Книга Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий - читать онлайн бесплатно, автор Ли Цзя. Cтраница 13
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий

Чжу Си (1130–1200 гг.) (朱熹)

Философ и педагог династии Южная Сун. Также известен как Чжу-цзы (мастер Чжу). Основатель неоконфуцианства, представитель научных кругов княжества Минь. Родина предков – уезд Уюань округа Хуэйчжоу (совр. провинция Цзянси). Чжу Си родился в уезде Юси округа Цзяньчжоу (совр. провинция Фуцзянь), позднее переселился в город Цзяньян (совр. провинция Фуцзянь). Последователь четырех корифеев неоконфуцианства. Обычно идеи Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си объединяют под названием школа Чжэн-Чжу. Назначался на такие должности, как письмоводитель в уезде Тунъань округа Цюаньчжоу, начальник округа Нанькан, придворный библиотекарь и историограф. Чжу Си был знаком со всеми основными учениями своего времени, обладал глубокими знаниями и большой эрудицией. Чжу Си основал академии «Бай лу дун» (白鹿洞) и «Юэ лу» (岳麓) и активно способствовал развитию учебных заведений в эпоху Сун.

В области философии Чжу Си унаследовал и развил концепцию небесного принципа братьев Чэн Хао и Чэн И, внес изменения в теорию предела отсутствия и великого предела Чжоу Дунь’и, перенял воззрения Чжан Цзая относительно трансформации пневмы и создал неоконфуцианство как целостную идеологическую систему. Чжу Си считал принцип высшей философской категорией и источником происхождения вселенной: «Еще не было вещей, но уже был принцип». Пневма вторична по отношению к принципу: «Есть принцип, и есть пневма, но именно принцип – основа всего». Чжу Си систематизированно изложил теорию о гранях принципа: «На Небе и на Земле есть лишь один принцип», грани принципа отличаются от принципа и взаимосвязаны с ним. В течение длительного времени Чжу Си занимался преподаванием, «открывал академии и школы, просвещал и наставлял людей со всех концов земли», подготовил множество учебных материалов. На основе практического опыта в сфере преподавания Чжу Си сформировал собственные педагогические воззрения. Целью образования, по мнению Чжу Си, являлось привитие высоких нравственных норм. Обучение строилось на чтении основополагающих канонов и трактатов и продолжалось изучением летописей и анналов. Процесс обучения делился на два этапа: малое учение и великую науку. Эти этапы отличались поставленными задачами, содержанием и методикой. Чжу Си считал, что обучение должно состоять из шести элементов: последовательное изучение, глубокое размышление, уверенное владение, практическое применение, неуклонное соблюдение и уважительное отношение. Научная деятельность состоит из двух составляющих: познание внешнего и разумение внутреннего. В преподавании есть два главных метода: эвристический и инструктивный. В области гносеологии Чжу Си придерживался следующей позиции: деяние более значимо, чем знание, но знание должно предшествовать деянию. При этом знание и деяние положительно влияют друг на друга: «Чем глубже знания, тем благороднее деяния; чем благороднее деяния, тем глубже знания». «Совершенномудрый, что учит людей, начинает с исчерпывающего изучения принципа, а заканчивает могущественными деяниями». Чжу Си придавал большое значение концепции постижения сути вещей для получения знания: «Исчерпывающее изучение грани принципа, отраженной в вещи или явлении, и стремление ничего не упустить» рождают озарение. Говоря о вопросе соотношения принципа и желаний, Чжу Си утверждал, что «в человеческих желаниях отражаются грани принципа», т. е. нравственность и желание материальных благ неразрывно связаны, а в противоречие с небесным принципом вступают лишь те желания, которые выступают за рамки нормы морали феодального общества. Например, «следующий небесному принципу утоляет жажду и голод, а раб желаний ищет лакомств». Таким образом, небесный принцип и человеческие желания несовместимы, «необходимо сохранить небесный принцип в сердце, а человевеческие желания уничтожить». Как неоконфуцианец, Чжу Си смотрел на социальные и исторические проблемы и оценивал события и личности через призму учения о небесном принципе. Чжу Си полагал, что историограф должен твердо придерживаться небесного принципа и умиротворять людские сердца, а главный критерий высокого качества исторического труда – это общедоступное отображение действия небесного принципа. Чжу Си ратовал за возвращение к порядкам трех первых династий: Ся, Шан и Чжоу – и надеялся на то, что установления Чжоу Гуна и Конфуция сохранят влияние на долгие годы. В области политики и экономики Чжу Си поддерживал такие идеи, как раздел земель по числу едоков, создание общественных амбаров, стимуляцию сельскохозяйственного производства, обеспечение благосостояния народа, умеренное налогообложение, борьбу с чрезмерной роскошью и вопиющей бедностью. Изложенное Чжу Си учение о принципе широко распространилось среди представителей господствующего класса позднефеодального Китая и в эпоху правления династий Юань, Мин и Цин было возведено в ранг ортодоксального конфуцианства, а его работа «Сы шу чжан цзюй цзи чжу» была внесена в список литературы к государственному экзамену на чиновничью должность. Главные труды Чжу Си: «Сы шу чжан цзюй цзи чжу» «四书章句集注» (сборники «Великое учение», «Учение о середине», «Беседы и суждения», «Учение Мэн-цзы»), «Чжоу и бэнь и» (Комментарий «Чжоу и» – «周易本义»), «Ши цзи чжуань» («诗集传» – Сборник стихов). Последователями Чжу Си были составлены сборники «Хуэй Ань сяньшэн Чжу Вэньгун вэнь цзи» («晦庵先生朱文公文集») и «Чжу-цзы юй лэй» («朱子语类»).

Лу Цзююань (1139–1193 гг.) (陆九渊)

Философ и педагог династии Южная Сун. Второе имя: Лу Цзыцзин. Псевдоним: Цунь Чжай. Среди учеников был известен как Сян-шань сяньшэн (наставник со Слоновой горы). Родился в уезде Цзиньси округа Фучжоу (совр. провинция Цзянси). Основоположник «учения о сердце». О себе говорил, что «вышел из трактата «Мэн-цзы». В эпоху Мин учение о сердце унаследует и разовьет Ван Янмин, и данная философская школа получит название Лу-Ван. Идеи Лу Цзююаня часто объединяют с воззрениями его старших братьев Лу Цзюшао и Лу Цзюлина под названием «учение трех Лу». В ходе беседы Лу Цзююаня и Чжу Си на горе Эху выяснилось, что взгляды этих философов в значительной степени отличаются. Таким образом, в неоконфуцианстве наметилось два главных направления: школа Чжу и школа Лу. В молодые годы Лу Цзююань выступал за возвращение захваченных чжурчжэнями земель и изучал боевые искусства для участия в борьбе. Назначался на такие должности как письмоводитель в уездах Цзинъань и Чунъань, попечитель государственной академии, начальник округа Цзинмэнь. Оставался на службе до конца жизни. Основал на горе Сяншань «Ученую обитель», где занимался преподаванием. Его ученики Ян Цзянь, Юань Се, Шу Линь и Шэнь Хуань прославились как четыре наставника из Нинбо или четыре наставника с горы Сымин.

Лу Цзююань считал, что стране требуется проведение политических реформ. Он критиковал императора за то, что тот, занимая высокое положение, не заботился о делах государства и утопал в роскоши и наслаждениях. Лу Цзююань одобрял реформы Ван Аньши в эпоху Северная Сун, считал необходимым снижение налогов и разрешение социальных противоречий. Лу Цзююань считал, что правитель должен думать об интересах народа и «заботиться о судьбе Поднебесной». В области философии выдвинул идею о том, что исток мироздания – сердце: «Вселенная – это мое сердце, а мое сердце – это вселенная». Считал, что сердце и принцип едины, и уравнивал их: «У каждого человека есть сердце, в каждом сердце содержится принцип, сердце – это и есть принцип». «Одно сердце, один принцип. Не бывает двух истин, значит, сердце и принцип суть единое целое». По вопросу соотношения сердца и вещей Лу Цзююань утверждал, что сердце порождает все вещи, и этот подход оказал влияние на воззрения философа в области гносеологии. Лу Цзююань подчеркивал значимость самоанализа и интроспекции и призывал к сердечности, телесному и духовному саморазвитию, исследованию «намерений сердца» и отказу от слепой веры в авторитеты. Лу Цзююань говорил: «Не я объясняю “Шесикнижие”, а “Шестикнижие» ” объясняет меня – в этом основа науки». Другое высказывание Лу Цзююаня гласит: «В науке нет страшнее болезни, чем отсутствие сомнений. Сомнение двигает вперед. Небольшое сомнение приносит малые плоды, большое сомнение – великие плоды». Лу Цзююань считал, что первым шагом на пути к нравственному росту должно стать умение различать бескорыстные желания и корыстные интересы, справедливость и пристрастность, поскольку этот навык в дальнейшем будет направлять процесс совершенствования. Лу Цзююань полагал, что представления о морали и нравственности исходят из сердца, поэтому желающий стяжать добродетель должен очищать сердце с помощью наблюдения за своей внутренней жизнью и самоанализа. При этом исследование намерений сердца – это общедоступная практика, поскольку намерения сердца проявляются непрерывно и повсеместно. Лу Цзююань критиковал концепцию Чжу Си о постижении сути вещей для получения знания, считая ее неоправданно сложной и недостаточно целостной. На следующем этапе совершенствования следует прибегать к рефлексии, потому что озарения приходят во время размышлений в спокойной обстановке. Лу Цзююань считал, что человек должен сам строить замыслы, сам их осуществлять и сам оценивать себя. Нормы морали естественны, поэтому в совершенствовании необходима самостоятельность, а не беспрекословное подчинение наставнику. Он обращал особое внимание на необходимость воспитания нравственности в практической деятельности и исследования намерений сердца в реальной жизни: «Самый умный путь – путь практики». Кроме того, совершенствующийся должен «быть энергичен и несгибаем», потому что ему предстоит «прорываться через западни» и «бороться до конца». Последователями Лю Цзююаня был составлен труд «Сян-шань сяньшэн цюань цзи» («象山先生全集»).

Е Ши (1150–1223 гг.) (叶適)

Китайский философ Южной Сун, уроженец уезда Юнцзя области Вэньчжоу (ныне уезд Юнцзя, округ Вэньчжоу, пров. Чжэцзян). В зрелые годы занимался преподавательской деятельностью в деревне Шуй Синь цунь в уезде Юнцзя, в связи с чем получил негласное имя «господин Шуй Синь». Е Ши выступал против неоконфуцианства и учения о духовном самосовершенствовании, он создал свое направление Юнцзя. В год Чуньси при сунском Сяоцзуне получил цзиньши (высшая ученая степень в системе государственных экзаменов кэцзюй), занимал пост попечителя школы «тай сюэ», исполнял обязанности чиновника тайчан – распорядителя обрядами в храме предков императора, был делопроизводителем, а также чиновником шилан в военном министерстве. В период гибели Южной Сун удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против государства Цзинь, однако будучи оклеветан, вернулся на Родину и посвятил себя преподаванию и научным исследованиям. Е Ши хорошо разбирался в теории утилитаризма, проводил теоретические дискуссии с неоконфуцианцами, где критиковал их учение и источники его идеологии – конфуцианство, даосизм, буддизм, что привело к дальнейшему развитию утилитаризма и еще большей критике неоконфуцианцев. Е Ши придерживался идеи, согласно которой необходимо основываться на самих вещах, он полагал, что «все, что существует между Небом и Землей и имеет форму – это «десять тысяч вещей»». Все вещи образованы с помощью энергии ци; «пять элементов» и «восемь триграмм» – это основная форма выражения материи, дао неотделимо от самих вещей, оно «функционально, а не эфемерно». Философ придерживался утилитарного приниципа, полагая, что без функции, пользы, человек, обладающий моральными качествами, не имеет возможности реализации. По этой причине он стимулировал рабочих и торговцев и выступал против политики культивирования сельского хозяйства и игнорирования торгово-промышленного комплекса, так как «без государственной поддержки промышленников», по его мнению, отсутствует денежный оборот. В гносеологии Е Ши выдвигал такие суждения, как «использование вещей, а не самого себя», «изречения, которые невозможно проверить вещами, необоснованны», дао, не выраженное в материальном 器 ци, не проявляется, не стоит «вести высокие беседы и нарушать законы материи», а также выступал за познание критериев на основе объективной реальности; он отмечал, что субъективное следует за объективным и был против замены первого на второе. С его точки зрения, для познания дао необходимо тщательно исследовать достоверность реальных вещей с помощью объективных фактов. Е Ши придавал большое значение непосредственному субъективному опыту человека в процессе познания. В логике философ заострял внимание на практическом значении «выправления имен». Е Ши отмечал, что в древности люди давали название предметам, не придавая большое значение логической составляющей, поэтому высоко оценил логическую теорию выправления имен Сюнь-цзы. Также философ провел глубокий анализ идеи о «классификации предметов одного вида», представленной в «Чжоу и», он полагал, что предметы одного «вида» лэй 类 – это поиск общих черт в различных вещах, а бянь 辨 – способность находить различие в похожих объектах. Если использовать принцип ли 理 в качестве процесса дедукции, то «вещь (у)» сводится к индуктивным процессам, соответствие этим двум процессам и есть гносеологический метод «Чжоу и». Е Ши уделял большое внимание образованию, усердно занимался. В довольно молодом возрасте он и учился, и преподавал. В среднем возрасте, будучи чиновником, также обучал других, и после ухода со службы полностью посвятил себя преподаванию, был наставником видных ученых – У Цзыляна и Дин Силяна, имел большое влияние в провинции Чжецзян. Особое внимание философ уделял экономической цели образования, он надеялся на то, что ученые будут тесно связаны с судьбой своей страны в дополнение к своему нравственному развитию, а также обеспечат единство морали и реальных успехов. Известные произведения – «Е Ши цзи» – «叶適集» («Собрание сочинений Е Ши»), включающее «Вэнь цзи» – «文集» (Сочинения о «вэнь») и «Бе цзи» – «别集» («Собрание сочинений о чуждом»).

