Книга Библия заики - читать онлайн бесплатно, автор Роман Алексеевич Снежко. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Библия заики
Библия заики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Библия заики



Знание этой природной особенности человека терять чувствительность (диссонировать) всех прочих частей тела в момент его 100%-ной концентрации на какой-либо одной издавна использовалось фокусниками, чародеями, колдунами и ворами-карманниками. Им хорошо знакома эта «магия» бесчувственного человека, центр сенсорики которого смещён от определённых участков его собственного тела и который совершенно не чувствует, как с его бесчувственного тела снимают часы или вытаскивают кошелёк из кармана.

Отличным примером использования этого природного явления послужила практика хорошо известного советского психотерапевта Анатолия Кашпировского, который осуществил дистанционное обезболивание двух полостных операций в ночь на 2 марта 1989 года. Не смотря на то, что Кашпировский находился в Киеве, а его оперируемые пациентки в Тбилиси, он сумел оставаться 100%-но на конце луча сенсорики обеих женщин по телевизионной связи, в результате чего они совершенно не чувствовали боли глубоких разрезов живота. И это не смотря на то, что длина швов составила у одной 25, а у другой – 40 см! Вот какова сила магии резонансного центра сенсорики. Вот в чем волшебство сенсорного резонанса-диссонанса! Ведь это уже научный факт: чувствует (резонирует) не тело, а око – человек Аз.

Тот же самый феномен вступает в силу, когда заикающийся уводит свой центр сенсорики от ощущения собственного речевого аппарата, голоса и резонируемого им слова и начинает сенсорить какие-либо другие раздражители (что угодно, но не слово): людей, собаку, свои мысли, «трудные» буквы, звуки, или что-то другое. Он впадает в ступор – диссонанс, а проще, в неспособность произнести слово, из-за естественно-природной невозможности резонировать пустоту. Под пустотой тут подразумевается «всё остальное» = «не слово».

Как только он перестаёт чувствовать собственный резонанс слова, то мгновенно сталкивается с проблемой «сенсорной слепоты», диссонанса с этим словом, которые он объясняет так:

«Дома я говорю-комментирую хорошо. Могу нормально говорить (резонировать). Я знаю много слов-мелодик, но как только я выхожу на публику, то теряюсь…. Я теряю моё внимание.»

Так и есть! Ведь для резонирования вниманию нужна опора – слово-мелодика (предмет речи) ума. Нет чувствования опоры – нет и внимания! Внимание теряется в пустоте, которая не может быть основой резонанса. Ведь любое не слово (что-то иное, неважно что!), на котором фокусируется заикающийся в момент речи, является лишь не резонируемой (не отражаемой) пустотой. Говоря в одиночестве или в привычной обстановке, такому спикеру просто не на кого и не на что смещать центр своей сенсорики от собственного слова. Поэтому он говорит, сенсоря естественным образом свои слова в уме и естественно отражая (резонируя) их своим речевым аппаратом. Но при появлении раздражителей, заикающийся тут же переводит на них центр сенсорики, и оставляет чувствование слова в различной степени размытости (неточности, пустотности, диссонанса) … словно то яблоко на иллюстрации, всё более удаляющееся от 100%го центра к слепой зоне за головой.

Он уже видит не целое слово, а лишь его часть. Отсюда и возникает частичное произнесение слова и повторение его по частям. Например, заика может разобрать на части слово «ПАРАШЮТ» и произнести его таким образом: «П-П-ПА-ПАР-ПАРАШУТ». Академик Снежко назвал эти трэш-части слов «не слова».

1. /П/ (не слово = часть) —

2. /П/ (не слово = повторяет опять ту же часть) –

3. /ПА/( не слово = часть подлиннее) –

4. /ПАР/ (не слово = часть ещё длиннее) –

5. /ПАРАШУТ/ (наконец-то целое слово).

То есть заика постепенно возвращает резонанс от части (не слова) к целому слову и, наконец, после нескольких заходов, резонирует его целиком. Затем процесс повторяется снова и снова. Этот тип заикания – клонический (повторяющийся).

Из-за неполного и фрагментарного восприятия (измерения) слов-мелодик речь такого горе-спикера становится неточной, неполной, отрывочной и дробно-цикличной. Именно деление слова на части и попытки говорить по частям является основой клонического типа заикания.

