Учение о естестве пу сюэ (朴学)
Первое значение пу сюэ朴学 – раннее конфуцианское учение, сформировавшееся до «Школы канонов в современных знаках» династии Хань. Во втором значении под朴学понимается «Школа текстов старых письмен» периода Хань. Ее особенностью является установление достоверности комментариев древних текстов, названия и сущности предметов, ритуалов. Ученые данной школы опирались на исторические документы, скрупулезно и осмотрительно проводили научные исследования, ценили не красочность и наличие различных эвфемизмов в тексте, а простое изложение материала, в связи с чем пу сюэ朴学 стала называться учением о естестве, исследователи проводили свои научные изыскания вплоть до преклонного возраста и трактовали каноны с помощью огромного количества иероглифических знаков, что было слишком сложно. В третьем значении朴学 – это филологическая школа царствований под девизами Цяньлун и Цзяцин, унаследование добросовестного подхода к процессу обучения ученых-конфуцианцев эпохи Хань, сосредоточение на комментариях и выявлении фальсифицированных знаков. Конфуцианцы прилагали усилия для того, чтобы систематизировать информацию, собрать утраченные тексты сочинений, установить степень аутентичности знаков. Наряду с этим, они проводили историко-филогические изыскания исторической географии древности, системы астрономического календаря, занимались составлением законов и правил их урегулирования и т. д. Недостатки таких исследований заключались в отрыве от реальности, пренебрежении настоящим во имя прошлого, исследований ради исследований.
Гуань Чжун (ок. 723–645 гг. до н. э.) (管仲)
Происходит из рода Цзи, имеет фамилию Гуань, имя Иу, второе неофицальное имя – Чжун, посмертное почетное имя – Гуань-цзы. Представитель легистов периода Борющихся царств. Знаменитый экономист, философ, политик, военный деятель, известный в древнем Китае как «предвестник легизма». Гуань Чжун испытал влияние традиционных идей, берущих начало в западной Чжоу, особенно в вопросе уважения и соблюдения ритуалов. Он помогал князю Хуань установить господство и, «неся боевое знамя «преклонения перед государем», сохранил этикет Чжоу». Во время нападения на царство Чу Гуань Чжун критиковал поступки правителя Чу за то, что они противоречат правилам Чжоу: «не были преподнесены должные пучки пырея для фильтрования жертвенного вина, не поклонились чжоускому вану, не было перколятора для процеживания вина, я пришел собирать дань, а Чжоу Ван выехал с инспекционной поездкой на юг и не вернулся, я приехал специально узнать об этом» («Цзо- чжуань. Си гун сы нянь»).
Гуань Чжун уважал патриархальные морально-этические нормы, однако выступал против пустословных административных законов об этикете и долге. Сравнивая такие законы с развитием производства и решением насущных проблем народа, он ставил на первое место трудности людей. Трактат «Гуань-цзы. Му минь» гласит: «Каждый, кто управляет народом, должен контролировать, уделять внимание сельскому хозяйству, защищать закрома; если в стране будет богатство, люди, живущие далеко, могут переселиться, если будут освоены пустые земли, то население страны может спокойно оставаться жить здесь». Это означает, что если правитель будет уделять внимание деревне, развивать производство, увеличивать состояние государства, люди смогут найти себе источник средств, и далекие гости будут прибывать, а народ страны оставаться на своей Родине. Он полагал, что развитие производства – это предпосылка для становления богатого и могущественного государства, а также материальная основа для того, чтобы люди уважали правила этикета и сохраняли стабильный общественный порядок. Если не уделять этому внимание, не решать вопросы первой необходимости и вести пустые разговоры о правилах этикета, то невозможно будет хорошо управлять государством. Поэтому Гуань Чжун твердо придерживался идеи, согласно которой «если закрома полны, то и владеешь хорошими манерами, если закрыты потребности в одежде и пище, то сможешь познать славу и спокойно переносить терпения и обиды».
В период правления Гуань Чжуна в царстве Ци произошли глубокие общественные реформы. Сформировавшийся с западной Чжоу патриархальный уклад начал рушиться, бегство рабов стало обычным общественным явлением в царстве Ци, противоборство старых и новых сил было очень сильным. Для общественного спокойствия и процветания страны нужны были реформы. Гуань Чжун считал, что необходимо сосредоточиться на воле народа – «политическое состояние улучшается, когда следуют сердцу народа, и ухудшается, когда идут против его воли», поэтому он требовал от князя Ци Хуаня корректировать старые законы, «выбирать добрые и следовать им («Гуань-цзы. Му минь»). Нужно поступать по желанию народа и отказаться от всего остального («Ши цзи. Гуань Янь лечжуань» – Биография Гуаня и Янь-цзы, «Исторические записки»). Он предложил «изменить старые законы» и «следовать воле народа», это не только выразило его решение проводить реформы, следуя историческим тенденциям, но и явилось показателем его уважения к законам.
Для начала в области сельского хозяйства Гуань Чжун изменил систему налоговых пошлин. Для того, чтобы увеличить коэффициент использования земель, он применил метод дифференцированного обложения земельным налогом и предложил брать налог, исходя из качества земельного участка, чтобы трудящиеся были в тепле и сытости и не покидали родные дома. Он призывал народ осваивать целинные земли, строить ирригационные сооружения, выращивать пять основных продовольственных культур, домашний скот, заниматься хлебопашеством и ткачеством. Для этого Гуань Чжун выдвинул идею «делиться товаром», разделять интересы, а также результаты своего труда. Все это способствовало развитию феодальной экономики.
Во-вторых, следует отметить его реформы административной организации. Гуань Чжун поделил царство Ци на 21 волость: 6 торгово-промышленных и 15 служилых. Местные административные организации находились непосредственно под управлением князя или старшего канцлера.
Жилье для горожан распределялось согласно 4 прослойкам общества: служилых людей, земледельцев, ремесленников, купцов, строго контролировалось соблюдение закона о регистрации по месту жительства. Эти классы жили и работали отдельно, было запрещено перемещение, нельзя было жить смешанно с другими прослойками или менять профессию. Такие правила, с одной стороны, должны были приводить в порядок уже разрушенную систему управления и усиливать контроль над людьми, а с другой стороны, укреплять власть правителя.
В-третьих, основываясь на реформах внутренней политики, Гуань Чжун провел реформирование военной системы и объединил военные и административные организации. В мирное время военные занимались сельским хозяйством. Конкретный метод состоял в том, что для служилых и промышленников была введена новая система административных единиц: 5 дворов составляли гуй, 10 гуй равнялись ли, 4 ли объединялись в лянь, 10 ляней – в сян, а 10 сянов представляли собой административный район цзюнь. В каждой семье избирался один человек, 5 человек составляли ряд у 伍, 50 человек назывались сяо жун小戎, 200 человек формировали цзу 卒, 2000 человек объединялись в люй 旅, 10000 человек уже считались войском, армией. Он полагал, что такие меры благоприятны для увеличения ресурсов армии и увеличения боевой мощи солдат.
В-четвертых, были установлены правила искупления преступления с помощью военной утвари, меди и железа. «Совершившие серьезные преступления должны были быть исколоты панцирем из кожи носорога, мелкие нарушители – щитом, а для еще более малозначительных преступлений наказание влекло за собой денежный штраф, те же, которые находились под подозрением, были помилованы» («Го Юй. Ци юй»). Этот метод помогал увеличить количество воинов и улучшить военную оснащенность.
Таким образом, Гуань Чжун проявил себя как очень плодотворный деятель Китая. Его правовые идеи оказали большое влияние на потомков. Его идеи об управлении страной с помощью ритуалов, преклонении перед правителем, были одобрены конфуцианством, а действия, касающиеся реформ, хлебопашества и ткачества, обогащения страны и укрепления армии, суровые меры наказаний получили признание легистов. Известный афоризм «когда в амбарах есть зерно, люди помнят о вежливости, когда есть достаток в еде и одежде, люди помнят о чести и бесчестии» и по сей день передается потомкам.
