Книга Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий - читать онлайн бесплатно, автор Ли Цзя. Cтраница 14
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий

Тайчжоуская школа (泰州学派)

Философское направление, главным представителем которого выступал Ван Гэнь – мыслитель династии Мин, уроженец округа Тайчжоу провинции Цзянсу. Поскольку центром просветительской деятельности последователей этого направления являлся округ Тайчжоу, школа получила название «тайчжоуская». Ван Гэнь родился в семье простолюдинов. Восемь лет он учился у Ван Янмина, после занялся преподаванием в родных краях и широко распространил учение о сердце. Взгляды Ван Гэня, которые со временем изменились и стали в некоторой степени отличаться от утверждений Ван Янмина, легли в основу тайчжоуского направления. Ван Гэнь считал, что «повседневная жизнь простого народа – это и есть путь», а «совершенномудрыми становятся в обыденных условиях». Таким образом, Ван Гэнь призывал твердо придерживаться норм феодальной морали. Точка зрения Ван Гэня не совпадала с положениями традиционного конфуцианства, однако вызывала интерес к данному учению среди низших слоев населения. Ван Гэнь предложил новое толкование концепции Ван Янмина о постижении сути вещей: он говорил, что забота каждого отдельного человека о себе – это фундамент, на котором зиждется благомыслие. Ван Гэнь уделял большое внимание преподаванию для простого народа: среди его учеников были лесорубы, гончары и земледельцы. Учение Ван Гэня имело значительное влияние на народные массы. Кроме того, учениками Ван Гэня становились представители высшего общества: чиновники и сановники, которые вывели учение на высокий теоретический уровень. Представителями тайчжоуской школы являются Ван Дун, Ван Би, Сюй Юэ со своими учениками Чжао Чжэньцзи и Янь Цзюнем. Янь Цзюнь станет наставником Хэ Синьиня и Ло Жуфана; идеи этих двух философов будут восприниматься современниками как «сплав чань-буддизма и совершенного безумия». У каждого из представителей тайчжоуской школы в образе мыслей были свои отличительные особенности. Суждения Ван Дуна близки к положениям волюнтаризма: он утверждал, что мысли контролируют сердце, поэтому человек должен воспитывать в себе искренность и быть честным с собой – это позволит предотвращать зарождение порочных намерений. Янь Цзюнь и ряд других философов считали, что человек от природы добр, и это качество нужно преумножать. Хэ Синьинь говорил, что человек по природе – существо социальное, пропагандировал равенство и уважение во взаимоотношениях. Он выступал против положения, принятого в учении о принципе, согласно которому в человеческих желаниях заключается погибель. По его мнению, желания материальных благ следует по возможности удовлетворять, при необходимости – ограничивать, а избавиться от них невозможно. Ло Жуфан выдвинул идею о чистоте «младенческого сердца», из которого рождается человеколюбие. Он отмечал естественность человеческой природы и рассматривал человеческие желания как природные потребности. Сюй Юэ утверждал, что существует единственный закон, общий для древности и современности, для Неба и земли – это путь, а путь, отраженный в человеке – это сердце. Учение тайчжоуской школы было простым для понимания и исполнения, оно привлекало простых городских жителей и широко распространялось по Китаю. В средний и поздний период династии Мин тайчжоуская школа была довольно влиятельна.

Лю Цзунчжоу (1578–1645 гг.) (刘宗周)

