Книга 4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30 - читать онлайн бесплатно, автор Василий Костяновский. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30
4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30

И, наконец, последняя идея на сегодня – это идея о трех видах влияний. Человек такой, каков он есть, живущий во сне, является продуктом или следствием влияний, под которыми он находится. Он не может, по словам Гурджиева, ничего поделать с этим. Человек не может выйти из-под влияний, которые его окружают, а эти влияния будут с ним постоянно что-то делать. Будут из него что-то лепить и кого-то из него создавать. Существует три группы влияний. А-влияния – это влияния жизни, это влияния, которые есть в обществе, это желание кем то стать, желание отношений, семьи, здоровья, какие-то увлечения, желание что-то изучать и так далее. Всё, что мы имеем в обществе, в котором мы живём, и то, с чем мы хорошо знакомы с самого детства. Эти влияния по своей природе механичны. То есть они не созданы в результате какой-то сознательной деятельности, а являются просто влияниями, поддерживающими механическую жизнь. Также они механичны по воздействию на человека. Вторая группа влияний – это влияния, которые имеют сознательный источник. Например, существовал учитель, который оставил после себя учение. Это учение кристаллизовалось или хранится в виде определенных книг, произведений искусства, может быть, практик. К таким влияниям относятся Библия, Коран, какие-то произведения искусства, например, те же самые готические соборы. Эти влияния, несмотря на то, что имели сознательный источник воздействия на человека, так же механически, как А-влияния. То есть они не могут произвести в нём сознание. Но у них есть интересное качество, они способны создать внутри человека определённую группу интересов, которые будут притягивать его к ещё большему количеству Би-влияний. Человек будет, скажем так, собирать всё больше и больше знаний, которые пришли с более высокого уровня, стараясь найти что-то для себя. Скорее всего, это и наша с вами история в какой-то момент. Если Би-влияний в человеке достаточно, они формируют в человеке то, что называется магнетическим центром. Магнетический центр может быть сформирован разным образом. Например, он может быть сформирован в той части человека, которой просто интересны эти идеи. Магнетический центр может быть сформирован в той части человека, которая видит своё положение и хочет его поменять. Это два разных магнетических центра. Есть риск, что магнетический центр, который просто интересуется вещами, ни к чему человека не приведёт. Он просто будет брать следующее знание, следующую идею и аккумулировать их. Магнетический центр, который сформирован, скажем так, в беспокойстве человека о своем положении или в ведении своего положения, скорее всего, притянет человека в какой-то момент, если ему повезет, к сознательной школе, то есть к третьему роду влияния, которое, может, в свою очередь, притянуть человека к сознательному учителю. То есть он найдёт традицию, которая еще не закостенела, которая еще жива. Этот род влияния – самый ценный и самый редкий на земле. Он не передаётся через книги, не передается через произведения искусства, через музыку, а передается только от человека к человеку напрямую. Со смертью источника этого сознательного влияния эти влияния исчезают.


Елена С:

Человек как определенное существо находится под определенными влияниями. И с точки зрения сознательности этих влияний для нас интересно разделить их на три вида. Гурджиев предложил такую систематизацию, как A, B, C – влияния, латинскими буквами, условно.

Первый род влияний имеет механическое происхождение и по своему воздействию на человека полностью механичен. Ничего не меняется для человека: он каким был, таким остается, хотя в его жизни много чего может происходить. Это все влияния, которые связаны с социальной, физиологической жизнью человека. Мы работаем, мы должны как-то жить, зарабатывать, иметь какой-то внешний вид, какой то уровень комфорта, достатка, производить впечатление на других людей, для чего-то, сами не знаем, для чего, положено быть каким-то важным человеком, или не важным, кем-то себя считать, иметь семью, может быть, какое-то хобби, политические взгляды и так далее, отношение к чему-то. Все это не меняется, человек, как оставался машиной, так и остается машиной. Может быть, даже к концу жизни, он становится еще хуже, чем когда он родился.

