banner banner banner
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий


??

Политические идеи (????)

«Народ-основа» (??)

Это идеал теории правления конфуцианцев «народ – основа государства, страна стабильна лишь тогда, когда основа прочна» (древнеписьменный «Шу-цзин, Песня пяти мудрецов»), под чем подразумевалось, что народ является основой государства, и страну можно держать в подчинении только если укрепить эту основу.

Термин «народ-основа» появился в контексте «государь-основа» и «чиновник-основа», концепция, выдвинутая еще в древности просвещенными государями и мудрыми сановниками, ее базовые принципы таковы: «почитать народ, ценить народ, умиротворять народ, жалеть народ, любить народ» и т. д. Наибольшего развития эта идея достигла в ранней Цинь и на рубеже Мин и Цин. До периода Вёсен и осеней идея «народа-основы» уже делала первые шаги, однако часто смешивалась с идеей власти, посланной Небом. Мэн-цзы напрямую вывел концепцию «народа-основы» из отношений народ-государь, его идея «ценить народ более государя» оказала большое влияние в исторической перспективе. Сюнь-цзы имел тенденцию к уважению государя, но презрения к чиновникам, которая и была довольно заметна, но, касаясь взаимоотношений государя с подданными, в то же время имела явный налет идеи «народа-основы». В ранние годы Западной Хань к этой концепции также отнеслись с должным вниманием. На рубеже Мин и Цин ученый Хуан Цзунси раскритиковал абсолютизм, и идея «народа-основы» в его учении стала еще более заметной. Традиционная китайская идея «народа-основы» в целом включала следующие особенности: 1) народ – это основа государства; 2) правитель непременно должен уважать волю народа; 3) народ ценился превыше правителя; 4) правители непременно должны были брать за основу любовь к родине и благоприятствование народу. Хотя принцип «народа-основы» и имеет довольно жесткие классовые ограничения, но он в определенной степени сдерживал абсолютизм, смягчал классовые противоречия и защищал социальную стабильность.

Гуманное правление (??)

Что касается конфуцианских школ, описывающих правление, принципиально основанное на нравственности и гуманности, достаточно систематично идею изложил Мэн-цзы.

Идея гуманного правления восходит к пост-Западному Чжоу и популярной тогда идее ценности народа, а также идеям гуманизма и нравственности Конфуция. В главе «Лунь Юй, Управление» Конфуций уже давно выдвинул идею управления на основе нравственности, противопоставляя ее идее управления на основе наказания. На этой основе Мэн-цзы системно изложил идею гуманного правления: в экономическом отношении необходимо обеспечивать стабильность производства в мелких крестьянских хозяйствах, обеспечивать защиту колодезной системы землепользования в мелких хозяйствах, для чего был выдвинут принцип «гуманное правление начинается на границе поля», где считалось, что «если межа ровная, колодезные земли распределены равно, а жалование одинаково», только тогда ограничения сгладятся и сделают бремя народа по заботе о стране равным и разумным. В политическом отношении от правителя требовалось «быть гуманным, основываясь на добродетели», то есть идти по «пути добродетельного государя» и противостоять «пути тирана», где власть основана на насилии и претворяет в жизнь ложное человеколюбие. Также он ратовал за смягчение наказаний, усиления роли образования, полагая, что «хорошее правление не так завоевывает сердце народа, как хорошее обучение». Гуманное правление также требовало от власть имущего «радоваться радостям народа, скорбеть скорбям народа, радость правителя распространяется на всю Поднебесную, как и его горе» («Мэн-цзы, Лян-хуй-ван, ч. 2»). Основываясь на знании, что для получения Поднебесной сперва нужно заполучить сердца народа, Мэн-цзы выдвинул принцип «Народ составляет главный элемент (в государстве), духи земли и хлебов – второстепенный, а государь – последний (легкий)» («Мэн-цзы, Цзинь-синь», ч. 2). Уважать мудрых и привлекать на службу талантливых, назначать на высокие посты самых выдающихся – также входит в идею гуманного правления. Согласно историческим фактам, он высказал идею, что обретение и утрата Поднебесной, подъем и упадок, жизнь и гибель страны зависят от того, было ли в ней претворено гуманное правление. Идея о гуманном правлении Мэн-цзы – одна из ключевых идей этой конфуцианской концепции в целом и на протяжении всей истории оказывала сильное влияние в широких областях. Она стала оружием в руках последующего поколения прогрессивных мыслителей в их осуждении и сопротивлении абсолютистской деспотии, а также открыла ясный политический курс и цели для мудрых правителей.

