Вэнь-цзы особенно глубоко изучал классификацию «имен» (понятий), он отмечал, что «правильные имена приводит к порядку, а утеря имен – к хаосу». Он утверждал, что «то, что имеет форму, обязательно должно иметь имя, а тому, что имеет имя, необходима форма». Идея о том, что для того, чтобы познать объекты, нужно сначала избавиться от субъективных предрассудков, была одобрена представителем «школы имен» Гуньсунь Луном, она получила большой отклик в научных кругах доциньской эпохи, и в особенности повлияла на формирование учения Гуньсунь Луна о «различении имен». Известный на весь мир труд Инь Вэнь-цзы состоит из 2-х частей, где записи речей переплетаются с вымышленными историями. Первая часть трактата описывает теорию телесных форм и имен. Второй раздел разъясняет принципы управления страной. Эта часть особо ценится историками, так как ее можно рассматривать как пример практического применения данной теории. Размышления о связи способа номинации и внутреннего содержания имен данной теории занимает важное место в изучении истории китайской логико-философский мысли.
Цзоу Янь (ок. 324–250 гг. до н. э.) (邹衍)
Философ периода Борющихся царств, последователь натурфилософской школы инь/ян. Цзоу Янь 邹衍, известный также как Цзоу Янь (驺衍) – уроженец царства Ци, обучался в Академии Цзися вдали от родины, имел прозвище «рассуждающий о мироздании». Цзоу Янь путешествовал по Вэй, Чжао, Янь и другим царствам. Современники относились к нему с большим почтением, так как идеи его учения соответствовали тенденции того времени «великого единства». Цзоу Янь был учителем правителя царства Янь Чжао-вана. Его сочинения до наших дней не сохранились, но некоторые из работ содержатся в «Собрании утерянных книг горного дома Юхань», составленном Ма Гоханем из династии Цин. Обобщив теорию инь-ян и учение о пяти элементах, Цзоу Янь выдвинул точку зрения о том, что «пять элементов сосуществуют и побеждают друг друга». Он считал, что дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, а вода порождает дерево – это форма преобразования «пяти элементов, порождающих друг друга». В то же время «пять элементов побеждают друг друга»: вода тушит огонь, огонь расплавляет металл, металл валит дерево, дерево разрывает землю, а земля впитывает воду. Он показал единство и противоположность всего сущего в мире природы с помощью пяти элементов, взаимодействующих и побеждающих друг друга, объяснив смену сезонов в мире, рождение и смерть «десяти тысяч вещей» и отразив понимание изменяющегося процесса в природе. Он также считал, что эта модель воплощена и в человеческом обществе. Исходя из этого, Цзоу Янь предложил постулат о «начале и конце пяти стихийных сил», их цикличном взаимопорождении. С его точки зрения, с момента образования Земли происходил процесс изменения пяти стихийных сил, таким образом, он разъяснил процесс смены власти: появился император Хуан-ди (стихия «земля»), его сменил император династии Ся (стихия «дерево»), за ним – династия Шан («металл») и далее – Чжоу («огонь»), он также предвидел появление следующей царствующей династии, предположив, что «огонь будет заменен водой», т. е следующий император появится в год «воды». В своем исследовании Цзоу Янь пытался соединить различные части Вселенной в единое целое и дал этому общее описание. Он также предложил учение о «девяти областях» на основе того, что «все большое зиждется на малом». Философ полагал, что Китай является одной из 81 больших областей в мире, 9 малых областей представляют собой объединенные единицы, они омываются «малым морем», «9 больших областей» также окружены и большими морями, а за их границами – предел Неба и Земли. Его натурфилософская школа оказала большое влияние на последующие поколения. Некоторые из его взглядов стали одним из важнейших источников учения о гадательных книгах династии Хань. Теория инь-янь и пяти элементов стали основными положениями традиционной китайской космологии и изучения «Книги перемен», основой китайского мировосприятия.
Академия Цзися (稷下学宫)
Самый ранний Центр академической деятельности и политического консультирования в Древнем Китае. Академия была создана правителями княжества Ци в столице Линьцзы, где было построено большое здание, туда приглашались ученые со всего Китая для того, чтобы преподавать и набирать учеников, заниматься научными исследованиями и обсуждать политические вопросы. Такой центр получил название «Академия Цзися». В академии были залы, спальни и кухня, масштаб Академии был огромен – общее число учеников составляло тысячи людей. Почтенные ученые Академии назывались «Ученые мужи из Цзися», а молодых учащихся называли «сюэши» (ученый, член академии). По одной версии, академия была основана во время правления императора Ци Хуань-гуна, по другой – в период правления Вэй-вана, ее расцвет пришелся на правление Сюань-вана, который, продолжая дело Академии, расширил школу, что привлекло тысячу мудрецов со всей страны, задачей которых было «рассуждать без ограничений». 76 из них имели гражданский чин высшего ранга шандафу. Во время правления Минь-вана столица государства Ци Линьцзы была разрушена, и деятельность академии временно приостановили, впоследствии, уже после Сян-Вана, учебное заведение постепенно пришло в упадок. Этот период длился примерно 140–150 лет. Среди известных деятелей – Цзоу Янь, Чуньюй Кунь, Тянь Пянь, Шэнь Дао, Цзи Чжэнь, Хуань Юань, Пэн Мэн, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Тянь Ба, Эр Шо, Лу Чжунлянь, Цзоу Ши и Сюнь-цзы, Сюнь-цзы три раза избирался начальником Академии. Она вобрала в себя идеи даосизма, легизма, конфуцианства, школы имен, военной школы, сельскохозяйственного направления, натурфилософского учения инь и ян и др. Эти школы принимали участие в обсуждении своевременных административных законов и передавали знания, превратившись, таким образом, в единый центр каждого учения, и постепенно – в единую школу с определенным направлением, которую впоследствии стали называть «Научная школа Цзися», где господствующее положение занимало учение Хуан-лао. Все это способствовало развитию дискуссии об именах и привело к расцвету научной культуры доциньского периода, стало важнейшей площадкой «соперничества ста школ» в период Борющихся царств. К появляющимся один за одним научным трудам того периода относят «Сун-цзы», «Тянь-цзы», «Цзюань-цзы», «Цзе-цзы» и др. (не сохранились). Законченные произведения, авторами которых были представители школы Цзися – «Гуань-цзы», «Вёсны и осени Янь-цзы», «Методы Сыма», «Чжоу Ли» и др.
Сюнь-цзы (ок. 313–238 гг. до н. э.) (荀子)
Известен под именами Сюнь Куан и Сюнь Цин. Уроженец Чжао, мыслитель, воспитатель, политик, литературовед позднего периода Борющихся царств. Сюнь-цзы учился вдали от родных мест в княжестве Ци, во времена правления Сян-вана три раза был избран начальником Академии Цзися. На 44 году правления циньского Чжао-вана (266 г. до н. э.) Сюнь-цзы был приглашен им в царство Цинь. После изучения Сюнь-цзы царства Цинь, он пришел к выводу, что народ в княжестве простой и трудолюбивый, чиновники ответственные, а управление государством приближается к высочайшему политического уровню. Сюнь-цзы вернулся в княжество Чжао и обсудил с его правителем Чжаочэн-ваном военную ситуацию, он полагал, что «суть нападения на княжество с помощью военной силы состоит в народе», «тот, кто может полагаться на народ, может полагаться и на армию», «добродетельные воины – воля правителя». Сюнь-цзы снова вернулся в княжество Чу, покинув царство Чжао, и по поручению сановника Чунь Шэньцзюня был назначен начальником уезда Ланьлин (в настоящее время горы Цан провинции Шаньдун, поселок Ланьлин на юго-западе). После смерти Чунь Шэньцзюня Сюнь-цзы был освобожден от занимаемой должности, он остался в Ланьлин и до конца жизни занимался научными исследованиями. Философ считал себя конфуцианцем, он, опираясь на критическое суждение, наследовал и развивал конфуцианские научные воззрения предшествующего периода, но также впитал в себя и идеи других направлений. В вопросе об изначальной человеческой природе Сюнь-цзы выступал против «учения о природной склонности к добру» и был создателем «учения о природной склонности ко злу», он полагал, что «человек наделен дурной природой, а то, что в нем представляет добро, есть приобретенная культура», таким образом, человек движется от зла к добру, а добро есть результат воспитания и обучения, «изменение его врожденной природы». Воззрения Сюнь-цзы о велении Неба заключались в том, что он критиковал слепую веру в судьбу и сверхъестественные силы. Он полагал, что «существует круговорот законов природы, они не зависят от совершенномудрого Яо или деспотичного Цзе», подтверждал объективное существование законов природы, на которые не может влиять человеческая воля, а также придерживался идеи о том, что «Небо и человек раздельны», возможно «использование Неба для управления судьбой», когда человек в состоянии справиться с природой, законы природы существуют для того, чтобы человек мог служить сам себе и пользоваться ими. В политике он уважал уголовные законы и этикет, сочетая их в управлении государством: «управление убеждением и управление насилием едины», «почитание достойных и забота о народе», «тот, кто управляет другими, уважает этикет и почитает достойных, может называться правителем», «тот, кто уважает верховенство закона и заботится о народе, среди местных князей называется тираном». Сюнь-цзы выступал за объединение идей подражания прежним и настоящим правителям, их наследники – это идеальные государи, воплощение образа государя, уважающего и этикет, и закон, это совершенный правитель и тиран, уважающий долг. Он критиковал ориентацию на возвращение к прежним правителям, и полагал, что для этого сначала необходимо осуществить идеи «их преемников». В вопросах теории познания Сюнь-цзы утверждал познаваемость мира. С его точки зрения, человек познает объективный мир посредством «небесных органов чувств» и «сердца», он анализировал, дифференцировал и подтверждал их сущность. Сюнь-цзы выделял роль действий син 行, действия есть и источник, и цель, «учение основывается на действиях». В логике Сюнь-цзы установил логическую систему «исправления имен», выступал за «установление имен согласно реальной действительности», где «имя формируется и различает реальность», а также выдвигал такие формы мышления, как номинация, аргументация, толкование, разграничение и др., среди них важнейшую роль занимали основания и принципы создания имен. Известное произведение Сюнь-цзы – «Сюнь-цзы», содержащее 32 главы, это классический образец трактата, написанного свободным стилем, в котором Сюнь-цзы обобщил, критически проанализировал и развил все важнейшие аспекты философской мысли, он соединил и подкорректировал достоинства каждого философского направления, а также построил свою философскую систему мышления, развивая материалистические идеи прошлых эпох. В главе «Тянь лунь» – «天伦» («О Небе») Сюнь-цзы разъяснил свое мировосприятие, отразил субъективные воззрения, касающиеся овладения законами природы и их использования. Это оказало большое влияние на разрушение различных распространенных в то время суеверий. В сочинениях «Исправление имен» – «正名» и «Освобождение от заблуждений» – «解蔽» он изложил свою позицию в вопросах гносеологии, логики, а также методах мышления, системно исследовал отношения имени и реальности. Сюнь-цзы полагал, что понятия, отражающие объективные вещи, меняются согласно изменению реальности. Философ различал 3 вида мышления: представление понятия, суждение и умозаключение, эти воззрения играли большую роль в устранении старых предрассудков в познании. В «Поощрении учения» «劝学» отражены взгляды Сюнь-цзы на образование. С его точки зрения, знания и способности человека не являются врожденными, а возникают в процессе обучения через наблюдение, образование помогает людям вырасти. Он отмечал, что человеческие знания и самосовершенствование представляют собой процесс накопления, а цель обучения заключается в воспитании характера. Произведение «Теория музыки» «乐论» – это главное сочинение о музыкальной эстетике, в котором системно представлены вопросы появления музыки, установления музыкальных стандартов, соотношения правил ли и музыки юэ, а также общественная функция музыки. Музыка – это такая форма восприятия радости, без которой человек не может существовать, с помощью музыки можно выплеснуть свои чувства, она обладает способностью затронуть сердце человека, а также изменяет нравы и обычаи общества. Многие музыкальные воззрения, изложенные в важнейшем для древнего Китая произведении – «Записках о музыке» «乐记», берут свое начало в «Теории музыки». Произведение «Военные рассуждения» «议兵» повествует о теории военного дела; «Режим совершенного правителя» «王制», «Режим правителя-гегемона» «王霸», «Богатая страна» «富国» – разъясняют общественно-политические мысли Сюнь-цзы. Сочинение «Против двенадцати ученых» «非十二子» представляет собой критический взгляд на чиновников доциньской эпохи.
