Такой способ взаимоотношений строиться в основном на жестах и объяснениях родителей. В возрасте до 1 года малыш начинает сознательно использовать жесты для общения. Он указывает на что-либо или к чему-либо тянется, прося тем самым родителей дать ему какой-то предмет или игрушку. Он может для получения желаемого повторять данный жест несколько раз или начать плакать. Такие жесты являются предвестником появления первых слов.
Обучению малыша первым словам способствует постоянное общение с ним родителей. Для ребенка слова родителей имеют особое значение. На достаточно раннем этапе своего развития малыш способен различать голоса и улавливать интонацию. Кроме того, дети, даже новорожденные, уже определенным образом обрабатывают услышанную речь, иначе говоря, запоминают ее на уровне подсознания.
Речь идет о том, что даже не осознанные пока слова имеют свою эмоциональную окраску, пусть они еще и не являются для ребенка в прямом смысле информативным источником. Нередко ребенок по мере развития пытается повторять за взрослыми еще не осмысленные слова.
Впрочем, первые признаки понимания речи окружающих обнаруживаются у малыша несколько раньше, чем он начинает говорить. Так, в возрасте около 8-9 месяцев ребенок начинает реагировать на смысл сказанных слов, а не просто на интонацию голоса. В то время как в возрасте 9-10 месяцев (или чуть позже), сразу после освоения общения с помощью жестов, многие дети начинают произносить первые слова.
Малыш начинает самостоятельно осваивать произношение слов, после чего он пытается собирать их в предложения. Постепенно набор предложений превращается в собственную осознанную речь. Затем по мере развития фразы родителей приобретает для ребенка все большую важность, а слова непосредственно напрямую задействуются в процессе мышления.
Для развития речи ребенка обязательно нужно разговаривать с ним и слушать его ответы. В противном случае, когда родители не слушают малыша, навыки речи развиваются слабо. Ваша речь во время разговора с малышом должна быть правильной и четкой. Проговаривайте и повторяйте некоторые слова отдельно. Не слишком назидательно исправляйте ошибки малыша, поощряйте его к разговору. Не стоит копировать и повторять за ребенком его собственную речь. Речь родителей должна быть для него образцом.
В период раннего развития ребенка первыми словами традиционно становятся «мама» и «папа», хотя у некоторых детей они могут быть и другими. Ведь именно эти слова родители наиболее часто вслух произносят ребенку. Хотя, если говорить о первых словах в целом, то это скорее звуковые комплексы, состоящие из одного-двух слогов.
Последовательность освоения ребенком звуков зависит от того, насколько сложно их произнесение. Вместе с осознанием слов к малышу постепенно приходит и осознание окружающих предметов, отделение их, осознание людей и самого себя. Для того, чтобы отслеживать правильное развитие ребенка с первых дней жизни нам важно наблюдать за его реакцией на наши слова.
С определенного момента ребенок должен начать реагировать на слова родителей (обычно это происходит достаточно рано: в 3-4 месяца ребенок должен улыбаться в ответ на голоса родителей, подражать выражению их лиц). Если же ребенок не выражает никаких эмоций при разговоре с ним, то это может свидетельствовать о наличии патологии в развитии. Либо же о том, что времени на общение с малышом уделяется недостаточно.
Задержка развития в этом возрасте нередко может проявляться в отсутствии каких-либо реакций (например, реакции на громкие звуки, отсутствие интереса к окружающим предметам). Следует с раннего детства уделять внимания развитию ребенка, следить за его реакциями, ведь чем раньше могут быть выявлены те или иные нарушения, тем легче будет их устранить.
Эмоциональное развитие ребенка
Понимание своих эмоций является важной частью развития и становления ребенка. Кажущаяся простота распознания и передачи эмоций, однако, для малыша таковой не является – это весьма нелегкий процесс, требующий от него определенного уровня развития.
Чувства малыша куда менее осознанны, нежели чувства взрослого. Вспыхнув очень быстро и ярко, они могут также быстро угаснуть. Детям свойственнее резкий переход от одного состояния к другому: бурная радость и веселье может смениться вдруг слезами.
Ребенок еще не умеет управлять своими чувствами и эмоциями, а потому у него все на виду. Главным источником переживаний ребенка являются его взаимоотношения с другими людьми. Отношение к нему со стороны окружающих вызывает у ребенка разные чувства: радость, тревогу, гордость, обиду и т.д.
Ребенок испытывает эмоциональное благополучие, когда окружающие проявляют к нему внимание и заботу, дорожат им. У ребенка в этот момент появляется чувство защищенности, надежности, уверенности.
Эмоциональное благополучие способствует развитию нормальной или высокой самооценки, ориентации на успех, эмоциональной стабильности и комфорту, готовности достигать поставленные целей. Жизнерадостное настроение обычно присутствует у детей, растущих в благополучных условиях.
Дети могут испытывать вместе с тем и другие эмоции – такие как тревога, беспокойство. Как правило, это происходит, когда обстановка в семье весьма тревожна, из-за пустяка раздувается буря, любая мелочь может стать причиной необоснованных волнений и переживаний.
Ребенок может испытывать также чувство ревности по отношению к родителям, когда ему кажется, что брат или сестра пользуется большим вниманием. Среди детских чувств встречается и бурное переживание страха. К его появлению может привести неверное воспитание и неграмотный подход к ребенку.
Появление данного чувства может спровоцировать и определенное событие, ситуация: встреча ребенка с чем-то незнакомым и невиданным ранее, когда удивление и любопытство может смениться тревогой и беспокойством. Принципиально отличается от данных форм страха переживание за близких людей, которое выражается в виде сочувствия.
На всем протяжении периода дошкольного детства чувства ребенка приобретают все большую осознанность, устойчивость и глубину. Старшие дошкольники уже способны на подлинные проявления заботы о близких людях, выраженные в стремлении оградить их от волнений, переживаний и огорчений. Именно осознанность и «разумность» чувств появляется в связи с все большим умственным развитием, познанием окружающего мира, оценкой действий, явлений и поступков с точки зрения приобретенных основ.
В дошкольном возрасте активно развивается и способность ребенка к эстетическому восприятию, чувство прекрасного. Это вызывается созерцанием явлений природы, произведений искусства, различных эстетически оформленных предметов. В раннем периоде развития (возраст 3-4 года) ребенку свойственно видеть прекрасное во всем ярком и нарядном, например, блестящих игрушках, ярких картинках. Позднее же дети уже начинают воспринимать красоту в ритмичности, гармонии линий и оттенков, удачном сочетании цветов, мелодичности музыкальной композиции и т.д.
Изменяется вместе с тем и внешняя форма проявления чувств. В определенной степени дети старшего дошкольного возраста уже могут контролировать эмоции, и путем подражания взрослым ребенок овладевает общественной формой выражения чувств. Ребенок учиться сознательно выражать их, чтобы информировать о своих переживаниях окружающих.
Проявляйте внимание к реакции ребенка на какое-либо событие
Важность проявления внимания к реакциям ребенка на разные события подтверждается немалым количеством жизненных примеров. Не всегда то, что кажется нам очевидным, является таковым на самом деле, и если порой не обратить внимания на эмоциональное состояние ребенка, можно совершить немалую ошибку воспитания.
Например, мама приводит в детский сад маленького Артема. Она уверена, что ребенок хорошо для своих пяти лет подготовлен к детскому саду, ведь он уже знает почти весь алфавит и умеет считать до ста. Однако ребенок, лишь переступив порог детсада, схватился за руки мамы, боясь их отпустить, в его глазах явно видна тревога. Даже воспитательница заметила, что он очень испуган.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера: