Свидетельство за № 8 о рождении 9 февраля 1905 г. Полбина Ивана Семёновича в с. Ртищево-Каменка[90] Симбирского уезда Симбирской губернии, выданное отделом ЗАГС Майнской волости Ульяновского уезда Ульяновской губернии. Не ранее 1928 г.[91]
Полбин Иван Семенович – дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации (1943). В Советской Армии с 1927 г. Служил в авиачастях на Дальнем Востоке, участвовал в боях на р. Халхин-Гол, в Великую Отечественную войну сражался с врагом на разных фронтах. За умелое командование полком, успешное выполнение боевых вылетов на Смоленском, Московском и Сталинградском направлениях ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С декабря 1942 г. командовал 301-й бомбардировочной авиадивизией, а с апреля – авиакорпусом. За образцовое командование частями 2-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской операциях и 157 личных успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку опорных пунктов, аэродромов, скоплений войск и техники противника и проявленные при этом самоотверженность и героизм 6 апреля 1945 г. во второй раз был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза (посмертно). Награжден также двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й ст., Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды и медалями. И. С. Полбин 11 февраля 1945 г. погиб смертью храбрых при выполнении боевой задачи в Польше. Именем Полбина названы Оренбургское высшее авиационное училище летчиков, в котором он учился, его родное село. Там же ему установлен бюст. Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве.
Свидетельство[92] за № 25571 о рождении 23 июня 1914 г. гражданки […] Клавдии Дмитриевны, выданное Тереньгульским районным бюро ЗАГС. Не ранее 1940 г.[93]
Свидетельство о рождении[94] Кобзаря Михаила Петровича, родившегося 11 ноября 1920 г. Выдано Алтыновским ЗАГСом Сумской области Украины. Не ранее 1961 г.[95]
Кобзарь М. П. – участник Великой Отечественной войны, окончил Академию бронетанковых войск им. Сталина в 1955 г. Службу проходил на Дальнем Востоке в должности заместителя командира дивизии. После увольнения в запас много лет работал на оборонном предприятии.
В 1946 г. формы свидетельств о рождении, браке и смерти были обновлены[96].
Свидетельство за № 057707 о рождении Козуловой Лидии Фёдоровны 10 июня 1926 г. в с. Чертановка Игнатовского района Ульяновской области, выдано Игнатовским районным бюро ЗАГС повторно. 12 июля 1949 г.[97]
Новые формы свидетельств о рождении и смерти были введены в 1969 г.[98] В Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г. указывалось, что «регистрация актов гражданского состояния устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав граждан». Такая формулировка достаточно точно отражает цель всей системы регистрации актов гражданского состояния как в прошлом, так и на современном этапе развития нашего общества. Свидетельства о рождении, браке, смерти изготавливались по единому образцу на всей территории СССР на русском языке, а в союзных республиках и автономных республиках и на соответствующем национальном языке.
В этот период при регистрации рождения ребёнка, помимо данных о дате, месте рождения, фамилий, имён, отчеств ребёнка и родителей, стали указываться и национальность родителей и новорождённого (см. ст. 14 Кодекса 1969 г.). Свидетельства о рождении изготавливались в форме книжечки небольшого формата из плотного картона и имели водяные знаки. Относительно регистрации смерти сохранялись установленные ранее правила и сроки подачи заявления.
Свидетельство за № 27 о смерти 12 января 1930 г. Баратаева С. М., выданное Ульяновским городским отделом ЗАГС повторно.11 августа 1930 г.[99]
Баратаев Сергей Михайлович (1861–1930), политический и общественный деятель, князь, в 1905–1906 гг. – депутат 1-й Государственной Думы. В 1901–1906 гг. возглавлял Симбирскую губернскую земскую управу, один из организаторов губернского отделения партии Народной свободы. Окончил Казанский университет, кандидат химических наук. После 1917 г. работал в финансовых организациях губернии.