Хэ Шангун (河上公)
Годы жизни, точное имя и фамилия неизвестны, даос западной Хань, жил на берегу реки в соломенной хижине, отчего Сыма Цянь в «Исторических записках» дал ему прозвище «человек с побережья». В дальнейшем потомки называли его «господином с побережья» – Хэ Шангуном. Цао Цань, министр западной Хань, глубоко изучавший «Лао-цзы», – был одним из его учеников второго поколения. Хань Вэнь-ди консультировался с ним при чтении «Дао дэ цзин». Самое раннее и наиболее распространенное произведение Хэ Шангуна, сохранившееся в настоящее время – «Комментарии к “Дао дэ цзину”» Лао-цзы. Хэ Шангун разделил первоначально не разделенный на главы текст «Дао дэ цзин». Его труд «Хэ Шангун Чжан цзюй» («Разбивка на разделы») имел такие особенности, как простые и четкие комментарии, а также «не поддающиеся описанию оттенки выражения основной мысли». Трактуя идеи Лао-цзы, Хэ Шангун разъяснял содержание «Лао-цзы» простым языком, он также, как и Ван Би, не исследовал каждое слово, а «бесстрастно и прямолинейно» проникал в общий принцип, используя простой и свободный стиль, доступный для понимания народа. Основное содержание «Хэ Шангун Чжан цзюй» основывалась на популярном в то время учении Хуан-лао о недеяниии в управлении государством, а также трактовке идеи «Дао дэ цзин» о спокойном и безмятежном «питании» жизни. Его основная мысль заключалась в соединении небесного пути и человеческих дел, восходящим к покою и недеянию управления государством и контроля над своим телом.
Дун Чжуншу (179–104 гг. до н. э.) (董仲舒)
Уроженец г. Гуанчуань (ныне уезд Цзин провинции Хэбэй), мыслитель, политик, педагог, философ, профессионал «школы канонов в современных знаках», занимал должность доктора наук при императоре Цзин-ди, читал лекции по трактату «Вёсны и осени». В первый год правления У-ди (134 г. до н. э.) императором был издан указ о необходимости сбора информации о стратегиях управления страной. Дун Чжуншу, взяв за основу «Гун ян чунь цюй», соединил религиозные верования эпохи Чжоу с учением инь-ян и философией пяти элементов, а также идеи легизма и даосизма, и построил свою собственную философскую систему, которая стала философией управления для чиновников династии Хань, он дал полные ответы на философские, политические, общественные, исторические вопросы общества того времени. В знаменитой «Контрмере выбора добродетельных» «Цзюй сянь лян дуй цэ» он системно изложил свои идеи о взаимореагировании Неба и человека и великом единстве. Дун Чжуншу считал, что «каждому, кто не изучает «шесть» искусств и учение Конфуция, нельзя идти по этому пути развития», необходимо «познавать конфуцианскую школу и забыть о других направлениях». Эти идеи были приняты императором У-ди, что позволило конфуцианской мысли стать официальной идеологией китайского общества, распространяющей свое влияние около 2000 лет. Основываясь на конфуцианстве, данное направление также включало в себя теорию инь-ян и пять элементов, соединив особенности теократического, монархического, патриархального строя и сформировав императорскую теологическую систему. В этой системе важнейшим концептом является Небо. Небо – это управитель духа, родоначальник всего сущего, Небо, как и человек, обладает чувствами, может радоваться и огорчаться, имеет нравственное сознание. Небо создало человека по своему подобию, тело, душа и нравственные качества человека повторяют Небо, поэтому человеку остается только следовать Небесному пути. Небесный путь посредством инь-ян и пяти элементов проявляет свою руководящую функцию. Небо часто выражает надежду или порицания, посылая правителям благоприятные предзнаменования и несчастья, поэтому они должны заниматься делами, руководствуясь Небом. Дун Чжуншу проводил аналогию между небесными и человеческими делами, он полагал, что путь государей и слуг, отцов и детей, супругов определяется Небом, этим он доказывал обожествление и абсолютизацию системы феодального правления. С его точки зрения, познание человека заключается в соответствии небесной воле, а полностью познать ее могут только святые. Имя также происходит от Неба, Дун Чжуншу выдвигал теорию происхождения Неба, сделав исследование имен критерием истины и лжи. Философ выделял этические принципы феодализма (три устоя: абсолютная власть государя над подданным, отца – над сыном, мужа – над женой), а также пять добродетелей: человеколюбие, справедливость, ритуал, знания, верность. При этом он разделял людей на 3 уровня: высший, средний и низший, полагая, что святые добры по своей природе, а к мелким людишкам он причислял глупых людей, их невозможно квалифицировать, большинство же управляемых можно отнести к среднему уровню, таким необходимо, чтобы правители уделяли больше внимания воспитанию моральных качеств, поэтому Дун Чжуншу считал пять добродетелей основой человеческого общества. Впоследствии философ 10 лет служил у Лю Фэя (известен как король И из Цзянду) в должности премьер-министра, затем был главным министром у Лю Дуаня, а еще через 4 года уволился, вернулся домой и стал заниматься научной деятельностью. В тот период Дун Чжуншу по-прежнему был в почете у У-ди, при императорском дворе проходили важные обсуждения, и император мог отправить посыльного и судью приказа по уголовным делам к Дун Чжуншу домой для того, чтобы получить его консультацию. Дун Чжуншу удалось пожить во времена трех династий и увидеть расцвет Западной Хань. После смерти он со всеми почестями был похоронен в местечке Сямалин города Чан’ань.
