Центром города является церковь, когда-то посвящённая святому Лонгину – сотнику, пронзившему своим копием сердце распятого Христа. Теперь – официально – это церковь святого Франциска, но на всех дорожных указателях продублирована как церковь Евхаристического Чуда. В этой старинной церкви находится то, что приводит паломников и туристов в некогда крупный торговый, а ныне маленький провинциальный городок.
В VIII веке в церкви Сан-Легонций совершалось таинство Евхаристии. Но в душе одного иеромонаха, служившего в этот день Литургию, возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина? Зародившееся в его душе сомнение и стало причиной того самого, почитаемого и по сей день Евхаристического чуда.
Отец Василиан – так звали того иеромонаха – гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестаёт быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о Тайной Вечере.
Да, Жертвенный Агнец мог Своей Божественной властью во время Тайной Вечери обратить вино в Кровь, а хлеб – во Плоть. Всё мог Он, пришедший по воле Отца Небесного.
Но Спаситель ушёл давно, оставив этот грешный мiръ, дав ему в утешение Свои Святые слова и Своё Благословение. Так, может, и Свои Плоть и Кровь? Возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство Причастия вместе с Ним в мiръ Горний? Может святая Евхаристия лишь обряд – не более того?»
Тщетно пытался отец Василиан восстановить веру и мир в душе. Меж тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и небольшую церковь огласил крик изумления. Под пальцами иеромонаха преломлённый хлеб превратился во что-то другое, и он не сразу понял, во что именно. Да и в Чаше было уже не вино – там была густая алая Жидкость, похожая на кровь.
Ошеломлённый священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили своего брата, поражённые чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешённые таким чудесным образом.
Окончив Литургию, отец Василиан сокрушенно упал на колени и погрузился в усердную молитву. О чём он молился тогда? Благодарил за данный Свыше знак? Просил прощения за своё маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Доподлинно известно лишь одно: в Ланчано вот уже 13 веков хранятся чудесные Плоть и Кровь – материальные свидетельства чуда во время Евхаристии в церкви святого Легонция.
Весть о чуде быстро облетела ближайшие города и веси, и в Ланчано потянулись вереницы паломников. Но современные люди уже не верят в чудеса, поэтому чудесные дары стали объектами внимания учёных. С 1574 года над Святыми дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х они стали проводиться на научном уровне. Но данные, полученные одними учёными, не удовлетворяли других…
Алла прервала чтение, ажбы принять глоток терпкой влаги, удивительно похожей на кровь. При ближайшем рассмотрении это окажется обыкновенным вишнёвым соком, нисколько не претендующим превратиться во что-нибудь более значимое.
– А чем вызван такой скептицизм? – спросила пожилая паломница Наталья, сидевшая в третьем ряду.
– Это надо не у меня, а у них спрашивать, – Алла отчеканила, будто на сей вопрос готовила ответ заранее. – Профессор медицинского факультета университета города Сиена Одинардо Линолди на основании исследования пришёл к выводу, что Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани миокарда, содержащая в сечении эндокард и блуждающий нерв.
Фрагмент плоти содержит левый желудочек – такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда. В тканях Плоти диаграмма Крови соответствует диаграмме человеческой крови, взятой в этот же день. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе АВ, как и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Она содержит протеины и минералы в процентном соотношении, нормальном для человеческой крови.
Удивительно, что тринадцать веков Плоть и Кровь хранятся без искусственной защиты и специальных консервантов, что само по себе исключительное явление. Кровь, приведённая в жидкое состояние, остаётся пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови, то есть соответствует крови, взятой в тот же день у живого человека. Это ещё раз доказывает, что в таинстве Евхаристии мы получаем ту же самую живую Плоть не из мёртвого, а из живого и прославленного Тела, чтобы жить одной жизнью со Христом…
«Тот, кто циник, пускай, убедится, кто в сомненье – уверует вновь…», – процитированные строки православного поэта как нельзя лучше развеивают скептицизм маловерных и укрепляют православных в том, что в Таинстве Евхаристии они принимают святые Дары от Господа.