Bо влияние второго рода, которое когда-то имело связь с сознательным источником, но потом утратило с ним связь, в силу определенных обстоятельств, протяженности во времени, из-за того, что этот сознательный источник, который был или сознательным учителем, или сознательной школой, закончил свое существование. Поэтому теперь это влияние достигает человека механически и воздействует на него механически, хотя все еще говорят о сознательности, о том, что существует что-то большее, чем просто физическая жизнь. Некоторые произведения культуры, искусства, религиозные источники говорят о том, что есть нечто большее, чем физическая жизнь. Есть неземная любовь, есть что-то еще. Но механическое воздействие на человека приводит к тому, что эти влияния большинство людей используют для того, чтобы сделать свою жизнь комфортнее, избавиться от давлений, трений. Это естественно для сущности человека – избегать трений, жить легко и свободно, чтобы ничто тебя не будоражило. Это механика.

Часть людей может воспринять B-влияние таким образом, чтобы задуматься над тем, что кроме этой жизни есть что-то еще. У них постепенно начинает формироваться то, что мы называем магнетическим центром, который притягивается к такого рода влияниям, которые намекают, что вот эта жизнь с ее всеми плюсами и минусами – это не совсем все, что мы знаем, что есть что-то еще. И, возможно, это еще, гораздо больше, чем то, что мы видим. Человек начинает искать, находит одно B-влияние, другое B-влияние, здесь посмотрит, там посмотрит. Что он ищет?

Многие люди бросают свои поиски, но некоторые особенно удачливы. И которым повезло, так скажем, которые ничем не удовлетворились из B-влияний, им может повезти. Они встретят C- влияния, которые имеют сознательный источник прямо сейчас, и они сознательные по своему воздействию на человека.

Что это значит? Это значит, что они исходят от сознательного существа прямо сейчас и взывают к сознательной природе в каждом человеке. Фактически, попадая под С-влияния, человек может сразу стать сознательным существом. И они принципиально отличаются потому, что даже B- влияния можно пощупать, вы можете взять книжку, посмотреть картину, статую, услышать музыку. Это некое физическое проявление. В то время, как C-влияние почти невидимо, оно может говорить через те же книги, через ту же музыку, но это не все. Оно, как воздух, обволакивает тебя, не дает спать. Фактически оно идет напрямую от сознательного человека к сознательному, от того, кто присутствует к тому, кто тоже присутствует или делает усилия присутствовать. Фактически это влияние переходящее от одних высших центров к другим высшим центрам.

В некоторых школах C-влияние может идти только через учителя к своим ученикам. То есть ученики имеют такое влияние, только общаясь с учителем.

Эта школа, которую мы представляем сейчас, в этот момент, в некоторой степени уникальна потому, что C-влияние, по какой-то причине передается и между учениками. Тот из нас, кто в данный момент больше присутствует, тот и есть проводник С-влияния.


Александр К:

Итак, вначале упоминалось, что человек – это машина, которая управляется внешними влияниями по принципу стимул-реакции. И Гурджиев говорил, что человек не может изменить этого положения вещей, он не может освободиться от влияний, но он может выбирать те влияния, которые ему более выгодны. И с этой точки зрения система помогает разобраться, понять какие влияния способствуют этой работе, а какие мешают.

Повторим, группа А-влияний – это влияния жизни, все те ценности, которые человек преследует, ценности, связанные с материальным миром, это его становление как личности, забота о здоровье, его семья, друзья, все, что имеет ценности для обычного нормального современного человека, в этом нет ничего плохого, но оно не ведет никуда, кроме А-влияний.

Группа В-влияний была создана учителями, но когда эти учителя ушли, группа застыла. К В-влияниям относятся такие вещи: если говорить про книги – это Библия. Коран, буддистские тексты, Добротолюбие, Бхагавадгита; также это определенные храмы, произведения архитектуры и искусства. К В-влияниям могут относится определенные устои жизни, традиции, что-то, что передает внутренний смысл учения. Но В-влияние не может видеть человека. То есть если я читаю Библию, то она меня не видит. Если бы это была не библия, а живой апостол, то этот апостол видел бы меня. И со своего уровня бытия, возможно, он сказал бы мне не те слова, которые я читаю в библии. То есть его внимание было бы сознательным в отношении меня.

