Выделил типовые следственные и судебные ситуации, возникающие в ходе раскрытия и расследования организованной преступной деятельности, и на основе ситуационного подхода предложил пути их разрешения во время как предварительного, так и судебного следствия. Разработал и систематизировал организационно-тактические приемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений, совершенных организованными преступными формированиями; предложил научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности применения тактических приемов при проведении отдельных следственных и судебных действий.
ПН. Т. 4. С. 11.
МАЗУР Сергей Филиппович (24 октября 1954 г.) – доктор юридических наук, профессор.
В 1981 г. окончил юридический факультет Одесского государственного университета.
В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Уголовно-правовые и криминологические средства борьбы органов внутренних дел с преступлениями в сфере кооперативной и индивидуальной предпринимательской деятельности». В 2004 г. – докторскую диссертацию на тему: «Уголовно-правовая охрана экономических отношений в сфере частного предпринимательства».
С 1984 г. и по настоящее время состоит на службе в органах внутренних дел. С 1991 г. в Академии управления МВД России: преподаватель, старший преподаватель, доцент и старший научный сотрудник. С 2006 г. – профессор кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России.
Сфера научных интересов: уголовное и гражданское право.
Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Основные труды: «Уголовно-правовая охрана экономической деятельности» (М., 1998); «Спорные вопросы понятия вреда как элемента гражданского правонарушения. Соотношение категорий вред и ущерб» (М., 2003); «К вопросу об установлении уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации» (М., 2004); «Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы» (М., 2006); «Совершенствование деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию преступности в сфере экономики» (М., 2008); «Отдельные вопросы противодействия преступности на потребительском рынке и его место в предупреждении других преступлений в сфере экономической деятельности» (Н. Новгород, 2009); «Совершенствование уголовного законодательства России о преступлениях, совершаемых на потребительском рынке» (М., 2010).
ПН. Т. 4. С. 12—13.
МАЙЛИС Надежда Павловна (8 июля 1945 г.) – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ.
В 1972 г. окончила Всесоюзный юридический заочный институт.
В 1979 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Криминалистическая экспертиза следов зубов человека». В 1992 г. – докторскую диссертацию на тему: «Криминалистическая трасология как теория и система методов решения задач в различных видах экспертиз».
Работала во ВНИИСЭ МЮ РФ экспертом, ст. научным сотрудником, заведующей лабораторией судебно-трасологических экспертиз. В настоящее время – профессор кафедры оружиеведения и трасологии Московского университета МВД РФ.
Сфера научных интересов: криминалистика, судебная экспертиза, судебная трасология.
Автор более 170 научных работ. Основные труды: «Идентификационные и диагностические исследования следов зубов»: Монография (М., 1998); «Научные и правовые вопросы судебной экспертизы»: Курс лекций (М., 2001) (в соавт.); «Судебная экспертиза»: Учебник (М., 2002) (в соавт.); «Судебная трасология»: Учебник (М., 2003); «Введение в судебную экспертизу» (М., 2004); «Концептуальные и методические основы судебной трасологии»: Курс лекций (М., 2002); «Криминалистическая техника: основы трасологии и криминалистического исследования оружия»: Учебник (в соавт.) (М., 2006); «Моя профессии – судебный эксперт»: Монография (М., 2006); «Руководство по трасологической экспертизе» (М., 2007); «Дактилоскопия»: Учебник (М., 2008, 2012); «Настольная книга следователя» (М., 2006) (в соавт.); «Криминалистика»: Учебник) (М., 2008) (в соавт.); «Введение в судебную экспертизу»: Учебное пособие (М., 2011).
ПН. Т. 4. С. 14—15.
МАЙОРАТ – система семейного наследования имущества, согласно которой наследником является старший в семье.
Mutantur tempora et nos mutamur in illis – меняются времена и мы меняемся вместе с ними.
МАКЕДОНИЯ – Республика Македония. Государство на юго-востоке Европы в южной части Балканского полуострова. Территория – 25,7 тыс. кв. км. Столица – г. Скопье. Население – 2 млн чел. (1994 г.).
