Книга Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Гавриловна Аптулаева. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве
Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве

В этот же период малыш начинает, в понимании мам, баловаться и хулиганить. Он отвлекается от кормления, отворачивается от груди. На самом деле это поведение тоже еще один эксперимент с надежностью маминой груди: пропадает она куда-нибудь или нет.

Было бы ошибкой считать, что малыш таким образом проявляет вредность характера или то, что он уже наелся. Если вы в этот момент заберете грудь, он тут же разразится плачем. Позвольте ему слегка поэкспериментировать и убедиться в том, что мама и мамина грудь – это воплощение надежности. Буквально пару минут спустя он вернется к груди и доберет то, что ему нужно.

При искусственном, смешанном и грудном вскармливании можно продолжать кормить ребенка шесть основных раз в день. Режим при разных типах вскармливания принципиально не различается.


Введение прикорма

Четыре месяца – это тот самый ранний срок, когда педиатры могут рекомендовать введение первого прикорма. В то же время эти сроки могут быть сдвинуты врачом на более поздний период, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Например, некоторым детям первый прикорм вводится только в шесть месяцев из-за склонности к аллергии и для них вскармливание грудным молоком становится особенно важным.

Прикорм – это та еда, которая полноценно замещает грудное молоко или смесь. Дают его всегда ДО кормления, а не после, чтобы приучать постепенно ребенка к взрослой пище. После насыщения самой вкусной едой – грудным молоком – сложно накормить малыша незнакомой и непривычной для него пищей.

Введение прикормов не должно совпадать с проведением профилактических прививок или заболеванием ребенка. Любые новые прикормы вводятся, когда ребенок полностью здоров и хорошо себя чувствует. Между прививками и введением прикорма должна быть разница в три дня как минимум до или после.


Первое знакомство с прикормом, кормление с ложечки

Начиная с четвертого месяца возможно введение первого прикорма. Расширение рациона к этому возрасту связано с необходимостью дополнительного введения питательных веществ, поступление которых с материнским молоком или смесью становится недостаточным.

Обычно в этом возрасте рекомендуют вводить фруктовый сок. Обычно – яблочный. Сок не считается прикормом.

В первой половине дня (примерно в 11–12 часов в зависимости от вашего графика) между кормлениями можно дать попробовать малышу буквально несколько капель (3–4) фруктового сока, который при хорошей переносимости плавно и постепенно доводится до 50 мл. Прибавка на каждый четвертый день составляет 2–3 капли. Если вы даете ребенку свежеприготовленный натуральный сок, то его необходимо развести кипяченой водой в соответствии 1:1.

Начинайте совсем с небольших порций, буквально с 2–3 капель, которые в течение месяца вы постепенно увеличите до 2–3 чайных ложек, смешивая сок с небольшим количеством кипяченой воды.

Хорошо, если сок будет промышленного производства специально для детей первых месяцев жизни. Контроль качества подобной продукции сегодня достаточно высок. При хорошей переносимости вы можете вводить в рацион малыша свежевыжатые соки чуть позже, примерно около девяти месяцев.

Имейте в виду, что соки промышленного производства после открывания могут храниться не более одних суток, поэтому вы можете начать их использовать в более позднем возрасте малыша, когда он начнет пить уже 30 мл сока, а до этого – готовить его сами.

Если все же вы решите делать сок самостоятельно, используйте зеленые и желтые сорта яблок и обязательно (!!!) разбавляйте его водой.

Во второй половине четвертого месяца, если ребенок хорошо переносит сок, педиатр может рекомендовать ввести фруктовое пюре, но не ранее чем через две недели от того момента, когда ребенок начал употреблять сок (две недели – это период адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к любой новой пище).

Первая порция фруктового пюре обычно составляет 1/4 чайной ложки. Затем, если ребенок хорошо реагирует на прикорм, каждый четвертый день порцию увеличивают на 1/4 ложки и доводят до 50 г в день (лучшее время для фруктового пюре – после обеда, между 15.00–17.00 часами).