И наконец третий вид влияния – влияние С – сознательное в своем источнике и сознательное по воздействию. То есть это влияние живого учителя или, если хотите, высшая помощь высших сил, получить которую человек может, если он делает достаточно усилий, если эти усилия помнить себя производят некую материю, которая привлекает эту помощь. И говоря о С-влиянии, мы подходим к области, которая связана с Чудесным. Успенский описал эту систему очень точно математически, там можно найти диаграммы, графики, но книгу он назвал «В поисках чудесного», потому что все это ведет человека в ту точку, где он отказывается от системы. То есть это ведет его в момент, или состояние, где он получает прямую внешнюю помощь от высших сил или от живого учителя, что делает его работу возможной.

И вот согласно этой системе только внешняя помощь делает возможной работу по изменению человека. Причем не какая угодно помощь, а помощь, сознательная в источнике, сознательная по воздействию. С-влияния могут передаваться от человека к человеку. Они не могут быть записаны в книги, они не могут быть помещены в какие-то произведения искусства, ковры, храмы. Это всегда живое влияние, например, от Учителя к Ученику, и от этого Ученика к другому Ученику. И когда учитель ушел – С-влияние прекратилось. Либо при живом учителе ученики могут получать это влияние с более высокого уровня. Что это значит? Что в твоей жизни начинает происходить череда событий, которые не могут быть случайными. Эта череда событий направлена на то, чтобы пробудить человека. Это может быть некомфортно, это может быть болезненный опыт. Но в результате этого опыта человек трансформируется, в нем постепенно начинает формироваться новое существо.


Вопросы.


Наверное на сегодня у нас теоретическая часть закончена, и если у вас есть какие-то вопросы, то по мере своих возможностей я попробую на них ответить.

Олег: То есть получается в состоянии сознания, когда я должен всё понимать, то есть должен осознавать одновременно, что я иду, я думаю о какой-то проблеме, я отслеживаю, что кошка пробежала, машина проехала, птица пролетела, я правильно понимаю? Или это у меня несколько извращенное понимание, что я всё должен контролировать, всё должен чувствовать? Именно это является состоянием самопонимания, самовоспоминания?

– Олег, если вы позволите, чтобы это было максимально практичным, я хочу вас попросить повторить этот вопрос, но когда вы будете говорить, говорите чуть-чуть медленнее и старайтесь слышать свой голос. То есть в этот момент вы будете делать то, о чём вы спрашиваете. Давайте попробуем.

– Состояние самовоспоминания, – это значит я должен контролировать всё, что со мной происходит? Свои мысли? Вот я иду по улице, я должен контролировать те шаги, какие я делаю? Обращать внимание на канализационные люки, проходящих мимо пешеходов? Я подхожу к перекрестку, обращаю внимание на свет светофора, проезжающие машины, анализирую это всё, при этом я думаю еще про какие-то рабочие моменты? То есть это у меня всё должно быть, я это всё должен осознавать в единый момент, то есть то, на что у меня уходило, то, что у меня происходило автоматически, анализ подсознания, я, получается, всё это должен понимать и осознавать в данный конкретный момент в режиме сознания, я понимаю. Как сказать…? Правильно ли я понимаю, что я должен делать, чтобы постоянно находиться в сознании? То есть ту функцию, которую раньше на себя брало подсознание, – это фильтрация звуков, например, звуки ровные – реакции нет, если резкий скрип тормозов, соответственно происходит переключение внимания на ту ситуацию, которая идёт с точки зрения «не несёт ли она потенциальной угрозы…»

– Вопрос понятен. Перед тем как ответить – вам сейчас удавалось слышать свой голос, когда вы говорили?

– В динамике или вообще себя?

– Себя, вот без динамика, да.

– Старался прислушиваться, поэтому сложности были с формулированием.

