У человека всегда есть доступ к своему вниманию, в каждый момент времени, кроме первого состояния, потому, что в первом состоянии мы спим в постели. Поэтому через внимание мы можем влиять на сознание или пробуждать его. И чтобы понять природу этого влияния, нужно сначала рассмотреть те состояния, в которых внимание человека находится, и их четыре. Самое простое состояние – это когда у человека нет внимания, то есть он просто невнимательный, с ним вещи происходят сами собой. Его то, что он называет «Я» или его сознание, оно в этот момент, как правило, находится в воображении. Например, я могу идти по улице и думать о том, чего в моменте нет, и вот этот процесс «машина идет» происходит без внимания, и если у меня на дороге встретятся препятствия, я могу споткнуться или даже провалиться, не дай бог, в люк. Хотя у машины есть механизмы, которые не позволяют этому случиться в большинстве случаев. Когда мы с вами говорим, то формулирование мысли, построение предложений в большинстве случаев происходит без внимания, когда человек выражает простые эмоции, социальные, такие как, «привет – пока», для осуждения или, может быть, эмоции толпы, во время спортивных каких-то соревнований, то эти эмоции также происходят без внимания. И в дальнейшем у нас будет лекция, посвященная устройству четырех низших центров человеческой машины, и на этой лекции мы подробно разберем, какая часть с каким вниманием в каком центре работает. И всего у человека семьдесят две части низших центров, которые можно наблюдать. Если я жестикулирую во время разговора, то этот процесс происходит без внимания, ни что во мне не выбирает двигать руками, это смешно выглядит, особенно, когда я сам жестикулирую во время разговора по телефону. Человек, с которым я говорю, не видит меня, и поэтому моя жестикуляция ровным счетом не имеет никакого смысла. Это полностью механический процесс, происходящий без внимания.
Следующий уровень внимания – это внимание привлеченное, когда мне что-то нравится, что-то, что притягивает, вызывает во мне интерес. Например, это может быть другой человек, мне другой человек нравится, и я постараюсь постоянно на него посматривать, либо, это может быть какая-то книга, и мои мысли постоянно возвращаются к этой книге, я думаю в течение дня, когда я приеду домой, сяду или лягу на диван и начну читать эту книгу. Это может быть какой-то фильм, или это может быть еда, то, что постоянно возвращает мысли человека к этому объекту. Также есть отрицательные стимулы, которые привлекают внимание, например, страх – человек, боится заболеть, поэтому он читает все новости про коронавирус, здравый смысл в этом есть, конечно же, но происходит это механически. Внимание захватывается, и этот уровень внимания выше, чем отсутствие внимание вообще, потому что появляется внимание, которое какое-то время может быть удержано внешним стимулом, и впечатления, так или иначе, начинают входить.
Третий уровень внимания – это внимание, с которым мы хорошо знакомы со школьной скамьи, когда нужно учить уроки, или решать задачу, или делать что-то, что делать не хочется, и в этот момент каждый человек начинает, как ни странно, свой духовный рост, свои первые сознательные шаги. Почему это так, потому что он не слушает часть своих мыслей и эмоций, которые говорят ему, что лучше пойти погулять с друзьями во двор или лучше пойти поиграть. То есть он начинает процесс внутреннего психологического отделения от реакции машины и направляет свое внимание на задачу. Это всегда, скажем так, усилия, для кого-то больше, для кого-то меньше, но, так или иначе, это третий вид внимания, или внимание направленное. И, с точки зрения нашей работы, мы говорим о том, что нам лучше находиться в состоянии, когда мы управляем своим вниманием, потому, что в этом состоянии для сознания меньше сил сопротивления. Иными словами, если в результате каких-то причин высший эмоциональный центр по своему собственному разумению решит выглянуть, вспыхнуть на мгновение, а это происходит периодически с человеком, то если мы в этот момент будем с вами внимательны, то у высшего эмоционального центра будет меньше силы сопротивления, и он будет оставаться дольше. И если мы будем находиться в состоянии отсутствия внимания, или внимание захвачено чем-то, скорее всего, просто не заметим это проявление и не заметим это изменение в себе. Мы можем говорить о внимании в разрезе четырех низших центров.
Тициан
Браво. 1516—1517
Музей истории искусств, Вена
Также, например, есть эмоциональное внимание. Давайте попробуем на практике, сейчас я включу демонстрацию изображения. Это Тициан, и здесь изображено лицо человека, и для того, чтобы понять, что этот человек чувствует, необходимо эмоциональное внимание.
То есть, если вы с вниманием посмотрите, и у вас будет цель описать его чувства, то это потребует внимание в эмоциональном центре. Внимательность к другому человеку, как правило, если этот человек вам небезразличен, вовлекает эмоциональный центр и эмоциональное внимание. Мы можем говорить также об интеллектуальном внимании. Например: «А что это изображено на картине, что это за сюжет, что там происходит?» То есть интеллектуальный интерес, как зовут этого человека? И интеллектуальное внимание также может быть привлечено или быть бесконтрольно. Например, если я спрошу: «Как вас зовут?» То механически будет интеллектуальный ответ: «Саша». И здесь внимание не потребуется. Если мне интересно какое-то знание или какая-то книга, то мое интеллектуальное внимание будет захвачено, и я буду отождествлён с этим и так далее.
Есть двигательное внимание, например, если взять цель посмотреть на человека, который находится перед тобой, то можно просто направить на него взгляд холодный, например, на его нос, и просто этот взгляд будет направлен, ты направил свой взгляд на человека. Это значит для двигательного центра, что ты на него смотришь. Или ты осознаешь форму его носа, лица, головы, то есть какие-то пропорции, но при этом совершенно не чувствуешь, что переживает человек, или он тебе совершенно безразличен.
И инстинктивное внимание, внимание инстинктивного центра, оно очень холодное – это внимание животного. Например, внимание к еде. Вы сидите в комнате, вносят тарелку, ваша голова поворачивается и смотрит, что там в тарелке. Или возникает какая-то ситуация, связанная с опасностью, и в этот момент инстинктивное внимание становится очень острым. Инстинктивное внимание притягиваться будет к тому, что приятно, вкусно, полезно, и оно будет так же притягиваться к тому, что опасно, что представляет опасность для жизни этой машины физической или, наоборот, дает безопасность.
Мы учимся разделять в себе это внимание и разделять с целью для того, чтобы понять, из какого центра, из какой части себя ты делаешь усилия. Потому что цель в том, чтобы человеку начать себя вспоминать, а для этого ему необходимо вовлечь все четыре центра: и эмоциональный, и инстинктивный, и двигательный, и интеллектуальный. Но механический человек будет делать усилия из того центра, который у него больше от природы развит, а все остальные игнорировать. Например, эмоциональный человек будет всегда смотреть на то, что переживает другой человек, что он хочет, что он чувствует. Интеллектуальный человек будет больше заботиться о знании, понятиях, названиях.
И вот теперь мы подходим к той части, к самой главной части, с которой начинаются практические усилия. В жизни нас учили, что быть внимательным – это хорошо, но в данной работе этого недостаточно, нам нужно быть не просто внимательным, нам нужно учиться быть внимательным и одновременно осознавать себя, направляющего свое внимание. Вначале был вопрос о том, как не засыпать во время работы? И это напрямую связано с этой темой, как мне быть внимательным и не терять осознание себя внимательного, как это делать не иногда, а по возможности постоянно от момента к моменту. Как это делать таким образом, чтобы не создать себе перенапряжение и стресс, чтобы потом не упасть обессиленным после таких усилий. Зачем это нужно, прежде всего, потому, что наша работа начинается с самонаблюдения, и если я хочу измениться, если я хочу стать более сознательным человеком, мне нужно видеть себя. Для того чтобы видеть себя и одновременно делать какие-то вещи, мое внимание должно быть разделено и поэтому перед тем, как начать практику по самонаблюдению, человек учится разделять внимание. Давайте начнем с практических примеров, я сейчас выведу изображение на экран и объясню, что нужно делать.
Андреа Мантенья
Мадонна с херувимами. 1485
Пинакотека Брера
Какое-то время в несколько минут я буду называть части этой картины, и давайте постараемся направить свое внимание на эту часть и увидеть, например, лицо Марии, то есть направить внимание на лицо. Увидеть, постараться осознать ее состояние, но при этом не терять себя смотрящего. То есть наблюдать себя, который смотрит на изображение. Давайте начнем. Посмотрите на губы Марии…, на руки младенца…, на лицо младенца…, на одного из ангелочков вокруг…, на нижнюю руку Марии…, на лицо в левом нижнем углу…, на изображение в целом. И мне хотелось бы попросить вас сейчас поделиться наблюдениями.
Владимир: – Тут, мне кажется, есть тонкий момент. Или воображать, что ты разделяешь внимание и как бы смотреть на себя со стороны, воображая, что смотришь на себя со стороны. Или, собственно говоря, ощущать свое тело, которое смотрит на определенную часть рисунка и одновременно чувствовать себя внутри, совершенно ясно, совершенно четко понимая, что это тело смотрит, а ты, даже может, сохраняя фокусировку на определенной части картины внутренним вниманием, даже не поворачивая глаз, оценивать еще другие аспекты. Как-то так. У меня все.
Александр К: Спасибо. Есть ли еще наблюдения?
Лилия: Я хотела бы тоже присоединиться к тому, что вы сказали до этого. На самом деле, такое ощущение, что ты сначала чувствуешь свое тело и смотришь через свое тело на какой-то фрагмент. Но вот у меня все время получалось, что та часть моего тела, которая смотрит на этот фрагмент, находится где-то в солнечном сплетении. У меня по-другому никак не получалось.
Александр К: Спасибо, сейчас одну секундочку. Есть прямо вот так описанное, с такими словами, усилие смотреть через глаза. То есть ты одновременно видишь и понимаешь, что ты смотришь через глаза этой машины, но я хочу предостеречь и предупредить, что все, что мы с вами описываем с помощью языка, – это очень условно, а внимание – это довольно точно.
Саодат: – Да. Я почувствовала, что у меня были моменты, когда мне надо было смотреть на ситуацию не вникая, и в этом моменте я смотрела, как вы говорите, но одновременно я не вникала, я не там находилась, я старалась находиться за ситуацией. Сверху смотреть, не вникая ни интеллектуально, ни эмоционально. Для меня в моей жизни очень надо было не вникать ни интеллектуально, ни эмоционально – очень жуткие процессы. Я была просто вынуждена. И в этом случае тоже вот старалась, как бы опираясь на мои бывшие практики, или не практики, а опыты, вот и не думала ни о чем. Вот вы говорите и смотрите – всё. Мне не хотелось терять много энергии на это. Хотелось минимальных затрат энергии, это же энергия, когда внимание даю, нет цели, но я просто смотрю, потому что надо смотреть что-то, чему-то учиться.
Александр К: Спасибо! Это очень глубокое и сильное наблюдение, оно говорит о том, что Саодат, скорее всего, знакомо. Может быть, просто бывают ситуации, когда у человека бытие опережает знания. Он уже делает что-то, но потом где-то читает или слышит то, что он делает, и вещи совмещаются, и приходит понимание. И вот в данном случае это часть этой практики, то есть, просто смотреть и у тебя получится просто смотреть без отождествления. Отождествление – это новый для вас термин, в дальнейшем одна из лекций будет посвящена отождествлению. Смотреть без отождествления, то есть без вот этого второго типа внимания, когда тебя что-то захватывает, и чтобы иметь возможность это делать, необходимо разделить внимание. И если ты разделяешь внимание, ты становишься свободен от того, чтобы быть вовлеченным в то, на что ты смотришь. Или просто-напросто ты становишься свободным от того, чтобы провалиться в воображение по поводу того, на что ты смотришь. Ты остаешься в настоящем.
Вилана: – Я хотела спросить, когда происходит внимание на том предмете, о котором вы сказали, машина, как тело. Глаза, как будто бы залипают в этом, на эту часть тела, а ты находишься внутри, и сложно перевести взгляд на другой предмет, нужно опять вернуться и заставить себя поменять, посмотреть на другую часть тела, и потом она опять залипает, эта машина. И возникает внутреннее беспокойство, ощущение внутреннего беспокойства и внешне, как мурашки бегают по лбу – это реакция чего?
