banner banner banner
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий


Фэн Юлань (1895–1990 гг.) (???)

Известный современный философ, преподаватель, создатель нового учения о принципе. Родился в уезде Танхэ провинции Хэнань. В 1918 г. окончил Пекинский университет по специальности китайская философия и сразу же отправился в США для получения степени доктора в Колумбийском университете. Впоследствии получил почетную степень доктора литературы в Колумбийском (США), Принстонском (США) и Делийском (Индия) университетах. После возвращения на Родину занимал следующие должности: профессор в университетах Чжунчжоу, Гуандун и Яньцзин, профессор и декан философского факультета в университете Цинхуа и ректор института гуманитарных наук в составе университета Цинхуа, профессор и ректор института гуманитарных наук в составе Юго-западного объединенного университета. С 1952 г. постоянным местом работы служил философский факультет Пекинского университета. Член отделения философии и общественных наук Китайской академии наук. В молодости придерживался неоконфуцианского учения о сердце и философии Дьюи, в зрелом возрасте обратился к учению о принципе школы Чэн-Чжу и философии Рассела. Взяв за основу учение Чжэн-Чжу и объединив различные элементы китайской и западной философии, Фэн Юлань создал новое учение о принципе. Данная философская система представлена в его гексалогии «Чжэньюань лю шу» («????»): «Новое конфуцианство» («???»), «Путь Китая к свободе» («???»), «Новый трактат о жизни» («???»), «Новый трактат о человеке» («???»), «Новый трактат о дао» («???»), «Новый трактат о метафизике» («???»). В своих трудах Фэн Юлань пишет о том, что долг жителей Поднебесной перед историей – унаследовать традиции прошлого и открыть новые пути для будущего. Работа Фэн Юланя представляет собой попытку перенести идеи конфуцианства и традиционной китайской культуры в современность. Он считал, что ядром китайской философии является идея «достижения высшей просветленности и следования серединным путем», когда постижение мироздания гармонично сочетается с повседневной жизнью. Эта концепция была предложена Конфуцием и Мэн-цзы, получила развитие в философии династий Хань и Тан и достигла апогея в учении Чэн-Чжу при династии Сун. «История китайской философии» («?????») Фэн Юланя – это первая в данной области знания монография, в которой систематически применялись западные методы исследования. «История китайской философии» позволяет определить перспективы изучения китайской философии западной наукой. С 1949 г. Фэн Юлань занимается преподавательской деятельностью и подготовкой труда «История китайской философии в новой редакции» («???????») в семи томах. «Краткая история китайской философии» («??????»), «Философия жизни» («????») и другие произведения Фэн Юланя представлены в собрании сочинений «Сборник научных статей из Зала трех сосен» («?????»). Вклад Фэн Юланя в китайскую философию получил высокую оценку в Китае и за рубежом, а его труды были признаны классикой нового конфуцианства.

Чжан Дайнянь (1909–2004 гг.) (???)

Китайский философ. Родился в уезде Сяньсянь провинции Хэбэй. В ранние годы высоко оценивал основанные на логике методы британской аналитической философии. Вслед за старшим братом Чжан Шэньфу Чжан Дайянь прочитал переведенные на китайский язык сочинения Маркса и Энгельса и познакомился с основными принципами диалектического и исторического материализма. В 1933 г. окончил педагогический факультет Пекинского педагогического университета. Преподавал на философском факультете университета Цинхуа, занимал должность лектора и доцента в частном учебном заведении Китайский университет, а также доцента и позднее профессора в университете Цинхуа. После 1952 г. был профессором на философском факультете Пекинского университета, директором Института идеологии и культуры университета Цинхуа, директором и научным сотрудником исследовательского института философии Китайской академии общественных наук. В 1935–1936 гг. исследовал понятийные категории китайской философии, результатом работы стал труд «Основные положения китайской философии» («??????»), в котором впервые в истории современного Китая были систематически изложены сведения о философских категориях. После 1980 г. занимал место председателя и почетного председателя Общества истории китайской философии. Чжан Дайнянь посвятил долгие годы изучению истории китайской философии, однако позднее в сферу его научных интересов вошла философия культуры. В книге «Краткое изложение традиций китайской философии» («????????») предложил концепцию «китайского народного духа» и утверждал, что ядром китайского мировоззрения является стремление к покорению новых вершин. Уже в «Каноне перемен» и комментариях к нему можно обнаружить следующие суждения: «Как непрерывно движение светил, так и неустанно совершенствование благородного мужа», «Земля родит плод, а благородный муж умножает добродетель». Говоря о различиях между подходами в китайской и западной философии, Чжан Дайнянь отмечает, что западные философы противопоставляют божественное и человеческое, выделяют человека из природы и считают способность к разграничению субъекта и объекта основой человеческого самосознания. Китайские мыслители, по его мнению, утверждают единство Неба и человека, человека и природы. Для древней китайской традиционной философии характерны идея о подвижном равновесии и опытный путь как основной способ познания действительности. Главные произведения Чжан Дайяня: «Основные положения китайской философии» («??????»), «Краткая история китайского материализма» («??????????»), «Стремление к правде» («???»), «О правде и добре» («??????»), «Культура и философия» («?????»), «Понятийные категории китайской классической философии» («????????????»), «Мышление, культура и добродетель» («????????»), «Собрание сочинений Чжан Дайняня» («?????») в четырех томах.

Ай Сыци (1910–1966 гг.) (???)

