Книга Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг - читать онлайн бесплатно, автор Джозеф Синки. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг
Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг

Bank of Israel Bulletin

Bank of Japan Monetary and Economic Studies

Bank of London and South America Review

Bank of Montreal Business Review

Bank of Thailand Quarterly Bulletin

Bank Operations Report

Bank & Quotation Record

Bank Performance Annual

Bank Personnel Policies and Practices

Bank Personnel Report

Bank Rate Monitor

Bank Reports

Bank Resolution Reporter

Bank Risk

Bank Safety Directory

Bank Security & Fraud Prevention

Bank Security Report

Bank Software Review

Bank Tax Report

Banker

Banker International

Bankers’ Almanac and Year Book

Bankers Blue Book

Bankers’ Circular

Bankers Desk Reference

Bankers Farm Bulletin

Bankers Handbook for Asia

Bankers Magazine

Bankers Middle-Market Lending Letter

Bankers Monthly

Bankers News

Bankers’ Research

Banker’s Secret Bulletin

Banking and Financial Services Policy Report

Banking Education News

Banking Industry

Banking Information Index

Banking Issues and Innovation

Banking Law Journal Digest

Banking Law Report

Banking Literature Index

Banking Policies

Banking Policy Report

Banking Software Review

Banking Strategies

Banking World

Bankrisk

Banks in Insurance Report

Financier, The Journal of Financial Affairs

Independent Banker

International Journal of Bank Marketing

Issues in Bank Regulation

Journal of Bank Taxation

Journal of Consumer Lending

Journal of Financial Services Professionals

Journal of Internet Banking and Commerce

Journal of Lending and Credit Risk Management, which formerly was Journal of Commercial Bank Lending

Journal of Retail Banking

Journal of the Institute of Bankers

Magazine of Bank Administration

Moody’s Bank & Finance News Reports

Mortgage Banker

Mutual Savings Banks Journal

Private Banking

Real Percentgram

Real Estate Review

RMA Journal, formerly Journal of Commercial Bank Lending

Trade Finance and Banker International

Savings Institutions

Secondary Mortgage Markets

Академические журналы

Banking Law Journal

Financial Management

Financial Review

Global Finance Journal

Journal of Accounting, Auditing, and Finance

Journal of Accounting Research

Journal of Bank Accounting & Auditing

Journal of Bank Cost & Management Accounting

Journal of Bank Research

Journal of Bank Taxation

Journal of Banking and Finance

Journal of Derivatives

Journal of Finance

Journal of Financial and Quantitative Analysis

Journal of Financial Economics

Journal of Financial Education

Journal of Financial Engineering

Journal of Financial Intermediation

Journal of Financial Markets

Journal of Financial Planning

Journal of Financial Research

Journal of Financial Services Research

Journal of Futures Markets

Journal of International Financial Markets, Institutions, and Money

Journal of International Money and Finance

Journal of Money, Credit, and Banking

Review of Financial Studies

Правительственные публикации

Annual Reports (FDIC, OCC, FRS, etc.)

Congressional Hearings, Reports, and Staff Studies usually may be obtained by writing the Chief Clerk of the committee in question

Bank Structure and Competition (Annual, FRB of Chicago)

Federal Home Loan Bank Board Journal

Federal Reserve Bulletin and the Monthly/Quarterly Reviews of the District Federal Reserve Banks

Treasury Bulletin

Судебные дела

Intercollegiate Case Clearing House

Soldiers Field Post Office

Boston, MA 02163

Check bookstores, libraries, and Web sites for case books on banking

Бухгалтерские отчеты (отчеты о состоянии банков, балансовые отчеты, данные о доходах-расходах)

FRB of Chicago (Web site, see www site address)

National Technical Information Service, U.S. Department of Commerce

Standard and Poor’s Compustat Service, Inc.

Компьютерные модели коммерческих банков

The Stanford Bank Game, Human Resources West, Inc., San Francisco, CA

Разное

Bankers Desk Reference

Bankers Schools Directory

Polk’s Bank Directory

Rand McNally International Bankers Directory

Полезные веб-сайты

Board of Governor (of FRS)

http://www.federalreserve.gov


FRB Atlanta

http://www.frbatlanta.org


FRB Boston

http://www.bos.frb.org


FRB Chicago

http://www.frbchi.org


FRB Cleveland

http://www.clev.frb.org


FRB Dallas

http://www.dallasfed.org


FRB Kansas City

http://www.kc.frb.org


FRB Minneapolis

http://www.minneapolisfed.org


FRB New York

http://www.ny.frb.org


FRB Philadelphia

http://www.phil.frb.org


FRB Richmond

http://www.rich.frb.org


FRB St. Louis

http://www.stsl.frb.org


FRB San Francisco

http://www.frbsf.org


FDIC

http://www.fdic.gov


FFIEC

http://www.ffiec.gov/nic


OCC

http://www.occ.treas.gov


OTS

http://www.ots.treas.gov


FHLBB

http://www.fhlb-of.com/index.html


FHFB

http://www.fhfb.gov/


SEC

http://www.sec.gov


Federal Register

http://www.access.gpo.gov/su_docs/aces/aces140.html


FedStats

http://www.fedstats.gov/


BIS

http://www.bis.org/


IMF

http://www.imf.org


World Bank

http://www.worldbank.org


CHIPS

http://www.chips.org/chipind.html


NACHA

http://www.nacha.org


insure.com

http://www.insure.com/ratings/analysis/99q2life.html


Harvard Cases

http://www.hbsp.harvard.edu/educators/newsletter/index.html


SEC company data

http://www.spredgar.com/


Wall Street Week

http://www.pbs.org/mpt/rukeyser/


FMA

http://www.fma.org/


KMV

http://www.kmv.com/


Ram Research

http://www.ramresearch.com/


Loan Pricing

http://www.loanpricing.com/


A.M. Best

http://www.ambest.com/


ACH

http://www.kc.frb.org/frfs/fsach.htm


Congressional Record

http://www.access.gpo.gov/su_docs/aces/aces150.html


Sample bank/BHC address

http://www.citigroup.com

Советы по поиску информации в Интернете, подготовке кейсов и отчетов

Интернет-сайты и системы поиска, доступ к которым можно получить через библиотеки и собственный персональный компьютер, – это удобные и надежные источники банковской информации. Большинство крупных банков, регулирующих органов и финансовых компаний имеют собственные интернет-сайты; поиск можно осуществить также по ключевым словам. Как правило, проблемой является не отсутствие, а избыток информации. Готовясь к будущей профессиональной деятельности, полезно научиться составлять резюме, излагающие суть рассматриваемой проблемы. Для четкой организации материала советуем применять жирный шрифт (выделять основные идеи), подчеркивания и заголовки.

Глава 2

Факторы изменений, инновации и консолидации в индустрии финансовых услуг

Учебные задачи

1. Составить представление о факторах изменений в индустрии финансовых услуг (компонентах ФОКУСа).

2. Представить инновацию как диффузионный процесс.

3. Изучить два аспекта инновации: технологический и контрактный.

4. Изучить процесс консолидации и корпоративной реструктуризации, в частности процесс банковского слияния.

Тема главы

За несколько веков до новой эры греческий философ Гераклит сказал: «Все течет, ничто не остается без движения, все меняется». Это знаменитое изречение с полным правом может быть применено к описанию современного банковского дела. Источники изменений в индустрии финансовых услуг многочисленны и непостоянны и отражают колебание процентных ставок, курсов валют и цены товаров как факторов банковского риска. Процесс изменений в этой индустрии и проникновения инноваций можно лучше понять благодаря введению модели ФОКУС. Единство компонентов этой модели в сочетании с интересом приводит к появлению финансовых инноваций. Данная модель, во-первых, позволяет достаточно полно анализировать процесс изменений в индустрии финансовых услуг, во-вторых, дает представление о существенной роли, которую в банковском деле играет финансовая инновация. Консолидация в этой индустрии обусловлена следующими экономическими факторами: эффективность, функционирование федеральной сети безопасности, рыночная сила и снижение управленческих затрат.

Введение

В 1896 г. Джон Пьерпонт Морган организовал эмиссию столетних облигаций носящей его имя компании. Век спустя возвращением долга занимался председатель совета директоров компании Дуглас А. («Сэнди») Уорнер III. В торжественной речи Уорнер гордо заявил: «Вот оно, умение измениться, приспособиться – прошло сто лет, а мы все еще здесь, мы на рынке»[15]. Вслед за великим Гераклитом Уорнер мог бы воскликнуть: «Все течет, ничто не остается без движения. Ничто не вечно, все меняется». Через неделю после этого выступления главы компании, 13 сентября 2000 г., банк J.P. Morgan & Company (JPM) приобрела корпорация Chase Manhattan. Воистину: все меняется!