Все мы грешны. «Яко благий человеколюбец Бог, прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина», – произносится каждый раз, когда православный человек переходит от жизни земной в жизнь вечную. И если он покаялся в своих грехах и причастился Телом и Кровью Спасителя, то будет пребывать в жизни вечной со Всевышним Богом.
Всякий раз, подходя к Чаше со Святыми Дарами, азъ многогрешный осознаю своё недостоинство. И чем ближе переход в жизнь вечную, тем сильнее, жаждешь Причастия, стремишься к Чаше, тем больше это недостоинство ощущается. Понеже всё яснее начинаешь осознавать, как благ и долготерпелив Господь, и что я и малой доли не оправдываю того, что Он даёт мне.
Но Он и хананеянку помиловал, и расслабленному сказал: «Встань, возьми постель твою и иди», и разбойнику Рая двери отверз – и не нам решать, кто грешен, а кто свят. Наше дело идти, а Бог видит, и если нельзя допустить, то Он и не попустит.
Бывали случаи, когда, казалось, по всем правилам можно было меня допустить к Причастию, но священник останавливал. Бывало, когда и сам, исповедуясь, признавался: не готов, но надо идти – сознание собственного недостоинства не должно смущать, оно должно только усиливать стремление ко Христу, ибо только Он способен восстановить всего человека. И теперь я стараюсь причащаться как можно чаще…
– В ходе повторного эксперимента 1981 года, – продолжала Алла свою «проповедь», – с помощью более совершенной аппаратуры подтвердились те же самые результаты. Затвердевшая Кровь образовала пять сгустков, каждый из которых в отдельности весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики. Наука останавливается перед невозможностью дать какое-либо объяснение.
Это и есть апология смирения. Дары, помещённые в чашу из горного хрусталя, тринадцать веков предстают взору посещающих Ланчано пилигримов. Для нас полвека – целая жизнь, а тринадцать веков – вечность. С ощущением вечности мы чувствуем Чудо в Ланчано, где Господь допустил проверку человеческой наукой Святых Своих Слов: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов; и пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов» [Мф. 26;26–28].
Когда атеисты утверждают, что наука похоронила религию, а Церковь и молитва устарели, чудо в Ланчано это решительно опровергает. Наука с её сегодняшними возможностями доказывает подлинность чуда!
Чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих. В наше время, когда некоторые захожане сомневаются в истинном присутствии Христа в Евхаристии, наука доказывает очевидность чуда, которое длится уже более двенадцати веков, признавая духовное присутствие Христа в душе причастника. Людям слабой веры, сомневающимся или не верящим в Таинство Евхаристии, были даны явные знаки, взывающие к обращению, к вере в реальное присутствие в Евхаристии Христа…
Вся наша дружная братия-сестрия в автобусе погрузилась в благоговейное молчание, переваривая каждый по-своему только что полученную информацию. Чего греха таить, когда-то и азъ недостойный терзался сомнениями в истинности Таинства Евхаристии. Таки, пока не пошёл в школу, также сомневался, что дважды два будет четыре, а не пять и не десять.
Мне далеко до богословских споров на тему Причастия. Когда I’m только начал воцерковляться, то причащался в конце многодневных постов, а также в день своего Ангела-хранителя.
Первое время очень ревностно следил за соблюдением перед Причастием трёхдневного поста, строгом вычитывании всех канонов и последования ко святому причащению. Но с какого-то времени стал понимать, что главное вовсе не это. Что строго следя за надписями на упаковках, как раз терял главное – содержание. Становился как тот фарисей, который «не такой, как тот мытарь». Пока мне отец Александр не преподал один, хотя и спорный, с точки зрения церковной практики, урок.
Шёл Рождественский пост, и в это время преставился ко Господу мой близкий родственник. Не поехать на похороны никак не мог, а после похорон, естественно поминки. Хозяева со всей деревенской радушностью и хлебосольством раскатили стол.
Для такой небогатой ныне деревни всё это изобилие было припасено, может, даже оторвано от себя, именно ради не ударить в грязь лицом перед гостями. Показать, насколько ушедший в Горнiй мiръ человек был любим и уважаем своими родными и близкими. И я подумал, что если сейчас откажусь от обильного угощения, то сильно обижу людей. Хотя Православная Церковь не благословляет поминать усопших закуской-выпивкой.
Дав себе обет вкушать умеренно и не напиваться, ваш покорный приступил к трапезе. Но пусть мне кто-нибудь покажет человека, который сумел устоять перед искушением и не поддаться на уговоры за деревенским поминальным столом! Тогда могу сказать, что азъ есмъ папа Римский. Если только кто «подшился» или закодировался, но меня Всевышний Бог миловал.
На ближайшей исповеди – как раз первого января – аффтор этих строк всё чистосердечно изложил своему духовнику.
– Причащайся, – благословил отец Александр.
– Как же так, после такого возлияния?..
– Покажи мне хоть один канон, где сказано, что накануне Причастия ничего скоромного вкушать нельзя! – окатил меня батюшка ушатом ледяной воды.
От такого откровения у меня невольно даже началась сокращаться диафрагма с короткими выдохами через рот.
– Священник потребляет Священные Дары без всякого рассуждения о пище накануне, а он такой же человек, как и все. Причащайся и ничуть не сомневайся. Благослови Тебя Бог!
Когда алтарник начал читать Последование ко Святому Причащению, мне грешным делом подумалось: ведь первые христиане – они каждый день причащались, не может такого быть, чтобы они не вкушали мяса и вина. Разумеется, мiръ тогда дышал Христом, а сейчас мы так далеко ушли за прогрессом, что организм нуждается хотя бы в небольшой очистке. Хотя бы три дня, но нужно походить с мыслью, что я не вкушаю ничего скоромного, отказываюсь от плотских наслаждений, подавляю в себе всякое животное вожделение, чтобы принять Христа.
Поговеть перед причастием нужно, прежде всего, самому человеку. Но еда – это не главное, это – средство помогающее, но не исцеляющее. Исцеляет один Бог, а Ему нужно наше сердце.
Помню, когда возвращался из Крыма с моим братом во Христе Сан Санычем Б-вым, как раз в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, то на какой-то станции прикупил горяченьких пирожков – надо же было чем-то питаться целый день, хотя он и строго постный. Предложив по доброте душевной сие угощение моему брату во Христе, никак не ожидал, что он начнёт ковыряться в начинке, пытаясь определить, есть там мясо или нет. Если честно, то на этот цирк азъ непривередливый глядел даже не со смехом, а с отвращением, прости меня, Господи!
Мало того, что путешествующим всегда даётся послабление поста, тем более в пище, таки, прежде всего, нужно не жрать людей. А Сан Саныч этим как раз до зѣла грешил, причём совершенно не осознавая и нисколько не раскаиваясь в этом.
Рассказываю не в качестве кого-то осудить – упаси, Бог! – или примера для подражания, а чтобы показать: у каждого свой путь. И благодарен Господу за всё и за всех, кто помогал идти.
Поэтому я перестал с некоторых пор ревностно рассуждать о том, к примеру, кладут яйца в муку на хлебозаводе или нет. Потом вообще перестал придавать значение пище, стал к еде абсолютно равнодушен и однозначно почувствовал, насколько стало вообще легче жить.
При подготовке ко Святому Причастию для меня одним из тяжелейших моментов было вычитывание канонов. Мало того, что я мало чего понимал, было просто тяжело стоять по стойке «смирно» полтора-два часа. А потом просто стал приходить в храм исключительно натощак и, занимая по праву первого самое «козырное» местечко, всё спокойно, без спешки вычитывал.
Человек, у которого внутри нет стержня, у того каждый член сам по себе пляшет: то у него голова трясётся, то нос чешется, то приплясывать начинает. Когда в храме возле меня встаёт какой-нибудь беспокойный или дёрганый человечек, значит, Господь как бы даёт мне увидеть себя со стороны, словно в зеркале. Такое состояние человека есть предвестник дьявольского мiроустройства – хаоса, а путь к хаосу – наша расхлябанность. Стояние на канонах есть та же борьба с хаосом в нас самих.
Кстати, в Греции приходят на глубокую исповедь к священнику, не как принято у нас, а четыре-пять раз в году. Надо сказать, что мне по душе такой порядок. Как раз об этом говорили Серафим Саровский и Феофан Затворник. А в остальное время, если человек соблюдает многодневные посты, постится в среду и пятницу, достойно подготовился, то может приступить к Причастию, покаявшись на общей исповеди, которая бывает перед Литургией. Именно так исповедовал Иоанн Кронштадский.
Но потом мне растолковали, что относилось это пожелание Серафима Саровского ко всё более уходящему от Бога мiру, то есть это определяло минимум христианина. А у нас сразу очень многие вздохнули с облегчением: вот, мол, раз Серафим Саровский говорил, что четыре-пять раз в год, стало быть, этого и довольно. Но он-то по немощи нашей так говорил…
Однако… мы немного торопим события. Всё это будет, когда наша братия-сестрия покинет благодатный город Бари, и наш «корабль» ляжет на курс норд-норд-вест.
А пока мы только к нему приближаемся…
– Этот приморский город в Южной Италии – центр одноименной провинции. Это крупнейший пассажирский порт Адриатического моря и, наряду с Неаполем, крупный туристический и второй по значению экономический центр Южной Италии, хотя значимых промышленных производств не имеет, – Алла снова включила микрофон, и её немного заспанный голос начал разливаться по салону. – Как и многие итальянские города, у Бари богатая история, в нём много достопримечательностей и памятников архитектуры. Небесным покровителем города считается Святитель и Чудотворец Николай, чьи мощи хранятся в местной одноименной базилике. День города отмечается 9 мая, поэтому мы так торопились успеть попасть сюда.
– А что, потом будет нельзя даже приехать?
– Теоретически, конечно, можно, – видимо Алла не раз отвечала на подобные вопросы, поэтому за ответом в карман не полезла. Да и карманов у неё я что-то не заметил… – Но для автомобилей и, тем более, туристических автобусов въезд в город закрывается. Поэтому все желающие попасть на праздник стараются приехать в город заранее.
– Тогда понятно, – паломница перевела взгляд в окно.
– Бари – культурный перекрёсток с древних времён – является идеальной отправной точкой для знакомства с Южной Италией, – продолжила Алла свой рассказ, – местом соприкосновения древности и современности. Его условно можно разделить на две части: старый город, окружённый внушительной стеной и узкими улочками, и современный, построенный в начале XIX века. В старом городе достаточно много исторической архитектуры, а новые кварталы и набережная порадуют широкими бульварами, магазинами и ресторанами.
Климат Апулии характеризуется мягкой зимой и жарким летом. В V веке до Р. Х. здесь ещё хозяйничали древние греки, а римляне овладели побережьем только в ходе войны с Пирром.
Бари – один из древнейших городов Италии. Он бы и сегодня украсил ретро-открытку XIX века. История современного города берёт начало более двух тысяч лет назад, когда римляне в 109 году до Р. Х. проложили Траянову дорогу, что послужило толчком к росту и развитию города. Сокращение торгового пути Рим – Брундизиум имело огромное значение, поскольку на него приходилась львиная доля римского грузопотока на Грецию, Египет и Малую Азию.
Старый город лежит на полуострове между старой и новой гаванью. К монументальным сооружениям можно отнести приморский замок Фридриха Гогенштауфена (Castello Svevo, XIII век) и старинный театр Петруцелли, обновлённое здание которого открылось в 2009 году. Второй городской театр носит имя барийца Никколо Пиччини.
