На следующий день капитан Кук направил двух лейтенантов во главе отряда морских пехотинцев и матросов обследовать внутренние районы острова. Георг Форстер вместе с капитаном и несколькими офицерами сошёл на берег. Там их встречали сотни две жителей, среди которых было только пятнадцать женщин и несколько детей, что в очередной раз удивило путешественников.
Поскольку туземки вели себя весьма вольно и за кусок ткани могли выполнить любое желание матросов, то Георг, со свойственным ему целомудрием, предположил, что на берегу собрались незамужние женщины, а замужние прячутся где-то в глубине острова. Было несколько случаев, когда девушки добирались до корабля вплавь и обслуживали матросов непосредственно на борту.
Вечером вернулась экспедиция, отправленная Куком; в ней принимал участие Иоганн Форстер, отец Георга. После похода он очень устал, сразу лёг в постель и сообщил, что их путь составил не менее 25 миль (около 40 километров).
Усомнившись в том, что уже немолодой человек смог выдержать такой дневной переход, я, чтобы прояснить ситуацию, нанёс на гугл-карте острова Пасхи примерный маршрут экспедиции в соответствии с описанием, приведённым в книге Форстера-младшего. Оказалось, что протяжённость пути, действительно, никак не меньше указанного значения. Если учесть, что маршрут пролегал по неровной каменистой поверхности, под палящим солнцем и при почти полном отсутствии тени, то остаётся лишь восхищаться целеустремлённостью и выносливостью этих людей.
Фото 2.7. Вид на острове Пасхи. Художник У. Ходжс (фото из книги Г. Форстера)
По рассказам Форстера-старшего, экспедицию сопровождало около сотни туземцев. Впереди шёл абориген, который держал палку с белой тканью и призывал давать путникам дорогу. С места стоянки на юго-западной стороне острова путешественники направились в глубину территории и вышли на восточный берег, затем проследовали на север и почти достигли оконечности острова. На обратном пути участникам экспедиции пришлось преодолевать горы, расположенные поперёк острова. Правда, Иоганн Форстер так выбился из сил, что местный житель сопроводил его на берег к кораблю более коротким и лёгким путём.
Во время своего похода исследователи видели возделанные поля, засаженные картофелем и ямсом, и плантации бананов. Аборигены вели себя очень дружелюбно и предлагали на обмен уже приготовленный картофель. На севере острова путешественники встретили группу туземцев, среди которых выделялся довольно высокий и хорошо одетый – по островным меркам – человек. Туземцы называли его королём, хотя каких-то особых почестей ему не оказывали. На восточном берегу участники экспедиции наблюдали каменные фигуры на постаментах; некоторые из них стояли прямо, другие покосились или лежали на земле. Одна из поваленных статуй имела девять метров в длину и около трёх в поперечнике.
В своём дневнике капитан Кук высказывает мнение, что каменные изваяния обозначают места захоронений определённых племенных или родовых групп. В подтверждение он пишет, что аборигены называют статуи разными именами, а перед именем используют приставку, обозначающую на их языке место погребения или место для сна. После имени иногда добавляется окончание, соответствующее понятию «вождь». Кроме того, Кук видел у подножия одной из статуй человеческий скелет, заваленный камнями. Он предполагает, что поднимать гигантскую фигуру в вертикальное положение можно было, подкладывая под неё камни, начиная с самых маленьких у головы статуи; затем последовательно увеличивать размер камней и продвигать их к основанию. Вместе с тем, Кук считает, что современные обитатели острова физически слабы и не способны к выполнению таких работ. По мнению Георга Форстера, на острове могла произойти какая-то экологическая катастрофа (например, извержение вулкана), из-за которой сократилось население, существенно снизился уровень жизни, и это привело к деградации общества.
Теперь я немного отвлекусь от описания экспедиции капитана Кука и более подробно остановлюсь на теме каменных изваяний. С этой целью использую книгу известного норвежского учёного и путешественника Тура Хейердала «Тайна острова Пасхи», которая входит в сборник, приобретённый в начале 60-х моими родителями (Тур Хейердал. Путешествие на «Кон-Тики». Тайна острова Пасхи. Объединённое издательство «Кизил Узбекистон», «Правда Востока», «Узбекистон Сурх». Ташкент, 1962). Знакомство с этой книгой произошло у меня в школьном возрасте и, возможно, способствовало формированию у подростка стремления открывать для себя новые земли.
В своей книге знаменитый путешественник рассказывает о предпринятой им в 1955 – 1956 годах экспедиции на остров Пасхи. В ней очень интересно говорится об истории острова, его природе, о жизни и быте островитян, их общению с участниками экспедиции и, конечно, о каменных истуканах. Я же дам краткую информацию об исследованиях, проведённых Туром Хейердалом, чтобы приоткрыть тайну этих гигантских фигур.
