banner banner banner
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий


Налаживание отношений в семье, наведение порядка в стране и мира в Поднебесной Сю ци чжи пин (????)

Сокращенное название для самосовершенствования, семейной гармонии, управления страной и мира во всем мире, важная составляющая «8 пунктов конфуцианства». Всоходит к «Ли цзи. Да сюэ», доцинскому конфуцианству. Конфуций говорил: «Если можешь совершенствовать себя, то не сложно управлять страной, если же не можешь исправить себя, то как возможно исправить других?» Мэн-Цзы считал, что долг императора в том, чтобы совершенствовать себя, и тем самым управлять страной в мире. В дальнейшем Сюнь-цзы развил эту идею: «Я только слышал, что император должен совершенствовать себя, а никогда не слышал о том, как управлять страной. Император, как маркировочный столбик для определения момента. Народ – как тень этого столба. Если столб правильный, значит, и тень тоже.» Как видно, это всепроникающее утверждение конфуцианства, а канон «Да сюэ» лишь более четко разъясняет данную мысль. Трактат «Да сюэ», а также толкования Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы систематизировали эту концепцию, философы особо выделяли семью как важное промежуточное звено между человеком и обществом. «Когда древние хотели распространять добродетель в Поднебесной, им прежде всего надо было осуществлять управление своей собственной страной; если хочешь хорошо управлять страной, нужно хорошо управлять своей семьей; а для этого нужно совершенствоваться; хочешь совершенствоваться – необходимо привести в порядок свои мысли; для выправления мыслей необходимо, чтобы твои намерения были искренними; чтобы намерения были искренними – нужно получать знания; а для этого нужно иметь дело с вещами. Знания можно получить лишь посредством соприкосновения с вещами, иметь искренние намерения, выправлять свои мысли, а далее – эффективно управлять своей семьей, и, как следствие, сможешь управлять государством и лишь тогда достигнешь мирного управления Поднебесной». Сю шэнь ?? означает самосовершенствование, ци цзя ?? – управление домашним хозяйством; чжи го ??— управление государственными делами, пин тянь ся ??? – умиротворение Поднебесной, то есть раскрытие ее добродетели. Концепция отражает конфуцианские взгляды на цель нравственного совершенствования, основанную на связи человека, семьи и государства. Конфуцианство уделяло особое внимание моральному воспитанию, признавало это основой всего остального, предпосылками управления семьей и государством. Только совершенствующий свою душу и воспитывающий характер высоконравственный человек может добиться соблюдения субординации между поколениями в семье, различать низшие и высшие классы в обществе. Чжу Си из Южной Сун ставил эти четыре понятия в один ряд с «постижением сущности вещей», «доведением знания до конца», «искренними помыслами» и «прямотой сердца» и называл их «восемь пунктов Да сюэ».

Единство знания и действия чжи син хэ и (????)

Суждение минского философа Ван Шоужэня о связи познания и действия. Противоположно учению школы Чэн Чжу о «первичности знаний над действиями». Идея единства познания и действия начала проявляться уже в сунском конфуцианстве, Чэн И говорил: «Раз человек уже может узнавать и видеть, то он может и действовать». Под чжи ? Ван Шоужэнь подразумевал «интуитивное знание», чжи син хэ и ???? и есть такое знание, то есть «небесный принцип». Ван Шоужэнь полагал, что знание не есть познание объектов, а так называемое син ? – это использование интуитивного знания применительно ко всем вещам, и это не практическое использование, а некая отправная точка. Мотивация и есть деяние, поэтому суть чжи син хэ и ???? на самом деле – синоним интуитивного знания. В отношении связи познания и действия он полагал, что они едины, познание есть способ действия, а действие – это опыт познания. «Познание – это начало действия, а действие – это то, во что превращаяется познание», его основа и цель, познание управляет действием, это его способ достижения, в познании содержится деяние, это две стороны одного процесса, практический аспект называется действием, а аспект знания и понимания – познанием, оба они неразделимы, знание как действие, устранив действие, вернешься к знанию. Ван Шоужэнь выступал против двух тенденций: делать что-то невежественно и по своему усмотрению, не погружаясь в размышления и не проверяя себя, это всего лишь слепой безрассудный акт, поэтому важно отметить, что необходимо знание, только тогда может быть действие; бестолковые необоснованные мыслительные поиски, когда фактически нет желания действовать самостоятельно, это всего лишь обдумывание результата, поэтому следует подчеркнуть необходимость действия, и только тогда возможно истинное знание. В развитии этой концепции, начиная от идеи Чжу Си «сначала познание, потом действие» и заканчивая постулатом Ван Фучжи «сначала действие, затем познание», были объединены эти два понятия. Она сыграла определенную просветительскую роль для следующих поколений.

Все народы – братья, все вещи – союзники минь бао у юй (????)