В советский период не раз изменялись и документы, связанные со смертью человека. Актовая запись об этом факте производилась по месту смерти. В книгу вносились следующие данные: номер записи о смерти (отдельно для мужского и женского пола); день смерти; имя, отчество, фамилия, род занятий умершего; от какой причины последовала смерть; где погребён; особые примечания. Запись удостоверялась подписью лица, сообщившего о смерти, подписями руководителя и секретаря отдела записи и печатью отдела. Родственникам умершего выдавалось свидетельство о смерти, которое необходимо для оформления иных юридических документов.
Свидетельство за № 478905 о смерти Козуловой А. А., выданное Ульяновским городским отделом ЗАГС. 16 февраля 1987 г.[100]
В новой России законодательство о регистрации актов гражданского состояния, в т. ч. рождения и смерти, порядок оформления и выдачи соответствующих свидетельств изменялись несколько раз[101]. В целом формы свидетельств схожи с теми, что существовали и в Российской Империи, и в СССР. В свидетельстве о рождении указываются фамилия, имя и отчество ребёнка, сведения о дате и месте рождении, о родителях, национальность родителей может указываться по их желанию; также в свидетельстве содержится информация о номере записи акта о рождении, об органах, оформивших свидетельство. В свидетельстве о смерти, помимо стандартного набора данных (ФИО, дата смерти, место смерти, номер записи о смерти), указывается точно в часах и минутах время смерти. Каждое свидетельство имеет серию и номер.
Как и прежде, свидетельства выдаются на основе записей в книгах регистрации актов гражданского состояния. То есть первичными являются именно регистрационные записи. Это позволяет в необходимых случаях выдавать свидетельства на основе таких записей повторно.
Глава 3. Документы о брачных отношениях
Брак – один из самых древних общественных институтов. В разные эпохи в разных культурах он существенно видоизменялся. Но уверенно можно сказать, что всегда и везде при заключении брака необходимо было соблюдать ряд особых условий, процедур, обрядов. Брак имеет как сакральный личный характер для супругов, так и значение для семьи, рода, общества в целом. Кроме того, брак всегда был тесно связан с имущественными отношениями супругов и их родственников, детей, наследников.
В дохристианский период браки заключались посредством различных обрядов. На Руси были известны такие формы брака, как похищение, покупка, приведение.
Похищение, действительное или мнимое, означало «умыкание» невесты женихом и его родственниками и друзьями. Действительное похищение совершалось, когда родители невесты или сама невеста были против брака. Мнимое похищение использовалось, когда и сама невеста, и её родители были согласны на брак. Покупка предполагала получение родителями невесты некой платы («вывода», «кладки») за неё. Интересно, что в современной российской брачной традиции всё ещё сохраняется элемент «выкупа», уплачиваемый подругам невесты. Суть «приведения» состояла в том, что невесту приводили в дом к жениху и приносили приданое.
Такие формы брака имели обрядовый характер, «оформлялись» словесно и символически.
В период Российской империи в стране не существовало единого для всех законодательства о браке. По сложившейся практике и ряду правовых норм действительным признавался только религиозный брак, причём процесс заключения брака именовался как «совершение брака», и происходил он, за некоторыми исключениями, в религиозных учреждениях. Брак между лицами христианских вероисповеданий происходил в форме церковного венчания. Удостоверение личности жениха и невесты соответствующими документами требовалось только в случае, если совершающий обряд сомневался в том, что жених и невеста достигли брачного возраста. В ряде случаев требовалось и подтверждение того, что вступающие в брак не состоят в брачном союзе с другими лицами. Браки лиц мусульманского вероисповедания совершались в мечетях, где также происходила фиксация данного события в соответствующих книгах. Особые правила существовали при совершении браков у раскольников: они оформлялись в полицейских органах. По сути, именно такие браки были первыми гражданскими браками, так как они оформлялись не в церкви, а в государственных органах.