Фото 2.9. Участники экспедиции обследуют изваяния (фото из книги Т. Хейердала)
Исследователи установили, что местом изготовления знаменитых статуй являлся древний вулканический кратер, называемый Рано Рараку. На его склонах, как внутри, так и снаружи, лежало свыше ста пятидесяти гигантских каменных фигур разной степени готовности. Длина большинства из них составляла около десяти метров, а самой крупной, незаконченной, – двадцать два метра. Здесь же были разбросаны тысячи каменных топоров. Весь вид этой гигантской «мастерской» свидетельствовал, что работы были прерваны внезапно. Внимательное изучение незавершённых скульптур позволило установить последовательность выполнения работы. Вот как описывает её Тур Хейердал:
«Вначале они приступали к обработке обнажённой породы, создавая лицо и переднюю часть скульптуры, затем формировали бока, делали уши и руки с длинными пальцами, всегда сложенными на животе. Далее они прорубали породу вокруг всей фигуры с обеих сторон, так что спина приобретала форму лодки с узким килем, соединённым с горной породой в нижней своей части».
После завершения работы над фасадом фигуры, его очищали и полировали; глаз у скульптуры на этом этапе ещё не было. Ног тоже не было – низ исполина выполнялся в виде ровной площадки. Затем «киль» перерубался, и фигура по склону вулкана транспортировалась к его подножию. Здесь гиганты временно устанавливались вертикально в ямах, вырытых в толстом слое каменных осколков, покрывающих подножие вулкана. После этого затылок и спина исполина приводились в окончательный вид, и талия сзади украшалась узором в качестве пояса. Теперь скульптура была готова для транспортировки к месту своего назначения. Гиганты расставлены по всему острову, некоторые – за 15 километров от места их изготовления. На месте назначения фигуру поднимали и помещали на аху – платформу двухметровой высоты. На ней обычно располагали от двух до шести статуй, но на одном постаменте стояло в ряд целых пятнадцать фигур. Только после установки на место в скульптуре прорубали глазные углубления. Далее происходило завершающее действо: на голову исполина водружали цилиндрическую каменную глыбу красного цвета – пукао, что означает «пучок волос». Пукао вырубали за десять километров от кратера Рано Рараку в небольшом вулканическом кратере, поскольку именно там был камень нужного красного цвета.
Следующим шагом Тура Хейердала стала проверка возможности изготовления фигур с помощью старых каменных топоров. Решить эту задачу взялись староста острова и ещё пятеро потомков рода длинноухих. По преданию, именно длинноухие прежде занимались изготовлением статуй. После нанесения разметки на скальной стене, каменотёсы выстроились вдоль неё и под ритуальное пение стали синхронно бить топорами по скале. Как пишет Хейердал, после каждого удара на стене оставался даже не след, а серое пятнышко. Через определённые интервалы работники брызгали водой на скалу в те места, где рубили. На третий день уже можно было различить контур фигуры. Староста сказал, что две бригады, работающие посменно, смогут изготовить пятиметровую скульптуру, которую называют моаи, за 12 – 15 месяцев.
Затем Тур Хейердал пообещал старосте сто долларов, если тот вместе с соплеменниками сможет водрузить на постамент лежащую у его подножия статую. Вес гиганта оценивался в 25 – 30 тонн. Староста согласился и вместе с одиннадцатью своими родственниками взялся за дело. В качестве инструментов использовались три бревна и множество камней и валунов, собранных в округе. Действуя брёвнами как рычагами, люди приподнимали над поверхностью земли голову фигуры и в образовавшееся пространство закладывали камни. (Если помните, о возможности подъёма гигантов таким способом говорил в своём дневнике капитан Кук.) Так день за днём, поочерёдно подваживая то спереди, то с боков, островитяне поднимали фигуру. На семнадцатый день статуя стояла уже довольно высоко, староста обвязал её голову верёвкой и растяжками привязал к кольям, вбитым в землю с четырёх сторон. На следующий день, благодаря слаженным действиям людей, которые тянули за верёвки со стороны спины каменного гиганта, поднимая его, и тех, кто удерживал статую от падения с противоположной стороны, моаи благополучно занял место на постаменте.