Философ-неоконфуцианец конца династии Мин. Также известен как Лю Цидун, прозвище – Няньтай, господин Цзишань (учитель с горы Цзишань). Лю Цзунчжоу родился в районе Шаньинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян). Во времена правления Чжу Ицзюня под девизом Ваньли получил степень цзиньши (высшая ученая степень в системе государственных экзаменов кэцзюй). Начав с должности чиновника, дослужился до главного цензора в Нанкине. Вскоре был уволен из-за обвинения со стороны евнуха Вэй Чжунсяня. Однако после того как цинская армия захватила Ханчжоу, ушел из жизни, уморив себя голодом. Всю свою жизнь Лю Цзунчжоу посвятил преподаванию и написанию книг, стал основоположником школы Цзишань. Также он преподавал в Дунлине, Шоушане, Чжэнжэне и других школах. Его учениками и последователями являются Хуан Цзунси и Чэнь Цюэ. В философии, с одной стороны, Лю Цзунчжоу поддерживал идею Чжан Цзая о «единстве ци» и выступал против теории Чэн Чжу о «появлении принципа ли 理ранее ци气». Он полагал, что принцип ли 理 не выходит за пределы ци «气», ци – это неотъемлемая часть ли理. и, определенно, не существет вне ци; с другой стороны, он считал, что конкретное (материальное) ци器 неотделимо от (нематериального) дао道 и невозможно предположить, что дао 道 начало существовать раньше, чем ци器. Он говорил о невозможности существования «материального ци 器 без нематериального дао», поэтому дао и имеет преимущество выше или ниже, а не раньше или позже. Вот это непонятно! В основе своих учений о нравственном воспитании философ выделял шэнь ду (бдительность наедине с собой, сохранение своего душевного облика), в которой акцентируется внимание на нравственной самосознательности. Для того, чтобы добиться «уважения», нужно «отодвигать на задний план личные интересы и почитать добро», и даже при достижении важного статуса все равно придерживаться требований цзюнь цзы (благородного мужа), бдительности наедине с собой. Рассуждая о жизни и смерти, философ считал, что хоть они и являются совершенно обычным явлением, «смерть может быть полезна для людей», «вместо того, чтобы молча умереть, лучше погибнуть величественно», он выражал сильную волю настоящего патриота. Известно большое количество трудов Лю Цзунчжоу: «Собрание произведений Учителя Лю» – «刘蕺山集» («Лю Цзи шань цзи»), состоящее из 17 томов, «Полное собрание произведений Учителя Лю» – «刘子全书» («Лю-цзы цюань шу»), «Сочинения, выпущенные в Полном собрании произведений Учителя Лю» – «刘子全书遗编» («Лю-цзы цюань шу и бянь»), а также «Заметки о книге «Лунь Юй»» – «论语学案» («Лунь Юй сюэ ань») и др.

Фу Шань (1607–1684 гг.) (傅山)

Мыслитель, врач, художник и каллиграф династии Мин. Второе имя – Цин Чжу. Имя в монашестве – Чжэнь Шань. Родился в уезде Янцюй провинции Шаньси. Подробно изучал канонические книги и исторические сочинения древних мудрецов; занимался поэзией, прозой, каллиграфией, живописью, надписями на бронзе и камне; особое внимание уделял медицине. Преподавал в Академии трех добродетелей. После падения династии Мин уединился в горах. Принял монашество под наставничеством даоса Го Цзинчжуна с горы Уфэншань уезда Шоуян, выбрал одеяние красного цвета и стал называть себя «монахом в красном». Фамилия членов императорского двора при династии Мин была написана через иероглиф «красный» (朱), таким образом, одежда Фу Шаня символизировала тоску по ушедшей эпохе и неприятие новой маньчжурской династии Цин. В десятый год правления императора Фулинь в Китае под девизом Шуньчжи (1653 г.) был заключен в тюрьму по делу об антицинском движении, через год вышел из тюрьмы благодаря помощи своих учеников. При династии Цин не принимал участия в императорских экзаменах и даже в бедственном положении отказывался от государственной службы. Цинский двор специальным указом назначил Фу Шаня на должность секретаря государственной канцелярии, однако тот сразу же подал в отставку, ссылаясь на преклонный возраст и болезни. Находился в дружеских отношениях с идеологом антиманьчжурской борьбы Гу Яньу. До конца жизни не признавал новую власть.

В области философии выдвинул целый ряд положений. По мнению Фу Шаня, «пневма была прежде принципа», а принцип может иметь доброе и злое содержание, «точно так же, как и человеческая природа может быть доброй или злой». С точки зрения Фу Шаня, цель самовоспитания в том, чтобы найти свое место в жизни, а для этого нужно ограничивать свое самомнение и не взваливать на плечи непосильную ношу. Фу Шань полагал, что природа существует объективно, а «каждая вещь рождена природой», следовательно, каждая вещь также существует объективно, однако в то же время подчеркивал значимость восприятия вещи человеческим сердцем. Фу Шань утверждал, что все во Вселенной непрерывно изменяется и развивается, а вечное изменение и развитие – это единственный истинный путь. В академических кругах считали, что взгляды Фу Шаня весьма радикальны, поскольку он толковал «Чжуан-цзы» через призму буддизма, в рассуждениях о «Мо-цзы» и «Гунсунь Лун-цзы» включал как цитаты комментарии к древним классическим текстам, ставил в один ряд конфуцианское «Шестикнижие» и неконфуцианских мудрецов и в принципе не делал различия между конфуцианскими и неконфуцианскими мудрецами. Фу Шань не признавал лидирующее положение конфуцианства, критиковал учение о принципе, называл «четыре книги и пять канонов» конфуцианства «произведениями своей эпохи», а не «сокровищницами древней мудрости». Фу Шань одним из первых в эпоху Цин начал исследовать работы мудрецов, живших в период с эпохи Сражающихся царств до династии Цинь: он привлекал обширный текстовый материал, проводил глубокие изыскания и писал толкования. Фу Шань является автором таких провокационных суждений, как «Поднебесная принадлежит всем под Небом, а не кому-то одному», «иррациональное превосходит принцип», «никто не познал принцип лучше, чем уличные торговцы» и «совершенномудрые тоже творят зло». Эти высказывания отразили веру Фу Шаня в то, что Поднебесная есть всеобщее достояние, любовь не основывается на расчете, все люди заслуживают любви, совершенномудрые и простые люди равны и нельзя возвеличивать людей из-за их добрых дел. По вопросу соотношения имени и сущности Фу Шань говорил, что имя должно соответствовать сущности, поскольку имя – это отражение объективной реальности. С изменением обозначаемой действительности должно меняться и имя. В целом Фу Шань высоко оценивал концепцию Лао-цзы о том, что есть сущности с именами, а есть сущности без имен, при этом нужно знать предел употребления слов. Фу Шань достиг значительных успехов в медицине: у него был высокий уровень в области терапии, педиатрии, хирургии. Наиболее впечатляющих результатов Фу Шань добился в гинекологии. Его медицинские труды «Фу ши ню кэ» (傅氏女科) и «Цин нан ми цзюэ» (青囊秘诀) сохранились до наших дней и были весьма полезны для его современников. Фу Шаня считали «лучшим каллиграфом начала династии Цин», его картины имели большую художественную ценность. С большим мастерством Фу Шань изображал горы, реки, сливовые деревья, орхидеи, бамбук. В произведениях Фу Шаня отразились его благородный характер и сильная воля, его работы дышат любовью к Родине. Его каллиграфия и живопись занимают важное место в классическом изобразительном искусстве Китая, последующие поколения высоко оценили его творчество. Фу Шань оставил потомкам богатое наследие, из поколения в поколение передавался труд «Шуан хун кань цзи» («霜红龛集»). В последние годы одна за другой были найдены рукописи и списки утерянных произведений Фу Шаня: «Чжуан-цзы пи чжу (Толкование Чжуан-цзы)» («庄子批注»), «Сюнь-цзы пи чжу (Толкование Сюнь-цзы», «荀子批注»), «Сюнь-цзы пи дянь» («荀子批点», «Хуайнань-цзы пи чжу» (Толкование Хуайнань-цзы, «淮南子批注») и другие.

Хуан Цзунси (1610–1695 гг.) (黄宗羲)

Специалист по классической филологии, историк, мыслитель, географ, астроном и педагог конца династии Мин и начала династии Цин. Старший сын Хуан Цзуньсу, одного из лидеров дунлиньской группы. Родился в уезде Юйяо округа Шаосин провинции Чжэцзян. Один из трех величайших мыслителей конца династии Мин и начала династии Цин наряду с Гу Яньу и Ван Фучжи. Известен как «отец китайской мысли и просвещения». С раннего детства был подвержен влиянию группы Дунлинь, позднее во главе Ассоциации возрождения продолжил борьбу с придворными чинами. Когда цинские войска направились на юг, Хуан Цзунси собрал ополчение «верных сынов эпохи» и оказал Цин вооруженное сопротивление. После падения династии Мин жил в уединении, занимался писательством и преподаванием. При маньчжурской династии неоднократно отказывался от приглашений на официальную службу.

Хуан Цзунси имел обширные познания в различных областях и занимался исследованиями по астрономии, арифметике, музыке, классической филологии на материале конфуцианских, исторических и даосских трактатов. Особенно заметных успехов Хуан Цзунси добился в истории: он написал труд «Мин жу сюэ ань» («明儒学案») и положил начало историческим исследованиям на востоке провинции Чжэцзян. В области философии Хуан Цзунси выступал против положения неоконфуцианства о том, что «принцип предшествует пневме». Он полагал, что все сущее создано из материальной пневмы, а принцип – это всего лишь закономерность движения и изменения пневмы. В то же время Хуан Цзунси считал, что пневма наполняет все сущее, как и сердце дает жизнь человеческому телу. В идее «сердце наполняет Небо и землю» можно видеть некоторые тенденции к пантеизму. Хуан Цзунси – это выдающийся теоретик в области образования. Он считал, что главная функция учебных заведений заключается не в воспитании кадров или подготовке и проведении экзаменов на чиновничьи должности, а в создании «площадки» для управления Поднебесной, т. е. места, где будут обсуждаться политические вопросы. В ученой среде должно было формироваться общественное мнение, достойное внимания императора и способное оказать влияние на политическую ситуацию в стране. В учебных заведениях должен разрабатываться широкий круг вопросов и рассматриваться реальная ситуация. Хуан Цзунси выступал за то, чтобы в академических кругах царил дух свободы и новаторства, и не хотел главенства какой-либо доктрины. Он предлагал отвернуться от общепринятых заблуждений и не «отличать истинное от ложного по словам невежд», но подобно ученым древности подвергать все сомнению. Хуан Цзунси говорил: «Не все, что император считает истинным, истинно, и не все, что император считает ложным, ложно», – поэтому сын Неба должен прибегать к помощи ученых мужей для исправления ошибок. Хуан Цзунси верил в необходимость изменения нравов и обычаев и полагал, что почвой для общественных преобразований может стать культурное и идеологическое воспитание. В области политики Хуан Цзунси считал приоритетом народное благосостояние и защиту прав граждан. В заботе о личной выгоде он видел естественное человеческое свойство. По мнению Хуан Цзунси, гражданин должен исполнять долг перед обществом своим неутомимым трудом, а общество обязано гарантировать гражданину права и отстаивать его интересы. Хуан Цзунси подчеркивал необходимость реформ в системе распределения земель и системе налогообложения. Кроме того, он выступал за то, чтобы торговля и ремесло, наравне с сельским хозяйством, считались «основным занятием». Хуан Цзунси резко критиковал позицию императоров, которые считали Поднебесную своей частной собственностью: «Такой правитель думает, что он владеет всем в Поднебесной: доброе он забирает себе, дурное оставляет народу. Его люди не имеют права думать о себе, потому что воля правителя для них – высшая справедливость». Мыслитель выступал за равенство в любых межличностных отношениях: «между отцом и сыном, братом и братом, которые близки от природы» должны складываться «гармоничные дружеские отношения»; между правителем и подчиненными – отношения взаимной помощи и поддержки. Идеи Хуан Цзунси, сходные с конфуцианскими «пятью нормами» человеческих отношений, нанесли серьезный удар по сердцу феодальной морали – «трем устоям». Последователями Хуан Цзунси был составлен труд «Хуан Личжоу вэнь цзи» («黄莉洲文集»). В настоящее время в издательстве «Древняя литература» провинции Чжэцзян выходит полное собрание сочинений Хуан Цзунси («黄宗羲全集»).

Фан Ичжи (1611–1671 гг.) (方以智)

Философ, деятель науки, естествоиспытатель династий Мин и Цин. Второе имя – Мичжи. Прозвище – Маньгун. Родился в уезде Тунчэн провинции Аньхой. Смена правящей династии в значительной степени повлияла на частную жизнь Фан Ичжи. При императоре Чжу Юцзяне Фан Ичжи сдал экзамен на степень цзиньши и служил историографом в Академии Ханьлинь. После падения династии Мин взял имя У Шигун и прозвище Неразумный Даос и стал зарабатывать на жизнь продажей лекарств. При южно-минском режиме занимал должность помощника начальника в приказе наследника престола и преподавал в Академии Ханьлинь. Фан Ичжи неоднократно предлагали возведение в чин советника дасюэши, но он отвечал отказом. По причине преследования цинскими войсками, Фан Ичжи ушел в буддийские монахи и скрывался под именами и прозвищами Дачжи, Укэ, «Большая Мудрость» (Хунчжи), «Земля Лекарственных Трав» (Яо Ди), «Плавучая Гора» (Фу Шан), «Наставник-Глупец» (Юй Чжэ Да Ши) и др. Положение Фан Ичжи неоднократно менялось, но он не ушел из буддийского монашества.