Философ-марксист. Родился в городе Тэнчун провинции Юньнань. В молодости принимал активное участие в студенческом патриотическом движении. Дважды приезжал на учебу в Японию (в 1927 и в 1930 гг.). Был членом социалистического кружка при токийской ячейке коммунистической партии Китая, изучал марксистскую философию. После вторжения японцев в Маньчжурию 18 сентября 1931 г. бросил учебу и вернулся на Родину. В 1931 г. преподавал в школе Цюаньчжан в г. Шанхай и одновременно с этим принимал участие в деятельности Антиимпериалистического союза. Ай Сыци начал перевод труда «Основные положения новой философии» и опубликовал философский трактат «Об абстрагировании и диалектике» («????????»). В 1934 г. он напечатал работу о марксизме «Народная философия» («????»), которая оказала значительное влияние на народные массы, в особенности на молодежь, и привлекла на революционный путь множество людей из районов, управляемых Гоминьданом. В период работы над сборником «Образование и жизнь» («????») последовательно опубликовал ряд трудов по философии: «О новой философии» («?????»), «Методология мышления» («?????»), «Философия и жизнь» («?????»), «Теория и практика» («?????») и др. и совместно с Чжэн Или завершил перевод книги «Основные положения новой философии». С 1933 г. по 1936 г. выступал с критикой практицизма Ху Ши, метафизики «учения о сокровенном» Чжань Цзюньмая, неокантианства Чжан Дунсуня и идеализма Е Цина. В разное время преподавал в Антияпонском военно-политическом университете округа Яньань, частной школе «Шэньбэй» (в провинции Шэньси), Институте марксизма-ленинизма. Занимал посты генерального секретаря центральной комиссии по делам культуры, заведующего отделом культуры и идеологии Академии Синика, заместителя главного редактора газеты «Цзефан жибао». В 1939 г. вошел в состав возглавляемой Мао Цзэдуном группы философских исследований, руководил работой Общества новой философии в округе Яньань. В рамках движения «за упорядочение стиля в партии» редактировал издание «Методология в идеологии Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина» («???????????????????»), написал статьи «Факты против заблуждений» («????????»), «О целеустремленности» («???????») и др. После основания КНР был заведующим кафедрой философии в Высшей партийной школе при ЦК КПК и проректором Высшей партийной школы, заместителем председателя Общества китайской философии, членом отделения философии и общественных наук Китайской академии наук. Ай Сыци долгие годы занимался исследованием и распространением марксистской философии, вел просветительскую работу и написал множество книг и статей. Наиболее значимые произведения: «Народная философия» («????»), «Методология мышления» («?????»), «Философия и жизнь» («?????»), «Главное о диалектическом материализме» («????????»), «Диалектический и исторический материализм» («????????????»), «Собрание сочинений Ай Сыци» («?????»).

Тан Ицзе (1927–2014 гг.) (???)

Современный исследователь, историк китайской философии. Родился в уезде Хуанмэй провинции Хубэй, сын известного в Китае деятеля науки Тан Юнтуна. В 1951 г. окончил философский факультет Пекинского университета, начал работу в партийной школе пекинского горкома. В 1956 г. вернулся на философский факультет Пекинского университета в качестве преподавателя, в 1985 г. получил звание профессора. Занимался исследованиями в области истории китайской философии, особое внимание уделял «учению о сокровенном» периода Вэй-Цзинь, истории китайского даосизма и буддизма. В 1983 г. издал монографию «Го Сян и учение о сокровенном эпохи Вэй-Цзинь» («???????»), в которой была представлена систематическая трактовка развития логики в Сюань-сюэ, основные категории и логические построения в философской системе Го Сяна. Публиковал следующие научные работы: «Роль конфуцианства в конце периода Вёсен и осеней» («????????????»), «Учение раннего даосизма о жизни, смерти и духовных вопросах» («?????????????????»), «О значимости изучения проникновения буддизма в Китай для сравнительной философии и сравнительного религиоведения» («???????????????????????»), «Изучение третьего этапа развития конфуцианской философии» («?????????????»), «История китайской философии: споры об истинном, добром и прекрасном в традиционной философии» («???????—???????????????»), «Новый виток развития в изучении истории современной китайской философии» («????????????»), «Новое развитие философских исследований в КНР» («????????????????») и др. Занимал должности начальника Академии китайской культуры, консультанта Общества истории китайской философии, заместителя председателя Общества китайского конфуцианства, вице-председателя Общества исследования китайской и восточной культуры, заместителя председателя Общества китайской культурологии Яньхуан, директора Общества исследования международных ценностей и культуры, был членом консультативной комиссии XIX съезда Общества азиатских и североафриканских исследований, консультантом Международного объединения изучения конфуцианства, заместителем председателя Международного объединения изучения даосизма. В пожилые годы вывел на первый план современной философии вопросы «достижения согласия при наличии разногласий», «всеобщей гармонии», «внутренней трансцендентальности» и «китайской герменевтики», что способствовало началу дискуссий на темы традиционной философии в научных кругах. С 2003 г. исполнял обязанности директора и главного эксперта издательского центра «Сокровищница конфуцианской мудрости». Главные произведения Тан Ицзе: «Го Сян и учение о сокровенном эпохи Вэй-Цзинь» («???????»), «История раннего даосизма» («?????»), «Конфуцианство, даосизм и буддизм в китайской традиционной культуре» («???????????»), «Конфуцианство, даосизм, буддизм и вопросы внутренней трансцендентальности» («??????????»), «Заметки Тан Ицзе об академической культуре» («?????????»), «Конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и китайская культура» («?????????????????»), «Избранное из работ современных ученых: Тан Ицзе» («?????????????»), «Буддизм и китайская культура» («???????»), «Мой философский путь» («??????»), «Осевое время и китайская культура» («?????????????»).

