В сочинениях «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли отдает предпочтение разным формам государственной власти – единоличному правлению и республике. И если во втором случае он подчеркивает роль законов, права как основы устойчивости и процветания республики, то при единовластии допускает и право силы как метод сохранения и укрепления монархического государства. В «Государе» Макиавелли рассматривал единовластие как этап, необходимый для перехода к прочным республиканским устоям независимого централизованного государства. Республиканские убеждения Макиавелли раскрылись особенно полно в его «Истории Флоренции».
МАЛАЙЗИЯ – Федерация Малайзии. Государство в Юго-Восточной Азии, географически состоит из двух частей: западной (расположена на юге полуострова Малакка) и восточной (северная часть острова Калимантан). Входит в Содружество, возглавляемое Великобританией.
Общая территория – 332,8 тыс. кв. км. Столица – г. Куала-Лумпур. Население – 20,1 млн чел. (1995 г.).
Государственный и официальный язык – малазийский. Официально признаются также английский, китайский и тамильский языки.
По форме государственно-территориального устройства Малайзия – федерация, в состав которой входят 13 штатов и 2 федеральные территории.
Действует Конституция Малайзии от 16 сентября 1963 г. По форме правления Малайзия – конституционная выборная монархия. Политический режим – умеренно авторитарный.
Во главе 9 малайских штатов стоят наследные конституционные монархи. Наследные правители штатов образуют Совет правителей и избирают из своего состава сроком на 5 лет Верховного правителя, выполняющего главным образом представительские функции главы государства.
Система органов власти
Согласно Конституции любое решение правительства выносится от имени и с согласия Верховного правителя. Верховный правитель утверждает принятые парламентом законы, кандидатуру премьер-министра и состав Верховного суда, имеет право помилования и является главнокомандующим вооруженными силами страны.
Законодательный орган – двухпалатный парламент.
Исполнительную власть осуществляет Кабинет министров во главе с премьер-министром. Им назначается лидер партии, завоевавшей большинство мест в Палате представителей.
Кабинет несет ответственность перед парламентом.
В каждом штате имеется собственное однопалатное законодательное собрание. Правители княжеств пользуются на своих территориях особыми привилегиями. Они юридически неприкосновенны. Им принадлежат все права, прерогативы и полномочия главы религии в своем княжестве.
Общая характеристика правовой системы
Малайзия представляет собой яркий пример смешанной правовой системы. В своей основе она как бывшая британская колония и член Содружества опирается на английское общее право и нормы права справедливости, а также статуты общего применения. Однако наряду с этим используются и иные правовые системы при регулировании личного статуса отдельных групп населения – малайцев, индусов, китайцев (соответственно мусульманское, индусское право, традиционные конфуцианские нормы).
Основным источником права в Малайзии является законодательство, отличающееся здесь довольно высокой степенью кодификации.
По сравнению с английской правовой системой судебный прецедент в качестве источника права играет в Малайзии гораздо более скромную роль.
У мусульманской общины и некоторых других жителей Малайзии распространено обычное право (адат), касающееся преимущественно вопросов личного статуса.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Вопросы личного статуса малайской общины регулируются мусульманским правом. Согласно мусульманскому семейному праву в Малайзии допускается, хотя и в ограниченной мере, многоженство.
В китайской общине применяются традиционные конфуцианские нормы. Индусская община в вопросах личного статуса подчиняется особому индусскому праву. Отсталые племена Малайзии живут по обычному праву. Действует также Закон о гражданском браке и разводе для лиц, не подчиняющихся ни одной из систем персонального права.
Малайзия имеет хорошо развитое законодательство об охране интеллектуальной собственности, которое включает Патентный закон 1983 г., Закон об авторском праве 1987 г.
Трудовое право было создано практически полностью в период независимости. Новое законодательство сохранило жесткий государственный контроль над профсоюзами и забастовками.
В 1993 г. принят новый Закон о безопасных и здоровых условиях труда, касающийся почти всех секторов экономики.
Уголовное право и процесс
Основным источником уголовного права Малайзии является УК 1906 г.
Особенностью Малайзии является большое число уголовных законов, устанавливающих ответственность за государственные и другие особо опасные преступления и отличающихся крайней суровостью.
Закон об опасных наркотических веществах 1952 г. предусматривает смертную казнь в качестве единственного наказания за незаконную торговлю наркотиками. На основании этого Закона к 1998 г. было казнено более 2100 человек, из них 160 – граждане западных стран.
