Мы видим, что манера поведения ребенка формируется во многом благодаря воспитанию. И не следует оправдывать плохое поведение малыша особенностями его характера. Если же говорить об индивидуальных особенностях, то к ним следует относить иные проявления.
Они могут касаться степени активности ребенка, его динамики, психомоторики, способности к обучению, сюда входят определенные черты характера, ему присущие, которые в той или иной степени развиваются при определенных условиях.
Таким образом, очень важно отличать особенности характера от дурных привычек, которые при отсутствии должного внимания к ним с возрастом лишь укрепляются и приобретают постоянный характер.
Основные составляющие, нарушающие гармонию семейных взаимоотношений
Для того, чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком, необходимо создать общую благоприятную атмосферу семьи. Существует ряд серьезных нарушений в построении взаимоотношений. Но отметим при этом, что данные категории весьма условны и очень трудно найти семью, которая будет определенно попадать под одну из них, ведь, так или иначе, в реальности существует совокупность проблем, а мы приводим лишь частичное отражение одной из них.
Псевдосотрудничество
Данная модель устройства семьи характеризуется принципом, что, пока все внешне протекает хорошо, отношения в такой семье стабильны и вполне благополучны. То есть, если все члены семьи имеют высокий уровень благосостояния и хорошую работу, физически вполне здоровы и в целом семья преуспевающая, то в ней наблюдается достаточно высокий уровень взаимопонимания, создается ощущение сотрудничества в решении семейных проблем, все друг другом довольны.
Однако стоит возникнуть малейшей неприятности с внешней стороны, как, казалось бы, крепкие стены такой семьи начинают вдруг рушиться, отношения в ней расшатываются. Так члены семьи при наступлении какой-либо опасности, вместо того, чтобы сплотиться, начинают усугублять сложившуюся ситуацию, обвиняя друг друга.
В прежде благополучной семье вдруг возникают ссоры и конфликты. В подобных семьях предпосылкой к разводу может послужить, например тяжелая болезнь ребенка. Отторжение со стороны близких людей может быть основано на внезапном снижении социального статуса.
У детей в таких семьях довольно велик риск развития нервно-психических расстройств, ведь пока все внешне благополучно, семья кажется ребенку оплотом любви, гармонии и стабильности, но стоит случиться любой неприятности, как все это благополучие вдруг внезапно исчезает.
И ребенок не может понять этого и справиться с таким психологическим ударом, поскольку его защитные барьеры еще плохо сформированы, такие дети либо заболевают, либо теряют веру в близких людей и вообще перестают доверять кому бы то ни было, мир начинает казаться им неоправданно жестоким, лицемерным и фальшивым.
Эмоциональное отчуждение
На первый взгляд, такая семья опять же вполне благополучна. Членов семьи объединяют общие цели и интересы, они сплачиваются во время трудностей, супруги едины и последовательны в вопросе воспитания детей.
Скандалы и напряженные отношения в таких ячейках общества практически не бывают. Однако жизнь такой семьи проходит в условиях пониженного эмоционального фона. Семья скорее держится на принципе необходимости, чувстве долга или же стремлении жить как все, соблюдая положенные нормы.
В таких семьях всегда сохраняется внешняя благопристойность, разговоров по душам здесь не бывает. Ребенок в такой атмосфере растет и развивается без каких бы то ни было серьезных отклонений, он уважает внешнее проявление благообразного поведения и чтит закон и порядок, однако у него слабо развиты представления о моральных принципах.
Во взрослой жизни такие дети стремятся создать семью, похожую на родительскую, правильную и стабильную, они считают ее идеальным вариантом взаимоотношений. Такие дети не верят в искренние чувства, любые их проявления кажутся им лишь хорошо срежессированным сюжетом. Стабильность для таких детей становится превыше всего.
Симбиотические семьи
Отношения в таких семьях характеризуются тесным психологическим слиянием, симбиозом. Один из членов семьи постоянно жертвует собой ради всех остальных или ради ребенка. Нередко это происходит в неполных семьях, где мать полностью растворяется в ребенке, отказывается от личной жизни.
