Вы и сами заметите, что, находясь рядом с вами, малыш не требует к себе особого внимания, главное, чтобы вы были в поле его зрения. Он спокойно следит за тем, как мама ходит по дому, на кухне, занимается своими делами, готовя ужин для всей семьи, и таким образом как бы участвует в делах всего семейства. И только когда он чувствует дискомфорт, например ему стало холодно или он проголодался, то подает свои младенческие сигналы. Если мама отреагирует вовремя, она даже не услышит плача малыша, а получив то, что нужно, он снова успокоится, освободив маму для своих дел.
Малыш, находясь рядом с мамой, получает информацию о внешнем мире и знакомится с разными понятиями. Сохранение близкого контакта между малышом и мамой важно для обоих. Он в этом случае будет чувствовать себя спокойно, а его энергия – направлена не на беспокойство и тревогу, а на собственное развитие и изучение окружающего мира. Для мамы это также важно для сохранения психологического равновесия и возможности заниматься своими домашними делами.
Малышу достаточно, чтобы мама была в поле зрения
Даже если малыш не «заговорил» с вами на 10‑14‑й день после рождения, то к концу адаптационного периода это произойдет обязательно. Уже к концу первого месяца большинство детей начинают активно гулить, на своем языке отвечая на мамины слова и с каждым днем расширяя диапазон «фраз»: а-гу, а-га, га, а-уу, а-а, гых, кых, п-фу, ку, гу-гу.
Когда малыш усиленно пытается что-то сделать, например, с кряхтением подтягивается или с сопением упорно куда-то ползет, то часто сопровождает свои действия определенными звуками.
Хотя в целом у маленьких детей, кроме гуления, есть и «свои» средства общения. Малыш даже пытается произносить маленькие монологи. А если он растет в большой семье, то даже подражает звукам, которые слышит вокруг от бабушек и дедушек, старших детей.
Малыш может привлекать к себе внимание сопением, покряхтыванием и учащенным дыханием. Это то же самое, как если бы взрослый сказал: «А я тебя вижу!», «Подойди ко мне, прошу тебя!» Ребенок использует все средства, которые есть в его диапазоне, чтобы наладить общение со взрослыми. С помощью этих средств он выражает все: просьбы, требования, жалобы, желание поговорить.
Поддерживая с малышом тесный эмоциональный и психологический контакт, вы расширяете его способы общаться и сообщать вам нужную информацию. А сами в это время развиваете свою наблюдательность и способность понимать его с полуслова. И тогда даже его тихие сопения и гуления будут понятны сразу. Ну а если вы его не поймете, то после нескольких попыток к своим сигналам он добавит такую громкость и разразится таким плачем, что вы не сможете это не заметить. Столь мощное оружие он припасает на тот случай, если все остальные методы остались без внимания и не возымели ответной реакции.
Для того чтобы изучать окружающий мир, малыш просит, чтобы его взяли на руки и поносили «столбиком», лучше всего его держать спиной к своей груди – именно такое положение дает ему широкий обзор окружающего пространства, и он может вертеть головой в разные стороны, лучше всего можно видеть, где что находится. Внимательно рассматривая предметы вокруг себя, он фокусирует взгляд.
Вы и для себя однажды сделаете открытие, обнаружив, что малыш различает своих и чужих. Маме и папе, бабушкам и дедушкам ребенок улыбается в ответ, а вот постороннего человека он может или тихо спокойно рассматривать или реагировать на него недовольным плачем.
Правильное положение ребенка во время прогулок по квартире
Для малыша общение с близкими людьми становится уже осознанным диалогом, настоящей беседой. Ребенок дает обратную реакцию, реагируя на речь, с которой к нему обращаются взрослые. При этом он замечательно чувствует все мамины интонации, понимает, с какой эмоцией она обращается к нему.
Внимательная мама заметит, что к концу второго месяца ребенок не только испытывает определенный диапазон эмоций, но уже способен выражать их доступными для себя средствами.
У ребенка вырабатывается условный сигнал, с помощью которого он просит маму удовлетворить свои «большие» потребности, – обычно в таких случаях он кряхтит, и мама понимает, что ребенок готов заняться «ответственной» работой. При желании эти сигналы вы можете использовать для того, чтобы высаживать малыша над тазиком или раковиной. Впрочем, такие сигналы малыш подает уже в первые две недели жизни.
Один из любопытных моментов этого раннего периода заключается в том, что мама и малыш начинают общаться на своем, «тайном» языке, понятном только им двоим. Особенно ярко это проявится, когда ребенок начнет говорить на своем особом «тарабарском» языке и понимать его будет только мама.
Сейчас вы можете приглядеться повнимательнее к своему карапузу и заметить, что способов общения у него не так уж и мало. Например, он умеет звать вас. Особенно легко это заметить, когда, проснувшись, он издает специфичные звуки, похожие на тихий зов, адресованный вам – родной и любимой маме.
Зов малыша – довольно тихий, но вполне определенный специфический звуковой сигнал. Понять смысл его звучания может только мама.
Также ребенок может выражать просьбы, например побыть на руках или, наоборот, полежать в одиночестве. Он просит о помощи, если плохо себя чувствует. Если вы присмотритесь, то заметите, что малыш может тихо наблюдать сам за собой, а также за теми физиологическими процессами, которые происходят внутри его организма. При этом он обычно тихо лежит, сосредоточенно вслушиваясь в себя, а на его лице отражаются удивленные эмоции, словно он спрашивает: «Ой, что это такое?»
Ребенок может жаловаться, иногда с отчаянием, и даже выступать с разными требованиями: покормить, уложить, поиграть. Если мать взяла малыша на руки и не дала грудь, на которую он рассчитывал, пусть она будет готова к требовательным воплям. Вместе с тем такой кроха уже способен подождать маму, если позвал ее. Он терпит и с напряжением сопит. Но если мама долго не показывается, сопение, конечно, превращается в громкий плач.
В случае если мама не понимает, что от нее требуется, малыш начинает возмущаться и «ругаться». При этом он может даже не плакать, а серьезно и раздраженно назидательно кряхтеть, словно маленький старичок, в ожидании, когда она наконец догадается, что ему нужно.
Эмоциональное развитиеРебенок выражает эмоции достаточно ярко, и зависят они только от его самочувствия. А его самочувствие зависит от того, в каком состоянии он находится. Он может испытывать либо комфорт, либо дискомфорт. Иначе говоря, либо ему что-то нравится, либо, наоборот, не нравится. Все очень просто. Все эмоции, которые мы испытываем в жизни, делятся всего на две группы: положительные и отрицательные. И дети выражают их гораздо ярче и более непосредственно, чем взрослые.
Чем старше становится ребенок, тем ярче, активнее и разнообразнее он демонстрирует свои эмоции и чувства. Конечно же, маме очень важно распознавать и понимать их.
Вот какие эмоции может проявлять ребенок в возрасте от 10 дней до двух месяцев.
Отрицательные эмоции
Гамма отрицательных эмоций гораздо больше положительных. Маме важно распознавать все их оттенки. Тем более что ребенок все увереннее делает попытки, чтобы привлечь к себе внимание. Если ему что-то не нравится, он активно заявляет о своем недовольстве и даже способен по-своему «ругаться».
Раздражение и недовольство часто сопровождаются гримасами лица, сопением и пыхтением – обычно это происходит, когда мама запоздало реагирует на просьбу малыша, например взять его на руки. По его недовольному личику уже видно, что он готов расплакаться. В этот момент, конечно, очень важно его успокоить, взять на руки и ласково поговорить.
Дискомфорт от того, что на него не обращают внимания, малыш обычно выражает плачем. Но этот плач не такой сильный по сравнению с рыданиями отчаявшегося ребенка, который словно уже не надеется на то, что про него вспомнят, а его потребность в любви и ласке будет удовлетворена.
Положительные эмоции
В то же время малыш более ярко выражает и радость, когда вокруг него собираются его родные и близкие, когда с ним играют, он нежно улыбается в ответ. Можно сказать, что он «строит глазки» и заигрывает, показывая всем видом, какой это хорошенький, симпатичный и обаятельный младенец.
Когда подходит мама или папа, он начинает улыбаться им, выражая удовольствие. Свои эмоции радости, любви и понимания малыш показывает улыбкой, глазами и звуками. И даже глазки его начинают сиять и светиться. В более взрослом возрасте к положительным эмоциям добавится еще довольный смех.
Когда мама угадывает желания и чувства ребенка, в отношениях между ними царит покой и взаимопонимание.
Если мама поддерживает с ребенком хороший эмоциональный контакт, он более открыто демонстрирует свои эмоции, становится жизнерадостным и веселым. Общаясь с вами, он улыбается и даже озвучивает их, широко раскрывая свой ротик. Если малыш смеется, то чаще всего делает это без звука, хотя некоторые дети уже добавляют к этой радости и свой голос.
Развиваем и играем с малышом
В один прекрасный день вы заметите, как в ответ на ваше внимание малыш отворачивается и делает вид, что не замечает вас или занят своими делами. Эта реакция должна вас скорее порадовать – именно так он демонстрирует свою уверенность в вашей любви. Конечно, он скорее важничает и кокетничает в полной уверенности, что вы не исчезнете и не оставите его. Это большой комплимент вам с его стороны.