Этическое понятие Чжан Цзая, неоконфуцианца династии Северная Сун и основателя «гуань сюэ» «??» (Гуаньчжунской школы). Восходит к 17-й главе «Цянь чэн пянь» его знаменитого сочинения «Чжэн мэн» («??» – «Наставление непросвещенным»): «Цянь называют отцом, кунь – матерью; я так ничтожен, но смешался с Небом и Землей и нахожусь между ними, поэтому пространство, заполняющее Небо и Землю, – это форма моего тела»; моя естественная природа – направлять и руководить всем сущим ради их изменений. Все люди на Земле – мои сестры и братья; все живое едино со мной». На основе воззрений «все сущее едино» и «единство Неба и человека» Чжан Цзай выдвинул идею «все люди – братья, все едино». Последующие поколения расширили это понятие до концепции «все народы мне – братья, все вещи – союзники», что после Мэн-цзы рассматривалось как квинтэссенция человеколюбия. С точки зрении Чжан Цзая, все сущее в мире порождается двумя полюсами инь и ян, единого происхождения и единого свойства, все люди и вещи равны, обладают равными ценностями, все разделяют должную справедливость. Каждый, будучи отдельным существом, должен относиться к другим как к своим братьям, нести собственную моральную ответственность и выполнять нравственный долг, быть справедливым к другим людям, почтительным с родственниками, а также проявлять любовь и человеколюбие к различным этническим группам и заботиться об обществе, в особенности необходимо заботиться об уязвимых группах. Наряду с этим, мы также должны воспринимать все сущее как своих товарищей, сосуществовать и процветать. Чжан Цзай развил конфуцианское понятие о «любви ко всему сущему», идеи Мо-цзы о «всеобъемлющей любви» и учение Хань Юй о «человеколюбии», считая, что люди и все в мире порождены Небом и Землей, они единой природы и восходят к одному источнику, он выступал за любовь ко всем людям и вещам. Данная концепция была унаследована и развита школой Чэн Чжу и стала важнейшей составляющей неоконфуцианства династии Сун. Чэн И переименовал это понятие в «Си мин» («Западные надписи» «??»), безудержно восхищался им и даже ставил его в один ряд с классическими канонами «Лунь юй» и «Мэн-цзы». Концепция «все народы – братья, все вещи – союзники» также стала важнейшим ценностным ориентиром китайской нации.

Жертвовать жизнью во имя правды шэ шэн цюй и (????)

Моральное суждение, предложенное Мэн-цзы. Восходит к «Мэн-цзы. Гао-цзы шан»: «Я не прочь отведать и рыбы, и медвежьей лапы. Но если одновременно невозможно получить и то, и другое, то я предпочту медвежью лапу, отказавшись от рыбы. Я дорожу жизнью, и мне нужна справедливость. Если же нельзя получить и первого, и второго, я лучше пожертвую жизнью ради правды». Это высказывание Мэн-цзы отражает моральный выбор и высокие нравственные устои людей. Он полагал, что для человека ценность справедливости, долга важнее жизни. В понимании Мэн-цзы, и (долг, справедливость) ? – это высшая непоколебимая вера, которую не может изменить бедность, уничтожить богатство и подавить власть. Когда человек находится при смерти и выбирает доблестно умереть во имя справедливости и долга, а не унизительно цепляться за жизнь, это называют «жертвовать жизнью во имя справедливости». В истории Китая эта концепция сыграла важную вдохновляющую роль для народных героев, защищающих национальное достоинство и давших клятву защищать территорию своей страны. Суждение Мэн-цзы, наряду с высказываниями Конфуция «жертвовать собой во имя великого дела» (????), утверждением Мо-цзы «справедливость превыше всего», постулатом Сюнь-цзы «[благородный муж] беспокоится о возможной беде, но не боится умереть за правое дело» стало великолепной традицией китайской нации.

Радоваться тому, что есть чжи цзу чан лэ (????)

Даосское мировоззрение, полное название – чжи цзу чжи цзу чан цзу, имеет значение: «уметь довольствоваться жизнью и часто испытывать радость». Восходит к «Дао дэ цзин.» (46-й главе «Дао дэ цзин»), в которой говорится, что самая большая беда – не уметь довольствоваться тем, что есть, самый большой проступок – ненасытность, жадность и неудовлетворенность. Люди, знающие, когда нужно остановиться, довольны и счастливы; только умение быть довольным – это вечный «достаток».

Лао-цзы отмечал: «Знающий меру – богат». Он также полагал, что радующийся имеющемуся не может быть опозорен, умеющий остановиться вовремя не столкнется с опасностью, и только так можно сохранить долговременное спокойствие. Лао-цзы считал это принципом мирной и счастливой жизни.

В период Вэй-Цзинь Цзи Кан развил мысль Лао-цзы, выдвинув идею «удовлетворенности» «??», под которой подразумевалось духовное самоудовлетворение и счастье. Мировоззрение Лао-цзы, наполненное философской мудростью, стимулировало людей достигать счастья и радости посредством контроля над своими желаниями, что оказало большое влияние на следующие поколения.

Экономно расходовать средства и наставлять народ цзе шэнь хуэй минь (????)