Лао-цзы (571–471 гг. до н. э.) (老子)
Философ позднего периода Вёсен и осеней, основоположник даосизма. Согласно «Историческим запискам», его фамилия – Ли, имя – Эр, второе имя – Дань. Лао-цзы был предшественником Конфуция, родился в селении Цюйжэнь, волости Ли уезда Ху в царстве Чу. Лао-цзы служил историографом, хранившим дворцовый архив династии Чжоу (в его ведении находилась библиотека и памятники культуры), но когда династия Чжоу пришла в упадок, Лао-цзы ушел через западную заставу Ханьгу, стал жить в уединении и умер в неизвестности. Самый важный его трактат – «Дао дэ цзин», также имеющий название «Лао-цзы», он содержит глубокие знания о натурфилософии, политической и этической философии, жизненной философии, учении о «вскармливании жизни» и эстетике.
Центральной идеей философии Лао-цзы является понятие Дао, выступающее наивысшей философской категорией. С помощью Дао он объяснял суть, творение, изменение, первоначало и главный закон всего сущего во Вселенной. У Дао есть следующие особенности: Дао рождает Небо и Землю, является независимым и неизменным источником всего сущего, не имеет преград и формы, содержит непостижимое прошлое и будущее, несравнимо глубокое, цикличное, аморфное и нематериальное, которое порождает все сущее. Дао есть наивысшее трансцендентальное состояние бытия, оно абсолютно и преодолевает всю относительность, обладает неизменностью, подвижностью, трансцендентностью, является истоком Вселенной и наивысшей категорией даосизма.
Учение Лао-цзы богато диалектическими идеями. Все сущее находится в постоянном изменении, «Небо и Земля не вечны, и тем более, человек». У всего в мире есть две противоположные стороны, «Бытие и Небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом», «все сущее несет в себе инь и ян», противоположные стороны взаимосвязаны и взаимопревращаемы, «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье», нет таких вещей, которые бы не превращались в свою противоположность, «превращение в противоположное есть действие Дао». Для того, чтобы все сущее изменилось и начало развиваться, требуется определенный уровень накопления, «преодоление трудностей начинается с легкого, осуществление великого – с малого». Лао-цзы первым предложил философские понятия «Небытие и Бытие», он полагал, что порождение всего сущего происходит из Небытия к Бытию, но в результате все возвращается к первозданной беспредельности У-цзи.
В гносеологии выдвигается такой способ познания, когда «постижение мира происходит с помощью сердца и души», здесь полностью отсутствуют все языковые понятия, сенсуальный опыт и желания. Все в мире познается через интуицию и внутреннее самосовершенствование. С точки зрения Лао-цзы, «…совершенномудрый не ходит, но познает. Не видя, он проникает в сущность вещей». Также выдвигается теория «безымянности», в которой само имя и сущность рассматриваются с двух сторон. Согласно этой теории, обычные вещи, которые можно выразить словами, «обладают именем» и представляют собой «источник всего сущего», однако понятие «Дао» не может быть выражено словами, оно «безымянно» и является «началом Неба и Земли».
С точки зрения понимания истории общества, главным принципом у Лао-цзы считается возвращение к старому, желание вернуться в состояние первобытного общества к маленькой стране с небольшим количеством населения, стремление к тому, чтобы «соседние государства смотрели друг на друга, слушали пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещали друг друга». Только полностью отказавшись от плодов человеческой цивилизации, можно избежать бедствий и злодеяний, и лишь тогда в мире сможет воцариться великое спокойствие и благополучие. «Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во много раз; когда исчезнут гуманность и справедливость, народ возвратится к сыновней почтительности и отцовской любви; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники».
В области политики главным становится «управление с помощью недеяния». Правителям было рекомендовано «управлять царством, как будто готовя блюдо из мелких рыб», уменьшать налоги, облегчать наказания, с осторожностью вести войну, чтить бережливость, применять народное самоуправление и таким образом естественно развивать общество и природу. Также выдвигается принцип «если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор», отсутствие необходимости выдвигать талантливых людей.
