ПН. Т. 4. С. 30.
МАЛИНОВСКИЙ Алексей Александрович – (8 июня 1969г.) – доктор юридических наук, профессор.
В 1993г. окончил Московский юридический институт. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты». В 2009 г. – докторскую диссертацию тему: «Злоупотребление субъективным правом как юридический феномен».
Сфера научных интересов: проблемы теории права, сравнительного правоведения в сфере уголовного права. Основные работы: «Уголовное право зарубежных государств» (М., 1998); «Сравнительное правоведение в сфере уголовного права (М., 2002); «Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование)» М., 2007.
ПН. Т. 4. С. 30—31.
МАЛКОВ Виктор Павлович (8 октября 1931 г.) – доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Заслуженный деятель науки Республики Татарстан.
В 1956 г. окончил юридический факультет Казанского университета.
В 1967 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Повторность преступлений по советскому уголовному праву: понятие и уголовно-правовое значение» (научный руководитель профессор Г. А. Кригер). В 1975 г. – докторскую диссертацию на тему: «Множественность преступлений и её формы по советскому уголовному праву».
В 1972—1983 гг. – декан юридического факультета Казанского государственного университета.
С 1975 г. – заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Казанского государственного университета. В 1982—1997 гг. – заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Казанского государственного университета. После ухода из Казанского университета некоторое время работал заведующим кафедрой публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.
С января 2000 г. – профессор Института экономики, управления и права (г. Казань), с 2002 г. – заведующий кафедрой уголовного права и процесса этого же института.
Сфера научных интересов: преступление и его разновидности, множественность преступных деяний, порядок применения различных видов наказания, а также проблемы совершенствования досудебного производства по уголовным делам.
Автор более 270 научных и учебно-методических работ, в том числе монографии, учебники и научно-практические пособия.
Основные труды: «Совокупность преступлений: (Вопросы квалификации и назначения наказания)» (Казань, 1974); «Множественность преступлений и её формы по советскому уголовному праву» (Казань, 1982);«Повторность проступка и уголовная ответственность» (Казань, 1995); «Совокупность приговоров и применение наказания: (Вопросы законодательного регулирования, теории и практики). (Казань, 2003) (в соавт.); «Ответственность по уголовному праву России за преступления против правосудия, совершаемые судьями» (Казань, 2005) (в соавт.); «Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты» (Казань, 2006) (в соавт.); «Производство в суде присяжных» (учебное пособие) (Казань, 2006) (в соавт.); «Множественность преступлений: сущность, виды, правовое значение» (Казань, 2006); «Избранные труды». В 3-х т. (Казань, 2011).
ПН. Т. 4. С. 31—32.
МАЛОЛЕТНИЕ – по гражданскому и семейному праву РФ несовершеннолетние, не достигшие 14 лет. За малолетних сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Исключение составляют мелкие бытовые сделки. Имущественную ответственность по сделкам малолетних несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица также отвечают за вред, причиненный малолетними лицами.
МАЛЬГАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА – расположена на острове Мадагаскар и близлежащих мелких островах (Баррен, Нуси-Бе, Сент-Мари и др.). Коренное население – мальгаши – единый народ, состоящий из ряда этнических групп, незначительно отличающихся друг от друга по материальной и духовной культуре.
Первые государственные образования возникли на Мадагаскаре уже в XIV – XV вв. К началу XIX в. основная часть острова была объединена в одно государство.
В 90-х годах XIX в. Франция, заручившись согласием Англии и Германии, начала регулярные военные действия на Мадагаскаре. 6 августа 1896 г. парламент Франции одобрил декрет об аннексии Мадагаскара.
После захвата Мадагаскара колонизаторы ликвидировали на острове традиционные формы правления и подчинили его французскому генерал-губернатору.
В 1946 г. на острове была создана первая массовая политическая организация – Демократическое движение мальгашского возрождения.
В 1955 г. в пяти крупных городах Мадагаскара были учреждены выборные органы городского самоуправления – муниципалитеты, возглавляемые мэрами. В 1957 г. была образована представительная ассамблея, избиравшая правительственный совет, который вначале возглавлялся верховным комиссаром Франции, а с 1958 г. одним из лидеров Социал-демократической партии Мадагаскара.
В октябре 1958 г. мальгаши добились провозглашения Мальгашской Республики и ее автономии в рамках французского Сообщества. 26 июня 1960 г. Мальгашская Республика была провозглашена независимым государством.
Конституция Мальгашской Республики
28 июня 1960 г.
