banner banner banner
По следам экспедиции капитана Кука. Книга вторая
По следам экспедиции капитана Кука. Книга вторая
Оценить:
 Рейтинг: 0

По следам экспедиции капитана Кука. Книга вторая

По следам экспедиции капитана Кука. Книга вторая
Дмитрий Виленович Рожанский

Во второй книге историко-географических хроник рассказывается о путешествии автора по Новой Каледонии и островам государства Вануату (Новые Гебриды). Продолжено описание второго кругосветного путешествия Джеймса Кука, открытие им островов Новогебридского архипелага и Новой Каледонии. Текст снабжён множеством иллюстраций, в том числе и обитателей тропических морей. Книга будет полезна тем, кто интересуется историей путешествий и географических открытий, любителям морских круизов и живой природы.

По следам экспедиции капитана Кука

Книга вторая

Дмитрий Виленович Рожанский

© Дмитрий Виленович Рожанский, 2024

ISBN 978-5-0062-8212-4 (т. 2)

ISBN 978-5-0062-8213-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Книга вторая

НОВАЯ КАЛЕДОНИЯ. ВАНУАТУ (НОВЫЕ ГЕБРИДЫ)

историко-географические хроники

П Р Е Д И С Л О В И Е

Вторая книга историко-географических хроник следует первоначальному замыслу: рассказать о своих впечатлениях об островных государствах Океании, которые довелось посетить во время нашего круизного путешествия, и сопоставить их с тем, что двести пятьдесят лет назад увидели в этих краях участники второй кругосветной экспедиции под командованием капитана Джеймса Кука. Принятую в первой книге структуру параллельно-поэтапного изложения событий – от экспедиции Кука к нашему круизу – здесь пришлось немного нарушить, поскольку капитан Кук посетил вначале Новые Гебриды, а затем Новую Каледонию, мы же – в обратном порядке.

В начале книги дано краткое изложение первого этапа экспедиции капитана Кука с июля 1772 года по ноябрь 1773 года и нашего путешествия из Минска (Беларусь) до места начала круиза – Брисбен (Австралия) – в марте 2019 года. Более подробное описание этих путешествий приведено в первой книге историко-географических хроник.

В новой книге, в главах, относящихся к экспедиции капитана Кука, рассказывается о маршруте, пройденном отважными мореплавателями в период с декабря 1773 года по ноябрь 1774 года: остров Пасхи, Маркизские острова, второе посещение островов Общества и Дружбы (Тонга), обследование островов Новогебридского архипелага и открытие Новой Каледонии. Наш круизный маршрут на этом фоне выглядит гораздо более скромным: Новая Каледония и Вануату (острова Новые Гебриды).

Рассказ о втором кругосветном плавании капитана Кука основан на книге «Путешествие вокруг света» (издательство «Наука», 1985 год), написанной участником этой экспедиции, немецким натуралистом Георгом Форстером. Другим важным источником информации стали оцифрованные дневники капитана Кука, изданные в СССР в 1948 году (Джемс Кук. «Путешествие к Южному полюсу и вокруг света». – М.: ОГИЗ, 1948.) и размещённые на сайте vostlit.info.

Цитируемый по литературным источникам текст выделен курсивом. В цитатах в квадратных скобках даны примечания автора.

В книге приведены фотографии большинства видов животных и растений, которые упоминаются в тексте. Иллюстрации к описанию круизного путешествия взяты из фотоархива автора. В главах, относящихся к экспедиции капитана Кука, помещены изображения, полученные из открытых интернет-источников либо из книги вышеупомянутого Г. Форстера. В таких случаях это указано в подписи под фотографиями.

На обложке: верхнее фото – «Маасдам» на якорной стоянке у Таинственного острова (Вануату) – сделано автором; нижнее фото – картина У. Ходжса, экспедиционного художника, «Высадка Кука на остров Танна (Новые Гебриды)», 1776 год.

Для получения исходных изображений географических карт использовались программы Google Earth и OpenStreetMap. Маршрут экспедиции капитана Кука на картах Google Earth проложен на основании географических координат и описаний местности, взятых из дневников капитана и книги Г. Форстера. Что же касается круизного маршрута, то, из-за отсутствия данных, линии между местами стоянок круизного лайнера нанесены произвольно.

На картах с маршрутом экспедиции капитана Кука в скобках указаны названия островов, приведённые в книге Г. Форстера и дневниках капитана. В тексте описания экспедиции наоборот – в скобках даны современные названия.

В книгу вошли наиболее значимые и интересные, с точки зрения автора, эпизоды путешествия, описанные у Джеймса Кука и Георга Форстера. Несмотря на то, что данное литературное произведение не является научным трудом, все содержащиеся в нём факты проверялись, по возможности, по нескольким источникам.

