Книга Планета Афон. Восхождение - читать онлайн бесплатно, автор Мигель Severo. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Планета Афон. Восхождение
Планета Афон. Восхождение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Планета Афон. Восхождение

У публики в автобусе снова промелькнуло завистливое истечение слюны, а у особо впечатлительных воображение нарисовало мину отвращения на челе. Впрочем, всё быстро прошло.

– Очень красивая площадь – piazza del Ferrarese, где расположен имеющий красивую башню с часами Дворец заседаний – Palazzo del Sedile, возведённый в 1503 году для встреч дворян и высших сановников. Здесь и Palazzo della Dogana – дворец Таможни, построенный в XVI веке по приказу герцогини Изабелы Арагонской, и очаровательный фонтан в стиле барокко.

Рыночная площадь – Piazza Mercantile – одно из самых примечательных мест старого Бари, расположенное в восточной части города рядом с гаванью. Она имеет типичный средиземноморский колорит и ряд интересных достопримечательностей.

На piazza Mercantile, напротив финансовой полиции находится Позорный столб или столб правосудия. На возвышающемся основании столба установлена скульптура льва, на которую сажали несостоятельных должников – абсолютно голыми, чтобы другим было неповадно не возвращать долги, – последние слова вызвали заметное оживление у братии-сестрии.

– В центре апулийской столицы в стратегическом месте меж старой частью города и морем расположен Швабский замок. Это яркий пример средневековой архитектуры, один из самых интересных и грандиозных крепостей-замков региона. Построенный норманнами, разрушенный и перестроенный королем Фридрихом II, в 1500 году он был укреплён валами и широким рвом только с трёх сторон, потому что четвертая сторона выходила к морю. В XIX веке замок использовался в качестве тюрьмы и военных казарм. Сегодня в нём находится Отдел по охране архитектурного и исторического достояния Апулии, а также музей гипсовых слепков.



Замок Кастель-дель-Монте был основан в первой половине XII века норманами. Эта могучая крепость состоит из двух отдельных частей: первой – византийско-норманского происхождения в форме трапеции с двумя башнями; второй – объединяющей все бастионы. Попасть в него можно с южной стороны по мосту через ров. В западной части замка есть резной готический портал, в северной части расположена картинная галерея. Несмотря на сотни веков, замок всё еще остается в фантастическом состоянии и имеет оригинальные стены и башни. Он расположен на возвышенности к западу от старого города.

Кафедральный собор Святого Сабина – Cattedrale di San Sabino – яркий образец романской архитектуры, возведён в 1170-78 годах на руинах древнего византийского храма, в 1950-х годах реставрирован. Имеет высокую колокольню и строгий каменный фасад с тремя порталами, который украшен скульптурами и витражными окнами. Внутри собор поражает множеством белых каменных и мраморных конструкций, а также искусно украшенным склепом с мощами святой Колумбы.

В день летнего солнцестояния можно увидеть невероятное зрелище: лучи солнца, проходя через круглый розон, освещают 18 лепестков идентичного розона из цветного мрамора на полу, повторяя полностью и размер, и конфигурацию. Романтичные барийцы говорят, что это солнце целуется с землей.

В соборе также находится икона Богоматери-Путеводительницы, вывезенная в VIII веке из Константинополя. По преданию, она была написана евангелистом Лукой, который лично познал утешительный и кроткий взгляд Царицы Небесной. Под иконой находятся мощи Святого Сабина, который известен как защититель от всевозможных ядов…

Публика резко оживилась, припала к окнам автобуса, а впечатлительные достали фотоаппараты или айфоны и стали наперебой и со всех ракурсов запечатлевать это грандиозное сооружение. Должен признаться, меня оно тоже впечатлило, хотя по размеру значительно уступает Ватиканскому Basilica di San Pietro.

Надо сказать, что базилики в Италии резко отличаются от католических соборов в Испании, во Франции или других странах Европы. Тот же Cattedrale di San Sabino построен в одном стиле с базиликой Святого Николая, а с соборами в других итальянских городах имеет мало чего общего. Флорентийский кафедральный собор Santa Maria del Fiore совершенно на него не похож, не говоря уже о храмах Рима или Милана. А про Notre-Dame de Paris или Кёльнский собор вообще речи нет…

– Небольшая романская церковь Сан-Марко сооружена венецианцами в XI веке в честь избавления Бари от власти сарацин, – продолжала Алла подробно знакомить нас с городом.

Церковь Святой Терезы построена недалеко от кафедрального собора Сан-Сабино по заказу ордена кармелитов в конце XVII века в стиле барокко. Она является одной из наиболее красивых и впечатляющих церквей старого Бари. Место в стратегически важном месте старого города – между современными улицами Торретта и Санта Тереза дей Маски, а также переулком Маурелли было выбрано не случайно. Церковь заняла промежуточное положение между собором и базиликой святого Николая, став третьим религиозным центром города. Она поражает посетителей парадной лестницей, величественным фасадом и монументальным куполом с выступающими рёбрами, делающими храм важнейшим элементом городской архитектуры.

Церковь Святой Анны – древнее религиозное сооружение, основанное в XI веке на одной из самых оживлённых улиц древнего Бари. В наши дни имеет преимущественно барочный облик.

Базилика Святого Николая – Basilica di San Nicola, куда мы с вами как раз и направляемся, – католический храм, построенный в начале XII века именно для хранения мощей Святителя и Чудотворца Николая. Это самый большой и знаменитый сакральный памятник города, внешним видом напоминает скорее замок, чем церковь, строился в 1087–1123 годах, когда Бари был столицей южной Италии. Расположен в районе старого города, имеет строгую романскую архитектуру и роскошный интерьер.

Фасад базилики, заключённый между двумя башнями, устремлён ввысь благодаря выступающим пилястрам, которые разделяют его на три части, соответствующие трём нефам. Центральная часть фасада имеет остроконечную форму. Внутри храм разделён на три нефа двенадцатью колоннами, и кажется ещё более массивным благодаря трём аркам, возведённым в XV веке после сильного землетрясения 1456 года.

Базилика украшена скульптурным декором, часть которого – рельефы, капители, карнизы – были заимствованы от более древних византийских построек. На центральном фасаде выделяются интересные мелкие детали и скульптуры, а в интерьере потрясный золотой потолок с расписными произведениями искусства. В 1130 году были созданы престол и киворий, украшенный капителями и ангелами. В середине XII века появился епископский трон, вырубленный из цельного куска мрамора. Внутри базилики можно увидеть гробницу Святителя Николая и множество известных скульптур и мозаик.

Как повествует предание, когда город Миры в Ликии перешёл к мусульманам, Бари и Венеция, соперничавшие между собой, стали бороться за право обладать ценной христианской реликвией. Барийская экспедиция из 62 моряков сумела быстрее венецианцев завладеть мощами Святого Николая и 9 мая 1087 года доставила их в Бари. Этим жители надеялись сохранить престиж города и оживить торговлю.

В крипте базилики Святого Николая по вторникам и четвергам проходит православная литургия. Есть уникальный шанс приложиться к мощам Николая Чудотворца, поскольку в остальное время алтарь закрыт. Благодаря Святому Николаю Мирликийскому Чудотворцу, базилика в его честь – уникальное место, которое примеряет православных и католиков…

Луиджи ловко зарулил автобус на стоянку, и Алла неспешно повела нас к сакральному месту. Никто не торопился, разговоры также смолкли, лишь гулкие шаги по мраморным плитам дамских каблучков и эхом доносящийся шум прибоя.

Базилика действительно впечатляет. Несмотря на то, что она расположена в плотном окружении кварталов старого города, создаётся впечатление как бы её оторванности от внешнего мiра. Волны залива словно разбиваются о ступеньки невысокого пандуса, который ведёт прямо ко входу в собор.

– Справа от входа находится сокровищница базилики, – Алла указала на дверь. – Здесь хранятся драгоценные дары разных времён – «Шип» из Тернового Венца Иисуса Христа; зуб равноапостольной Марии Магдалины; животворящий Крест, в котором присутствует частичка Креста Господня; лампады, чаши, иконы, а также другие ценные реликвии, принятые в дар.