В старом городе можно прогуляться по лабиринту узких мощёных улочек, которые имеют почти круглую форму, увидеть несколько древних храмов, интересных старинных зданий и внушительную крепость Кастель-дель-Монте. На этой небольшой территории сосредоточено более сорока церквей и 120 реликвий. Именно в средневековых закоулках Бари до сих пор затерялась та самая настоящая, самобытная Италия, а не лакированная туристическая картинка…
Луиджи красиво зарулил свой «корабль» в микроскопическую улочку старого города, где ему путь преградил ретро-пикап, всплывший из времён не то Бенито Муссолини, а может и Джузеппе Гарибальди. Этакий нью-рисорджименто. Довольно молодой водитель этого технического динозавра ловко выгружал на мостовую ящики со всевозможными экзотическими дарами благодатной апулийской земли – фруктами и овощами.
– Жизнь здесь напоминает старое итальянское кино: мамочки, среди развешанного от дома до дома белья под шум моря и неспешных разговоров заняты приготовлением домашней пасты прямо на улице; пожилые сеньоры на пластиковых стульчиках играют в лото и карты под рёв мотороллеров; дородные итальянки возле своих домов обсуждают последние новости, а юные кудрявые подростки гоняют мяч, сбивая туристов с ног, с тайной мечтой о лаврах Паоло Росси и Франко Барези.
В лабиринтах выбеленных улочек можно встретить трогательные алтари, посвящённые Деве Марии, и всё это сопровождается ароматами свежеприготовленной еды, звоном тарелок, на которых можно благодатно вкусить домашних спагетти.
Напоминание о еде вызвало особенно среди сестрии вздох сожаления, аще убо все подготовились ко Причастию, а Святые Дары положено принимать натощак. Отец Вячеслав зѣло понимающе улыбнулся, но воздержался от комментариев.
– Рыбацкая гавань Бариум впервые упомянута в 181 году до Р. Х, а поселение на его месте и порт были основаны греками более трёх с половиной тысяч лет назад. Историческое ядро города расположено вокруг гавани и осталось практически нетронутым. В IX веке Бари ненадолго попал под власть сарацин, которые основали здесь Барийский эмират и заложили крепость. В дальнейшем город входил в состав Византийской империи, а затем, с 1071 года в государство норманнов.
В 1096 году в Бари проповедовал Пётр Пустынник, под действием речей которого из города отплыла во Святую Землю большая партия крестоносцев. В 1098 году здесь состоялся Собор под председательством папы Римского Урбана II, по вопросу о расколе между католической и православными Церквями.
Вильгельм Злой в 1156 году разгромил Бари, но Фридрих II восстановил крепостные сооружения. Изабелла Неаполитанская также много сделала для города. В XII веке Бари вошёл в состав Священной Римской империи, а в XIV и XV веках городом правила герцогская династия, при которой он пришёл в упадок и потерял своё былое значение. Затем герцогство было включено в состав Неаполитанского королевства, а при объединении Италии – в её состав…
Ретромобиль, наконец-то, не без труда из-за плотно припаркованных автомобилей, покинул проезжую часть, и наша обзорная экскурсия по старинному городу потихоньку возобновилась.
– В годы Второй мiровой войны порт и аэродром Бари имели важное значение на Средиземноморском театре военных действий. 11 сентября 1943 года город без сопротивления был взят Первой британской воздушно-десантной дивизией.
Порт стал важной базой снабжения союзных войск в Италии, но 2 декабря 1943 года Бари подвергся удару бомбардировщиков Люфтваффе. В результате были потоплены и повреждены более двадцати грузовых судов союзников, в числе которых транспорт «John Harvey» с грузом иприта, принадлежавшего американской армии. В результате распространения ядовитого облака некоторое количество военного персонала и местного населения получили отравления, в том числе со смертельным исходом. Количество жертв иприта точно не установлено.
– Что, серьёзно!? – невольно вырвалось у ВПСлуги.
– А что ты так вскинулся? – скептически осадила меня Алла. – С тех пор прошло более полувека, так что если что и было, то давно смыло вешними водами и летними ливнями.
– Насколько мне преподали в одном засекреченном учебном заведении, химическое оружие в отличие от ядерного не имеет периодов полураспада и срока давности. Так что им отравиться можно и через сто, и через триста лет…
– Не волнуйся, я вот уже двадцать лет регулярно приезжаю в Бари и, как видишь, жива-здорова, – улыбнулась Алла.
– Таки на тебя и годы никакого влияния не оказывают, ты всё такая же юная и очаровательная. Поэтому пример немного неудачный, ты – не показатель, а, скорее, исключение.
Мой ответ вызвал явно нездоровый блеск в её глазах. Алла от души засмеялась, но ничего мне не ответила.
– В июне-декабре 1944 года на авиабазе Бари базировалась советская авиационная группа особого назначения. Самолёты этой авиагруппы летали через Адриатическое море для оказания помощи Народно-освободительной армии Югославии.
Четвёртая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между римско-католической и православной Церквями прошла в Бари 9-16 июня 1987 года. Её темой стало обсуждение вопроса «Вера, причастие и единство церкви».
Бари часто называют южной Болоньей. Его население составляет 325 000 человек, средний возраст жителей 40 лет. Город полон молодёжи, имеется университет и яркая ночная жизнь.
Основа экономики – торговля, транспорт, туризм. Туристов немного, за исключением православных и в первую очередь русских паломников к мощам Николая Чудотворца, которые в 1087 году были тайно вывезены из Мир Ликийских и с тех пор хранятся в крипте специально построенной для их размещения базилики Святого Николая, заложенной в том же году…
Автобус выбрался из лабиринта средневековых улочек, и нашему взору предстали портовые краны, а вдали у причала пришвартовался белоснежный пассажирский лайнер.
– Бари связан паромными переправами с Дубровником в Хорватии, с Корфу, Игуменицей и Патрами в Греции, Дурресом в Албании и портом Бар в Черногории. Это один из главных портов Италии. В Бари также расположен крупный международный аэропорт «Бари Палезе».
Набережная Lungomare Nazario Sauro – одна из самых длинных и красивых в Италии. Пять миль элегантных фонарей, скамеек с романтичным видом на море, контраста света и архитектуры. С одной стороны монументально масштабные здания: Margherita Theatre – Театр Маргарита, Albergo delle Nazioni – Национальный отель, Palazzo della Provincia, с другой – рыбаки, ремонтирующие старенькие лодки и распутывающие сети с рыбой, как и много веков назад.
Расположившись на скамейке на площади, можно понаблюдать за колоритной жизнью портового городка. Синьора Мария, как её здесь все зовут, – королева sgagliozze. Это такие тонкие ломтики жареной поленты из кукурузной муки, которые она готовит по собственному секретному рецепту прямо перед своим домом. Рекламные проспекты гласят, что если вы не попробовали sgagliozze от Марии, значит, вы не были в Бари.
– А если не приложились к мощам Николая Чудотворца, то были в Бари? – поддел нашего гида азъ неуёмный.
– По-моему, одно другому не мешает, – парировала она.
– Как знать, как зна-а-ать…
– В двух шагах от Театра Маргариты есть рыбный рынок, в народе «N’derre la lanze». Благодаря небольшому бару «El Chiringuito», где можно отведать суши по-барийски, это место идеально для встречи летних закатов. Кухня чрезвычайно разнообразна: пицца, мясо, сыры, моллюски, мидии, свежие сырые морские ежи, осьминоги, каракатицы с заправкой из лимона и многое другое. Там можно наблюдать за итальянцами в их повседневной жизни. Порой эта жизнь не обходится без довольно жестоких зрелищ – на рынке можно увидеть, как рыбаки отбивают живых осьминогов о камень – только так их мясо становится мягким и вкусным…