Идеологическая концепция школы Мо периода Борющихся царств. Восходит к «Мо-цзы. Цы го», где говорится о том, что когда король и все правители контролируют свои желания, не ищут роскоши и служат образцом экономного использования, учат людей своим примером, то можно управлять народом, и тогда ресурсов хватит на всех. С точки зрения Мо-цзы, если богатые люди расточительны без меры, а сироты и вдовы живут в крайней нужде, в Поднебесной не может не быть смуты. Мо-цзы выступал за то, чтобы «мерить порцию по аппетиту, а одежду по фигуре», удовлетворять основные потребности, и тогда материальных ресурсов в мире будет достаточно, а народ избавится от крайней нужды. Конфуций также отмечал, что при управлении страной необходимо «экономно расходовать средства и заботиться о народе, чтобы люди не нарушали время полевых работ», а также стыдились роскоши. По сравнению с конфуцианством, взгляды Мо-цзы на этот вопрос были более просты, что отражает их различные позиции по этому вопросу.

Непрерывное рождение, изменение шэн шэн бу си (????)

Философское выражение в древнем Кит а е. Восходит к «Чжоу и». Во-первых, означает непрерывное рождение всего сущего, изменения. В «И. Си цы шан» встречается: «Порождение порождающего – это называется изменчивостью». Впоследствии для описания непрерывного изменения всего сущего во Вселенной мыслители в основном опирались на значение трактата «И». Во втором значении под шэн шэн бу си ???? понимается гуманность и доброта. В высказывании в «И. Си цы шан» «постоянное обновление называется великой добродетелью, порождение порождающего – называется изменчивостью» уже содержится семантика восхваления высших моральных качеств инь и ян, порождающих все вещи на Земле. Ли Гун периода цинской династии полагал, что «непрерывное рождение и есть гуманность, любовь, темперамент, отсутствие раздражения». У Дай Чжэня представлена сходная идея: «человеколюбие – это добродетель». Современный реформатор Кан Ювэй также отмечал, что «доброжелательность – это природный принцип жизни».

Выгода ли (?)

С точки зрения моральных ценностей, пользу, или выгоду, часто противопоставляют справедливости, долгу и ?, а также говорят о личной выгоде и общественной пользе. Что касается интересов государя, то в разных трактовках они считаются общественными или личными. В доцинский период каждая школа имела свою точку зрения на данное понятие. Конфуций считал, что погоня за прибылью может навлечь на себя еще большее недовольство, конфуцианство пренебрегает выгодой ли и особенно презирает «личные интересы», считается, что гонка за материальной выгодой – это свойство «низкого человека». Сюнь-цзы признавал, что даже самый мудрый император не может избавить людей от эгоистичных желаний, на самом деле, ли часто становится источником зла. Школа Мо высоко почитала ли и считала ценностным ориентиром поступки, приносящие пользу миру, а также выдвигала критерии различения добра и зла, выступала за соединение ли ? и и ?, утверждая их единство. Легист Хань Фэй-цзы рассматривал собственную выгоду как свойство человека, признавал интересы монарха как общественные, подданных – как личные, он делал акцент на сдерживании собственных интересов и достижении общественных. В даосизме почитали природу, выступали за необходимость «покончить с трудностями и отбросить корыстолюбие», «не думать о выгоде и вреде». Дун Чжуншу периода династии Хань полагал, что государь в повседневной жизни не должен говорить о выгоде, он выдвинул идею о том, чтобы делать что-то ради истины, справедливости, а не ради личных интересов. Дун Чжуншу противопоставлял выгоду ли ? и долг, справедливость и ?, придав моральным ценностям конфуцианства неутилитарные нравственные характеристики. Неоконфуцианцы братья Чэн И и Чэн Хао полагали, что выгода – это не только материальная польза, но и интересы сердца. С их точки зрения, не следует гнаться лишь за материальными благами, выгода должна соответствовать требованиям долга. Чэнь Лян, Е Ши говорили о ценности общественных интересов, так как в случае их отсутствия мораль и долг станут бесполезны. Во времена династии Мин Ли Чжи утверждал целесообразность личной выгоды. В период династии Цин Янь Юань считал «большой выгодой» богатство и силу во всем мире, считая расчетливость целью добродетели. Современные мыслители вобрали в себя идеи западного утилитаризма и критиковали традиционное понимание конфуцианства «подлой выгоды», они настаивали на объединении собственной выгоды и пользы для других. Так, например, «эгоистичный альтруизм» Чэнь Дусю и др. основывался на личной выгоде человека, но в то же время определял необходимость быть альтруистами, приносить пользу людям и корректировать отношения собственных и альтруистических интересов.

Уступчивость жан (?)