Фото 2.10. Процесс подъёма каменного гиганта (фото из книги Т. Хейердала)
Теперь пришло время разобраться с тем, каким образом гигантские фигуры островитяне перемещали по острову. По преданию, моаи двигались сами, но как это происходило, никто пояснить не мог. Тогда, с помощью старосты, Тур Хейердал купил в деревне двух быков, родственники старосты зажарили их в большой земляной печи и пригласили на пир всю деревню. После еды начались песни и пляски, а затем сто восемьдесят развеселившихся островитян стали вдоль длинного каната, привязанного к шее статуи, и со смехом и криками довольно быстро потащили фигуру весом в двенадцать тонн.
Фото 2.11. Многие статуи вросли в землю (фото из открытых интернет-источников)
Таким образом, учёный показал, что даже без деревянных салазок, которые использовали предки островитян, статуи можно было перемещать по острову. По другой версии каменных исполинов могли передвигать в вертикальном положении с помощью канатов, раскачивая статуи из стороны в сторону и поворачивая вокруг вертикальной оси. При этом создавалось впечатление, что фигура движется как бы сама. Эксперимент, проведённый в 2012 году, доказал правомерность этой гипотезы.
В итоге, исследования Тура Хейердала продемонстрировали на практике возможность изготовления и перемещения каменных идолов без использования каких-либо механизмов.
Завершая рассказ об острове Пасхи отмечу, что причина социального кризиса цивилизации Рапа-Нуи в период между открытием острова Роггевеном и прибытием туда экспедиции Кука, до настоящего времени, не имеет удовлетворительного объяснения.
Фото 2.12. На платформе аху установлено 15 фигур (фото из открытых интернет-источников)
2.2. Плавание от острова Пасхи к Маркизским островам и к острову Таити. Вторая стоянка на Таити
16 марта «Резолюшн» покинул остров Пасхи и взял курс на северо-запад в направлении Маркизских островов. У капитана Кука случился рецидив желчной лихорадки. Такая же болезнь наблюдалась и у нескольких человек из команды, в том числе и у врача. Для этих больных сладкий картофель был слишком тяжёлой пищей, и они вынуждены были довольствоваться скудными порциями сухарей. Чтобы поддержать здоровье капитана, Форстер-старший распорядился убить собаку, купленную им на Таити. В результате, Кук некоторое время питался её мясом.
7 апреля экспедиция подошла к группе из четырёх островов, открытых в 1595 году испанским капитаном Менданьей и названных им в честь маркизы Мендосы – супруги вице-короля Перу, который приходился капитану дядей и снарядил эту экспедицию.
Корабль стал на якорь в красивой бухте острова Санта-Кристина (ныне Тахуата). К судну сразу же направилось более десятка каноэ с аборигенами, и началась бойкая торговля. Особенно радовали путешественников плоды хлебного дерева, фрукты и рыба.
Фото 2.13. Маркизские острова
Фото 2.14. Остров Тахуата (Санта-Кристина)
Как Форстер, так и Кук отмечают, что островитяне самые красивые среди обитателей южных морей, с правильными чертами лица и пропорциональным телосложением, ростом около 180 сантиметров. Их желтоватая или светло-коричневая кожа у взрослых покрыта густой татуировкой. Мужчины носят только набедренную повязку, а женщины – нечто вроде короткой юбки и накинутый на плечи платок. На голову надевают венок, сплетённый из волокон кокосового ореха, который спереди украшен перламутровой раковиной, инкрустированной в центре пластинкой из черепахового панциря. В венок вставляют разноцветные птичьи перья. Уши иногда украшают двумя овальными кусками лёгкого дерева, окрашенного ракушечной известью в белый цвет. Носят они и пучки человеческих волос, привязывая их к рукам и ногам.
Фото 2.15. Женщина и вождь с острова Тахуата. Художник У. Ходжс (фото из книги Г. Форстера)
На следующий день торговля возобновилась, но туземцы стали жульничать: взяв оплату, не отдавали плоды хлебного дерева. Пришлось выстрелом поверх голов призвать их к порядку. Несколько индейцев поднялись на борт. Один из них схватил железную стойку, которая используется для закрепления оснастки, прыгнул с ней за борт и поплыл к каноэ. Предупредительный выстрел вора не остановил. Тогда один из офицеров выстрелом из мушкета убил похитителя, который находился уже в каноэ. Его испуганный спутник выбросил стойку в море. После этого все островитяне поспешили на берег. Капитан Кук приказал завести корабль подальше в бухту, а сам с отрядом морских пехотинцев в сопровождении Форстеров, доктора Спаррмана и Охедиди высадился в северной части острова. Там их встретила толпа туземцев, вооружённая копьями и палицами. Участники экспедиции постарались объяснить причину применения ими оружия и убедить островитян в своих мирных намерениях. К счастью, им это удалось, и меновая торговля возобновилась.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги