Чжу Си (1130–1200 гг.) (朱熹)
Философ и педагог династии Южная Сун. Также известен как Чжу-цзы (мастер Чжу). Основатель неоконфуцианства, представитель научных кругов княжества Минь. Родина предков – уезд Уюань округа Хуэйчжоу (совр. провинция Цзянси). Чжу Си родился в уезде Юси округа Цзяньчжоу (совр. провинция Фуцзянь), позднее переселился в город Цзяньян (совр. провинция Фуцзянь). Последователь четырех корифеев неоконфуцианства. Обычно идеи Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си объединяют под названием школа Чжэн-Чжу. Назначался на такие должности, как письмоводитель в уезде Тунъань округа Цюаньчжоу, начальник округа Нанькан, придворный библиотекарь и историограф. Чжу Си был знаком со всеми основными учениями своего времени, обладал глубокими знаниями и большой эрудицией. Чжу Си основал академии «Бай лу дун» (白鹿洞) и «Юэ лу» (岳麓) и активно способствовал развитию учебных заведений в эпоху Сун.
В области философии Чжу Си унаследовал и развил концепцию небесного принципа братьев Чэн Хао и Чэн И, внес изменения в теорию предела отсутствия и великого предела Чжоу Дунь’и, перенял воззрения Чжан Цзая относительно трансформации пневмы и создал неоконфуцианство как целостную идеологическую систему. Чжу Си считал принцип высшей философской категорией и источником происхождения вселенной: «Еще не было вещей, но уже был принцип». Пневма вторична по отношению к принципу: «Есть принцип, и есть пневма, но именно принцип – основа всего». Чжу Си систематизированно изложил теорию о гранях принципа: «На Небе и на Земле есть лишь один принцип», грани принципа отличаются от принципа и взаимосвязаны с ним. В течение длительного времени Чжу Си занимался преподаванием, «открывал академии и школы, просвещал и наставлял людей со всех концов земли», подготовил множество учебных материалов. На основе практического опыта в сфере преподавания Чжу Си сформировал собственные педагогические воззрения. Целью образования, по мнению Чжу Си, являлось привитие высоких нравственных норм. Обучение строилось на чтении основополагающих канонов и трактатов и продолжалось изучением летописей и анналов. Процесс обучения делился на два этапа: малое учение и великую науку. Эти этапы отличались поставленными задачами, содержанием и методикой. Чжу Си считал, что обучение должно состоять из шести элементов: последовательное изучение, глубокое размышление, уверенное владение, практическое применение, неуклонное соблюдение и уважительное отношение. Научная деятельность состоит из двух составляющих: познание внешнего и разумение внутреннего. В преподавании есть два главных метода: эвристический и инструктивный. В области гносеологии Чжу Си придерживался следующей позиции: деяние более значимо, чем знание, но знание должно предшествовать деянию. При этом знание и деяние положительно влияют друг на друга: «Чем глубже знания, тем благороднее деяния; чем благороднее деяния, тем глубже знания». «Совершенномудрый, что учит людей, начинает с исчерпывающего изучения принципа, а заканчивает могущественными деяниями». Чжу Си придавал большое значение концепции постижения сути вещей для получения знания: «Исчерпывающее изучение грани принципа, отраженной в вещи или явлении, и стремление ничего не упустить» рождают озарение. Говоря о вопросе соотношения принципа и желаний, Чжу Си утверждал, что «в человеческих желаниях отражаются грани принципа», т. е. нравственность и желание материальных благ неразрывно связаны, а в противоречие с небесным принципом вступают лишь те желания, которые выступают за рамки нормы морали феодального общества. Например, «следующий небесному принципу утоляет жажду и голод, а раб желаний ищет лакомств». Таким образом, небесный принцип и человеческие желания несовместимы, «необходимо сохранить небесный принцип в сердце, а человевеческие желания уничтожить». Как неоконфуцианец, Чжу Си смотрел на социальные и исторические проблемы и оценивал события и личности через призму учения о небесном принципе. Чжу Си полагал, что историограф должен твердо придерживаться небесного принципа и умиротворять людские сердца, а главный критерий высокого качества исторического труда – это общедоступное отображение действия небесного принципа. Чжу Си ратовал за возвращение к порядкам трех первых династий: Ся, Шан и Чжоу – и надеялся на то, что установления Чжоу Гуна и Конфуция сохранят влияние на долгие годы. В области политики и экономики Чжу Си поддерживал такие идеи, как раздел земель по числу едоков, создание общественных амбаров, стимуляцию сельскохозяйственного производства, обеспечение благосостояния народа, умеренное налогообложение, борьбу с чрезмерной роскошью и вопиющей бедностью. Изложенное Чжу Си учение о принципе широко распространилось среди представителей господствующего класса позднефеодального Китая и в эпоху правления династий Юань, Мин и Цин было возведено в ранг ортодоксального конфуцианства, а его работа «Сы шу чжан цзюй цзи чжу» была внесена в список литературы к государственному экзамену на чиновничью должность. Главные труды Чжу Си: «Сы шу чжан цзюй цзи чжу» «四书章句集注» (сборники «Великое учение», «Учение о середине», «Беседы и суждения», «Учение Мэн-цзы»), «Чжоу и бэнь и» (Комментарий «Чжоу и» – «周易本义»), «Ши цзи чжуань» («诗集传» – Сборник стихов). Последователями Чжу Си были составлены сборники «Хуэй Ань сяньшэн Чжу Вэньгун вэнь цзи» («晦庵先生朱文公文集») и «Чжу-цзы юй лэй» («朱子语类»).