Моральное качество, пропагандируемое конфуцианством, имеет значение «вежливо отказываться». Использование термина восходит к Конфуцию, который на своем примере демонстрировал эту уступчивость. Его ученики, восхваляя поведение учителя, говорили: «Учитель мягок, добр, учтив, бережлив и уступчив». Конфуций полагал, что даже участвуя в конкурентной деятельности, нужно быть уступчивым, по его мнению, жан ? – это высшее политическое качество. В истории при передачи власти государя существовало понятие «??» – передавать престол достойнейшему, предок правителя династии Чжоу Тай Бо уступил трон младшему сыну Гугуна Даньфу Цзили (отцу чжоуского Вэнь-вана), он сам со своим братом избегал жить в царстве У, что очень одобрял Конфуций. Конфуций считал, что можно управлять государством с помощью вежливой уступчивости, и тогда люди не будут воевать друг с другом, а мирно сосуществовать в спокойном обществе. Несмотря на это, с точки зрения Конфуция, перед лицом своих обязанностей и долга люди не должны проявлять уступчивость, а смело нести свою ответственность, он говорил, что «когда речь идет о благодеянии во имя человеколюбия, будь первым, не уступая никому», то есть гуманность – это обязанность людей, и при реализации этой добродетели не нужно уступать даже учителю. Почтительное отношение Конфуция к уступчивости было развито следующими поколениями, жан ?стало благороднейшим качеством китайской нации, почитаемым и по сей день.

Простота пу (?)

Концепция Лао-цзы периода Борющихся царств о природе Вселенной. Первоначальное значение пу ? – необработанное дерево, для Лао-цзы пу ? – это существование первоначальной природной пустоты. В 32 главе «Дао дэ цзин. Сань Ши Эр Чжан» сказано, что дао всегда безымянно и безыскусно, и хотя оно мало и невидимо, никто в мире не может заставить его подчиняться. С точки зрения Лао-цзы, пустота есть первозданное состояние пути дао, если человек изменит это первоначальное состояние, то оно превратится в практический инструмент и потеряет свой изначальный смысл. В человеческой натуре также есть эта природная «простота», если удалить приобретенные желания, то можно вернуться к состоянию простоты. Впоследствии даосизм рассматривал это понятие как избавление от беспокойства и желаний и возвращения к простоте, его представители полагали, что простота – это врожденная «истина» и достичь дао можно лишь, восстановив связь с подлинной простотой.

Благородный дух чжэн ци (??)

Также имеет название «великий дух», означает непоколебимую волю, честность и великую силу, восходит к «необъятному духу» Мэн-цзы. Это – сила, возникающая постепенно посредством нравственного самосовершенствования. С точки зрения Мэн-цзы, это невероятно сильный дух, наполняющий пространство между Небом и Землей, сочетающий в себе нравственность, справедливость и отсутствие страха. Он проявляется в героической воле и нравственной позиции «неподчинения силе и неподкупности, стойкости в бедности», отражает человеческое достоинство и становится всецелой одухотворенностью китайской нации, которая во все времена воодушевляла бесчисленное количество благородных и целеустремленных людей. Позже конфуцианцы стали называть эту силу «нравственными принципами», «высокими моральными качествами» и «душевной силой». В конце династии Сун народный герой Вэнь Тяньсян был заключен в тюрьму, однако был человеком с несгибаемой волей и не боялся угроз и насилия. Находясь в тюрьме, он написал «Песнь моему прямому духу», в которой представил «необъятный дух» как «благородный дух». В этой песне ему удалось выразить чувство национального достоинства и человеческую порядочность. По мере широкого распространения «Песни моему прямому духу» и героическим подвигам Вэнь Тяньсяна, «необъятный дух» стал общим названием для людей высоких идеалов, обладающих чувством национального достоинства, и бесстрашных, не поддающихся угрозам героев, отстаивающих истину.

Четыре начала сы дуань (??)

Философская концепция Мэн-цзы периода Борющихся царств, также имеет название «четыре добрых начала». Дуань ? означает «начало, росток». К «четырем началам» относится: человеколюбие, долг, этикет, мудрость. Восходит к «Мэн-цзы. Гунсунь Чоу шан»: «Сострадание – начало доброжелательности, стыдливость – начало праведности, уступчивость – начало ритуала, понимание добра и зла – начало мудрости. У человека есть эти четыре начала, подобно тому, что у него есть четыре конечности». Мэн-цзы полагал, что эти качества – это внутренне присущая человеку психологическая деятельность, включающая в себя человеколюбие, долг, ритуал, мудрость и другие «побеги нравственности», с этого и начинаются «четыре начала». Человек отличается от животных именно наличием этих четырех качеств. Некоторые люди могут посредством самоанализа, самосовершенствования и других навыков развить эти качества и стать благородными, а есть люди, которым не хватает рефлексии, они не развиваются, не самосовершенствуются и становятся подлыми людьми.

Учение о четырех постулатах (???)

Известная концепция философа династии Мин Ван Янмина, созданная им на склоне лет. Суть концепции сводится к четырем составляющим: «Отсутствие и добра, и зла – такова сущность сердца. Наличие добра и зла – таково движение помыслов. Знание добра и зла – таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла – таково выверение вещей». Эти четыре постулата обычно рассматриваются как общее изложение академических воззрений Ван Янмина, сформированных на протяжении большей части его жизни. Он полагал, что «сущность сердца» заключается в отсутствии как добра, так и зла. Наличие добра и зла проявляется в страстях и поступках людей, а главной составляющей интуитивного знания является способность разделять добро и зло. «Правильная классификация вещей и явлений внешнего мира» состоит в сотворении добра и борьбы со злом. «Четыре постулата» Ван Янмина оказали огромное влияние на дальнейшее развитие «учения о сердце». Поскольку это классическое наставление, состоящее из четырех суждений, оно получило название учения «о четырех постулатах». Данная концепция вызвала большое количество споров. Последователи Ван Янмина считали, что «это незавершенные слова», подчеркивая, что «если душа и тело лишены и добра, и зла, то их лишены и помыслы, и знания, и сама сущность. Если же помыслы наполнены добром и злом, и «сущность сердца» также обладает добром и злом». Цянь Дэхун полагал, что «сущность сердца, несмотря на природные свойства, изначально свободна от добра и зла», но «люди могут с помощью разума постигать природу существующих в их помыслах добра и зла, совершенствоваться духовно и нравственно. Однако если добро и зло отсутствует, то не стоит об этом и говорить». По вопросу расхождений во мнениях с Цянь Дэхуном и Ван Цзи Ван Янмин считал, что «их споры только лишь друг для друга и нет необходимости вставать на чью-либо сторону».

Ван Янмин признавал, что учение Ван Цзи представляет собой «метод воспитания нравственной зрелости», а также утверждал, что оно может привести к необоснованным иллюзиям и другим недостаткам.

Три превосходных качества (гуманность, мудрость, мужество) (???)

Три основных качества, которыми должен обладать благородный муж согласно конфуцианству – гуманность, мудрость и мужество. Впервые были предложены Конфуцием в период «Вёсен и осеней». В «Лунь юй. Сянь вэнь» встречается: «Доброжелательный человек не тревожится, мудрый человек не недоумевает, смелый человек не боится». Конфуций также считал, что эти три качества связаны друг с другом, в основе лежит гуманность, мудрость – это условное понятие, а смелость – это признак. Имеющий гуманность должен быть храбрым, но храбрый не обязательно обладает человеколюбием, мудрость служит гуманности, только если последняя является основополагающим качеством, обладая при этом всеми тремя характеристиками, формируется идеальный характер «благородного мужа». Эта идея была развита в «Чжун юн», где гуманность, мудрость и мужество были объединены в «три превосходных качества», которыми необходимо овладеть больше всего. Эти понятия трактовались через такие характеристики, как «увлеченность учебой», «твердое энергичное ведение дел», «обладание чувством стыда»: «Любящий учиться близок к мудрости, усердно ведущий дела близок к гуманности, знающий совесть близок к храбрости». Данное высказывание соотносится с суждением Мэн-цзы о том, что «Между отцом и сыном существуют родственные чувства, между правителем и придворными – целомудрие и чувство долга, между мужем и женой есть гендерные различия, старший имеет приоритет перед младшим, между друзьями существует доверие», он рассматривал это как совершенстовование основ политической практики. Во времена династии Сун братья Чэн предложили объединить эти три качества с понятием «искренность», они утверждали, что «обладающий икренностью также должен быть гуманным, мудрым и мужественным, иначе не достоин быть благородным человеком». По мере дальнейшего распространения конфуцианства эти качества стали моральными идеалами китайцев и неотъемлемой частью традиционной культуры Китая.

Интуитивное знание (???)

Важнейшее учение китайского философа эпохи Мин Ван Шоужэня о духовном самосовершенствовании, один из методов достижения природной добродетели. Понятие лян чжи ?? восходит к Мэн-цзы и означает «природную мудрость», врожденные моральные качества и навыки познания. Ван Шоужэнь понимает это как сущность сердца, для него добродетель – это и есть небесный высший принцип. В «Да сюэ» говорится: «Чжи чжи цзай гэ у» ????? – «чтобы довести до нужной степени свои знания, необходимо правильно классифицировать предметы внешнего мира», глагол чжи означает «достигать, распространиться». Ван Шоужэнь объединял понятия чжи чжи «??» (достижение знаний до необходимого предела) и лян чжи«??» (интуитивное знание), он полагал, что чжи чжи «??» – это внутренне присущее интуитивное знание лян чжи«??». В основном существуют внутренний и внешний путь его достижения. В первом случае необходимо проделать внутреннюю работу и путем самоанализа и самосовершенствования, с помощью интуитивного знания, достичь состояния возвращения к самому себе. Во втором – распространить интуитивное знание на все сущее, вести себя и действовать в соответствии с нравственными нормами. Ван Шоужэнь полагает, что каждый человек самодостаточен и обладает таким врожденным знанием, которое ни при каких обстоятельствах не может исчезнуть. Несмотря на то, что иногда оно скрыто страстями, если следовать интуиции, расширять благосклонность, искоренять греховные помыслы, то можно его сохранить, и тогда все человеческие слова и поступки не смогут нарушить небесные принципы, будут распространять знание на все живое, и все сущее достигнет справедливости, это и есть достижение интуитивного знания. Эта концепция соединила онтологию, теорию познания и самосовершенствования, содействовала распространению субъективного идеализма и трансцендентализма, а также пропагандировала моральное учение даосизма о «сохранении морали и уничтожении человеческих страстей».