Правление на основе ритуала (??)

Это одна из концепций правления конфуцианства, в которой основной идеей считается правление, соединившее установки аристократической иерархической системы и нравственные установки.

Конфуцианцы полагали, что легистское правление убило этику и чувства, сделало правителя жестким и безжалостным, а подданные его оказываются беспомощны. Конфуцианцы предложили защитить традиционный закон предков и его иерархическую систему, с тем чтобы на основе этических и моральных норм регулировать поведение людей. Людьми управляли с помощью рациональности, а не силы, а страной – на основании благой силы дэ, а не закона, чтобы тем самым выстроить общество, в котором государь гуманен, а подданный верен, отец милостив, а сын почтителен, муж праведен, а жена целомудренна, старший брат дружелюбен, а младший уважителен, старшие мудры, а младшие почтительны. Конфуцианцы считали, что этическое управление нужно строить на принципе «любить близких и почитать почтенных», и образцом подобного правления на основе ритуала можно считать государство Западное Чжоу. Поэтому конфуцианцы и предложили вернуть ритуал и добродетель на высшие позиции, а закон взаимно соотносить с этикой и нравственностью. В случае же, когда они конфликтуют, закону необходимо отступить перед лицом нравственности. В концепцию правления на основе ритуала входят четыре идеи: 1) исправление имен, установление аристократической иерархии «любить близких и почитать почтенных». В юридическом отношении люди с разным статусом и разных классов имели и разные права, и несли разные обязанности; 2) защита этики и нравственности, почитание за величайшую добродетель любовь к близким, считать этичным то, что родственники покрывают ошибки друг друга; 3) противостояние тирании и забота о пользе народа. Если кто-то совершит преступление, то наказывать лишь его одного и не втягивать прочих людей. Если кто-то прославился заслугами и добродетелью, то его сыновья и внуки также должны быть вознаграждены; 4) воспитание народа с помощью ритуала и нравственности, наставление его так, чтобы у народа появилось «чувство стыда» и он не стремился к преступлениям. В древнем Китае идеи правления на основе ритуала, по сравнению с правлением на основе закона, были более мягкими, всеохватывающими, способствовали смягчению классовых противоречий, а также самодисциплине правителя.

Управление человеком (??)

Одна из политических идей в конфуцианстве предполагает, что мудрый и в высшей степени нравственный человек должен управлять страной, преобразуя ее с помощью добродетели.

Управление человеком начинается с того, что личные внутренние качества правителя определяют успех в управлении вверенного ему государства, его нравственность, слова и поступки определяют степень добродетельности слов и поступков тех, кем он правит, а потому акцент делается на культивировании нравственных качеств правителя и на его образцовой роли. В главе «Лунь Юй, Янь Юань» Конфуций говорил: «Управлять – значит поступать правильно. Если, управляя, вы будете поступать правильно, то кто осмелится поступать неправильно?» Хотя, безусловно, не обходилось и без закона, как указывал Конфуций в главе «Лунь Юй, Цзы лу» – «Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто [стоит наверху], неправильно, то, хотя приказывают, [народ] не повинуется». Правитель делает принципом собственный пример, поступает добродетельно и гуманно, чтит мудрецов и приглашает на службу способных, назначает на должность и осуществляет управление с помощью ритуала, «принципы управления Вэнь-вана и У-вана начертаны на бамбуковых планках. Если подходящие люди есть, то эти принципы процветают. Если подходящих людей нет, то эти принципы угасают» («Ли Цзи, Чжун Юн»). Идея состояла в том, чтобы объединить правление человека, закона и нравственности воедино. Противопоставляя правление человека и правление закона, можно упрощенно сказать, что в рамках первого вдохновляющую роль играл личный пример правителя, правление, которое полагается на надежду обретения высокоморального благородного мужа; порядок же, основанный на главенстве закона, подразумевает страх перед неизбежным строгим наказанием за проступок, и правление держится на строгом и догматичном правителе. «Правление человека» основано на честных, неподкупных чиновниках, «правление закона» подразумевает чиновников-тиранов. В эпоху «правления человека» ценят талантливых людей, которые готовы сыграть динамичную роль, акцентирует важность личных качеств правителя в делах управления государством, его расцвета и упадка, и в этом есть рациональное зерно. Однако оно преувеличивает личную роль правителя и преуменьшает верховенство закона и прочие общественные факторы.

Управление законом (??)

Идея правления закона состоит в том, что управление государством осуществляется согласно букве закона.

Шан Ян[1 - Шан Ян (390–338 до н. э.), философ и важный государственный деятель государства Цинь, чьи реформы в 356 и 350 гг. до н. э. играли ключевую роль в установлении власти Цинь.], Шэнь Дао[2 - Шэнь Дао (IV в. до н. э.), древнекитайский философ, считающийся представителем раннего легизма, действовавший в период Сражающихся царств.] и Хань Фэй представляли школу легистов; с тем чтобы противостоять конфуцианским доктринам «управление ритуалом», «управление добродетелью» и «управление человеком», выдвинули концепцию «управление законом», предполагая, что государство может функционировать только в рамках стабильной юридической системы и только на основании закона, только так можно управлять и умиротворять страну. Великий успех Хань Фэя, который можно извлечь из всего его легистского учения, сформировал вполне завершенный теоретический комплекс легистского учения. Хань Фэй ратовал за верховенство закона («Хань Фэй – Знание меры»), установил четкие законы, которые донес широким массам; закон должен быть единым и стабильным, а также должен развиваться вслед за переменами в общественном укладе, поощрять земледелие и войны, строго придерживаться системы вознаграждения и наказания, отказаться от аристократической надельной и наследственной систем, придерживаться системы выбора на должности чиновников согласно указанному в главе «Хань Фэй, Популярные учения» принципу «цзайсяны должны происходить из ведомств, а полководцы – из войска». Кроме того, общественную идеологию должен был регламентировать и унифицировать закон по принципу «сделать закон учебником, сделать чиновника учителем», с тем чтобы суждения людей соответствовали закону. Хань Фэй высоко ценил закон, но не считал его единственным путем управления государством, а ратовал за объединение трех факторов: «закона», «искусства» и «силы». Под «законом» понимаются политика и указы, принятые по воле правящего класса в лице государя, «искусство» – это способы назначения и смещения, аттестации, вознаграждения и наказания, которые применяются чиновниками разных рангов, а под «силой» понимается статус и власть правителя. Идея управления в Древнем Китае имела целью реализацию централизованной власти государя и упрочение властных позиций феодального класса.

Управление недеянием (????)

Это было идеей правления в рамках даосизма. Под недеянием подразумевалось не нарушение изначального, природного порядка вещей, а следование ему. Под управлением недеянием подразумевалось управление государством именно этим способом.

Сравнительно раннее систематическое изложение концепции управления недеянием было изложено в конце периода Вёсен и осеней даосским философом Лао-цзы. Он полагал, что «дао», будучи первопричиной всего на свете и законом вечного движения и изменения, недеятельно по сути, и люди должны уважать принцип этого естественного недеяния. С точки зрения Лао-цзы, чем раньше правитель начнет прибегать к множеству жестоких принуждений своим «деянием», тем менее склонен к умиротворению будет народ, и тем сложнее будет управлять Поднебесной. «Народом трудно управлять, потому что власти слишком деятельны, оттого и трудно», указывает он в «Дао-дэ-цзин, глава 75». Если же прибегать к способу «недеяния» и не подвергать народ многочисленным жестоким принуждениям, народ сохранит естественную чистоту, а жизнь станет богатой. «Я пребываю в бездействии – народ изменяется естественно, я пребываю в покое – народ изменяется к лучшему, я ни во что не вмешиваюсь – народ богатеет, я побеждаю страсти – народ становится простодушным» («Дао-дэ-цзин, глава 57»). Управлять страной посредством недеяния, но не управлять дурным. Философ периода Воюющих царств Чжуан-цзы продолжил развивать идеи Лао-цзы о недеянии, предложил в духовном отношении полностью освободиться от страстного желания «деяния», полностью отбросить стремление к славе и богатству, отбросить интеллектуальный расчет, что воплотит беспредельное и неиссякающее «дао», всем сердцем стремясь в мир отрешенности и уединения. В начале Хань распространение получило учение «Хуан-лао»[3 - 3 Хуанлао-сюэпай, учение Хуан[—ди]—Лао[—цзы] – направление китайской мысли. Относится к дин. Ранняя Хань (первая половина срока существования империи Хань, 206–8 гг. до н. э.). Название представляет собой своего рода аббревиатуру имен двух ключевых для этой традиции фигур – Желтого императора (Хуан-ди) и Лао-цзы. Последователи этой доктрины рассматривали «Дао-дэ-цзин» как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди.]. Его последователи, чтобы адаптироваться к умам народа, сформировавшимся на излете правления династии Цинь в период политического хаоса, ратовали за чистое недеяние, облегчение трудовых повинностей и уменьшение налога, хотели дать народу свободно вздохнуть, предлагали не вмешиваться или хотя бы уменьшить вмешательство в политическую и экономическую жизнь народа, чем и умиротворить людские сердца и развить общественное производство. Правление, основанное на концепции недеяния, имеет политически-пассивную сторону, однако включает активный элемент противодействия бесконечным жестоким мерам, насаждаемых правителем народу, что созвучно нынешней концепции «маленькое правительство – большое общество».