Извлечения
Статья 2. Мальгашская Республика является единой, неделимой, демократической и социальной. Она заявляет о своем нейтралитете в отношении различных религий.
Статья 4. Учреждениями Республики являются:
Президент Республики, он же глава Правительства; Национальное собрание; Сенат; Высший совет конституционных учреждений.
Национальное собрание и Сенат образуют Парламент.
Статья 7. Правительство Республики состоит из Президента Республики, вице-председателя Правительства, министров и государственных секретарей.
Статья 8. Президент Республики избирается на основе всеобщего и прямого избирательного права.
Статья 9. Президент избирается сроком на семь лет; он может быть переизбран.
Статья 10. Президент Республики назначает членов Правительства и избирает из их числа вице-президента Правительства.
Статья 11. Президент Республики проводит государственную политику в соответствии с общими директивами, установленными в Совете министров.
Он руководит деятельностью Правительства.
Он является главой всех вооруженных сил и несет ответственность за национальную оборону.
Он является главой внутренних полицейских сил.
Он обеспечивает поддержание порядка и общественной безопасности.
Он производит назначения на государственные должности.
Статья 17. Акты Президента Республики контрассигнуются министрами, которым поручено их исполнение.
Статья 18. Президент Республики и члены Правительства несут уголовную ответственность за действия, которые были совершены ими при исполнении своих обязанностей и которые в момент их совершения квалифицировались как преступления или правонарушения.
Статья 19. Члены Национального собрания избираются сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Они носят звание депутатов.
Статья 27. При Правительстве и Национальном собрании учреждается совет коллективов. Он называется Сенатом, а его члены носят звание сенаторов.
Сенат рассматривает все законопроекты и законодательные предложения.
Правительство может консультироваться с Сенатом по экономическим и социальным вопросам и по вопросам административно-территориальной организации.
Статья 45. Контроль за соответствием законов и ордонансов настоящей Конституции осуществляется высшим советом конституционных учреждений.
Статья 46. Высший совет конституционных учреждений состоит из пяти лиц, из которых не менее трех выбираются в силу их компетентности в юридических вопросах. Два члена назначаются Президентом Республики, два – Председателем Национального собрания и один – председателем Сената.
Председатель Высшего совета конституционных учреждений назначается Президентом Республики.
ЮЭ. Т. 4. С. 16.
Magis de bono quam de malo lex intendit – закон склоняется в пользу хорошего, а не плохого.
МАЛЬГИН Тимофей Семенович (1752—1819)
Учился в академическом университете.
В 1768—1775 гг. находился в экспедиции Лепехина. По возвращении в Санкт-Петербург вышел в отставку и занялся исключительно научной и публицистической деятельностью. В 1791 г. – избран членом Российской академии, принимал в ее деятельности весьма активное участие.
Главные его труды: «Зерцало, отражающее Российских Государей от Рождества Христова с 862 г. по 1794 г.» (СПб., 1789,1791 и 1799); «Чиновник российских государей с разными в Европе и Азии христианскими и махометанскими владетельными и прочими высокими лицами о взаимных через грамоты сношениях издревля по 1672 г. как обоюдные между собой титла употребляемые и знаки дружества, почтения, преимущества и величия изъявляли. Выбрал по сокращенно из подлинных рукописей книг, сочиненных по повелению царя Алексея Михайловича» (СПб., 1792); «Опыт исторического исследования и описания старинных судебных мест Российского Государства и о качестве лиц и дел в оных» (СПб., 1803); «Опыт исторического исследования и доказательства древности в России монет разного достоинства и медалей своих собственных» (СПб., 1810); «Историческое изображение трех главных достопримечательных свойств или добродетелей Всероссийского Императора Петра Великого» (СПб., 1811); «Рассуждение о необходимом союзе разума и природных дарований с науками (СПб., 1813); «Российский ратник…» (СПб., 1821).
Т. С. Мальгин был первым исследователем истории российского правосудия, подготовил и издал обстоятельный труд на эту тему, несмотря на то что каких-либо обобщенных сведений о судах в период ранней истории Русского государства не существовало. Даже, как отмечал автор, в Уложении 1649 г. о судах упоминается весьма кратко и темно, а многих и совсем нет. Всего же, по данным Т. С. Мальгина, в Российском государстве допетровского периода действовало более 30 разных судов.
ПП. Т. 7. С. 393—394.
Maximus erroris populus magister – народ есть великий мастер по части ошибок.