Недеяние у вэй (??)

Даосская концепция, отрицающая человеческую деятельность, в основе которой лежит следование природе вещей. С точки зрения Лао-цзы, источником Вселенной является путь дао ?, дао бездеятельно, дао рождает все сущее и не вмешивается в его развитие; человек должен следовать дао, поэтому людям необходимо пребывать в недеянии. «Мудрец воспринимает мир с позиции недеяния, обучает без слов, позволяет всем вещам развиваться естественным образом и не вмешивается в их зарождение, осуществляет некоторые действия, однако не привносит свое собственное направление, добивается успеха, но не претендует на него». Лао-цзы подчеркивал необходимость дать волю природе вещей, действовать, исходя из недеяния и считал недеяние принципом этической практики и управления государством. Понятие у вэй ?? у Чжуан-цзы более свободно, в качестве высшего состояния он признавал духовную жизнь, при которой можно дать волю своей душе, не требовать известности и не строить планы, находиться в недеянии, не обладая знанием, следовать природе. И Лао-цзы, и Чжуан-цзы выступали за управление страной с помощью недеяния. В начале династии Хань учение Хуан-лао было связано со способами наказания и магией, использовался метод управления страной с помощью недеяния, как, например, политическая стратегия «предоставлять народу отдых», что активно повлияло на развитие и стабилизацию общественного порядка. В трактате «Хуайнань-цзы» понятие недеяние было скорректировано и предложена идея о том, что «имея дело с вещами, человек должен понимать законы их развития, а не слепо действовать, а затем необходимо решать проблему в соответствии с этими законами, так называемое управление посредством недеяния означает не изменять законы природы».

Свободное скитание сяо яо (??)

Также имеет название сяо яо ю ??? – свободно скитаться, вольно бродить. Понятие Чжуан-цзы периода Борющихся царств, это состояние абсолютной духовной свободы, к которой стремится вся философия Чжуан-цзы. Впервые встречается в «Ши. Чжэн фэн. Цин жэнь»: «Колесница была украшена копьем, а воины в армии на реке беззаботно бродили». Эти слова описывали состояние безмятежности и удовлетворенности. Эта мысль широко представлена в трактате Чжуан-цзы «Свободное скитание» «Сяо яо ю»: «Что касается следования законам всех вещей, овладения изменениями «шести видов энергии», странствования в бесконечности и безграничности, на что еще он рассчитывает! Поэтому совершенный человек высоких моральных качеств может достичь состояния самоотверженности, сверхчеловек, чей духовный мир полностью отделен от материального не думает ни о славе, ни о карьере, святой, достигший совершенства, никогда не стремится к славе и статусу». В данной концепции подчеркивается отстраненность от вещей, способность перестать различать большое и малое, долголетие или раннюю смерть, истину и ложь, будучи бескорыстным и следуя недеянию, безызвестный и не достигший успехов может достичь абсолютного состояния совершенного человека, которое едино с дао ?. Такое безмятежное странствование в «месте, где ничего нет» представляет собой концентрированное обобщение взглядов Чжуан-цзы на свободу и жизненные идеалы, но это лишь его духовная иллюзия. Последующие поколения по-разному понимали это понятие. Го Сян периода династии Западная Цзинь основывался на идеях «каждый обладает своей природой», «у каждого своя доля», он полагал, что если все сущее (включая человечество) довольствуется своей индивидуальностью, это и есть сяо яо ??, сверхчеловек без ожиданий – также сяо яо ??, сюда входят и все вещи, следующие своей природе. Знаменитый буддийский наставник высшего ранга Чжи Дунь династии Восточная Цзинь выступал против этой точки зрения и полагал, что «такие люди, как Ся Цзе и Люся Чжи, по природе изувечивали других. Если действие, следующее природе человека, является сяо яо, то такие люди назывались бы святыми». Сяо яо есть бездействие, для его достижения необходимо достичь бесконечности, а этого может добиться лишь сверхчеловек, у которого отсутствуют все желания.

Уравновешивание вещей ци у (??)