Александр К:
Мы все очень разные, и у нас разные машины с разными центрами тяжести, с разным опытом, и поэтому в процессе вот этих усилий, которые новые для машины, могут возникать совершенно разные реакции. Нельзя сказать, что есть какие-то реакции, которые являются чем-то особенным, желательным или нежелательным. Все, что необходимо делать, – это просто наблюдать. Вот вы сейчас сделали наблюдение, и у вас появилось наблюдение, что когда я разделяю внимание, возникают такие ощущения – моя машина так себя ведет. Выводов и анализа пока делать не нужно. Нужно, много-много времени провести с наблюдением себя. И только потом, уже на основании знания о центрах низших, на основании знания о том, что такое сущность, личность, рабочая личность, ложная, что такое высшие центры, делать какие-то выводы. Но для начала можно сказать, что ощущение, как правило, относится к инстинктивному центру.
Александр К: Есть ли еще какие-то наблюдения? Было больше желающих, по-моему. Давайте попробуем еще один способ разделять внимание, он немножко другой, я бы хотел попросить почитать вслух, и упражнение будет заключаться в том, чтобы прочитать небольшой текст, цитату и при этом слышать звук своего голоса. Кто бы хотел, поднимите руку, пожалуйста. Владимир, Юлия, Ольга давайте в таком порядке: сначала Владимир, потом Юля, а потом Ольга.
Сейчас у нас цель – это произвести звук с разделенным вниманием. Здесь вникнуть в смысл, может быть, не так важно. Важно не уснуть.
Владимир: «Бог живет в вечном настоящем. Его знание превосходит все движение времени и пребывает в простоте этого непосредственного момента». Боэций.
Юлия: «Если бы знание, которое я вам передаю, исходило от меня, оно бы исчезло. Но оно от Бога, и поэтому оно никогда не исчезнет». Джемаледдин аль-Хусейни
Александр К: А могу я, попросить вас прочитать раза в полтора, в два медленней, стараясь максимально быть расслабленной, и оставить часть внимания на себе. То есть здесь нет никакого правильного прочтения, не должно как-то правильно прозвучать. Идея в том, чтобы осознанность осталась.
Читайте ещё раз.
Ольга: «Уныние в душе, как смертоносное облако, убивает семена добродетели и все плоды
интеллекта». Франческо Петрарка
Александр: У кого-нибудь есть наблюдения?
Юля: Наблюдение – по-другому начинает биться сердце. Неважно, с чем это связано, сама наблюдаю сейчас в себе физическое состояние измененное. Во мне, наверное, по ощущениям, наблюдала, что после первого прочтения текста мне казалось, что я понимаю смысл. Но когда Вы меня попросили прочитать во второй раз, поняла, что не помню, о чём этот текст. Да, и внутреннее напряжение было какое-то при прочтении, хотя оно сложно сознанием воспринимается.
Александр К: Спасибо, это наблюдение очень интересное, потому что оно показывает, что человек может прочитать текст, и впечатления от прочитанного не входят. Хотя субъективно у меня есть переживание, что я прочел. Поэтому Гурджиев просил читать любую книгу 3 раза. И у нас будет упражнение на эту неделю – читать один сонет Шекспира с разделенным вниманием, но делать это два раза. То есть, постараться сделать так, чтобы впечатление вошло.
Здесь разделенное внимание выступает в качестве проводника впечатлений, которые окружают человека. Впечатления – это пища для высших центров. Если я слишком тороплюсь, или слишком медленно что-то делаю, или мое внимание захвачено чем-то, то есть находится в отождествлении, это впечатление не входит. Но если впечатления входят, моя машина начинает производить гораздо больше тонкой энергии. И эта энергия питает высшие центры.