Заметим, что на самом деле в течение столетия, предшествовавшего заявлению Уорнера, компания JРМ менялась не слишком заметно. Говоря о статусе JPM, чье название стало синонимом «американского капитализма», Уорнер заметил: «Это наше проклятье!» Банк был парадным лицом «американского капитализма», т. е. «самым надежным» и «самым престижным» консультантом компаний – «голубых фишек» и инвесторов с «голубой кровью». Для простых смертных JPM был недостижим: работать с ним могли только те, кто «вращался в определенных кругах». Клиенты спорили за право сотрудничать с JPM – очевидно, что компании не нужно было приспосабливаться к нуждам клиентов. В «старое доброе время» эта стратегия давала неплохой результат; в XXI в., чтобы заманить потребителя, приходится ФОКУСничать. В этих условиях JPM неизбежно оказалась в положении желанной наживы для поглотителей. Поглощение было совершено, когда Chase Manhattan предложил за приобретение банка 34 млрд долл. Пожалуй, JPM повезло: ее купила американская фирма; а ведь с тем же успехом компания могла стать отделением зарубежного банка – событие, одна вероятность которого, по словам Тортона, «заставила бы старика Пьерпонта перевернуться в гробу».

Тема этой главы – изменения в банковском деле и их связь с инновациями. Для описания факторов таких изменений мы придумали ФОКУС. Чтобы выжить в динамично меняющейся индустрии финансовых услуг, банкам приходится приспосабливаться к изменениям. В числе стратегий, позволяющих осуществить эту задачу, доминируют консолидация через слияния и поглощения (M&A) и внутренняя реорганизация и экспансия дочерних фирм. Заметим, что эти стратегии ни в коем случае не взаимоисключающие. JPM шла по второму пути; по словам Уорнера (этот комментарий он сделал за неделю до поглощения JPM), «Сегодня все говорят о консолидации. Мир консолидируется. И все-таки: чем ты больше, тем неуклюжее». Едва ли следует решать вопрос столь категорично: разве не может современная финансовая (в том числе банковская) компания, подобно современному атлету обладать мощью, весом и ловкостью?

Динамическая модель изменений и финансовые инновации

Динамическая модель изменений состоит из пяти компонентов: финансовая и операционная прозрачность, овладение информационными технологиями, капитал (его адекватность), успешность борьбы за клиента, степень риска. В этом разделе будет описан как каждый из этих факторов, так и процесс внедрения финансовых инноваций. Легко запоминающееся аббревиатура ФОКУС (в оригинале TRICK, по-английски trick – уловка) включает все факторы изменений в индустрии финансовых услуг. ФОКУС расшифровывается следующим образом:

• Финансовая и операционная прозрачность;

• Овладение информационными технологиями;

• Капитал (его адекватность);

• Успешность борьбы за клиента;

• Степень риска.


Для сравнения приведем другой перечень факторов появления финансовых нововведений, а именно шесть стимулов инноваций, описанные Ван Хорном [Van Horne (1985)][16]:

1. Неустойчивость темпов инфляции и процентных ставок: часть присутствующего в ФОКУСе компонента «С» – степень риска инвестиций, обусловливающая управление риском.

2. Изменение системы регулирования и законодательные требования: компонент «К» – адекватность капитала определяется, в частности, исходя из законодательных требований.

3. Изменение налоговой системы: также компонент «К» – вспомним понятие «налогообложение как часть регулирования».

4. Технологический прогресс: компонент «О».

5. Уровень экономической активности: компонент «С» – дефляция и рецессия приводят к убыткам по банковским кредитам, а инфляция и волатильность процентных ставок обусловливают волатильность чистой прибыли и приводят к уменьшению чистой стоимости кредитов с фиксированной ставкой, финансируемых за счет краткосрочных обязательств (кризис S&L).

6. Академические исследования: компоненты «Ф» и «С» – научные разработки влияют на эффективность рынка, например, через разработку инструментов управления риском и методов достижения большей прозрачности и адекватного раскрытия информации.


Банковские работники склонны забывать о существовании такого важного стимула инноваций, как академические исследования. Между тем точка зрения Ван Хорна, включающего этот фактор в свой список, подтверждается многочисленными примерами привлечения ведущих научных специалистов в области экономики и финансов к работе на Уолл-стрит. Заметим также, что крупнейшие коммерческие и инвестиционные банки США, лидирующие на мировом рынке производных инструментов, не смогли бы добиться столь значительных результатов без серьезных исследований в области ценообразования и структурирования инструментов этого типа[17].