Для приготовления пюре лучше всего использовать яблоко и банан. Нужно просто хорошо промыть фрукт под проточной водой, натереть его на мелкой терке и дать попробовать ребенку. Вместо пюре собственного приготовления вы можете использовать детские консервы, состав которых максимально сбалансирован по части витаминов и соотношения фруктов с водой. Их при желании вы также можете использовать после того, как объем съедаемого ребенком пюре достигнет 30 г (2 столовые ложки).

Введение прикорма зависит во многом от особенностей здоровья ребенка и способа вскармливания.

Детям со склонностью к аллергии не рекомендуют морковный сок, а для яблочного используют исключительно зеленые и желтые сорта.

Если стул у ребенка стабильный, можно предложить ему попробовать запеченное яблоко или яблочный отвар. Если же малыш, наоборот, склонен к запорам, для него больше подойдут сок и пюре из сливы, но давать их нужно очень осторожно. Иногда рекомендуют давать пюре из груши, но оно может вызывать запоры, поэтому его также давайте с осторожностью.

Общий объем пищи, который потребляет ребенок, включая сок и фруктовое пюре, к концу четвертого месяца увеличивается до одного литра в сутки и остается таким почти до конца 1‑го года жизни.

Наряду с фруктовым соком и пюре можно начать давать малышу кашу, лучше всего гречневую, как наименее аллергенную и содержащую большое количество витаминов группы В и железа. Ею кормят малыша во время завтрака, обычно в 9.00–10.00 часов утра, и после каши нужно обязательно давать ему грудное молоко или молочную смесь для лучшего усвоения.


Высаживание ребенка

Для высаживания малыша используйте классическую емкость – таз, потому что над горшком делать это неудобно. Некоторые мамы начинают регулярно проводить это мероприятие, начиная уже с полутора-двухмесячного возраста ребенка. Но если вы не начали делать этого раньше, сейчас самый подходящий для этого период. Маме нужно приметить, в какие моменты обычно ребенок писает или какает.

Обычно дети подают маме сигналы. Днем перед мочеиспусканием они могут сильно беспокоиться, иногда плакать, а ночью во сне обычно начинают ворочаться, перед актом дефекации обычно кряхтят. Как только вы замечаете такие сообщения от ребенка, попробуйте подержать его над тазиком, произнося «пс-пс-пс», или покряхтывать сами, как делает это обычно сам ребенок, когда собирается сделать свое «большое» дело.

И если даже не с первого раза, то после нескольких попыток у вас все получится! Конечно, мокрые пеленки в любом случае неизбежны, но прогресс будет явно налицо! Маленькие дети очень быстро понимают, что хочет от них мама. Причем им все равно, что вы будете говорить – «пс-пс» или «а-а», – они сделают то, к чему готов на данный момент их организм. Если после сна вы обнаруживаете сухую пеленку, сразу берите малыша и отправляйтесь быстро к тазику. Ребенок быстро привыкнет к этому ритуалу, которой станет обычным утренним туалетом. В общем, все это не лишено смысла.

А в качестве награды за свои труды у мамы – куча сэкономленных памперсов и чистого белья!

Особенности сна и биоритмы

Режим дневного сна может измениться. Некоторые дети переходят на трехразовый дневной сон, другие же по-прежнему сохраняют четырехразовый, период бодрствования составляет уже минимум 1,5 часа.

Здоровье ребенка и медицинский осмотр

Придя на прием к педиатру, вы, как обычно, расскажете, как чувствует себя ребенок, как малыш спит, ест и т. д., а также о том, как вы ухаживаете за ребенком, если вернулись на работу. Врач измерит его вес, рост, окружность головы, вычислит, насколько он прибавил в весе с момента рождения, и занесет эти данные в медицинскую карточку ребенка.

Общаясь с участковым педиатром, занимайте активную позицию. Если врач не особо любит рассказывать о том, как развивается ребенок, или о том, какие могут быть реакции на прививки, задайте все вопросы сами.

