Книга Первосвященник Иисус - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Ронский. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Первосвященник Иисус
Первосвященник Иисус
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Первосвященник Иисус


Таким образом человек, вступивший в общение с Богом, принятый в великую семью детей Божиих и ставший братом для всех их, конечно же, должен иметь правильное понимание Христа, так как только вера в Него дарует нам способность воспринять даруемое Им спасение. Наша жизнь и степень нашей духовности имеет прямую зависимость от того, насколько правильное представление о Боге мы имеем. Если иметь по отношению ко Христу сердце лукавое и неверное, подобно израильтянам в пустыне; если человек будет искушать, подобно им, Христа, то и будущность такого человека будет так же плачевна: «Они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога и сказали: „может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?“ Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. „Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?“ Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Пс.77:17—22). Лукавое и неверное сердце всегда желает только того, что вожделеет плоть и ничего – для духа, хотя и желания плоти человек способен облекать в некое подобие духовности, придавать своим желаниям религиозную окраску, но к Богу это имеет отношение только в том смысле, что восполнения желаний плоти человек требует от Бога и на Него же ропщет, когда не получает просимого. Следствием подобного отношения к Триединому Богу является обольщение грехом, ожесточение сердца и, в конечном итоге – отступничество, полное отпадение от Бога.

Имея правильное представление о своем Господе, христианин должен также иметь и правильное представление о самом себе, так как самонадеянность – один самых распространенных недостатков у верующих, потому что в отношении сохранения верности Богу человек всегда оказывается немощным. Дитя Божье точно также нуждается в поддержке со стороны своих братьев и сестер, как и они, в свою очередь, нуждаются в его поддержке. Божья семья – это не кастовое общество, где люди разделены на высших и низших, но это то общество, в котором любящие друг друга братья и сестры служат друг другу теми дарованиями, какими наделил их Бог. Мы неизбежно взаимно зависимы друг от друга и всегда необходимы друг другу, что в корне отличает детей Божьих от детей мира сего: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34—35). Наставлять, учить друг друга, помогать каждому, нуждающемуся в помощи и поддержке, и быть при этом верными Иисусу Христу – такие взаимоотношения исключают возникновение превозношения верующих друг над другом и приближают их к Богу; ропот же, сомнения и неискренность приводят к разделениям в церкви и к отпадению от Него.


Христианин – не только звание, указывающее на принадлежность к определенной религиозной организации или на традиционное для той или иной местности или страны вероисповедание, но это звание показывает, что тот, кто носит его, является новым человеком, рожденным свыше; что он является учеником и исповедником Иисуса Христа. Христианин является причастником Христу, что указывает не только на то, что человек соглашается с Его учением и принимает его, но и на то, что человек принял Дух Святой в свое сердце, живет Им, действует Им, Им же вразумляется и, при необходимости, обличается во грехе и по этой причине христианин не находит в грехе прежней привлекательности для себя, так как грех противен природе Духа Божьего, пребывающего в нем, противен Божией святости. Именно Дух Божий дает человеку видеть четкую границу между грехом и праведностью, между тем, что Божье и что – от мира: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:12); «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности… Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:9—14); «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17). Причастность Христу подтверждается любовью к Нему; обольщение же грехом говорит о неверном сердце и так как человек подвергается искушениям ежедневно, то также ежедневно он должен делать выбор – быть или не быть верным Христу в данной ситуации, противостать греху или же обольститься им и вследствие этого – ожесточить свое сердце. Пока мы пребываем во плоти, у нас еще есть возможность делать выбор, но со смертью человека эта возможность отпадает и вечность для человека будет именно той, какую он выбрал себе при жизни. Быть причастным ко Христу вечно, быть сонаследником вместе с Ним, человек сможет только в том случае, если только он в земной жизни облечется во Христа и до конца пребудет в Нем, в Его праведности.

Возвращаясь к примеру народа Израильского, странствующего в пустыне, мы должны обратить свое внимание на то, что не все, вышедшие из Египта, роптали на Бога и были Им постоянно недовольны, и не все умерли в пустыне – умерли те, кто были непокорны Богу, кто все сорок лет искушали Его, но вошли в землю обетованную те, кто верили Ему и уповали на Него: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исх.16:3); «И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта?» (Исх.17:2—3); «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх.32:3—4); «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Чис.14:22—24).