С 1945 г. Македония (Вардарская) входила в состав федеративной Югославии в качестве одной из ее шести республик. В ноябре 1991 г. Македония вышла из состава Югославии. В 1993 г. она была принята в ООН.
Македония – унитарное государство. Основная административно-территориальная единица – община.
Действующая Конституция принята парламентом 17 ноября 1991 г. По форме правления Македония – парламентско-президентская республика. Политический режим – демократия.
Система органов власти
Высший законодательный орган – однопалатное Собрание Республики Македония, избираемое прямыми выборами на четыре года.
Помимо осуществления законодательной деятельности Собрание утверждает бюджет, вводит и отменяет налоги, ратифицирует международные соглашения, формирует Правительство Республики, избирает и смещает судей.
Глава государства – Президент Республики, избираемый тайным голосованием на всеобщих и прямых выборах сроком на пять лет, но не более двух раз. Президент представляется Верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.
Исполнительная власть принадлежит Правительству, которое состоит из Премьер-министра и министров.
Правительство избирается Собранием.
Правительство и каждый из его членов ответственны перед Собранием. Последнее может выразить Правительству вотум недоверия по инициативе как минимум 20 депутатов.
Общая характеристика правовой системы
Правовая система страны входит в романо-германскую правовую семью и имеет общие черты с правовыми системами других бывших союзных республик Югославии.
Основными источниками права в Македонии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Международные соглашения, ратифицированные в соответствии с Конституцией, являются основой внутреннего правового порядка и не могут быть изменены законом.
Конституция 1991 г. закрепляет право каждого на труд, свободный выбор занятия, защиту на работе и материальную помощь в течение временной безработицы, право каждого наемного работника на оплачиваемый ежедневный, еженедельный отдых и ежегодный отпуск, а также на объединение в профсоюзы.
Уголовное право и процесс
После достижения независимости в 1991 г. в Македонии были приняты Уголовный кодекс 1996 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1997 г., Закон об исполнении наказаний 1997 г.
Уголовное право Македонии проводит различие между собственно преступлениями и уголовно наказуемыми проступками. Тюремное заключение назначается на срок от 30 дней до 15 лет. Может также назначаться пожизненное заключение.
Конституция закрепила ряд демократических принципов и норм уголовного правосудия. Предусмотрено, что задержанное лицо должно быть доставлено в суд в течение 24 часов с момента задержания, где незамедлительно решается вопрос о его законности. Уголовные дела рассматриваются судьей единолично или с помощью двух народных заседателей, имеющих совещательный голос.
Судебная система
Судебная система имеет три уровня, включая муниципальные, окружные суды и Верховный Суд.
Судья выбирается без ограничения срока службы и не может быть перемещен на другую должность против его желания.
Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд. Он состоит из девяти судей, избираемых Собранием большинством голосов от общего числа депутатов. Срок полномочий судей – девять лет без права на переизбрание.
Прокуратура является автономным государственным органом, имеющим исключительное право осуществлять уголовное преследование. Прокурор Республики назначается Собранием сроком на шесть лет.
Конституция Македонии (Республики Македония)
от 17 ноября 1991 г.
Извлечения
Статья 1
Республика Македония – суверенное, независимое, демократическое и социальное государство.
Суверенитет Республики Македония – неделимый, неотчуждаемый и непередаваемый.
Статья 8
Основополагающими ценностями конституционного устройства Республики Македония являются:
основные свободы и права человека и гражданина, признанные международным правом и определенные Конституцией;
свободное определение национальной принадлежности;
верховенство права;
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
политический плюрализм, свободные, прямые и демократические выборы; правовая защита собственности;
свободный рынок и предпринимательство;
гуманизм, социальная справедливость и солидарность;
местное самоуправление;
обустройство и гуманизация территории, охрана и улучшение окружающей среды и природы;
уважение общепринятых норм международного права.
В Республике Македония разрешено все то, что не запрещено Конституцией и законом.
Статья 9
Граждане Республики Македония пользуются равными свободами и правами независимо от пола и расовой принадлежности, цвета кожи, национального и социального происхождения, политических и религиозных убеждений, имущественного и общественного положения.