Также врач оценит развитие ребенка с помощью тестов, чтобы выяснить, какими навыками он обладает в этом месяце, а также проверит зрение, слух, способность к общению. Если доктор видит, что малыш себя чувствует хорошо, то может ограничиться простым внешним наблюдением и вашим рассказом.

Спросите, какие меры нужно принимать в том или ином случае, можно ли позвонить врачу и когда. Проконсультируйтесь относительно вопросов питания, в том числе когда ребенку можно начинать давать твердую пищу. Задайте вопрос о том, что ожидать вам в последующий месяц в развитии малыша: как он будет спать, как его следует кормить и как соблюдать правила безопасности.


Малыш у педиатра


Все наиболее важные данные проведенного осмотра заносятся врачом в личную медицинскую карту ребенка.

Психоэмоциональное развитие ребенка

Малыш все так же гулит, активнее привлекает маму и других близких ему людей к общению, разговорам, играм. Он получает огромнейшее удовольствие, когда с ним разговаривают и обращают на него внимание.

В этом месяце может появиться способ общения, в котором он активно использует жесты. Например, когда малыш просит, чтобы мама взяла его, он протягивает к ней ручки. Если его что-то заинтересовало, он складывает губки «хоботком», часто дышит и тянется к заинтересовавшему его предмету.

Выражая радость, ребенок звонко смеется. Очень любопытно, что маленький человечек уже может демонстрировать некую модель поведения взрослого, подражая ему и являясь отражением его собственного поведения. Например, если мама сразу не откликается на зов малыша, занимаясь своими делами, то потом неожиданно для себя она обнаружит, что и малыш тоже может делать вид, что очень занят и как будто «не замечает» маму, которая в этот момент к нему обращается. Учтите эти способы формирования характера ребенка и ваше огромное влияние на это.

Самостоятельным занятиям малыш может посвящать много времени, почти 30 минут, и это не может не радовать. В это время мама может спокойно заниматься своими делами.

В принципе характер малыша становится более уверенным и уравновешенным. Тот неожиданный плач, который раньше мог появляться без видимых причин и доводил маму до грани, теперь исчезает. Малыш проявляет гораздо больше упорства в том, чтобы овладеть каким-то навыком. В нем чувствуется и больше оптимизма, нужного для достижения цели. Но при всей возрастающей самостоятельности ему требуется, чтобы мама поддерживала эти игры.

Если ребенок проявляет активный интерес к тому, как едят взрослые, попробуйте дать ему ложку и показать, как с нее кушать фруктовое пюре.

Что касается ориентации в пространстве, то она, конечно, совершенствуется. Малыш уже хорошо знает расположение предметов в комнате.


Малыш наблюдает, как едят взрослые


Любопытно, что в изучении внешнего мира он уже отчетливо обращает внимание на то, как едят взрослые, наблюдает за процессом, любопытствуя, как они это делают: даже заглядывает им в рот и следит за руками.

Развиваем и играем с малышом

Если в семье есть старшие дети, активнее привлекайте их к уходу за самым маленьким членом семьи и занятиям с ним. Это один из самых лучших способов избавить старшего ребенка от ревности, которую он может испытывать. Показывайте старшим детям, как вы разговариваете с младшим, сопровождаете свои действия ласковой речью, задаете ему вопросы и сами отвечаете на них.

Слушаем и смотрим!

У малыша активно развивается зрительная память. В возрасте 3–4 месяцев он способен узнавать игрушку, а также отличать знакомое лицо от незнакомого. Вы можете помочь ему развивать эти способности, используя разные игры.


Малыш в разных положениях

Выберите игрушку и показывайте ее, когда малыш находится в разных положениях: сбоку, со спины, когда он лежит на животе или на спине. Приближайте игрушку к его лицу, а затем удаляйте.


