Книга Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Гавриловна Аптулаева. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве
Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве

Каковы первые признаки болезни? Ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно засыпая. У малыша появляется повышенная потливость. Во время ночного сна голова потеет настолько, что на подушке к утру остается влажное пятно. Во время кормления на лице выступают капельки пота. Ребенок постоянно трется головой о подушку, из-за чего выпадают волосики на затылке.

Причина возникновения рахита заключается в дефиците витамина D, от которого чаще страдают дети, родившиеся осенью, зимой и ранней весной (март-апрель). Именно этот витамин участвует в формировании костной системы и минерализации костей. Он естественно вырабатывается в коже под воздействием ультрафиолета, то есть благодаря солнечным лучам. При грудном вскармливании он также поступает в организм ребенка вместе с молоком матери, но в малых дозах, которые не удовлетворяют потребности организма младенца.

Помимо дефицита витамина D, развитию рахита могут способствовать следующие факторы: неблагополучное течение беременности, недоношенность, большая прибавка в весе ребенка за один месяц (больше одного килограмма), а также некоторые заболевания ребенка (атопический дерматит, заболевания желудочно-кишечного тракта, патология почек).

Рахит развивается довольно быстро. На начальной стадии заболевания родители могут заметить, что у малыша стали потеть ладошки и стопы, он начинает тереться затылком о постель, а во время кормления мама ощущает его испарину. Пот становится кислым, раздражая кожу ребенка. Моча тоже может иметь кислый запах и раздражать кожу малыша, часто вызывая появление опрелостей.

Сам малыш становится более беспокойным, раздражительным, плаксивым, возбужденным, при этом может нарушаться режим сна, сон становится беспокойным, тревожным, со вздрагиваниями. Малыш может вздрагивать даже при негромких звуках.

Осматривая малыша, врач, как правило, отмечает небольшое размягчение костей черепа, образующих края большого родничка и швов.

Если на данном этапе не начато лечение и не устранены причины, то проявления болезни постепенно нарастают. Более поздние изменения появляются со стороны костной системы. Среди симптомов могут быть обнаружены размягчения по краям большого родничка и черепных швов, уплощение затылка, его скошенность в правую или левую сторону, на запястьях появляются так называемые «рахитические четки», утолщения и разворот на ребрах, появление лобных и теменных бугорков.

При отсутствии адекватного лечения ко второму полугодию жизни появляются деформации нижних конечностей (ножки искривляются «колесом» или приобретают Х-образную форму). Кроме того, развивается снижение мышечного тонуса (мышечная гипотония). Из-за слабости мышц появляются большой живот («лягушачий» живот) и повышенная подвижность в суставах. В целом ребенок начинает задерживаться в развитии моторных навыков, в частности поздно начинает переворачиваться на живот и спину, сидеть, ползать, стоять, ходить.

У детей с проявлениями рахита часто запаздывает прорезывание зубов, появляется склонность к запорам, нарушается работа внутренних органов: легких и сердца. Из-за снижения иммунитета малыши начинают часто болеть респираторными инфекциями.

Родителям важно помнить: если своевременно не начать лечение, сформировавшиеся костные изменения останутся надолго, иногда на всю жизнь. Рахит способствует снижению иммунитета, мышечной гипотонии и увеличивает риск переломов в более старшем возрасте. Но если лечение начать вовремя, здоровье ребенка можно вернуть в норму. В этой ситуации важно не затягивать с необходимыми мерами!

Отсюда следует: как только вы обнаружили признаки рахита, нужно сразу обращаться к врачу. Если профилактические дозы витамина D уже были вам назначены, их будет необходимо увеличить. Но передозировка недопустима в любом случае!


Лечение рахита

Дозировка витамина D может регулироваться в зависимости от:

района проживания. При достаточной инсоляции в южных регионах страны необходимость в дополнительном введении витамина D меньше, чем в случае проживания в северных широтах;

способа вскармливания. Если малыш получает искусственные молочные смеси, учитывайте этот факт. Большинство из них обогащены витамином D, а его передозировка опасна.

Витамин D ребенку можно капать прямо в рот, все препараты имеют дозаторы.

В последние годы спиртовой раствор витамина D практически не применяют, так как спирт может испаряться при неплотно закрытом флаконе, из-за чего концентрация витамина D возрастает. Также на первом году жизни ребенка редко используют препараты рыбьего жира из-за их специфического вкуса и запаха, которые часто вызывают у малышей негативную реакцию.

Правильный расчет лечебной дозы – очень важный момент! Врачи остерегаются назначения чрезмерно высоких доз, а также ударных методов лечения рахита, поскольку это может привести к развитию гипервитаминоза D.