– То, что связано с наблюдением, происходит всегда в моменте. Для того чтобы понять, как мы работаем, нам всегда нужен настоящий момент. Эту работу невозможно объяснить умозрительно, говоря о будущем или предполагая ситуации. В тоже время нужно понять, что требуется терпение. Для того чтобы разобраться, как работает сознание, нам нужно много раз попробовать разные упражнения и начать с самых простых. Например, слушать звук своего голоса. Это одно из довольно простых упражнений, когда вы осознаете только одну вещь в моменте. Само это усилие будет уже изменять состояние. Это не просто – помнить себя, когда я говорю и думаю. Когда у человека будет получаться это, то можно добавить к этому что-то ещё. И так далее. Нам не нужно вырывать какие-то функции у машины. Машина должна работать так же, как она и работала, но то, что мы пытаемся делать, – это быть осведомлёнными о том, как работает машина. Ещё раз: нужно терпение. Нам нужно много практики, чтобы в этом разобраться. У вас очень большой вопрос. По сути дела вы описали человека, который может идти по улице, и в него будут врываться впечатления через все каналы. Это будет третье состояние, но в этом нет контроля. Ошибка в том, что это контроль. Потому что контроль – это функция машины. Мы разберём, какие функции отвечают за контроль. Как я уже говорил, люди в этом мире во втором состоянии могут очень качественно фокусировать свое внимание и создавать гениальные вещи. Фокус это путь. Разделенное внимание, о которым мы будем говорить в следующую субботу, это путь в состояние, в котором человек открыт к впечатлениям окружающего мира. Но в нём нет напряжения. В нём нет контроля. Впечатления сами вливаются в такого человека. Его задача оставаться в настоящем, не позволять своему уму уводить его из момента. Учитель говорит так: «Если вы смотрите с присутствием, и в этом есть слишком много напряжения, то это означает, что упражнение делается неправильно». Вмешалась инстинктивная часть. Мы движемся по направлению к лёгкости момента. Но опять же я говорю вам слова, а вам нужно это пережить. Сегодня у нас было много теории и почти не было практики. В дальнейшем у нас будет очень много практики.

– Короткий вопрос: то есть я путаю контроль с присутствием? Пока я не понимаю, в чём разница. Это нормально?

– Нормально абсолютно.

– Благодарю.

– Есть ли ещё какие-то вопросы? Друзья, тогда предлагаю упражнения на неделю. Их будет три, но они будут связаны. Первое упражнение – это стараться вспоминать себя в течение последующей недели. Это значит, что вы стараетесь привносить осознанность о себе в течение своего дня во всех ситуациях. Понятно, что у вас не получится это делается постоянно. Но нужно поставить цель. Утром просыпайтесь – сегодня буду тебя вспоминать весь день. Второе упражнение: для того, чтобы помочь этой цели, нужно создать будильник. Будильник, который будет вас будить в течение дня и напоминать о цели помнить себя. Для этого возьмите рубль обычный, любую монетку и положите в ботинок. И когда вы будете в течение недели ходить с монетой в ботинке, она будет раздражать. Каждый момент, когда раздражение приходит, используйте как напоминание, что у вас есть цель помнить себя и вспоминайте себя. Третий момент, третье упражнение. Мне хотелось бы попросить вас в качестве третьего упражнения в тот момент, когда вы вспомнили себя, спросить себя: В какой части себя я сейчас нахожусь? Было ли это то, что мы называем «управляющий», который целеустремленно делал работу, потому что решил этим заниматься, захотел себя вспоминать, но в какой-то момент заснул, настрой остался, но пришёл сон. Либо вы находитесь просто в механической части машины, в той части, которая совершенно не осведомлена о вашей цели помнить себя и которой не нужна эта работа. Либо если вы почувствовали монетку, вспомнили себя и поняли, что у вас состояние самовоспоминания уже есть, вы просто в него вернулись, что предыдущие усилия создали в вас материю определённую, которая позволяет вам вернуться к осознанию. Либо вы найдете себя в своем эмоциональном центре, в переживании каких-то эмоций, может быть, связанных с работой, или не связанных. Просто постарайтесь в тот момент, когда вы вспоминаете себя, отметить, в какой части вы находились, какой центр был активен, какая часть в вас проживала этот момент, эту жизнь и потом на следующей встрече, если у вас будет желание, поделитесь с нами, и это будет интересно всем.

Александр К- Да, Олег.

– Еще такой вопрос. Уточнение. Вспоминать себя – значит осознанность. Это значит предпринимать какие-то действия, решив их фактически предпринять? Не механическим позывом каким-то, а например: мне нужно идти туда и я встал и пошёл. Мне нужно написать документ. Я сел и начал его писать. Такого рода действия…? То есть это действия в состоянии воспоминания себя, это те действия, которые я должен делать по своему решению. Я правильно понимаю? То есть это не должна быть реакция на какой-то там внешний раздражитель, это должно быть моё решение. Я решил сесть, я решил встать. Что значит осознанность? Как быть осознанным?