Игры с разными предметами

Предоставьте ребенку возможность играть с разными предметами по форме, размеру и цвету. Вы можете при этом рассказывать ему, как они отличаются друг от друга.


Знакомое и незнакомое

Развивайте его способности ориентироваться среди предметов. Показывая уже знакомые игрушки, учите замечать новый предмет. Для этого возьмите сначала знакомую игрушку, а затем незнакомую и поочередно показывайте, называя их. Если он просит, вложите ему в руки игрушку – пусть он изучает.

Вы можете играть в прятки с малышом не только в роли того, кто прячется. Используйте звучащие предметы. Идеальный для этого инструмент – колокольчик, с веселым переливистым звуком.

С малышом можно играть в «прятки», закрывая свое лицо платком или прячась за спинку кровати, – эти игры доставляют ему большое удовольствие. Особенно тот момент, когда он «обнаруживает» маму. Главное, не пропадайте надолго!

Дети очень любят играть в прятки


Колокольчик

Возьмите колокольчик и позвоните им сначала из-за шторки или другого заграждения так, чтобы ребенок стал искать источник звука. А затем покажите ему колокольчик – вы увидите, как он обрадуется, обнаружив то, что «пряталось» за шторкой. Если вам эта игра понравилась, можете ее повторить и даже усложнить, пряча колокольчик уже с другой стороны, меняя место источника звука.


Игрушки для четвертого месяца


Давайте ребенку играть с разнообразными предметами, которые издают звуки. Колокольчики, погремушки, бубны, а также игрушки с писком, свистом, гудением и даже шуршанием – все они пригодятся вам, чтобы создавать разнообразие в ваших играх и забавах с ребенком. Чтобы не создавать какофонию звуков, чередуйте игрушки.


Какие игрушки и манипуляции с ними будут интересны ребенку?

Побуждайте малыша протягивать руки к игрушкам и ощупывать их. Стимулируйте его к более цепкому схватыванию: вложите игрушку в его руку и попытайтесь ее вытянуть. Он будет стараться ее удержать.

Браслеты, надетые на ножки малыша или носочки с бубенчиками – к ним очень интересно тянуться.



Если мама положит в кроватку круглые игрушки, ребенок будет толкать их ножками. К ним относится и кукла-неваляшка, которая при покачивании еще и легко и приятно звенит.



Если над кроваткой подвесить в досягаемости мячик с бубенцами внутри или мешок с погремушками, малыш будет пробовать их пинать.

Развиваем движения

Выкладывайте ребенка на живот и показывайте ему яркую игрушку. Он будет высоко поднимать головку, опираясь на предплечья и заинтересованно разглядывая предмет.


• Предоставляйте ребенку игрушки, которые удобно держать двумя руками, например погремушку в виде большого кольца с шариками внутри.

• Если вы найдете где-нибудь игрушки, которые могут двигаться: клюющая курочка, или заяц, играющий на барабане, или медведи, колющие дрова, то сможете показать малышу первый спектакль. Конечно, ребенок не умеет с ними справляться, зато родители могут сами показывать, как работают игрушки и рассказывать, что происходит. Ребенку нравится наблюдать, как «играет» сама мама, например, скатывая шарики с горки или прокатывая мячики в пластиковой трубе.

• Ребенка заинтересуют передвигающиеся игрушки. Он с большим удовольствием наблюдает за ними, сидя на руках у взрослого или лежа на животе.

• Игрушки могут быть заводными, но ребенку нравятся и обычный мячик, который можно толкнуть и смотреть, как он покатится, и яркая машинка, особенно если она жужжит, мигает и светится.


Продолжайте массаж, гимнастику и плавание. Вы можете использовать тот же комплекс, что и в прошлом месяце, движения со сведением и разведением рук, «велосипед» для ножек и проч. Поддерживайте стремление ребенка физически развиваться.