В детстве Фан Ичжи обучался у Сюн Мин’юя, кроме того, он получил самые общие сведения о западной науке. Позднее Фан Ичжи занялся изучением конфуцианских канонов и начал проявлять большой интерес к естествознанию. Обладал обширными знаниями и способностью перенимать лучшее из работ других. Выступал за интеграцию достижений восточной и западной науки, а также за объединение конфуцианства, буддизма и даосизма. В сферу научных интересов входили астрономия, география, литература, искусство, этикет, музыка, каллиграфия, медицина, фармацевтика и юриспруденция. В молодости стоял во главе Ассоциации возрождения вместе с Чэнь Чжэньхуэем, У Инцзи, Хоу Фан’юем и др. Широко известен своими письменными трудами.

Фан Ичжи считал, что научная методология включает два основных метода: научное наблюдение и философское размышление, и при изучении объекта необходимо как проводить реальное наблюдение, так и размышлять в рамках философии. Фан Ичжи говорил, что философия заложена в естественных науках, но западные ученые уделяют слишком много внимания научному наблюдению, а неоконфуцианские академические круги – философскому размышлению. Фан Ичжи называл естествознание «наукой о принципах малых вещей» и считал, что его можно изучать на примерах из личного опыта, а социальные науки – «науками о принципах больших вещей», для понимания которых требуется исследование многочисленных письменных источников. При проведении научного анализа Фан Ичжи успешно применял индукцию и аналогию. Фан Ичжи положил начало критического исследования с поиском доказательств – новой тенденции научной жизни цинской эпохи. В области философии Фан Ичжи придерживался монизма и полагал, что первоэлементом, давшим начало миру, является материальный огонь. По утверждению Фан Ичжи, «огонь заполняет пустоту», «порождает вещи», «изменяет вещи» и «отражается в них». Вечное движение природы и человеческой жизни является результатом действия огня. По вопросу взаимодействия противоположностей Фан Ичжи критиковал два основных подхода в области метафизики, первый из которых заключался в отрицании противоречивости вещей и явлений и погоне за отвлеченным «единством», а второй в признании антагонизма, но пренебрежении целостностью. Фан Ичжи предложил концепцию «двуединства», ближайшим аналогом которой в истории китайской философии выступает понятие «единства противоположностей». Согласно этой концепции, каждая вещь и явление получают и приобретают что-либо в противоборстве с другой вещью или явлением. Появление концепции «двуединства» символизировало новый этап развития древней диалектики. В области гносеологии Фан Ичжи предложил «выявлять факты, основываясь на фактах, и подтверждать принципы принципами, выявленными позднее» при изучении вещей и явлений. Фан Ичжи не одобрял слепую веру в слова древних и утверждал, что его современники мудрее своих предков, поскольку людям нового времени был передан многовековой опыт. Он написал множество трудов на различную тематику, однако целый ряд произведений был утрачен. Наиболее известные из сохранившихся работ: «Тун я» – «Проникновение в классику» («通雅»), «У ли сяо ши» – «Предварительные сведения о принципах вещей» («物理小识»), «Яо ди пао чжуан» – «Чжуан-цзы под огнем Земли Исцеления» («药地炮庄»), «Дун си цзюнь» – «Равенство сторон» («东西均»).

Гу Янь’у (1613–1682 гг.) (顾炎武)

Идеолог и ученый династий Мин и Цин. Первоначальное имя – Цзян, второе имя – Нинжэнь, псевдоним – Цзян Шаньюн, ученые также прозвали его господином Тинлинь. Уроженец уезда Куньшань провинции Цзянсу. В юности был членом политической литературной организации «Ассоциация Возрождения». Гу Яньу критиковал представителей чиновничьей элиты, после вторжения маньчжурских войск принимал участие в национально-освободительном восстании, но после его поражения уехал на север Китая, где много путешествовал. Считал, что «каждый простолюдин несет ответственность за судьбу своей страны». Последние годы жизни провел в уезде Хуаинь провинции Шэньси, выступая за восстановление минской династии.

Гу Янь’у обладал энциклопедическими знаниями, имел широкие познания в классической и старой китайской филологии, истории, рифмике, археологии, краеведении и поэзии. Он внес значительный вклад в развитие науки и стал выдающимся ученым того времени, положившим начало новому поколению ученых. Известны его труды: «Жи чжи лу» – «日知录» («Записи ежедневных познаний»), «Тянь ся цзюнь го ли бин шу» – «天下郡国利病书» (Достоинства и недостатки всех областей и княжеств Китая), «Чжао чэн чжи» – «肇域志» («Стремление основать город»), «Тинлинь ши вэнь цзи» – «亭林诗文集» («Собрание поэзии и прозы Тинлиня») и др.

В политике придерживался мнения о том, что «порядочный человек не восхваляет себя, не превышает своих полномочий и прислушивается к своему народу». Гу Янь’у выступал за необходимость разделения власти императора и был против того, чтобы высшая власть в государстве принадлежала одному правителю. Философ разграничивал понятия «гибель государства» и «гибель Поднебесной»: под первым он подразумевал смену династии, а под вторым – гибель всего народа и утрату его культуры, в связи с этим «на каждом простолюдине лежит ответственность оберегать свою Родину». По мнению Гу Янь’у, несмотря на то, что «вся Поднебесная – это одна большая семья», существование личных интересов представляет собой обычное явление, они есть у каждого. Он рассматривал понятие эгоизма с разных сторон и приводил различные аргументы в поддержку «частного», а также диалектически описал связь между «частным» и «общим», утверждая, что личные интересы могут быть использованы для общего блага. Гу Янь’у считал, что причиной изменчивости человеческого характера является изменчивость чувств человека, и подчеркивал, что «в Поднебесной нет такого обычая, который бы оставался неизменным». Он частично соглашался с теориями о наличии у человека природной склонности к добру или злу, полагая, что врожденная доброта связана с полной гармонией, но есть те, кто по природе своей изначально зол, есть те, кто стал злым, будучи от рождения добрым, существуют также и те, кто пришел к доброте, будучи от рождения злым. В истории предлагал строить настоящее, основываясь на опыте прошлого. Гу Янь’у считал, что для того, чтобы стать ориентиром для исторических записей следующих поколений, «необходимо основываться исключительно на реальных фактах». Он также призывал обращать внимание на достоверность исторических источников и не верить слепо всему, что написано в книге, даже если она является первоисточником. Гу Янь’у высоко ценил Конфуция за его положение о «всеобъемлющих знаниях и умении сомневаться в своих суждениях». В философии считал, что материальная ци есть источник Вселенной, полагал, что энергия ци – это жизненная сила, которая «наполняет Небо и Землю и проявляется во всем сущем». В гносеологии был противником гипотезы о врожденных знаниях, настаивая на том, что знания можно приобрести только посредством обучения, необходимо идти от элементарного к высотам знания. Гу Янь’у выступал за практическое управление государством и был против пустословия конфуцианства династий Сун и Мин. Большое значение ученый придавал практическим исследованиям, создал научный метод исследования, включающий в себя индукцию и дедукцию. Он положил начало новому направлению – «источниковедение» (пу сюэ) цинской династии, оказавшему влияние на историко-филологические школы У (吴派) и Вань (皖派), которые уделяли большое внимание источниковедческим работам. В вопросе образования считал, что необходимо прекрасно владеть родным языком и обладать глубокими знаниями для применения их в жизни, а также «сохранять чувство стыда в своих поступках: за восьмичленное сочинение на экзаменах, за беседы о жизни и смерти, за свободные споры о неоконфуцианстве, за то, что не пользовался уважением у простого народа и не позаботился о судьбе своей страны. Резко критиковал систему государственных экзаменов в Китае и говорил, что «польза от восьмичленных сочинений такая же, как и от сожжения книг».

Ван Фучжи (1619–1692 гг.) (王夫之)

Родился в уезде Хэн’ян округа Хэнчжоу на границе провинций Хубэй и Хунань (совр. провинция Хунань). Один из трех величайших мыслителей конца династии Мин и начала династии Цин наряду с Гу Янь’у и Хуан Цзунси. В детстве Ван Фучжи учился у старших членов семьи, в юности принимал активное участие в антиманьчжурском движении. Позднее уединился в горах Шичуаньшань на западе провинции Хунань (совр. поселок Цюлань уезда Хэнъян провинции Хунань), почти 40 лет занимался научной деятельностью и писательством, создал около 100 сочинений (более 400 томов). Среди последователей был известен как Чуаньшань сяньшэн (наставник из Чуаньшани). Ван Фучжи был большим эрудитом и человеком энциклопедических знаний. В сферу его научных интересов входили астрономия, системы летоисчисления, математика и география, но наибольших успехов он добился в классической филологии, истории и литературе. В области политики Ван Фучжи выступал за ограничение власти императора: «Поднебесная – не личное владение одной семьи», – и заботу о благополучии народа: «К народу нужно проявлять снисходительность, к чиновникам – строгость». По мнению Ван Фучжи, в управлении народом важно «удовлетворять желания людей и этим претворять в жизнь небесный принцип», поскольку небесный принцип и человеческие желания едины. Ван Фучжи придавал большое значение развитию сельского хозяйства: «Нет в жизни народа ничего важнее зерна, поэтому следует поддерживать народ, когда он обеспечивает себя, занимаясь главным делом – земледелием». В области философии Ван Фучжи унаследовал и развил учение Чжан Цзая о том, что «великий предел – это пневма». Ван Фучжи придерживался монистических воззрений и считал, что пневма является источником происхождения вселенной. Он утверждал, что пневма материальна, следовательно, все, что находится между Небом и землей, также материально, и критиковал Лао-цзы и Чжуан-цзы за слова о том, что «бытие рождается из небытия», и Ван Би за концепцию «небытия как основы». Ван Фучжи полагал, что «пневма управляется принципом» и «принцип заложен в пневме», т. е. определял пневму как материальное вещество, а принцип как объективный закон и отрицательно относился к суждению «принцип был прежде пневмы». С точки зрения Ван Фучжи, между Небом и землей не существует абсолютного покоя, поскольку даже в покое заложено движение. Покой – это временное состояние, в котором движение стремится к стабильности и формирует образ, поэтому вещи и существа, находящиеся в покое, не остаются неизменными, но продолжают жить. По Ван Фучжи, все вещи находятся в состоянии единства противоположностей. В области образования Ван Фучжи уделял особое внимание вопросу о человеческой натуре: «Человеческая природа формируется под воздействием принципа и изменяется каждый день на протяжении всей жизни», в связи с чем образование должно фокусироваться на формировании привычки, «второй натуры» человека, и таким образом направлять его к добру. В процессе обучения важно не только восприятие информации, но и размышление над ней, оба этих занятия должны гармонично сочетаться. Кроме того, обучение должно идти постепенно и планомерно: «Есть те, кому тяжело начать учиться, но легко продолжать. Есть и те, кому легко начать учиться, но тяжело продолжать. Учитывая эти особенности, можно сделать процесс обучения более простым». В вопросе соотношения знания и деяния Ван Фучжи выступал противником Чэн И, Чжу Си, Лу Цзююаня и Ван Янмина, которые говорили либо о «предшествии знания деянию», либо о «единстве знания и деяния». Позиция Ван Фучжи заключалась в том, что деяние – это основа знания: «Деяние может породить знание, но знания не порождают деяния», «путь в том, чтобы из деяния проистекало знание». В историческом процессе Ван Фучжи видел не регресс, а прогресс. Изучение истории позволило Ван Фучжи наблюдать слияние принципов и тенденций в процессе развития: принципы – это основа для тенденций, а тенденции – это проявления принципов. В то же время Ван Фучжи признавал роль личности в истории общества. В области логического мышления подверг критике теорию естественного происхождения имен. Он считал, что «имена не присущи вещам от природы, но, несомненно, отражают реальность»: «Знать вещь, но не знать имя – это незнание. Знать имя, но не знать вещь – это тоже незнание». По мнению Ван Фучжи, в словах содержатся суждения, определяющие основные качества вещей и взаимосвязи между ними, однако вещи изменяются и развиваются, поэтому слова становятся относительными. Ван Фучжи подчеркивал значимость аналогии в логических умозаключениях и предложил метод «сравнения и классификации», посредством которого можно делать выводы на основании сходств и различий. Вещи взаимодействуют между собой в соответствии с рядом закономерностей, однако в конкретных условиях могут происходить изменения. Последователи Ван Фучжи собрали его записи и составили труд «Чуаньшань и шу» – «Посмертное собрание сочинений Чуань-Шаня» («船山遗书»).