Ван Шоужэнь (1472–1529 гг.) (王守仁)

Философ, педагог и военачальник династии Мин. Родился в уезде Юйяо (совр. провинция Чжэцзян). Известен как Янмин сяньшэн (наставник из Янмин), поскольку устроил кабинет для ученых занятий у себя на родине рядом с пещерой Янмин. В годы правления императора Чжу Ютана Ван Шоужэнь сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Назначался на должность управляющего в министерстве юстиции и в министерстве военных дел. В молодости противостоял влиятельному придворному евнуху Лю Цзиню и попал в опалу, был разжалован и сослан смотрителем на почтовую станцию Лунчан в провинции Гуйчжоу. Позднее был возвращен на службу и занимал такие должности, как сотрудник министерства чинов, главный управляющий императорскими конюшнями в городе Нанкин и глава приказа придворного этикета в городе Нанкин. За подавление мятежа Чэнь Хао на юге провинции Цзянси и успешную борьбу с разбойниками был пожалован титулом и землями в уезде Синьцзянь. Впоследствии занял пост министра обороны в городе Нанкин.

В юности Ван Шоужэнь обстоятельно изучал учение о принципе школы Чэн-Чжу и буддизм, которые не смогли его удовлетворить. После этого он обратился к учению о сердце Лу Цзююаня. Когда Ван Шоужэнь был понижен до смотрителя отдаленной станции Лунчан в провинции Гуйчжоу, в уединении он полностью осознал главную идею учения о сердце: «Неожиданно мне открылась суть концепции постижения сути вещей для получения знания и путь совершенных мудрецов: все заключено в моем естестве, и помощь извне мне не нужна». Ван Шоужэнь начал разрабатывать собственную теоретическую систему на базе существовавшего учения о сердце. Благодаря изысканиям, которые проводились в процессе непредсказуемой и полной событиями жизни, Ван Шоужэнь систематизировал и развил учение о сердце. Основываясь на онтологии Лу Цзююаня, он вынес следующие суждения: «Нет под Небом ни принципа вне сердца, ни вещи вне сердца», «тот, у кого есть сердце – господин над всем сущим, ибо сердце и есть Небо». Он считал, что существование всех вещей и явлений зависит от субъективного восприятия человеческим сознанием (сердцем), а все вещи и явления в природе и обществе порождаются сердцем, таким образом подчеркивая значимость субъективного познания. Ван Шоужэнь также уделял большое внимание вопросу о практиках самосовершенствования, его онтология служит теоретической основой для тренировок и практик в рамках учения о сердце. Он утверждал, что в познании объективного мира и деле внутреннего обогащения человеку следует полагаться на сердце, то есть субъективное восприятие, и действовать по личной инициативе. Ван Шоужэнь отмечал значимость обращения к интуиции и единства познания и действия. Он видел тесную связь между знанием и деянием и считал их двумя сторонами одной медали: знания обусловливают деяния, а деяния позволяют накапливать знания – таким образом, знание и деяние неразделимы и оказывают влияние друг на друга. Ван Шоужэнь – первый в истории Китая мыслитель, который глубоко изучил и осветил вопросы субъективной активности личности через призму учения о сердце. Он полагал, что «в сердце нет ни добра, ни зла, но добро и зло содержатся в движении помыслов. В различении добра и зла проявляется благомыслие, в совершении добра и искоренении зла – успешное постижение сути вещей». Если же говорить о различении и совершении добрых и злых поступков, то в рамках учения о сердце добро и зло рассматриваются не только как категории концепции нравственности, но и последствия истинных и ошибочных суждений. Единство познания и деяния означает, что человек должен непрестанно развивать свою способность отличать добро от зла и истину от заблуждений, а также учиться творить добро и искоренять зло. Данный подход позволяет любому человеку стать личностно и социально значимым и в конечном счете достичь совершенномудрия. В жизни Ван Шоужэнь следовал принципам учения о сердце, положениям о совершенномудрии и единстве познания и деяния, и запомнился китайскому народу как человек трех неувядаемых добродетелей: праведник, гражданин и наставник. Ван Шоужэнь также утверждал, что существует взаимосвязь между письменным языком и принципом, поскольку принцип проявляется в видимых глазу письменных знаках, а в письменном тексте сокрыт нематериальный принцип. В области методологии обучения Ван Шоужэнь выделял следующие положения: учитель должен словом и делом подавать пример ученикам, пробуждать в них инициативу и поддерживать, помогать постепенно и планомерно двигаться вперед. В период середины правления династии Мин учение Ван Шоужэня приобрело большое влияние. Оно распространилось по всей Поднебесной и достигло Японии. В Китае янминская школа на равных соперничала со школой Чэн-Чжу. В конце правления Мин и начале правления Цин янминская школа пришла в упадок, но впоследствии вновь стала популярной. Последователями Ван Янмина было подготовлено собрание сочинений «Ван Вэньчэн гун цюань шу» – «Полное собрание сочинений Вана, князя культурного совершенства» («王文成公全书»), в котором наиболее значимыми произведениями считаются «Записи преподанного и воспринятого» – «Чуань си лу» («传习录») и «Да сюэ вэнь» – «Вопросы к Великому учению» («大学问»).