Крипта или нижний храм имеет форму прямоугольника 30 × 15 метров. Свод поддерживают 26 колонн, капители которых отличаются друг от друга, как формой, так и происхождением.

Здесь есть капители со львами и баранами, львами и павлинами. В правом углу за решёткой стоит колонна из красного мрамора, которая считается чудодейственной. С ней связано множество преданий. Впервые она упомянута в 1359 году в документе, написанном Никколо Аччаюоли. В нём говорится, что «в нижней церкви, где хранятся драгоценные Святые Мощи благословенного исповедника, около колонны, которую Святой поставил своими руками во время строительства церкви…»

Другая легенда рассказывает, как Святой Николай, проходя мимо разрушенного дома женщины не самого тяжёлого поведения, увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир Ликийских, и после своего возвращения Святитель поместил её в кафедральном соборе города.

Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия Мощей в Бари. Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей 30 сентября/10 октября 1089 года, сам Святой Николай помог завершить постройку, и принёс недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный пилястр и на его месте установили колонну.

По народному поверью, тот, кому удаётся протиснуться между решёткой, ограждающей эту колонну и стеной, в награду получает исполнение любого, даже самого сокровенного желания.

– А что, кто-то уже пробовал, и его желание исполнилось? – спросила сестра Елисавета.

– Пробуют обычно все или почти все, кроме тех, кому комплекция явно не позволяет. А уж исполнилось их желание или нет – они мне не успели рассказать, – засмеялась Алла.

– Гробница Святого Николая украшена серебряным престолом и отгорожена от общего зала решёткой. Святые Мощи находятся ниже уровня пола. Здесь в гробнице Святителя образуется жидкость – миро (манна). Раз в год её собирают – примерно 0,5–1,0 литра – разбавляют святой водой и разливают по флакончикам. В лавке их можно приобрести, с елеем и манной.

На стенах гробницы развешаны красивые полотна. Полотно, которое находится аккурат над мраморным столбом, изображает рождество Николая Мирликийского. Ребёнок, стоя в лохани, молится, поддерживаемый кормилицей. Мать взирает на него спокойно и умиротворённо…

Постепенно народу становится всё больше и больше. Помимо нашей группы здесь ещё собрались паломники, прибывшие на паромах из Греции и с Балкан. К отцу Вячеславу присоединились другие батюшки, всего их четверо.

Начинается Божественная Литургия. Всё очень торжественно и чинно. Видно, что отец Вячеслав светится еле сдерживаемой радостью. Ещё бы: послужить Литургию на мощах Святителя и Чудотворца Николая – дорогого стоит! Просто посетить Бари, и то далеко не всем удаётся, а уж служить здесь…

Всю вчерашнюю усталость с него как будто сдуло благодатным зефиром. Вот-вот начнётся служба, и батюшка будет предстоять Богу. Нам с моими братьями-сестрами во Христе тоже захотелось быть такими же бодрыми, свежими и радостными.

– Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков! – раздалось над сводами храма, и Литургия началась.

Негромкий, но такой душевный голос отца Вячеслава иногда прерывался и спотыкался, но, сколько любви, нежности и страдания было в нём! Словно всё величие, вся боль и слава России, её прошлые и последние испытания слышались в этом голосе. Настолько всё звучало проникновенно и близко…

– Паки и паки мiром Господу помолимся: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию: Господи, помилуй. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Тебе, Господи.

Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…

Хор, состоящий из сестёр нашей группы и присоединившихся к ним трёх монахинь, прибывших со своим батюшкой из Черногории, пел настолько проникновенно, что, казалось, им подпевают ангелы с небес. Это не было унылое и протяжное пение; здесь слышалось, как голоса словно перекатываются по склонам гор, затихают в лесах, как текут полноводными реками в океан и разбиваются волнами о прибрежные валуны.

Мы едва не плакали, вслушиваясь в это ангельское звучание. Воистину, такая служба – лучшее средство против бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте».

– Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Внутри меня как будто всё дрожало, но не той разрушающей дрожью, от которой, казалось, рассыплется тело. Что-то радостное отзывалось в душé на голоса иереев и певчих, как отзывается звень-колокол на лёгкое к нему прикосновение языка.

– Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Господи, помилуй. Господи Вседержителю, Боже отец наших… Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Господи, помилуй…

Рцем вси… Будем говорить от всея души. И от всего помышления нашего… Чтó говорить? Если мы, творческие люди, которым дарован дар слова, получили такое послушание от Самого Всевышнего Бога, значит должны доносить до людей все чувства и переживания, которые ощущаем при соприкосновении со святостью. Сиречь воплощать этот дар в своих книгах, статьях, которые люди читают, чтобы через это они смогли получить возможность соединиться с Тем, кто есть Любовь. То есть стать проводником Божией Любви к мiрским человекам.

– Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите… Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки мiром Господу помолимся: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию: Господи, помилуй…

Изыдите, оглашеннии… Сиречь остаются только те, кто пришёл на Литургию Причаститься Святых Христовых Таин. Это всегда было, а в наш век особенно стало главным средством соединения людей с Богом. Чем чаще православный христианин приступает к Таинству Святого Причащения, тем он более защищён от дьявольских искушений, и тем самым он активнее совершенствуется в богоугодной жизни по Заповедям.

– Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь… Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение… Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа… О предложенных честных Дарех Господу помолимся: Подай, Господи…

Если по идее разобраться, то человек, пришедший на Литургию просто поприсутствовать, и ушедший с неё не причастившимся, подобен «гостю дорогому», приглашённому на праздничное торжество и дуриком сидящему за столом, наблюдая, как вкушают другие. Вместо того чтобы отведать предложенных яств и сердечно отблагодарить виновника торжества, он только сидит за столом и завистливо обоняет их ароматы.

А на Божественной Литургии не просто пижу-ежу, а Трапеза, уготованная Самим Творцом, на которой мы вкушаем Его Плоть и Кровь «во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную»! Воспитанный человек никогда не посмеет отказать гостеприимному хозяину, ажбы не обидеть его смертельно. А как воспримет Всемилостивый Господь отказ человека соединиться с Ним в Таинстве Евхаристии, если Сам призывает: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов».

Получается, что не просто так произносится «изыдите, оглашеннии». Сиречь, кто пришёл на Божественную Литургию простым созерцателем и слушателем, после сего возгласа могут спокойненько отправляться восвояси и более не отсвечивать.

– Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во реки веков. Аминь.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и Причастие Святаго Духа, буди со всеми вами! И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Раковина священнотаинства раскрывалась всё больше и больше, и вот, наконец, показалась главная жемчужина. При этом всё вокруг словно обновилось ослепительным светом.

– О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Соединение веры и Причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Тебе, Господи!

Торжественно открываются царские врата; вынося Святую Чашу, батюшка возглашает:

– Со страхом Божиим и верою приступите!

Но сегодня служат четыре священника, поэтому выносятся сразу четыре Чаши. Хор при этом исполняет: «Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам».

– Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мiръ грешныя спасти, от них же первый есмь азъ. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь, – произнёс отец Вячеслав и все, желающие причаститься, выстроились вереницей, благоговейно сложив руки на груди.

А сегодня принять Святые Христовы Таинства желают все до единого. Иначе зачем тогда нужно было проделывать такой путь, преодолевать препоны и все искушения, если не отдать должное сáмому почитаемому святому не только в христианском, но, не побоюсь этого слова, вообще во всём мiре?

– Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи. Яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После Божественной Литургии прикладываемся к кресту и к гробнице Святителя Николая. Народ нескончаемым потоком идёт к мощам Мирликийского Чудотворца. Сейчас здесь почти все – паломники из России, но есть и русские эмигранты, а то и граждане других православных государств. Как же любят все Николая Чудотворца! В мiре не так много храмов, которые могут сравниться с базиликой Святого Николая по числу посетивших её знаменитых людей.