В сфере военного дела Лао-цзы выступает против войны, а армия воспринимается как инструмент зла, так как ее нужно использовать только когда нет другого выхода. Для управления государством главными принципами были: «хитрость, использование армии, чтобы застать противника врасплох», «умение воевать без гнева», «войско, униженное поражением, одержит победу» и др.
Учение Лао-цзы оказало огромное влияние на развитие китайской философии, политологии, гносеологии, эстетики, логики и этики. Другие философские направления впитывали, соединяли, раскрывали его идеи с различных точек зрения, что привело к изменению их собственных воззрений. Трактат «Дао дэ цзин» широко известен во всем мире.
Конфуций (551–479 гг до н. э.) (孔子)
Философ, политик и просветитель позднего периода Вёсен и осеней, родоначальник конфуцианской школы, его первое имя – Цю, второе – Чжун’ни. Родился в Цзоуи, в царстве Лу (ныне юго-восток провинции Шаньдун, Цюйфу). Один из его предков был аристократом во времена династии Сун, однако впоследствии бежал в княжество Лу из-за войны. С ранних лет Конфуций жил в бедности, в молодости выполнял работу ассистента по церемониалу, был распорядителем амбаров, смотрителем скотного двора, а также занимал и другие невысокие должности. В царстве Лу был управителем общественных работ, советником по судебным делам, исполнял обязанности первого министра. Вскоре, оставив службу, он отправился посмотреть княжества Вэй, Сун, Чэнь, Цай, Ци, Чу и др., однако путешествие так и не дало плодов. В поздние годы жизни Конфуций вернулся в царство Лу, занимался работой по систематизации древней классической литературы в области культуры и просвещения, организовал частную школу. У него было много последователей, среди них: Янь Хуэй, Цзэн Дянь, Цзы-лу, Жань Цю и многие другие. Было отредактировано конфуцианское «Шестикнижие»: структурированы «Книга песен», «Книга истории», усовершенствованы «Трактат о правилах поведения», каноническая книга о музыке «Юэ-цзин», была выстроена в должной последовательности «Книга перемен», создана летопись «Вёсны и осени», явившаяся первой китайской летописью. Конфуций был очень любознательным человеком, он считал, что у каждого есть чему поучиться – «из троих идущих обязательно найдется один, который может быть твоим учителем». По легенде он когда-то изучал этикет у Лао-цзы, с удовольствием был учеником наставника по музыке Чан Хуна, а Ши Сян обучал его игре на цине. Философская система Конфуция очень разнообразна и затрагивает вопросы морально-нравственных норм, политики, природных качеств, просветительской деятельности, военного дела, эстетические и исторические вопросы и множество других аспектов.
В области нравственности и морали основополагающими понятиями системы Конфуция были этикет ли 礼 и человеколюбие жэнь 仁. Этикет представлял собой иерархическую систему и этические нормы, с помощью которых люди подразделяются на разные социальные прослойки; человеколюбие – это то, что присуще всем, «гуманный человек любит других людей». Человеколюбие есть норма поведения, которая включает в себя различные моральные качества, такие, как стойкость, решительность, гуманность, немногословность, почтительность, снисходительность, искренность, прилежность, доброжелательность и т. д., это исходные моральные качества. Однако это качество разнообразно, «любовь начинается с родителей» и с помощью нее поддерживается социальный уровень. С точки зрения Конфуция, этикет и человеколюбие неразрывно связаны друг с другом: «подлинное человеколюбие заключается в обуздании себя и возвращении к этикету», «человеколюбие реализуется с помощью этикета», а «этикет восходит к человеколюбию». Он выдвинул такие идеи, как «не делай другим того, чего не желаешь себе», «в своем стремлении стать лучше не забывай помогать другим и тогда достигнешь просвещения». В основе человеколюбия лежит почтительность к родителям и старшим.