Ребенок в такой семье пользуется безмерным вниманием и любовью матери, но подрастая, начинает несколько тяготиться зависимостью от нее. В дальнейшем ему придется сделать непростой выбор: либо предпринимать попытки вырваться, освободиться от тесной зависимости (но при этом останется чувство вины перед матерью, которая отдала ему всю жизнь), либо же отказаться от собственной индивидуальности, принимать решения, согласуя с мамой, во всем опираясь на ее мнение. Уже создав свою семью, такие дети все важные семейные вопросы обсуждают с мамой, и даже не отдавая себе в том отчета, смотрят на окружающих людей ее глазами.
Реже случаются симбиотические отношения среди супружеских пар. Если они не устраивают одного из супругов, то, как правило, заканчиваются разводом. Если же обе стороны удовлетворены такими отношениями, то такие пары являют собой пример «идеальной любви», которая, впрочем, имеет свои недостатки: супруги замкнуты друг на друге и ребенок в результате эмоционально обделен.
Дети в таких семьях, вырастая, живут иллюзиями и долго или всю жизнь для создания семьи ищут вторую половину, которая будет отвечать их идеалу, впрочем, нередко безуспешно.
Гиперпротективные семьи
Такая семья отличается тем, что один из ее членов, как правило, это ребенок, пользуется всеобщим вниманием и имеет неограниченные права. И, как правило, такому явлению всегда находится рациональное объяснение, например, исключительное и чрезмерное внимание к ребенку, стремление удовлетворить любое его желание оправдывается тем, что он еще маленький или болен, да и к тому же он сильно устает.
Впрочем, объяснений может и не быть, или время от времени они могут меняться, а ситуация оставаться неизменной. Например, в семье родился сын, и родители исполняют любой его каприз и на все вопросы отвечают, что ребенок очень маленький.
Малыш, появившись на свет вполне здоровым, в определенный момент вдруг заболевает. Впрочем, болезнь скорее относится к разряду тех, которыми болеет в детстве большинство малышей, однако родители начинают бегать вокруг него, выбиваясь из сил.
Затем потом ребенок идет в школу, где ему трудно освоить программу. Иногда за него выполняют домашнее задание, а порой и просто понимают, что ребенка не стоит перегружать, ведь он еще маленький к тому же слишком болезненный. В техникуме, как оказалось, тоже совсем нелегко учиться, однако, родители это тоже понимают.
Затем родители похлопотали и у сына уже освобождение от армии, ему ведь нужно отдохнуть, он и так изо всех сил учился. Ну а дальше картина вырисовывается такая: вполне взрослый парень сидит на шее у родителей, он время от времени работает, впрочем, ни на одной из работ долго не задерживаясь, предпочитает свободный от обязательств образ жизни, походы по барам, казино, ресторанам и т.д.
Родители опять же спокойно относятся к такому времяпрепровождению ребенка, ведь он пока «ищет себя». Однако такие «поиски» длятся порой десятилетиями и зачастую бывают безрезультатными.
Изоляция
Такая семья определяется четко очерченными границами личной жизни каждого из ее членов, в которые недопустимо вмешиваться остальным. Всякий в такой семье живет сам по себе, исключительно оберегая свое право на свободу. А сам термин семья здесь носит иллюзорный характер.
В такой семье основным принципом взаимоотношений является концепция о невмешательстве в личную жизнь, об уважении к правам индивидуума. Ссоры и конфликты здесь могут возникнуть в результате нарушения установленных границ, когда домашние пытаются вмешиваться в чью-то жизнь, или проявить в ней какое бы то ни было участие, дают советы.
Тогда сразу звучат фразы: «Зачем ты лезешь в мою жизнь, какое тебе до меня дело» и т.д. Ребенок в таких семьях с детства приучен к подобным взаимоотношениям и в подростковом возрасте начинается нелегкий период, когда он заявляет свои права на независимое мнение и свободу во всем.
Ведь с раннего возраста в таких семьях дети воспитывались в условиях неискренних отношений, замкнутости, некоей отчужденности – отсюда и все вытекающие последствия подросткового эгоизма и стремления к свободе.
