Дай Чжэнь (1724–1777 гг.) (戴震)
Мыслитель, лингвист и философ эпохи Цин. Второе имя – Шэнь Сю, уроженец уезда Сюнин провинции Аньхой. Дай Чжэнь родился в семье мелкого торговца, работал учителем, а в 40 лет получил ученую степень цзюйжэнь (вторая степень экзаменационной системы кэцзюй). Впоследствии 6 раз безуспешно пытался сдать экзамен на соискание высшей степени цзиньши (третья степень экзаменационной системы кэцзюй). В 1775 г. он принимал участие в составлении официального свода классических произведений различных династий «Сы ку цюань шу» – «四库全书» («Полное собрание всех книг по четырем разделам»), после чего императором Цяньлуном ему без экзаменов была присвоена ученая степень цзиньши и звание шуцзиши Академии Ханьлинь (звание, присваивавшееся тем, кто лучше всех сдавал экзамен на степень цзиньши). Дай Чжэнь отличался большой эрудицией и отличной памятью, обладал обширными познаниями в астрономии, математике, истории, водном хозяйстве, географии и других областях, а также был источниковедом и основоположником филологической школы царствований под девизами Цяньлун и Цзяцин (XVIII–XIX вв.) – школы Вань (皖派). В философии был противником идей сунских философов братьев Чэн и Чжу Си о «первоначальности принципа ли» и «учения о сердце синь» философской школы Лу Цзююаня и Ван Янмина. Он рассматривал ци как источник Вселенной, дао есть не что иное, как непрерывное движение ци, а инь и ян и пять первоэлементов у-син – составляющие части ци. Он также утверждал, что ци находится в состоянии постоянного круговорота, порождающего беспрерывное возникновение жизни на Земле, что и представляет из себя дао». Философ полагал, что Небо относится к естественным явлениям и тоже состоит из ци. В вопросе образования Дай Чжэнь придерживался точки зрения, согласно которой функцией образования является распространение добра, то есть обучение добрым словам и поступкам. Под этим он подразумевал «не только проповедование идей о доброте, но и самоличное следование им» с целью «воспитать добропорядочного человека, достигшего совершенной мудрости». Кроме того, с его точки зрения, образование призвано «искоренять эгоизм и очищать разум», для того, чтобы «глупые стали мудрыми, а слабые – сильными». В науке и просвещении, по мнению Дай Чжэня, необходимо глубоко погружаться в изучение интересующего объекта, доходить до самой его сути и «тщательно исследовать всего его аспекты в независимости от степени их важности», поскольку только таким образом о нем можно «получить наиболее полное представление». Он акцентировал внимание на том, что в процессе изучения «человек должен уметь досконально анализировать устройство объектов внешнего мира», но не руководствоваться «собственным пониманием их сущности». С его точки зрения, необходимо владеть всесторонними сведениями об исследуемом объекте, так как «знания подобны пище, они усваиваются полностью лишь в том случае, если их высоко ценить»; «науку же следует изучать основательно и быть внимательным ко всем деталям».
Он резко критиковал учение неоконфуцианской школы братьев Чэн и Чжу Си о «моральном принципе, усмиряющем человеческие желания», утверждая, что «природа человека включает в себя желания юй, кровь сюэ и пневму ци», желания составляют естество человека и «только при наличии желаний юй существует действие вэй». По мнению Дай Чжэня, «любовь и единство людей» и есть принцип ли, который в свою очередь заложен в страстях юй. Дай Чжэнь выступал против разделения человеческих желаний и моральных принципов, иначе «принцип ли погубил бы человека» и «стал бы орудием безжалостного убийства». Он выдвигал суждения о «существовании ли в чувствах человека» и «следовании чувствам народа и исполнением их желаний». Дай Чжэнь также внес большой вклад в развитие эстетики, искусства, естественных и других наук. Китайский философ Чжан Тай’янь был первым человеком, оценившим его труд. Он писал, что «лишь только школы Хуэй и Дай обращались к оригинальным конфуцианским текстам». Другой китайский философ Ху Ши считал, что философия, которая была сформирована Дай Чжэнем в период расцвета эпохи Цин, стала «новой революцией» неоконфуцианства и даже могла представлять новое учение, знаменуя собой этап возрождения китайской философии. Основные труды Дай Чжэня: «Юань шань» – «原善» («Обращение к началу добра»), «Мэн-цзы цзы и шу чжэн» – «孟子字义疏证» («Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах»), «Фан’янь шу чжэн» – «方言疏证» («Комментарии к древним словарям и справочникам по диалектам») и др.
Гун Цзычжэнь (1792–1841 гг.) (龚自珍)
Мыслитель нового времени. Второе имя – Сэжэнь. Прозвище – Дин’ань. Родился в городе Ханчжоу провинции Чжэцзян в семье чиновника. В 38 лет сдал экзамен на высшую ученую степень цзиньши. Десять лет занимал должность в столице: служил управляющим в министерстве церемоний. В период перед началом первой опиумной войны поддерживал позицию Линь Цзэсюя – противника английского вмешательства, который вел борьбу с курением опиума. После того, как Пекин принял условия англичан, был глубоко разочарован – вышел в отставку, вернулся в родные места, до конца жизни преподавал в академии города Юньян уезда Даньян. Политические взгляды Гун Цзычжэня начали формироваться уже в раннем детстве: он воспитывался как конфуцианец. Под руководством классического филолога Лю Фэнлу Гун Цзычжэнь изучил летопись «Чуньцю» с комментариями Гунъяна. В последние годы жизни стал склоняться к буддизму. В условиях усугубляющегося общественного кризиса и популярности в кругах мыслителей тем, оторванных от действительности, активно поднимал вопросы практики управления государством и призывал рассматривать через призму древних канонов проблемы современности. Личным примером Гун Цзычжэнь вдохновил новое поколение мыслителей, которых тревожила судьба Поднебесной. При рассмотрении социальных вопросов Гун Цзычжэнь часто прибегал к теории «появления возможностей в результате перемен» из канона «Чжоу и» и теории «трех эр: спокойствия, становления и хаоса» из комментария Гунъяна к «Чуньцю». Выступал сторонником реформ и предложил концепцию «сил сердца». В своих работах Гун Цзычжэню удалось отразить стремление землевладельцев и ученых к обновлению страны. Гун Цзычжэнь считал, что преобразования позволят расширить роль индивида в социуме, и предлагал изменять сложившуюся ситуацию к лучшему, полагаясь на «силы сердца», а именно на созидательную силу. Гун Цзычжэнь так сильно верил в личную инициативу человека, что, в конце концов, в своих воззрениях пришел к буддийскому идеализму. В области философии Гун Цзычжэнь неодобрительно относился к концепциям «взаимодействия Неба и человека» и «пяти постоянств, изменение которых влечет бедствия». Он полагал, что мир и общество создаются простыми людьми, а не совершенномудрыми. Гун Цзычжэнь рассматривал «эго» как замену концептов пути или великого предела, а личный субъективный взгляд как инструмент для управления всем сущим. Говоря о сущности человека, Гун Цзычжэнь утверждал, что по природе человек не добр и не зол, и в равной степени критиковал учение Мэн-цзы о врожденной склонности человека к добру и учение Сюнь-цзы о врожденной склонности человека ко злу. С точки зрения Гун Цзычжэня, у каждого есть эгоистические желания, и каждый в той или иной степени обладает чувством собственного достоинства, и эти свойства вполне могут приносить пользу. Гун Цзычжэнь негативно относился к тому, что устои, правила и этические нормы подавляют природу человека. Он был первым, кто заговорил о необходимости освобождения личности в Китае в новое время. В области истории заявил о том, что человеческое общество постоянно изменяется, и эти изменения затрагивают все сферы: от законодательной системы до народных настроений. Причина гибели династий и упадка в стране по Гун Цзычжэню заключается в разрыве между богатыми и бедными и несправедливом распределении материальных благ. Кроме того, Гун Цзычжэнь заявлял, что в новое время феодальная система совершенно неэффективна. Эстетическое чувство Гун Цзыжэня формировалось под влиянием конфуцианства, буддизма и легизма. Он высоко ценил произведения, в которых отражалась жизненная сила «изменения», поскольку изменениями порождается жизнь, изменения ведут к процветанию и лишь благодаря изменениям приходят в мир новые поколения. Гун Цзычжэнь полагал, что долг творца перед обществом – поднимать значимые для государства вопросы. Стихотворения и прозу следует писать «с детским сердцем», искренне и откровенно: «Поэт и стихотворение суть единое целое. Нет поэта вне стихотворения, и стихотворения вне поэта». Гун Цзычжэнь обращал особое внимание на значимость индивидуального в творчестве и призывал стремиться к природной красоте. Эстетические идеи Гун Цзычжэня имели большое влияние на последующие поколения писателей и поэтов. Труды Гун Цзычжэня представлены в его полном собрании сочинений «Гун Цзычжэнь цюань цзи» («龚自珍全集»).