Уголовный процесс регулируется нормами УПК и в целом основывается на английской модели. Всякий задержанный или арестованный должен быть в течение 24 часов представлен судье для проверки законности ареста или задержания. Обвиняемый имеет право на адвоката и на освобождение под залог до суда.
Судебная система
Во главе судебной системы Малайзии находится Верховный суд, который действует как высшая апелляционная инстанция, а также как Конституционный суд.
Основной судебной инстанцией для рассмотрения всех уголовных и гражданских дел являются магистратные (мировые) суды.
Низшее звено составляют суды глав деревень – традиционные примиренческие суды по делам о незначительных проступках и материальных исках.
Судьи Верховного суда и Высоких судов назначаются Верховным правителем. Другие судьи назначаются правителями и губернаторами. Судьи служат до 65 лет.
Министр юстиции одновременно исполняет обязанности Генерального прокурора.
ЮЭ. Т.4. С. 13—14.
МАКЛАКОВ Вячеслав Викторович (27 октября 1936 г.) – доктор юридический наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
В 1965 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ).
В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Механизм формирования представительных учреждений во Франции (1946—1970 гг.)». В 1990 г. – докторскую диссертацию на тему: «Буржуазные конституции: основные тенденции развития (сравнительный анализ)».
В настоящее время – профессор кафедры конституционного (государственного) права зарубежных стран Московской государственной юридической академии.
Сфера научных интересов: конституционное право зарубежных стран, право Европейского союза.
Автор более 50 научных работ по конституционному праву и праву Европейского союза. Основные труды: «Государство и экономика во Франции» (в соавт.) (М., 1982); «Конституции буржуазных государств» (М.,1982); «Парламенты стран членов Европейского союза» (М.,1994); Конституции зарубежных государств. (М., 1994—2010. 7 изд.); «Конституционное право зарубежных стран. Общая часть» (Учебник) (М., 2006); «Иностранное конституционное право» (М. 1996; 1997) (в соавт).
Переводные и справочные работы: «Ж. П. Жакке. Конституционное право и политические институты» (М., 2002); «Конституционное право. Словарь» (М., 2001) (в соавт.); «Европейский парламент» (М., 2001); «Административная юстиция во Франции» (М., 2006); «Судебная власть во Франции» (М., 2007); «Парламент Франции». В 2-х ч. (М., 2008, 2009); «Конституционный контроль в зарубежных странах» (учебное пособие) (М., 2007; 2010).
ПН. Т. 4. С. 19.
МАКСИМОВИЧ Лев Максимович (2-я половина XVIII-?)
Окончил Московский университет. Состоял на государственной службе в чине надворного советника.
Л. М. Максимович осуществил первую в России систематизацию российского законодательства, подготовив и опубликовав «Указатель Российских законов временных учреждений, суда и расправы». В издании помещены тексты как действующих, так и отмененных актов, которые принимались российскими государями, начиная с исторически первого акта Устава Великого князя Владимира Киевского «О церковных судах и о десятинах и о церковных людях», изданного в 996 г., и завершая законодательными актами 1802 г.
Издание готовилось и публиковалось в 1803—1807 гг. с «высочайшего соизволения» Александра I и состояло из 12 томов-фолиантов, опубликованных типографским способом и рассылаемых по подписке. В Российской государственной библиотеке имеются: часть I, «Узаконения с 996 по 1650 гг.»; часть II «Узаконения с 1651 по 1699 гг.»; часть III «Узаконения с 1700 по 1720 гг.»; часть IV «Узаконения с 1721 по 1729 гг.»; часть V «Узаконения с 1730 по 1734 гг.»; часть VI «Продолжение узаконений государыни императрицы Елизаветы Петровны.»; часть VII «Узаконения с 1753 по 1759 гг.»; часть VIII «Узаконения с 1760 по 1767 гг.»; часть IX «Узаконения с 1771 по 1774 гг.»; часть X «Узаконения с 1780 по 1781 гг.»; часть XII «Узаконения с 1801 по 1802 гг.».
Помещенные в «Указателе» акты Л. М. Максимовичем были сверены с их оригиналами, хранящимися в государственных и сенатских архивах, в которые он был допущен по специальному разрешению Александра I. Л. М. Максимович уверяет, что он принимал все меры к тому, чтобы Собрание было «сколько можно полным», и, скорее всего, это его намерение было в основном реализовано. Каждая часть «Указателя» имеет объем от 400 до 600 листов, что свидетельствует о значительном числе помещенных в издании актов. Собрание актов было хронологическим, поскольку акты помещались по дате их принятия. Скорее всего, в отсутствие какого-либо опыта систематизации российских актов и даже полных их перечней готовить систематическое Собрание одному человеку было явно не по силам.