В политическом отношении Конфунций придерживался точки зрения о том, что следует управлять народом с помощью милости и убеждения, перевоспитывая его нравственно добродетелью и этикетом, управлять страной с помощью ритуалов. Он полагал, что необходимо «осуществлять управление страной добротой, и в качестве примера приводил полярную звезду, так как звезды, окружающие ее, «водят хороводы»», «для управления государством требуется взращивать этикет в народе». Он уделял большое внимание просвещению и выступал за уменьшение штрафов. Основой политической системы Конфуция является гармония между мягкостью и строгостью. Управление государством включает в себя «процветание, богатство и воспитание». Для реализации этикетных правил было выдвинуто предложение о «выправлении имен», так как «в первую очередь следует заняться именно этим», «без упорядочения названий речь будет неубедительной, а если речь неубедительна, не добьешься успеха в делах». Были выдвинуты требования, согласно которым название должно соответствовать содержанию, при этом необходимо поддерживать классовость, да будет «государь – государем, подданные – подданными, отец – отцом, а сын – сыном». В политике философ придерживался принципа «золотой середины», отстаивая позицию, что дефицит, так же плох, как и избыток, все хорошо в меру. Политический идеал государства Конфуция – «Поднебесная есть всеобщее достояние».
Конфуций считал, что сдерживающей силой человека является судьба. Он отмечал, что она содержит объективную необходимость, которой человек не в силах сопротивляться, подразумевая при этом не только судьбу, когда «не понимая веления Неба, нельзя стать благородным мужем». Нужно ценить Небо, уделять внимание жертвоприношению, при этом «чертей и духов уважать, но держаться от них подальше», «не говорить о сверхъестественном, силе, хаосе и духах». Человек важнее духов, а рождение важнее смерти, «если человек не состоянии услужить другим людям, то и для духов он бесполезен», «если жизни не видел, откуда и знать о смерти».
В образовании Конфуций был первым, кто занимался коллективным обучением, нарушив принцип «обучения в правительственных органах». Он имел множество учеников, по легенде у него было 3000 учеников, а более 70 постигли все 6 искусств (этикет, музыка, стрельба из лука, управление лошадьми, каллиграфия, математика). Конфуций продвигал лозунг «в получении образования нет различий между людьми», и выделял такие методики образования, как индивидуальный подход к каждому и метод наводящих вопросов, следуя идее «учиться без пресыщения, просвещать без устали». Философ делал акцент на том, что мудростью овладевают путем обучения, пропагандировал такое отношение стремления к знаниям, как: «учиться и постоянно повторять усвоенное», «если знаешь что-либо, считай, что знаешь, а если не знаешь что-либо, считай, что не знаешь», «различать хорошее и менять плохое», он говорил о стремлении к знаниям, когда «учиться и не размышлять – значит ничему не научиться, размышлять и не учиться, значит идти по опасному пути», и методе обучения, в котором сначала требовалось овладеть письмом. Раньше всех ввел раздельное преподавание предметов. Они были разделены на 4 дисциплины: этику, риторику, политику, литературу. Наряду с этим, он добивался от учеников освоения шести видов искусств. На первое место ставил воспитание добродетельного поведения. Основу обучения составляли «Книга песен», «Книга истории», «Трактат о правилах поведения», утраченная книга о музыке «Юэ-цзин».
Воззрения Конфуция, а также его беседы были записаны в «Лунь Юй» со слов его учеников и последователей в диалоговой форме, а прочие отрывочные сведения встречаются в «Цзо чжуань», «Речах царств» и в записях мудрецов того времени. Впоследствии школа, почитавшая и исследовавшая конфуцианство, стала называться конфуцианской. Конфуцианство стало ортодоксальным течением и оказало большое влияние на развитие истории Китая, а также на современное общество.