Вы уже можете добавлять новые движения, ведь на первом году жизни физические упражнения очень активно развивают психику ребенку. Помогайте малышу принимать, например, такие новые положения:

• стимулируйте попытки к ползанию, подставляя под ступни малыша свои руки, от которых он будет отталкиваться;

• если вы хотите, чтобы ребенок «попрыгал» на ваших коленках, это упражнение не должно длиться дольше 1–2 минут;



• носите ребенка спиной к себе, поддерживая его в области промежности одной рукой, а другую руку положите на живот.

Таким образом он будет тренировать мышцы спины;



• покачивайте ребенка на руках или на большом гимнастическом мяче, сопровождая это напеванием песенок-потешек. Это упражнение полезно для развития его вестибулярного аппарата.

Если вы чувствуете себя хорошо, а ваш позвоночник в порядке, в этом месяце вы можете осваивать рюкзак-«кенгуру». Начинайте приучать малыша к этому способу передвижения постепенно, с 15–20 минут, чтобы он не уставал.

К выбору рюкзака отнеситесь со всей серьезностью – вам нужны конструкции, у которых есть полужесткая спинка, хорошая крестовина, а сиденье сшито в виде удобных штанишек.

Когда ребенок привыкнет к такому способу передвижения по квартире, можете выбираться с ним на улицу для прогулок или для более важных дел: в магазины или на прием в поликлинику. Хотя, конечно, удобнее всего с таким рюкзачком на спине папе – он сможет пройти со своей ношей много километров без устали.


Малыш в слинге у папы на спине


И вообще, начиная с этого месяца вам пора уже подумать о том, чтобы предоставлять малышу большую свободу передвижения. Кроватка уже поднадоела, а вот манеж или специальный игровой коврик дает больше возможностей. Вы уже успели приобрести их?

Развивайте тактильные ощущения

Чтобы развивать тактильные ощущения у малыша, продолжайте подбирать разные по физическим свойствам предметы. Он растет и развивается, а значит, готов воспринимать все более разнообразные вещи. Учитывайте все параметры: величину, форму, массу, фактуру и соотношение частей. Имейте в виду, что детям до пяти месяцев жизни не нравятся резкие, грохочущие звуки пластмассовых погремушек, а холодные материалы вызывают неприятные ощущения.

Попеременно вкладывайте в руки ребенка разные предметы или игрушки – мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и тяжелые. Таким образом вы развиваете у ребенка чувство осязания.

Обращайте внимание на положение большого пальца при схватывании. Он должен быть противопоставлен другим.

Пятый месяц

Физическое и моторное развитие ребенка

Малыш готовится к ползанию


В течение пятого месяца ребенок обычно прибавляет в весе еще 700–800 г и вырастает примерно на 2,5 см. Окружность грудной клетки увеличивается и уже превышает окружность головы на 0,5–1 см. Родителям важно помнить, что все эти показатели, как и размеры родничка, у разных детей могут варьироваться.

Родничок

Иногда родителей тревожит уже закрывшийся или небольших размеров (примерно 0,5×0,5 см) родничок ребенка. Но если окружность головы вашего малыша в среднем за месяц увеличивается на 1–1,2 см и к пятому месяцу составляет разницу примерно 7–9 см по сравнению с данными при рождении, оснований для беспокойства нет. Имеет смысл проконсультироваться у врача в двух случаях: когда родничок закрылся полностью или когда он превышает размеры 2×2 см.

Вот еще один месяц позади. Ребенок с успехом демонстрирует свои достижения, становится все подвижнее и активнее. Кажется, что время, когда он тихо-мирно лежал в своей кроватке, суча ручками и ножками, было золотым. Ведь сейчас наступает период, когда родители должны быть особенно бдительны и внимательны.

Малышу нравится активно топтаться на руках у мамы: он то приседает, то поднимается, то просто перебирает ножками. Используйте это желание в гимнастике и ежедневных играх.

Малыш относительно легко и с завидным упорством переворачивается со спины на живот и с живота на спину и даже пытается ползти, причем не только вперед, но и назад. Двигаться назад часто получается даже лучше, но так можно, не ровен час, свалиться с дивана, поэтому не оставляйте его одного. Это уже небезопасно!

