Почему техника важнее человеческой жизни?
Для человека жизнь – это большая тайна и практическое искусство. И чем больше мы хотим добиться в жизни, тем больше нам требуется знаний и умений. Но где достать эти знания? Кто их главный распорядитель и хранитель? Обычно принято таким распорядителем и хранителем считать науку.
Хорошо, давайте обратимся к науке. И что мы увидим и поймем? А увидим и поймем, что имеет место парадоксальная ситуация. Человеческая жизнь есть, а серьезной комплексной науки о человеческой жизни – нет! Как ни странно, но для нашей всезнающей современной науки человеческая жизнь слишком необъятна и в деталях мало понятна. На отдельных островках этого океана жизни некоторые ученые побывали, кое-что описали, а до изучения океана в целом так и не добрались.
Более того, представители традиционной науки принципиально дистанцируются от формулирования общих законов индивидуальной жизни, от утверждения высших жизненных ценностей, от изучения первоначальных причин и конечного смысла и назначения человека и человечества. В результате отсутствует какая-то полноценная и комплексная теория, способная дать людям понятные объяснения и служить руководством для принятия актуальных решений и достижения главных и стратегических целей и идеалов. Нет не только науки, но и полноценного комплексного научного учреждения, призванного заниматься исследованиями и давать практические рекомендации о том, каким человеку быть и как ему жить.
А что есть среди наших многочисленных учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки Российской Федерации и Российской академии наук? А есть институт мозга, институт питания, институт труда и социального страхования, а также множество мелких и крупных институтов, которые занимаются машинами и гайками, трубами и проводами, а также прочими железными техническими вопросами. Достаточно беглого знакомства со справочником российских научных учреждений или научных периодических изданий, как станет заметно явное доминирование техники над человеком.
Понятно, что все можно объяснить и оправдать. Но мне лично горько констатировать такую, парадоксальную, с моей точки зрения, ситуацию. Ведь, что провозглашает главный наш закон – Конституция Российской Федерации. А она провозглашает, что высшей ценностью для нашего общества и государства является человек и его жизнь. А еще есть федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», который обязывает наше Министерство образования и науки определять главные приоритетные научные направления и создавать соответствующие институты. Получается, что Конституция с высшей ценностью есть, федеральный закон о приоритетах есть, а на деле главными ценностями и приоритетами для российской науки оказываются не люди, а технические устройства. (Список литературы и источников №9-2-1).
Впрочем, не будем развивать грустную тему, а отметим и положительные факты. В частности, существует и продолжает развиваться классическая наука сферы естествознания – БИОЛОГИЯ.
Наука о человеческом теле и наука о душе
Если отдельной науки о человеке нет, то отдельная наука о жизни есть – это БИОЛОГИЯ. Но занимается она исследованиями всего пространства живой материи, включая жизнь микробов, вирусов, растений, животных. А по отношению к человеку она, в основном, рассматривает свойства и функции костей и кожи, печени и почек, сердца и крови. С узко биологических позиций человеческая жизнь – это функционирование и взаимодействие внутренних органов и систем кровоснабжения, дыхания, пищеварения.
Понятно, что функционирование биологических органов человека происходит во взаимодействии с внешней природной средой. Биология активно и продуктивно исследует все материальные обменные процессы, включая обмен твердый, жидкий и газообразный. Более того, существует положение о необходимом единстве человека с внешней природной средой.
С некоторым упрощением можно сказать, что биология занимается исследованием материальных процессов материального человеческого тела. Но известно, что помимо материальных процессов, есть еще информационные процессы, помимо тела есть также и психика. Близок понятию «психики» термин «душа», которая для науки тождественна человеческому сознанию. Именно изучением этой самой психики и души занимается психология, которая одно время входила в состав философии, а потом приобрела статус самостоятельной науки.
Как сообщает всезнающая международная энциклопедия WIKIPEDIA, «психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств.» (Список литературы и источников №9-1-5). Под психическими процессами понимаются, в первую очередь, ощущения и мышление, под психическими состояниями – эмоции и чувства, под психическими свойствами – задатки и способности.
Из указанного понимания психологии логично следует, что человеческая жизнь – это функционирование психики, это реализация психических свойств, психических состояний и психических процессов. Не знаю, как вас, а меня лично такое понимание жизни удовлетворить не может. Нельзя все сводить к внутренним по отношению к человеку процессам, забывая о сфере внешних действий, физического и нравственного поведения, необходимой и свободной материальной деятельности.
