Книга Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Дергунов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика
Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика

Каждому человеку приходится совмещать занятия текущими интересными и полезными делами с решением проблем, преодолением опасностей, которые приходят из внешнего природного или социального мира. А в двадцать первом веке таких внешних крупных и даже глобальных проблем и кризисов становится все больше. Вот почему нам надо думать не только о личном благополучии и безопасности, но и объединении с другими людьми для сохранения жизни людей и всего мирового сообщества. Вот почему я считаю крайне актуальным и необходимым практическое участие каждого человека в общественном движении «ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

2. Что знает человекознание?

«Как жить человеку?» – вопрос трудный и не простой, но очень важный и нужный. И надо уметь отвечать на него и принимать необходимые решения и в молодости, и в зрелые годы, и в старости. Это только кажется, что достаточно выбрать себе профессию, получить соответствующее образование, разработать перспективную жизненную стратегию и дальше все пойдет само собой.

Ничего подобного, жизнь – это постоянная борьба с собственными недостатками и внешними соблазнами вроде легких денег или тяжелых наркотиков. Годы жизни бегут незаметно и натыкаешься то на странный и непредсказуемый кризис среднего возраста, то на ожидаемую, но трудно преодолимую депрессию старшего возраста. Часто бывает, что человек удачно выбрал профессию, добился профессиональных успехов в зрелости, а к старости оказался не готов. И возникает ощущение полной растерянности и не готовности перестраивать свою жизнь по новым правилам и новым возможностям. И получается, что человек уже не чувствует себя человеком и начинает думать о наиболее легких способах добровольного ухода из жизни.

А почему это происходит? Да потому, что в молодости и зрелости не удосужился о всей целостной жизни задуматься, о задачах и целях текущих и преходящих и задачах и целях высших и возрасту не подвластных. О том, что для развития физического есть понятные возрастные ограничения, а для развития духовного принципиальных ограничений нет. И нет никаких запретов, чтобы вместо деятельности трудовой и профессиональной перейти к деятельности общественной или заняться воспитанием внуков и внучек.

Какие следуют выводы? А выводы такие, что надо не только профессиональные знания получать, но и знания для всей будущей жизни. И надеяться надо не на школьных или институтских учителей, а на личное самообразование. Потому что ни школа, ни институт полноценными знаниями о жизни своих учеников не обеспечивают.

Правда, кроме школ и институтов, есть еще церкви и мечети. Церковные служители христианства и ислама всегда претендовали на роль учителей жизни. А в религиозных учениях содержится масса знаний и предписаний о том, как человеку жить, думать и действовать. А кроме того, свои предписания христианство и ислам укрепляет силой и авторитетом всемогущего Бога. В результате в двадцать первом веке на фоне ослабления авторитета науки религия занимает все более высокое положение во всех развитых и неразвитых странах мира.

В России наглядным подтверждением этого процесса является введение с 2012 года во всех государственных школах нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Впрочем, помимо этого у современной школы есть другие и более крупные проблемы.


Какие знания дает школа и образование?


Чему учит своих учеников наша обычная общеобразовательная школа? А учит она, в основном, очень далеким от практической жизни учебным предметам в виде математики, физики, химии. Именно на эти предметы естественно-математического цикла выделяется значительная часть всего школьного обучения. Вероятно, очень умные специалисты из Академии образования считают, что после школы молодые люди будут озабочены, в основном, проблемами развития отношений с математикой, физикой и химией. Хочу спросить у вас, уважаемые современники, кому в реальной жизни пригодились знания по дифференциальным уравнениям или химическим формулам?

К сожалению, учебный предмет о человеческой жизни в наших школах и институтах отсутствует. Правда входит учебный предмет под названием «Основы безопасности жизнедеятельности». Получается явное нарушение простой логики и последовательности обучения – безопасность жизни в учебных заведениях изучается, а теоретические основы самой жизни – упускаются.

Представьте, что для подготовки водителей транспортных средств изучается только безопасность движения по дорогам. А теория с основами устройства автомобиля и методами вождения транспортных средств – упускается. Понятно, что в результате будут выпускаться весьма ущербные водители, которым придется в процессе практической работы наверстывать упущенное.

Хорошо, не доросло еще наше образование до изучения теории жизни. Так хотя бы до изучения комплекса наук о человеке оно доросло или нет? К сожалению, тоже пока не доросло. Хотя о желательности введения единого учебного предмета под названием «Человекознание» заявляют и наши ученые, и философы, и даже некоторые специалисты Российской академии образования.

Наш известный российской педагог В. А. Сухомлинский еще в советское время ставил вопрос о гуманизации образования, о сокращении предметов естественно-математического цикла и увеличении учебных предметов гуманитарного направления. Он считал, что в каждом школьнике надо пробуждать, в первую очередь, интерес к познанию человека. (Список литературы и источников №9-1-6).

Некоторые известные российские психологи не только активно поддерживают идею введения в курс средней школы «человекознания», но и предлагают для этого свои книги и учебные пособия. Например, сибирский ученый и психолог А. А. Востриков разработал подробную учебную программу по изучению «человекознания» и издал в 2000 году учебное пособие для школьников под названием «Практическое человекознание». (Список литературы и источников №9-1-5).

В настоящее время российское Министерство науки и образования пытается провести радикальную школьную реформу и минимизировать количество обязательных учебных предметов. В середине 2010 года группой специалистов Российской академии образования во главе с директором издательства «Просвещение» Александром Кондаковым был подготовлен проект сокращения обязательных предметов для изучения в старших классах средней школы.

В частности, предлагалось в качестве обязательного минимума оставить физкультуру, основы безопасности жизнедеятельности, историко-обществоведческий предмет «Россия в мире», а также новый учебный предмет «Создание индивидуального проекта». Остальные предметы предлагалось объединять в группы свободного выбора в зависимости от гуманитарных, технических или коммерческих предпочтений самих старшеклассников. Однако, в таком радикальном виде реформа была остановлена. Не готова к этому основная часть российского общества.


Школа и образование идут к человеку


Говоря о системе образования и школьного образования, нельзя не отметить и положительных, с моей точки зрения явлений. Я сам долгое время преподавал в школе историю и обществоведение и знаю, как трудно даются радикальные изменения и ученикам, и учителям, и родителям. Одна только проблема обеспечения учеников учебниками способна надолго затормозить ход любой радикальной реформы.

Тем не менее, положительные явления и изменения в лучшую сторону мне хорошо заметны. Например, раньше в начальных классах изучался предмет «Природоведение», а теперь во всех школах и даже детских садах дети и школьники изучают «Окружающий мир». И в этот новый комплексный и интегральный учебный курс входят знания о человеке.

Я не зря употребил так любимое мною словосочетание «интегральный курс». Потому что речь идет о действительно полном и интегральном отражении всего окружающего нас мира в виде главных частей: «природы», «общества» и «человека». А именно эти три главных части составляют основу нового предмета «Окружающий мир». А значит, с самого младшего возраста у наших молодых людей будет формироваться основа для полноценного интегрального мировоззрения. А это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему формированию так нужных любому человеку духовных ценностей, включая жизненные принципы, убеждения, идеалы, верования.

А что есть для старшеклассников? А для них есть продолжение изучаемого с 6 класса традиционного курса «Обществознание». Значительная часть этого курса посвящена «человекознанию». И сам традиционный предмет получил новый подзаголовок «Человек и общество». Какие знания здесь даются о человеке?

А знания даются разнообразные и достаточно доступные для понимания старшеклассниками. Человек в этих знаниях предстает в качестве части космического природного мира и части общества. А общество определяется в качестве

«обособившейся от природы, но тесно связанной с ней части материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.»

(Список литературы и источников №9-3-4)

Меня лично смущает слишком материалистическая трактовка человека и общества. При этом упускается то, что целостный человек является частью целостного мира, который объединяет и интегрирует мир материальный, мир энергетический и мир информационный. Однако не может не радовать, что в обновленном варианте курса «Человек и общество» отражены главные части духовного мира человека и отдельные духовные проблемы, с которыми сталкивается любой современный человек.

«Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива».