Начало документирования брака связывают обычно с принятием Русью христианства. Порядок заключения брака и брачные отношения стали регулироваться положениями византийских сборников канонического (церковного) права, Номоканоном. Номоканоны легли в основу русской редакции Кормчей книги[102], в которой глава 50 посвящена порядку совершения браков. Поскольку до Октябрьской революции 1917 г. обязательной была церковная форма брака, этот акт служил важным источником брачно-семейного права. Глава 50 Кормчей книги содержала несколько статей (частей): «О тайне супружества», в которой приводилось общее понятие о браке и давались наставления священнику о порядке и условиях совершения брака; «О средствах в тайне супружества» – разъяснения о различных видах родства, являвшихся препятствием для заключения брака[103]. Общие правила бракосочетания содержались в Стоглаве 1551 г. Так, в главах 18–24 Стоглава устанавливался брачный возраст, 15 лет для «отроков» и 12 лет для «отроковиц»; подробно описывались правила совершения таинств в отношении «двоеженцев», «троеженцев»[104]. В отношении тех, кто жил с четвёртой женой или мужем, особо указывалось, что они отлучались на время от церкви и не допускались к таинству причастия: «По великого же убо Василия слову, аще муж имет жити с четвертою женою или жена за четвертым мужем, тех божественая правила отлучают во церковь не входи и 4 лета. По четвертом же лете входит во церковь, божественаго же причащения не приемлет до 10 лет ни доры ни богородична хлеба»[105].
В Русской правде и Соборном уложении 1649 г. упоминалось лишь о некоторых имущественных и наследственных аспектах брачно-семейных отношений. Более детальное регулирование процедуры заключения брака, прав супругов, особенностей составления документов о браке началось в период реформ Петра I. Обобщая положения законодательства, можно выделить несколько основных видов документов дореволюционного периода, которые сопровождали заключение брака: рядные записи, росписи приданного, венечные памяти, брачные обыски, позднее – записи в метрических книгах и выписи из них.
Рядная запись (рядная сговорная, рядная поступная запись, свадебные записи) – акт назначения приданного, который удостоверял переход имущества родителей к дочери и одновременно содержал указание на «сговор», т. е. договорённость между отцом (родителями, опекунами) невесты и женихом о том, что последний возьмёт девицу в жёны, а отец отдаст невесту. По некоторым данным, сговорные (рядные записи) составлялись уже в X в., большее распространение они получили уже в XV–XVII вв. Строго установленной единообразной формы такой рядной записи не было, но, как правило, в ней фиксировался сам факт достижения соглашения о предстоящем браке и дата, не позднее которой должно было состояться венчание; перечень имущества, которое выделялось в качестве приданного невесте, указывались данные о священнике и (или) свидетелях, присутствовавших при составлении рядной записи. Кроме того, в рядной записи устанавливалось и обязательство сторон уплатить своеобразную «неустойку», если свадьба не состоится по вине той или иной стороны. Рядная запись могла составляться на имя самой невесты, жениха или его родителей. Но независимо от того, на чьё имя она выдана, рядная подтверждала переход прав на имущество к невесте в случае замужества. Это было очень важно, поскольку в случае развода или смерти мужа женщина получала всё своё приданое обратно, а если бездетной умирала жена, то приданное возвращалось её родителям или родственникам. В Соборном уложении 1649 г. указывалось, что «зговорные свадебные записи» могли писаться «в селах и деревнях и по подворьям». В самом начале XVIII в. для совершения рядных записей была установлена форма «крепости»[106]. Указом от 3 апреля 1702 г.[107] предписывалось «отставить» рядные и сговорные записи и вместо них «приданому писать росписи». Этот Указ 1702 г., прежде всего, имел целью устранить систему уплаты неустойки за неисполнение условий сговорной записи, если после сговора и обручения до венчания «жених невесты взять не захочет или невеста за жениха замуж идти не похочет же».
195. – 1668. Сговорная рядная в замужество запись, данная вдовою Варварою Правоселковою Ивану Воронцову.