Среди народа Божьего встречаются иногда люди, которые, подобно жене Лотовой, постоянно оглядываются назад – на мир, который они некогда оставили, – сожалея о всём покинутом в этом мире. Желание получать благо одновременно и от Бога, и от мира подобно желанию одновременно усидеть на двух стульях – и пользы никакой, и сидеть неудобно. Такое отношение к Богу отравляет сердце человека, склоняет его все более искать удовлетворения в мире того, что угодно плоти, хотя и противно духу; возбуждает в человеке ропот на Бога, когда цель не достигается и, в результате, ожесточает его сердце против Бога, побуждая его сомневаться в благости Божией. Хотя такому человеку и хотелось бы войти в землю обетованную, но и ее он воспринимает лишь своей плотской сущностью и свою жизнь он хочет проводить так, как это угодно лишь ему и он совершенно искренно считает, что если он поверил в Бога, то теперь Бог должен быть занят исключительно исполнением его желаний; исполнение же воли Божией для такого человека не то, чтобы необязательно, но просто он не в состоянии ее знать, а следовательно и исполнять, да и само знание этой воли для него нежелательно, так как налагает ответственность. Но как тогда поклялся Бог, что непокорные Ему не войдут в покой Его – в землю обетованную, – так и сейчас непокорным, хотя они и «вышли из Египта» и следуют по «пустыне», не суждено войти в Царство Божие, потому что непокорность Богу есть прямое следствие отсутствия веры в человеке. Мир не знает Бога и поэтому противится Ему во всем и это естественно; но когда Ему противятся те, кто познали Его и уже последовали за Ним, то что это может вызвать, как не Божье негодование по отношению к таким людям? Они не войдут в покой Божий по причине своего неверия, хотя и приняли блага Божии наравне с другими.

ГЛАВА 4

Нельзя проводить свою жизнь в беспечности, успокаивая себя тем, что, раз уж я уверовал в Иисуса Христа, то билет на поезд в Царство Божие у меня уже в кармане. Билет может действительно находиться в кармане и вы можете с полным правом быть уверены в том, что он принадлежит вам, потому что в нем указано ваше имя, но при этом не нужно забывать о том, что иногда из-за своей беспечности люди опаздывают на свой поезд и их билет становится бесполезной бумажкой. Вхождение в покой Божий для нас есть обетование, «ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8:24—25). Обещание обетованной земли дано верующим во Христа так же, как некогда оно было дано и Израилю: Израилю был обещан Ханаан, нам – Царство Божие, Ханаан небесный; Израиль сорок лет странствовал в пустыне, выйдя из Египта и христиане так же преодолевают пустыню мира сего, испытывая лишения и искушения, потому что этот мир уже ничем не может удовлетворить душу, жаждущую Бога; пребывание в нем – тягость и требует много терпения и верности Тому, Кто ведет нас к вечности.

Израильтянам, вышедшим из Египта, в котором они терпели жестокие лишения, услышанное от Бога слово, Его обетование земли Ханаанской, не принесло пользы по той причине, что не было воспринято верой, хотя выход Израиля из Египта и сопровождался великими чудесами Божьими, явлением Его великой силы. Таким образом, они шли не столько к определенной цели, сколько наугад. Поразительная ситуация – они были полны сомнений относительно Бога и своего будущего, несмотря на все сотворенные ради их освобождения чудеса в Египте и на то, что Бог пребывал среди них зримым образом – такова сущность неверия, которое заставляет человека сомневаться в Боге всегда, несмотря ни на какие свидетельства Божьей милости, сколько бы их ни было. Каждое новое испытание ввергает такого человека в отчаяние, его лодка постоянно полна воды и он всегда пребывает в страхе, даже несмотря на то, что в этой же самой лодке с ним находится Христос. Освободившиеся из египетского рабства евреи продолжали мыслить как рабы, для которых свобода ассоциировалась с возможностью вволю поесть и меньше работать. В Боге они видели лишь обеспечение своих насущных потребностей, им не важно было, куда идти, лишь бы там было хорошо. Пустыня оказалась для них настолько тяжелым испытанием, что они постоянно вспоминали Египет, сожалея о том, что оставили его – ведь, хотя они и пребывали там в рабстве, все же у них была гарантированная ежедневная пища и кров над головой, а в пустыне они были поставлены в положение полной зависимости от Бога и, не доверяя Ему, они не могли иметь уверенности в завтрашнем дне, что неминуемо возбуждало ропот. Они не были в состоянии верить тому, что если Бог вывел их из Египта и Сам стал их Вождем, взяв на Себя ответственность довести Свой народ до Ханаана, то Он никогда не оставит их и исполнит обещанное: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1:6). Пустыня явилась для Изральтян испытанием веры, которое они не выдержали: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8); «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Таким образом получается то, что человек, уверовавший во Христа, но ограничившийся упованием на Него только в отношении восполнения своих насущных нужд – воспринимает обетование жизни вечной как нечто неопределенное и, следовательно, духовная жизнь для такого человека не может иметь первостепенного значения, «ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:5—8). Поэтому восприятие Бога как исполнителя желаний, новогоднего Санта Клауса, есть ни что иное, как обречение себя на блуждание во мраке, отчуждение себя от Его вечных благ, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17) и, конечно же, по этой причине сомневающиеся люди безусловно являются в этом мире несчастнее самых несчастных в этом мире людей, ибо, если те влачат жалкое существование, не зная Христа, то эти нищенствуют, имея свободный доступ к бесценнейшим небесным сокровищам; они смогли оценить во Христе только то, что более доступно и отвечает их повседневным потребностям, что не требует полного самоотречения и, конечно же, такие люди склонны всячески избегать той внутренней борьбы плоти и духа, которая неминуемо возникает при стремлении человека жить по духу, а не по плоти, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17); «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас… Братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти» (Рим.8:9,12).