Каждая часть «Указателя» была снабжена достаточно дробным алфавитно-предметным указателем, выполнявшим две функции: 1) толкового словаря, содержащего необходимые сведения о том, как следует понимать тот или иной термин, слово; 2) собственно указателя, информировавшего, где, в каком акте содержатся нормативные постановления относительно лица, государственного органа, движимого и недвижимого имущества и иных предметов, явлений или процессов, упоминаемых в законодательных актах. Отсылка давалась только на структурные единицы акта, сведения же о страницах издания, на которых помещено соответствующее постановление, нормативное положение, в указателе не приводились.
ПП. Т. 7. С. 391—393.
МАКУЕВ Руман Харонович (16 марта 1944 г.) – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
В 1973 г. окончил юридический факультет Казахского государственного университета. В 1979 г. – Академию МВД СССР.
В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Правоприменительная деятельность милиции».
В 1994 г. – докторскую диссертацию на тему: «Правоприменительная деятельность милиции в условиях формирования правового государства (теоретический аспект)»
Сфера научных интересов: проблемы теории государства и права, европейского права, глобализации, терроризма и совершенствования российской государственности.
Автор более 200 научных работ, в том числе монографий, учебников, учебных пособий. Основные труды – монографии: «Правоприменительная деятельность милиции в условиях правового государства» (Алма-Ата, 1993); «Верховенство права и правоприменительная деятельность милиции» (Орел, 1996); «Российская политико-правовая система на пути реформ, кризиса и ожидания» (Орел, 2000); «Процесс глобализации как фактор интернационализации внутригосударственных проблем» (Орел, 2003); «Международный терроризм как следствие глобализма» (Орел, 2004); «Правовые отношения, правонарушения и юридическая ответственность» (Орел, 2005); «Современная глобализация: вызовы и трансформации» (Орел, 2006); «Диалектика правового государства в условиях глобализации» (Орел, 2007); «Проблемы государства в начале двух веков. Монография» (Брянск, 2007); «Пределы трансформации государства и права: поиск типологических решений» (Орел, 2008); «Право и институты Европейского Союза. Учебный курс» (Рязань, 2009). Он также является автором ряда учебников по теория государства и права.
ПН. Т.4. С. 23.
МАЛАХОВ Валерий Петрович (27 февраля 1947 г.) – доктор юридических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ.
В 1970 г. окончил философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Моральные ценности и их роль в системе нравственного воспитания». В 2001 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Природа, содержание и логика правосознания».
С 1975 г. и по настоящее время работает в Московском университете МВД России (Московская высшая школа милиции МВД СССР). С 2002 г. – начальник кафедры теории государства и права.
Сфера научных интересов: теория государства и права, философия права.
Автор более 120 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий. Основные труды – монографии: «Правосознание: природа, содержание, логика» (М., 2001); «Правовое пространство» (М., 2004) (в соавт.); «Право Европейского союза: проблема источников» (М., 2003); «Правовые системы государств и международное право: взаимодействие и эффективность» (М., 2004); «Право в его универсальности, особенности и конкретности» (М., 2005); «Функциональная характеристика права: вопросы методологии» (М., 2009) (в соавт.); «Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории» (М., 2011) (в соавт.); «Мифы современной общеправовой теории».
В. П. Малахов принципиально отличает философию права от юридической теории права, поскольку последняя основана на принципах, логике и средствах научного познания. Философия права и юридическая теория формируются, полагает он, на основе различных типов рациональности. Для философии права это рациональность правосознания. Правовая реальность должна быть понята как следствие сложных процессов объективации содержания правосознания. Выразить природу, содержание и логику правосознания можно только средствами самого же правосознания.
ПН. Т. 4. С. 24—25.
МАЛЕИН Николай Сергеевич (1920 – 1999 гг.) – доктор юридических наук, профессор. Участник Великой Отечественной войны. Удостоен государственных наград.
В 1951 г. окончил Московский юридический институт.
В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца». В 1969 г. – докторскую диссертацию на тему: «Проблемы имущественной ответственности хозяйственных органов».