Чему учит история человеческого общества?
Достаточно широко освещает жизнь человека и человеческого сообщества классическая наука под названием ИСТОРИЯ. Точнее сказать, что освещает она в основном исторические факты развития племен и народов, обществ и государств. Однако и о жизни отдельных людей она тоже кое-что сообщает. Правда, больше о жизни предводителей и руководителей племен, наций и государств.
Для любого гуманитария и обществоведа в пространстве этой науки можно найти массу разнообразных фактов и примеров для построения собственных теорий и опровержения чужих идей и концепций. Потому, что история в полном и даже громадном объеме отражает сложный и противоречивый процесс развития человека и общества, культуры и цивилизации.
Отражает она и сложности и противоречия развития материальной и духовной культуры. Даже беглый взгляд на два последних тысячелетия дает основания говорить о явлении под условным названием «исторический маятник». То нации и народы успешно развиваются, а то вступают в кризисные периоды. То арабские народы сумели создать Великий арабский халифат, а то скатились до положения униженных и порабощенных колониальных народов. То в общественной жизни людей преобладают материальные интересы, а то происходит уклон на чисто духовные религиозные ценности.
К сожалению, в начале двадцать первого века «исторический маятник» заметно отклонился в сторону фанатической веры и религиозного фундаментализма. Об этом говорят всем известные факты террористических актов со стороны исламских фанатиков с массовыми жертвами среди жителей исламских и не исламских стран. Я с горечью вынужден констатировать факт заметного усиления христианского фундаментализма в ряде европейских стран и в нашей Российской Федерации. При этом, идеология православного фундаментализма активно используется экстремистскими течениями русского национализма и представителями политического движения за восстановление в России монархии и отмену демократической формы управления страной.
Я вовсе не противник, а сторонник религии и мистической веры в высшую божественную силу и субстанцию, которая управляет и людьми, и океанами, и звездами. Но я противник ничем не ограниченного религиозного догматизма и противоречащей интеллекту и всякому здравому смыслу фанатической веры. Иначе мы опять превратим науку в служанку богословия, а взамен государственных демократических законов перейдем к регулированию поведения людей на основе российского домостроя или исламского шариата.
Изучение многотысячелетней истории человечества учит тому, что для жизни людей крайне желательна и необходима гармония разума и веры, науки и религии. Нельзя опираться в человеческой жизни, деятельности и творчестве только на рациональное мышление и точные знания. Нам крайне важно и полезно опираться и использовать рекомендации и требования религии, имея в виду не одно единственное религиозное учение, а совокупность разных религиозных учений.
История также учит столь важному и трудному искусству жить в гармонии с Природой. Только возможно это в случае, если в окружающей нас земной природной среде мы будем видеть друга и помощника, а не средство для удовлетворения одних только материальных потребностей.
Природа как материя и духовная субстанция
Для разрозненной на отдельные узкие направления науки окружающий человека естественный мир существует не в виде живой целостной системы, а в виде астрономического мира, физического мира, биологического мира. Для астрономии – это космическая система из звезд и галактик, которая называется «космос». Для физики – это пространство, наполненное веществом, имеющее массу и способное при определенных условиях превращаться в энергию. Для биологии – это совокупность флоры и фауны, совокупность растений, насекомых, птиц, животных.
Для современной философии понятие «природа» трактуется в виде понятия, близкого «миру», «космосу». Отмечается, что этот термин обозначает мир в качестве отличного от хаоса организованного и упорядоченного целого. В настоящее время в науке и философии получила распространение синергийная концепция самоорганизованных и самосохраняющихся систем. Живая природа и сам человек понимается в качестве такой саморганизованной системы. (Список литературы и источников №9-7-1).
Для меня понятие «природа» – это окружающая и вбирающая человека целостная иерархическая система, которая существует в единстве материальных, энергетических и информационных духовных форм. Я считаю, что есть основания широко и интегрально трактовать природу и видеть в ней не только явные материальные и вещественные формы, но и информационные и даже тайные мистические формы. Для меня именно с природой связаны такие понятия, как Бог, Творец, Абсолют. Именно так понимали природу древние китайцы, средневековые пантеисты, именно такую духовную и мистическую позицию разделяют многие современные философы, экологи, ученые, общественные деятели.
С древних времен у людей существовала идея о необходимости уважительного отношения к Природе. Понятно, что и современному человеку надо учиться гармонизировать отношения технической цивилизации с естественной земной средой. Человек не может существовать и выживать без приспособления к определенным земным условиям в виде суши и воды, тепла и холода, дня и ночи. При этом, устойчивость жизни людей требует устойчивых гармонических отношений с внешней средой.
О важности и необходимости жить в гармонии с Природой говорили и мудрецы Древней Индии, и философы Древней Греции. В шестом веке до нашей эры основатель учения даосизмам Лао Цзы в своем написанном на бамбуковых дощечках трактате «Дао Дэ Цзин» утверждал, что именно Природа – главный учитель жизни. Задолго до начала движения экологов в защиту природной среды Лао Цзы предсказал пагубность и губительность для человека и окружающей его природы агрессивной человеческой деятельности, нарушающей мир и порядок в отношениях людей с землей и небом. (Список литературы и источников №9-7-3).
В терминах современного языка эта концепция даосизма сводится к необходимости для людей следовать заданным программам земной природной жизни. В свою очередь, природная земная жизнь следует программам космической жизни. А рождение, формирование, функционирование и изменения звезд и звездных галактик определяется проектами и программами информационного духовного и божественного мира.
В настоящее время развивается процесс пересмотра отношений с Природой и формирование рационального экологического мировоззрения и идеологии. Но при этом Природа продолжает восприниматься в качестве внешней среды, в качестве материальных ресурсов, которые для того и существуют, чтобы их потреблять и уничтожать. Вместо того, чтобы учиться у Природы, люди предпочитают следовать утопическим идеологическим концепциям вроде коммунизма или религиозным пророчествам в стиле христианской эсхатологии.
Чему учит человека жизнь Природы?
Имеет смысл дать ответ на важный для практической жизни человека вопрос о том, чему главному учит земная и космическая Природа? Простой вариант ответа вполне ясен даже на уровне простой логики и обычного здравого смысла. Что человек видит вокруг себя на земле и в космосе? Он видит устойчивое существование и устойчивую жизнь земных и космических объектов в виде деревьев и рек, солнца и звезд.
Значит, главное, чему учит окружающая человека природа – это свойству, способности и умению жить и сохранять устойчивое существование. Это вполне возможно, если не противостоять, а подражать природным объектам, включая растения и животные. В окружающем нас мире растения, насекомые, животные обладают свойством и инстинктом жизни, они умеют побеждать болезни и бороться с врагами, у них болезненных духовных терзаний и массовых самоубийств. Было бы странно, если бы люди стремились не выживать, а умирать и обучать детей самым передовым методам индивидуального самоубийства.
Природа нас учит жить и любить,Чтоб умными быть и осторожными быть.В самом простом значении человеческий ум и интеллект как раз и существует для того, чтобы обеспечить устойчивое существование тела и души, чтобы обеспечить приспособление к внешней природной среде. Первичное значение познавательной деятельности состоит в приеме воздействий внешнего мира, чтобы выработать простые приспособительные программы поведения и деятельности. При этом, по отношению к полезным внешним воздействиям и формируются позитивные программы, а на вредные воздействия и объекты формируются программы, помогающие избежать этих воздействий или защититься от них. Например, при наступлении наводнения люди бегут от воды или строят защитные сооружения.
В целом, можно в порядке обобщения сказать, что природа учит активному приспособительному поведению и деятельности, направленной на использование полезных внешних объектов. Она учит осторожному поведению и защите от вредных внешних воздействий. В процессе приспособления постепенно вырабатывается целая система противодействий постоянным или случайным вредным воздействиям или опасным стихиям.
Для индивидуального человека, нации и мирового сообщества есть главная постоянная проблема и опасность – смерть индивидуального человека и гибель человечества. Каждому индивидуальному человеку отпущена от рождения информационная программа развития, взросления, восхождения к зениту жизни, а затем – потери физических сил и гибели физического тела. Конечно, человеку и простым человеческим чувствам трудно и горестно принять свою смертную участь и неизбежность ухода из материального земного мира.