– Олег, не совсем так. Вы говорите о волевых проявлениях. В данном случае помнить себя – это быть осведомленным о себе в настоящем моменте и о том, что находится перед вами. Давайте, пожалуйста, вернемся к нашей цели осознавать стопы на полу.

– Периодически возвращаюсь к стопам на полу.

– Вот когда вы возвращаетесь, вы можете осознавать не только стопы, но, например, тот экран, на который вы смотрите и себя, сидящего на стуле.

– Одновременно это не получается сознавать.

– Возьмите какую-то одну часть.

– А то есть я сначала как бы на стопы, потом я осознаю стопы – экран, потом стопы-экран-стул или… В общем я прямо говорю – я не понимаю.

– Витя, у тебя есть что-нибудь добавить?

– Наблюдать – просто осознавать, что происходит в данный момент с тобой. Что ты думаешь, что ты чувствуешь, что ты ощущаешь. То есть вопрос не в контроле, а вопрос, в каком месте внутреннего мира ты находишься: в эмоциональной части, в интеллектуальной части, в инстинктивной части, и просто это заметить. Вот как-то так.

– То есть фактически это с третьим упражнением связано.

– Давайте пока вы вот попробуете это делать в таком виде, в котором предложил Виктор, потому что это усилие должно раскрыться. В нём есть прежде всего изменение эмоционального состояния, которое приходит из-за того, что впечатления начинают входить. Это лёгкое состояние. Привнесите туда аспект наслаждения настоящим. Попробуйте, когда вы вспоминайте себя, начать наслаждаться настоящим. Убрать весь контроль, просто быть в моменте.

Андрей: Вопрос, касаемый практики разделения внимания. Если часть внимания направлена на дыхание, в область груди, а другая – на изображение передо мной, это будет являться разделенным вниманием, следует ли направлять усилия на такой процесс?

Саша: Да. Это будет разделенное внимание, но нужно отдавать себе отчет, что, во-первых, внимание связано с потоком впечатлений, и если я осознаю свое тело, свое дыхание, я получаю самые низшие впечатления из тех, которые могут попадать в сознание человека. Самые тонкие впечатления входят через зрительный канал. Человек не должен питаться серыми впечатлениями. Впечатления от дыхания – это довольно тусклые впечатления. Я могу найти или создать более высокие впечатления, например, цветы или какую-нибудь картину. Второй момент, что внимание должно быть разделено долго. Если я разделяю внимание, а потом оно у меня исчезает, и я впадаю в воображение и выныриваю опять, то это может не дать никакого результата. Нужно сфокусироваться на продолжительное время – 10, 15 минут. И для того, чтобы сделать это, мне нужны какие-то дополнительные усилия: прямая спина или какое-то намеренное страдание – не класть руку на стол, как-то ограничить свободу машины, чтобы это ограничение было будильником, который позволит мне 10 минут разделять внимание.

Андрей: Спасибо.

Саша: Есть ли еще, вопросы, наблюдения, поменялось ли состояние. Вот это нормально, когда к середине лекции или под конец приходит усталость, – это интервал. Если мы продолжаем бороться и разделять внимание, то интервал проходит, и состояние опять возвращается. Центры устроены так, что каждый центр подключен к двум маленьким аккумуляторам, и те в свою очередь подключены к большому. И если человек устает, но продолжает делать усилия, то центр переключается с одного маленького аккумулятора, который истощился, на другой маленький, который полезный, и происходит прилив сил. Но это приходит, если человек целенаправленно продолжает делать то, что он делал.

Упражнения на неделю

– Поставьте цель разделять внимание и помнить себя в течение недели. Используйте будильники, описанные ниже для того, чтобы напоминать себе о цели.


– Наденьте наручные часы на левую руку. Каждый раз, когда будете неумышленно поднимать правую руку чтобы узнать время, начинайте помнить себя.


– Положите монетку в левый или правый ботинок и ходите с ней весь день. Каждый раз, когда монетка будет мешать, начинайте помнить себя.


– Во время завтрака, обеда и ужина поменяйте местами нож и вилку, а ложку держите левой рукой. Используйте трение, которое возникнет в двигательном и инстинктивном центрах для того, чтобы помнить себя. Не позволяйте себе держать приборы привычным образом до конца недели.