В этом возрасте ребенок познает окружающий мир при помощи зрения, слуха и осязания.
Таким нехитрым способом ребенок самоутверждается. В эти моменты важно поддерживать эту игру, демонстрируя свою материнскую надежность. Если в этот момент сделать попытку вернуть его в кроватку или передать на руки другому человеку, малыш тут же зальется слезами.
Комментируйте свои действия, малыш будет внимательно слушать
Развивайте речевое внимание ребенка, разговаривая с ним нежным голосом и комментируя действия, которые вы делаете совместно. Например, если вы купаете малыша, сопровождайте это мероприятие от начала до конца соответствующими словами: «Сейчас мы будем купаться. Поплаваем в теплой водичке. Искупались. Будем вытираться». Говорите ласковые слова. Малыш очень любит тембр вашего голоса, получает огромное удовольствие от ваших интонаций, звучащей речи – они необходимы ему для полноценного развития.
Наслаждайтесь первыми беседами друг с другом. Склонившись над малышом, вы можете вызывать ответное гуление, разговаривая на его языке: причмокивайте, воспроизводите «младенческие» звуки с различными интонациями, громче или тише, нараспев или коротко, нежно или весело. Ребенок будет пытаться подражать вам и через некоторые паузы начнет отзываться. Вслушивайтесь в звуки, которые он произносит, и отвечайте ему.
Развиваем слух малышаЕсли вы хотите развивать у ребенка слух, а заодно получить еще один способ успокаивать или взбадривать его, включайте музыку. Во время кормления и перед сном это может быть спокойная мелодия, а во время зарядки и гимнастики – веселая, ритмичная.
Две игрушки
В этом месяце можно немного усложнить игры с погремушками. Сначала вы можете использовать одну, слегка погремев ею с одной, а затем с другой стороны. Через некоторое время возьмите две игрушки с отличающимися звуками, поочередно гремя первой с одной стороны, а второй – с другой. Только обязательно делайте паузы на несколько секунд.
Браслеты с бубенцами
Надевайте на ручки ребенка мягкие цветные браслеты со вшитыми бубенцами. Он будет делать движения и невольно прислушиваться к звукам.
Звучащие игрушки привязывайте резинкой к кровати. Ребенок будет дотрагиваться до них, затем прижимать к себе, сводя руки вместе.
Мобиль
Над кроваткой можно повестить музыкальный мобиль – его любят все дети. В этом месяце включайте его на пять минут – этого достаточно, иначе малыш утомится.
Разноцветные рожицы
Вы по-прежнему можете рисовать веселые рожицы и вывешивать их у кроватки. Ребенку это не надоело. Но чтобы изображения получались разными, используйте каждый раз другие краски, когда рисуете глаза, волосы и губы.
Слежение за игрушкой
Продолжайте игры с погремушками. Возьмите яркую игрушку на длинной ручке и медленно подвигайте ею из стороны в сторону по дуге на расстоянии около 50 см от глаз ребенка, вызывая плавное слежение. Затем поменяйте траекторию движения и двигайте игрушкой вверх-вниз и кругом с различным темпом. Но не слишком увлекайтесь этой игрой – малыш от нее быстро устанет, ведь его зрение пока еще тренируется.
Особенной любовью малышей всегда пользуется кукла-неваляшка. Ставьте ее недалеко от ребенка.
Развиваем движенияНе оставляйте без внимания развитие движений. Помните, что не следует слишком туго пеленать малыша, чтобы не сковывать его движения. Лучше всего надевать ему ползунки, иногда держите его полностью раздетым.
Чем раньше вы предоставите ребенку свободу движений, тем быстрее он научится координировать их, что важно для его гармоничного физического развития.
Чаще держите младенца в вертикальном положении – это полезно для укрепления шейных мышц. Старайтесь во время бодрствования вызывать его общее двигательное оживление, разговаривая и подбадривая его.
Делайте с ним зарядку в первой половине дня:
• положив ребенка спиной на ровную поверхность, поднимайте и опускайте руки, сначала поочередно, а потом вместе;
• разводите и сводите руки малыша, скрестив их перед грудью, сначала правая вверху, а затем – левая;
• используйте движения «боксера» – вытягивайте поочередно руки вперед;
• возьмите ребенка за ножки под пяточки и делайте движения, имитируя «езду на велосипеде»;
• приведение обоих ног, согнутых в коленях, к животу и затем выпрямление их;
• поднимание прямых ног. Четыре ваших пальца лежат на коленях малыша, большие пальцы – под коленом. В таком положении хорошо фиксируется голень. Ножки выпрямляют настолько, насколько позволяет ребенок, при этом ягодицы не должны отрываться от стола.
• поднимите ребенка и, поддерживая под мышки, приподнимайте и опускайте его, чтобы он отталкивался ногами от опоры.
Помните, что любая гимнастика делается с малышом в медленном темпе.
Развиваем кисти и тактильные ощущенияРазвивайте тактильные ощущения и мелкую моторику рук ребенка, сочетая легкий массаж кистей и игры с погремушкой:
• просовывайте свой большой палец в кулачок, раздвигайте его сжатые пальчики скользящим движением от ладони к кончикам;
• делайте поглаживающие движения ладошкой ребенка о вашу ладонь, проводка ладони начинается между большим и указательным пальцами;
• помассируйте каждый пальчик по отдельности от основания к кончику;
• освободите большой пальчик ребенка от кулачка, промассируйте его от основания к кончику и сделайте им круговые движения;
• поглаживайте своей рукой по тыльной стороне кисти малыша по направлению к пальчикам;
• круговые массирующие движения по ладони ребенка с легким нажатием («Сорока-белобока»).
Сорока-белобока
Кашу варила,Деток кормила.Этому дала, этому дала,Этому дала, этому далаА этому не дала:Ты воды не носил,Дров не рубил,Каши не варилТебе нет ничего!После такого легкого массажа возьмите погремушку в виде кольца или гантели и вложите ее в ручку ребенка. Сначала эти движения будут неловкими или он может даже не смотреть на нее, но постепенно его действия станут целенаправленными. Помните, что все игрушки, которые вы даете ребенку в руки, должны быть чистыми, потому что малыш обязательно попробует их на вкус.
Дети, с которыми проводятся подобные «занятия», намного раньше учатся удерживать предметы и манипулировать ими.
Для развития тактильных ощущений ребенка можно использовать игры со специальной перчаткой, на каждом пальчике которой нашиты кусочки разной материи. Также используйте предметы из разного материала и поглаживайте ими ручки ребенка, называя их.
Занимательный массаж кистей и ладошек
Сшейте два мешочка из сатина размером 5×3 см и положите в них сшелушенный горох и гречку, предварительно вымытые и высушенные. Заполните их крупой на 2/3 и зашейте, а на один из углов пришейте резиночки по размеру запястья ребенка. Затем надевайте их на запястья малыша, когда он спит.
Вложите мешочек между большим и указательным пальцами в ладошку. Во сне малыш делает хаотичные движения и массирует пальчиками мешочек. По мере его взросления вы можете изменить размеры мешочка на большие. Такое необычное упражнение полезно для нервной системы ребенка и мелкой моторики.
Третий месяц
Физическое и моторное развитие вашего ребенка
Физическое и нервно-психическое развитие ребенка идет быстрыми темпами. Почти каждый день вы замечаете что-нибудь новое: вот он уже стал поворачивать голову, провожая вас взглядом, вот пытается схватить висящую над ним игрушку, а вот, лежа на животе, приподнял не только голову, но и плечи…
Ребенок уже держится на своих ручках с опорой на локтях
Ребенок растет и прибавляет в весе. Размеры окружностей головы и груди тоже увеличиваются. Окружность грудной клетки постепенно «догоняет» окружность головы. Тельце грудного малыша к этому возрасту заметно округляется. Ребенок осваивается со своим телом. Объем движений заметно увеличивается. Особенно активно он начинает двигать руками, плечами и ногами и очень цепко хвататься за все, что можно ухватить.
Обычно к концу третьего месяца ребенок прибавляет в весе примерно 800 граммов к тому, какой был у него в два месяца, а его рост увеличивается еще на 2,5–3 см.
Если вы думаете, что легко заберете погремушку из его рук, то сильно заблуждаетесь. Это уже вполне осознанная реакция подросшего малыша. Вполне возможно, чтобы все-таки изъять из рук ребенка какой-то предмет, придется слегка отгибать его пальчики по одному, начиная с мизинчика. Однако готовьтесь получить громкий протест на такое вторжение.
Малышу очень нравится, когда мама играет с ним и предоставляет ему возможность проявить свои новые способности. Он активно подтягивается на ручках, упирается ножками. Если взрослый дает свои руки, он захватывает их и даже делает попытку приподняться.
Когда мама поддерживает за подмышки, малыш стоит, уверенно опираясь на ножки, или топчется, перебирая ими. Это занятие его очень увлекает и веселит. Так что будьте готовы проводить таким образом ближайшие месяцы! При этом помните про то, что нагрузку на позвоночник нужно регулировать по времени!