Разделенное внимание можно также использовать, когда человек слушает звуки, например, речь или просто звуки окружающего. Я сейчас сижу, есть звуки от соседей, есть звуки капели за окном, у нас в Москве плюсовая температура, начал таять снег, вентилятор компьютера. И можно сделать усилие сейчас – начать слышать звуки, которые окружают, постепенно добавляя к этому больше и больше. Сначала услышать один самый громкий звук без напряжения. Это не должно быть животным вниманием, простое легкое внимание. Потом добавить к этому еще один звук, потом, не теряя этих двух, добавить третий, может быть, часы тикают или что-то еще. И в этом состоянии слушания не позволять мыслям уводить. Вернуть эмоциональный центр. Настоящий момент должен стать интереснее, чем все остальное. Не думать, что будет после лекции, куда я хочу попасть еще.
Практика показывает, что неважно, что слышать. Что если делать эти усилия, то даже технический шум стройки или метро будет работать. Вопрос в том, чтобы делать это беспрерывно.
Учитель говорит, что старайтесь использовать это упражнение на концертах классической музыки. То есть, он просит студентов ходить в концертный зал периодически, в консерваторию, и, слушая классическую музыку, использовать разделенное внимание. И тогда вместо технического шума, вместо низких впечатлений, мы начинаем вводить в себя более тонкие субстанции.
Сейчас мы учимся раскрываться с помощью разделенного внимания, начинать слышать и видеть. Но эта система на этом не заканчивается. Дальше мы учимся выбирать, что именно мы вводим внутрь себя, какие именно впечатления. И этому посвящено отдельно три лекции во второй части.
Но даже просто слушать, просто смотреть с разделенным вниманием, меняет состояние. И это один из способов, одна из техник, у нас есть другие техники в этой школе – последовательность и рабочие «я», но это один из способов прийти к состоянию самовоспоминания.
Если вам, например, нужно много говорить, вы можете говорить и слышать звук своего голоса. Если вы много слушаете, то вы можете слушать с присутствием.
Учитель говорит, что разделенное внимание – это все. Когда оно есть, все остальное теряет смысл. Это не просто усилие разделить внимание, это то, что открывает дверь внутри человека в волшебный мир. Это значит, что ты можешь идти по улице, по темной улице, выносить ведро, и вспомнить об этом инструменте, и начать разделять внимание, и твоя жизнь в этот момент сразу же изменится. Человек останется, декорации вокруг этого человека останутся, но состояние восприятия этого мира изменится.
Вот, Саодат, она просто описала картину, рассказывая свою ситуацию. Что вокруг есть шторм или буря какая-то, но человек разделяет внимание и остается нетронутым этой бурей. И это основа всей нашей работы. Мы используем разделенное внимание, не позволяя этому миру затащить или вернуть нас в сон. И тогда внутри появляется нечто, появляется ядро, которое остается нетронутым, в какой бы ситуации человек не находился. Это переживается в эмоциональном центре. В разных традициях, практики, я вот читал, например, про самураев, что они садились на коней и ехали на базар, чтобы проверить на прочность те качества, которые они развили в себе. И у нас есть обычный магазин, можно прийти, например, в магазин за продуктами и проверить свое разделенное внимание на прочность. Получится ли не потерять себя, покупая продукты. Продолжать слышать, продолжать видеть с разделенным вниманием, когда ты выбираешь продукты или на кассе говоришь.
Василий К:
Мы собрались здесь, чтобы посвятить время некоему новому знанию, которое не направлено на то, чтобы как-то внешне улучшить нашу жизнь, сейчас мы как бы берем немножко от сферы нашей обычной жизни времени, энергии и направляем это на новую сферу, которая позволяет использовать ту жизнь, которая у нас есть для того, чтобы развить сознание. И сегодня мы будем говорить о внимании.
Внимание – это центральная вещь в работе на четвертом пути. С какой-то точки зрения, внимание это все, что есть у человека. И внимание является проявлением сознания на уровне функций или в человеческих функциях. Возможно, на одной из прошлых лекций говорилось о том, какие есть функции. Что есть четыре центра в человеческой машине или четыре разных ума. Это инстинктивный, двигательный, эмоциональный и интеллектуальный.
И можно сейчас попробовать найти внимание в наших функциях, почувствовать его. Чтобы мы могли быть осведомлены об этом внимании, мы можем взять сейчас несколько упражнений сразу для нескольких наших функций.