Распространение западных знаний на Востоке (в Китае) (????)

Культурный обмен между Китаем и Западом начался в период правления династии Мин, когда миссионеры познакомили китайцев с некоторыми достижениями западной науки и культуры.

1) На основе данных григорианского календаря проповедники исправили неточности в императорском календаре да-тун и календаре народности хуэй. Они составили «Календарь Чунчжэнь» («????») и перевели на китайский язык ряд сочинений по астрономии и летоисчислению, благодаря которым чиновники приказа по астрономии и календарю династий Мин и Цин овладели современной системой летоисчисления.

2) Были изготовлены точные измерительные инструменты. В седьмой год правления императора Чжу Юцзяня из династии Мин под девизом Чуньчжэнь (1634 г.) был создан первый в Китае телескоп. В двенадцатый год правления императора Канси из династии Цин (1673 г.) под руководством Фердинанда Вербиста был подготовлен набор крупногабаритных астрономических инструментов. В семнадцатый год правления Канси Вербист сконструировал судно с паровым двигателем, на сто лет опередив Европу. Составленный в конце династии Мин сборник «Цзи ци ту шо» («????») – это первое в истории Китая сочинение, посвященное созданию машин и механизмов.

3) Китайцы получили самые последние данные о географии и картографии. Благодаря «Полному изображению гор и морей вселенной» («??????») Маттео Риччи жители Поднебесной познакомились с новейшими представлениями в области географии и узнали о географическом расположении Китая в мире. Более десяти проповедников во главе с Жаном Батистом Режи в течение двадцати семи лет работали над атласом «Хуанъюй цюаньланьту» («?????»).

4) Создавалось новое оружие. Были написаны книги о литье пушек и изготовлении пороха.

5) Миссионеры познакомили китайцев с западной математической теорией. В эпоху Мин на китайский язык были переведены труды в области геометрии, тригонометрии, алгебры. Математические сочинения оказали заметное влияние на представителей высших слоев общества, и в Китае появились свои выдающиеся математики.

6) Религиозные деятели передали китайцам западные знания из разных гуманитарных и естественных наук: архитектуры, живописи, музыки, биологии, медицины и гидравлики. Иллюстрированное сочинение Иоганна Шрека «Жэнь шэнь ту шо» «????») знакомило китайцев с достижениями Запада в области анатомии человека. Книга Саббатино де Урсиса «Тай Си шуй фа» («????») была посвящена западной гидравлике.

Распространение западных знаний на Востоке в значительной степени повлияло на жизнь и мышление китайского народа: были отвергнуты многие заблуждения и суеверия, изменились некоторые бытовые привычки. Китайцам удалось расширить свой кругозор в научной сфере, в частности, в астрономии и летоисчислении. Косвенным образом западные знания повлияли и на морально-этические представления китайцев. Проповедь иезуитов и передача западных знаний в некоторой степени отразились и в традиционной китайской культуре.

Китайский марксизм (????????)

Китайский марксизм также называют «китаизацией» марксистской теории, это не что иное, как сочетание основных принципов теории марксизма и конкретных китайских реалий, непрерывный процесс, формирующий теоретические достижений марксизма с китайской спецификой. Во-первых, это реализация марксизма в практическом опыте китайской революции, строительства и реформ. Во-вторых, – соединение практического опыта китайской революции, строительства и реформ, а также исторического опыта с теорией марксизма. В-третьих, интеграция марксизма в великолепную китайскую культуру. Основателем «китаизации» марксизма является Мао Цзэдун. После разного рода партийных ошибок, особенно в догматической борьбе «левых», Мао Цзэдун, подводя итоги опыта исследования революционного пути Китая, впервые выдвинул идеи китайского марксизма. В октябре 1938 года в своем докладе «Новый этап» на шестом пленарном заседании ЦК КПК шестого созыва Мао Цзэдун заявил: «Марксизм без китайской специфики – всего лишь абстрактная и бессодержательная теория», поэтому в каждом своем проявлении он содержит необходимые китайские особенности, иначе говоря, применение марксизма с учетом этих особенностей стало требующим понимания и решения партийным вопросом. Задача «китаизации марксизма» была выдвинута впервые. Для ее реализации самое главное – это комплексное и тщательное исследование истории китайского общества и современной обстановки, необходимость отталкиваться от реальной ситуации, что в конечном итоге позволило выявить некие присущие ему и ненадуманные закономерности, что стало толчком для руководства к деятельности. После третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва теория Дэн Сяопина научно обобщила опыт китайской революции и строительства, их плюсы и минусы, акцентируя внимание на необходимости сочетания основных принципов марксизма-ленинизма с практикой китайского строительства и выбор своего пути, построения социализма с китайской спецификой. Основным достижением «китаизации» марксизма, являющегося базовым принципом КПК, является теоретическая система идеологии Мао Цзэдуна и социализма с китайской спецификой. Социализм с китайской спецификой в период нового поколения Си Цзиньпина – это важнейшая составляющая его теоретической системы и новейшие достижения.

Закон единства и противоположностей (??????)