Суждение Чжуан-цзы периода Борющихс я царств, посвященное в основном вопросам познания, в качестве высшего знания признающее состояние недифференцированной Вселенной. Чжуан-цзы подчеркивает необходимость делиться всем, не различать правду и ложь и следовать природе. Ци у ?? восходит к трактату «Чжуан- цзы. Ци у лунь» («Суждение об уравновешивании вещей»). Во времена Борющихся царств философы при оценке объективной реальности придерживались лишь своего мнения, осуждали друг друга, считали свою собственную точку зрения абсолютной истиной. Относительно этого вопроса Чжуан-цзы полагал, что в этих спорах и мнениях не видна полнота пути, и спорщики сосредоточиваются лишь на одной стороне, он выдвинул идею об уравновешивании вещей ци у ??, представив ее всестороннее обоснование. Чжуан-цзы полагал, что с точки зрения дао, противоречия в мире, такие, как жизнь и смерть, благородство и ничтожность, слава и позор, успех и разрушение, большое и малое, долголетие и ранняя смерть, верный и неверный, возможность и невозможность и т. д. – не имеют различий. Философ считал, что споры различных школ и направлений предвзяты и лишь отражают свои предрассудки. Чжуан-цзы предложил идею «уравновешивания правды и неправды» и выступал против спора об именах, он считал, что в суждениях о том, «отражают ли вещи свойства вещей», «белая лошадь не есть лошадь» и т. д., в конце концов, нет ничего верного и неверного. С его точки зрения, у вещей нет абсолютного атрибута для отнесения их к той или иной категории – «подобны вещи или нет, если возможно найти в них сходство, то можно искать точки соприкосновения, сохраняя при этом их различия, в противоположности достигнуть единства», он подчеркивал, что «Небо и Земля существуют параллельно со мной, и все сущее едино со мной», вместо того, чтобы неустанно отстаивать свое мнение, лучше стереть границы между внутренним и внешним миром, сохранять молчание и не спорить, выйти за пределы верного и неверного. Чжуан-цзы совершенно четко утверждает относительность познания человека и всего сущего в мире, которое диалектично. Несмотря на то, что в его концепции прослеживаются оттенки релятивизма, он не придерживается абсолютно релятивистской позиции, теория познания Чжуан- цзы побуждает к рациональному осмыслению собственных пределов и границ, играя роль противостояния простой формальной логике – либо одного, либо другого, подавления жизненных инстинктов с помощью внешних критериев, самоанализа, переосмысления всех ценностей, а также противодействия догматизму.

Достижение состояния пустоты и спокойствия чжи сюй шоу цзин (????)

Состояние эстетики и самосовершенствования в даосизме, «сохранение ума в состоянии пустоты и спокойствия». Суждение восходит к 16 главе трактата Лао- цзы «Дао дэ цзин. Ши лю чжан», в которой говорится, что «необходимо стараться довести состояние пустоты и спокойствия до высшей точки, сделать свою жизнь безмятежной и придерживаться постоянства. Все живое растет и процветает, и я наблюдаю за закономерностью цикличности объектов с таким настроением». Эта закономерность и есть дао, о котором говорил Лао-цзы, чтобы войти в состояние дао, самое главное, нужно погрузиться в пустоту и спокойствие, забыть обо всем окружении, о собственном существовании, и лишь так можно слиться со всеми вещами. Лао-цзы также предложил идею о том, что субъект должен устранить все вмешательство субъективных и объективных факторов, сохранять пустоту и безмятежность сердца, и только тогда он сможет проникнуть в суть мироздания и познать все сущее. В сочинении «Гуань- цзы. Синь шу шан» сказано, что «Избавление от своих страстей урегулирует намерения, ясность намерений приводит к непредубежденности и спокойствию, будучи спокойным и бесстрашным, можно быть сосредоточенным, сосредоточенность не зависит от всего сущего, она позволяет досконально исследовать все объекты, что, в свою очередь, позволяет достичь состояния святого. Лучший способ развития ума – это его погружение в пустоту, а пустота означает не удерживать ничего при себе. В «Сюнь-цзы. Цзе би» говорится, что самая великая ясность – это достижение принятия, сконцентрированности и спокойствия. В «Чжуан- цзы Тянь дао» встречается: «Спокойствие, безмятежность, уединение и недеяние есть основа всего сущего. Осмысление Лао-цзы понятий «пустоты и спокойствия» оказало большое влияние на самосовершенствование последуюших поколений. Эс тетическая концепция достижения незамутненности сознания и безмятежности занимает важное место в истории эстетики Китая.

Избавиться от внешнего и вернуться к естественному природному состоянию фань пу гуй чжэнь (????)

Философская концепция даосизма. Изучающий путь дао посредством самосовершенствования отбрасывает внешнее, возвращается к изначально присущей простой чистой природе, что позволяет вновь обрести состояние младенца и быть единым с дао – в даосизме это называется «отбросить внешнее и вернуться к естественному состоянию». Пу ? также выступает и используется как пу ?, пу ? – это неотшлифованная яшма, пу ? – необработанное дерево, это все относится к первоначальному состоянию вещей. С точки зрения Лао-цзы, дао аморфно и безымянно, в первозданном хаосе имеет название пу ?, но в дао есть чистая сущность, оно абсолютно истинно. Будучи человеком, необходимо следовать закону дао, поддерживать чистый ум, великодушие и чистоту, и только так можно сохранить естественность. Чжуан-цзы также считал, что простота и правдивость – это естественное состояние человека, а внешнее украшательство и неестественность – лишь для славы и богатства человека, первое – это Небо, а второе – предназначено для человека. Он выступал за сохранение естественных свойств и отказа от наносного. Даосизм вобрал в себя эту идею, а также привнес религиозный оттенок, что стало важным средством самосовершенстования и поддержания жизни. В даосизме считается, что изначальная природа человека проста и невинна, что близко к дао. С возрастом мысли и желания растут, и учитывая различное влияние социума, а также эротические и имущественные соблазны, происходит непрерывная растрата изначальной энергии человека, а также «скрывается» его естественная сущность, если же продолжать бесконечно идти на поводу плотских желаний, это серьезно повредит уму и здоровью. Поэтому, если хочешь поддерживать здоровье, необходимо жить в состоянии простоты и чистоты, это называется «вернуться к истинному», объединить свою духовную жизнь с дао. Возвращение к истинному требует отказа от страстей, внешнего и наносного, и достигается путем совершенствования. Поэтому в даосизме люди, добившиеся в этом определенных успехов, назывались совершенными.