Сравнивая современную жизнь, в том числе и круизы на океанских лайнерах, с тем, как жили и путешествовали люди два с половиной века назад, видно насколько сильно всё изменилось, благодаря развитию цивилизации и техническому прогрессу. В то же самое время, мы стали слишком зависимы от легко доступных благ и менее приспособлены к жизни. Ныне само существование человека в ситуации, когда отсутствуют атрибуты современной цивилизации, становится весьма проблематичным. Так что, говоря о мореплавателях-путешественниках эпохи Великих географических открытий, следует отдавать должное целеустремлённости, стойкости и мужеству этих замечательных людей.

1. КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

1.1. Экспедиция капитана Кука: Англия (Плимут) – Новая Зеландия, июль 1772 года – ноябрь 1773 года

Вторая кругосветная экспедиция под командованием капитана Джеймса Кука началась 13 июля 1772 года, когда два экспедиционных корабля – «Резолюшн» и «Эдвенчер» – вышли из Плимута и взяли курс на юго-запад. «Резолюшн», больший из кораблей, имел водоизмещение 462 тонны и 12 пушек. Длина корабля по палубе составляла 33,7 метра, ширина – 9,3 метра, судном командовал сам Кук. Экипаж состоял из 112 человек, в том числе 45 матросов и 20 морских пехотинцев. «Эдвенчер» был водоизмещением 336 тонн и имел 10 пушек. Экипаж – 81 человек, в том числе 33 матроса и 12 морских пехотинцев. Командовал им капитан Тобайас Фюрно. По классификации оба корабля относились к трёхмачтовым шлюпам.

Фото 1.1. Джеймс Кук (слева), художник Н. Дэнс-Холланд, и Георг Форстер, художник И. Тишбейн (фото из открытых интернет-источников)

В состав команды на каждом корабле входили врач и астроном с комплектом необходимых астрономических и навигационных инструментов. Одним из основных навигационных инструментов в то время являлся хронометр, используемый для определения долготных координат.

На борту «Резолюшн» также находились художник Уильям Ходжс и натуралисты отец и сын (Иоганн и Георг) Форстеры. Книга Георга и является основным источником для моего повествования об экспедиции капитана Кука.

Главная задача экспедиции состояла в поиске и колонизации территорий так называемого Южного материка, в существовании которого в то время было уверено большинство лидеров европейских государств. Интерес подогревался ещё и тем, что 1 января 1739 года французская экспедиция под командованием Шарля Буве обнаружила в южной части Атлантического океана высокий берег, покрытый снегом. Предположительно, это мог быть выступ большого южного континента. Буве назвал его в честь церковного праздника мысом Обрезания Господня, что по-французски звучит как Сирконсисьон.

Капитану Куку надлежало проследовать до мыса Доброй Надежды, там пополнить запасы продовольствия и затем направиться на поиски мыса Сирконсисьон. Если мыс будет найден и окажется частью материка, то Куку предписывалось обследовать возможно большую часть территории и оценить её полезность для торговли и колонизации. Если же мыс окажется частью острова или не будет найден, то Кук должен был двигаться к Южному полюсу пока это возможно, а затем, повернув на восток, обогнуть земной шар, вернуться к мысу Доброй Надежды, а оттуда – в Англию. Экспедиция планировалась на несколько лет, поэтому зимние месяцы предполагалось проводить в более тёплых экваториальных широтах.

Основываясь на опыте своего первого кругосветного плавания, Кук большое внимание уделил правильному подбору продовольствия, чтобы максимально сохранить здоровье экипажа в таком длительном путешествии. В качестве основного противоцинготного средства были взяты 60 бочек кислой капусты и 30 тонн солода. Поскольку часть маршрута должна была пролегать в холодных высоких южных широтах, экипаж был снабжён тёплым обмундированием. Для возможности пополнения пищевого рациона свежей рыбой, на борту имелись рыболовные снасти. Кроме того, был взят запас тканей, изделий из железа и других предметов с целью их обмена у аборигенов на провизию, а также в качестве подарков.

Итак, стартовав 13 июля (вероятно, Кук не был суеверным), через 16 дней экспедиция прибыла в город Фуншал на острове Мадейра, принадлежащим Португалии. Здесь путешественники пробыли три дня, пополнили запасы воды и продовольствия, а натуралисты Форстеры ознакомились с образом жизни и бытом островитян, а также с местной флорой и фауной.

Фото 1.2. Маршрут экспедиции капитана Кука от Англии до мыса Доброй Надежды, июль – ноябрь 1772 г. (красная линия на фрагменте карты из книги Г. Форстера)

Через несколько дней после отплытия с Мадейры корабли экспедиции миновали Канарские острова и 12 августа прибыли на остров Сантьягу, входящего в принадлежавшую Португалии группу островов Зелёного Мыса (ныне это государство Кабо-Верде). Здесь путешественникам, к сожалению, не удалось получить хорошую провизию, и даже вода оказалась солоноватой.