Симптомы передозировки выражаются в слабости ребенка, потере аппетита, поносах, тошноте, рвоте, снижении веса, судорогах, лихорадке, затруднии дыхания. Также не надо забывать, что у малыша может быть индивидуальная чувствительность к витамину D.

Если после нескольких дней приема витамина ребенок начинает отказываться от еды, у него появляются тошнота или рвота, маме следует срочно обратиться к педиатру, чтобы установить правильный диагноз и исключить передозировку препарата.

И в то же время не волнуйтесь, если вы случайно капнете вместо одной капли две. В этом случае препарат нужно дать малышу не на следующий день, а через день. И кроме того, передозировка обычно чаще встречается, если малышу по ошибке вместо масляного или водного дают спиртовой раствор. Поэтому будьте очень внимательны при покупке витамина и строго соблюдайте все назначения вашего педиатра.

После окончания лечебного курса переходят на длительный прием профилактической дозы витамина каждый день в течение года, за исключением солнечных месяцев (с сентября по май).

Рахит не является противопоказанием к назначению профилактических прививок. Но их проведение назначается позже обычных сроков, не ранее чем через 2–3 недели после начала лечения, когда организм малыша адаптируется к начатому лечению.

Также лечение рахита включает:

• использование поливитаминных препаратов для лучшего усвоения препаратов витамина D;

• использование препаратов кальция для некоторых групп детей (недоношенные, дети с выраженным размягчением костей черепа, сниженным содержанием кальция в крови) в течение 2–3 недель;

• проведение массажа и лечебной гимнастики;

• детям после полугода – лечебные ванны (солевые, хвойные).


Профилактика рахита

Для предупреждения заболевания в любом случае нужны профилактические меры, чем, собственно, является нормальный график жизни малыша со сбалансированными питанием, сном. Массаж, гимнастика, плавание должны стать регулярными, ведь мышечная система при рахите значительно ослабевает.

Конечно, с ребенком надо больше гулять на свежем воздухе. При этом не ставьте коляску с малышом под прямые лучи солнца, чтобы не спровоцировать ожогов. Старайтесь гулять в утренние часы подольше и оставлять коляску в легкой тени, под рассеянными лучами солнца (под кроной деревьев). У детей снижена способность вырабатывать пигмент меланин, и их кожа очень чувствительна к воздействию ультрафиолетовых лучей. В связи с этим детям первого года жизни противопоказаны прямые солнечные лучи.


Избегайте прямых солнечных лучей


Прививки

Главное событие этого месяца – профилактическая прививка АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Она является первой в комплексе из трех прививок, которые по графику делают, когда ребенку исполняется три месяца. Также в этом возрасте сделают вторую вакцинацию против гепатита В.

Даже если малыш здоров, его необходимо подготовить к предстоящей прививке. Во второй половине третьего месяца нужно сделать анализы крови и мочи. Если с анализами все в порядке, срок прививки не передвигается. Но если в анализах крови отмечается снижение гемоглобина, повышение лейкоцитов или появление лейкоцитов в анализе мочи, дата прививки может переноситься на более поздний срок для того, чтобы провести дополнительные обследования и уточнить причины подобных изменений.

Важное правило! К любой прививке следует готовиться. Лучше всего недели за три. Маме нужно знать, что на момент вакцинации ребенок должен быть здоров, а в его режиме не должно появляться ничего нового, что могло бы нарушить хорошее самочувствие.

В этот же период имеет смысл удвоить свою осторожность и максимально оградить ребенка от общения с посторонними и уж тем более больными людьми. Если малыш подхватит даже самый легкий насморк, прививка откладывается.

Но будет еще неприятнее, если ребенку, накануне заразившемуся, к примеру, острой респираторной вирусной инфекцией, все-таки сделают прививку и он заболеет, скорее всего, сразу после нее. Именно с такими ситуациями связано большинство «страшилок» о прививках, когда самочувствие ребенка резко ухудшается после вакцинации, случаются осложнения, и родители традиционно списывают всю вину на вакцины, где «слишком много» живых бактерий, или безответственность медицинского персонала.

На самом деле ситуация может оказаться совсем иной. Вакцинация требует подготовки! Именно об этом, к сожалению, многие мамы часто забывают. В первую очередь нужно тщательно готовить ребенка. Его режим жизни перед вакцинацией и сразу после нее должен быть максимально сбалансирован.

В первые месяцы жизни ребенка имеет смысл ограничить круг общения только близкими людьми, в остальном не рекомендуется носить малыша с собой в гости, принимать гостей у себя, также стоит постараться не пользоваться общественным транспортом.

Прививку делают в специальном кабинете детской поликлиники. Вакцина АКДС вводится внутримышечно. Что касается вакцины против полиомиелита, то сейчас для детей до года стремятся не использовать отечественную вакцину в виде капель, которые закапывают в рот, а применяют ту, которая вводится внутримышечно и представляет собой не живую, а инактивированную вакцину (подробнее см. в главе «Прививки»).

Перед визитом к педиатру на прививку измерьте ребенку температуру. И то же самое нужно сделать вечером после вакцинации.

Иногда возникают прививочные реакции, и тогда температура может повыситься не только в этот день, но и в последующие сутки. Если у ребенка повышается температура выше 37,2–37,3℃, меняется поведение, он становится вялым или, наоборот, беспокойным, появляется сыпь, рвота и другие симптомы, необходимо сразу же обратиться к врачу.

Запомните, как вы готовились к прививке и реакцию малыша, и свои наблюдения занесите в дневник. Эта информация потом пригодится, когда вы будете готовиться к следующему этапу прививок.

Эмоциональное развитие, общение, знакомство с окружающим миром

Обо всех своих естественных потребностях ребенок сообщает маме своими сигнальными звуками. Каждый раз, когда он испытывает потребность приложиться к ее груди, помочиться, испражниться или изменить положение, если он плохо себя чувствует, ему дискомфортно или он заболел, то сразу сообщает об этом маме громким плачем, кряхтением и криками.

Ваш малыш все больше демонстрирует особенности своего характера. Но независимо от темперамента при хорошем эмоциональном контакте с мамой положительные эмоции он проявляет гораздо чаще.

Он уже способен плакать со слезами, а смеяться – в голос и даже громко хохотать. Иногда он проявляет чувство юмора, отвечая смехом на заигрывания с ним и баловство.

Ребенок и сам заигрывает и кокетничает со взрослыми, может отворачиваться от маминой груди, пряча свое лицо. Но при виде источника молока малыш заметно оживляется и вместе с тем может проявить терпение и чуть-чуть подождать, пока мама подготовится к кормлению.

Ребенок обнаруживает новую приятную для родителей способность – он может оставаться сам по себе, даже без маминого присутствия, в течение 10–15 минут. Но, конечно, большую часть времени он все-таки предпочитает проводить на ее глазах.

Самое интересное в том, что малыш в этом возрасте уже способен выражать свою нежность и чувства к маминой груди: во время кормления он обхватывает ее ручками и мнет, что доставляет маме очень приятные переживания. Во время кормления он может периодически отрываться от груди, чтобы немного отдохнуть и посмотреть на маму.

Начиная с третьего месяца малыш активно знакомится с окружающим миром. Родители, носящие своих детей на руках или в слинге, помогают им узнавать пространство, предоставляя хороший обзор. Ребенок также активно рассматривает игрушки, предметы и даже пытается до них дотянуться и ухватить. При этом всегда следите за реакцией малыша, при малейших признаках усталости вынимайте его из слинга.


Слинг облегчит вашу жизнь, когда малыш начнет интересоваться окружающим миром


Постепенно он начинает ориентироваться в пространстве, знает, откуда может появиться мама или куда исчезнуть, и ждать, когда она вернется. Если малыш не хочет, чтобы мама уходила, то сумеет сообщить ей, что «лично он против». Тогда, услышав плач, мама обязательно вернется.

В хорошем настроении он активно гулит, выражая свое желание общаться и призывая маму к диалогу. Эту потребность лучше не игнорировать. Обратная реакция на гуление очень важна малышу. Не получив ее, он «награждает» взрослых другими эмоциями, от которых стоит звон в ушах. Малыш требует, чтобы на него обратили внимание, потому что от ощущения одиночества он сразу начинает страдать.

Ребенку важно чувствовать себя значимым. Когда на него обращают внимание, общаются с ним, он понимает, что его любят, ему рады.

Социальная адаптация

В этом возрасте малыш уже точно знает всех «своих» и внимательно разглядывает каждого «чужого», который вдруг появляется в доме. Он не спешит со своей реакцией, а очень осторожно и настороженно наблюдает за «чужаком». Он всегда хорошо чувствует настроение мамы и ее отношение к каждому человеку. Если отношения хорошие, дружеские, то и ребенок чаще всего тоже не против пообщаться с новым человеком и спокойно сидит у него на руках.

«Незнакомцу», желающему наладить контакт с маленьким ребенком, очень важно не делать никаких резких движений, не суетиться, не разговаривать громко. В этом случае малыш воспримет его гораздо спокойнее, без слез и сопротивления.

Психологический комфорт ребенка

Если вы заметили у ребенка повышенную нервную возбудимость, внимательно изучите не только его состояние, но и возможные внешние причины. Обратите внимание на общую атмосферу дома. Иногда возбудимость ребенка объясняется не особенностями его нервной системы, а тем, что к третьему месяцу родители возвращаются к прежним привычкам, решив, что их дитя уже подросло и теперь они могут нарушать его режим, приглашать гостей, включать громко телевизор и музыку. Однако чрезмерный шум слишком возбуждающе действует на нервную систему маленького человечка, истощая ее. Поэтому мамам и папам важно помнить: относительная тишина в вашем доме, а особенно в комнате ребенка по-прежнему нужна!

Кроме того, обратите внимание, стоит ли в комнате, где находится ребенок, телевизор. Если да, то какие передачи вы смотрите. Мы живем в мире, где умение делать выбор, фильтровать звуки, шумы и информационные потоки становится важным фактором для сохранения психологического баланса всех членов семьи, в том числе и малыша, который моментально отражает любые мамины эмоции, которые она испытывает при просмотре телевизионных передач.

Развиваем и играем с малышом

В этом месяце вы можете ввести новую игру – начните общаться вместе с малышом у зеркала. Возьмите его, подойдите к зеркалу и спросите, показывая на отражение: «Кто это?» Посмотрите на реакцию. Вы и сами можете покрутить головой, погримасничать, построить рожицы – малышу это будет очень интересно. Если дома есть пластиковое зеркало, прикрепите его к стенке кроватки, тогда ребенок будет себя разглядывать, тянуть ручки к своему отражению.


Малыш с интересом разглядывает себя в зеркале

Слушаем и смотрим!

Ваш малыш умеет не только следить глазами за перемещением какого-либо предмета. Поиграйте с ним в «прятки». Вы увидите, что ребенок не отводит глаз от шторки, за которую вы спрятались, уже не ищет по всей комнате, а ждет вашего возвращения именно оттуда, куда вы пропали. Он поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет.

Развиваем зрительное восприятие малыша

Игры с ребенком, когда он следит за игрушками, могут продолжаться. Но в отличие от первых месяцев вы уже смело можете:

увеличивать амплитуду движений. Малыш способен расширять поле своего зрения и следить за предметом на более длительном расстоянии. Но делайте эти движения не торопясь;

менять направление движения игрушек. Передвигайте игрушку вверх и вниз, кругом, чтобы ребенок расширял амплитуду слежения и внимательно смотрел за передвигающимся предметом, плавно поворачивая голову.

Развиваем слуховое восприятие

Для игр, развлечений и «развивалок» хорошо использовать самые разные виды одного предмета. Например, колокольчик, звуки которого очень полезны и благотворно действуют на психику. Сначала используйте маленький, потом чуть крупнее, а потом можете звенеть и большим валдайским колокольчиком. Не торопитесь! Пусть малыш сам найдет глазами этот новый интересный для него звучащий предмет и сосредоточится, вслушиваясь в его звуки.


Используйте при играх с малышом колокольчики!


Слушайте вместе тихую музыку

Дети замечательно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, чтобы насладиться Моцартом или Чайковским, им достаточно 3–5 минут. Учтите это, чтобы не перегрузить слух малыша. Наблюдайте за ребенком в это время. Очень скоро вы увидите, что он узнает многие произведения, когда вы их включаете, и заметно оживляется при их звучании.




Слушайте с малышом классическую музыку!


Запишите или подберите самые разные мелодии: плавные, бодрые, маршевые, веселые, грустные, сентиментальные. Это хорошо развивает эмоции малыша. Во время музыки танцуйте в такт вместе с ребенком, держа его на руках, качайте, можете даже слегка подбрасывать его. Напевайте колыбельные песенки без слов и со словами перед засыпанием.

Продолжайте общаться с ребенком во время ваших совместных действий.

Собираясь купаться, приговаривайте:

Будет (имя) – куп-куп,По водичке – хлоп-хлоп,В ванну быстро – прыг-прыг,В ванне ножкой – дрыг-дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.С. Капутикян

При кормлении ребенка ласково приговаривайте:

(Имя) будет маму слушать,Детка наша будет кушать.Кушать детке дам-дам,(Имя) будет ам-ам.О. ЛуцковскаяРазвиваем движения и тактильные ощущения

Игрушки из разного материала

Подвешивайте игрушки над кроватью малыша на расстоянии 50 см. Выбирайте для этого игрушки с разной формой покрытия: жесткие, мягкие. Чем разнообразнее поверхность, тем интереснее ребенку ощупывать их.


Пищалка

Кладите пищащие игрушки на грудь ребенка, чтобы он мог обхватить их обеими руками. При этом их звук не должен быть слишком резким.


Бытовые предметы

Не ограничивайтесь только игрушками. Давайте малышу яркие бытовые предметы с различной поверхностью. Это могут быть щетки, катушки, деревянные, серебряные, специальные детские ложки, чтобы ребенок ощущал разницу материала.


Набор игрушек из разных материалов


Кольца

Вкладывайте погремушки в форме кольца в ручку. При этом большой пальчик сразу кладите, отделяя его от остальных.


Вкладывайте в руку ребенка игрушки


Если вы еще не начали курс с массажем, гимнастикой и плаванием, займитесь этим сейчас.

С этого же возраста во время активного бодрствования вы можете помещать своего малыша в манеж. Вскоре он будет различать предназначения зоны сна и отдыха (кроватку) и игровую, то есть манеж. Здесь ребенок получает возможность более активно двигаться, а наличие игрушек в нем также будет побуждать малыша переворачиваться со спины на живот.


В манеже малыш более активно двигается и получает от этого удовольствие


Четвертый месяц

Одна из особенностей ребенка в этом месяце – интенсивное развитие эмоций. Когда вы наклоняетесь над кроваткой и разговариваете с ним – он отвечает не только радостной улыбкой, но и продолжительным гулением, быстрыми движениями ручек и ножек. Это так называемый комплекс оживления, который считается одним из показателей здоровья.



Физическое и моторное развитие ребенка

Время летит незаметно! А ребенок поражает вас тем, как быстро осваивает новые движения, демонстрируя их каждый день. Действительно, двигательная активность малыша существенно повышается. Прошли те времена, когда он с трудом поднимал головку, лежа на животике. Теперь в этом положении он уже очень высоко поднимается, отталкиваясь ручками и ножками, может даже вертеться по кругу. И, наконец, он уже самостоятельно умеет переворачиваться со спинки на животик.

Ребенок растет чуть менее интенсивно, чем раньше. Он прибавляет в весе еще 750–800 граммов, в росте 2–2,5 см.

Лежа на спине, малыш пытается подтягиваться, ухватившись за какую-нибудь опору, спинку кроватки или бортик коляски.

Если видит рядом с собой игрушку, то уверенно хватает ее и может даже переложить из одной руки в другую.

Он интересуется своим телом и продолжает с ним знакомиться: хватает себя за ножки, тщательно изучает ручки, а мальчики теребят свои гениталии.


Дайте ребенку ухватиться за ваши пальцы и слегка подтяните его. Он тут же использует эту возможность, чтобы сесть и даже встать. Сейчас все чаще он пытается занять вертикальное положение. Его можно поддерживать в этом желании. Вы увидите, сколько радости доставляет малышу эта игра с вами, однако не стремитесь во что бы то ни стало усадить его на твердой поверхности, чтобы не создавать нагрузку на позвоночник.

Подтягивайте малыша за ручки


Уход за ребенком

Если ты глаза откроешьИ увидишь – мамы нет,Ты, конечно, рев устроишь,Разорешься на чем свет.Прибежит она бегом,Истекая молоком!Кормление

Какие бы мысли у вас ни возникали относительно грудного вскармливания, постарайтесь приложить усилия, чтобы сохранить его еще какое-то время. Иногда от усталости хочется бросить «это дело», надоедает монотонная диета, но эти порывы все-таки сиюминутны по сравнению с тем, что вы даете своему ребенку. А даете вы ему вместе со своим молоком глобальный фундамент физического здоровья и основы психологического равновесия на всю жизнь. Неужели это не стоит ваших небольших бытовых неудобств?

Продолжайте вскармливать малыша грудным молоком. Тем более время прикормов уже приближается. В некоторых случаях с четвертого месяца допустимо вводить прикормы, но если вы кормите грудью, то можно легко отложить это событие еще на пару месяцев.

Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед тем, как заснуть и сразу после пробуждения как дневного, так и ночного. У него уже появляется довольно отчетливый режим, поэтому мамы обычно испытывают некоторое облегчение.


Первые эксперименты ребенка с маминой грудью во время кормления

Во время кормления иногда появляется не очень приятный момент: малыш может прижимать вашу грудь деснами, что вызывает некоторую болезненность. Это малыш проводит свой самостоятельный эксперимент, свое первое (!) действие, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Когда вы вскрикиваете от боли, неожиданности и даже злости, ребенок понимает: «Ага, мама и я – это не одно целое». Так малыш каждый раз проверяет свою теорию на практике: оказывается, мама и он чувствуют и ведут себя по-разному. И в этом он убедился на собственном опыте!