Лу Цзююань (1139–1193 гг.) (陆九渊)
Философ и педагог династии Южная Сун. Второе имя: Лу Цзыцзин. Псевдоним: Цунь Чжай. Среди учеников был известен как Сян-шань сяньшэн (наставник со Слоновой горы). Родился в уезде Цзиньси округа Фучжоу (совр. провинция Цзянси). Основоположник «учения о сердце». О себе говорил, что «вышел из трактата «Мэн-цзы». В эпоху Мин учение о сердце унаследует и разовьет Ван Янмин, и данная философская школа получит название Лу-Ван. Идеи Лу Цзююаня часто объединяют с воззрениями его старших братьев Лу Цзюшао и Лу Цзюлина под названием «учение трех Лу». В ходе беседы Лу Цзююаня и Чжу Си на горе Эху выяснилось, что взгляды этих философов в значительной степени отличаются. Таким образом, в неоконфуцианстве наметилось два главных направления: школа Чжу и школа Лу. В молодые годы Лу Цзююань выступал за возвращение захваченных чжурчжэнями земель и изучал боевые искусства для участия в борьбе. Назначался на такие должности как письмоводитель в уездах Цзинъань и Чунъань, попечитель государственной академии, начальник округа Цзинмэнь. Оставался на службе до конца жизни. Основал на горе Сяншань «Ученую обитель», где занимался преподаванием. Его ученики Ян Цзянь, Юань Се, Шу Линь и Шэнь Хуань прославились как четыре наставника из Нинбо или четыре наставника с горы Сымин.
Лу Цзююань считал, что стране требуется проведение политических реформ. Он критиковал императора за то, что тот, занимая высокое положение, не заботился о делах государства и утопал в роскоши и наслаждениях. Лу Цзююань одобрял реформы Ван Аньши в эпоху Северная Сун, считал необходимым снижение налогов и разрешение социальных противоречий. Лу Цзююань считал, что правитель должен думать об интересах народа и «заботиться о судьбе Поднебесной». В области философии выдвинул идею о том, что исток мироздания – сердце: «Вселенная – это мое сердце, а мое сердце – это вселенная». Считал, что сердце и принцип едины, и уравнивал их: «У каждого человека есть сердце, в каждом сердце содержится принцип, сердце – это и есть принцип». «Одно сердце, один принцип. Не бывает двух истин, значит, сердце и принцип суть единое целое». По вопросу соотношения сердца и вещей Лу Цзююань утверждал, что сердце порождает все вещи, и этот подход оказал влияние на воззрения философа в области гносеологии. Лу Цзююань подчеркивал значимость самоанализа и интроспекции и призывал к сердечности, телесному и духовному саморазвитию, исследованию «намерений сердца» и отказу от слепой веры в авторитеты. Лу Цзююань говорил: «Не я объясняю “Шесикнижие”, а “Шестикнижие» ” объясняет меня – в этом основа науки». Другое высказывание Лу Цзююаня гласит: «В науке нет страшнее болезни, чем отсутствие сомнений. Сомнение двигает вперед. Небольшое сомнение приносит малые плоды, большое сомнение – великие плоды». Лу Цзююань считал, что первым шагом на пути к нравственному росту должно стать умение различать бескорыстные желания и корыстные интересы, справедливость и пристрастность, поскольку этот навык в дальнейшем будет направлять процесс совершенствования. Лу Цзююань полагал, что представления о морали и нравственности исходят из сердца, поэтому желающий стяжать добродетель должен очищать сердце с помощью наблюдения за своей внутренней жизнью и самоанализа. При этом исследование намерений сердца – это общедоступная практика, поскольку намерения сердца проявляются непрерывно и повсеместно. Лу Цзююань критиковал концепцию Чжу Си о постижении сути вещей для получения знания, считая ее неоправданно сложной и недостаточно целостной. На следующем этапе совершенствования следует прибегать к рефлексии, потому что озарения приходят во время размышлений в спокойной обстановке. Лу Цзююань считал, что человек должен сам строить замыслы, сам их осуществлять и сам оценивать себя. Нормы морали естественны, поэтому в совершенствовании необходима самостоятельность, а не беспрекословное подчинение наставнику. Он обращал особое внимание на необходимость воспитания нравственности в практической деятельности и исследования намерений сердца в реальной жизни: «Самый умный путь – путь практики». Кроме того, совершенствующийся должен «быть энергичен и несгибаем», потому что ему предстоит «прорываться через западни» и «бороться до конца». Последователями Лю Цзююаня был составлен труд «Сян-шань сяньшэн цюань цзи» («象山先生全集»).