«Все меняется и повторяется по кругу. День сменяет ночь и жизнь уходит прочь. И вода уходит в облака, чтобы проливным дождем напоить зеленые кусты и засохшие могильные кресты.»
В природе помимо закономерных процессов творения и созидания в мире существуют разрушительные процессы, которые приводят к гибели старые высохшие деревья и исчерпавшие все запасы энергии звезды. Но при этом в мире действует универсальный закон сохранения материи, энергии, информации. Материя, энергия, информация не исчезают полностью и окончательно, они лишь трансформируются, переходя из одной формы в другую. Частным случаем этого универсального природного закона являются хорошо известные физической науке законы сохранения массы, сохранения движения, сохранения покоя.
Природа учит человека не только жить, но и умирать. Но умирать – достойно и спокойно, познав и приняв закономерность своей индивидуальной смерти. Потому что смерть – лишь составная и последняя часть процесса жизни, она – вторична по сравнению с первичностью жизни. Человек умирает только после прохождения основных циклов индивидуальной эволюции и выполнения индивидуальных жизненных задач. И в случае выполнения всех своих задач принять земную смерть гораздо легче. Это подобно жизненному спектаклю, в котором человек до конца отыграл свою роль и может спокойно покинуть свою временную земную сцену.
Земная и космическая Природа имеет мощные основы и механизмы поддержания общего процесса жизни даже в условиях неизбежной смерти частных индивидуальных земных и космических объектов. В частности, мощным средством и механизмом сохранения жизни большого объекта или системы является построение системы из множества элементов. Смерть или гибель одного или даже значительной части элементов, включая индивидуальных людей, не приводит к гибели всей системы – человечества. Более того, смерть индивидуального человека – это закономерный и полезный процесс, который служит общей восходящей эволюции и совершенствованию человеческого общества и человечества в целом.
К сожалению, никакие рациональные основания неизбежности смерти не могут до конца примирить нас со своим уходом из такой понятной и прекрасной земной жизни. И только мистическая идея духовного бессмертия дает возможность избавиться от гнета психического страха перед неизвестным будущим. Ведь наша физическая материальная форма – лишь временное пристанище вечной и бессмертной человеческой души. Впрочем, и жизнь загадочной души не обходится без противоречий и дисгармоний.
В чем польза противоречий и дисгармоний?
В окружающем нас мире, включая природу и человеческую жизнь, наблюдаются не только гармонические отношения, но и дисгармонии, противоречия, аномалии. С этими явлениями связаны вечные дискуссии по поводу преобладания гармонии или дисгармонии в мире, полезности или вредности противоречий, закономерности или случайности зла в сравнении с добром.
Я открываю первую страницу известного литературного произведения нашего российского просветителя и философа восемнадцатого века Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Там есть такое размышление: «Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. Отыми завесу с очей природного чувствования и блажен будешь.» (Список литературы и источников №9-1-6).
О причинах человеческих бед и страданий размышляли многие философы и христианские богословы. Существует даже отдельная концепция под названием «теодицея», которая стремится согласовать власть Бога над миром и создание мира по божественным законам с существованием зла. У православного философа В. Н. Лосского можно прочитать, что главная причина зла в мире исходит не от Бога, а от его противника – падшего ангела сатаны. Именно сатана совратил Адама с Евой и в силу его сатанинских козней существует и умножается зло на многострадальной земле. А оправданием допущения Богом деятельности сатаны служит несовершенство земного мира. Только нематериальный идеальный и божественный мир абсолютно совершенен. (Список литературы и источников №9-7-1).
Моя философская и духовная позиция состоит в том, что Бога и божественную природу не надо оправдывать. Существование дисгармоний и противоречий, аномалий и отклонений – это закономерности процессов существования и функционирования земных и космических объектов и систем. В мире нет и не может быть вечного и абсолютного постоянства и гармонии всего и со всем. Такое возможно лишь в умозрительных концепциях отдельных оторвавшихся от реальности представителей философии объективного идеализма или в эсхатологических учениях, стремящихся оторваться от не идеальной земной жизни христианских богословов.
Да, в земном и космическом мире мы наблюдаем длительную устойчивость и гармоничность больших и малых объектов и систем. Но одновременно мы наблюдаем многообразие объектов и систем, которые имеют разные формы. Есть формы чисто материальные, вещественные, а есть альтернативные и противоречащие им информационные, духовные формы. В современной физике микромира давно признается существование элементарных частиц и античастиц. Есть научные гипотезы о том, что для каждой звезды или галактики есть свои антизвезды и антигалактики.
Аналогичным образом дело обстоит с меняющимися во времени процессами созидания и разрушения, притяжения и отталкивания, увеличения и уменьшения. Переход от одних форм к другим, от одних процессов к другим не возможен без нарушений гармонии, без противоречий. Более того, в противоречиях ученые и философы видят определенную основу и причину прогрессивного развития живой природы и человеческого общества.
В наиболее острой и последовательной форме позитивную роль дисгармоний и противоречий утверждали последователи гегельянства и неогегельянства. Хорошо известен сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоречий. Он говорит о том, что стимулятором движения человека и общества вперед служат постепенно назревающие противоречия, которые приводят к болезням и необходимости соответствующего лечения индивидуальной или общественной системы. Правда, этот закон активно использовали в своих политических целях марксисты и коммунисты, объявляя главным двигателем общественных изменений классовую борьбу бедных и неимущих с собственниками и богатеями. Но это вовсе не отменяет существенное влияние указанного закона на общественную жизнь в прошлом и настоящем.
Известно, что в общественной жизни накопившиеся противоречия выливаются в форме кризисов, а кризисы приводят к реформам или даже революциям. Вся история человеческой цивилизации свидетельствует о закономерности противоречий, кризисов и реформ. Означает ли это, что противоречия и кризисы несут пользу и добро? А несут они и пользу и вред, и добро и зло. Например, великая антимонархическая французская революция 18 века впервые в истории утвердила политические идеалы свободы, равенства и братства. Но одновременно она унесла множество человеческих жизней и принесла трагические события в семьи низвергнутых французских аристократов. Впрочем, и самих радикальных революционеров, вроде Марата или Робеспьера, история тоже не пощадила.
Надо сказать, что наши понятия добра и зла крайне условны и относительны, особенно в сфере морали и нравственных оценок. Любое добро может обернуться злом и наоборот. Мы хотим сделать доброе дело и помогаем своему ребенку в его играх и выполнении домашних заданий. В результате ребенок привыкает к постоянной помощи родителей и не формирует способностей к самостоятельной жизни и деятельности. В своей взрослой жизни мы стремимся к лидерству и победам над другими людьми. В результате мы наносим вред самолюбию других людей, а иногда приносим им тяжелые психические страдания.
«Какое хорошее слово «ПОБЕДА», как солнце, любовь и весна.
Победа прекрасна, но все же не напрасно есть в этом слове «БЕДА».
Несколько слов по поводу аномалий в природе, обществе и человеческой жизни. Здесь нельзя не признать, что возможны отклонения в нормальном и гармоничном существовании природы, которые способны внезапно и случайно разрушить планеты или звезды. Например, случайное отклонение движения крупных астероидов солнечной системы может вызвать их столкновение с землей с очень тяжелыми катастрофическими последствиями. Поэтому уже сейчас международные космические организации формируют специальные службы для наблюдения за астероидами.
Не менее опасными для жизни людей и общества могут быть аномалии в форме кровавых военных конфликтов, деятельности международных террористических организации, криминальных организаций. Самым простым случаем аномалий являются отклонения здоровья человека. При этом, иногда встречаются такие редкие и тяжелые болезни, которые ставят в тупик нашу современную медицину.
Однако даже при учете всех тяжелых последствий нельзя не видеть в аномалиях и определенную пользу. А эта польза заключается в том, что аномалии заставляют людей не расслабляться, постоянно наблюдать за процессами природной и общественной жизни, искать средства защиты и противодействия опасностям.
Кроме того, помимо вредных, есть и полезные аномалии. Например, вполне полезным для дальнейшего развития духовной культуры следует признать появление людей с аномальными гениальными свойствами и способностями. Люди обычные и нормальные не обладают даром ясновидения и умением предвидеть события будущего. На это способны только особо избранные прорицатели и пророки.
Я считаю крайне важным и полезным для познания окружающего мира учитывать противоречия и аномалии этого мира. А еще более это полезно для выработки не прямолинейной, а более многообразной и гибкой жизненной стратегии, которая должна включать комплекс мер противодействия негативным воздействиям и профилактики по отношению к существующим опасностям и возможным трагическим событиям.