Вэй Юань (1794–1857 гг.) (魏源)
Мыслитель нового времени, историк, литератор. Родился в округе Шаоян провинции Хунань. При императоре Минь Нине, правившем с 1821 по 1850 г. под девизом Даогуан «целенаправленное и блестящее», сдал экзамен на степень цзиньши. Занимал должность правителя уезда Гаою. Как и Гун Цзычжэнь, выступал за «изучение классических текстов для практического применения». Во время первой опиумной войны служил при наместнике Лянцзяна и участвовал в военных операциях против англичан на востоке провинции Чжэцзян. После окончания войны соединил переводные материалы по географии и истории западных стран из труда Линь Цзысюя «Сы чжоу чжи» (四洲志) со сведениями из китайских источников разных эпох и создал работу «Хай го ту чжи» («海国图志») – первую в истории Китая полную энциклопедию по географии и истории западного мира. В тексте описываются история, политический строй, природные условия и общественное устройство разных стран. Вэй Юань считал жизненно необходимым получение знаний западной науки и техники. «Учиться у иностранцев, чтобы побеждать иностранцев», – лозунг Вэй Юаня имел важнейшее значение для политики и научной жизни Китая. В области философии придерживался диалектической теории и полагал, что противоположности находятся в единстве, и все вещи развиваются и изменяются: «У каждой вещи под Небом есть противоположность», «одна вещь в паре главная, другая – второстепенная, но ни одна из них не может исчезнуть, разрушив симметрию», «пневма изменяется, и вместе с ней изменяется все, что дышит; не изменяется только путь, а обстоятельства меняются с каждым днем, поэтому нельзя вернуть прошедшее». В области гносеологии утверждал, что деяние предшествует знанию и подчеркивал значимость реального опыта и жизненных наблюдений. По мнению Вэй Юаня, приобретенное усердие способно преодолеть врожденные недостатки работы ума. Вэй Юань полагал, что познание человека сводится к познанию человеческого сердца. Душа человека – это душа Неба и земли, путем взаимодействия с вещами и явлениями можно достичь истинного знания и даже совершенной мудрости. В области морали Вэй Юань высказал идею: «Выгода столь же важна, как и справедливость», – в то время как в конфуцианстве традиционно считалось, что следует «ценить справедливость и пренебрегать выгодами». Вэй Юань говорил, что пренебрегающие выгодой не занимаются настоящим делом, а лишь ведут пустые разговоры о справедливости. «Большая выгода приносит пользу простому народу в Поднебесной». В моральных вопросах Вэй Юань придерживался утилитарных воззрений. Он унаследовал и развил идею Гу Яньу о том, что каждый несет ответственность за судьбу Поднебесной, и критиковал неоконфуцианцев за пустословие: «Нужно достигать результатов работой и оценивать работу по результату». В области политики Вэй Юань призывал к реформам и подчеркивал, что под Небом не существует ни одного закона, что оставался бы неизменным хотя бы на протяжении нескольких сотен лет, поэтому необходимо провести преобразования в сферах логистики продовольствия, соляной промышленности, водопользования. Кроме того, Ван Юань отмечал необходимость в получении передовых западных технологий и организации производства машин, огнестрельного оружия и пароходов. Он придерживался позиции: «Богатая страна – сильная армия». Вэй Юань стал одним из вдохновителей реформаторского движения в Китае. В области литературы Вэй Юань противостоял формализму. Он считал, что текст должен быть близок к жизни, и видел красоту в истинных и сильных чувствах. Труды Вэй Юаня представлены в книге «Вэй Юань цюань цзи» («魏源全集»).
Янь Фу (1854–1921 гг.) (严复)
Современный философ и переводчик. Родился в уезде Хоугуань провинции Фуцзянь (совр. г. Фучжоу). Воспитанник первого выпуска Фучжоуского мореходного училища. В 1877 г. был отправлен в Великобританию для изучения военно-морского дела, где узнал об устройстве английского общества. По мере знакомства с социально-политическими теориями, распространенными на Западе, начал анализировать сходства и различия в западной и китайской научной мысли. По возвращении из-за рубежа преподавал в Бэйянском военно-морском училище. В 1895 г. после поражения Китая в японо-китайской войне написал целый ряд статей: «О стремительности перемен в мире» («论世变之亟»), «Источники силы» («原强»), «Окончательное суждение о путях спасения от гибели» («救亡决论»), – в которых призывал к политическим реформам для спасения Китая, а также перевел труд Томаса Гексли «Эволюция и этика» в надежде на то, что знакомство с эволюционной теорией поможет китайцам найти путь к спасению Родины. После провала «Ста дней реформ» в 1898 г. заявил, что «образование спасет Китай» и осуществил перевод следующих западных книг: «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита, «О духе законов» Ш. Монтескье, «О свободе» Дж. Милля. Янь Фу предложил три критерия правильности перевода: достоверность, норму и стиль. В области философии перенял идеи, основанные на теории эволюции Дарвина, считал изменение неизбежной тенденцией развития объективного мира. Утверждал, что Вселенная и общество изменяются и развиваются, причем изменения происходят постепенно. В области гносеологии подчеркивал значимость опыта, считал позитивизм перспективным направлением. Согласно Янь Фу, знание подразделяется на две группы: полученное благодаря непосредственному опыту исходное знание и полученное благодаря опосредованному опыту выведенное знание. Высоко оценивал достижения западной логики и одним из первых начал знакомить китайцев с индуктивным методом. Янь Фу был первым, кто затранскрибировал слово «логика» иероглифами 逻辑 и использовал в качестве кальки словосочетание 名学 «учение о слове». Янь Фу полагал, что между европейским «учением о слове» и древнекитайским «учением о имени» есть много общего. Он собрал основные идеи китайской классической логики и прокомментировал главные воззрения китайской и западной логики, и таким образом предзнаменовал начало изучения вопроса о сходствах и различиях в логике Китая и Запада. Янь Фу оставил потомкам драгоценное наследие – многочисленные труды и переводы западных книг. Благодаря переводческой деятельности Янь Фу китайцы ознакомились с политическими, экономическими и социальными учениями, распространенными на Западе, получили информацию о политических, экономических и научных достижениях зарубежья. Научная и философская мысль Китая получила новый толчок к развитию. Труды Янь Фу представлены в его полном собрании сочинений «Янь Фу цюань цзи» («严复全集»).
Кан Ювэй (1858–1927 гг.) (康有为)
Имя, данное при рождении – Цзу-и. Второе имя – Гуанся. Прозвище – Чансу. Родился в районе Наньхай провинции Гуаньдун. В последние годы существования династии Цин был лидером фракции реформаторов, позднее возглавил партию конституционных монархистов «Общество защиты императора». Начал обучение под руководством известного неоконфуцианца Чжу Цычи, детально изучил канонические книги и исторические сочинения. Традиционный подход вызывал у него сомнения, поскольку он ставил на первое место применение идей на практике. В 1879 г. посетил Гонконг, где познакомился с западным капитализмом. В 1888 г., остро переживая глубокий национальный кризис, направил меморандум императору Гуансюю, предложив провести реформы для расцвета и могущества государства. В 1890 г. прибыл в Гуанчжоу и начал преподавать в «Школе десяти тысяч деревьев и трав», где воспитал множество активных сторонников реформирования государства и в письменном виде изложил программу политических изменений. Когда в 1895 г. был подписан Симоносекский договор между Японией и Китаем, Кан Ювэй возглавил протестное движение более 1300 кандидатов на ученую степень, приехавших в столицу для сдачи экзамена, и направил императору «Меморандум прибывших на экзамены» с требованием разорвать неравноправный мирный договор, перенести столицу и провести политические реформы. Вскоре после этого Кан Ювэй подал новый меморандум, в котором выдвинул конкретные меры по обогащению страны, обеспечению благосостояния населения, воспитанию ученых мужей, переподготовке войск и предложил учредить новую должность – чиновник, ведущий прения. Идеи Кан Ювэя были одобрены императором Гуансюем. В августе 1895 г. Кан Ювэй, Вэнь Тинши и их единомышленники учредили в Пекине Общество усиления государства (позднее появилось шанхайское отделение общества) и организовали печать изданий, пропагандирующих реформы и модернизацию. В конце 1897 г. Кан Ювэй направил императору очередной меморандум, в котором писал о кризисе во внешней и внутренней политике Китая и убедительно просил разработать план реформирования страны. В начале 1898 г. Кан Ювэю было поручено разработать программу всестороннего реформирования с учетом сложившейся ситуации. Кан Ювэй предоставил императору Гуансюю сочинения «Жи бэнь бянь чжэн као» («日本变政考») о модернизации Мэйдзи в