МАЛЬТА – Республика Мальта. Государство на островах Мальтийского архипелага в центральной части Средиземного моря. Территория – 316 кв. км. Столица – г. Валлетта. Население – 400 тыс. чел. (1995 г.). Официальные языки – мальтийский и английский. Официальная религия – католицизм.
Мальта – унитарное государство.
Система органов власти
Глава государства – Президент, избираемый парламентом сроком на пять лет. Президент назначает премьер-министра из числа депутатов Палаты представителей и по его рекомендации – других министров. Он также назначает председателя Верховного суда, судей и Генерального прокурора.
Исполнительную власть осуществляет правительство – Кабинет министров. Оно состоит из представителей партии, получившей большинство мест во время всеобщих выборов. Конституция закрепляет принцип ответственности правительства перед Палатой представителей.
Общая характеристика правовой системы
Правовая система Республики Мальта носит смешанный характер. В основных своих чертах она сформировалась в период, когда страна была британской колонией (1800 – 1964 гг.). В ее законодательстве обнаруживается значительное влияние институтов не только английского, но и французского права, а отчасти и других правовых систем.
Основным источником права на Мальте является законодательство.
Наряду с законодательными актами важными источниками права служат торговые обычаи, весьма существенные для Мальты как средиземноморского государства с широкими коммерческими связями, а также решения высших судебных инстанций.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Действующий Гражданский кодекс Мальты был принят в 1868 г., Торговый кодекс – в 1857 г. Кодекс законов об организации и процедуре рассмотрения гражданских дел был издан в 1854 г. Этому же Кодексу подчинена процедура рассмотрения споров по торговым и морским делам.
На Мальте известное развитие получило социальное законодательство. В 1945 г. было введено обязательное страхование от безработицы, в 1948 г. – выплата пенсий по старости, с 1952 г. в законодательном порядке предусмотрено заключение коллективных договоров между предпринимателями и работниками об условиях труда.
Уголовное право
Действующий Уголовный кодекс 1854 г. был опубликован британским губернатором. Впоследствии к нему был присоединен в качестве второй книги изданный в том же году Уголовно-процессуальный кодекс. В текст УК не раз вносились изменения и дополнения.
Судебная система
Действующая Конституция Мальты 1975 г. среди высших государственных учреждений называет Конституционный суд. В его компетенцию входит рассмотрение жалоб по вопросам выборов в парламент, нарушений конституционных прав граждан, а также относительно толкования законов или их соответствия Конституции.
Система общих судов на Мальте возглавляется Апелляционным и Уголовным апелляционным судами.
Следующая судебная инстанция представлена Гражданским, Коммерческим и Уголовным судами. Судьи этого суда единолично рассматривают жалобы на решения магистратских судов. Уголовный суд рассматривает в составе судьи и присяжных дела о серьезных преступлениях.
Дела о малозначительных преступлениях и мелкие споры по гражданскому праву разбираются магистратскими судами, состоящими из платных мировых судей.
Все судьи назначаются пожизненно президентом по представлению премьер-министра.
Конституция Мальты (Республики Мальта) от 1964 г.
Извлечения
Статья 1. Государственные принципы
(1) Мальта является демократической республикой, основанной на труде и на уважении к основным правам и свободам личности.
(3) Мальта является нейтральным государством, активно стремящимся к миру, безопасности, к социальному прогрессу среди всех наций, придерживаясь политики неприсоединения и отказа от участия в любом военном союзе.
Статья 32. Общее положение
Поскольку в Мальте каждому принадлежат основные права и свободы личности, то есть право, каковы бы ни были его раса, место рождения, политические мнения, цвет кожи, верования или пол, подчиненное его обязанности соблюдать права и свободы других лиц и всеобщие интересы на любое и на все из следующих прав, а именно:
(а) на жизнь, свободу, личную безопасность, обладание имуществом и на правовую защиту;
(b) на свободу совести, слова, мирных собраний и объединений; и
(с) на уважение к частной и семейной жизни.
Статья 33. Жизнь
(1) Никто не должен быть намеренно лишен жизни, кроме как во исполнение приговора суда, вынесенного в связи с преступлением согласно закону Мальты, за которое это лицо было осуждено.
(2) Не ограничивая любую ответственность за нарушение любого другого права, с уважением к использованию силы к таких случаях, как далее упомянутые здесь, лицо не должно рассматриваться как лишенное жизни в противоречии с этой статьей, если оно умирает в результате использования силы в такой степени, которая может быть разумно обоснована обстоятельствами дела:
(а) для защиты любого лица от насилия или для защиты имущества;
(b) с намерением осуществить законный арест или предотвратить бегство лица, законно задержанного;
(с) с целью подавления бунта, мятежа или восстания;
(d) с намерением предотвратить совершение этим лицом преступления или если оно умирает вследствие законного военного действия.