Сунь-цзы (540–470 гг. до н. э.) (孙子)
Стратег, мыслитель, специалист по военному делу, основатель теории военной науки позднего периода Вёсен и осеней, имя при рождении – У, второе имя – Чжан-цин, современное имя – Сунь-цзы. Сунь-цзы – потомок знатного рода Чэнь, житель царства Ци. Впоследствии прибыл в У, познакомил правителя У Хэлюя со своим трудом из 13 глав «Искусства войны», был избран полководцем. На 9 году правления У Хэлюя (506 г. до н. э.) Сунь-У и У Цзысюй возглавили 30-тысячную армию и разгромили сильное в то время царство Чу, захватив столицу Ин. Почти за 12 лет правления Уван Фучая (484 г. до н. э.), они сокрушили армию Ци в местности Айлинь, угрожая царствам Ци и Цзинь на севере У, и продемонстрировали потрясающий военный талант. Сунь-У считал, что война представляет собой «великое дело государства», он выдвинул 5 принципов, определяющих победу или поражение в войне: путь Дао, Небо, Земля, полководец и законы, а также семь навыков ведения войны: знания о пути Дао у правителя, способности полководца, соответствие интересам Неба и Земли, осуществление законов и приказов, сила войска, богатство и могущество народа, прекрасно обученные солдаты, умение устанавливать награждения и наказания. Сунь-цзы определил обязательную предпосылку грамотного ведения военных действий – «знание себя и врага своего». Суть данного утверждения состоит в необходимости всестороннего анализа сил противника и своего войска, после чего требуются необходимые корректировки.
Сунь-цзы считал, что в военном деле нет места гаданиям, суевериям, субъективным взглядам и надеждам на звезды. Он выступал за то, чтобы не надеяться на сверхъестественные силы, не полагаться на свое понимание, не ориентироваться на какие-то принятые стандарты, а действовать, исходя из понимания реальной ситуации противника. Также он обращал внимание на противоречивые параметры военного дела, такие, как войско противника и собственное, командир и подчиненные, сила и слабость войска, большинство и меньшинство (превосходство в числе), наступление и оборона, наступление и отход, сочетание правильного боя с внезапным маневром, ложное и реальное положение дел, мужество и малодушие, порядок и анархия. С точки зрения Сунь-цзы, вышеперечисленные противоречия не только зависят друг от друга, но и в определенных условиях изменяют друг друга. Он делал акцент на роли субъективной инициативы в содействии их изменениям. В вопросе тактического руководства Сунь-цзы заострял внимание на утверждении «победить врага искусством полководца» и гибко овладел «неизменным сочетанием правильного боя с внезапным маневром». Его стратегические и тактические мысли содержат богатые диалектические методы, отражающие глубокое понимание природы, общества и человеческой натуры. В китайской военной истории широко известны все военные изречения Сунь-У, такие как: «на войне не возбраняются хитрости», «можно сражаться в чрезвычайных ситуациях, не дожидаясь приказа командира», «на войне необходимо расставить армию так, чтобы не отступать», «только в случае смертельной опасности солдат будет храбро двигаться вперед», «убивать противника, чтобы победить», «нужно избегать принимать бой со свежими силами наступающего противника, и бить его, когда он, измотанный, отступает», «посылать войска на не защищенные противником места, чтобы противник того не ожидал», «отдыхая, ждать усталости противника» и другие знаменитые военные мысли, составляющие основу его военной философии.
На сегодняшний день произведение из 13 глав «Искусство войны» («孙子兵法») Сунь-цзы – это самый древний известный трактат о военном деле, имеющий большое влияние в современном мире.