Также имеет название «закон противоречия» или «закон единства и борьбы противоположностей». Согласно философии марксизма, закон единства и противоположностей универсален и является действенным везде, как в мире природы, человеческом обществе, так и в человеческой идеологии. Современный немецкий философ Гегель впервые системно обосновал этот закон в форме идеализма. Когда Маркс и Энегельс упоминали систему идеализма Гегеля, они использовали его диалектические идеи, в результате чего была создана материалистическая диалектика и впервые дана научная трактовка закона единства и противоположностей. В истории философии марксизма Ленин был первым, кто предложил идею о том, что данный закон представляет собой сущность диалектики и ее основное содержание. Мао Цзэдун в сочинении «Относительно противоречия» и др. произведениях обобщил опыт китайской революции, представил дальнейшую трактовку и развил закон единства и противоположностей, а также разъяснил основную позицию его материалистической диалектики. Мао Цзэдун предложил ряд методов работы и способы мышления, связанные с выявлением единства в противоположностях и противоположностей в единстве. Основное содержание этого закона состоит в следующем: в мире все вещи и внутренние процессы, происходящие в них, содержат в себе два противоположных аспекта и тенденции. С одной стороны, они взаимозависимы, взаимосвязаны, преобразовывают и взаимопроникают друг в друга; с другой стороны, они отталкивают, разделяют и сражаются друг с другом. Борьба абсолютна, единство относительно. Развитие – это и есть единство и борьба противоположностей. Противоречия – это движение вещей, движущая сила и источник внутреннего развития. Противоречия обладают универсальностью, они находятся в самом процессе развития всего сущего, где от начала и до конца существует движение противоречий. Универсальность и уникальность противоречий имеют как различия, так и общее, они преобразовывают друг друга при определенных условиях. Закон единства и противоположностей выявил сущность универсальной связи всех вещей, и в особенности, процесс движения объектов и силы внутреннего развития, явился ключом к пониманию материалистической диалектики и других законов и категорий и составляет суть и ядро материалистической диалектики.

Раздвоение единого (????)

Концепция китайской философии о происхождении Вселенной и отношений единства противоположностей. Один означает единство вещей, два – делимость единого. В последние годы периода Вёсен и осеней Ши Мо предложил идею о том, что «все вещи дуальны», в комментариях к «Книге перемен» «И си цы» сказано, что взаимодействие отрицательного инь и положительного ян образует естественный ход вещей и т. д. Это наиболее раннее приблизительное понимание единства и противоположностей вещей в древности. Во времена династии Суй в трактате «Хуан-Ди нэй-цзин» Ян Шаншаня появилось выражение о том, что «одно разделяется на два, Небо и Землю». В период Северной Сун Шао Юн расширил это утверждение до уровня философского суждения, он использовал понятие тай цзи – «великий предел», разделяющий на Небо и Землю, затем на небесные тела и далее на десять тысяч вещей, и. таким образом, сформировал систему элементов, определяющих исход гадания – «Прежденебесную схему восьми триграмм» («???»). Чжан Цзай во времена Северной Сун полагал, что основа движения вещей состоит в двух противоположных полюсах инь и ян единых вещей, он обсуждал необходимость раздвоения единого и предложил идею о «двух аспектах в одной субстанции». Чжу Си из Южной Сун утверждал, что раздвоение единого есть отношения единства противоположностей вещей, порождение и трансформация всего сущего в мире, и все это подчиняется единому закону. Он полагал, что «это означает лишь то, что единое разделяется на два, и каждый шаг таков, вплоть до бесконечности, это и есть порождение вещей». Ван Фучжи в период династий Мин и Цин, подводя итог о связи раздвоения единого (????) и воссоединения двух в одно (????) в дальнейшем раскрыл взаимосвязь между одним и двумя. Он говорил, что раздвоение единого содержит в себе два в одном, и таким образом вывел древнюю диалектику на новый уровень. Раздвоение единого – это универсальная сущность и явление всех вещей. Все вещи дискретны. Мир природы делим: он делится на органический и неорганический миры, органический мир разделяется на животный и растительный, животный мир, в свою очередь, содержит в себе человека, а также птиц и зверей. Общество тоже дискретно, в нем выделяется экономическая основа и ее надстройка. Первая включает в себя производительность и производственные отношения, производительность делится на человеческий и вещественный факторы. В познании также выделяется истина и заблуждение, известна относительная и абсолютная истина. После того, как Мао Цзэдун, использовал суждение «раздвоение единого» для выражения закона единства и противоположностей, оно стало популярным названием материалистической диалектики.

Объединение два в одном (????)

Первоначально термин древнекитайской философии, в настоящее время общеупотребительное название и выражение тождества противоречий. Основное содержание суждения – единство противоположностей, в различии наличествует связь. Здесь подчеркивается взаимосвязь двух противоречивых аспектов и единство взаимопроникающих вещей, что называется объединение двух в одном ????. Первоначально это философский постулат, предложенный Фан Ичжи в период династий Мин и Цин. Хэ эр вэй и ???? восходит к «Дун си цзюнь. Саньчжэн», где говорится, что два противоречивых аспекта взаимозависимы и составляют единое целое, это понятие, противоположное раздвоению единого и фэнь вэй эр ????. Предполагалось, что вещи обычно находятся в единстве противоположностей, одно делится на два, а два объединяются в одно. В «Дун си цзюнь. Фань инь» сказано, что одно не существует отдельно, всякая вещь имеет две стороны, поэтому одно есть и два, а два и есть одно. Например, инь и ян, движение и покой, сущность и явление, принцип и действие, дакже причина и результат, добро и зло, грязь и чистота, суть и представление, верность и ложность и др. Все они противоположны и входят в одно. Далее в «Дун си цзюнь. Саньчжэн» встречается, что «все вещи между небом и землей были парами. Нет ничего, что не пересекается, что не может быть единым». Чжан Цзай придерживался сходной позиции: в любой вещи есть две противоположные стороны, и эти стороны становиятся одним целым («??. ??» – «Чжэн Мэн. Цянь чэн»). Во времена династий Мин и Цин Ван Фу также говорил, что «внешнее и внутренне соотносятся друг с другом как два аспекта, два разных в одном», «объединение двух в одном изначально заложено в раздвоении единого» («Чжоу и вай чжуань» – «????», т. 5).