Непередаваемое чувство, когда опускаешься на колени – по-другому невозможно приложиться ко гробнице Святителя – и взираешь на святые мощи того, кто ещё при жизни Всеблагим Господом был удостоин дара чудотворения. «Чудесы́ бо я́ко вода́ми благода́тию Бо́жиею излива́ющимися, напая́еши верно вопию́щих к Богу: Аллилу́йя». Точнее не скажешь…

– Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

За базиликой есть большой внутренний двор, но у нас, как всегда цейтнот, потому что переезд предстоит немалый, к тому же посещение церкви Евхаристического чуда в Ланчано. И как не побывать в Русском храме Святителя Николая Чудотворца!

Поэтому расслабляться нам некогда, успеть бы посетить церковную лавку и сокровищницу. У Никиты, понятное дело, вариантов не бывает – хорошо, когда «меди в поясе» хватает на сувениры всем благословившим его на паломничество. У меня и Лены аналогично без вариантов, а вот Володе приходится разрываться между фотолетописью и домашней коллекцией.

Но наш пострел везде поспел – с его прытью герой Бомарше-Россини «вяжет веники». Гигант, одним словом…

Никита, как всегда, набрал полный пакет «удовольствия». Флакончиков с елеем и манной не счесть – от щедрот и нам с Леночкой перепало во славу Божию; икон хватит обставить часовню, а литературы на целую библиотеку. Маслице по запаху и цвету какое-то необычное – аж с зеленоватым оттенком и зѣло пахучее. Запах миро Лена попыталась передать мне на словах, потому что моего обоняния было явно недостаточно. Зато пузырьки – с рельефным изображением Мирликийского Чудотворца, и по сей день храню как самую дорогую реликвию…

Русская церковь – Chiesa Russa di Bari, или Подворье Русской Православной церкви с Храмом Святителя Николая находится в переулках современной хаотичной окраины города, в районе Карасси на проспекте Benedetto Croce в четырёх верстах от Базилики, в которой хранятся мощи Святого. Она была построена в начале XX века для православных паломников в рассчёте на 260 прихожан, а завершено строительство уже после Первой мiровой войны.



Ансамбль подворья, выдержанный в стиле псково-новгородского зодчества XV века, состоит из нескольких построек. В храме два придела: верхний – святителя Николая Чудотворца, нижний – святителя Спиридона Тримифунтского. Вход в храм украшает расположенная над ним мозаичная икона Спасителя с молящимися Богородицей и святителем Николаем, созданная местным художником Никколо Колонна в 1967 году.

Одноглавый каменный храм с подклетью и зелёной керамической крышей примечателен своим иконостасом. Проект отдельно стоящей двухъярусной звонницы не был осуществлён. В 2001 году перед храмом и странноприимным домом установлена статуя святителя Николая работы Вячеслава Клыкова.

На территории комплекса, кроме храма, расположены: дом для священника, построенный в конце 1960-х годов; часовня во имя Царя-Мученика, возведённая в 1971 году; странноприимный дом, сад и хозяйственные помещения. На протяжении своего существования храм неоднократно переходил во владение разных организаций, а в 2012 году официально передан Русской Православной Церкви. С тех пор русские паломничества совершаются сюда регулярно.

Ещё в 1911 году, после неудачных попыток российского правительства восстановить церковь Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских, Императорское православное Палестинское общество в том же году решило учредить Барградский комитет под покровительством Николая Второго. Цель была устроить подворье Общества для нужд русских паломников, стекавшихся к мощам одного из самых почитаемых на Руси святых – Николая Чудотворца, – покоящихся в базилике его имени.

По Высочайшему повелению во всех храмах Российской империи в праздники Святителя Николая устраивали тарелочный сбор «на Барград». Комитету были переданы 246 500 рублей, собранные ранее на храм в Мирах Ликийских, 10 000 рублей от Николая II и 3000 рублей от великой княгини Елизаветы Фёдоровны как председательницы Палестинского общества.

В начале 1911 года у госпожи Скорча был приобретён для подворья земельный участок. К весне 1912 года знаток древнерусского храмового зодчества Алексей Щусев подготовил проект храма. В праздник перенесения мощей святителя из Мир Ликийских, 9/22 мая 1913 года, был заложен фундамент и началось строительство деревянной церкви. В марте 1914 года здания были уже подведены под крышу. 24 декабря/6 января 1914 года намечалось её освящение.