Поскольку люди, не доверяющие Богу неспособны войти в покой Божий, то, следовательно, входят в него только те, которые доверяют Ему подобно Иисусу Навину и Халеву, которые среди всеобщего неверия сохранили верность Богу и ожидали с уверенностью исполнения Его обетования ввести народ в землю обетованную. Причем следует заметить, что не сразу они были введены в Ханаан, но в течение сорока лет вместе с народом скитались по пустыне, претерпевая общие для всех трудности, пока не умерло все поколение вышедших из Египта.

Что есть покой Божий, в который должны войти поверившие слову Божьему и ожидающие исполнения Его обетований? «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма… И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.1:31—2:3). «Почил» не означает «устал и решил отдохнуть», потому что «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28). «Почил» означает «предался покою», но не так, чтобы затем вновь что-либо творить, потому что все сотворенное Богом совершенно и не нуждается в исправлении или дополнении, а поэтому нет никакой причины для прерывания покоя Божьего.

В течение шести дней, предшествующих покою Божьему, была сотворена не только земля и все, что на ней, но и «небо и земля и все воинство их» (Быт.2:1). «Ибо Им (Христом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16—17).

Поскольку некогда произошло возмущение на небесах против Бога, то и сам возмутитель, и совращенные им были низвергнуты с небес, почему и названы «духами злобы поднебесными, начальствами, властями, мироправителями тьмы века сего» (Еф.6:12) и именно человек был противопоставлен этим духам злобы как образ и подобие Божие, но не выдержал и сам подпал под власть тьмы, но в том и явлено величие Божие, что падение человека обозначило не поражение Бога, а грядущую победу Христа, так как эта победа была уже предопределена, потому что не может Христос смириться с тем, что созданное Им и для Него творение находится во власти иного властелина. Поэтому Сын приносит Себя в жертву – чтобы принести избавление всему Своему творению, освободить потомков Адама от власти сатаны и вернуть их Себе, а также – снять проклятие со всего остального творения: «Проклята земля за тебя» (Быт.3:17); «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:19—22). Поэтому земля есть поле битвы, небеса же – покой Божий, где нет ничего нечистого и несовершенного, и где всякий успокаивается от дел своих: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!» (Еккл.1:14). Следовательно – войти в покой Божий означает водвориться навечно у Бога, что невозможно без Сына Божьего, спасающего грешных. Спасение же воспринимается верой, потому что, хотя мы и не видим Христа, но веруем в то, что Он был и есть; веруем всему, сказанному Им и всем Его делам, «а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Также и ученику Своему, а значит – и всем нам, – сказал Иисус: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Во время пребывания Сына Божьего на земле было множество людей, видевших и слышавших Его, но так в Него и не уверовавших, что и послужило причиной Его отвержения и смерти. Поэтому и драгоценна в глазах Божьих вера тех, кто поверили слову о Христе и учению Христа, не видя и никогда не надеясь увидеть Его на земле, но ожидая встречи с Ним в Царстве Его, в отличие от тех, кто слово о Христе и о перенесенных Им страданиях воспринимают как глупость, а веру – как отсталость, несовременность, нецивилизованность: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18). Вот те причины, по которым одни входят в вечный покой Божий, а другие нет, даже если и желают, но подвергают себя гневу Божию за свое неверие. Но когда мы говорим о покое Божьем, мы имеем ввиду не только Небеса Божии, куда надлежит войти всем уверовавшим во Христа, но и саму земную жизнь христианина, потому что пребывание в покое Божьем есть ни что иное, как пребывание в спасении. Наше спасение совершенно, потому что соделано Богом, а совершенное не нуждается в изменении и дополнении и тот, кто обрел спасение, обрел успокоение как от суеты мира, так и от повседневных забот: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7); «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:6—7). Войти в покой Божий – значит уверовать во Христа и успокоиться в Нем. Пребывание во Христе – вот в чем состоит смысл истинного субботства.


Поскольку те, кому прежде было возвещено обетование, не вошли в покой Божий по причине своего неверия, а те, кому надлежит войти в него, еще не вошли, то Бог определяет еще некоторый день для того, чтобы верные Ему вошли в этот покой. День не следует воспринимать буквально – речь идет о времени благодати, в которое мы и живем: «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Совершенно очевидно, что народ Израильский под руководством Иисуса Навина, хотя и вошел в обещанную Богом землю, не обрел при этом покоя, так как «покой» означает успокоение от всех дел своих, Израиль же должен был сначала завоевывать эту землю, очищая ее от живущих там языческих племен; затем необходимо было отстаивать завоеванное перед лицом тех же язычников, потому что они не были истреблены полностью, как велел это сделать Бог, что и препятствовало успокоению; сам народ Израиля продолжал проявлять непокорность Богу, хотя Бог и исполнил данное Им обещание ввести Израиль в благословенную землю – своей непокорностью Израиль сам отверг благословения Божии: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам» (1Цар.8:7—8). Если бы Израиль обрел покой, войдя в Ханаан, то не было бы нужды говорить о другом дне, о котором сказал псалмопевец и пророк царь Давид через пять веков после Навина: «Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне!» (Пс.94:6—8). И, хотя Бог и отвергает непокорных, чтобы они не вошли в покой Его, сама возможность войти в этот покой остается для верных. «Ныне» – это сейчас и всегда, до скончания века, потому что дверь в покой Божий открыта и путь проложен Тем, Кто и есть дверь и Кто есть путь, и нет иного пути и иной двери, помимо Сына Божьего Иисуса Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9); «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11—12). Субботство для народа Божия – это обретенное спасение, это – Сам Христос, дарующий человеку успокоение от греховной и суетной жизни: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28—29).

И ныне, как и прежде, одни ожесточаются против Христа, презирают Его и Его последователей и были бы вновь готовы распять Его; другие же – веруют, обретают спасение и прославляют Христа. И ныне ожесточение сердца против Христа не менее безрассудно и вызывает не меньший гнев Бога, и тем более велик этот гнев к противящимся, чем большую благодать дарует Бог людям во Христе для спасения, потому что и Писания говорят о Христе, и Дух Божий свидетельствует о Нем – каким образом может войти в покой Божий человек, который и Писаниям не придает значения, и свидетельство Духа отвергает? Поэтому, видя пример непокорности и последствия ее, человеку необходимо стремиться войти в покой Божий, прилагая к этому все усилия со своей стороны, не забывая однако о том, что спасение достигается не ценой наших усилий, а всецело даруется Христом, но, однако, было бы нелепым, если бы спасенный человек предоставил плоти властвовать над собой: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13—14); «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12); «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4).

Кто входит в покой Божий, тот и успокаивается от всех дел своих – успокаивается от суеты мира, тщеславия, сребролюбия, стяжательства. Бог хочет, чтобы обретя свободу от суеты, дети Божии посвятили себя без остатка Царству Божьему, веря тому, что Бог берет на Себя заботу о них, их безопасность, «ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк.9:25).«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31—33); «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:6—7); «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Если человек проводит свои дни в суете и беспокойстве; если все его помыслы направлены на «что нам есть и во что одеться?», то это свидетельствует о том, что он не успокоился в истине Христовой, что ему недостаточно обетования Его и что он не доверяет никому, кроме себя. Когда речь идет о доверии к Богу, то это не значит проводить дни свои в праздности, но и не следует при этом страдать ненасытимостью, потому что именно она всегда влечет за собой недовольство. Человек, посвятивший себя духовной жизни, сделавший для себя познание Бога главным делом своей жизни, никогда не будет нищенствовать, потому что Бог учит не только верить, но и быть трудолюбивым – и в труде можно открывать для себя Бога, только при этом нужно «быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:6—10). Человек должен быть благодарен Богу за то, что у него уже есть и не должен желать для себя того, чего у него нет: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:8). Неужели так трудно поверить тому, что Бог всегда дает человеку именно то, что ему необходимо? Причина недовольства человека кроется в его желании обладать тем, что ему в данный момент не нужно, потому что в большинстве своем мы стремимся быть похожими на других людей, не отстать от них ни в чем и преуспеть более других, не принимая в расчет того, что стремление быть похожим на Христа гораздо полезнее и приносит больше радости и удовлетворения, чем материальные блага. Чем более научается человек доверять Богу, возлагать на Него все свои заботы, тем более освобождается его разум и сердце для Христа; искать же Царство Божие следует прежде всего внутри себя самого, в своем сердце, ибо «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20—21). Царство Божие, покой Его не достигается человеком какими-либо усилиями, но этот покой входит в сердце человеческое вместе с Духом Божиим и пребывает в нем, поэтому «Духа не угашайте» (1Фес.5:19), чтобы пребывать в Его покое всегда.