Е Ши (1150–1223 гг.) (叶適)
Китайский философ Южной Сун, уроженец уезда Юнцзя области Вэньчжоу (ныне уезд Юнцзя, округ Вэньчжоу, пров. Чжэцзян). В зрелые годы занимался преподавательской деятельностью в деревне Шуй Синь цунь в уезде Юнцзя, в связи с чем получил негласное имя «господин Шуй Синь». Е Ши выступал против неоконфуцианства и учения о духовном самосовершенствовании, он создал свое направление Юнцзя. В год Чуньси при сунском Сяоцзуне получил цзиньши (высшая ученая степень в системе государственных экзаменов кэцзюй), занимал пост попечителя школы «тай сюэ», исполнял обязанности чиновника тайчан – распорядителя обрядами в храме предков императора, был делопроизводителем, а также чиновником шилан в военном министерстве. В период гибели Южной Сун удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против государства Цзинь, однако будучи оклеветан, вернулся на Родину и посвятил себя преподаванию и научным исследованиям. Е Ши хорошо разбирался в теории утилитаризма, проводил теоретические дискуссии с неоконфуцианцами, где критиковал их учение и источники его идеологии – конфуцианство, даосизм, буддизм, что привело к дальнейшему развитию утилитаризма и еще большей критике неоконфуцианцев. Е Ши придерживался идеи, согласно которой необходимо основываться на самих вещах, он полагал, что «все, что существует между Небом и Землей и имеет форму – это «десять тысяч вещей»». Все вещи образованы с помощью энергии ци; «пять элементов» и «восемь триграмм» – это основная форма выражения материи, дао неотделимо от самих вещей, оно «функционально, а не эфемерно». Философ придерживался утилитарного приниципа, полагая, что без функции, пользы, человек, обладающий моральными качествами, не имеет возможности реализации. По этой причине он стимулировал рабочих и торговцев и выступал против политики культивирования сельского хозяйства и игнорирования торгово-промышленного комплекса, так как «без государственной поддержки промышленников», по его мнению, отсутствует денежный оборот. В гносеологии Е Ши выдвигал такие суждения, как «использование вещей, а не самого себя», «изречения, которые невозможно проверить вещами, необоснованны», дао, не выраженное в материальном 器 ци, не проявляется, не стоит «вести высокие беседы и нарушать законы материи», а также выступал за познание критериев на основе объективной реальности; он отмечал, что субъективное следует за объективным и был против замены первого на второе. С его точки зрения, для познания дао необходимо тщательно исследовать достоверность реальных вещей с помощью объективных фактов. Е Ши придавал большое значение непосредственному субъективному опыту человека в процессе познания. В логике философ заострял внимание на практическом значении «выправления имен». Е Ши отмечал, что в древности люди давали название предметам, не придавая большое значение логической составляющей, поэтому высоко оценил логическую теорию выправления имен Сюнь-цзы. Также философ провел глубокий анализ идеи о «классификации предметов одного вида», представленной в «Чжоу и», он полагал, что предметы одного «вида» лэй 类 – это поиск общих черт в различных вещах, а бянь 辨 – способность находить различие в похожих объектах. Если использовать принцип ли 理 в качестве процесса дедукции, то «вещь (у)» сводится к индуктивным процессам, соответствие этим двум процессам и есть гносеологический метод «Чжоу и». Е Ши уделял большое внимание образованию, усердно занимался. В довольно молодом возрасте он и учился, и преподавал. В среднем возрасте, будучи чиновником, также обучал других, и после ухода со службы полностью посвятил себя преподаванию, был наставником видных ученых – У Цзыляна и Дин Силяна, имел большое влияние в провинции Чжецзян. Особое внимание философ уделял экономической цели образования, он надеялся на то, что ученые будут тесно связаны с судьбой своей страны в дополнение к своему нравственному развитию, а также обеспечат единство морали и реальных успехов. Известные произведения – «Е Ши цзи» – «叶適集» («Собрание сочинений Е Ши»), включающее «Вэнь цзи» – «文集» (Сочинения о «вэнь») и «Бе цзи» – «别集» («Собрание сочинений о чуждом»).
