Вскоре выяснилось, что сбежал таитянин Порео. Предположительно, он увлёкся одной девушкой и скрылся вместе с ней. Вместо Порео Кук взял на борт юношу по имени Охедиди, который был близким родственником вождя острова Бора-Бора.
Дождавшись возвращения шлюпки, посланной на соседний остров за продуктами, капитан Кук скомандовал сниматься с якоря, и 17 сентября экспедиция взяла курс на юго-запад к островам Дружбы. Здоровье людей значительно улучшилось. Правда, у многих матросов появились признаки венерического заболевания, которое, к счастью, протекало легко и хорошо поддавалось лечению. Из-за большой скученности животных на корабле они стали дохнуть, поэтому часть свиней пришлось забить и мясо засолить.
2 октября корабли стали на якорь у северо-западной части острова Эуа – одного из островов Дружбы. Ныне этот архипелаг носит название Королевство Тонга и включает 177 островов в Полинезии. Самый большой остров – Тонгатапу, где расположена столица – Нукуалофа.
К кораблям сразу же устремились каноэ с островитянами, некоторые поднимались на борт. Один из них, вероятно, вождь пригласил путешественников в свой дом, где во время трапезы три женщины развлекали гостей мелодичным пением. Затем участники экспедиции отправились на экскурсию по острову, а когда вернулись к месту высадки, то их встретили трогательными и сердечными приветствиями сотни островитян. На продажу они предлагали рыболовные крючки, украшения и оружие. На другой день капитаны вместе с Форстерами нанесли вождю прощальный визит и вручили подарки. Затем экспедиция направились к острову Тонгатапу, расположенному поблизости.
Фото 1.8. Королевство Тонга (фото из открытых интернет-источников)
Когда во второй половине дня корабли стали на якорь, Кук и его спутники встретились с местным вождём. На берегу началась торговля, а натуралисты и часть офицеров отправились осматривать остров. Их внимание привлекло своеобразное дерево – казуарина, издали напоминающее длиннохвойную сосну. Часто вблизи казуарин располагались святилища аборигенов: храм в виде крыши из пальмовых листьев на столбах, внутри которого находится постамент, выложенный из синих камней.
У местных жителей встречались те же пороки, что и у обитателей других островов: девушки оказывали интимные услуги за вознаграждение, неоднократно наблюдались случаи воровства, а Георг Форстер во время ботанической прогулки подвергся нападению. Грабитель-туземец попытался вырвать из рук Георга ружьё, но крики о помощи услышал доктор Спаррман и туземец вынужден был прекратить драку и бежать.
В конце пребывания на острове Кук встретился с королём, преподнёс ему подарки и на следующий день получил ответные дары: крупную тушу свиньи и корзины с жареными бананами и плодами хлебного дерева.
Через пять дней, 7 октября, корабли экспедиции вышли в море и взяли курс на Новую Зеландию, где Кук планировал подготовиться к дальнейшему плаванию в суровых условиях высоких южных широт.
В двадцатых числах октября экспедиция добралась до пролива Королевы Шарлотты, но из-за разыгравшегося шторма и сильного встречного ветра корабли не могли войти в пролив. Пока путешественники, борясь со штормом, ожидали благоприятных условий, в одну из ночей был потерян из вида «Эдвенчер». О его судьбе ничего не было известно до прибытия корабля Кука к мысу Доброй Надежды на обратном пути в Англию. Но об этом – чуть ниже.
Наконец, через девять дней, 3 ноября, «Резолюшн» смог войти в пролив и бросить якорь в той же бухте, откуда отправился в путь пять месяцев назад. Посетив место, где перед отплытием был устроен огород, путешественники обнаружили, что часть высаженных культур чувствовала себя хорошо, а вот бобовые пропали, картофеля тоже почти не осталось. Было подозрение, что ещё не проросшие клубни выкопали и съели островитяне (это напомнило мне известный анекдот).