Законы правителей прежних эпох (???)

В доциньскую эпоху конфуцианцы выдвинули политическую идею с уклоном в культ древности. «Закон» означает «подражать кому-то», «руководствоваться чем-то»; «правители прежних эпох» означает «мудрые государи древности». Правители прежних эпох, идеалы конфуцианства – это Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун и другие. Иными словами, правители последующих эпох должны руководствоваться законами и системой, установленными прежними государями, соблюдать их и ничего не нарушать.

В конфуцианстве считается, что только слова и деяния мудрейших правителей древности и разработанный ими строй являются безупречными. Лишь руководствуясь и подражая словам, деяниям и разработанному строю современные люди смогут управлять государством, быть внутри мудрецами, снаружи – государями, а также осуществлять добродетельное правление. Идеология «законов правителей прежних эпох» обрела широкую популярность в период Вёсен и осеней и Воюющих царств, именно в это время Конфуций выдвинул точку зрения «передаю, но не сочиняю»; в главе «Книга правителя области Шан, Изменение закона» также записано: «Основываясь на древней традиции, [можно] избежать ошибок, соблюдая этикет, [можно] избежать беспомощности»; в «Чжун Юне» сказано «Следуй заветам Яо и Шуня, уважай законы Вэнь-вана и У-вана»; в «Мэн-цзы, Тэнский Вэнь-гун ч. 1» четко сказано: «В [своих] словах необходимо ссылаться на Яо и Шуня», только взяв за образец слова и деяния Яо и Шуня можно разрешить имеющиеся противоречия. Неисполнение законов правителей прежних эпох они считают проступками государей, а в отношении политики – монархами, сбившимися со своего пути. Фактически, «законы правителей прежних эпох» – это лишь предлог для конфуцианцев, чтобы протолкнуть свои собственные политические убеждения. Государь, которому они хотели подражать, был не тот государь в понимании Мэн-цзы, и не тот, чьими принципами руководствовались Хуэй Ши и Дэн Си, а древним императором, идеализированным в соответствии с основами политической морали землевладельческого класса. Идеология «законов правителей прежних эпох» имеет большое влияние на последующие поколения, но несмотря на существование размышлений Сюнь-цзы о законах правителей последующих эпох, академические исследования в сферах политики и этики в феодальном Китае не смогли выйти за рамки этих рассуждений и представляют собой относительно консервативную тенденцию.

Законы правителей последующих эпох (???)

В сравнении с «законами правителей предыдущих эпох», это прогрессивное политическое учение о моральных принципах доциньских времен. «Закон» означает «подражать кому-то», «руководствоваться чем-то»; «правители последующих эпох» означает «современные мудрые государи».

Сюнь-цзы раскритиковал классическое суждение «призвать правителя, чтобы обмануть глупца» и в противопоставление размышлениям Мэн-цзы о «законах правителей предыдущих эпох» сказал: «Законы правителей последующих эпох – это единый строй, соблюдение этикета и [исполнение] долга» («Сюнь-цзы, О роли конфуцианства»). Он придерживался следующей точки зрения: «мыслители разных школ говорят, если не будешь соответствовать правителям последующих эпох, то нарушишь закон», а также считал, что не нужно отрываться от реальности, абстрактно подражая древним государям и их системам, необходимо на основе анализа действительной обстановки установить правильную систему и утвердить политику управления страной. Исторический процесс движется вперед, и нынешние мудрые государи должны быть прогрессивнее добродетельных правителей древности, их взгляды и ценности больше соответствуют реальности, следовательно, необходимо, чтобы все основывалось не на предыдущих государях, а на фактическом исполнении правителем закона. Вне зависимости от исторической эпохи и идеологии какого-то человека, если его роль несопоставима с системой и мышлением последующих правителей, то ему можно не повиноваться. Но он ни в коем случае не отрицает полностью «правителей предыдущих эпох», утверждая, что «во всей [истории] даосизма древность и современность – это одно и то же». В своих размышлениях о «законах правителей последующих эпох» Сюнь-цзы выступал против пустых разговоров о почитании древности и подчеркивал, что древних людей стоит оценивать с высоты сегодняшнего дня, а историю следует изучать на основе реальности, чтобы вывести соответствующие правила и методы управления. Это высказывание имеет прогрессивное влияние на раскрепощение человеческого мышления. Хань Фэй, ученик Сюнь-цзы, развил эту идею, выдвинул концепцию подражания новому «мудрецу» современного мира, где «чиновник выступает в качестве наставника», и в дальнейшем отрицал консервативное предложение конфуцианства следовать прошлому.

Даитун – Великое единение (???)

Политические убеждения в древнем Китае относились к единству мышления, законодательной и административной деятельности. Концепция Великого единения Даитун впервые появляется в «Комментарии Гунъяна, Первый год правления Инь». В «Чуньцю» содержатся слова: «Первый год правления, весна, первый месяц года». Автор «Комментария Гунъяна» писал: «Что такое гармония во время первого месяца года? Это Великое единство». «Великое» означает «внимание» и «уважение», «единение» означает «единение всех вассальных князей Поднебесной с Сыном Неба». Предложения относительно концепции Великого единения Даитун были вновь выдвинуты в период правления западноханьского императора У-ди. В то время мощь государства постепенно возрастала, и раннеханьская философия Хуан-лао, концепция которой заключалась в управлении недеянием, оказалась нежизнеспособна в условиях меняющейся обстановки в стране, требовалась новая теория, соответствующая ей. Когда Дун Чжуншу заметил, что общая тенденция движется к централизованному объединению, он отошел от ортодоксального конфуцианства и выдвинул идею Великого единения. Считается, что концепция Великого единения, предложенная в «Чуньцю», является наивысшей истиной, она абсолютно непоколебима, это закон, которому люди должны следовать. В политике делается акцент на концепцию Великого единения Даитун, а именно – на усиление централизованной власти и личных прав императора; что проявляется в суждении «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство», которое категорично утверждает, что управление страной возможно только при единой идеологии. Точка зрения Дун Чжуншу относительно Великого единения Даитун была направлена на унификацию идей и действий господствующего класса, относящихся к управлению страной, чтобы укрепить идеологическое доминирование над народом. Концепция Великого единения Даитун оказала глубокое влияние на последующие поколения, в периоды раздробленности люди особенно надеялись на возникновение ситуации Великого единения Даитун.

Датун – Великое единение (??)

Это идеальное общество, предложенное конфуцианцами.

В главе трактата «Ли цзи, Движение ритуала (Ли юнь)» указывалось: «Когда следуешь по пути великого Дао, то всё в Поднебесной становится общим, [для служения] выбирают мудрых и талантливых, чтобы доверять и поддерживать дружеские отношения между людьми, и никто не считал отцом только своего отца и не считал сыном только лишь собственного сына. Было так, что старики были обеспечены до самой смерти, сильным находилось применение, малолетние могли в достатке взрослеть, оказывалось сострадание вдовам, сиротам, бездетным и калекам, у каждого мужчины был свой надел, у каждой женщины – свой дом. Ценности ненавидят выбрасывать прочь, но не сохраняют их для себя; ненавидят, когда силам их нет применения, но не используют их только для себя. Потому злые замыслы более не случаются, и никто не творит грабежей, разбоя и смуты. Поэтому внешние дворы не запирают и называют все это «Великим единением». В «Ли цзи» идеальным обществом, к которому стоит стремиться, представлено общество Великого единения Датун, где не требуется ритуала и никто не устанавливает его. Предполагается, что в обществе Великого единения нет системы частной собственности, а средства производства являются общественными. Люди добровольно трудятся, вкладывая в это все силы, и обладают высокой степенью сознательности. Придерживаясь демократического режима, для служения народу избирают самых мудрых и талантливых. В таком обществе нет ни притеснения, ни эксплуатации, не бывает обмана и смут, люди живут в мире и гармонии друг с другом – это поистине общество великой добродетели. Эти идеи оказали определенное влияние на будущие поколения прогрессивных и революционных мыслителей. Идеологи нового времени Ван Тао, Тань Сытун, Кан Ювэй, Сунь Ятсен, Лю Шипэй, Ли Дачжао и др. вдохновлялись идеями общества Великого единения и сложили каждый свою уникальную концепцию общества Датун. Особенно это касается Кан Ювэя, который потратил более двадцати лет на написание «Книги Великого единения». Эти полные утопизма идеи характеризовали мечты высшего китайского чиновного слоя о будущем прекрасном обществе.

Сяокан – Общество среднего достатка (??)

Сяокан – это идеальное общество, прославленное древними конфуцианцами. Общество среднего достатка считалось рангом ниже, чем общество Великого единения. В главе «Ли цзи, Движение ритуала (Ли юнь)» отмечено, что после того, как скрылось Великое Дао, Поднебесная превратилась в частные владения одной семьи: люди любили только своих родителей, растили только своих детей, богатство и труд также только для себя. Бразды правления в дальнейшем передавались из поколения в поколение, считалось, что это соответствует установленному ритуальному порядку, поэтому укрепляли городские стены и ров вокруг них. Государственное управление они строили на ритуале, регулировали на основе ритуала отношения государя и подданных, отцов и детей, братьев, супругов. Вместе с тем определяли различный общественный строй, распределяли земельные наделы и разделяли границы; смелые и талантливые люди пользовались в таком обществе уважением, они имели заслуги и совершали подвиги, но только для себя. Таким образом, повсеместно стали плестись искусные, коварные интриги, а отсюда рождались войны и смуты. Поэтому Юй, Тан, Вэнь-ван, У-ван, Чэн-ван и Чжоу-гун стали выдающимися личностями. Они уделяли огромное внимание тому, чтобы ритуал играл важную роль в становлении политического строя и нравственной модели, на основании ритуала разделяли истинное и ложное, дознавались о благонадежности и преданности, указывали на ошибки, которые не соответствовали ритуалу, на основе ритуала установили образец учтивой скромности и обучали ритуалу простой народ, и так родились правила, которыми стали руководствоваться. Если ритуал не соблюдался, то занимающий пост был с него смещен, и простой народ считал такого человека вредителем. Можно сказать, что идеология общества сяокан – это восполненный и развитый идеал общества Великого единения Датун.

Общество сяокан – это идеал прекрасного общества, который описали древние мыслители, оно воплощает стремления простого народа к достатку, довольствию и богатству. С точки зрения их чаяний и потребностей развития общества, так называемое строительство общества среднего достатка не только решило бы проблему обеспеченности народа, но и удовлетворило бы потребности политического, экономического, культурного, социального и экологического развития города и деревни. После переориентирования Китая на политику реформ и открытости, в 1992 году было официально объявлено о строительстве общества среднего достатка. В докладе 15-го съезда КПК была выдвинута новая историческая задача «построения общества среднего достатка», а на 16-м съезде установили цель – завершить его всестороннее строительство к 2020 году, а на 18-м съезде, основываясь на решениях, принятых на 16-м и 17-м съездах КПК, выдвинули еще более четкие директивы политики и рабочие требования, с тем чтобы гарантировать построение общества сяокан к 2020 году. В 2017 году председатель Си Цзиньпин в докладе 19-му съезду КПК заявил, что обе цели – решение проблемы достатка населения и достижение уровня общества среднего достатка в целом досрочно завершены, и с этого момента до 2020 года начинается завершающий этап всестороннего строительства: «Мы должны не только успешно завершить первый столетний план борьбы и окончить всестороннее строительство общества среднего достатка, но также использовать момент и открыть новый путь для построения социалистического модернизированного Китая и двинуться в наступление на новую цель – победу во второй столетней борьбе. К середине XXI века страна превратится в современную социалистическую державу с богатым, демократическим, гармоническим, прекрасным, цивилизованным обществом».

Национальный изоморфизм (????)

Для государствообразующего уклада традиционного китайского общества была характерна патриархальность, то есть семья, клан и государство в организационном аспекте универсальны, руководствуются кровными и патриархальными отношениями, в котором существует строгое право старшего.

Клан – это расширенная семья, а государство – это расширенный клан. В рамках государственной изоморфной структуры семья – это маленькая страна, а страна – большая семья, семья – это исходная точка государства, а государство – это страна одной семьи. В комплексной цепочке государственного управления семья, страна и Поднебесная связаны воедино, образуя систему управления «снизу вверх». В семье или клане отец семейства занимает наиболее авторитетное положение и пользуется наибольшей властью, в государстве же наибольший авторитет и наибольшая власть принадлежит правителю. В рамках управленческих отношений семья, построенная на кровных связях, образует базовую социальную единицу, внутренний порядок управления на уровне семьи распространяется на порядок управления на уровне государства. В силу своего главенствующего положения в клане по праву крови, отец-патриарх объединяет и руководит всеми членами семьи, и это место не становится вакантным после его смерти, а передается дальше по праву кровного родства, из поколения в поколение. Таким же образом передается государев мандат «Сына Неба»: когда уходит государь, бразды правления наследует старший сын его главной жены. Проще говоря, отец был «государем семьи», а государь – «отцом страны», отец и государь гомотопны, семья и страна – гомоструктурны, таким образом патриархальность проникает в общую структуру государства, даже перекрывает стадиальные и ранговые отношения. Поскольку в древности Китай был построен на основании мелких крестьянских хозяйств, находившихся на полном самообеспечении, такого рода способ производства, тесно связанный с патриархальным укладом, глубоко укоренился в более чем тысячелетней структуре китайского общества. Семейная структура распространилась на структуру государственную. Системная организация семьи и государства, распределение полномочий в одинаковой степени относятся к патриархату, и концепция семьи в традиционной китайской культуре занимает важное место.

Феодальное общество Китая (??????)

Китайское общество вошло в феодализм на рубеже Вёсен и осеней (770–476 гг. до н. э.) и Воюющих царств (475–221 гг. до н. э.) и завершило путь только в начале ХХ века.

Феодальное общество основано на собственности феодала на землю и эксплуатации прибавочного труда крестьян, это следующий после рабовладельческого строя исторический этап. Он возник на осколках рабовладельческого строя вслед за развитием производственных сил. В рамках феодального общества существуют два противостоящих друг другу класса: землевладельцы и крестьяне. Класс землевладельцев был собственником подавляющей части земельных уделов, у крестьян же из-за этого либо не было земли, либо было очень мало, так что им ничего не оставалось, как обрабатывать землю феодалов. Главным способом эксплуатации крестьян была земельная рента (трудовая, натуральная и денежная). В феодальном обществе натуральное хозяйство занимало главенствующее место, его особенность состоит в том, что взяв за единицу семью и двор, сельское хозяйство и ручное производство объединились, мужчины возделывали поле, женщины занимались ткачеством и находились на полном самообеспечении. Если сравнить с рабовладельческим строем, то в рамках феодального общества производственные отношения дали крестьянству определенную личную свободу иметь частную экономику, и поэтому они могли в определенной степени регулировать производственную активность крестьянства, с тем чтобы производственные силы могли развиваться. В период феодального строя повсеместное распространение получили железные инструменты, в связи с чем в своем развитии далеко шагнули вперед сельское хозяйство и скотоводство, стремительно развивалась в городах торговля и ручное производство. К закату феодального общества с развитием товарной экономики и производительных сил появились первые ростки капиталистической экономики. Политическая надстройка в рамках феодализма – это феодальное государство, для которого был характерен иерархический уклад. Император обладал безграничной властью, наделяя феодальными владениями подчиненных на многих уровнях, таким образом выстраивалась целостная феодально-бюрократическая система, с помощью которой укреплялось положение самого феодального строя. Идеология правящей позиции феодального строя Китая заключалась в том, чтобы защищать эксплуатацию и сословную систему, а также пропагандировать феодальную добродетель – в этом была суть мышления землевладельческого класса, основанная на идеологии, этике и моральных принципах конфуцианства.

Три народных принципа (????)

Программа буржуазно-демократической революции, выдвинутая Сунь Ятсеном, включала в себя национализм, народовластие и народное благосостояние.