Ли Чжи (1527–1602 гг.) (李贽)

Мыслитель и литератор династии Мин. Родился в уезде Цзиньцзян округа Цюаньчжоу (совр. провинция Фуцзянь). Происходил из рода богатых торговцев, которые впоследствии утратили свое влияние. В двадцать шесть лет сдал экзамен на степень цзюйжэнь, с тридцати до сорока пяти лет служил чиновником. Занимал должности заведующего вопросами просвещения в уезде Хуэйсянь провинции Хэнань, члена государственной академии в Нанкине и Пекине, заведующего канцелярией в министерстве церемоний в Пекине, советника министерства юстиции в Нанкине. Последнее назначение Ли Чжи – начальник области в уезде Яоань провинции Юньнань. После этого он отказался от чиновничьей карьеры и посветил себя писательству. В пожилом возрасте занялся просветительской деятельностью, стал одним из значимых представителей школы Тайчжоу, пользовался большим уважением в народе. В области философии Ли Чжи критиковал положения неоконфуцианства о «порождении пневмы принципом» и «Пути вне мирской суеты». Он утверждал, что существует две пневмы, а именно инь и ян: «Сначала были Небо и земля, а от них произошли десять тысяч вещей». Подобно философам янминской школы, считавшим, что «нет ничего вне сердца», Ли Чжи верил в происхождение всего сущего «из мысли в сердце», т. е. выступал сторонником субъективного идеализма. В области гносеологии Ли Чжи представлял направление трансцендентализма: он предложил концепцию «врожденных знаний». По его мнению, врожденным знанием обладают не исключительно совершенномудрые, а «каждый, кто рожден под Небом», таким образом, совершенномудрый не отличается от простого человека. Ли Чжи полагал, что представления людей об «истине и лжи» не являются незыблемыми, и говорил об относительности истины. Ли Чжи выступал с критикой традиционного конфуцианства и не одобрял его высокий статус в обществе, поскольку не считал учение Конфуция и Мэн-цзы вечной истиной, а их изречения – догматами, которые нельзя изменять. Ли Чжи называл «Шестикнижие», «Лунь юй», «Мэн-цзы» и другие основополагающие для конфуцианства книги «словесами, расхваленными и превознесенными чиновными историками», которые являются не абсолютной истиной, а лишь «изречениями наставников, которые по памяти записали бестолковые ученики», поэтому нельзя принимать утверждения Конфуция за эталон. Еще большей критике Ли Чжи подверг учение школы Чэн-Чжу: он говорил, что неоконфуцианцы разглагольствуют о гуманности, справедливости, морали и добродетели, но на деле относятся к своему учению, как к средству для получения чинов и достижения выгоды. В области этики Ли Чжи признавал рациональность личных желаний человека. «Есть досыта и хорошо одеваться – естественное желание каждого человека», – это высказывание Ли Чжи отражало прогрессивное сознание современного ему городского населения. Ли Чжи считал, что человек от природы склонен «строить отношения с окружающими в зависимости от их социального положения» и нормой являются «межличностные взаимоотношения, подобные рыночной торговле», когда каждый участник получает что-либо от партнера. Ли Чжи негативно относился к идеологии возвеличивания сельского хозяйства и презрения к торговле. Он категорически отрицал конфуцианское положение: «Необходимо сохранить небесный принцип в сердце, а человеческие желания – уничтожить», – и выступал против феодального этикета и воспитания. Ли Чжи выдвинул идею о равноправии мужчин и женщин. Он считал, что причина меньшей эрудированности женщин по сравнению мужчинами заключается в том, что женщины находятся в плену общественных требований. Ли Чжи одобрял повторный брак овдовевших женщин и свободный выбор будущего супруга или супруги. В области эстетики Ли Чжи предложил концепцию «детского сердца». Он полагал, что самые прекрасные произведения литературы и искусства создаются людьми с «детским сердцем», т. к. «детское сердце» – это «истинное сердце», не способное скрывать настоящие чувства и желания. Ли Чжи говорил: «Источник искусства – чувства, которые заложены природой». Он считал естественное красивым, а отражение естественной красоты в искусстве – высшей эстетической нормой. За критику традиционного конфуцианства с его двухтысячелетней историей, неоконфуцианства эпохи Сун-Мин и учения о принципе, а также за распространение идей идеологического просвещения и индивидуализма Ли Чжи был обвинен как «мятежник и еретик, вводящий народ в заблуждение» и заключен под стражу. В тюрьме он покончил с собой. Главные произведения Ли Чжи: «Фэнь шу» («焚书» – «Книги для сожжения»), «Сюй фэнь шу» – «Продолжение “Фэнь шу”» (续焚书), «Цан шу» – «Потаенная книга» («藏书»), «Сюй цан шу» – «Продолжение Потаенной книги» («续藏书»), а также «Ли Вэньлин цзи» («李温陵集»).