Идеология Мао Цзэдуна (?????)

Идеология Мао Цзэдуна – это основанные на теории марксизма-ленинизма принципы членов Коммунистической партии Китая, возглавляемой Мао Цзэдуном, идеологическая система, сформированная путем обобщения многолетнего опыта практики революции в Китае. Идеология Мао Цзэдуна – это продукт, сочетающий в себе марксизм-ленинизм и практику китайской революции, применение и развитие марксизма-ленинизма в Китае, единство опыта и теоретических принципов, доказанных на практике и связанных с китайской революцией и строительством, квинтэссенция коллективной мудрости Коммунистической партии Китая. Огромное количество выдающихся руководителей КПК внесли большой вклад в формирование и развитии партии. Научные произведения Мао Цзэдуна представляют собой концентрированное обобщение ее опыта. В конце 20-х и начале 30-х годов международное коммунистическое движение, а также сама партия догматизировали марксизм-ленинизм, так как ошибочное обожествление опыта Коммунистического интернационала и Советского Союза привело к тому, что китайская революция оказалась почти в безвыходном положении, что вынудило Мао Цзэдуна во главе КПК решительно бороться с этим. Идеология системно оформилась и получила разностороннее развитие в поздний период аграрной революции и во время войны против японских захватчиков, далее продолжая развиваться в период освободительной войны и после образования Китайской Народной республики. Политические воззрения Мао Цзэдуна многообразны. С целью особого теоретического обогащения и развития марксизма-ленинизма основные постулаты идеологии затрагивают вопросы новодемократической революции, социалистической революции и строительства, построения революционной армии и военной стратегии, политического курса и стратегий, идейно-политической работы, а также работы в области культуры, партийного строительства и других аспектов. Идеология Мао Цзэдуна пронизывает все стороны, способы и подходы, выделяется три основных положения: реалистичность, ориентировка на массы и независимость, это драгоценное духовное наследие КПК. Идеология, как и марксизм-ленинизм, не представляет собой застывшие догмы, а непрерывно развивается в процессе практики строительства китайской модернизации.

Теория Дэн Сяопина (?????)

Теория, основателем которой является Дэн Сяопин; центральным понятием выступает строительство социализма с китайской спецификой. Данная теория являет собой теоретический результат китаизации марксизма, теоретическое обобщение опыта строительства социализма китайской партии, отличного от социализма Советского Союза. Это современный марксизм, его новый этап, получивший развитие в Китае. Этот этап стал возможен благодаря следующим факторам. Во-первых, Дэн Сяопин придерживался идеи освобождения от идеологических предрассудков, опоры на реальные факты, необходимости на основе новой практики унаследовать идеи предшественников и разрушить уже устаревшие стереотипы, он положил начало новому уровню марксизма. Во-вторых, теория Дэн Сяопина поддерживала теорию научного социализма и основные практические результаты, политик обращал внимание на суть проблемы «что есть социализм, как его построить», глубоко прояснил сущность социализма и вывел его понимание на новый научный уровень. В-третьих, он решительно выступал за то, чтобы широко смотреть на мир с марксистской точки зрения, проводить достоверный анализ особенностей современной эпохи и общей международной ситуации, успехов и неудач других социалистических государств мира, достижений и поражений развивающихся стран, различных ситуаций и проблем развитых стран. Благодаря этому им были сделаны новые научные выводы. В-четвертых, таким образом, с помощью теории Дэн Сяопина была сформирована научная система теории нового строительства социализма с китайской спецификой.

Она впервые системно затронула вопрос о том, «что такое социализм и как его строить»; Дэн Сяопин ответил на серию основных вопросов, касающихся пути развития китайского социализма, его нового этапа, главных задач, движущихся сил развития, внешних условий, политических гарантий, стратегических шагов, руководителей партии и опорных сил, а также воссоединения страны и др., он указал на главный путь партии на начальном этапе утверждения социализма. Дэн Сяопин овладел достаточно полной научной системой философии, политики, экономической теории, научного социализма и др. областями, включавшими в себя экономику, политику, науку и технику, образование, культуру, этнологию, военное дело, единый фронт, строительство партии и т. п.

Теоретическая система социализма с китайской спецификой (????????????)