Разделенное внимание

Упражнение для поддержания осознанности от момента к моменту


Внимание как форма проявления сознания на уровне функций человека. Возможность влияния на сознание через работу с вниманием. Четыре состояния внимания – бесконтрольное, привлеченное, направленное и разделенное. Различные качества внимания в четырех низших центрах – эмоциональном, интеллектуальном, инстинктивном и двигательном. Направленное внимание в четырёх низших центрах. Разделенное внимание. Примеры разделённого внимания в процессе смотрения, слушания, движения, ощущения. Разделенное внимание и восприятие впечатлений. Самовоспоминание как результат разделенного внимания.

Цитата по теме

«Вы не можете сохранить сознание до тех пор, пока ваши мысли не будут иметь некоторой формы. Это совсем просто: вы помните пример линии внимания с двумя стрелками? Внимание направлено как на меня, так и на вещь, которую я вижу. Это двойное внимание является формой мышления, соответствующей другому состоянию сознания».


– Петр Успенский


Александр К: Давайте начнем лекцию.

Сегодня у нас есть определенная структура, по которой мы пойдем. Но перед тем, как начать говорить, мне хотелось бы сказать, что у нас есть определенные цели или определенные принципы, на которых мы строим этот цикл. Один из принципов можно выразить так: понимать систему – это значит присутствовать, это значит помнить себя, это значит, что, если мы делимся сейчас с вами знанием, наблюдениями, вопросами и ответами, нам нужно помнить себя. Тому, кто говорит, нужно говорить и помнить себя, а тому, кто слушает, нужно стараться слушать и вспоминать себя, то есть быть словами, которые мы произносим.

И для этого возьмем сегодня простое упражнение. Оно связано с эмоциональным центром. В прошлый раз мы работали с осанкой и со стопами на полу – это был двигательный центр.

А сегодня давайте возьмём упражнение поддерживать на лице легкую улыбку, стараться удерживать эмоциональное состояние слегка на позитивной стороне, потому что никаких причин быть грустным или очень серьезным у нас нет. Это, скорее всего, просто привычка машины. И вот это усилие удерживать или видеть свое лицо, осознавать его и удерживать легкую улыбку будет будильником для нас и привнесет осознанности в эмоциональный центр. И у меня также просьба на сегодняшнюю лекцию быть готовым вкладывать свое внимание до последней капли в то, о чем мы будем говорить, и в то, что мы будем делать. Если вас что-то отвлекает сейчас, возможно лучше найти способ эти отвлекающие факторы убрать.


Тема сегодняшней лекции: «Разделенное внимание». И мы говорим, что разделенное внимание – это основа всех усилий, связанных с внутренней работой. В школе существует огромное количество упражнений и очень точное знание, но можно не преувеличивая сказать, что в основе каждого упражнения лежит разделенное внимание. И поэтому нам нужно в самом начале понять этот принцип и начать учиться с ним работать. Так как это не требует каких-то специальных условий. Практически начинать работать с разделенным вниманием можно не то, что на этой лекции, а прямо сейчас, в тот момент, когда говорятся эти слова. Для начала можно продолжать слушать и одновременно удерживать улыбку на лице – это две точки внимания. Система говорит, что внимание – это то, как проявляется сознание на уровне функций человеческой машины. И здесь сразу же надо сделать акцент на том, что внимание – это не сознание, хотя сознание включает в себя внимание. Внимательный человек – это уже нечто большее, чем спящий человек, но еще не сознательный человек, потому что сознание подразумевает работу высшего эмоционального центра, который у нас либо не работает, потому что, видимо, не достаточно тонкой энергии, либо у нас нет с ним связи, потому что низшие центры работают неправильно. И для того чтобы достичь высшего эмоционального центра, это состояние, в котором впечатления настоящего момента начинают сплошным потоком входить в человека, человек слышит звуки, которые его окружают, видит то, что перед ним. Самое главное, он не слушает выделения, которые производят его интеллектуальный и двигательный центры. Потому что воображение, вот эти вот картинки в голове, мысли – это выделения, просто на более тонком уровне. И когда человек смотрит на воображение, он питается собственными выделениями. В третьем состоянии этого не происходит, воображение не властно над ним. Но с помощью внимания мы учимся воздействовать непосредственно на состояние сознания.