Янь Цзюньпин (ок. 86–10 гг. до н. э.) (严君平)
Мыслитель династии Западная Хань, самый ранний комментатор «Лао-цзы» этого периода, уроженец г. Чэнду провинции Сычуань, второе имя – Цзунь Цзюньпин. Янь Цзюньпин жил в уединении, занимался гаданиями, данный род занятий совмещал с преподаванием трактатов «Лао-цзы», «Чжуан-цзы», в совершенстве знал «И цзин». Мыслитель унаследовал идеи Лао-цзы о том, что дао порождает все сущее, а также развивал его мысль о единстве инь и ян. Янь Цзюньпин предлагал разделять энергию ци, полагал, что источник дао дэ, отражения высшего закона в мире и человеке, есть энергия еще не отделенного первозданного хаоса, которая, разделяясь, создает все вещи на Земле. Он акцентировал внимание на Небытии: «Бытие рождается из Небытия в пустоте». Философ подтверждал недеяние естественных законов природы, «следуйте недеянию, подчиняйтесь законам природы, не бесчинствуйте, и если вы сможете сохранять принцип недеяния, то все будет возможно», поэтому, с его точки зрения, необходимо следовать высшему закону ли 理, «почитать дао и уважать Небо, сохранять единство со всем сущим». Он предложил теорию «утверждения имен», ведь имя должно соответствовать реальности: «одно имя – один объект, мягкое и тщательно выверенное, круглое и квадратное, правильное и неверное, ничего нельзя упустить», он считал «просветленность» характеристикой Неба. Известен сочинением «Основные идеи Лао-цзы» «Лао-цзы чжи гуй» (老子指归), вошедшим в «Сокровищницу Пути-дао» (道藏).
Ван Чун (27— ок. 97 гг.) (王充)
Философ Восточной Хань, атеист, родился в округе Куайцзи городского уезда Шан’юй (ныне уезд Шан’юй провинции Чжэцзян), первоначально проживал в округе Вэй, уезде Юаньчэн (в настоящее время уезд Дамин провинции Хэбэй), происходил из незнатной и бедной семьи, со стороны отца в роду были торговцы, но на момент рождения Ван Чуна семья уже была разорена. В молодые годы осиротел, в деревне все восхищались его почтительностью к матери. Впоследствии Ван Чун отправился в столицу и поступил учиться в Высшую школу Тайсюэ, был учеником Бань Бяо. Ван Чун обладал большими познаниями, и, не заучивая классические тексты, овладел всеми теориями. После обучения из-за отсутствия перспектив в карьере он возвратился домой и стал преподавать, в среднем возрасте служил в должности мелкого чиновника, а в зрелые годы уволился и занимался преподаванием и написанием текстов. Научная мысль Ван Чуна вобрала в себя идеи даосизма, конфуцианства и школы Мо. В философии основой его воззрений было «естественное недеяние», наивысшей категорий выступало Небо. Известны его суждения об «изначальной пневме», он полагал, что энергия ци является основой всего сущего, «Небо и Земля объединены силами инь и ян, а все существа самопорождаются», то есть Небо и Земля есть продукт объединения ци, это произвольная естественная материальная субстанция. Движение «десяти тысяч вещей» во Вселенной и порождение объектов – это результат естественных изменений ци. Ван Чун говорил о безграничности космического пространства, считая, что «Небо превыше всего», «Земля ниже всего», «Небо и Земля, инь и ян не умирают, ибо не рождаются». Он полагал, что у Неба отсутствует духовная функция и способность управлять – самопорождение всего сущего происходит из-за силы или слабости жизненной пневмы по причине различий хорошего и плохого, а также ее движения, а совсем не по воле Неба. Он утверждал, что Небо – это отнюдь не антропоморфное существо, сознательно посылающее человеку счастье или беду (что противоположно концепции Дун Чжуншу о взаимореагировании Неба и человека). Теории Ван Чуна, затрагивающие вопросы жизни и смерти, тела