Малыш любит принимать полусидячее положение на руках у взрослого. Но помните, что делать это нужно так, чтобы не создавать нагрузку на позвоночник.
У ребенка появляется новая забавляющая его игра – пускать «пузыри». Он с интересом исследует, что же у него во рту: трогает язык руками. А иногда засовывает всю пятерню целиком в рот и грызет ее.
Стимулируйте новые умения ребенка! Занятия и игры вы можете увеличить до 25–30 минут, ведь он уже бодрствует по 1,5–2 часа. Продолжайте развивать пальчики. Такие упражнения, как «Сорока-белобока кашку варила», не только стимулируют движения рук, но и развивают речевые зоны коры головного мозга. У ребенка подобные игры вызывают живую эмоциональную реакцию – улыбку, продолжительное гуление и смех.
Уход за ребенком
КормлениеРежим питания остается прежним. У вас будет примерно шесть основательных кормлений через каждые 3,5 часа с шестичасовым ночным перерывом. К основным кормлениям могут прибавляться незначительные кормления днем по разным поводам.
Дети-искусственники питаются так же, как и дети на грудном кормлении, – с такими же интервалами, смеси они съедают в одно кормление примерно столько же, сколько молока их «коллеги» – груднички.
Характер стулаВ этом возрасте у ребенка обычно налажен регулярный стул, напоминающий консистенцию сметаны. Обычно у детей на грудном вскармливании частота стула бывает от 2 до 5 раз в сутки. У детей, получающих смеси, стул более редкий и часто более плотный.
Редкий стул у ребенка не требует сразу использовать клизмы или слабительные средства. Вам в первую очередь необходимо скорректировать свое питание, если вы – кормящая мама, а у ребенка-искусственника – смесь, которую он получает.
Сон и биоритмыДневной сон большинства детей становится четырехразовым. Обычно два из них более длинные – по 1–2 часа, а два других – более короткие, по 30–40 минут. Некоторые дети засыпают довольно долго, погружаясь в дрему, перед тем как заснуть окончательно. Ночной интервал между кормлениями обычно уже составляет 5–6 часов. Малыш может проснуться ранним утром – между 4 и 8 часами, – чтобы его покормили.
Мероприятия для гармоничного развитияЗанятия массажем и гимнастикой продолжаются. Если малыш занимается плаванием, то эти занятия обычно проводятся каждый день, после массажа и гимнастики.
Если до сих пор вы держали малыша в пеленках, в этом месяце вы можете сменить ему одежду – теперь во время бодрствования надевайте ему ползунки. При температуре воздуха 24–26℃ никакая дополнительная одежда не требуется. Шерстяные носочки лучше надевать только на время прогулки.
Малыша можно оставлять ненадолго совсем голым
Не кутайте чересчур своего ребенка! Не делайте из него тепличное растение. Следите за тем, чтобы он не потел, иначе при малейших сквозняках он легко простудится. При комнатной температуре во время бодрствования малышу достаточно коротких штанишек (обрезанные ползунки, комбинезончик) и хлопчатобумажных носочков. Голые коленки тоже способствуют естественному закаливанию.
Ухаживая за малышом, сопровождайте свои действия песенками и потешками, поговорками и считалочками. Ритмичные мелодии или речь взрослого хорошо воспринимаются малышом, а обычные действия превращаются в игру.
Аккуратные зайчата
Лапки?Мыли.Ушки?Мыли.Хвостик?Мыли.Всё помыли.И теперь мы чистыеЗайчики пушистые.«Водичка, водичка…»
Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.Г. ЛагздыньЗдоровье ребенка и медицинский осмотр
У некоторых детей могут проявляться неврологические нарушения, которые выражаются в повышенной возбудимости, дрожании рук и подбородка. У ребенка может измениться мышечный тонус, который проявляется в том, что малыш сопротивляется при попытке развести его ручки или ножки, а при поддержке под мышки – опирается не на всю стопу, а только на пальцы. Такие нарушения могут появиться у детей, которые перенесли во внутриутробном периоде или в родах гипоксию (кислородное голодание). Если вы заметили подобные признаки только сейчас, следует обратиться к детскому невропатологу, не затягивая время визита.
Внимание: рахит!Если ваш малыш потеет,И ночами плохо спит,И затылочек лысеет,Начинается рахит…Совершенно не обязательно, что у вашего ребенка будет рахит. Но знать о нем следует обязательно. Рахит развивается постепенно, и родители могут заметить явные признаки заболевания к 3‑му месяцу.