Статья 34. Личная свобода
(1) Никто не должен быть лишен личной свободы, кроме случаев, которые могут быть разрешены правом.
(2) Любое арестованное или задержанное лицо должно быть проинформировано во время его ареста или задержания на понятном ему языке об основаниях его ареста или задержания.
(4) Любое лицо, незаконно арестованное или задержанное любым другим лицом, должно иметь право на компенсацию за это от данного другого лица.
Статья 35. Запрещение принудительного труда
(1) Ни от кого нельзя требовать осуществления принудительного труда.
Статья 36. Запрещение бесчеловечного или унижающего обращения
(1) Никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему наказанию или обращению.
(3) (а) Никакой закон не должен предписывать применение коллективных наказаний.
(b) Ничто в этой части не должно препятствовать наложению коллективных наказаний на членов вооруженных и военизированных сил в соответствии с законом, регулирующим дисциплину в этих силах.
Статья 39. Арест
(1) Всякий раз, когда любое лицо обвиняется в преступлении, ему, пока обвинение не отозвано, должна быть предоставлена возможность быть в разумное время справедливо заслушанным независимым и беспристрастным судом, учрежденным по закону.
(2) Любой суд или другой принимающий правовое решение орган власти, на который законом возложено определение существования или объема гражданских прав или обязанностей, должен быть независимым и беспристрастным; и там, где процедуры такого определения были начаты любым лицом перед таким судом или другим принимающим решение органом власти, этому лицу должна быть предоставлена возможность быть справедливо заслушанным в разумное время.
(3) Все процессы в любом суде и процедуры, относящиеся к определению, существуют ли и в каком объеме гражданские права и обязанности определенного лица, перед любым другим принимающим решение, органом власти, включая оглашение решений суда или иного органа власти, должны быть произведены открыто (in public), если все их стороны не согласились сделать исключение.
(5) Любое лицо, обвиняемое в преступлении, должно считаться невиновным, пока его вина не доказана или он не признан виновным.
(6) Любое лицо, обвиняемое в преступлении:
(а) должно быть письменно проинформировано подробно и на том языке, который оно понимает, о характере преступления, в котором оно обвиняется;
(b) должно получить достаточное время и благоприятные условия для подготовки к своей защите;
(с) должно получить возможность защищать себя лично или через юридического представителя, а лицо, которое не в состоянии оплатить такое юридическое представительство так, как это разумно требуется обстоятельствами его положения, должно иметь право иметь такое представительство за общественный (public) счет;
(d) должно быть обеспечено необходимыми условиями для того, чтобы: лично или через его юридического представителя допрашивать перед любым судом свидетелей, вызванных обвинением; добиться присутствия свидетелей, разумные издержки которых подлежат оплате, и провести их допрос перед судом в его интересах на тех же условиях, которые применяются к свидетелям, вызванным обвинением; и
(е) должно иметь возможность пользоваться бесплатной помощью переводчика, если оно не понимает языка, используемого при проверке обвинения, а процесс в суде не должен происходить в отсутствие этого лица, кроме как с его собственного согласия, если оно не ведет себя таким образом, что делает продолжение процесса в его присутствии невозможным, и суд не постановляет удалить это лицо и продолжать процесс в его отсутствие.
(7) Если лицо находится под судом за преступление, то этому обвиняемому лицу или от его имени, уполномоченному им любому иному лицу должна быть предоставлена в течение разумного отрезка времени после вынесения приговора копия любого протокола (record) судебного заседания, составленного судом или от имени суда, для использования обвиняемым лицом, если оно этого требует и при условии разумной оплаты, которая может быть предписана законом.
(8) Никто не должен считаться виновным в преступлении за любое действие или бездействие, которое в то время, когда оно имело место, не являлось преступлением, и за любое преступление не может быть наложено никакое наказание, если оно является более суровым по степени или характеру, нежели максимальное наказание, которое могло быть наложено за это преступление в то время, когда оно было совершено.
(9) Никакое лицо, доказавшее, что оно уже было под судом за преступление и этот компетентный суд осудил или оправдал его, не должно снова быть предано суду за это же преступление.
(10) Никакое лицо, судимое за преступление, не должно быть принуждено давать свидетельские показания в своем деле.
Статья 42. Собрания, объединения
(1) Никому не следует препятствовать в пользовании его свободой мирных собраний и объединения, то есть его правом мирно и свободно собираться и объединяться с другими лицами и в особенности создавать профессиональные и иные союзы или объединения для защиты его интересов и входить в состав таких союзов и объединений.
Глава V. Президент
Статья 48. Назначение
(1) В Мальте должен быть Президент. Президент Мальты должен назначаться резолюцией Палаты представителей.
(2) Не должно определяться как могущее быть назначенным на должность Президента Мальты лицо, которое:
(а) не является гражданином Мальты; или
(b) занимает или занимало должность Главного судьи или другого судьи в Высших судах; или
(с) оно является несоответствующим для назначения на любую публичную должность.
Глава VII. Исполнительная власть
Статья 78. Президент
(1) Исполнительной властью Мальты облечен Президент.
(2) Исполнительная власть Мальты должна осуществляться Президентом как непосредственно, так и через подчиненных ему должностных лиц.
Статья 79. Кабинет
(1) Должен существовать Кабинет Мальты, который должен состоять из премьер-министра и такого числа других министров, которые могут быть назначены в соответствии со статьей 80 этой Конституции.
(2) Кабинет должен осуществлять общее руководство и контроль за властями Мальты и должен быть коллективно ответственным за это перед парламентом.
Статья 96. Назначение судей
(1) Судьи Высших судов должны назначаться Президентом.
(2) Никто не может быть признан обладающим качествами, необходимыми для назначения судьей Высших судов, если в течение двенадцатилетнего периода или периодов, в сумме составляющих двенадцать лет, он не был практикующим адвокатом в Мальте, или не служил магистратом в Мальте, или не был часть этого срока адвокатом и часть – магистратом.
Статья 97. Окончание пребывания в должности судьи
(1) Соблюдая предписания этой статьи, судья Высших судов должен оставить свою должность, когда он достигает возраста шестьдесят пять лет.
Статья 100. Магистраты
(1) Магистраты низших судов должны назначаться Президентом согласно совету премьер-министра.
(2) Никакое лицо не может быть признано соответствующим требованиям, предъявляемым при назначении на должность или исполняющим обязанности магистрата низших судов, если оно не было практикующим адвокатом в Мальте в течение периода или периодов, в сумме составляющих не менее семи лет.
ЮЭ. Т. 4. С. 18—21.
Melior est jstitia vere praeveniens quam severe puniens – правосудие истинно предупреждающее предпочтительнее, чем сурово карающее.
МАЛЫГИН Александр Яковлевич (1 октября 1948 г.) – доктор юридических наук, профессор.
В 1975г. окончил Академию МВД СССР.
В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Развитие кадровой функции органов советской милиции в период строительства социализма в СССР, 1917—1936 гг.». В 1992 г. – докторскую диссертацию на тему: «Государственно-правовой статус милиции РСФСР в период проведения новой экономической политики (20-е годы)».
С 1978 г. на преподавательской работе – преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры истории органов внутренних дел Академии МВД СССР. В 1985—1992 гг. – заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии МВД СССР. В 1992—1995 гг. – профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии МВД России, с октября 1995 г. – профессор секции истории и культурологии кафедры философии и политологии Юридического института МВД России. В 2000—2005 гг. – начальник кафедры истории и культурологии Московского областного филиала Московского Университета МВД России.
С июля 2006 г. – профессор кафедры теории и истории Московского областного филиала Московского Университета МВД России.
Сфера научных интересов: проблемы истории государства и права, отечественных правоохранительных органов.
Автор свыше 100 научных публикаций.
Основные труды: «Советская милиция: история и современность» (М., 1987) (в соавт.); «Полиция и милиция России: страницы истории» (М., 1995) (в соавт.); «Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк» (М., 1996) (в соавт.); «Правоохранительные органы белых правительств» (М., 1999); «Милиция России. Документы и материалы. 1917—1999 гг.» (Саратов, 2001); «Полиция России. Документы и материалы. 1718—1917 гг.» (Саратов, 2002)»; «Энциклопедия МВД России. (1902—2002)» (М., 2002) (в соавт); «Министерство внутренних дел. 1902—2002. Исторический очерк» (М., 2004); «История отечественных органов внутренних дел» (М., 2005); «История московской милиции. Становление и развитие органов охраны общественного порядка в Москве с древности до наших дней» (М., 2006); «История органов внутренних дел: основные этапы развития полиции-милиции России» (М., 2010) (в соавт.).