и души, имели четкую материалистическую окраску. С точки зрения философа, после смерти человек не может стать духом, дух зависим от тела, поэтому он выступал против теологической филологии. Такие идеи впоследствии стали основой концепции Фань Чжэня – «рассуждения о смертности души». В истории Ван Чун восхвалял прошлое и критиковал нынешнее, считал, что общественное спокойствие тесно связано с экономической ситуацией. С его точки зрения, человек обладает и добром, и злом, но может меняться. В литературе и искусстве предлагал идею о «настоящей красоте», искусство должно быть действительно необходимо человеку, его произведения должны отражать истинные помыслы, поощрять добро и пресекать зло, деятелям искусства необходимо раскрывать свою индивидуальность. Ван Чун выступал против копирования и подражания, высказывался за общепонятный язык. Его известное сочинение «Лунь хэн» «Взвешивание суждений» («论衡») представляет собой материалистическое произведение, отражающее атеистические тенденции и критический дух. Это первый монументальный материалистический труд, оказавший глубокое влияние на развитие последующих материалистических идей.
Жуань Цзи (210–263 гг.) (阮籍)
Представитель даосского учения Сюань-сюэ, писатель эпохи Троецарствия, а также участник «Семи мудрецов из Бамбуковой Рощи». Жуань Цзи родился в округе Чэньлю (на территории современной провинции Хэнань), обладал широким кругозором, очень любил трактаты «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». Жуань Цзи считался любителем выпить и «побеседовать о непостижимом», пренебрегал этикетом, а в славе не уступал другому поэту и философу эпохи Троецарствия по имени Цзи Кан. Жуань Цзи служил чжунланом (чин дворцовой охраны), а также был полководцем пехоты в уезде Дунпин. Несмотря на то, что он не был удовлетворен политической группировкой Сыма Ши, Жуань Цзи вел себя очень осторожно. Его натурология заключалась в том, что он считал природу источником возникновения Неба и Земли, которые, в свою очередь, порождают все сущее. С его точки зрения, природа является источником всего, человеческое тело и дух также произведены природой, а отношения между природой и окружающими ее вещами находятся в единстве и гармонии. Жуань Цзи также полагал, что «дао» – это и есть природа, «корень» Вселенной и отрицал идею о существовании другого «духовного владыки» вне природы, наряду с этим поддерживая релятивизм Чжуан-цзы. В политических вопросах он выступал за компромисс между природой и конфуцианскими догмами. Жуань Цзи почитал природу, но вместе с тем не призывал разрушить этические нормы, а был лишь против тех, кто использовал догмы и нормы этикета конфуцианства только как инструмент для извлечения личных выгод. Жуань Цзи мечтал об обществе без правителей и чиновников, утверждая, что «беден будет человек или богат – определено судьбой, он только надеялся, что представители высшего класса будут уважительно относиться к представителям низшего, а подлец не тронет достойного человека». Говоря о литературных навыках, Жуань Цзи был искусен в написании пятисловных стихотворений. Так, им был написан сборник «Воспоминания», состоящий из 82 стихотворений. Используя различные техники, такие, как аллегорический зачин, символизм, метафоры, использование примеров из прошлого для критики современности, умелое создание образов и др. поэт сформировал своего рода «рефлексивный» поэтический стиль. Жуань Цзи имел прекрасные музыкальные навыки, хорошо играл на цитре и написал трактат «О музыке» «Юэ лунь», «乐论», где изложил свои мысли о том, что спокойная и «мягкая» музыка является воплощением вселенской гармонии.