Ползание интересно малышу не только новыми ощущениями, но и тем, что теперь появляется все больше возможностей осваивать новое, пусть даже небольшое, пространство. А это так увлекательно: доползти до, например, яркой красивой погремушки и ухватить ее своими ручонками – это же настоящая добыча!


Малыш начинает тянуться за предметами


Помимо собственных игрушек, малышу крайне интересны и те, которыми «играют» взрослые, – он может делать попытки завладеть и ими, целенаправленно тянется к ним. Вообще в этом возрасте для малышей всё – игра и игрушки. Он так воспринимает мир, осваивает его и осваивается в нем.

Уход за ребенком

Кормление

Кормление в этом возрасте в основном грудное. У малышей бывает 5–6 основных кормлений днем, при этом он может прикладываться к груди, просыпаясь и укладываясь спать, а также – при желании в течение дня. Ночью все так же младенец может просыпаться в поисках маминой груди.

И так же он может играть и хулиганить во время еды, причем не от «испорченности», а от любопытства. Услышав какой-то шум, даже самый незначительный шорох, или увидев какое-то движение, малыш тут же отрывается от груди.

Для того чтобы ребенок не отвлекался на посторонние дела, лучше всего найти в доме достаточно тихое, спокойное и уединенное место. Но даже если такой способ вам не слишком помог и малыш все равно находит свои поводы оторваться от процесса, придется только смириться с этой особенностью его поведения и набраться терпения самой. В любом случае и такое кормление не мешает ему наедаться, а значит, набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

Введение прикорма означает, что теперь количество грудных кормлений начнет постепенно сокращаться. Малыш активнее будет переходить на «взрослую» пищу, а прикладывания к груди все больше будут приобретать психологическую роль – потребностью в маминой любви, нежности и защите.

Основное событие пятого месяца – первый прикорм. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка педиатр может порекомендовать тот или иной прикорм, а также уточнит сроки и схему его введения.

Здоровым детям, которые хорошо развиваются, нормально прибавляют в весе и находятся на грудном вскармливании, срок введения прикорма можно отодвинуть к концу 5‑го или к началу 6‑го месяца жизни. Позднее вводить прикорм не рекомендуют, так как в этом возрасте развитие малышей происходит ускоренными темпами.

В случае если малыш родился недоношенным, у него есть проявления анемии или рахита, он находится на смешанном или искусственном вскармливании, в этом случае вводить прикорм рекомендуется с четырехмесячного возраста. С какого продукта начинать прикорм, решит врач.

Внимательная мама, научившаяся быстро распознавать потребности малыша, и сама сможет заметить, что ребенок нуждается в дополнительном питании помимо грудного молока. Тем более что в этом возрасте малыши уже начинают проявлять свой первый пищевой интерес и любопытничают, что же такое лежит в тарелках у взрослых и нельзя ли самому попробовать это.

После шести месяцев жизни мамино молоко уже не способно полностью удовлетворять растущие с каждым днем потребности детского организма, поэтому все недостающие питательные вещества ребенок начинает получать из прикормов.

Вопрос о прикормах время от времени вызывает бурные дискуссии даже между самими врачами, не говоря уже о родителях. Среди прочих есть даже мнение о том, что детям, находящимся исключительно на грудном вскармливании, не требуются прикормы до года. Это крайняя точка зрения, имеющая под собой основания только во времена каких-либо катаклизмов – войны, эпидемии или страшной разрухи, когда сложно найти пищу, которую можно было бы дать младенцу без страха за его здоровье. В этом случае, конечно, лучшая еда для него – мамино молоко, оберегающее от инфекций и кишечных расстройств. Однако в обычной жизни, когда есть богатый выбор продуктов, схемы прикорма и даже готовые блюда для младенцев, нельзя не воспользоваться ими и не дать детскому организму развиваться полноценно.