Гунсунь Лун (320–250 гг. до н. э.) (公孙龙)
В Китае известны два человека доциньской эпохи по имени Гунсунь Лун. Первый жил в последние годы периода Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.), его второе имя – Цзы Ши. Он родился в 498 г. до н. э., был учеником Конфуция, младше его на 53 года. Его труды не сохранились до наших дней, но сведения о нем встречаются в «Ши цзи» («Исторические записки») в главе «Жизнеописания учеников Конфуция». Второй Гунсунь Лун – древнекитайский философ позднего периода Воюющих царств (V в. – 221 г. до н. э.), известный представитель школы имен, его также называли «Гунсунь Лун-цзы». Его второе имя Цзы Бин, он родился в царстве Чжао и был принят в число друзей первого министра царства Чжао, правителя Пиньюаня Чжао Шэна. В политике выступал за отсутствие войн и призывал к всеобъемлющей любви. Гунсунь Лун ездил в царства Янь и Чжао для того, чтобы убеждать правителей Чжао-вана и Хуэйвэнь-вана прекратить военные действия, а также предлагал Чжао Шэну идеи помощи царству Вэй в противостоянии самому сильному царству Цинь. В философии известна теория Гунсунь Луна «мин ши лунь» – о «форме и содержании имен» и др., где он системно описал отношения между явлениями и предметами действительности и их названиями, проанализировал существующие между понятиями различия, особенно с точки зрения их содержания и объема. Он выделил основные положения о соответствии правильных названий явлений и предметов их сущности, а также установил ряд логических принципов. Под объемом понятия он понимал отражаемые им явления или предметы; объем понятия не должен превышать объем отражаемых явлений или предметов; под содержанием понятия понимались все входящие в него существенные и отличительные признаки отражаемых явлений или предметов; если в содержании понятия существенные и отличительные признаки отражаемых явлений или предметов выражены неполно, то такое понятие ошибочно; если в содержании понятия эти признаки выражены в полном объеме, то такое понятие достоверно; ошибочные понятия можно исправить путем верификации, наряду с этим подробно разбираются не только допущенные ошибки, но и причины, по которым достоверное понятие является таковым; чтобы понятие стало достоверным, в его содержании должны быть точно представлены все существенные и отличительные признаки отражаемых явлений или предметов; чтобы точно представить эти признаки, необходимо использовать метод выправления имен. Рассуждая об «отношении имени и реалии», Гунсунь Лун сформулировал тезис о том, что «белая лошадь не есть лошадь», и приводил суждение «на свете есть только белый камень или твердый камень, но нет и белого и твердого камня». Он полагал, что «белый» означает «цвет», а «лошадь» – форму. Словосочетание «белая лошадь» содержит в себе как цвет, так и форму, но у отдельного понятия «лошадь» есть только форма, а цвета нет. Исходя из этого, в выражении «белая лошадь не есть лошадь» «не есть» можно, во-первых, понимать, как «не является», во-вторых, – как «не равна». Трактовки этого тезиса различны, однако первую обычно относят к софизмам, а вторую – к соответствующей логике. Наряду с этим, Гунсунь Лун также высказывался о том, что такие характеристики камня, как «твердый» и «белый» являются абсолютно самостоятельными и никак не связаны между собой. В своих рассуждениях Гунсунь Лун восходит к учению древнекитайского философа Дэн Си позднего периода Чуньцю, который говорил о том, что «наличие половинчатости порождает невероятно большое количество словосочетаний». Также в идеях Гунсунь Луна прослеживается влияние воззрений Инь Вэня о «различении имен». В период Сражающихся царств в спорах об именах сформировалось два противоположных, но влиятельных идеологических направления: представителем первого был Гунсунь Лун, его сторонники выступали за «различия», признавая безусловное наличие различий между явлениями или предметами и их понятиями; представителем второго был Хуэй Ши, его последователи придерживались идеи «соединения» и подчеркивали относительность существования этих различий. Оба этих взгляда внесли существенный вклад в развитие логической мысли в Древнем Китае. Идеи Гунсунь Луна способствовали развитию софистики, он ставил во главу угла различие предметов и явлений, за что подвергся критике другого древнекитайского философа Сюнь-цзы, отмечавшего его «использование имен в целях искажения действительности». Известные произведения: «Гунсунь Лун-цзы» библиографического раздела книги «Хань Шу» («Хань шу. И вэнь чжи») в объеме 14 глав, однако 8 из них были утеряны, в настоящий момент сохранилось только 6. Знамениты также переводы и комментарии к его трактату «Гунсунь Лун-цзы и чжу», написанные Пу Паном.