Сочетание ФОКУСа с интересом дает формулу изменений, позволяющую анализировать процесс распространения финансовых инноваций:

ФОКУС + Интерес = Финансовая инновация. (2.1)

Под интересом мы понимаем прежде всего использование выгодных возможностей. Если такая возможность представляется разумному бизнесмену, он ее не упускает. Откуда берутся выгодные возможности? Принимая за образец конкурентный и эффективный рынок, потенциальным источником выгодных возможностей можно считать несовершенства и неэффективность. Очевидно, что при наличии конкуренции существование подобных возможностей со временем приведет к их исчезновению: конкуренты-последователи с их инновациями постепенно «растащат» всю прибыль. Выживет наиболее эффективный производитель, тот, чья деятельность требует наименьших затрат. Потребитель финансовых услуг окажется в выигрыше, поскольку инновации дадут ему возможность получать продукты лучшего качества по меньшей цене. Напомним, однако, что подобные выгоды невозможны без определенных затрат, вызванных консолидацией, вероятными кризисами и финансовой нестабильностью.

Компонент «Ф»: финансовая и операционная прозрачность

Прилагательным «прозрачный» в сфере финансов обозначают ясное, понятное или легко вычисляемое. «Прозрачны» объекты, обладающие этими качествами и характеризуемые отсутствием «мутности». Ключевые понятия, связанные с прозрачностью: финансовая информация; предоставление необходимых сведений; мониторинг и требования держателей акций или облигаций; рыночная оценка и отчетность управляющих, директоров и менеджеров сети безопасности.

Рассмотрим банковские коммерческие кредиты и производные внебиржевого рынка (форварды, опционы и свопы) – инструменты, имеющие общие свойства: все они приспосабливаются к нуждам клиентов, их цена устанавливается для каждого конкретного случая и, наконец, они недостаточно прозрачны. Банки, имеющие много контрактов данного типа, сложно оценить. Сами контракты также с трудом поддаются оценке. Чем выше прозрачность, тем легче провести оценку. Повышение прозрачности таких инструментов и, следовательно, более успешная их оценка возможны благодаря секьюритизации (финансовая инновация) и предоставлению необходимых сведений (требование регуляторов и рынка). Кроме того, продавая подобные продукты, банки – идет ли речь о продаваемых потребителю паях взаимных фондов или производных инструментах, предлагаемых корпоративным клиентам, – обязаны предупреждать покупателя о риске, если необходимая информация в должном объеме не была предоставлена. Итак, в повышении финансовой и операционной прозрачности – «Ф» в ФОКУСе – заинтересованы инвесторы, клиенты и регуляторы.

Компонент «О»: овладение информационными технологиями

Изобретение машин привело к промышленной революции, позволившей начать массовое производство товаров. В наши дни люди работают с машинами (компьютерами), которые значительно расширяют их возможности по сбору, обработке, хранению и передаче информации. На наших глазах совершилась еще одна чудесная и завораживающая революция – информационная; поэтому банковский ФОКУС невозможен без компонента «О» – овладения информационными технологиями. В современной экономике, в отличие от старой индустриальной экономики, эффективность использования накопленных людьми знаний повышается за счет компьютеров и сетевых технологий. По-видимому, уместнее говорить не о старом/новом типе экономики, а о «сетевой» экономике как принципиально отличном от предыдущих экономическом организме[18]. Напомним, что компании, предоставляющие финансовые услуги, мы решили рассматривать как предприятия, занятые в информационном процессе, информационные технологии, таким образом, играют первостепенную роль в деятельности банков.

Впрочем, не мы первые оценили важность информации и информационных технологий. Приведем высказывание Уолтера Ристона, ушедшего в отставку председателя Citicorp: «Базой мировых финансов прежде был золотой стандарт – в наше время его заменил стандарт информационный». Ученик и преемник Ристона, сопредседатель Citigroup (на пенсии с 2000 г.) Джон Рид сказал, будучи еще начинающим финансистом: «Мне не нужны кирпичи и цемент, мне нужна информация». Интересно, что банки порой действуют, как компании, занятые в коммуникационной сфере: они создают сетевой организм, позволяющий собирать, обрабатывать и передавать информацию, значимую для них самих и для клиентов.

Использование информационных технологий позволяет кардинально изменить как сами продукты, так и методы их поставки: появляются электронные деньги, электронные банки и электронная торговля (подробнее см. гл. 3). Бесперебойное функционирование всеохватывающего электронного банковского обслуживания и электронных денег будет означать полный переход всего «банковского» и «денежного» из сферы конкретики в область абстрактных понятий. Электронное банковское обслуживание и электронные деньги выступают, кроме того, необходимыми элементами электронной торговли.

Банки могут принимать клиентов в традиционных из «кирпича и бетона» отделениях; обслуживание также можно вести через единую систему, с использованием электронных средств, важнейшее из которых Интернет. Недавно организованные банки, как правило, чисто электронные банковские фирмы, но большинство крупных банковских компаний по-прежнему предлагает оба вида услуг: традиционное и электронное финансовое обслуживание. Коммунальные банки предпочитают традиционные методы, хотя обычно имеют страницу в Интернете. Крупнейшие банковские холдинговые компании широко используют Интернет в своих финансовых инновациях. В качестве примера рассмотрим стратегию JPM до ее поглощения Chase Manhattan: компания использовала Интернет для выхода на «широкий» рынок, т. е. для привлечения в число клиентов компаний средней величины, новых состоятельных потребителей (не входящих в круг «элиты») и новых высокотехнологичных фирм. Кроме того, JPM предлагала своим сотрудникам организовывать собственные предприятия, т. е. становиться генеральными директорами дочерних фирм JPM. Один из примеров подобного успешного начинания – компания RiskMetrics, создающая программы для измерения степени риска в условиях рыночной волатильности. JPM владела 22 % капитала компании, клиентами которой были 22 тыс. частных лиц, 5 тыс. организаций и несколько крупнейших мировых банков.

Компонент «К»: капитал (его адекватность)

Банковские регуляторы требуют от банков и банковских холдинговых компаний адекватности капитала. Известная шуточная расшифровка FDIC как «вечно требующая роста капитала» (Forever Demanding Increased Capital) очень верно отражает суть деятельности менеджеров сети безопасности, чья цель – обеспечить безопасность и надежность банков через так называемую «адекватность капитала». Банковские организации, занятые публичной торговлей акциями и облигациями, безусловно, подчиняются требованиям рынка, т. е. инвесторов и незастрахованных кредиторов. В то же время для тысяч коммерческих банков, являющихся местными организациями, значимым остается законодательное регулирование – мониторинг банковской деятельности, обеспечивающий прозрачность (путем предоставления адекватной информации) и равные возможности для конкурентов. Кроме того, банковские регуляторы порой исполняют ряд социальных функций. Так, согласно Закону о финансовой модернизации финансовая или банковская холдинговая компания, чей дочерний банк не отвечает требованиям Закона о коммунальном реинвестировании, не имеет права расширяться до тех пор, пока надлежащие стандарты не будут соблюдены.

На основе понятия диалектики регулирования (см. гл. 1) можно сформировать модель изменений:

Регулирование + Интерес = Инновация. (2.2)

Данная формула показывает, каким образом компонент «К» (адекватность капитала как основная цель банковского регулирования) воздействует на появление инноваций.

Компонент «У»: успешность борьбы за клиента

В индустрии финансовых услуг ведется жесточайшая борьба за клиентов. Банк, не имеющий клиентов, не сможет открыть ни офисов, ни интернет-сайтов. В гл. 1 мы писали, что конкуренция в этой сфере касается прежде всего цен, удобства для потребителей и доверия клиентов. Банк, стремящийся привлечь клиентов, обязан двигаться вперед во всех трех направлениях. С компонентом «У» неразрывно связаны компоненты «Ф», «С» и «О»: клиента всегда привлекают инновации в области продуктов и услуг. Инновации выражаются в большей прозрачности, лучшем управлении риском и более высоком качестве обслуживания.

Компонент «С»: степень риска

Одна из наиболее заметных инноваций в области банковского дела – создание инструментов управления риском, необходимых в условиях волатильности процентных ставок, курсов валют и товарных цен (в первую очередь нефти). Риск-менеджмент занимает центральное место в финансовом менеджменте в целом – именно поэтому мы так часто обращаемся к этой теме в нашей книге. Изучая входящий в состав ФОКУСа компонент «С», мы увидим, как рост риска в сочетании с интересом приводит к появлению новаторских техник управления риском. Деятельность банков сопряжена с риском, а это значит, что они должны уметь, во-первых, справляться с собственным балансовым риском и, во-вторых, продавать продукты и услуги управления риском своим клиентам.

Методы управления риском варьируют от традиционных (управление активами-пассивами; кредитный анализ заемщика) до усложненных (использование производных инструментов – фьючерсов, форвардов, опционов и свопов – для хеджирования; уменьшение риска путем секьюритизации). Секьюритизация, т. е. превращение кредитов в ценные бумаги и последующая их продажа, – одна из важнейших «изаций», характерных для современной банковской системы и индустрии финансовых услуг. Прочие «изации» были описаны в гл. 1.