Се азъ, вдова Варвара Флорова дочь Микитинская жена Правоселкова, дала есмисю запись ему, Ивану Спиридонову сыну Воронцову. Вънынешнемъ во 176 году сговорила я, Варвара, дочь свою замужъ за его Иванова сына Iева. А благословляю я дочь свою Божiимъ милосердiемъ: Успенiя Пресвятой Богородицы, Николы Чудотворца; а приданаго платья: шубка дорогильная да серьги двойчатки; да въприданые даю человека своего Микитку Осеева, холостаго. А выдать мне, Варваре, дочь свою за его Иванова сына на срокъ Успенiя Пресвятыя Богородицы; а буде я, Варвара, на тотъ срокъ дочери своей не отдамъ, и мне Варваре дочерь свою отдать на другой срокъ, во 177 году на Михайловъ день. А буде я, Варвара, на те на два срока, кои въ сей записи писаны, дочери своей Парасковъи за его Иванова сына Iева (не отдамъ), и на мне, Варваре, ему Ивану по сей записи сто рублевь денегъ. А запись писалъ Арзамаскаго уЬзду села Олферьева Рожественской попъ Харлампiй Григорьевъ, по ея велению, лета 7176 году Мая въ 5 день.
На oбopоте: „Къ сей сговорной записи Макарiй Павловъ сынъ Левинъ вместо вдовы Варвары Никитинскiя жены Правоселкова, по ея веленью, руку приложил,
Столбецъ дл. 81/2, шир. 8 1/5 в.[108].
226) Рядная запись, данная вдовою комиссара Мариею Степановою Дмитриевою дочери своей, жене капитана Фекле Никифоровой Окоемовой.
Лета 1744 года, февраля въ 15 день, вдова комиссарская Никифоровская жена Дмитриева Mapiя Степанова дочь, будучи на Сызрани, въ крепостной конторе, дала ciю запись зятя моего, капитана Петра Васильева сына Окоемова, жене его, а моей дочери, Феклe Никифоровой, въ томъ: отдала я, вдова Марья Степанова дочь, за нею, дочерью своею Феклою Никифоровою, во приданство, на ея часть, Синбирскаго уезда, изъ села Каменки, старииныхъ кркпостныхъ вышереченнаго мужа моего Никифора Дмитрiева крестьянъ: Василия Федорова сына Гуляева, съ женою его Анною Яковлевою дочерью и съ детьми: съ сыновьями Алексеемъ, Матвеемъ Васильевыми детьми; Тимофея Васильева сына Косолапова, съ женою и съ детьми, съ сыновьями Фроломъ, Гаврилою, Тимофеемъ, девками Прасковьею, Аленою Тимофеевыми; да въ томъ же селе Каменке землю, что имеется на часть мужа моего, а ея, дочери своей, Феклина отца, и дворъ со всякимъ строенiемъ, которые крестьяне справлены и отказаны и въ подушный окладь написаны за вышереченнымъ мужемъ моимъ Никифором Дмитрiевымъ, въ вышереченномъ селе Каменке, и съ написания подушныя деньги и всякая государственныя подати за оных крестьянъ плачены по вся годы бездоимочно, а впредь, съ нынешняго 744 года, запоказанныхъ крестьянъ подушныя деньги и всякiя государственныя подати платить ему, зятю моему Петру Окоемову и жене его, а моей дочери Фекле Никифоровой и детямъ ихъ, по вся годы бездоимочно и вольно ихъ продать и заложить и во всякiя крепости укрепить; а въ предбудущую перепись оныхъ крестьянъ написать ему, зятю моему Окоемову, за собою и впредь мне, вдове Марье Степановой дочери и детямъ моимъ и родственникамъ, до вышеписанныхъ отданныхъ во приданство крестьянъ: Василия Гуляева, Тимофея Косолапова, до женъ ихъ и до детей и до земли, дела нетъ и не вступаться, о возвращенiи и о выкупе не бить челомъ и не убытчить: отъ вступщиковъ и отъ всякихъ крепостей въ техъ крестьянахъ и въ земле очистку иметь ему, зятю моему Петру Окоемову самому, своими харчи и убытки; въ томъ и во всемъ вышеписанномъ ciю запись и дала. (подписи.) Къ сей записи вместо комиссарши Марьи Степановой дочери Дмитрiевой, что она дочери своей, Фекле Никифоровой Окоемовой, вышеписанныхъ крестьянъ съ женами и детьми и съ землею во приданство отдала и ciю запись во всемъ вышеписанномъ дала, а по ея прошешю отецъ ея духовный, Сызранской Предтеченской церкви попъ Михайло Семеновъ руку приложилъ. У сей записи города Сызрана городничiй Андрей Васильевъсынъ Своитиновъ свидетель и руку приложилъ (такия же подписи свидетелей: Пензенскаго пехотнаго полка сержанта Петра Степанова Обухова и канцеляриста Степана Танскова). Ciю запись писалъ Сызранской Крепостной Конторы писецъ Игнатiй Быковъ. 1744 года, февраля въ 15 день, за письмо 10 копеекъ, отъ записки 3 копейки, за страницу 3 копейки, поголовныхъ по 9 копеекъ съ человека пошлинъ 99 копеекъ, на расходъ 3 чети, по указу взято и ся запись на Сызрани, въ Крепостной Конторе, въ книгу записана подлинно. Совершилъ надсмотрщикъ Иванъ Вершининъ[109]
Росписи приданого содержали описание движимого и недвижимого имущества, которое «давалось за невестой» в случае замужества. Роспись могли составить родители либо опекун. Роспись приданого могла быть составлена сразу после рождения девочки или в любое время до свадьбы и даже в течение 6 месяцев после совершения брака. На практике такие росписи вплоть до конца XIX в. именовались рядными записями, но в них уже не включалось условие о неустойке. Попам всех церквей заказ учинить накрепко, чтобы они свадеб без венечных памятей Старост поповских и закащиков, отнюдь не венчали»[110]. За составление венечных записей взимался денежный сбор. Венечные памяти должны были удостоверяться не только священником, но и иными свидетелями. В 1731 г. было предписано, что в венечных памятях расписывались не только посторонние люди, но и обязательно прихожане церкви. Эта мера вводилась, поскольку «от таковых посторонних одних без приходских людей свидетельств многие при таких обысках неистинство происходит и лжи превиликия и противныя правилам и указам являются…»[111].
В 1765 г. императрица Екатерина II, заботясь «о облегчении народном», отменила венечные памяти и денежные сборы за венечные памяти. Вместо этого вводилась следующая процедура: «всем в брак вступить желающим, прежде венчания объявлять о том своем намерении за неделю приходским своим священникам, которым по тому объявлению чинить о тех посягающих на прежнем основании обыск; и буде по таковому обыску между вступающими в брак возбраненнаго правилами родства, или другаго какого законного препятствия не окажется, то тем приходским священникам и венчать их с одною обыкновенною в метрическия книги запискою; и сколько в каждом приходе таких таковых браков венчано будет, о том тем приходским священникам <…> присылать в Духовныя Консистории ведомости таким во всем порядком…»[112]. Для обозначения документа, отражающего результаты обыска, стало использоваться наименование «брачный обыск».
В 1775 г. процедура была описана ещё более подробно. В течение трёх недель, предшествующих намеченному венчанию, священник в церкви должен был извещать «при окончании Литургии и при всем тогдашнем народном собрании» о намерении тех или иных лиц вступить в брак, чтобы их родственники и прихожане могли объявить о препятствии к браку, если такие имелись. Если никаких препятствий к браку обнаружено не было, то священник вписывал в «метрические тетради» «имена, отчества, прозвания и лета брачившихся, с означением числа, месяца и года как венчания, так и бывших пред тем трех публикаций, к чему и из будущих при оном браке поезжан двум или трем самим, или, если грамоте не умеют, вместо себя другим, кому поверят, по нижеследующей форме подписываться: а именно, при венчании имярека с девицею или вдовою имярек, что между ими родства, понуждения и никакого другаго законного к браку препятствия не имеется, свидетельствуем, и в том, под опасением, если в чём неправильно показали, суждения по законам, подписуемся имярек; а потом сей брак немедленно и обвенчать, то есть совершая по чиноположению в одно, а не вразные времена, и обручение и бракосочетание»[113]. Эти правила в общем виде действовали и в начале ХХ в. Брачные обыски регистрировались в отдельных книгах, которые также «могли служить документами», подтверждающими брак в случае утраты метрических записей[114].
В конце XIX – начале XX вв. стало использоваться наименование «пред-брачные свидетельства». В предбрачных свидетельствах указывались такие сведения о вступающих в брак: сословная принадлежность, место жительства, вероисповедание, дата рождения, находится ли в здравом уме, есть ли дозволение родителей на брак или дозволение начальства (если требовалось такое), были ли на исповеди и причастии и др.
Метрические книги. С 1722 г. была установлена обязательная регистрация браков в метрических книгах: «в тех же книгах записывать своего прихода лица, брака сочетаема»[115]. В 1724 г. была введена единая форма метрических книг[116]. Первоначально в метрической книге отражались: номер записи о венчании, «кто именно венчаны», «число венчания», «кто были поручители или поезжаные»[117].
В 1838 г. утверждены дополнительные правила ведения метрических книг и изменён их формуляр[118]. Его структура была более сложной и подробной, в отдельные столбцы вносились данные: счет браков; месяц и день; звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха и которым браком сочетается; возраст жениха; звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание невесты и которым браком сочетается; возраст невесты; кто совершил таинство; кто были поручители; подпись свидетелей записи по желанию.
На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства о браке. Долгое время определённой формы для метрического свидетельства законом не устанавливалось, но, как отмечается в источниках, «…по самому существу дела оно должно заключать в себе только те сведения, какие имеются в подлежащей статье метрической книги, с изменениями, однако, в порядке, изложения этих сведений, обуславливаемыми самою формою метрической книги…»[119].
Брачный обыск[120] о желающих вступить в брак крепостных крестьянах с. Головкино Ставропольского уезда Симбирской губернии, удостоверенный причтом Вознесенской церкви[121]
1843-го года Генваря 14-го Дня по Указу Его Императорского Величества Села Головкина на Вознесенской церкви Священноцерковнослужителями производили обыск и желающих вступить в брак и оказалось следующее: 1-е) Жених Села Головкина Подполковника Наумова Дворовый Человек Матвей Онуфриев, исповедания православнаго, жительствует в приходе сей церкви; 2-е) Невеста того же Села и Г-на Дворового Человека Михаила Васильева дочь девица Евдокия Михайлова, исповедания православнаго, жительствовала в приходе сей церкви. 3-) Жених отроду имеет 52 года, а невеста 40 летъ, и оба находятся в здравом уме. 4-е) Родства между ними духовнаго или плотскаго родства и свойства, возбраняющего по установлению Св. церкви брак ни Какого нетъ. 5-е) Жених вдовый по первом браке, а невеста девица. 6-е) К бракосочетанию они приступают во своему взаимному желанию и согласию, а не попринуждению. И на то имеют от помещика своего позволение. 7-е) По троекратному оглашению, сделанном в означенной церкви 1843-го года Генваря 14-го дня препятствия к сему браку ни Какого ни кем не объявлено. 8-е) Для удостоверения безпрепятственности Сего брака представлен письменный документ: а) Дозволение жениху вступления в брак от домовой конторы Подполковника Наумова, выданное Сего 1843-го год Генваря 8-го дня, Которое при обыскной Книге хранится в подлиннике за № 156-м. По Сему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеуказанной Вознесенской церкви Сего 18-го Числа Генваря месяца в узаконенное время при посторонних Свидетелях. 10-е) Что все показанное сдесь о женихе и невесте справедливо, в том уверяют подписью, Как вместо жениха и невесты, так и запоручителей. По Жениху: Села Головкина Прапорщицы Наумовой Дворовый Человек Тимофеев Семенов Кочин, и ротмистра Наумова дворовый Человек Михаил Федоров. По Невесте Подполковника Наумова дворовые люди: Степан Михайлов, и Трофим Иванов с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам церковным, и по законам гражданским. К Сему обыску вместо Жениха Матвея Онуфриева и невесты Авдотьи Михайловой за незнанием Грамоты онаго г-н Конторщик Дмитрий Прудников руку приложил.