В развитии этой идеи можно выделить два этапа: старые и новые принципы. В программе Объединенного союза[4 - Тунмэнхой, Тунмэнхуэй, Союзная лига, Объединенный союз (китайская революционная организация, созданная Сунь Ятсеном в 1905 году в Японии, в 1912 году преобразована в партию Гоминьдан).] три народных принципа сформулированы так: изгнание маньчжуров, восстановление Китая, основание республики, уравнение прав на землю. Одним из главных пунктов в принципе национализма было противостояние маньчжурам, «изгнать маньчжуров и восстановить Китай» всегда было боевым лозунгом буржуазно-демократического класса на излете правления династии Цин. Народовластие было ядром всей концепции, под ним понималось разоблачение и критика феодального абсолютизма, указание на то, что в рамках феодального строя эксплуатируются права человека, необходимо свергнуть феодальную монархию посредством национальной революции, заменив это республиканским строем, основанным на учрежденной демократической конституции. Принцип народного благосостояния подразумевает улучшение материальной жизни народа, помогает людям стать сытыми, одетыми, получить жилье и работу, поставить целью предотвращения конфликта бедных и богатых. В то же время необходимо возрождать торгово-промышленную деятельность, развивать производственные силы, необходимо противостоять монополии национального меньшинства над национальным богатством, недопустимо позволять землевладельцам получать прибыль за счет роста цен на землю. Три народных принципа стали программой демократической революции и сыграли важную позитивную роль в исторических условиях того времени. Когда китайская революция вошла в стадию новой демократии, Сунь Ятсен получил помощь от КПК и иностранных пролетариев, была принята политика, нацеленная на союз с Россией, союз с коммунистами и поддержку сельского хозяйства и промышленности, старые народные принципы трансформировались в новые, отразившие прогрессивность буржуазно-демократического революционного крыла на новом этапе революции и стала первой полит-идеологической основой сотрудничества КПК и Гоминьдана.

Новая демократия (?????)

Теория Мао Цзэдуна о руководящей роли пролетариата в демократической революции в колониальных и полуколониальных странах в эпоху империализма и пролетарской революции, основанная на китайских реалиях.

Исходя из исторических условий и социального строя Китая, он подробно изучил особенности и закономерности китайской революции, развил идеологию марксизма-ленинизма по вопросу руководящей роли буржуазии в демократической революции. Он создал теорию новой демократической революции под руководством пролетариата, основанной на союзе рабочих и крестьян, противостоящей империализму, феодализму и бюрократическому капитализму. Эта теория подчеркивает: новая демократическая революция по-прежнему является буржуазно-демократической по своей социальной природе, ее объективное требование – расчистить путь для развития капитализма. Однако этот тип революции уже нельзя считать старым, это не революция под руководством буржуазии, ставящая своей целью установление капиталистического общества и буржуазной диктатуры, это новый тип возглавляемой пролетариатом революции, цель которой заключается в создании демократического общества на начальном этапе, страны под руководством совместной диктатуры различных революционных классов. Из этого следует, что именно такая революция и расчищает дорогу для развития социализма. Новая демократическая революция началась с «Движения Четвертого мая» в 1919 году, это революция народных масс под руководством пролетариата, противостоящая империализму, феодализму и бюрократическому капитализму. Пролетариат крепко завладел руководством новой демократической революцией через свой авангард – Коммунистическую партию – и гарантировал окончательную победу революции. Кроме того, со дня основания Китайской Народной Республики в октябре 1949 года до 1956 года Коммунистическая партия шаг за шагом вела многонациональный народ страны к осуществлению перехода от новой демократии к социализму.

Социалистические преобразования (??????)

Социалистические преобразования в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, промышленности и торговле, которые проводились в Китае с 1953 г. по 1956 г., превратили частную собственность на средства производства, а также частную собственность индивидуальных фермеров и ремесленников в коллективную собственность.

Недавно образованное китайское правительство стало придерживаться целого ряда форм перехода от государственного капитализма низшего уровня к капитализму высшего разряда: обработка консигнационного запаса, плановые финансируемые заказы на проведение определенных работ, централизованные закупки и сбыт вырабатываемой продукции, сбыт продукции государственных предприятий частными магазинами, совместное управление предприятиями с участием государственного и частного капитала, создание отраслевых государственно-частных предприятий и другие. Также правительство мирным путем выкупило традиционные промышленные предприятия, тем самым в основном осуществив переход к социалистической системе общенародной собственности. Социалистические преобразования в сфере индивидуального сельского хозяйства следовали принципам добровольного сотрудничества и взаимной выгоды, демонстрации успешных примеров преобразований, а также государственной поддержки. Развитие форм ведения хозяйства от временных и постоянных групп взаимопомощи до бригад трудовой взаимопомощи, а впоследствии и до сельскохозяйственных производственных кооперативов высшего типа привело к тому, что индивидуальные и малые формы собственности были преобразованы в коллективную собственность трудящихся масс, позже развернувшиеся в систему народных коммун. Аналогичные меры были приняты и для преобразования индивидуального ремесленного производства. Что касается последующих реформ в сельской местности и городских районах, то в то время социалистические преобразования в Китае опережали уровень развития производительных сил общества.

Социалистическая демократия и правовая система (?????????)