Как жить, действовать, побеждать?
Жизнь как тайна, искусство и прагматика
Евгений Дергунов
© Евгений Дергунов, 2019
ISBN 978-5-4496-0874-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Аннотация
Как ни странно, но для нашей всезнающей науки человеческая жизнь слишком необъятна и местами не очень понятна. В результате отсутствует какая-то единая наука или комплексная теория жизни, способная помочь людям познать самих себя и служить практическим руководством для принятия важных решений и достижения стратегических целей.
Именно поэтому в настоящей книге автор с энтузиазмом и в меру своих возможностей предпринял попытку создания универсальной интегральной теории жизни, которую назвал «ПРАГМАТИКОЙ». Вероятно, многим окажется полезным знакомство с главными законами жизни и универсальными методами практической деятельности.
Предлагаемая вашему вниманию книга выходит далеко за рамки строгой научной или рациональной философской литературы. В ней содержатся мистические и эзотерические идеи и представления, весьма далекие от традиционных религиозных взглядов. Это позволяет по-новому понять причины и закономерности появления людей на земле, дать содержательное объяснение смысла человеческого существования и сделать оптимистические прогнозы по поводу будущего человека и человеческой цивилизации.
Книга «КАК ЖИТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ПОБЕЖДАТЬ?» предназначена для массового читателя, она имеет и познавательный, и практический характер. В частности, автор выражает надежду, что его соотечественники и современники станут практическими участниками общественного движения «ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
1. С кем ВЫ – мои уважаемые современники?
Как потоки хрупких снежинок улетают быстротечные годы. А потом вслед за ними уходят целые столетия, наполненные историческим шумом научных открытий и железным скрежетом технических изобретений. А наша человеческая жизнь остается неразгаданной тайной, как и тысячи лет тому назад до исламского пророка Мухаммада, христианского учителя Иисуса Христа и создателя буддизма индийского принца Сиддхартхи Гуатамы.
Совсем недавно растаявший в бесконечном пространстве времени революционный двадцатый век не сильно продвинул нас в поиске причин природной эволюции и смысла человеческого существования. Мы даже сами себя толком не знаем и что в нашей голове творится толком не ведаем. Правда, под руководством мудрого Президиума Российской академии наук работает целый научный и исследовательский институт головного мозга человека. Там кое-какие догадки есть и даже сногсшибательные инновационные проекты периодически рождаются. Например, есть проект постепенного превращения мыслей о желаемом будущем в реальные благоприятные события собственной жизни.
Правда, мне пока не ясно, как этот проект на практике осуществлять. На какие интеллектуальные методы опираться или какими компьютерными технологиями пользоваться? Я бы лично не отказался, чтобы создать в мыслях позитивную модель будущей счастливой жизни и с помощью новейших научных рекомендаций воплотить свою модель на практике. А потом после обретения желаемого счастья можно спокойно отдыхать и сочинять мемуары на тему: «Как силой мысли и воли достичь счастья и покоя?».
Кстати, о мемуарах. Они имеют прямое отношение к искусству жизни. Я считаю, что каждый человек должен оставить письменный след о своей жизни. А в нашу информационную эпоху речь должна идти об электронных и даже мультимедийных документах. Понятно, что на создание мемуаров способен не каждый, а вот отразить свою жизнь в дневниках, электронных письмах, сообщениях в социальных сетях интернета – дело не такое уж трудное.
Зачем это нужно? А нужно это для реализации желательной для каждого человека активной жизненной позиции, для взаимодействия с другими людьми, для обмена мыслями и оценками текущих событий и прогнозов на будущее. А еще очень важно оставить свои мысли, оценки, воспоминания для своих детей, родных и близких. Чтобы не прерывалась связь поколений и чтобы дети учились жить на успехах или неудачах своих пап и мам, дедушек и бабушек. Чтобы они свое настоящее сверяли по прошлому, по тому, что волновало и вдохновляло людей прошлых поколений.
Впрочем, меня лично волнует не прошлое, а будущее. И не только мое собственное будущее, а всего человечества. То ли ожидает людей светлая и прекрасная жизнь, то ли приходит время глобальных общественных кризисов и экологических катастроф? Какой может быть личный покой, если для людей уже другой негативный сценарий заготовлен с финальными сценами Конца света?
К сожалению, в течение последних ста лет в духовной культуре людей начинает преобладать негативная пессимистическая тенденция, которая ориентирует человека не на стремление к лучшей жизни, а на ожидание всевозможных кризисов, деградации человеческого рода и окончательной гибели человечества. Эта тенденция и даже общественное движение хорошо заметны и отражаются в таких важных частях духовной культуры, как наука, искусство, литература, философия, религия.
Хранители жизни и пособники смерти
Общепризнанное классическое искусство сотни лет служило делу гуманизма, создавало положительный образ человека, с которого можно брать пример людям многих поколений. А сейчас в искусстве, литературе, кинопроизведениях главными действующими лицами становятся не герои, а антигерои – преступники, садисты, извращенцы, психически больные и патологические личности. Я не собираюсь приводить длинный список примеров. Достаточно вспомнить «героев» современных фильмов ужасов, «героев» кровавых боевиков и прочего фантастического космического маразма.
Классическая философия способствовала обобщению научных знаний и утверждению высших духовных ценностей. Философия двадцатого века, особенно западноевропейская философия, не столько утверждает высшие жизненные ценности, сколько их низвергает. Апофеозом культа слабого, трусливого и безумного человека я бы назвал одно из самых заметных философских течений двадцатого века – западноевропейский экзистенциализм в лице Хайдеггера, Ясперса, Сартра. (Список литературы и источников №9-7-1).
Не меньше философов поработали над разрушением позитивных жизненных идеалов западноевропейские культурологи. Печальную массовую известность приобрела вышедшая между двумя мировыми войнами книга Освальда Шпенглера «Причинность и судьба. Закат Европы». В нем немецкий мыслитель утверждал закономерность ближайшего заката и последующей гибели европейской культуры и цивилизации. Как ни странно, но в настоящее время у «дедушки» Шпенглера находятся все новые и новые поклонники и продолжатели, создающие еще более мрачные и кошмарные прогнозы. (Список литературы и источников №9-1-5).
Что же это получается? Создававшаяся на протяжении многих тысячелетий жизнеутверждающая духовная культура, призванная помогать людям жить и развиваться, превращается в культуру жизнеотрицания и предлагает готовиться к торжественному обряду похорон человечества. А что по этому поводу думают и делают наши выдающиеся ученые и общественные деятели? А они скромно молчат или ссылаются на принципиальное право других ученых и общественных деятелей высказывать любые, даже самые негативные и разрушительные взгляды и концепции.
Бороться и побеждать или отступать и умирать?
Человеку от природы дано сознание, которое помогает выживать и эволюционировать. Но одновременно это сознание способно заводить в непролазные дебри рациональных и абстрактных размышлений. Такому заблудившемуся и измученному бессмысленными логическими головоломками разуму начинает казаться, что вся человеческая жизнь – это полный абсурд и бессмыслица, а выход – отказ от «бесполезных размышлений» и спокойное ожидание собственной смерти и гибели всего человечества.
Конечно, нельзя запретить людям свободно излагать свои самые абсурдные и фантастические идеи и взгляды. Но никак нельзя допустить, чтобы несколько тысяч чокнутых лидеров загнивающей духовной культуры навязали свои негативные и пессимистические идеи миллионам и миллиардам жителей земли. В современный переходный и кризисный период надо ясно и понятно поставить вопрос перед всеми людьми. С кем вы – мои современники, с хранителями жизни или пособниками смерти?
Я лично с идеями жизнеразрушителей и пособников смерти согласиться никак не могу. И считаю, что таким разрушительным идеям и идеологии необходимо дать ясную адекватную оценку. А следующий закономерный шаг – необходимо занять свое место в рядах защитников жизни и борцов за собственную жизнь и жизнь наших детей.
Я лично четко и определенно занимаю место в рядах движения за сохранение и продолжение жизни людей и человеческой цивилизации. Я готов доступными мне средствами бороться против негативных и пессимистических идей и концепций представителей движения жизнеразрушения и вольных или невольных помощников смерти. И среди моих доступных средств – статьи и книги.
Подготовленная к изданию настоящая книга называется «Как жить, действовать, побеждать?». Она создавалась не один год и только сейчас получила окончательное завершение. И только сейчас я могу заявить о том, что она крайне актуальна для нашего кризисного времени, когда каждый человек вынужден делать выбор между духовной ориентаций на жизнь или смерть. И я очень надеюсь, что моя настоящая книга поможет моим современникам выбрать дорогу жизни, дорогу победителей, а не побежденных.
Беру на себя смелость заявить, что помимо актуальности моя книга несет в себе достаточно новое инновационное содержание. В частности, эта новизна заключается в создании мною комплексной теории и философии жизни, которой я дал название – ПРАГМАТИКА. В какой-то мере, такое название отражает идеи философии американского «прагматизма» и европейской «праксиологии» двадцатого века.
К пояснению своей позиции и описанию ПРАГМАТИКИ я еще вернусь, а пока хочу сказать несколько слов о текущих и прогнозируемых кризисах, так как они существенно влияют на нашу жизнь. При этом, такое влияние нельзя назвать только негативным. Есть и некоторые положительные моменты.
Кризисы экономические и экологические
Известно, что в жизни любого человека наблюдаются подъемы и спады, победы и поражения, болезни физические и кризисы духовные. Аналогично этому история и жизнь человеческого сообщества не обходится без проблем и кризисов.
При этом надо понимать и учитывать, что болезни и поражения, кризисы и даже трагедии несут не только негативное, но и позитивное значение. Например, после тяжелой инфекционной болезни наступает выздоровление и организм включает защиту и повышенный иммунитет, чтобы данная инфекция больше не представляла опасности.
Утром мы приезжаем на работу и внезапно обнаруживаем, что в спешке случайно забыли заранее заготовленные бумажные листочки с личными предложениями по улучшению деятельности своего любимого трудового подразделения. А потом узнаем, что никаких предложений не надо, потому что внезапно разразившийся мировой экономический кризис обрушил цены на выпускаемые твоим трудовым подразделением товары. А это означает, что нужны предложения не по улучшению, а по выживанию и преодолению внезапного кризиса.
Но кризисы экономические – это пустяки по сравнению с предсказываемыми учеными кризисами экологическими. А они заявляют, что очень скоро родная земля истощит свои скромные продовольственные ресурсы и кушать будет нечего. А голубые реки превратятся в помойные стоки и пить придется грязную бурду. А вместо свежего воздуха придется дышать газообразными отходами промышленных монстров. Правда, те же ученые некоторые выходы предлагают, но пугать все равно продолжают.
Какие следуют выводы? Для одних эти выводы одни, а для других – совсем другие. Люди сильные и практичные скажут, что не так любой кризис страшен, как его малюют. И надо не унынью предаваться, а меры принимать, главных вредителей природы останавливать и негативным влияниям противодействовать. А вот люди слабые и к пессимизму предрасположенные выводы делают совсем другие, с самыми худшими прогнозами покорно соглашаются и на страшные апокалипсические предсказания ссылаются.
Дела земные и дела небесные
Чаще всего от всяких проблем и кризисов хочется отмахнуться и жить без лишних осложнений и головных напряжений. Только никак не получается. Потому что в стремлении к спокойной жизни и лучшей доле нам все время что-то мешает. То лень, то мигрень, то приступы пессимизма, то происки международного терроризма. Живешь себе по намеченному стратегическому плану, а вдруг откуда-то из-за угла наскакивает непонятная слабость с потерей работоспособности и признаками аппендицита средней тяжести. Тебе хочется от этого кризиса в постели спрятаться, да только кишки в животе болью мучают и воли к жизни лишают.
Приходится за помощью к другим людям обращаться и врачей в своем болезненном состоянии ожидать. Ждешь ты эту скорую помощь и чувствуешь, как верное сознание притупляется и резкая боль ослабляется. И только не затронутым болезнью верхним сверхсознанием понимаешь, что лично от тебя твоя жизнь уже не зависит. А зависит она от профессиональной работы медицинского учреждения и высшей милости нашего общего Небесного руководства.
Какие-то люди в белых халатах твое тело принимают и на операционный стол укладывают. А твоя душа уже с высшим Небесным руководством общается, на жизнь земную жалуется и принять на небеса просится. А оттуда сверху кто-то отвечает, что торопиться тебе не следует, а надо возложенные на людей задачи выполнять и строить жизнь земную по образу и подобию жизни небесной. А значит, порядок должен быть в мире людей и подчинение законам, которые нашим общим Творцом установлены и мудрой Природой охраняются.
«Жалобы твои услышаны. Только пойми, что не просто так люди рождаются, а чтобы жизнь земную продолжать, развивать и благоустраивать. Не личного эгоистического покоя и спасения надо желать, а совершения дел полезных и угодных для всех рожденных по воле Небес твоих братьев и сестер. Поэтому на землю возвращайся, делами земными занимайся и к последующему высокому служению готовься. Живи НАДЕЖДОЙ светлой и ВЕРОЙ радостной в свою простую и великую земную миссию. Тогда и небесная ЛЮБОВЬ тебя не минует.»
Понятно, что передать во всех деталях содержание общения собственной души с миром мистическим божественным не так просто. Но общий смысл полученных наставлений мне запомнился очень хорошо. Другое дело, что воплощать их в жизнь оказалось не так просто. Были и явные достижения и обидные отступления. Зато удалось в течение долгой жизни кое-чему научиться, а значит, и своим современникам можно кое-что рассказать.
Наверное, не только мне, но многим другим хочется жить, чтобы сбывались заветные желания и исполнялись намеченные важные главные планы. Мы стремимся быть умелыми и полноценными распорядителями своей жизни и управителями собственной судьбой. И чтобы не было никаких глупых начальников или бездарных командиров, а уж тем более – свирепых монархов или кровожадных политических диктаторов, способных в одно мгновение искалечить или уничтожить жизнь обычного простого человека.
Хочу напомнить, что половину отведенной мне земной жизни я прожил в условиях советской коммунистической диктатуры. Мои философские взгляды и мистические духовные идеи никак не вписывались в догматические рамки марксистско-ленинского учения. И в христианскую догматику они тоже не вписывались. Я мечтал о другой свободной политической и духовной жизни, но не стал героем политической оппозиции и узником брежневских лагерей. Правда, кое-что для приближения новой жизни мне сделать удалось. Я и в оппозиционном движении поучаствовал и политической деятельностью занимался. Но это уже другая тема и для другой книги.
А тема настоящей книги – о жизни, поведении и деятельности человека, о принципах, целях и идеалах людей. Я уже сказал о том, что в этой книге заложено крайне необходимое всем людям оптимистическое жизнеутверждающее мировоззрение. А основой такого мировоззрения служит простая и данная человеку Природой любовь к жизни, инстинкт познания истины и стремление к созидательной творческой деятельности.
Кроме того, я считал крайне важным и необходимым создание систематизированной комплексной теории и философии жизни. Эта теория и философия базируется не только на знаниях и представлениях о человеке, но и на знаниях и представлениях о свойствах и законах Природы, естественной и составной частью которой человек и является.
Теория и философия жизни – ПРАГМАТИКА
Используемый мною термин и название – это новое слово по отношению к тому содержанию, которое я в него вкладываю. Однако упомянутое новообразование уже используется в культурологии некоторыми нашими специалистами. В частности, в Москве в Высшей школе экономики действует недавно созданная учебная кафедра «Прагматика культуры» во главе с руководителем кафедры профессором А. Б. Долгиным. В 2011 году Московский государственный университет имени Ломоносова объявил о приеме студентов на философское отделение с новой специализацией «Прагматика и менеджмент культуры».
Хочу уточнить, что в основе используемого мной понятия лежит древнее греческое слово «ПРАГМА» – дело, действие. А в английском языке есть слово «PRAGMATIC» – практический, прагматический. А это уже служит некоторым обоснованием не случайности и не фантастичности использования слов и создания новых понятий.
Для меня в использовании слова ПРАГМАТИКА заложена идея и связь жизни человека с практикой. Более того, человеческую жизнь можно назвать практикой в том смысле, что она существует и проявляется в ходе реального практического процесса, а не существует в виде теоретического проекта или фантастического спектакля. Реальный практический процесс жизни протекает и развивается в реальном пространстве и времени. Он запрограммирован природой на прохождение отдельных этапов, молодости, зрелости, старости. Поэтому реальному практическому человеку надо с одной стороны принимать и положительно воспринимать объективные жизненные программы, а с другой стороны формировать свой духовный мир и внешнюю сферу трудовой и созидательной деятельности.
Я считаю крайне актуальным и необходимым создание и развитие ПРАГМАТИКИ потому, что наблюдается реальное отсутствие не частных, а систематизированных комплексных теорий, способных дать широкое понимание человеческой жизни и помочь людям в большом круге жизненных и практических вопросов, начиная с выбора ценностных и целевых ориентаций и заканчивая поиском наиболее эффективных форм и методов трудовой и созидательной инновационной деятельности.
Отсутствует не только комплексная теория жизни в науке, но и комплексная и имеющая практическое значение для человека современная философия жизни. Я приведу только одно высказывание нашего российского академика и директора Института философии А. А. Гусейнова:
«Если бы, например, юноша захотел выверить свою жизнь по Эпикуру, по Б. Спинозе, по И. Канту, то он в их философских сочинениях нашел бы рекомендации, что и как ему делать. Но если бы он с той же целью обратился к философии Ф. Ницше, Вл. Соловьева или Э. Гуссерля, то его бы ждало глубокое разочарование. Они не ставят вопрос: «Что я должен делать?».
(Список литературы и источников №9-7-13)ПРАГМАТИКА – это комплекс идей, знаний и представлений о человеке, его жизни, развитии, поведении и деятельности, включая учебу, труд, творчество. Кроме того – это комплекс принципов, методов, правил и рекомендаций, предназначенных для помощи людям в организации согласованного с природными законами поведения, осуществления эффективной практической деятельности, формировании оптимальных межличностных и общественных отношений. Наконец, речь идет о формировании оптимальной и эффективной системы управления собственной жизнью, развитием, поведением, деятельностью.
Подобное определение ПРАГМАТИКИ говорит о ее сложной многослойной структуре и ориентацией на синтезирование теории жизни с жизненной практикой. Конечно, каждому из нас интересны теоретические знания об окружающем нас мире. Но в первую очередь, нам необходимы чисто практические знания и программы выживания и приспособления к окружающему миру и соответствующие этому способности и умения.
Исходя из этого, в настоящей книге я не считал необходимым забираться в глубины теоретических исследований. С моей точки зрения крайне важно сосредоточиться на знаниях и рекомендациях, необходимых людям для их практической жизни. Поэтому после ответа на теоретический вопрос «Что такое жизнь?» я пытаюсь сосредоточиться на ответах на вопросы «Как жить?», «Что делать?», «Как работать?», «Как добиваться успеха в жизни?».
Хочу сказать, что в разработке ПРАГМАТИКИ я опирался не только на научные знания, но и на философские концепции и религиозные учения. При этом, в создании теории жизни мною использовались общие логические правила и современные научные методы, а также философские принципы и методы познания. Хочу особо сказать об интегральной методологии теоретического познания и практической деятельности.
Комплексная интегральная методология
Используемая мной в качестве главного инструмента комплексная интегральная методология основывается на свойствах окружающего нас природного мира и закономерностях наших отношений с этим миром. Что мы видим в окружающем природном мире? А мы видим многообразие объектов, которые входят в более крупные части мира, которые в своем единстве и представляют из себя целостный мир.
Комплексная интегральная методология предполагает видеть в любом реальном объекте нашего мира, включая человека, определенное единство, которое часто передается широко используемым в науке понятием «система». Одновременно в любом объекте следует видеть совокупность главных существенных частей, без которых общее единство существовать не может.
Такая методология близка широко используемому в науке и философии системно-структурному подходу. Однако, последний наиболее применим к устойчивым статическим объектам. А в отношении меняющихся объектов и процессов наиболее применим «динамический» метод и философский диалектический метод. При этом важнейшей задачей «динамического» метода является определение главных этапов процесса во времени и их влияния на конечный результат.
Диалектический метод предполагает наличие в любых динамических объектах и процессах противоречивых свойств и отношений. Это крайне важно при рассмотрении такого сложного и противоречивого явления, как человеческая жизнь. Более того, я считаю крайне полезным при рассмотрении жизни использовать разработанную мною концепцию о противоречиях, дисгармониях и аномалиях. Более подробно об этой концепции будет сказано позже. А сейчас гораздо важнее продемонстрировать использование интегрального метода и сформулировать главные части человеческой жизни. Другими словами, речь идет о структуре человеческой жизни.
Надо сказать, что осуществить логичное и обоснованное структурирование такого сложного объекта, как человеческая жизнь крайне сложно. Здесь мы имеем дело не с четко различимым материальным объектом, а с многообразным иерархическим комплексом. Поэтому какого-то общепризнанного и полноценного структурирования человеческой жизни в науке или философии просто не существует.
Поэтому беру на себя смелость предложить свое решение в виде семи основных частей, которые одновременно можно назвать видами или формами жизни. Это материальная жизнь, духовная интеллектуальная жизнь, духовная мистическая жизнь, жизнь – развитие, жизнь – поведение, жизнь – деятельность, жизнь – отношения человека с окружающей природной, социальной и технической средой.
Я привожу только условные и краткие названия частей жизни. Однако в самих приведенных названиях достаточно понятно отражается их содержание. Понятно, что указанное структурирование нельзя считать единственно возможным. Есть и другие варианты, которые с моей точки зрения не полностью и не адекватно отражают главные части человеческой жизни.
Хочу еще раз отметить относительную широту и новизну своей теории и философии жизни, которую я обозначил словом ПРАГМАТИКА. Мне удалось соединить воедино знания и представления о жизни научного характера, философского характера и религиозного эзотерического характера. При этом, речь идет не о механическом, а об органическом соединении на основе интегральной методологии и выделения главных идей и вопросов. Считаю, что мне удалось добиться единства природного и общественного понимания человеческой жизни, раскрыть во взаимосвязи процессы познания, труда и творчества, предложить универсальную методологию практической деятельности. В качестве завершающей теоретической части и практической методологии сформулирована и описана система управления собственной жизнью, поведением и деятельностью.