Японии и «Элосы да Бидэ бянь чжэн цзи» («俄罗斯大彼得变政记») о реформах Петра I в России в качестве примера для подражания. В апреле 1898 г. Кан Ювэй основал в Пекине Общество защиты государства. В этом же году был назначен прикомандированным секретарем Главного управления иностранных дел и получил разрешение обращаться с докладами непосредственно к императору. Вместе с Лян Цичао, Тань Сытуном и другими реформаторами усердно работал над новым политическим курсом: он выступил инициатором реформ в области политики, экономики, военного дела, культуры и образования. Реформаторы видели новый путь Китая в конституционной монархии. Теоретическим основанием политических реформ стали концепция «изменений, соответствующих традициям древности» Кан Ювэя, его трактат о великом единении «Да тун» и теория «трех эр» Гунъяна. Когда проект реформации страны потерпел крах, Кан Ювэй подвергся правительственному преследованию и был вынужден бежать за рубеж, где позднее создал партию «Общество защиты императора» с целью противодействия буржуазной революции. В 1913 г. в Шанхае Кан Ювэй начал выпускать журнал «Бу жэнь» («不忍») и возглавил «Общество конфуцианцев». Он выступал противником демократическо-республиканского строя и призывал к реставрации монархии. В 1917 г. принял участие в монархическом путче под предводительством Чжан Сюня. После Движения Четвертого мая резко осудил рабоче-крестьянскую революцию. Умер от болезни в 1927 г. в городе Циндао. Наиболее значимые произведения: «Синь сюэ вэй цзин као» – «Исследование подложных канонов Синьского учения» («新学伪经考»), «Кун-цзы гай чжи као» – «Исследование учения Конфуция об изменении правления» («孔子改制考»), «Да тун шу» – «Книга о Великом единении» («大同书»), «У сюй цзоу гао» («戊戌奏稿»), сборник стихов господина Кан Нан-хая «Кан Нань-хай сяньшэн ши цзи» («康南海先生诗集»).
Тань Сытун (1865–1898 гг.) (谭嗣同)
Мыслитель и реформатор конца династии Цин. Известен своей принципиальностью. Один из шести благородных мужей года у-сюй, казненных за проведение «Ста дней реформ». Второе имя – Фушэн. Прозвище – Чжуанфэй. Родился в уезде Люян провинции Хунань. Уже в раннем детстве познакомился с западной наукой, высоко оценивал идею демократических свобод. С пренебрежением относился к написанию экзаменационных сочинений, но для того, чтобы получить государственную должность и возможность служить народу, шесть раз приезжал на экзамены в столицу; ни одна попытка не увенчалась успехом. В 1884 г. отправился в десятилетнее путешествие по Китаю. Он посетил более десяти провинций, среди которых Хэбэй, Ганьсу, Хэнань, Хубэй, и прошел расстояние в 40 тыс. км. Тань Сытун собственными глазами видел неэффективность государственного управления и обнищание населения, поэтому стал считать спасение Поднебесной личным долгом. В то время, когда Япония и Китай подписывали неравноправный Симоносекский договор, Тань Сытун уже отправился в Пекин к Лян Цичао, чтобы обсудить с ним план возвращения Китаю былого могущества. В 1896 г., рассчитывая получить чиновничью должность, Тань Сытун прибыл в Цзянсу, где написал статью о политических реформах. В 1897 г. в Нанкине был создан философский труд о гуманности «Жэнь сюэ» («仁学»), объем которого составил 50 тыс. слов. В нем Тань Сытун развенчал феодальные положения о «неизменности Неба и пути» и о несменяемости власти. Тань Сытун публично заявил о своей приверженности демократии: «Народ – хозяин Поднебесной, он может дать власть, но может и отнять ее». Он призывал китайцев вырваться из сетей феодализма. Тань Сытун считал, что источником происхождения вселенной является эфир. Он ратовал за взаимодействие с иностранными государствами в духе человечности и выступал за равенство, человеколюбие и свободу. Таким образом, Тань Сытун обосновал целесообразность государственных преобразований. В том же году был приглашен в Хунань, где помогал губернатору Чэнь Баочжэню и инспектору Хуан Цзуньсяню в претворении в жизнь новой административной политики. Соратником Тань Сытуна стал профессор из Академии современной ситуации Тан Цайчан: вместе они учредили реформаторскую организацию Южное научное общество и начали публиковать хунаньский вестник «Сян бао» («湘报»), где продвигали реформы: упразднение экзаменов на должность, строительство школ и железных дорог, разработку месторождений, создание заводов и изменение бюрократической системы. В своих статьях Тань Сытун как наиболее радикальный из реформаторов обвинял Цинское правительство в национальной измене и упрекал в бесславном военном поражении. Летом 1898 г. был приглашен в столицу, где усердно работал над новым политическим курсом страны. После провала «Ста дней реформ» убедил своего соратника Лян Цичао выехать за границу, но сам отказался покинуть Родину. Он был уверен в том, что его мученическая смерть пробудит народ Поднебесной от сна. Перед казнью он прокричал: «Радостно мне, что я пробудил в народе неугасимое желание истреблять предателей Родины. Смерть моя не напрасна». Наиболее значимые произведения Тань Сытуна: «Жэнь сюэ» – «Учение о гуманности» («仁学»), «Юй чжун ти би» («狱中题壁»), «Ляо тянь и гэ вэнь» («廖天一阁文»), «Ман цан цан чжай ши» («莽苍苍斋诗»), «Юань и тан цзи вай вэнь» («远遗堂集外文»), а также «Полное собрание сочинений Тань Сытуна» – «Тань Сытун цюань цзи» («谭嗣同全集»).