Основные труды: «Право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца» (М.,1958); «Возмещение вреда, причиненного личности» (М., 1965); «Гражданско-правовое положение личности в СССР» (М., 1975); «Гражданский закон и права личности в СССР» (М., 1981); «Охрана прав личности советским законодательством» (М.,1985); «Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль» (М.,1969); «Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях» (М., 1968); «Правонарушение: понятие, причины, ответственность» (М.,1985).
ПН. Т. 4. С. 26.
МАЛИ – государство в Западной Африке, в XIII и начале XIV в. – империя, контролировавшая торговые пути в Сахаре, была главным поставщиком золота.
В XV в. государство Мали подпало под власть марокканских властителей. В XIX в. территория современного Мали стала французской колонией, в 1920 г. вошла в состав Французского Судана. В 1946 г. государство Мали получило статус Заморской территории Франции. В 1958 г. была создана Суданская Республика – автономное государство во Французском сообществе. В 1959 г. Суданская Республика объединилась с Сенегалом в Федерацию Мали, провозгласившую независимость 20 июня 1960 г. После распада федерации в сентябре 1960 г. бывший Французский Судан стал независимой Республикой Мали. В 1963 г. Мали вступила в Организацию африканского единства. В 1968 г. в результате переворота к власти пришли военные. В 1990 г. в стране начались волнения, к власти пришел Совет народного примирения. В стране возникло более 40 политических партий, из которых на всеобщих выборах 1992 г. большинство голосов получил Альянс за демократию в Мали. Его лидер Альфа Умар Конаре был избран президентом.
Конституция Республики Мали
28 сентября 1960 г.
Извлечения
Статья 1. Республика Мали является неделимой, демократической, светской и социальной.
Она обеспечивает всем равенство перед законом независимо от происхождения, расы, пола или религии.
Статья 2. Суверенитет принадлежит всему народу.
Статья 5. Учреждениями Республики являются: Правительство, парламент, Государственный суд, Высокая палата правосудия.
Статья 6. Правительство Республики Мали состоит из Председателя Правительства, вице-председателя и министров. Оно ответственно перед Национальным собранием.
Статья 9. Председатель Правительства – глава государства – является хранителем Конституции и обеспечивает нормальную деятельность учреждений.
Он является гарантом национальной независимости, целостности территории Республики, соблюдения международных договоров, конвенций и соглашений.
Он подписывает и ратифицирует договоры.
Он аккредитует чрезвычайных послов и посланников в иностранных державах. Чрезвычайные послы и посланники аккредитуются при нем.
Он – глава вооруженных сил.
Он осуществляет в Совете министров право помилования.
Статья 16. Парламент состоит из единого собрания, называемого Национальным собранием. Депутаты Национального собрания избираются на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права.
Статья 19. Национальное собрание принимает законы.
Статья 25. Война объявляется по решению Национального собрания.
Статья 41. Территориальными коллективами Республики являются: области; округа; районы; кочевые племена; коммуны; деревни; кочевые группы.
Статья 43. Учреждается Государственный суд в составе Конституционного отделения, Отделения административных споров и счетного отделения.
Статья 44. Конституционное отделение наблюдает за правильностью проведения референдума и объявляет о его результатах; оно выносит решение в случае оспаривания выборов.
К нему могут обращаться за консультацией по законопроектам и законодательным предложениям, а также проектам регламентов публичной администрации для рассмотрения вопроса об их соответствии Конституции.
Статья 46. Высокая палата правосудия состоит из депутатов, избираемых Национальным собранием из своего состава после каждого обновления Собрания. Палата избирает председателя из числа своих членов.
Статья 47. Высокая палата правосудия правомочна судить Председателя Правительства – главу государства, вице-председателя и министров, представших перед ней по обвинению Национального собрания в действиях, квалифицируемых в качестве преступлений или проступков, которые были совершены ими при исполнении своих обязанностей, а также правомочна судить их сообщников в случае заговора против государственной безопасности.
Решение о предъявлении обвинения принимается открытым голосованием большинством в две трети голосов.
Статья 48. Республика может заключить с любым африканским государством соглашения об ассоциации или сообществе, предполагающие частичный или полный отказ от суверенитета, в целях осуществления африканского единства.
ЮЭ. Т. 4. С. 14—15.
МАЛИКОВ Борис Зуфарович (29 октября 1947 г.) – доктор юридических наук, профессор.