(Список литературы и источников №9-3-4)

Я помню, как в советской школе на уроках вынужден был обманывать детей и говорить, что наш советский человек глубоко предан идеалам марксизма-ленинизма и строит свое поведение строго по правилам морального Кодекса строителей коммунизма. А потом дополнял свой обман широко известными в диссидентском движении стихами о том, что наш советский человек «чист, как чекист и кристален, как Сталин». И понятно, что мое преподавательское свободомыслие до чекистов дошло и меня на всю оставшуюся жизнь лишили права преподавания в учебных заведениях на всей обширной территории Союза Советских Социалистических Республик.

Впрочем, следует вернуться к настоящему и отметить, что современных школьников взрослые преподаватели уже не обманывают. Точнее, обманывают в гораздо меньших масштабах. В частности, вместо сказок коммунистических рассказывают сказки религиозные. Вместо прежнего засилья научного антропоцентризма теперь входит в моду религиозный богоцентризм.


От антропоцентризма к природоцентризму


В силу естественного человеческого эгоизма и исторической слабости духовного познавательного процесса в современных светских знаниях и во всей рациональной духовной культуре доминирует идея уникальности человека и преобладает идеология антропоцентризма.

Согласно этой идеологии человек является высшим существом изо всех живых существ и всего, что существует во вселенной. А раз так, то этому высшему существу позволительно использовать в своих эгоистических и потребительских целях любые существа и объекты внешней среды. У людей возникает желание господства над миром, дополняемое иллюзией полной вседозволенности. Вспомним известный лозунг воинственных антропцентристов двадцатого века «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача!».

Светской идеологии научного антропоцентризма противостоит религиозный богоцентризм. В любой развитой теистической религии существует центральная идея о том, что высшим и абсолютным существом в мире является Бог. Именно этот существующий вне Природы таинственный субъект является творцом и распорядителем всего существующего во вселенной, включая человека и все человечество. Все помыслы и действия людей должны исходить из того угодны эти помыслы и действия Богу или не угодны. К сожалению, мера этой угодности определяется не по реальным результатам человеческой жизни, а по соответствию мыслей и поступков людей давно отжившим свой век архаическим религиозным догматам христианства и ислама.

Как ни странно, но идеология богоцентризма в христианстве и исламе вполне уживается с антиприродным и потребительским антропоцентризмом. Из священного текста Библии следует, что божественный Творец именно человека создал по своему образу и подобию и назначил землю в качестве места временной жизни. А значит, именно человеку надлежит выполнять все руководящие и господствующие функции на земле.

В священной книге мусульман – «Коране» – в суре «Аль-джасийа» сказано:

«Аллах подчинил вам на пользу все яркие звезды, планеты в небесах, и все, что на земле: растения, животных, плодородие, воду, огонь, воздух и пустыни. Все это исходит от Всевышнего, чтобы удовлетворить ваши жизненные потребности».

(Список литературы и источников №9-8-2 стр. 726—727)

Главная задача ислама и христианства связана с регулированием отношений человека с Богом. Одновременно даются очень подробные предписания по поводу межчеловеческих отношений, дается широкий комплекс нравственных правил. А вот никаких подробных указаний и правил по поводу отношений с природой в исламе и христианстве нет. Более того, в христианстве содержится наиболее последовательная антиматериальная, антиприродная и антиземная идеология. Здесь природа – это чуждая и далекая от божественного мира сфера, которая только способствует усилению антибожественных греховных побуждений и действий людей.

Вот, что сказано в «Библии» во «Втором соборном послании святого апостола Петра» по поводу грешников и прочих неверующих в Христа:

«Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.»

(Список литературы и источников №9-8-1 стр.1216)

Отсюда следует закономерный вывод о том, что ни библейскому Богу, ни верующему христианину особенно беспокоиться по поводу состояния земной природной среды нечего. Есть другой нематериальный и неземной божественный мир, куда будут переселяться после смерти души настоящих христианских праведников. А реальная материальная земля еще после первичного грехопадения была библейским Богом проклята.

На протяжении последнего тысячелетия под явным или не явным влиянием антропоцентризма и богоцентризма люди активно и даже агрессивно занимались использованием и разрушением земной природной среды. И только в середине двадцатого века наступило некоторое «отрезвление». Было заявлено об экологической проблематике и об опасности нанесения вреда матери-земле, которая человека поит и кормит. И для спасения отравленных рек и уничтоженных плодородных земель нужны вовсе не молитвы, а реальные действия и восстановительные работы.

Хочу подчеркнуть, что пока существующая в науке экологическая теория и проникающая во все сферы духовной культуры экологическая идеология говорит лишь о более умеренном и скромном использовании окружающей человека земной среды. Однако, наиболее радикальной идеологической реформой всей духовной культуры будет переход к ПРИРОДОЦЕНТРИЗМУ, который первичные причины и конечные цели деятельности людей связывает с Природой.

В принципе, речь должна идти не о чем-то принципиально новом, а о возрождении философии и идеологии китайского даосизма и философских идей античных натурфилософов. Уже в китайском даосизме ясно и понятно были сформулированы духовные принципы взаимоотношений человека и божественной Природы. Древние даосы учили, что человек не высшее, а низшее звено в природной иерархии, он подчинен законом земли, земля подчинена законам неба, а небо управляется божественным ДАО, в котором отражается концентрированная сущность Природы.

С моей точки зрения в настоящее время возможно и необходимо переход к общечеловеческой философии и идеологии мистического религиозного ПРИРОДОЦЕНТРИЗМА, философии и идеологии сближения Бога и Природы. А из этого следует, что мысли и действия современных людей должны исходить из законов и требований божественной Природы. А значит, людям надлежит заниматься выполнением не только внутренних эгоистических и потребительских задач, но и внешних задач служения Природе. В частности, важнейшей великой миссией человека является поддержание мира, порядка и гармонии на земле и ближайшем околоземном космическом пространстве.


Природный интегральный человек


Наш российский ученый В.И.Вернадский в работе «Научная мысль как планетарное явление» писал:

«Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом.»

(Список литературы и источников №9-5-3)

Человек – это природное живое существо, близкое и единое со всеми живыми существами и обитателями земли. Для всех земных живых объектов характерно внутреннее строение на основе углеродо-водородных соединений, определенное реагирование на внешние воздействия, приспособление к меняющимся внешним условиям.

Человек принадлежит не только земной, но и всей космической природе, для которой характерны материальные, энергетические, информационные процессы, а также наличие и функционирование иерархических систем взаимосвязи и управления низших систем высшими.

Как все или многие природные объекты и системы человек объединяет и интегрирует две основные части: материальную в форме тела и информационную в форме психики и сознания. Наличие информации не только в мире человека, но и в природном мире сейчас у большинства современных людей не вызывает возражений.

А вот раньше близким к понятию информация была духовность, которая связывалась с существующим вне человека духом, а дух имел высшую форму в виде святого духа и являлся по сути проявлением Бога. Поэтому вся духовность толковалась в качестве чисто религиозного свойства.

Хочу сразу отметить, что я использую слово и понятие «духовность» в самом широком смысле в качестве дополнения и противопоставления к слову и понятию «материальность». Для меня материальность связана с веществом и всеми объектамии внешнего окружающего нас мира, имеющими массу и атомарно-молекулярную структуру. А духовность связана с противоположной по свойствам информацией, которая существует и функционирует в природе, психике человека, технических компьютерных устройствах.

Если рассматривать внутреннюю структуру человека, то здесь можно выделить физическую материальную часть, биологическую часть, нервно-психическую часть, или систему, духовную интеллектуальную и мистическую систему. Эти части тесно взаимосвязаны и образуют единую целостную интегральную систему под названием «ЧЕЛОВЕК».

Однако, интегральный многообразный человек не только сам обладает внутренней структурой, но и является частью внешней структуры и системы. В частности, он входит в качестве составной части в систему общественной жизни и жизни мирового сообщества. Принадлежность к двум системам и даже двум мирам порождает противоречие между индивидуализмом и коллективизмом, личными желаниями и общественными обязанностями.


Человек индивидуальный

и человек общественный


Человек изначально не автономное индивидуальное существо, а семейное, групповое и общественное. Он во многом подобен коллективным сообществам живой природы – муравьям, рыбам, птицам, обезьянам, слонам. При этом, человек – не универсальное двуполое существо¸ способное к самостоятельному размножению. Уже отсюда следует, что человек никак не может существовать в единственном экземпляре вне связи с другими людьми.

В принципе, можно представить, что мы решили создать новую цивилизацию индивидуалистов и разбрелись поодиночке по еще свободным в районах вечной мерзлоты земным территориям. Построили себе индивидуальные утепленные землянки и предались духовному совершенствованию, поддерживая материальное существование за счет охоты и рыболовства. Но как при этом делать детей, как в одиночку бороться с болезнями, дикими животными и стихийными бедствиями? Короче, дело это просто глупое и создать новую цивилизацию из одних индивидуалистов никому не удастся.

Поэтому идти надо в направлении максимального использования коллективных и общественных форм жизни людей. Именно такие формы помогают людям выживать и развиваться за счет объединения с другими людьми для совместной трудовой деятельности, для производства необходимых продуктов потребления, для обмена этими продуктами и оказания взаимных услуг.

Я считаю, что в современной общественной и духовной культуре, особенно в западноевропейском варианте, существует проблема и даже болезнь – преобладание индивидуализма, антиколлективизма и негативного отношения к вхождению в общественные объединения, в процессы общественной и международной интеграции. Наиболее ярко болезнь крайнего индивидуализма проявляется в образе жизни и поведении анархистов и современных антиглобалистов.

Однако нельзя рисовать индивидуализм только черными красками. Например, очень часто творческие люди, ученые, изобретатели, реформаторы попадают в ситуации противостояния с коллективом и обществом. Им приходится выступать против сложившихся и устоявшихся взглядов в науке, технике, обществоведении. Но, в конце концов, новые истинные идеи и полезные реформы пробивают себе дорогу и находят признание в обществе. Таким образом, торжествует не индивидуализм, а единение с обществом.

Вообще, путь коллективизации и социальной интеграции лежит через совместный коллективный труд, создание общественно-полезных товаров и услуг и совместное потребление этих товаров и услуг. В настоящее время появился еще один перспективный путь преодоления индивидуализма и отчуждения человека от человечества – это развитие информационно-компьютерной техники и средств общения и взаимодействия людей.

По сути, мы имеем дело с переходом нашей культуры в эпоху духовно-информационной цивилизации. В ней крайне важными жизненными ценностями становятся не только деньги или продукты питания. Важными жизненными ценностями становится информация, информационные контакты людей. При этом, в этой новой сфере каждый человек может в полной мере выступать не только в качестве потребителя, но и производителя информационных ценностей. А как известно, информация в отличие от пельменей или бананов способна одновременно потребляться многими людьми, способна побуждать людей к действию. Сейчас даже экономические реформы и политические революции осуществляются при непременном участии свободной информационной сети Интернет.

Проблему ограничения индивидуализма и усиления социальной интеграции нельзя решить без определенных изменений политико-экономического устройства государств и мировой международной системы в целом. Такие изменения уже происходят и будут происходить. Без усиления процессов международной интеграции мы просто не справимся с общими и международными экологическими, продовольственными, энергетическими, политическими, национальными, религиозными проблемами и кризисами.

Современный человек уже не в состоянии жить без все более крепнущих связей с международным сообществом и человечеством в целом. В конце концов, именно в передаче эстафеты жизни от человека к обществу, от общества к человечеству заключается процесс обеспечения устойчивости всей общечеловеческой системы и обеспечения долголетия или даже бессмертия всего человечества.

Однако, на пути интеграции и глобализации людей лежит сложнейшая проблема перехода от относительно самостоятельного существования национальных обществ и государств к образованию единого наднационального и надгосударственного пространства. Эта проблема близка к наблюдавшемуся в древней истории процессу перехода от самостоятельных племен к межплеменным союзам.

Я считаю крайне полезным возвращаться к истокам формирования духовного мира людей и одновременно к истокам формирования общественных объединений людей. В частности, определенным образцом в жизни наших древних предков может считаться равенство людей в первичных племенных объединениях, справедливое распределение предметов потребления, гармония в отношениях с Природой.

Как наши предки выживали, трудились и творили?


Как известно, жили наши древние предки очень скромно и просто, на легковых автомобилях не разъезжали, продовольственные магазины не посещали, добывали еду путем охоты и собирания готовых плодов растений. Защищались от острых зубов и клыков хищных зверей с помощью деревянных палок и камней. Некоторые наиболее умные и творческие предки брали острые камни, привязывали к крепким палкам и тогда получались настоящие каменные топоры. Наличие таких средств охоты и обороны служит основанием для историков и культурологов говорить о культуре «каменного века».