banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


Пасть, сраженным Афродитой». В. Брюсов. Шаги Афродиты.

ПоясАфродиты (пояс Венеры) – атрибут А., обладающий магической силой сексуальной притягательности.

«В мифах Гера временами одалживает волшебный пояс Афродиты, чтобы соблазнить своего мужа Зевса. Это позволяет ей, например, очаровать и усыпить своего супруга в самый разгар Троянской войны. При этом самой Афродите (которая была на стороне троянцев) коварная Гера говорит, что пояс ей нужен на время, чтобы примирить ее приемных родителей, Океана и Тефиду:

«Дай мне любви, Афродита, дай мне тех сладких желаний, Коими ты покоряешь сердца и бессмертных и смертных… Их я иду посетить чтоб раздоры жестокие кончить. Долго, любезные сердцу, объятий и брачного ложа Долго чуждаются боги: вражда им вселилася в души. Если родителей я примирю моими словами, Если на одр возведу, чтобы вновь сочетались любовью, Вечно останусь я и любезной для них и почтенной».

Ей, улыбаясь пленительно, вновь отвечала Киприда: «Мне невозможно, не должно твоих отвергать убеждений. Ты почиваешь в объятиях бога всемощного Зевса».

Так говоря, разрешила на персях иглой испещренный Пояс узорчатый, все обаяния в нем заключались; В нем и любовь, и желания, шепот любви, изъясненья, Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.

Сама Гера после этого соблазняет своего мужа. В реальной жизни мы видим, как раз за разом жены прибегают к ухищрениям Венеры, чтобы разбудить любовный пыл своих мужей (а иногда – чтобы таким образом добиться своего). Примечательно, что без участия Афродиты тут не обходится». Г.Бедненко. Греческие богини. Архетипы женственности.

Б

БАССАРИДЫ, см. ВАКХАНКИ

БАУБО /Baubo; греч. ?????/, персонаж античной мифологии.

По сообщениям разных авторов, Б. – то ли смертная женщина, то ли бесстыдная богиня (dea impudica). Развеселила богиню Деметру непристойным танцем и обнажением своих органов половых во время Элевсинских мистерий.

В истории и культуре Б. олицетворяет грубую жен. сексуальность. Керамические изображения Б. в виде жен. фигуры, с головой расположенной на уровне бедер во множестве обнаружены при раскопках города Приены на западном побережье Малой Азии. Аналог Б. существует также в средневековом япон. фольклоре. См. также Анасирма; Низ телесный. Ср. Копропраксия.

«Когда Деметра, сетовавшая о похищении дочери своей Персефоны Плутоном, пришла, разыскивая ее, в Элевзис, то Баубо, жившая здесь вместе с Триптолемом и Евмолпом, угощая богиню (подчеркиваю далее я), поднесла ей отвар из полбы, [текст на греческом]; но богиня, удрученная горем, не хотела пить его. Тогда огорченная Баубо (слушайте! слушайте! внимайте, внимайте!) [текст на греческом] (т. е. обнажила свои стыдливые части и показала на них богине). Богиня после этого повеселела и приняла питье (Климент Александрийский в „Admonit. ad gentes“ 28 [„Увещание язычникам“]). Арновий рассказывает это иначе, нежели Клим. Александрийский; он говорит, что Baubo partem illam corporis, per quam secus foemineum subolem solet prodere, facit in speciem laevigari nondum duri atque striculi pusionis, redit ad Deam tristen et retegit se ipsam» 29 (Aglaaph., t. II, 819,820; Хрисанф, т. III, стр. 550—551, -примечание). [Баубо, сделав ту часть женского тела, через которую появляется плод, гладкой, подобно младенцу, еще не покрытому волосами, вернулась и показала ее грустной богине (лат.)]» В. Розанов. Перед Сахарной.

БАХУС, см. ВАКХ

БЕССТЫДНАЯ БОГИНЯ, см. БАУБО

БЛАГАЯ БОГИНЯ, см. БОНА ДЕА

БОНА ДЕА (лат. Bona dea) (благая богиня; Фавна), древнерим. богиня плодородия, покровительница женщин, врачевания, сестра или жена Фавна.