Часть слова – это не слово и резонировать её бессмысленно! Но, к сожалению, заики – большие любители заниматься бессмыслицей, трэш-действиями. Они неистово пытаются вновь и вновь выполнять НРД и БНРД под предлогом «лечения или избавления от заикания». Но проблема пустоты-диссонанса, конечно же, не в самих словах (как ошибочно полагают заики!), а в восприятии и мгновенном соизмерении слов самим заикающимся, которое не 100% точно. А слово – вещь 100%но точная. Из него невозможно выкинуть ни одной буковки и ни одного звучка, не испортив его! Даже изменение мелодики ударения приводит к полной потере смысла слова или замене его на другое.

На самом деле, в целых словах вообще нет пустоты или какой-либо неточности. Пустоту в них вносят заикающиеся. Они сами делят слова на куски, коверкают их, и сами же от этого страдают. Когда такое горе-спикер воспринимает сенсорно слово не на 100%-ов полностью, то и воспроизводит (резонирует) он его не полностью 100%-но!

Вот оно заикание: не точная, приблизительная, фрагментарная и пустот-ная речь, заполненная не на 100% целыми словами, а лишь на 90–30%!

Чем больше пустот в восприятии, тем тяжелей и степень заикания. Слово, измеренное только на 90%, непременно отражается (резонируется) лишь на 90% в речевом аппарате и голосе, а не на 100%, как надо. Но вместо слов, заики вообще произносят только их начало, что является даже не 90%, а 10–30% слова! Ведь что они резонируют своим телом, когда выдавливают из себя: «ППП», «ТРТРТР» и т.п.? Вместо полноценных целых слов, заикающийся обычно говорит лишь их фрагменты и те по частям да ещё и по многу раз!

Таким образом, внимание (центр сенсорики) человека – это мерило, которым он чувствует манипулируемый им объект, 100%-но отмеряя точную траекторию своего действия «от и до».

Чтобы лучше понять последнее, сравните то, как мы отслеживаем траекторию движения своей руки во время письма. Стоит нам сместить центр сенсорики хоть на миг от чувствования движения рукой, как она либо останавливается сама собой, либо начинает двигаться в ошибочном направлении (диссонанс). Поэтому мы всегда удерживаем центр сенсорики на своей пишущей руке, контролируя через глаза траекторию ее движения 100%-но ОТ и ДО.

Так же и любой спикер во время речи обязан постоянно удерживать свой один единственный центр сенсорики на целом слове, отслеживая ушами его резонирование ОТ и ДО в своем голосе и уме.

Природа наделила нас языком, назначив его королём в государстве нашей речи, и нижней губой – речевой королевой. Как добропорядочные супруги, они всегда действуют синхронно в одном потоке голоса: куда муж, туда и жена.34 Именно слово (клише ума) и вибрация движений языко-губы в потоке голоса должны всегда находиться в центре сенсорики эталонного спикера.

Проблема большинства заикающихся состоит в том, что они пытаются понять, как говорить, вместо того, что бы просто чувствовать резонанс слов и ума-тела-голоса! Они не сознают, что любая попытка совершения мышечного действия только умом без голоса и тела неизбежно обречена на провал, ибо нереальна по природе вещей.

Ведь только чувствуя реально телом свои двигающиеся потоком голоса нижнюю губу и язык и сенсоря это движение ухом, говорящий может отличить, например, речевую мелодику /ПА/ от /МА/ и произнести их реально точно. Только ощущая центрирование собственного языка и контролируя слуховым фильтром (через уши) правильность мышечного колебания (вибрирования) в потоке голоса, можно уловить филигранное различие между мелодиками /Э/ и /А/, чтобы чётко воспроизвести их движениями речевых мышц.

Именно таким «методом тыка» и происходит первая резонаторная настройка речевого аппарата, голоса и ума в детском возрасте, когда ребёнок учится произносить свои первые звуки и двузвучия. И только предварительно почувствовав ментально (отмерив ментально ОТ и ДО) речевое действие, которое человек намереваемся отразить (резонировать вслух) в потоке голоса, он может произнести безошибочно любой звук речи.