Ван Шоужэнь (1472–1529 гг.) (王守仁)
Философ, педагог и военачальник династии Мин. Родился в уезде Юйяо (совр. провинция Чжэцзян). Известен как Янмин сяньшэн (наставник из Янмин), поскольку устроил кабинет для ученых занятий у себя на родине рядом с пещерой Янмин. В годы правления императора Чжу Ютана Ван Шоужэнь сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Назначался на должность управляющего в министерстве юстиции и в министерстве военных дел. В молодости противостоял влиятельному придворному евнуху Лю Цзиню и попал в опалу, был разжалован и сослан смотрителем на почтовую станцию Лунчан в провинции Гуйчжоу. Позднее был возвращен на службу и занимал такие должности, как сотрудник министерства чинов, главный управляющий императорскими конюшнями в городе Нанкин и глава приказа придворного этикета в городе Нанкин. За подавление мятежа Чэнь Хао на юге провинции Цзянси и успешную борьбу с разбойниками был пожалован титулом и землями в уезде Синьцзянь. Впоследствии занял пост министра обороны в городе Нанкин.
В юности Ван Шоужэнь обстоятельно изучал учение о принципе школы Чэн-Чжу и буддизм, которые не смогли его удовлетворить. После этого он обратился к учению о сердце Лу Цзююаня. Когда Ван Шоужэнь был понижен до смотрителя отдаленной станции Лунчан в провинции Гуйчжоу, в уединении он полностью осознал главную идею учения о сердце: «Неожиданно мне открылась суть концепции постижения сути вещей для получения знания и путь совершенных мудрецов: все заключено в моем естестве, и помощь извне мне не нужна». Ван Шоужэнь начал разрабатывать собственную теоретическую систему на базе существовавшего учения о сердце. Благодаря изысканиям, которые проводились в процессе непредсказуемой и полной событиями жизни, Ван Шоужэнь систематизировал и развил учение о сердце. Основываясь на онтологии Лу Цзююаня, он вынес следующие суждения: «Нет под Небом ни принципа вне сердца, ни вещи вне сердца», «тот, у кого есть сердце – господин над всем сущим, ибо сердце и есть Небо». Он считал, что существование всех вещей и явлений зависит от субъективного восприятия человеческим сознанием (сердцем), а все вещи и явления в природе и обществе порождаются сердцем, таким образом подчеркивая значимость субъективного познания. Ван Шоужэнь также уделял большое внимание вопросу о практиках самосовершенствования, его онтология служит теоретической основой для тренировок и практик в рамках учения о сердце. Он утверждал, что в познании объективного мира и деле внутреннего обогащения человеку следует полагаться на сердце, то есть субъективное восприятие, и действовать по личной инициативе. Ван Шоужэнь отмечал значимость обращения к интуиции и единства познания и действия. Он видел тесную связь между знанием и деянием и считал их двумя сторонами одной медали: знания обусловливают деяния, а деяния позволяют накапливать знания – таким образом, знание и деяние неразделимы и оказывают влияние друг на друга. Ван Шоужэнь – первый в истории Китая мыслитель, который глубоко изучил и осветил вопросы субъективной активности личности через призму учения о сердце. Он полагал, что «в сердце нет ни добра, ни зла, но добро и зло содержатся в движении помыслов. В различении добра и зла проявляется благомыслие, в совершении добра и искоренении зла – успешное постижение сути вещей». Если же говорить о различении и совершении добрых и злых поступков, то в рамках учения о сердце добро и зло рассматриваются не только как категории концепции нравственности, но и последствия истинных и ошибочных суждений. Единство познания и деяния означает, что человек должен непрестанно развивать свою способность отличать добро от зла и истину от заблуждений, а также учиться творить добро и искоренять зло. Данный подход позволяет любому человеку стать личностно и социально значимым и в конечном счете достичь совершенномудрия. В жизни Ван Шоужэнь следовал принципам учения о сердце, положениям о совершенномудрии и единстве познания и деяния, и запомнился китайскому народу как человек трех неувядаемых добродетелей: праведник, гражданин и наставник. Ван Шоужэнь также утверждал, что существует взаимосвязь между письменным языком и принципом, поскольку принцип проявляется в видимых глазу письменных знаках, а в письменном тексте сокрыт нематериальный принцип. В области методологии обучения Ван Шоужэнь выделял следующие положения: учитель должен словом и делом подавать пример ученикам, пробуждать в них инициативу и поддерживать, помогать постепенно и планомерно двигаться вперед. В период середины правления династии Мин учение Ван Шоужэня приобрело большое влияние. Оно распространилось по всей Поднебесной и достигло Японии. В Китае янминская школа на равных соперничала со школой Чэн-Чжу. В конце правления Мин и начале правления Цин янминская школа пришла в упадок, но впоследствии вновь стала популярной. Последователями Ван Янмина было подготовлено собрание сочинений «Ван Вэньчэн гун цюань шу» – «Полное собрание сочинений Вана, князя культурного совершенства» («王文成公全书»), в котором наиболее значимыми произведениями считаются «Записи преподанного и воспринятого» – «Чуань си лу» («传习录») и «Да сюэ вэнь» – «Вопросы к Великому учению» («大学问»).
Ли Чжи (1527–1602 гг.) (李贽)
Мыслитель и литератор династии Мин. Родился в уезде Цзиньцзян округа Цюаньчжоу (совр. провинция Фуцзянь). Происходил из рода богатых торговцев, которые впоследствии утратили свое влияние. В двадцать шесть лет сдал экзамен на степень цзюйжэнь, с тридцати до сорока пяти лет служил чиновником. Занимал должности заведующего вопросами просвещения в уезде Хуэйсянь провинции Хэнань, члена государственной академии в Нанкине и Пекине, заведующего канцелярией в министерстве церемоний в Пекине, советника министерства юстиции в Нанкине. Последнее назначение Ли Чжи – начальник области в уезде Яоань провинции Юньнань. После этого он отказался от чиновничьей карьеры и посветил себя писательству. В пожилом возрасте занялся просветительской деятельностью, стал одним из значимых представителей школы Тайчжоу, пользовался большим уважением в народе. В области философии Ли Чжи критиковал положения неоконфуцианства о «порождении пневмы принципом» и «Пути вне мирской суеты». Он утверждал, что существует две пневмы, а именно инь и ян: «Сначала были Небо и земля, а от них произошли десять тысяч вещей». Подобно философам янминской школы, считавшим, что «нет ничего вне сердца», Ли Чжи верил в происхождение всего сущего «из мысли в сердце», т. е. выступал сторонником субъективного идеализма. В области гносеологии Ли Чжи представлял направление трансцендентализма: он предложил концепцию «врожденных знаний». По его мнению, врожденным знанием обладают не исключительно совершенномудрые, а «каждый, кто рожден под Небом», таким образом, совершенномудрый не отличается от простого человека. Ли Чжи полагал, что представления людей об «истине и лжи» не являются незыблемыми, и говорил об относительности истины. Ли Чжи выступал с критикой традиционного конфуцианства и не одобрял его высокий статус в обществе, поскольку не считал учение Конфуция и Мэн-цзы вечной истиной, а их изречения – догматами, которые нельзя изменять. Ли Чжи называл «Шестикнижие», «Лунь юй», «Мэн-цзы» и другие основополагающие для конфуцианства книги «словесами, расхваленными и превознесенными чиновными историками», которые являются не абсолютной истиной, а лишь «изречениями наставников, которые по памяти записали бестолковые ученики», поэтому нельзя принимать утверждения Конфуция за эталон. Еще большей критике Ли Чжи подверг учение школы Чэн-Чжу: он говорил, что неоконфуцианцы разглагольствуют о гуманности, справедливости, морали и добродетели, но на деле относятся к своему учению, как к средству для получения чинов и достижения выгоды. В области этики Ли Чжи признавал рациональность личных желаний человека. «Есть досыта и хорошо одеваться – естественное желание каждого человека», – это высказывание Ли Чжи отражало прогрессивное сознание современного ему городского населения. Ли Чжи считал, что человек от природы склонен «строить отношения с окружающими в зависимости от их социального положения» и нормой являются «межличностные взаимоотношения, подобные рыночной торговле», когда каждый участник получает что-либо от партнера. Ли Чжи негативно относился к идеологии возвеличивания сельского хозяйства и презрения к торговле. Он категорически отрицал конфуцианское положение: «Необходимо сохранить небесный принцип в сердце, а человеческие желания – уничтожить», – и выступал против феодального этикета и воспитания. Ли Чжи выдвинул идею о равноправии мужчин и женщин. Он считал, что причина меньшей эрудированности женщин по сравнению мужчинами заключается в том, что женщины находятся в плену общественных требований. Ли Чжи одобрял повторный брак овдовевших женщин и свободный выбор будущего супруга или супруги. В области эстетики Ли Чжи предложил концепцию «детского сердца». Он полагал, что самые прекрасные произведения литературы и искусства создаются людьми с «детским сердцем», т. к. «детское сердце» – это «истинное сердце», не способное скрывать настоящие чувства и желания. Ли Чжи говорил: «Источник искусства – чувства, которые заложены природой». Он считал естественное красивым, а отражение естественной красоты в искусстве – высшей эстетической нормой. За критику традиционного конфуцианства с его двухтысячелетней историей, неоконфуцианства эпохи Сун-Мин и учения о принципе, а также за распространение идей идеологического просвещения и индивидуализма Ли Чжи был обвинен как «мятежник и еретик, вводящий народ в заблуждение» и заключен под стражу. В тюрьме он покончил с собой. Главные произведения Ли Чжи: «Фэнь шу» («焚书» – «Книги для сожжения»), «Сюй фэнь шу» – «Продолжение “Фэнь шу”» (续焚书), «Цан шу» – «Потаенная книга» («藏书»), «Сюй цан шу» – «Продолжение Потаенной книги» («续藏书»), а также «Ли Вэньлин цзи» («李温陵集»).
Восемь школ конфуцанства (儒家八派)
Также известны как «восемь течений». После смерти Конфуция его последователи не смогли сохранить единство. Конфуций оставил богатое наследие, которое передавалось письменно и устно, предложенная им идеологическая система была обширной и сложной, поэтому ученики по-разному толковали его высказывания. В период Сражающихся царств конфуцианцы полемизировали с другими научными школами и вели обостренную борьбу между собой, в результате чего постепенно разделились на несколько групп. Согласно трактату «Хань Фэй-цзы», существовали «конфуцианские школы Цзы Чжана, Цзы-сы, Янь Хуэя, Мэн-цзы, Цидяо, Чжун Ляна, Сюнь-цзы и Юэ Чжэна». Наибольшее влияние на последующие поколения конфуцианцев оказали учение Мэн-цзы и учение Сюнь-цзы. Цзы Чжан – это самый известный из учеников Конфуция, он уделял особое внимание понятиям о верности и преданности, его идеи унаследовала школа Мо. Цзы-сы – внук Конфуция, который унаследовал и развил учение о Середине и выстроил представления о морали и нравственности вокруг понятия искренности. Янь Хуэй – любимый ученик Конфуция из семидесяти двух ближайших учеников, получивший признание Учителя за добродетельное поведение и образованность; он известен готовностью переносить лишения и находить утешение в следовании учению. Ци Дяо утверждал, что от природы в человеке заложено и добро, и зло, подчеркивал значимость мужества и ратовал за защиту слабых. Свидетельств деятельности школ Юэ Чжэна и Чжун Ляна не сохранилось. Мэн-цзы – один из наиболее значимых представителей конфуцианства. Мэн-цзы развил идеи Конфуция о добродетельном правлении и предложил понятие гуманного управления. Благодаря ему учение Конфуция стало целостной идеологической системой, поэтому потомки назвали его «истинным преемником Конфуция». Сюнь-цзы также является одним из наиболее значимых представителей конфуцианства. Он свел воедино достижения философии доциньской эпохи, изучил и резюмировал учения мудрецов, принадлежавших разным течениям. Он предложил концепции «следования этикету и закону» и «управления убеждением и силой». Впоследствии к суждениям Сюнь-цзы прибегали сторонники объединения идей конфуцианства и легизма.