За горем приходит радость пи цзи тай лай (????)

Философское понятие, связанное с 12-й гексаграмой «Чжоу и» Пи, это означает, что когда вещь доходит до своего предела, она становится своей противоположностью. Гексаграмма Пи переходит в Тай, а Тай становится Пи. Пи и Тай – название двух из 64 гексаграмм «Книги перемен». Когда «Небо и Земля сливаются в единстве» – это называется Тай ?, а отсутствие связи между ними выражает гексаграмма Пи ?, Тай – спокойствие и благополучие, Пи – бедствие и поражение. Таким образом, в гексаграмме Пи верхняя триграмма мужская, символизирует Небо, нижняя – женская, символизирует Землю. В «И Пи Туань-чжуань» («Туань-чжуань» – «Традиция суждений», 1-я часть комментариев к «И цзину» «Десять крыльев») сказано: «Если нет взаимодействия между Небом и Землей, все живое не может свободно функционировать». Так как в гексаграмме Пи верхняя триграмма мужская, а нижняя женская, мужская энергия ян поднимается вверх, женская инь опускается вниз, инь и ян не согласованы друг с другом, поэтому гексаграмма означает неблагополучие. В Тай верхняя триграмма женская, нижняя мужская, мужская энергия поднимается, женская опускается, верх и низ находятся в гармонии. В «И Тай Туань-чжуань» говорится, что «если Небо и Земля согласуются друг с другом, то все сущее свободно взаимодействует», поэтому Тай означает удачу. В «И фоу ? ?» верхние девять триграмм конечны: закончится облитерация, и получится «радостное». «Туань-чжуань»: неблагоприятное положение не будет продолжать долго. Согласно законам изменений «И цзин», пи, достигнув своего предела, разрушается и становится мягким, из жесткого преобразуется в благоприятное. Эта наивная диалектика Китая отражает законы развития вещей.

Всеобъемлющая любовь цзянь ай (??)

Основная концепция Мо-цзы периода Борющихся царств, а также центральное понятие школы Мо. «Всеобъемлющая любовь» стала ядром социально-этической концепции Мо-цзы. Он полагал, что причина смуты общества того времени заключалась в отсутствии любви к людям. Мо-цзы выступал за то, чтобы заменить этим понятием другие добродетели и был против конфуцианской «любви, основанной на различиях». Философ предлагал относиться к людям, как к самому себе, заботиться о других, как о самом себе, общаться друг с другом с любовью вне зависимости от статуса и происхождения человека. Он говорил о необходимости «любить друг друга и приносить пользу людям», связывал понятие всеобъемлющей любви и реализацию равенства и взаимовыгоды в материальных интересах, особое внимание уделяя выгоде. В концепции Мо-цзы отсутствует стремление к достижению высшей бескорыстной любви, он рассматривает любовь как способ принести пользу людям. Мо-цзы хотел показать реальную сторону любви посредством взаимосвязи любви и пользы, реализовав их единство, с его точки зрения, любовь подразумевает выгоду, посредством любви выгода раскрывается, с помощью выгоды передается любовь, образуя органичное целое. Чтить мудрость, ценить согласных с тобой, умеренно расходовать, проводить скромные похороны, отрицать нападения и т. д. – все это, с точки зрения Мо-цзы, основано на всеобъемлющей любви. С помощью этого понятия он надеялся решить социальные противоречия. Источником такой любви является воля Неба, призывающая к божественной любви ко всем существам, вскармливанию, заботе обо всем сущем, поэтому человек также должен любить, взращивать и заботиться обо всем живом. Любить друга друга всеобъемлющей любовью совсем не отрицает любви к себе, а лишь соединяет эти два понятия. Взаимовыгода также не означает пренебрежение собственной выгодой, а подразумевает необходимость учитывать личные или общественные интересы. «Кто любит других, того и люди будут любить, кто приносит им пользу, тому и они будут выгодны». Путь к управлению состоит в возможности создания гармоничного, богатого, любящего, взаимовыгодного сообщества, построенного в отношениях взаимных обязательств, полных любви и радости.

Часть 2. Управление Государством

????

Политика