Но прежде ,чем эталон-действие появится в уме, каждому из нас необходим практический опыт этого самого «тыка». Только в результате первой неуверенной и зачастую ошибочной попытки выполнить впервые какое-либо действие рождается сенсорный эталон. Ведь недаром легендарный российский поэт А. С. Пушкин писал когда-то: «Опыт – сын ошибок трудных».

Вспомните как вы учились свистеть. Сколько холостых продувок вы проделали прежде, чем у вас получилось свистнуть? Уверена, что много. Но получив свист, вы перестали дуть попусту. Вы адаптировались. Вы со-настроили ваше ум-тело в резонанс. Теперь вы всегда свистите с первого раза, отмеривая эталон свиста в уме и резонируя его своим телом.

Обучение навыку речи ничем не отличается от выработки координации любого другого сенсорного действия, выполняемого мышцами тела на основании эталона-клише (образца) ума.

Возьмём к примеру двух человек, желающих приобрести такое мышечное умение, как игра на фортепиано. Желание одно, но реализуют они его по-разному. Один – теоритически (только умом), а другой – практически (и умом и телом в резонанс).

Один из них пошёл в библиотеку и начал читать книгу за книгой о музыке, об устройстве пианино и о том, как надо его использовать, не подходя к инструменту. Его тело лишь листало страницы и сидело в кресле. А другой, не открыв ни одной книги и не зная ничего о музыке, сел к пианино и начал наугад нажимать на клавиши, прислушиваясь к звукам, которые он при этом производил – со-настраивал свои ум и тело в единое резонансное звучание.

Так прошло 6 лет: первый удерживал центр сенсорики на своём уме, изучая лишь теорию музицирования, а второй сенсорил мышцы собственного тела, тренируя практически пальцы рук и свой слуховой фильтр – уши.

Как вы думаете, который из них научился играть на пианино? Ну конечно, второй – тот самый, кто «сросся» с инструментом в одно целое. Ведь для того, чтобы отбалансировать массы и силы движения мышц, человеку нужен не только ум, а работа с собственными мышцами, на которых он и должен удерживать его центр сенсорики для максимально точного и чёткого отражения планируемых ментально действий.

«Теория без практики мертва есть», – писал великий русский учёный М. В. Ломоносов. «Ум без тела – нету дела!» – подтвердил Академик Снежко.

Осваивание любого действия нашего тела всегда начинается с практики. Она первична, а ум всегда вторичен. Это подтверждает и тренировка (развитие и сонастройка) такого простого мышечного умения, как, например, ходьба (вертикальная балансировка тела). Но если прежде, чем сделать шаг, человек чувствует мышцы ноги, отмеривая, как широко и куда ему ею шагнуть, то в речи каждый спикер постоянно сенсорит свои речевые мышцы в потоке голоса, отмеривая, как и что ему резонировать при совершении каждого речевого шага (звука или двузвучия): /П/, /А/, /ПА/, /ПЬА/, /МА/, /КА/ и др.

О том, как начинающему речевому гимнасту следует перестать думать и начать сенсорить собственные речевые мышцы в воздушно-голосовом потоке, будет подробно объяснено во второй, практической части учебника. Это материал последнего, четвёртого урока, на котором ученик постигает навык «публичной доминации своего сенсорного резонанса над внешними раздражителями». К человеку, наконец, приходит осознание приоритетности выбора слова в присутствии всего прочего лишнего и не относящегося к речи – того, что мы для простоты называем «не слово». 35

Функции одного луча внимания: указка, сканнер и проектор

Одна из самых распространенных проблем, с которой приходится иметь дело заикающимся – это их бесконечные ошибки внимания, вызванные отсутствием эталон-инфы в их голове и нехваткой телесного опыта адекватного использования их собственной природной указки-внимания. Не ведая о том, что их один единственный и неделимый луч внимания/сенсорики может быть использован для выполнения лишь одного действия в единицу настоящего времени, они либо кидаются на чрезмерной скорости действовать наобум, не меряя ничего вообще и, естественно, тут же зависая в пустоте неминуемого ступора самозагона, либо пытаются и измерять, и осуществлять измеряемое одновременно, мгновенно застревая в пустоте ступора раздвоенного внимания. Эти действия внимания можно назвать одним словом – суета. В это время заикающийся беспорядочно, хаотично дёргает своё внимания «туда-сюда», не останавливая его ни на чём конкретном.

Не владея выдержкой домерить одно действие на 100%-ов точно и целиком ОТ начала и ДО конца, большинство заик слишком торопятся перебросить своё мерило на отмеривание какого-либо другого действия или объекта и с досадой сетуют на то, что «почему-то» их слово (начатое ими дело) не сказалось (не доделалось) само собой…» Заикающиеся трэшхэдэры вообще любят, чтоб они дело начали, а кто-то за них его доделал. Им главное «начать», а кто закончит дело – это уже неважно. Они вечно и бесконечно мечтают о том, чтоб их дело мог завершит «помощник», а их работа бы каким-то образом смогла выполнить себя сама, без их участия… Именно так, постоянно не доделывая начатое действие до конца, они и вырабатывают у себя привычку к клоническому повтору. Роман Алексеевич называет таких заикающихся «Недоделкиными» да «Торопыжками».

А на самом деле, всё очень просто. Луч внимания-мерила человека мало чем отличается на практике от банальной ручки-указки в руке учителя. Собственно указка – это и есть видимая, овеществлённая наглядно работа внимания. Мудрые учителя издревле заставляли учеников внимательно работать их указательным пальцем для выработки координации и вещественного чувствования своего внимания.

Ведь человек может одной и той же ручкой и указывать (сканер-брать), и писать (проектор-отдавать)! Т.е., один предмет пригоден для выполнения по очереди двух различных функций забора и отдачи информации:

1. указывать уму на то, что ему надлежит измерить, и

2. выполнять телом действие, отмеренное умом.



Посмотрите, как ес-тественно я использовала ручку в качестве указки на первой фотогра-фии. Направив её острием на выбранный объект (сидящего на стене комара), я указала на объект для наблюдения, замера, сканирования умом (отражения и забо-ра информации в памяти). Ручка в данном случае де-монстрирует модель использования природного луча внимания-мерила человеком, оперирующего своей машиной «тело-ум» в режиме сканера. Но в следующий момент, на двух фотографиях внизу, вы видите, как я превратила эту же самую ручку-указку в совершенно другой инструмент – инструмент отдачи информации из памяти. Я использую её тот же острый конец в качестве проектора! Причём, как видите, проецировать ею информацию о предмете речи (о комаре) можно в различных вариантах: можно слово-символику написать, а можно, нарисовать картинку-образ.

А можем ли мы и сканировать, и проецировать одним и тем же инструментом одновременно? Можно ли вообще брать и отдавать одновременно один предмет? Видели ли вы когда-нибудь такой магнитофон, который бы и записывал и проигрывал что-либо в одно и тоже время?

«Ну конечно, нет!» – воскликните вы, дорогой читатель, и будете правы. Но… К сожалению, именно это пытаются делать в своей речи пустоголовые трэш-хэдэры, когда они лихорадочно передёргивают своё внимание-мерило с одного на другое, не закончив целиком ОТ и ДО на 100%-ов точно первое, или когда они пытаются одновременно «говорить и думать», «говорить и слушать», «говорить одно и чувствовать другое», «говорить и совершать любое другое сознательное действие»… брать и отдавать одновременно. Не предоставив своему мерилу-вниманию достаточно времени для того, чтобы отсканировать им один объект или действие От и ДО, целиком и со 100%-ной точностью, они начинают резонировать-проецировать свои пустотные недомеры. И конечно же, упираются в ступор неполного произношения, что неизбежно ведёт к повтору-исправлению недоделки… Причём, повторяются заикающиеся до тех пор, пока они сами не доделают целиком до конца начатую ими работу. Всё равно ведь приходится доделать! Но им не достаёт чувства выдержки и меры.