Восемь школ конфуцанства (儒家八派)

Также известны как «восемь течений». После смерти Конфуция его последователи не смогли сохранить единство. Конфуций оставил богатое наследие, которое передавалось письменно и устно, предложенная им идеологическая система была обширной и сложной, поэтому ученики по-разному толковали его высказывания. В период Сражающихся царств конфуцианцы полемизировали с другими научными школами и вели обостренную борьбу между собой, в результате чего постепенно разделились на несколько групп. Согласно трактату «Хань Фэй-цзы», существовали «конфуцианские школы Цзы Чжана, Цзы-сы, Янь Хуэя, Мэн-цзы, Цидяо, Чжун Ляна, Сюнь-цзы и Юэ Чжэна». Наибольшее влияние на последующие поколения конфуцианцев оказали учение Мэн-цзы и учение Сюнь-цзы. Цзы Чжан – это самый известный из учеников Конфуция, он уделял особое внимание понятиям о верности и преданности, его идеи унаследовала школа Мо. Цзы-сы – внук Конфуция, который унаследовал и развил учение о Середине и выстроил представления о морали и нравственности вокруг понятия искренности. Янь Хуэй – любимый ученик Конфуция из семидесяти двух ближайших учеников, получивший признание Учителя за добродетельное поведение и образованность; он известен готовностью переносить лишения и находить утешение в следовании учению. Ци Дяо утверждал, что от природы в человеке заложено и добро, и зло, подчеркивал значимость мужества и ратовал за защиту слабых. Свидетельств деятельности школ Юэ Чжэна и Чжун Ляна не сохранилось. Мэн-цзы – один из наиболее значимых представителей конфуцианства. Мэн-цзы развил идеи Конфуция о добродетельном правлении и предложил понятие гуманного управления. Благодаря ему учение Конфуция стало целостной идеологической системой, поэтому потомки назвали его «истинным преемником Конфуция». Сюнь-цзы также является одним из наиболее значимых представителей конфуцианства. Он свел воедино достижения философии доциньской эпохи, изучил и резюмировал учения мудрецов, принадлежавших разным течениям. Он предложил концепции «следования этикету и закону» и «управления убеждением и силой». Впоследствии к суждениям Сюнь-цзы прибегали сторонники объединения идей конфуцианства и легизма.