После Сантьягу экспедиция направилась к южной оконечности Африки, к мысу Доброй Надежды. В это время наступил период дождей, что позволило путешественникам, растянув по кораблю полотнища палаток, пополнить запасы воды. В своей книге Георг Форстер описывает множество птиц и морских обитателей, которых в течение всего пути наблюдали участники экспедиции. В научных целях неоднократно проводились замеры температуры воды на поверхности и на глубине 150 – 200 метров. К сожалению, не обошлось без ЧП: пропал плотник, работавший за бортом; вероятно, он сорвался в море.

30 октября корабли бросили якорь в Столовой бухте, вблизи того места, где в наши дни находится город Кейптаун. В то время здесь находилась Капская колония, основанная Голландской Ост-Индской компанией, как база для своих торговых судов.

Форстеры сразу же приступили к своим ботаническим прогулкам для изучения животного и растительного мира. Они познакомились со шведским натуралистом доктором Спаррманом, который находился здесь после путешествия по Китаю. Доктор с энтузиазмом принял приглашение Форстеров присоединиться к их экспедиции. Примечательно, что, по свидетельству Георга Форстера, уже в то время местный губернатор запретил охоту на носорогов и бегемотов во избежание их полного истребления.

За время стоянки суда были отремонтированы, обновлён их такелаж, пополнены запасы продовольствия и воды. Закупили также овец в качестве мясного резерва и для подарков жителям островных территорий. 22 ноября корабли покинули Столовую бухту и взяли курс на юг, на поиски мыса Сирконсисьон.

На кораблях был установлен строгий регламент пользования питьевой водой и постоянно работал дистилляционный аппарат. В конце ноября похолодало, стало сильно штормить, полы и перекрытия в каютах пропитались водой. Однажды ночью в одной из кают ударом волны сорвало люк, и корабль стало затапливать. В авральном порядке пришлось откачивать воду и устранять повреждения.

Случилось и ещё одно происшествие. Форстер старший и астроном Уолс, воспользовавшись штилем, отплыли от корабля на маленькой шлюпке для замеров температуры воды на большой глубине. Пока учёные были заняты делом, туман сильно сгустился и они потеряли корабль из вида. К счастью, через некоторое время раздался звон корабельного колокола, и испуганные исследователи смогли определить направление и возвратиться на корабль.

Фото 1.3. Маршрут экспедиции капитана Кука от мыса Доброй Надежды до Новой Зеландии, ноябрь 1772 – март 1773 гг. (красная линия на фрагменте карты из книги Г. Форстера)

С середины декабря экспедиция занялась поисками мыса Сирконсисьон и 1 января 1773 года корабли находились наиболее близко к указанным Буве координатам мыса. Однако никакой земли за всё это время обнаружено не было. Следует отметить, что предполагаемый мыс на самом деле оказался островом (впоследствии получившим имя Буве), который располагается более чем на 400 километров западнее места, указанного его первооткрывателем.

Убедившись в отсутствии земли, экспедиция двинулась на юго-восток и 17 января остановилась перед сплошным ледяным полем. Дальнейшее продвижение на юг стало невозможным, и капитан Кук отдал приказ взять курс на северо-восток. Участники экспедиции не подозревали, что до берегов Антарктиды оставалось всего 75 миль.

Двигаясь на северо-восток, корабли вскоре достигли того района южной части Индийского океана, где годом ранее французская экспедиция обнаружила какую-то землю. Экспедиция Кука землю здесь не нашла и направилась на юго-восток, но вскоре в густом тумане корабли потеряли друг друга. Попытки найти «Эдвенчер» успехом не увенчались и 10 февраля «Резолюшн» продолжил свой путь в одиночестве.

Южнее широты 58

путешественники в течение нескольких ночей наблюдали южное полярное сияние в виде столбов белого цвета, поднимающихся от горизонта почти до самого зенита.

Длительное нахождение в холодном и влажном климате стало отрицательно сказываться на здоровье людей: у многих появились признаки цинги. Животные на корабле тоже страдали, отказывались от еды и сильно исхудали. В этой ситуации капитан Кук принял решение прервать плавание в полярных широтах и направиться к Новой Зеландии. 26 марта «Резолюшн» бросил якорь в бухте Даски на южной оконечности Новой Зеландии.

Найдя удобное место для стоянки, экипаж занялся ремонтом корабельного оборудования, заготовкой дров и заполнением бочек свежей водой. Астроном Уолс приступил к определению координат лагеря и оценке точности хода хронометров. Кук намеревался пробыть на стоянке некоторое время, чтобы восстановить здоровье людей и обследовать эту часть Южного острова. Питались участники экспедиции в основном рыбой, разнообразие в меню вносили добытые птицы. Вместо чая использовалась заварка из листьев дерева, называемого чайным растением, которое обнаружили Форстеры.