Системные теоретические достижения нового периода политики реформ и открытости, пропагандирующие китаизированный марксизм. Данная система в условиях нового времени дала ответ на вопрос, что такое социализм и как его строить, какие партии создавать и каким образом, какое развитие и как осуществлять, какой именно социализм с китайской спецификой необходимо поддерживать и развивать и в какой форме, а также другие важные теоретические и практические вопросы. На 17-м съезде КПК были выдвинуты научные вопросы теоретической системы социализма с китайской спецификой, а на 18-м съезде было утверждено новое положение: «Теоретическая система социализма с китайской спецификой включает в себя теорию Дэн Сяопина, важнейшую идею «Тройного представительства», а также систему научной теории концепции научного развития, это продолжение и развитие марксизма-ленинизма и идеологии Мао Цзэдуна». На 19-м съезде КПК, согласно уставу КПК с внесенными поправками, было установлено, что «Идеи социализма с китайской спецификой нового времени Си Цзиньпина – это важнейшая составляющая теоретической системы социализма с китайской спецификой». В период нового времени идеология Си Цзиньпина научно уточняет идеологическую линию социализма с китайской спецификой, пути и этапы развития, основные обязанности, импульс и стратегию развития, опорные силы, международную стратегию, руководящие силы и другие важнейшие вопросы. Это комплексная научно-теоретическая система, пронизывающая такие области, как марксистская философия, политическая экономика, научный социализм и др., а также включающая в себя экономику, политику, культуру, общество, оборону страны, дипломатию, единый фронт, объединение Родины, строительство партии и т. д. Суть теоретической системы социализма с китайской спецификой состоит в раскрепощении сознания, опоры на реальные факты, следовании веяниям времени и деловитости и практичности. Эта система выдвинула серию новых теоретических выкладок и стратегических идей, что позволило реализовать второй исторический скачок китайского марксизма, это общая идеологическая основа борьбы за единство всех наций, открытая теоретичекая система, продолжающая развиваться на практике.

Идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой (????????????????)

18 октября 2017 года на XIX Всекитайском съезде КПК были подведены итоги и представлена идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой. Она была утверждена в качестве долгосрочной ведущей идеологии Коммунистической партии Китая и записана в устав партии. На 1-й сессии ВСНП 13-го созыва идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой была внесена в конституцию в качестве поправок к основному закону. Она включала в себя такие основные вопросы, как общая цель поддержания и развития социализма с китайской спецификой, главные задачи, комплексное распределение, общая стратегия и направление развития, способы и движущие силы развития, стратегические шаги и внешние условия, политические гарантии и т. д., а также на основании новой практики проведение теоретического анализа и политического руководства в отношении экономики, политики, права, науки и техники, культуры, образования, народного благосостояния, религии, общества, экологической культуры, государственной безопасности, государственной обороны и армии, концепции «одна страна – две системы» и воссоединения страны, единого фронта, строительства партии и др. Основными концепциями идеологии выступают 8 «определенностей» и «14 настояний». К 8 «определенностям» относятся: (1) четко придерживаться курса и развивать социализм с китайской спецификой, общая цель – реализация социалистической модернизации и великого возрождения китайской нации, построение на основе комплексного строительства общества средней зажиточности богатого, могущественного, цивилизованного, гармоничного, сильного, современного социалистического государства; (2) уточнить, что основные противоречия китайского общества в новую эпоху – это противоречия между возрастающими с каждым днем потребностями в хорошей жизни народа и негармоничным, нецелостным развитием, необходимо ставить во главу угла интересы самого человека, постоянно стимулировать его всестороннее развитие, а также общее благосостояние всего народа; (3) уточнить, что общее распределение дела социализма с китайской спецификой представляет собой «пять в одном», общая стратегия включает в себя «четыре всесторонних аспекта»: уверенность в прочном пути, теоертической базе, системе и культуре; (4) уточнить, что общая цель всестороннего углубления реформ – это усовершенствование и развитие системы социализма с китайской спецификой, а также стимулирование системы государственного управления и модернизации управленческих возможностей; (5) уточнить, что общая цель, всесторонне стимулирующая управление государством на основе закона, – это строительство правовой системы социализма с китайской спецификой, а также правового социалистического государства; (6) уточнить, что партийная цель наращивания военной мощи в новую эпоху состоит в построении армии, подчиняющейся приказам партии, умеющей побеждать, партии народа с прекрасным стилем работы для создания первой в мире армии; (7) дипломатии крупной державы с китайской спецификой, которой необходимо содействовать построению нового типа международных отношений, сообществу единой судьбы человечества; (8) уточнить, что наиболее существенная особенность социализма с китайской спецификой – это руководство Коммунистической партии Китая, наивысшее преимущество системы социализма с китайской спецификой – также руководство КПК, партия – это руководящая сила высшего уровня, выдвигающая основные требования построения партии в новую эпоху и подчеркивающая важность политического строительства в строительстве партии.

«14 настояний» включают в себя следующие положения: (1) Коммунистическая партия Китая будет продолжать руководить всей работой; (2) необходимо стойко придерживаться принципа «человек превыше всего»; (3) поддерживать комплексное углубление реформ; (4) продолжать осуществлять концепцию нового развития; (5) стойко придерживаться принципа «народ – хозяин своей страны»; (6) придерживаться комплексного управления страной в соответствии с законом; (7) твердо следовать системе основных принципов социализма; (8) продолжать защищать и совершенствовать уровень народного благосостояния в процессе развития; (9) отстаивать позицию гармоничного существования человека и природы; (10) придерживаться концепции общей национальной безопасности страны; (11) продолжать осуществлять абсолютное главенство КПК над народной армией; (12) продолжать придерживаться концепции «Одна страна – две системы», стимулировать воссоединение Родины; (13) содействовать построению «сообщества единой судьбой человечества»; (14) Коммунистическая партия Китая продолжает осуществлять строгое управление страной.

Идеология Си Цзиньпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой является новейшим результатом китаизации марксизма, средоточием коллективной мудрости, практического опыта народа и Коммунистической партии Китая, квинтэссенцией китайского духа и основным направлением политической и общественной жизни Китая.

Принцип реалистического подхода к делу (????)