Перед Конституцией и законом все граждане равны.
Статья 10
Жизнь человека неприкосновенна.
В Республике Македония не может быть вынесен смертный приговор ни на каком основании.
Статья 11
Физическая и моральная целостность человека неприкосновенна.
Запрещаются любые виды пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.
Запрещается принудительный труд.
Статья 14
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось законом или другими актами как правонарушение и за которое не было предусмотрено наказания.
Никто не может повторно привлекаться к ответственности за правонарушение, за которое он уже был осужден и по которому уже был вынесен правомочный судебный приговор.
Статья 16
Гарантируется свобода веры, совести, мнения и публичного высказывания своих убеждений.
Гарантируется свобода слова, публичного выступления, информирования общественности и свободного учреждения средств массовой информации.
Гарантируется свободный доступ к информации, свобода получения и распространения информации.
Гарантируется право ответственности средств массовой информации.
Гарантируется право средств массовой информации на исправление ошибок.
Гарантируется право средств массовой информации на защиту источника информации.
Цензура запрещена.
Статья 22
Избирательное право получает каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста.
Избирательное право – равное, всеобщее и прямое – осуществляется на свободных выборах путем тайного голосования.
Нетрудоспособные лица лишены избирательного права.
Статья 30
Гарантируется право собственности и право наследования.
Собственность является основой прав и обязанностей и должна служить на благо как отдельного человека, так и целой группы.
Никто не может быть лишен собственности и проистекающих из нее прав, за исключением тех случаев, когда это делается в интересах общества и предусматривается законом.
В случае экспроприации собственности или ограничения собственности гарантируется справедливое возмещение владельцу, которое не может быть ниже ее рыночной стоимости.
Статья 42
Республика Македония особо защищает материнство, детей и несовершеннолетних.
Лицо моложе 15 лет не может вступать в трудовые отношения.
Несовершеннолетние и матери имеют право на особую защиту во время работы.
Несовершеннолетние не могут занимать рабочие места, которые вредны для их здоровья и морали.
Статья 48
Представители национальностей имеют право свободно выражать, беречь и развивать свою национальную идентичность и национальные особенности.
Республика Македония гарантирует защиту этнической, культурной, языковой и религиозной идентичности национальностей.
Представители национальностей имеют право основывать культурные и художественные учреждения, научные и другие объединения, целью которых является выражение, сохранение и развитие своей национальной идентичности.
Представители национальностей имеют право преподавать на своем языке в начальной и средней школе в соответствии с установленной законом процедурой. В школах, в которых обучение осуществляется на языке национальностей, изучается и македонский язык.
Статья 55
Гарантируется свобода рыночных отношений и предпринимательства.
Республика Македония обеспечивает равноправное положение всех субъектов рынка. Республика принимает меры против монопольного положения и монополистического поведения на рынке.
Свобода рыночных отношений и предпринимательства может быть ограничена законом единственно в целях защиты Республики Македония, сохранения природной и окружающей среды или здоровья людей.
Статья 61
Собрание Республики Македония является представительным органом граждан и носителем законодательной власти в Республике.
Организация и работа Собрания Республики Македония предусматривается Конституцией и Регламентом.
Статья 62
Собрание состоит из 120—140 депутатов.
Депутаты избираются на всеобщих, прямых и свободных выборах путем тайного голосования.
Депутат представляет граждан в Собрании Республики Македония и принимает решения по своему усмотрению.
Депутат не может быть отозван.
Статья 63
Депутаты избираются в Собрание Республики Македония сроком на 4 года.
Статья 64
Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью.
Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности или арестован за высказанное мнение или голосование в Собрании.
Депутат не может быть арестован без согласия Собрания, за исключением случаев, когда он обвиняется в совершении уголовного преступления, за которое предполагается тюремное заключение сроком не менее пяти лет.
Собрание может принять решение о применении депутатской неприкосновенности в случае, если сам депутат ею не воспользовался, а это необходимо для выполнения функции депутата.
