу я, значит, тае, чай пить. Потому от скверны от твоей, значит, тае, гнусно мне, дюже гнусно. Не могу я, тае, с тобой чай пить». Л.Толстой. Власть тьмы.
Неназываемый порок /разг., устарев./ – то же, что гомосексуализм в понятии морали викторианской.
«Однополая любовь была обречена оставаться неназываемой, выступать под чужим именем». И.Кон. Любовь небесного цвета.
ПОРОЧНОСТЬ, образ мыслей и действий, в основе которого заложены пороки; то же, что безнравственность; извращенность. Ср. Непорочность.
«Чувствовалось, что он уже все знает, все испытал, чувствовалась его порочность и то, что он весьма доволен ею…» И.Бунин. Жизнь Арсеньева.
Порочный (-ая; -ое) (безнравственный) – присущий или свойственный П.
«Дух беспокойный, дух порочный,
Кто звал тебя во тьме полночной?» М.Лермонтов. Демон.
ПОХОТЛИВОСТЬ, склонность к похоти.
«В Древней Греции считалось, что женщины более похотливы, что они не в состоянии сдерживать сексуальное влечение, если их жестко не ограничивать, постоянно за ними не следить, не заставлять жить на женской половине дома и не выдавать замуж сразу же по достижении половой зрелости. С другой стороны, мужчины полагали, что собственную похоть, как и все остальные желания, они могут подавлять с помощью своей хваленой самодисциплины. Зевс и Гера однажды завели об этом спор и решили обратиться с вопросом к прорицателю Тересию, в прошлом обладавшему качествами как мужчины, так и женщины. Представительницы прекрасного пола, ответил Тересий, испытывают девять десятых удовольствия от полового акта, оставляя партнеру-мужчине лишь одну десятую его часть». Э.Эбботт. История целибата.
«Проходили мужчины ― в картузах, фуражках, шляпах. У всех были животные, скрыто похотливые и беспощадные в своей похотливости лица. Толпа двигалась, одни лица сменялись другими, и за всеми ими таилась та же прячущаяся до случая, не знающая пощады мысль о женском мясе». В.Вересаев. Два конца.
Похотливый (-ая; -ое) /устар. заркий/– присущий или свойственный П.
«…слишком высокого был он о себе мнения, – он, ленивый, нечистый и похотливый…» Ю.Олеша. Зависть.
ПОХОТЬ, чувственное влечение на уровне примитивного инстинкта; то же, что блуд; вожделение. См. также Эрос (2).
Один из семи смертных грехов, осуждаемых религией и обществом. В искусстве Возрождения и барокко аллегорически изображалась в виде змеи или жабы, впившихся в жен. грудь или гениталии.
«Деянье похоти есть трата духа
В преступном мотовстве стыда: оно
Проклято, низменно, к рассудку глухо,
Убийственно, кроваво и грязно». У.Шекспир. Сонет 129.
«Священное Писание различает три типа вожделения, или похоти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин 2, 16). Девятая заповедь призывает к господству над плотским вожделением, десятая же – над вожделением чужих благ. Они запрещают свободно и сознательно поддаваться искушению похоти.
Похоть – это бунт плоти против духа. Она плод первородного греха. После грехопадения только Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь были ограждены от похоти.
Хотя похоть сама по себе – не грех, она склоняет нас ко греху и даже порождает его всякий раз, когда не подчиняется разуму, просвещенному верой посредством благодати Божией. Человек, отрицающий реальность похоти, обычно думает, что влечения, которые он чувствует в себе, естественны. Обычно он думает, что следовать этим склонностям – хорошо. Когда речь идет о склонности к насилию, многие люди понимают, что следовать инстинкту – плохо и неестественно. Но когда речь идет о целомудрии, те же самые люди часто говорят, что вовсе не плохо следовать этому «естественному» влечению. Девятая заповедь помогает нам понять, что похоть реальна и что нужно господствовать над ней. Похоть исказила человеческую природу, и то, что многим кажется естественным, на самом деле есть последствие греха». А.Гедеванишвили. Католическая вера.
ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ /устар./ 1) (прелюбодейство), нарушение супружеской верности одним из супругов; то же, что измена; любодеяние; форникация. См. также Адюльтер.
Тяжкий грех (1) с точки зрения христианской морали; в законодательстве целого ряда стран вполне достаточное основание для развода.
«Впрочем, мне тут хвастаться было нечем, мужчина берет только то, что ему дают и, таким образом, никогда не бывает вором. Только женщина крадет и продается. Тот единственный случай, когда она отдается бескорыстно, рискуя все потерять, – это, к сожалению, и есть прелюбодеяние. Продается девка, продается жена, и только женщина в прелюбодеянии бескорыстно отдает себя любовнику, но обирает тем самым своего мужа». А.Стриндберг. Слово безумца в свою защиту.
«Прежде здесь жили с чужими женами тайно – прелюбодеяние считалось чем-то таким, что стыдились выставлять на общий показ». А.Чехов. Дуэль.
Прелюбодей (жен. прелюбодейка) (блудодей; любодей) – лицо, совершающее П.
“Судился за сожитие вне брака с слободской женкой Матренкой и признан по суду явным прелюбодеем…” М.Салтыков-Щедрин. История одного города.
Прелюбодействовать (блудодействовать) – совершать П.
«…человек не только не должен прелюбодействовать, но должен избегать наслаждения красотою женщины…» Л.Толстой. Воскресение.
Прелюбодейный (-ая; -ое) (прелюодейский) – присущий или свойственный П.
«О мир прелюбодейный и грешный, враждебный Богу и человеческому спасению!» Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной.
2) то же, что блуд.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство». Библия. К Галатам 5:19.
Р
РЕБРО АДАМА, см. АДАМ
С
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, см. ГРЕХ
СЛАДОСТРАСТИЕ /англ. Lust; греч. luxuria; лат. voluptas/, болезненно обостренная чувственность; то же, что любострастие; эротизм. См. также Сатириаз; Нимфомания. Ср. Сластолюбие.
В период язычества олицетворяло могучую движущую силу эроса (1). Объект поклонения в культе древнерим. богини наслаждений (DeaVolupia). Античные символы С. – крокодил и куропатка: “Не попадаются ли иные в сети из-за своего сладострастия, как, например, перепела и куропатки, которые стремятся на голос самки, объятые желанием и ожиданием наслаждений любви, и забывают об опасности?” (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).
С моральной точки зрения С. является пороком, обычно скрываемым от окружающих. На практике выражается в постоянном возбуждении центральной нервной системы, фантазиях сексуальных, неадекватных сексуальных реакциях и т.п.
«Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием». Н.Гоголь. Тарас Бульба.
Христианское вероучение причисляет С. к одному из семи смертных грехов.
«Сладострастие вовсе не есть простое физиологическое состояние… Есть сладострастие плоти и сладострастие духа, и всегда оно лежит глубже эмпирических явлений, всегда есть ощущение в известном смысле трансцедентное, выводящее за грани». Н.Бердяев. Метафизика плоти и любви.
С. /устарев./: любострастие.
«Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия». А.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Сладострастники (жен. сладострастницы) – лица, подверженные С.
«Тут влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за нее собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество». Ф.Достоевский. Братья Карамазовы.
Сладострастный (-ая; -ое) – присущий или свойственный С.
«Преподавая в женской гимназии и в институте, он постоянно жил в каком- то сладострастном бреду…» А.Куприн. Яма.
СЛАСТОЛЮБИЕ, глубокая сосредоточенность на эротических переживаниях, имеющая характер обсессии; то же, что эротомания. Ср. Сладострастие.
«Сверх того, хотя он робел и краснел в присутствии женщин, но под этою робостью таилось то пущее сластолюбие, которое любит предварительно раздражить себя и потом уже неуклонно стремится к начертанной цели. Примеров этого затаенного, но жгучего сластолюбия рассказывали множество». М.Салтыков-Щедрин. История одного города.