Вскоре на корабль прибыли индейцы, многие из которых уже были знакомы путешественникам, и стали обменивать рыбу на таитянскую материю. Конечно, не обходилось без воровства. Команда занималась ремонтом судна, заготовкой дров, заполнением бочек водой и сортировкой сухарей, больше половины запаса которых оказалось непригодной в пищу. Матросы, как обычно, установили контакт с женщинами. Один из них получил в жёны девушку вполне законно – от её родителей. Она хранила моряку верность, а встречались они на берегу, где парень угощал её некондиционными сухарями.
Случилось в эти дни и трагикомичное происшествие. На корабль прибыл хорошо знакомый Куку туземец с сыном, дочерью и другими аборигенами. Кук пригласил туземца с детьми в каюту и преподнёс подарки. Мальчику досталась рубашка, и он побежал на палубу хвастаться перед соплеменниками. В это время там находился старый козёл, которого стал раздражать мальчишка, бегающий в развевающейся рубахе. Разъярившись, козёл боднул ребёнка и опрокинул его на палубу. Крик пострадавшего вызвал ещё большую ярость, и козёл ударил ещё раз. Дело могло кончиться плохо, если бы матросы не оттащили агрессивное животное.
Однажды Форстер-старший во время прогулки наблюдал шокировавшую его сцену. Мать попыталась наказать сына шести – семи лет за то, что он бросил в неё камень, но отец подскочил к ней и начал избивать. Матросы на берегу подтвердили, что видели такое поведение туземцев неоднократно.
Вскоре участники экспедиции смогли воочию убедиться в каннибализме новозеландцев. Между местным и соседним племенами произошло сражение. В результате, на берегу близлежащей бухты участники экспедиции обнаружили останки человеческих тел. Туземцы пояснили, что часть трупов врагов они уже съели. Лейтенант Пикерсгилл купил у индейцев голову юноши, чтобы передать её в анатомический музей в Лондоне. Когда он с покупкой прибыл на корабль, то находившиеся там туземцы выразили желание съесть мясо с головы. Получив разрешение, они отрезали кусок, поджарили и с удовольствием съели. Это зрелище произвело на индейца Охедиди с островов Общества такое сильное впечатление, что он убежал в слезах и долго не мог успокоиться.
К концу ноября корабль подготовили к дальнейшему плаванию, был сделан запас дров и воды, люди окрепли, больных цингой не было. Перед отплытием Кук оставил для капитана Фюрно послание, которое поместил в бутылку и закопал на видном месте на территории огорода. 25 ноября «Резолюшн» направился к выходу из пролива. Находясь в его водах, Кук каждые полчаса подавал сигнал выстрелом из пушки, но ответа от «Эдвенчера» не получил. На следующий день, выйдя из пролива, экспедиция взяла курс на юг для продолжения исследования южной акватории Тихого океана.
Что же касается «Эдвенчера», отнесённого штормом в открытое море, то капитан Фюрно смог привести корабль в бухту, которую уже покинул Кук, только 30 ноября. Фюрно нашёл послание Кука в бутылке и дал команду готовить корабль к дальнейшему плаванию. Всё шло хорошо до последнего дня. Накануне отплытия Фюрно отправил на шлюпке 10 человек за зеленью. Когда люди не возвратились даже на следующее утро, снарядили поисковый отряд, который принёс ужасную весть: вся команда первого отряда была убита и уже частично съедена. Поражённый случившейся трагедией, капитан Фюрно, тем не менее, решил продолжать экспедицию. Он двинулся на юго-восток, миновал мыс Горн и вышел в район, где должен был находиться пресловутый мыс Сирконсисьон. Не обнаружив там никакой земли, Фюрно направился к мысу Доброй Надежды, поскольку продукты на корабле пришли в полную негодность. После ремонта и отдыха в Столовой бухте, 14 июля 1774 года «Эдвенчер» вернулся в Англию почти ровно через два года после начала путешествия.
1.2. Дорога Минск – Брисбен и пребывание в Брисбене, 22 – 28 марта 2019 года
Наше путешествие началось 22 марта, когда мы с женой сначала городским автобусом, а затем маршруткой доехали до аэропорта. Нам предстояло добираться до австралийского города Брисбен, откуда начинался круизный маршрут, который включал четыре островных государства: Новая Каледония, Вануату, Фиджи и Новая Зеландия. Именно у берегов Новой Каледонии и Вануату маршрут нашего круиза пересекался с маршрутом экспедиции капитана Кука, пройденного им за 245 лет до нас. Что же касается Новой Зеландии, то Северный остров, на котором побывали мы, был обследован Куком во время его первой кругосветной экспедиции 1768 – 1771 годов. О том, как у нас родился замысел совершить это путешествие и о подготовке к нему, подробно рассказано в первой книге историко-географических хроник.
Дорога до Брисбена состояла из двух этапов: сначала перелёт в Пекин, а там, через четырнадцать часов, пересадка на рейс до Брисбена. Полёты выполняла авиакомпания Air China. Особенность перелёта до Пекина состояла в том, что прибывающий оттуда в Минск аэробус не сразу возвращался обратно, а сначала летел в Будапешт и уже оттуда брал курс на Пекин, причём полёт проходил без промежуточной посадки.
В Минск самолёт прибыл вовремя, взлетели тоже по расписанию, в 18:50, и примерно через полтора часа прибыли в Будапешт. Здесь всем пассажирам предложили покинуть салон вместе со своей ручной кладью. Попав в здание аэровокзала, мы повторно прошли предполётный досмотр и через некоторое время снова заняли свои места в авиалайнере. Полёт до Пекина продолжался более десяти часов. За это время нас дважды покормили, причём в меню присутствовало даже вино. В аэропорту Пекин-Шоуду самолёт приземлился в 12:40 по местному времени (разница между Пекином и Минском +5 часов). Это было уже 23 марта.
Поскольку до вылета в Брисбен оставалось более 13 часов, мы планировали съездить в город и посетить один из парков в центре столицы. (Отмечу, что мы уже побывали в Пекине в 2017 году.) Но план этот реализовывать пришлось с большим трудом.
Фото 1.10. Маршрут Минск – Будапешт – Пекин
Фото 1.11. Нефритовый остров и Белая дагоба
Вначале нас, как транзитных пассажиров, перенаправили в зону вылета, а выхода в город оттуда, естественно, нет. Много времени и нервной энергии пришлось потратить, чтобы вернуться опять в зону прилёта. Там тоже не сразу удалось получить разрешение на выход. В результате, в парк Бэйхай мы попали в седьмом часу вечера, но впечатления от даже недолгой прогулки по парку вознаградили нас за все мытарства.
Парк, заложенный в X веке, расположен северо-западнее Запретного Города. До 1925 года парк являлся императорским и был закрыт для посещения публики. Более половины его территории занимает озеро, на котором находится Нефритовый остров с Белой дагобой (ступой), символом буддизма. Посетить остров не представлялось возможным за неимением времени, поэтому мы решили прогуляться вдоль западного берега озера. Вскоре нашему взору предстало сооружение в виде стены с тремя арочными проходами, а перед стеной – два каменных льва-стража. Далее увидели красиво подсвеченное строение с традиционными китайскими фонариками и, опять же, львами перед входом. Рядом со львами под прозрачным футляром находились скульптуры оленя с оленёнком. Затем мы увидели большую лодку, пришвартованную у края набережной. Передняя часть лодки была выполнена в виде головы дракона, оскалившего свою пасть.
Фото 1.12. Лодка-дракон
Немного впереди виднелась череда подсвеченных павильонов. Этот комплекс сооружений носит название Павильон пяти драконов, так как отдельные павильоны связаны между собой переходами в виде изгибов тела змеи. Все строения украшены резьбой и росписью в виде стилизованных драконов, геометрических фигур и орнаментов. Раскраска павильонов и их искусная подсветка создавали просто сказочное впечатление, которое усиливала светящаяся вдалеке Белая дагоба.
Фото 1.13. Вид из павильона на Нефритовый остров
Вернувшись в аэропорт, мы поужинали в кафе и оставшееся до вылета время провели в зале ожидания. В Брисбен отправились по расписанию, в 2:30, 24 марта. Лететь предстояло около одиннадцати часов.
Аэробус приземлился в 15:10 по местному времени (разница между Брисбеном и Минском составляет +7 часов). Аэропорт порадовал спокойной и доброжелательной атмосферой, в отличие от пекинского. Пограничный и таможенный контроль был пройден быстро, никаких анкет, как у китайцев, заполнять не пришлось. Вскоре на поезде-метро мы уже ехали в город. От станции метро до гостиницы довольно быстро дошли пешком, и тут выяснилось, что для заселения необходимо внести задаток. Поскольку нужной суммы в 250 AUD (австралийских долларов) у нас не было, пришлось искать пункт обмена. Наконец мы попали в гостиничный номер и, раздвинув шторы большого – от пола до потолка – окна, смогли полюбоваться великолепной панорамой ночного города.
Фото 1.14. Маршрут Пекин – Брисбен
На следующий день проснулись поздним утром, завтрак в гостинице проспали, поэтому пришлось подкрепиться собственными припасами. Затем пошли на экскурсию по городу.
Брисбен находится на восточном побережье Австралии у тихоокеанского залива Мортон, по берегам одноимённой реки. В 1824 году здесь была устроена колония для ссыльных, которую через 18 лет упразднили. Город стал развиваться и в 1859 году получил статус столицы штата Квинсленд. Назван в честь генерала Томаса Брисбена, бывшего губернатором провинции Новый Южный Уэльс. В настоящее время имеет население более 2 миллионов человек.
Выйдя из гостиницы, мы направились к реке. Было солнечно, около +30оС и влажно. Миновали зелёную лужайку, обрамлённую по периметру и вдоль дорожек пальмами и другими древовидными насаждениями. Эта зелёная зона называется Сады Королевы. На её территории расположены несколько памятников, в том числе и королеве Виктории, а также была развёрнута интересная инсталляция, выполненная из динамических фигур. Пройдя немного дальше, мы вступили на мост Виктория-бридж, с которого полюбовались красивым видом на реку и городскую застройку. Сразу за мостом находится комплекс сооружений, составляющих культурный центр Брисбена: Галерея современного искусства, Художественная галерея Квинсленда, Государственная библиотека и Квинслендский центр исполнительских искусств.
Фото 1.15. Центр Брисбена (карта OpenStreetMap)
Повернув налево, мы двинулись по набережной вдоль реки. Справа от нас протянулась парковая зона с разнообразными строениями, скульптурами, небольшими бассейнами и фонтанами. Слева – на противоположной стороне реки – разместился комплекс высотных зданий, составляющих красивую архитектурную композицию. Среди них сразу привлекает внимание башня 1 Вильям-стрит в виде цилиндра со срезанной под углом вершиной. Её высота составляет 260 метров. Левее, за мостом Виктория, бросается в глаза 249-метровая Инфинити-тауэр, которая необычна своим оригинальным цветовым решением.
Фото 1.16. Вид на центр города с набережной
Фото 1.17. Городской пляж. Вдали возвышается Инфинити-тауэр
В парковой зоне и у бассейнов помимо привычных для нас городских птиц мы увидели черношапочную манорину и австралийского ибиса. Манорина размером чуть больше скворца имеет светлое оперение, чёрную «шапочку» на голове и жёлтый, слегка загнутый вниз, клюв. Ибис – птица величиной с аиста, но с более короткой шеей и длинным чёрным клювом, изогнутым книзу.
Вскоре мы подошли к примыкающему к парковой зоне городскому пляжу Стрит-бич. Этот искусственный, частично песчаный, пляж с большим бассейном, фонтанами, душами-водопадами и всей необходимой инфраструктурой пользуется популярностью у жителей города и туристов.
Продолжая экскурсию, мы сели на паром CityHopper и стали наслаждаться открывающимися с реки видами. Миновали два моста – пешеходный и автомобильный – проплыли мимо городского ботанического сада и впереди, справа, увидели ещё одну достопримечательность Брисбена – мост Стори-бридж. Этот монументальный мост построен в 1939 году и по дизайну повторяет известный мост Жак Картье-бридж в Монреале.
Паром мы покинули на пристани Игл-стрит и продолжили прогулку по городу. Недалеко от пристани находится кафедральный собор Святого Стефана, построенный в готическом стиле. Двигаясь дальше, вышли на Почтовую площадь и сразу обратили внимание на весьма искусно выполненный памятник генералу Вильяму Глазго, герою первой мировой войны. Затем попали на площадь Анзак. В настоящее время площадь и расположенный на ней сквер являются мемориалом всем жителям Квинсленда, служившим в вооружённых силах за границей.
В торговом центре, расположенном на пешеходной части Куин-стрит, мы обнаружили большой информационный центр, где получили исчерпывающие сведения об интересующих нас экскурсиях. Прогулку по городу мы завершили обедом в кафе и посещением торгового центра, где пополнили наши продовольственные запасы.
На следующий день была запланирована экскурсия в парк коал. Добираться туда решили по реке, и к 10 утра мы прибыли на экскурсионное судно. Отойдя от причала, находящегося рядом с мостом Виктория, кораблик двинулся вверх по реке. Вскоре мы проплыли под пешеходным мостом Курилпа, мачты и поддерживающие тросы которого издалека напоминают вязальные спицы с нитками пряжи. Далее миновали ещё три моста: два автомобильных и железнодорожный. Высотная застройка закончилась, по берегам появились здания обычной этажности. У домов, располагающихся в непосредственной близости от воды, как правило, имелись небольшие причалы. Через некоторое время строения пропали из вида, слева и справа появились зелёные заросли, разбавленные высокими деревьями. Миновав ещё два моста, наш кораблик, наконец, пришвартовался у небольшой пристани – это был парк коал.
Фото 1.18. Коала бодрствующий
Парк коал, Lone Pine koala sanktury (заповедник коал «Одинокая Сосна»), был создан в 1927 году и является старейшим и наиболее крупным заповедником этих интересных животных. В настоящее время помимо коал в парке имеется много других представителей австралийской фауны: кенгуру, тасманийский дьявол, во'мбат, утконос, птица казуар, страус эму, разные попугаи, рептилии и другая живность. Здесь работает научно-исследовательский центр Брисбенского научного института коал.
От причала в парк ведёт лестница, поднявшись по которой мы сразу увидели клетку с летучими лисицами. Отличием этих рукокрылых с головой, напоминающей лисью, от летучих мышей является отсутствие способности к эхолокации, но зато хорошее зрение и обоняние. Далее внимание привлекла птица с большой приплюснутой головой и массивным клювом – это кукабарра, или австралийский зимородок. Птица хищная, а крик её напоминает хохот человека. Очень широко в парке представлены попугаи, поражающие разнообразием окраски своего оперения.
Фото 1.19. … и коала дремлющий
В специальном бассейне мы увидели утконоса. Это уникальное животное является яйцекладущим млекопитающим. Когда утконос быстро проплыл перед нами, то показался похожим на маленького бобра. Тело зверька имеет длину 30 – 40 сантиметров и покрыто тёмно-коричневой шерстью, а хвост плоский, сантиметров 10 – 15, и тоже с шерстью. Голова заканчивается почти квадратным клювом (за это и назван утконосом), который мягкий и состоит из голой кожи, натянутой на дугообразные косточки. Самка откладывает в гнездо обычно два маленьких яйца, а вылупившихся детёнышей вскармливает молоком, которое выступает через расширенные поры на её животе.
Продолжая осмотр, мы подошли к открытому вольеру, где среди зелёных ветвей расположились коалы. Это небольшое сумчатое млекопитающее покрыто густой рыжеватой или серовато-дымчатой шерстью, длина тела до 70 сантиметров, масса от 5 до 14 килограммов. Коалы населяют эвкалиптовые леса и почти всю жизнь проводят на деревьях. Питаются исключительно листьями и побегами эвкалиптов, ведут, преимущественно, одиночный образ жизни. Детёныш рождается длиной не более двух сантиметров и первые полгода находится в материнской сумке, питаясь молоком. Следующие полгода он живёт на спине или животе матери, крепко держась за её шерсть. В настоящее время животные не находятся под угрозой исчезновения, но из-за сильных пожаров 2020 года погибла треть популяции вида, и власти Австралии выделили значительные средства для помощи коалам.
Фото 1.20. Шлемоносный казуар
Вскоре наше внимание привлекла красивая крупная птица, похожая на страуса, которая расхаживала за проволочной сеткой. Её массивное тело было покрыто густыми тёмно-синими перьями, больше похожими на шерсть. Шея – короче страусиной, бирюзового цвета, в месте соединения её со спиной имеется ярко-оранжевое пятно. Спереди, под шеей, подобно галстуку свисает розовая складка кожи. Главным украшением птицы является коричневатый гребень, возвышающийся над головой. Это шлемоносный казуар – нелетающая птица, ближайший родственник страуса эму. Взрослые птицы имеют рост полтора – два метра, массу более 60 килограммов, бегают со скоростью до 50 километров в час и прыгают в высоту на полтора метра. Интересно, что самка, отложив яйца, покидает гнездо, а высиживанием кладки и дальнейшей заботой о потомстве занимается самец. Птица довольно агрессивна и может напасть на человека, нарушившего границы её территории.
Фото 1.21. Варан перенти
Недалеко от вольера с казуаром мы увидели два террариума. В одном из них, застеклённом, находился самый большой австралийский варан – перенти. Взрослые особи имеют длину до двух метров и массу до пяти килограммов. Перенти водятся в засушливых районах Австралии, ведут скрытный образ жизни, хорошо бегают и умеют лазать по деревьям. Второй террариум был открытым и находился ниже поверхности, на некоторой глубине. В нём поглощал свой обед другой варан – кружевной монитор, второй по величине после перенти. Кружевной монитор встречается в восточной Австралии, его самка откладывает яйца в термитниках или дуплах деревьев.
Фото 1.22. Варан кружевной монитор
Пройдя мимо бассейна с крокодилом, мы оказались на открытой площадке, где совершенно свободно разгуливал страус эму. В настоящее время эму относят к казуарообразным, поскольку эти нелетающие птицы имеют много общего; но, в отличие от казуаров, эму не боятся человека и быстро привыкают к нему. Немного дальше нашему взору предстала целая ватага кенгуру, вольготно расположившихся на открытой территории среди гуляющих посетителей. Судя по внешнему виду, это были лесные кенгуру, вторые по величине после рыжих, которые могут достигать двух метров роста и 90 килограммов массы. Семейство кенгуровых насчитывает свыше пятидесяти разновидностей, начиная от самых больших, рыжих кенгуру, до более мелких, валлаби, и крохотных потору (кенгуровых крыс). После рождения детёныш живёт в сумке матери 6 – 8 месяцев и питается молоком.
Фото 1.23. Некоторые посетители с удовольствием чешут кенгуру за ушком
Фото 1.24. Австралийская сова в маске (слева) и иглоногая сова
Понаблюдав за кенгуру, мы отправились на шоу хищных птиц. Зрителям продемонстрировали, как охотится белобрюхий орлан – крупная красивая птица с размахом крыльев более двух метров. Австралийская сова в маске из семейства сипух привлекает внимание своим белым ликом в форме сердца, на котором ярко выделяются чёрные глаза и розовый клюв. Иглоногая сова примечательна выразительными глазами с жёлтым ободком. Эта птица названа так из-за острых щетинок на лапах, помогающих когтям удерживать добычу.