Основной принцип методологии диалектического материализма Мао Цзэдуна, одна из его «живых идей». Данный принцип реалистического подхода к делу восходит к исторической хронике «Хань шу. Хэцзянь Сяньван чжуань» историографа Бань Гу из Восточной Хань. По легенде, восхваляя Хэцзянь Сяньвана, про него говорили: «учится у древних, опирается на реальные факты». С философской точки зрения, Мао Цзэдун придал этому высказыванию, изначально имевшему значение «научное отношение к объекту», новый смысл. Он определил ши ши ?? как все, существующее объективно, ши ? как внутреннюю связь этих объективных вещей, имеющую закономерный характер, а цю? – объект исследования.

С точки зрения Мао Цзэдуна, принцип реалистического подхода к делу включает в себя три основных постулата: (1) Основная концепция материализма. При поиске истины в фактах основными предпосылками является первая материальная и вторая – духовная составляющие. (2) Основные идеи диалектического метода. В качестве основных требований к реалистическому подходу к делу признается конкретный анализ всех аспектов развития конкретных вопросов и другие принципы диалектики. (3) Основные идеи гносеологии диалектического материализма. Опираться на реальные факты означает, что в качестве основных целей принимаются правильное понимание мира в процессе практики, а также преображение мира на основе закона развития вещей.

Во время первой гражданской революционной войны Мао Цзэдуном был написан «Отчет о расследовании крестьянского движения Хунаня». Этот документ – классический образец реалистического подхода. В резолюции для заседания в Гутяне Мао Цзэдуном был специально составлен раздел о критическом субъективизме с требованием к членам партии обратить внимание на социально-экономические исследования и не отрываться от реальности. В своих философских трудах 1937 г. «О практике», «Относительно противоречия» и др. Мао Цзэдун изложил теоретические основы такого подхода. Во время движения за упорядочение стиля в Янь’ане Мао Цзэдун четко выдвинул концепцию об опоре на факты и в статье «Перестроим нашу учебу» впервые дал научное объяснение этого подхода. В 1941 году он сделал памятную надпись для ЦК КПК партийной школы Янь’ань. После того, как Мао Цзэдун стал председателем партийной школы ЦК КПК, он сделал «свободу от пустословия, реалистический подход к делу» своим девизом. Таким образом, данная концепция стала общим итогом КПК в процессе многолетней практики революции, это прекрасная традиция и стиль работы нашей партии, составляющие основные идеи и методы марксизма.

«Относительно противоречия» («???»)

Одно из знаменитых философских эссе Мао Цзэдуна, входящее в первый том «Избранных сочинений Мао Цзэдуна». Оно было написано в продолжение статьи «О практике» с целью преодоления существующих в партии эмпиризма и догматизма, в особенности последнего. В статье «Относительно противоречия» были подведены итоги опыта революционной борьбы Китая с точки зрения мировосприятия и методологии, системно изложен и развит метод материалистической диалектики марксизма. В основе эссе лежал закон единства и противоположностей, делался акцент на самых основополагающих законах материалистической диалектики – законе противоречий вещей, законе единства и противоположностей. Основные причины развития вещей заключаются во внутренних противоречиях самих вещей. Противоречия существуют в процессе развития всего сущего, от начала и до конца, это универсальность противоречий. Противоречия каждой вещи, а также каждый их аспект имеет свои особенности, в этом особенность противоречия. Познав универсальный характер противоречий, можно обнаружить основания и причины развития движения всех объектов; для правильного различения вещей, исследуя уникальность противоречий, можно определить особую сущность одного объекта, отличающегося от других. В статье были проанализированы статус и взаимоотношения противоречий и каждого его аспекта. Было отмечено, что в процессе развития сложных вещей, существующих в многочисленных противоречиях, непременно существует основное; среди двух противоречивых аспектов один из них, безусловно, главный, а второй второстепенный; основное противоречие и второстепенное, главный аспект противоречия и второстепенный, в определенных условиях происходят изменения; необходимо уметь выделять основное противоречие и главный аспект основного противоречия. В статье описывается единство и борьба двух аспектов противоположностей, а также указывается «взаимосвязь относительного условного единства и абсолютной безусловной борьбы, что создает движение противоречий всех вещей». Также были проанализированы 2 вида противоречий: антагонистические и неантагонистические. Эта статья помогла партии провести четкую грань между материалистической диалектикой и метафизикой, продолжила развивать и отстаивать диалектику марксизма и внесла большой вклад в сокровищницу философии марксизма-ленинизма.

«О практике» («???»)

Работа, написанная Мао Цзэдуном в июле 1937 года, разоблачающая догматические и эмпирические ошибки внутри партии, основное философское сочиение Мао Цзэдуна, входящее в первый том «Избранных сочинений Мао Цзэдуна». В этой статье были подведены итоги исторического опыта с точки зрения философии, раскритикован субъективизм, представлено дальнейшее изложение идеологической линии Коммунистической партии Китая. В данном сочинении были обобщены уроки партийной борьбы с точки зрения мировосприятия и методологии, системно изложен и развит метод материалистической диалектики марксизма, разоблачены ошибочные особенности идеологии «левых» и «правых» и источники теории гносеологии, показано их субъективно-объективное разделение, а также особенность разделения познания и практики, что есть конкретное проявление идеалистической гносеологии. В статье рассказывается об источниках знания, сделан акцент на том, что человеческие знания невозможны без практики. Знания начинаются с практики, это движущая сила их развития, критерий проверки истинности. Эта работа Мао Цзэдуна разъясняет законы движения человеческих знаний. Познание человечеством вещей в процессе практики – это процесс познания от перцептивного к рациональному. Перцептивное знание создается на практике, после его многократного повторения посредством умственной деятельности происходит формирование рационального знания, это и есть первый скачок в процессе познания; рациональное познание требует практики, активного преобразования мира, подтверждения и развития, и это второй скачок процесса познания. «Практика, познание, повторная практика, переосмысление – эти формы цикличны и бесконечны, а содержание каждого цикла выходит на новый уровень». Это общий закон и комплексный процесс движения познания. Цель познания мира пролетариатом заключается в его преобразовании и включает в себя две функции: изменение объективного мира и собственного субъективного мира. Статья «О практике» продолжила развитие гносеологии марксизма, определила философские основы идеологии Мао Цзэдуна и обеспечила важнейшие теоретические основания для формирования идеологической линии принципа реалистического подхода.

Религии и верования

?????

Даосизм (??)

Исконная религия Китая, восходит к даосским идеям древней магии, алхимии бессмертных эпохи династий Цинь и Хань и учению Хуан-Лао. В начале династии Восточная Хань продолжалась религизация Хуан-Лао, что привело к оформлению этого даосского учения. В период правления императора Шунь-ди Восточной Хань Чжан Лин создал даосскую секту «Пять ковшей риса», а также был составлен комментарий к «Дао дэ цзин» «Лао-цзы сян эр чжу» – «?????». В книге предлагалось использовать название «даосизм», в качестве основателя даосизма был признан Лао-цзы, а основным каноном – «Дао дэ цзин», и таким образом, была оформлена организация и необходимая система даосизма. Во время периода девиза Сипин (172–178 гг.) Чжан Цзяо была создана даосская секта Тайпиндао, ее главный канон – «Канон великого благоденствия» («Тайпин цзин» – «???»), в течение более чем десятка лет секта собрала большое количество адептов. В первый год правления при девизе Цзяньу (317 г.) даосский алхимик Гэ Хун написал «Внутреннюю первую часть трактата “Бао пу цзы”» – «?????», где обобщил и разъяснил теорию алхимии бессмертных, дополнив идейное содержание даосизма. В годы правления Тайпин Чжэньцзюнь Северной Вэй даос с горы Суншань Коу Цяньчжи «очистил» даосское учение, отбросил ложные учения «трех Чжанов» (Чжан Даолина, Чжан Хэна, Чжан Лу), выработал новый метод воспевания под музыку, усовершенствовал даосскую систему, основал северную школу «Пути Небесных Наставников» (Тянь ши дао). В период Южной династии Сун даосский мастер Лу Сюцзин систематизировал канон «Три пещеры», составил предписанные традиции ритуалов и постов и организовал южную школу «Пути Небесных Наставников» (тянь ши дао). После эпохи династий Сун и Тан происходило постепенное слияние южной и северной школ, в результате чего в эпоху династии Юань они объединились в «Путь правильного единства» «???» (чжэн и дао). Со времен династии Тан в народе распространилось сочетание трех учений: буддизма, даосизма, конфуцианства. На седьмом году правления под девизом Дадин (1167 г.) Ван Чун’ян основал школу «Цюань чжэнь дао» – «???», основывающуюся на даосизме, но также объединяющую идеи конфуцианства и буддизма, которая на некоторое время приобрела огромную популярность. До династии Юань существовало два направления даосизма – «чжэн и» и «цюань чжэнь». Даосизм был очень популярен во время династии Мин и вплоть до периода упадка Цин. Основная идея и доктрина даосизма – путь дао: Вселенная, инь-ян и все сущее на Земле порождаются дао, самые высокие божества, которым поклоняются, – это воплощение дао – «Три чистых мира»: даосские божества «Юаньши Тяньцзунь», «Линбао Тяньцзунь» и «Даодэ Тяньцзунь», последний – Лао-цзы. Суть даосского учения заключается в совершении добрых поступков, поддержании здоровья и излечения болезни, долголетии с хорошим слухом и зрением, совершенствовании, практике достижения бессмертия, свободе и безмятежности, единства с дао. К конкретным методам самосовершентвования относятся: прием пилюли бессмертия, практика даоинь, утробное дыхание, внутренняя и внешняя алхимия, магические заклинания, искусство любовной страсти, голодание и др. Религиозные обряды также включают в себя посты, молитвы, пение, ритуальное покаяние и т. д. Даосское писание, сохранившееся до наших дней – «Дао цзан», или «Сокровищница пути Дао» – «??».

«Путь Пяти ковшей риса» (????)

Ответвление даосизма раннего периода, основанное во времена правления императора Шунь-ди Чжан Лином на горе Хэминшань (ныне территория уезда Даи пров. Сычуань) династии Восточная Хань. Название «Пять ковшей риса» произошло оттого, что монахи, вступая в общину, платили вступительный взнос в виде пяти ковшей риса. В связи с тем, что адепты поклонялись Чжан Лину в качестве небесного наставника, секта стала называться школой «Пути Небесных Наставников». Последователи школы глубоко почитали Лао-цзы как своего предка, Верховного достопочтенного Владыку Лао. Основным каноном считался «Дао дэ цзин» Лао-цзы, а впоследствии также каноны о «Вмещающем пределе Великого благоденствия» – «?????» («Тай пин дун цзи цзин»), «Великой чистоте» – «???» («Тай цин цзин»), «Великом сокровенном» – «???» («Тай сюань цзин»), «Истинном единстве» – «???» («Чжэн и цзин»), а также «Канон о пяти ковшах» – «???» («У доу цзин»). Кроме того, данное направление впитало в себя религиозные убеждения местных национальных меньшинств Ди, Цян и др.