Давайте начнем с двигательного, потому что, собственно, двигательный центр нас сюда и привел. Он пришел ногами в квартиру или в помещение, где есть компьютер, разобрался, как подключиться к конференции, сейчас он поддерживает какую-то позу, чтобы нам было видно друг друга. И можно поместить сейчас часть внимания на двигательный центр, то есть увидеть в какой позе мы сидим. И упражнением для двигательного центра будет не прикасаться к лицу, потому, что обычно происходят какие-то движения, когда мы хотим почесаться, и мы даже не замечаем, откуда они берутся. Поэтому на время этой лекции давайте возьмём упражнение не прикасаться к лицу. Не потому, что это плохо или неправильно, если кто-то прикоснется к лицу, ничего плохого не произойдет. Это будет интересный момент для наблюдения, только и всего. Этот момент позволит просто обнаружить опять внимание в двигательном центре.
У нас есть еще интеллектуальный центр, который возможно заставил многих из вас найти эти лекции.
Инстинктивный центр продолжает жить своей жизнью, поддерживает разные процессы, которые нужны в организме и там, в общем-то, почти нет никакого внимания и нет необходимости в нем. Нам не нужно ощущать свой пульс или температуру тела, пока условия нормальные вокруг, пока мы здоровы, и все хорошо. Поэтому можно сейчас не работать с инстинктивным центром. Но когда мы чувствуем ноги, стоящие на полу, это внимание будет привлечено и к инстинктивному центру тоже, потому что ощущает, осязает – это инстинктивный центр. Поэтому, когда мы чувствуем ноги на полу, у нас определенное внимание появляется намеренно в инстинктивном центре.
Интеллектуальный центр готов воспринимать информацию, какие-то новые идеи готов услышать. И это его нормальная функция, но чтобы привнести чуть больше намеренности в это внимание, давайте стараться не оценивать идеи, которые мы услышим и не сравнивать их с тем, что мы уже знаем, а воспринимать их как есть. Не уходить в размышления, о том, что вы слышите. Просто продолжать слушать, продолжать видеть говорящего.
Эмоциональная функция тоже сейчас работает. Можно ее наблюдать, если поместить внимание в солнечное сплетение. Здесь находится эмоциональный центр. Он обычно реагирует на людей. Можно видеть, если кто-то улыбается, то у нас тоже появляется улыбка на лице. Так работает эмоциональный центр. Некоторые люди, которые здесь видят друг друга, не знакомы, поэтому может присутствовать такая осторожная эмоция. Это связано, возможно, с инстинктивным центром, который боится оказаться в какой-то неловкой ситуации. Поэтому можно для эмоционального центра взять упражнения стараться смотреть на экран, на говорящего, и стараться не иметь грустного или серьезного выражения лица, здесь в этом нет никакой необходимости. Мы не говорим ни о чем слишком серьезном, нам не нужно казаться серьёзным, чтобы понравиться друг другу, привлечь к себе какое-то внимание. Просто можно поместить часть внимания на своё лицо, чтобы не было лишнего напряжения, и поддерживать нейтральное, слегка позитивное выражение лица.
Вот у нас есть упражнения практически для всех функций: мы стараемся не прикасаться к лицу, мы стараемся чувствовать стопы, которые стоят на полу, не сравнивать, не анализировать идеи, которые мы слышим, и стараемся поддерживать нейтральное или немного позитивное выражение лица, не быть слишком серьёзными или какими-то грустными.
Есть разные уровни внимания в каждом из центров. Есть уровень рассеянного внимания, в котором в основном человек проводит свою жизнь, когда мы все делаем практически автоматически, без какого-то внимания, вещи не запечатлеваются в памяти. Двигательно мы, выходя из квартиры, запираем двери. Часто бывает, что мы в ту же секунду забываем, заперли мы дверь или нет, дергаем ручку еще раз, чтобы проверить, да, заперли. Или при выходе из дома вдруг приходит мысль – выключили ли мы утюг или плиту. Потому что нет памяти об этом действии, оно совершенно механично и совершалось с рассеянным вниманием. Так мы говорим друг другу «привет», когда встречаем знакомого человека, с которыми нет каких-то особенных эмоциональных отношений. То есть это заученные эмоции.