Т.е., каждому речегимнасту необходимо чётко осознать и твёрдо уяснить, что любое сознательное действие тело-ума он осуществляет посредством своего природного инструмента: мерила-внимания. Академик Снежко называет его ещё «информационной рукой». Подобно учительской руке, берущей и отдающей предметы, или компьютерной мышке, луч внимания может сканировать (указывать, замерять, отслеживать-брать) или проецировать (отражать, запечатлевать, воспроизводить-отдавать) любой объект или действие (предмет речи) только в онлайновом последовательном режиме. Т.е., ЗДЕСЬ, СЕЙЧАС, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО. Используемые по очереди, каждая из этих двух прямо противоположных функций «брать-отдавать» обеспечивает бесперебойную работу тела-ума человека.

Для безошибочного речепроизводства, ученику следует приступить к тренировке поочередного использования его мерила-внимания для того, чтобы проделывать им последовательно следующие три шага:

1. сканирование реального или воображаемого объекта или действия ОТ и ДО со 100% чёткостью (увидеть и назвать предмет речи – взять его),

2. сканирование его названия (целого слова-мелодики) ОТ и ДО со 100% чёткостью (сказать слово «про себя» удерживая его образ визуально – закрепить повтором), и

3. проецирование его вибрациями речевого аппарата в воздухо-голосовом потоке ОТ и ДО со 100% чёткостью (сказать слово вслух – отдать в пространство).

По мере практических тренировок под бдительным наблюдением эталон-наставника, речегимнаст способен сенсорно определить время, необходимое ему для полноценной работы его собственным мерилом:

– время для выбора предмета речи (время определения визуальной порции инфо),

– время для вспоминания его названия в памяти (время для подбора аналога памяти),

– время для произнесения отмеренного слова своим голосо-мышечным речевым аппаратом вслух (время воплощения отмеренной-запланированной работы телом).

Причём, время сканирования, проецирования и скорость переключения с режима на режим зависит от того, насколько хорошо говорящий знаком с данным предметом речи и как много раз он назвал его словом вслух к данному моменту, то есть от опыта – закрепления действия в памяти.

Так, например, любой нормально говорящий человек, начинающий высказываться о чем-либо, с чем он не знаком вообще или знаком мало, поневоле превращается в заику, начиная ступорить. Не представляя (не видя) чётко объекта или действия в своей памяти, он не способен и вспомнить слово, которым их надлежит называть. В этот момент такой человек значительно замедляет процесс своего речепроизводства. Он удерживает своё мерило-внимание гораздо дольше на сканировании-поиске предмета речи и его названия. Да и проецирование-произнесение мало знакомого (мало повторённого) слова тоже занимает у него много больше времени, чем те, что он рёк много раз ранее. Ведь любое привычное дело мы делаем быстрее и точнее, нежели новое и непривычное.

Или другой пример. Говоря на родном для меня русском языке, я испытываю гораздо большую лёгкость. Мои слова «льются» из памяти, словно «сами собой». Но начав 20 лет назад изучать английский, я помню, как мне было нелегко и как много времени уходило у меня на сканирование и проецирование моим вниманием необходимых мне слов… И хотя я сегодня знакома уже с довольно большим количеством английских слов (повторив их много раз за годы моей жизни в США) и скорость моей речи на английском языка не отличается от речи на русском, но я тут же начинаю ступорить и замедляться, когда мне приходится говорить на тему, которую я никогда не обсуждала на английском языке или о которой просто знаю мало.

Лишь оперируя практически своим мерилом-вниманием, начинающий спикер сумеет почувствовать своё уникальное, естественно удобное для него время для сканирования и проецирования одной порции информации и для переключения его фокуса внимания из одного режима в другой. Именно это и происходит во время 3-х дневного тренинга каждого из учеников Психофизической Гимнастики «Эталон».

Глава 3. Физиология, физика и механика речи

Физиология речевого аппарата

«Осознание элементарных естественно-природных законов речи необходимо любому ученику, который начинает учиться говорить эталонно.» – Р. А. Снежко

Ведь прежде, чем начать самостоятельно производить эталоны-модели речи – слова-мелодики, он должен познакомиться с инструментами, которыми ему предстоит оперировать для формирования этих эталонов в своём поведении. Ему необходимо ощутить, почувствовать, «взвесить» (измерить!) эти инструменты, а так же определить силы, которыми ему предстоит приводить их в движение.

Надо отметить, что современные языковеды весьма преуспели в детальном описании анатомического строения речевого аппарата человека. Благодаря современным технологиям, учёные сумели заметить и отобразить мельчайшие подробности его строения на всевозможных схемах, подобным представленной ниже36.