Соперничество
Данная семья основана на постоянной непрекращающейся конкуренции, где основной насущной дилеммой выступает вопрос: кто главный? Пусть он и не задается прямо, а выясняется в результате споров. Например, от мелких бытовых (кто будет сегодня мыть посуду) – до глобальных (кто принимает основные решения).
Такие отношения вряд ли можно назвать семейной идиллией, ведь каждый пытается доказывать, что его роль в семье более значительна, а потому он имеет право на большее количество привилегий. Муж пытается заработать больше денег в основном не для того, чтобы увеличить материальное благополучие семьи, а чтобы доказать, что именно он главный кормилец в семье.
Жена может также добиваться успехов в карьере или даже заводить отношения на стороне, чтобы таким образом самоутвердиться в семье. Дети с раннего возраста осваивают принципы конкурентной борьбы за лидерство. В ход идут разные способы добиться внимания родителей.
Именно такие семьи способствуют росту «болезненных» детей, которые имеют преимущества в борьбе за внимание матери. И чем больше детей, тем выше конкуренция – иногда она приобретает гипертрофированные размеры, носит патологический характер.
Среди детей нередко может присутствовать ябедничество и наушничество. Именно в таких семьях старший ребенок при рождении второго начинает вдруг впадать в детство, просить, чтобы его кормили из ложечки, одевали и укладывали спать в детскую коляску. Именно здесь эгоизм у одного из детей может приобретать огромные размеры, у другого же, наоборот, формироваться пониженная самооценка.
Таким образом, мы видим, что одно лишь понимание не дает полной гарантии успешного воспитания, необходима еще и теоретическая база знаний, которая иногда восполняется хорошей интуицией и жизненным опытом родителей. Но, однако, понимание является тем самым ключом к познанию ребенка, благодаря которому мы выстраиваем благоприятные взаимоотношения с ним.
Мы также видим, что семья – это единый механизм, функционирующий системно, и решать вопросы и проблемы в одиночку отнюдь не лучший способ нахождения баланса во взаимоотношениях, и потому такая модель семьи, как изоляция, не оправдывает своего названия. Как не оправдывает себя и необоснованная конкурентная борьба внутри семьи, когда основной движущей силой является стремление доказать свое первенство.
Закладывая ребенку основы построения семьи, мы тем самым ориентируемся на перспективу, получая в последующем плодотворные результаты, формируя психологически устойчивую личность, способную к самостоятельной жизни.
Необходимо разумно использовать механизмы поощрения и наказания, понимать, в каких случаях какую методику применять более целесообразно, уметь отличать внимание к ребенку от излишней опеки, требовательность от чрезмерной строгости и неоправданных упреков.
Собственно говоря, именно комплекс разумных методов воспитания, согласующий в себе основные педагогические правила и приемы, исключающий перегибы в ту или иную сторону и позволяет нам получить наилучшие результаты.
Глава 9. Следите за реакцией
Диалог с ребенком является важной частью повседневной жизни семей, где растет один или несколько детей, и характер передачи эмоций через общение во многом сказывается на процессе воспитания. Давайте продолжим тему верного построения общения и поговорим о том, почему во время разговора с ребенком нам важно следить за его реакцией на наши слова.
Познаем мир через слова
Ребенок начинает познавать мир через слова родителей. Именно общение становится главным источником его развития. Слово для ребенка это не просто набор символов, несущих определенную информацию, и средство для выражения мыслей. Помимо информативной составляющей слова – это поставщик тех или иных эмоции, впечатлений.
Чем более богато и красочно мы описываем ребенку окружающий мир, предметы, с которыми он взаимодействует, явления, происходящие в природе и в жизни, тем быстрее у него будет происходить эмоциональное развитие, лучше будет формироваться речь, воображение и кругозор.
Иногда дети отстают в своем развитии именно потому, что им не хватает общения, информации, они не имеют элементарных понятий об окружающем мире. Впрочем, общение с ребенком родители начинают задолго до того, как он научится произносить первые слова.