Чжан Тайянь (1869–1936 гг.) (章太炎)
Современный революционер-демократ и мыслитель. Имя – Бинлинь. Прозвище – Тайянь. Родился в районе Юйхан провинции Чжэцзян. В детстве получил основательные знания относительно канонических книг и исторических сочинений. В 1897 г. участвовал в работе по отбору материалов для газеты «Ши у бао» («时务报»). После начала ихэтуаньского восстания активно агитировал за «свержение маньчжурской династии и восстановление китайской». В 1903 г. в газете «Су бао» («苏报») опубликовал статью, в которой призывал к революции. Кроме того, Чжан Тайянь написал предисловие к антицинскому трактату Цзоу Жуна «Революционная армия» («革命军»). В этом тексте Чжан Тайянь резко критиковал Кан Ювэя за его монархические воззрения и за это был арестован и заключен под стражу представителями цинского двора. В 1904 г. принял участие в создании революционной организации Союз восстановления Китая. В 1906 г. после освобождения из заключения стал редактором газеты «Минь бао» («民报»), в которой продолжил побуждать народ к антиманьчжурской революции. После Учанского восстания 1911 г. заявил, что «революции нужна не партия, а армия», потребовал распустить союз Тунмэнхуэй и выступил в поддержку пришедшего к власти в качестве президента Юань Шикая. После Второй революции 1913 г. изменил свое мнение и выступил уже против Юань Шикая. В 1917 г. вошел в состав военного правительства как генеральный секретарь. После того, как японцы вторглись в Маньчжурию в 1931 г., поддержал антияпонское движение. В 1936 г. умер от болезни в округе Сучжоу. Как мыслитель Чжан Тайянь работал в сфере источниковедения на базе классических и доханьских текстов, а также изучал такие западные науки, как теория эволюции и социология. Через некоторое время обратил внимание на буддийскую школу фасян-цзун, еще позднее увлекся учением буддийской школы вэйши и начал превозносить мудрецов доциньской эпохи. Сам Чжан Тайянь описывает этот этап как «отвращение от общеизвестного в поисках истины». Во время работы над комментарием к трактату Лао-цзы «Ци у лунь» («齐物论») Чжан Тайянь был поражен философией автора. Он уже не считал учение школы вэйши незыблемой истиной, а отдавал должное любому направлению, которое «приносит пользу и рассеивает тревоги». Чжан Тайянь переосмыслил свое отношение ко всем учениям и идеологиям древности и современности, и таким образом «нашел истину, обратившись к общеизвестному». В своих философских воззрениях Чжан Тайянь следовал за филологической школой цяньцзя, философами поздней Цин, Янь Фу и буддистами: у первых он позаимствовал стремление к поиску объективных доказательств, у вторых – тенденцию к восхвалению древних мудрецов и принижению значимости Конфуция, у Янь Фу – переведенную им на китайский язык эволюционную теорию, у четвертых – учение о сознании. Труды Чжан Тайяня весьма многочисленны, он внес вклад в современную китайскую философию, литературу, историческую науку, лингвистику и грамматологию. Его главные произведения: «Чжан ши цун шу» («章氏丛书»), «Чжан ши цун шу сюй бянь» («章氏丛书续编»), «Чжан ши цун шу сань бянь» («章氏丛书三编»). Полное собрание сочинений Чжан Тайяня («章太炎全集») можно по праву назвать энциклопедией китайской культуры.