Это обилие информации очень ценно и важно представителям таких медицинских профессий, как, например: отоларингологу, удаляющему аденоиды; пластиковому хирургу, укорачивающему человеку нос, или дантисту, вводящему анестезию перед удалением зуба. Им, конечно же, необходимо точно знать, что где расположено и как соединено в теле человека.

Но давайте разберёмся, нужно ли всё это обилие теоретической информации чело-веку, обучающемуся практическому уме-нию говорить-резонировать эталонно…. Кто из нас, миллионов говорящих людей, интересуется вообще всей этой «чепухой»? Никто! Мы просто говорим, ничего не зная о речевом аппарате и его устройстве.

Однако, для речевых тренеров, которым предстоит настраивать расстроенные речевые аппараты заик, эта информация должна быть более подробно рассмотрена.

Интересно, что автор статьи с этим рисунком утверждает, что «термин «речевой аппарат» следует определять условно, так как «язык – явление общественное, а не биологическое»37… и что-де «от природы никаких «органов речи» нет». Пустые слова от пустоголового, а точнее, пустословного человека, который написал все эти слова, явно не заморачиваясь таким вопросом как, сможет ли он вымолвить (резонировать) хоть одно слово, если у него отрезать его язык? Ну, конечно, нет!

«Как так?» – спросит любой здравомыслящий человек – «А чем же я тогда двигаю, когда говорю, если «нет никаких органов речи?»

Вот тут-то современные представители медицинской профессии (речетерапевты, речепатологи, дефектологи, логопеды и проч.) вываливают на него кучу совершенно ненужной и вконец запутыва-ющей их пациента информации: мудрёные термины и названия всевозможных мельчайших деталей анатомического строения человека. Они, как и автор данной статьи, путанно заверяют, что «губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма» – всё это «совокупность органов речи»…

Да, это действительно так: любой заикающийся на самом деле имеет этот стандартный набор органов тела… Но к чему ему, простому пользователю его «тело-ум» машины, вся эта информация? Ведь так же, как покупателю автомобиля совершенно неважен перечень малейших частей машины, из которых она собрана, так и нет никакого смысла для любого спикера знать, из каких частей собран его био-компьютер.

Почему, а главное, зачем они это делают? Для чего они вносят пустую непрактичную информацию в ум людей?

Да потому, что сами точно не знают и не понимают отчётливо естественных законов физиологии и механики речи. А поскольку они сами «пусты» (пустоголовы) и далеки от практического понимания речевого сенсорно-резонаторного механизма, то и прикрываются обилием пустых, далёких от реальной практики речи слов с тем, чтобы выглядеть «знающими» да «авторитетными» «профессионалами». Чем больше «умных» невпопад сказанных слов они произносят, тем тщательнее они маскируют ими свою реальную практическую некомпетентность. Такие пустоголовые трэш-специалисты дают множество информации, совершенно не относящейся к делу, и даже ставят своим пациентам с недоразвитым навыком речи всевозможные медицинские диагнозы, «высосанные из пальца» или «взятые с потолка» вообще на непонятной латыни!

Вот как резко, но, как всегда, правдиво, охарактеризовал Академик Снежко эти путанные объяснения невежественных «специалистов» языковедов: «Всё это пустое! Пустой трёп, пустая ложь и крайне опасный и заразный вирус ума – шизокод (трэш)!»

Используя крылатые слова известного русского писателя Грибоедова, «они хочут свою образованность показать». Путаясь сами и представляя процесс речеобразования, как загадочный и сложный, подавляющее большинство современных «профессионалов» речи путают своих клиентов, усложняют, замедляют и даже делают невозможным естественное сенсорно-резонансное формирование речевого навыка у людей с речевыми трудностями. Такие «специалисты» наполняют головы своих и без того уже запутавшихся клиентов своими бесполезными знаниями и идеями, делая их пустоголовыми идиотами с распухшей от пустой информации головой и нулём практического сенсорно-резонансного опыта. Вместо резонанса, они растят у своих пациентов (подопытных кроликов) и расширяют речевой диссонанс – заикание и трудности в речи.