В 1974 г. окончил юридический факультет Башкирского государственного университета.
В 1991 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Правовые вопросы прекращения исполнения наказания в виде исправительных работ».
В 2004 г. – докторскую диссертацию на тему: «Теоретические проблемы сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном и уголовно-исполнительном законодательства России».
Сфера научных интересов: проблемы исполнения наказаний, связанных с лишением свободы. Основные труды: «Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации». (Самара, 2005) (в соавт.). «Изоляция личности – правовая категория и форма государственного принуждения» (Самара, 2007) (в соавт.); «Теоретико-правовые проблемы изоляции осужденных к лишению свободы при их перемещении из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое» (Самара, 2009) (в соавт.); «Уголовно-исполнительное право: проблемы института изменения условий отбывания лишения свободы» (Уфа, 2010); «Уголовно-исполнительное право: исполнение краткосрочного лишения свободы в следственном изоляторе» (Уфа, 2011).
ПН. Т. 4. С. 27.
МАЛИНИН Василий Борисович (26 апреля 1956 г.) – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
В 1981 г. окончил юридический факультет ЛГУ.
В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Основания и пределы уголовной ответственности за бездействие». В 1999 г. – докторскую диссертацию на тему: «Причинная связь в уголовном праве: вопросы теории и практики».
Сфера научных интересов: уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право, пенитенциарная социология.
Автор более 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий. Соавтор 7 учебников по уголовному праву, криминологии и уголовно-исполнительному праву, двух комментариев к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по уголовным делам. Издатель и ответственный редактор фундаментального издания «Энциклопедия уголовного права» в 35 томах (СПб., 2005—2008).
Основные труды: «Философские, исторические и теоретические основы причинной связи в уголовном праве» (СПб., 1998); «Причинная связь и проблемы Общей части уголовного права» (СПб., 1999); «Причинная связь в уголовном праве» (СПб., 2000); «Наркотики: преступность и преступления» (СПб., 2002) (в соавт.); «Объективная сторона преступления» (СПб., 2004) (в соавт.); «Уголовно-исполнительное право: Курс лекций» (СПб., 2004; 2006); «Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации» (СПб., 2009) (в соавт.); «Уголовно-исполнительное право: учебник» (М., 2010) (в соавт.).
Исследовал теоретические и практические проблемы причинной связи в уголовном праве. Он доказал, что в уголовном праве должно применяться то же понятие причинной связи, что и в философии. Критиковал различные теории причинной связи: теории адекватной причинности, теории главной причины, теории непосредственной причинной связи, теории необходимой и случайной причинной связи, теории возможности и действительности, теории вероятностной причинной связи, теории виновной причинной связи и некоторых других. На основе теории conditio sine qua nоn им предложено понятие причинной связи и установлены основные правила по ее определению.
ПН. Т. 4. С. 29.
МАЛИНИН Сергей Александрович (23 января 1923 г. – 7 августа 2006 г.) – доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями.
В 1951 г. окончил юридический факультет ЛГУ.
В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Проблемы разоружения в международном праве на современном этапе». В 1968 г. – докторскую диссертацию на тему: «Атомная проблема в международном праве».
С 1955 г. – старший преподаватель, с 1958 г. – доцент, а с 1968 г. и по день своей кончины – профессор кафедры международного права Санкт-Петербургского университета. В 1963—1964 гг. – декан юридического факультета, с 1975 по 1984 г. – первый проректор университета. С 1978 по 1989 г. – заведующий кафедрой международного права.
Сфера научных интересов: проблемы правового статуса международных организаций, атомного права, новых тенденций в международном правотворчестве.
Автор более 150 научных работ.
Основные труды: «Организация Объединенных Наций» (Л., 1959) (в соавт.); «Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии» (М., 1961); «Правовые основы разоружения» (Л., 1966); «Мирное использование атомной энергии (международно-правовые вопросы)» (М., 1971); «Правовые проблемы морской атомной деятельности» (Л., 1974) (в соавт.); гл. 3 «Право международной безопасности» «Курса международного права». Т. 4 (М., 1990) и др. Некоторые работы переведены на иностранные языки или изданы в других странах.
Исследовал проблемы, связанные с правовым статусом международных организаций, юридической природой их нормативных актов, правовым положением специальных учреждений ООН. Он стоял у истоков нового направления в отечественной науке – атомного права. Внес весомый вклад в разработку многих проблем права международной безопасности, разоружения, международного морского права.