В течение срока мандата депутаты не могут быть призваны в вооруженные силы.
Статья 66
Собрание является постоянно действующим органом.
Статья 68
Собрание Республики Македония:
принимает Конституцию и вносит в нее поправки;
принимает законы и дает подлинное толкование законов;
устанавливает общественные налоги;
принимает бюджет Республики Македония;
принимает территориальный план развития Республики Македония;
ратифицирует международные договоры;
принимает решения об объявлении войны и заключении мира;
принимает решение об изменении границы Республики Македония;
принимает решение о вступлении и выходе из союза или об объединении с другими государствами;
объявляет о проведении референдума;
выбирает Правительство Республики Македония;
выбирает судей в Конституционный Суд Республики Македония;
назначает и освобождает от должности судей;
проводит выборы, назначает и освобождает от должности других исполнителей публичных и других функций, предусмотренных Конституцией и законом;
осуществляет политический контроль и надзор за Правительством и другими исполнителями публичных функций, ответственными перед Собранием;
объявляет амнистию;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.
Собрание для осуществления своих полномочий принимает постановления, декларации, резолюции, дает рекомендации и заключения.
Статья 71
Право законодательной инициативы имеет каждый депутат в Собрании, Правительство Республики Македония или группа избирателей численностью не менее 10 тысяч человек.
С законодательной инициативой к имеющему полномочия лицу может обратиться каждый гражданин, группа граждан, учреждения или объединения.
Статья 75
Законы оглашаются указом.
Указ об оглашении законов подписывается Президентом Республики Македония и Председателем Собрания.
Статья 79
Президент Республики Македония представляет Республику Македония.
Президент Республики является верховным главнокомандующим вооруженными силами Македонии.
Президент Республики исполняет свои права и обязанности на основании и в рамках Конституции и законов.
Статья 80
Президент Республики избирается на всеобщих и прямых выборах путем тайного голосования сроком на пять лет.
Президентом Республики одно и то же лицо может избираться не более двух раз.
Президент Республики должен быть гражданином Республики Македония.
Президентом Республики может быть избрано лицо, которое достигло 40 лет ко дню выборов.
Президентом Республики не может быть избрано лицо, которое проживало в Республике Македония менее 10 лет в течение последних 15 лет до выборов.
Статья 82
В случае смерти, отставки, возникновения стойкой неспособности выполнять полномочия или прекращения действия мандата в соответствии с Конституцией до выборов нового Президента Республики Македония функции Президента Республики Македония выполняет Председатель Собрания.
Статья 84
Президент Республики Македония:
назначает и отзывает указом послов и посланников Республики Македония за границей;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей;
предлагает кандидатуры двух судей Конституционного Суда Республики Македония;
предлагает кандидатуры двух членов Республиканского судебного совета;
назначает трех членов Совета безопасности Республики Македония;
предлагает кандидатуры членов Совета по межнациональным отношениям;
осуществляет помилование в соответствии с законом и
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.
Статья 88
Правительство Республики Македония является носителем исполнительной власти.
Свои права и обязанности Правительство Республики Македония соблюдает на основании и в рамках Конституции и закона.
Статья 89
Правительство составляют Председатель и министры.
Председатель Правительства Республики Македония и министры не могут быть депутатами Собрания.
Председатель Правительства Республики Македония и министры обладают правом неприкосновенности. Решение об их неприкосновенности принимает Правительство.
Председатель Правительства Республики Македония и министры не могут быть призваны в вооруженные силы.
Должность Председателя Правительства Республики Македония несовместима с другой общественной или профессиональной деятельностью.
Структура и компетенция Правительства Республики Македония определяются законом.
Статья 92
Правительство Республики Македония и каждый его член отвечают за свою работу перед Собранием.
Собрание может вынести вотум недоверия Правительству Республики Македония.
Статья 98
Носителями судебной власти являются суды.
Суды являются самостоятельными и независимыми. Судопроизводство осуществляется на основании Конституции и законов, а также международных договоров, ратифицированных в соответствии с Конституцией.
Организация правосудия является единой.
Чрезвычайные суды запрещены.
Статья 99
Судья избирается без ограничения срока мандата.
Судья не может быть смещен со своей должности против его воли.
Статья 101
Верховный Суд Республики Македония – высший орган судебной власти в Республике Македония, который обеспечивает единообразие в применении законов судами.
Статья 102
Слушание дела и оглашение приговора в судах открытое.
Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
Статья 103
Суд слушает дела коллегиально.
Законом предусматриваются случаи, когда дело ведет один судья.
В судебном процессе принимают участие и присяжные, если это предусматривается законом.
Присяжные не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение и принимаемое решение в ходе судебного процесса.
Статья 106
Публичная прокуратура является единым и самостоятельным государственным органом, который поддерживает государственное обвинение лиц, совершивших уголовные и другие преступления, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
Публичный прокурор назначается сроком на 6 лет и отстраняется от должности Собранием.
Статья 107
Публичный прокурор обладает правом неприкосновенности.
Должность публичного прокурора несовместима с другой общественной и профессиональной деятельностью или членством в политической партии.
Статья 108
Конституционный Суд Республики Македония является республиканским органом, защищающим конституционность и законность.
Статья 109
Конституционный Суд Республики Македония составляют 9 судей.
Собрание избирает судей Конституционного Суда Республики Македония большинством голосов от общего числа депутатов. Мандат судей длится 9 лет без права переизбрания.
Конституционный Суд Республики Македония избирает председателя из своих рядов сроком на 3 года без права переизбрания.
Судьи Конституционного Суда Республики Македония избираются из рядов известных юристов.
Статья 110
Конституционный Суд Республики Македония:
принимает решения о соответствии законов Конституции;
принимает решения о соответствии коллективных договоров и других актов Конституции и законам;
защищает свободы и права человека и гражданина, касающиеся свободы убеждений, совести, мнений и публичного выражения мысли, создания и деятельности политических организаций и дискриминации граждан на основании пола, расовой, религиозной, национальной, социальной и политической принадлежности;
принимает решения о разделении полномочий представителей законодательной, исполнительной и судебной власти;
принимает решения о разделении полномочий между органами Республики Македония и единицами местного самоуправления;
принимает решение об ответственности Президента Республики Македония;
принимает решения о конституционности программ и уставов политических партий и союзов граждан и принимает решения и по другим вопросам, предусмотренным Конституцией.
Статья 111
Должность судьи Конституционного Суда Республики Македония несовместима с другой общественной или профессиональной деятельностью, а также членством в политической партии.
Судья Конституционного Суда Республики Македония обладает правом неприкосновенности. Решение о неприкосновенности судьи принимается Конституционным судом Республики Македония.
Судьи Конституционного Суда Республики Македония не могут быть призваны в вооруженные силы.
Пребывание судьи Конституционного Суда Республики Македония в должности прекращается, если судья подал в отставку. Судья Конституционного Суда Республики Македония отстраняется от должности, если он осужден за уголовное преступление и заключен в тюрьму сроком не менее чем на шесть месяцев или если он неспособен выполнять свои обязанности в течение длительного времени, что определяется Конституционным Судом.
Статья 112
Конституционный Суд Республики Македония отменяет или аннулирует закон, если устанавливает, что он противоречит Конституции.
Конституционный Суд Республики Македония отменяет или аннулирует коллективный договор, другое постановление или общий акт, устав, программу политической партии или союза, если устанавливает, что они противоречат Конституции или закону.
Решения Конституционного Суда Республики Македония являются окончательными и подлежат обязательному исполнению.
ЮЭ. Т. 4. С. 7—12.
МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469—1527 гг.) – выдающийся историк и политический мыслитель, широко образованный в вопросах права. Самые значительные его труды: «Государь» (1513 г.), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и др. Макиавелли впервые вводит в политическую теорию понятие «государство» (stato), толкуя его как устройство власти, характер взаимосвязи органов управления и подданных, как систему господства и подчинения.
Макиавелли отказывается от традиционной средневековой мысли связи политики с религиозным мировоззрением.