Храм Б.Д. находился в Риме, в одном из гротов на склоне Авентинского холма. Празднества в ее честь устраивались ежегодно в начале декабря или мая. Первоначально культ Б.Д. отличался аскетической сдержанностью, но уже во времена ранней Империи переродился в ритуальные оргии, в которых принимали участие только женщины. См. также Богиня-мать; Божества любви.

«Очевидно, аналогичным был культ Доброй богини (Bona Dea): это божество многие ученые отождествляют с древней римской богиней Фауной. Другие полагают, что она была заимствована из Греции. В любом случае Bona Dea являлась покровительницей женщин, которые просили ее помощи при несчастьях и болезнях. В Риме она была известна уже во время Тарентинской войны (272 год до н. э.); следовательно, возможно, что ее признали в Риме благодаря контактам с Грецией.<>

Вот что пишет Плутарх («Цезарь», 9): «У римлян есть богиня, которую они называют Доброю, а греки – Женскою. Фригийцы выдают ее за свою, считая супругою их царя Мидаса, римляне утверждают, что это нимфа Дриада, жена Фавна, по словам же греков – она та из матерей Диониса, имя которой нельзя называть. Поэтому женщины, участвующие в ее празднике, покрывают шатер виноградными лозами, и у ног богини помещается, в соответствии с мифом, священная змея. Ни одному мужчине нельзя присутствовать на празднестве и даже находиться в доме, где справляется торжество; лишь женщины творят священные обряды, во многом, как говорят, похожие на орфические. Когда приходит день праздника, консул или претор, в доме которого он справляется, должен покинуть дом вместе со всеми мужчинами, жена же его, приняв дом, производит священнодействия. Главная часть их совершается ночью, сопровождаясь играми и музыкой»

Ювенал описывает праздник Доброй богини с таким отвращением, что мы можем лишь отметить, но не объяснить различие между двумя описаниями.

Вот нарисованная Ювеналом картина во всех ее ярких красках:

Знаешь таинства Доброй богини, когда возбуждают

Флейты их пол, и рог, и вино, и менады Приапа

Все в исступленье вопят и, кису разметавши, несутся:

Мысль их горит желаньем объятий, кричат от кипящей

Страсти, и целый поток из вин, и крепких и старых,

Льется по их телам, увлажняя колени безумиц…

То не притворства игра, тут все происходит взаправду,

Так что готов воспылать с годами давно охладевший

Лаомедонтов сын, и Нестор – забыть свою грыжу:

Тут похотливость не ждет, тут женщина – чистая самка.

Вот по вертепу всему повторяется крик ее дружный:

«Можно, пускайте мужчин!» Когда засыпает любовник,

Женщина гонит его, укрытого в плащ с головою.

Если же юноши нет, бегут за рабами; надежды

Нет на рабов – наймут водоноса: и он пригодится.

Наконец, если под рукой нет и мужчины, они довольствуются ослом! Так заканчивается это чудовищное описание» . О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.

«А ведь точно, сегодня же Бона деа! – подхватил второй клиент. – Женщины собираются в доме претора Цезаря в Субуре, как я слышал. Хоть бы одним глазком поглядеть, что они там вытворяют». М. Алферова. Соперник Цезаря.

БРАК СВЯЩЕННЫЙ, см. ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

БРОМИЙ, см. ДИОНИС

В

VINALIA RUSTICA, см. ВЕНЕРА

ВАКХ /Bacchus; греч. ??????; лат. Bacchus/ (Бахус), первоначально фракийский или фригийский бог производительной силы, небесной и земной влаги.

Позднее у греков отождествлялся с Дионисом, а у римлян – с Либером. Муж Ариадны – дочери критского царя Миноса. Подарил людям виноградную лозу и научил виноделию. Любитель чувственных наслаждений и праздничных застолий. Иногда изображался нагим с юношей с венком на голове; чаще – в виде зрелого мужчины с чашей или кистью винограда. Появлялся в сопровождении Силена, Фавна, сатиров и нимф (1). Обычно держал в руках тирс (фаллический символ, увенчанный сосновой шишкой).

«В том гроте сумрачном, покрытом виноградом,

Сын Зевса был вручен элидским ореадам.

Сокрытый от людей, сокрытый от богов,

Он рос под говор вод и шелест тростников.

Лишь мирный бог лесов над тихой колыбелью