По этой причине в традиционных обществах транс-ритуалы проводились в строгих рамках. Таким образом, низменные энергии, связанные с неведением, удерживаются в безопасном пространстве обученными медиумами и шаманами, чей дар и навык передовались их поколения в поколение. Эти энергии могут быть трансмутированы и направлены на развитие таких искусных качеств, как внимательность, доблесть, уважение, смирение, нравственность, концентрация и проницательность.
В своей диссертации «Транс-формирующий Танец: Практика Транса от Традиционных Сообществ до Современного Танца» доктор Яп Динг Чай рассказывает о таких транс практиках, существующих в наше время на Яве, Индонезия. Это бедойо и бантенган – две разные формы театрализованных транс представлений. Бедойо – это придворный танец с очень изысканной и заранее заданной хореографией, исполняемый искусными танцорами, обученными с самого раннего возраста. В отличие от этого, бантенган – это карнавал бычьего транса с сотнями участников, который может проходить на улицах, где любой желающий может впасть в транс. Яп пишет:
В бантенгане исполнители впадают в глубокий транс, в то время как в бедойо зрители заворожены, словно бедойо действует как гипнотический прибор. В обеих формах происходит анестезия через эстетизацию. Их формы успокаивают, чтобы открыть внутреннее восприятие. Создавая пространство для возможности ошибки, неконтролируемого и невыразимого в своих собственных подходах, бедойо и бантенган оба включают в себя пространство для намерений и противоречий» (Яп 2021, 65).
Эти ритуалы оживляют дух сообщества, вызывая катарсис и умелое инвестирование jouissance. Ритуалы бантенган, проводимые Масом Агусом Риянто на Яве, собирают тысячи обычных людей, которые в остальное время заняты ремеслом или возделыванием полей, чтобы принять участие в чем-то потрясающем в истинном смысле этого слова. По словам Маса Агуса, мероприятия бантенгана рассеивают «экономику вялости» (Инд., economi lemah), «выносят на поверхность экстраординарное (Инд., luar biasa), с искренностью, без проекций, ничего, ничего» (Яп 2021, 61). Наблюдение и участие в ритуале бычьего транса вызывает благоговейный трепет. Действительно, все, что связано с идентификацией, неудовлетворенным желанием или жизнью в собственной голове, пытаясь выжать jouissence34 из концептуальных выдумок, которые возбуждают, – все это уничтожено. Ничего не остается. Истинная сила, насилие, которое ни на кого не нападает и никому не причиняет вреда, возникает в нем как чистое выражение жизни. Jouissance в его благожелательной форме запряжен и укрощен, подобно быку, который подчиняется кнуту своего хозяина.
Яп пишет:
В отличие от центростремительной направленности бедойо, исполнитель транса быка бантенган излучает энергию и силу центробежной, взрывной природы. Сила бантенгана психофизическая, изображающая инертную потенцию реального быка, часто спокойного и послушного. В ритуальном исполнении бантенгена очевидно, что зрители испытывают чувство благоговения в ответ на демонстрируемую энергию и физическую силу. В этом перформативном ритуале нет фиксированной хореографии, однако, подобно психофизическим актерам в греческой трагедии, исполнители вызывают катарсис через висцеральную эстетику. Наблюдаются спонтанные всплески энергетического неистовства, все еще в рамках бантенганской эстетики – приземленные движения боевых искусств и трансовая одержимость духом быка и других животных». (Яп 2021, 65)
Подавление необузданной агрессивности – пандемия современных невротических обществ. Вспышки криминальной активности, домашнее насилие, повсеместная конкуренция и подлость, употребление наркотиков и алкоголя, тревога и депрессия – все это свидетельствует об этом подавлении. Конечно, существует множество других причин для возникновения этих явлений. Однако предположим, что я сравню искренность исполнителей бантенгана и состояния, в которых живут или временно пребывают люди в западном окружении. В этом случае можно с уверенностью сказать, что такой искренней, добродетельной и уязвимой, но безобидной агрессивности не существует ни на спортивных соревнованиях, ни на мероприятиях корпоративной культуры, ни на танцполах фестивалей электронной музыки. В этих сферах всегда есть какая-то повестка дня, какая-то подземная преднамеренность, которая остается негласно замалчиваемой и нечестной.
Широко распространенные в мире проблемы с психическим здоровьем и психосоматические заболевания свидетельствуют о невозможности искреннего доступа к драйву. Редко можно встретить таких медиумов, как Мас Агус Риянто, которые могут организовать по-настоящему честное и безопасное пространство для трансформации. Многие неошаманы утверждают, что их пространство безопасно, а доступ к духам подлинный. Тем не менее, высок риск столкнуться с шарлатанством. То же самое можно сказать и о сцене внутренних искусств и духовной культивации.
Здесь необходимо сделать одно принципиальное различие: транс и медитация – это не одно и то же. Транс и практика внутренних искусств – также не одно и то же. Транс – это способ войти в состояние психической нерасщепленности. В отличие от этого, медитация – это достижение единения, то есть поглощения осознания своим объектом.
Нерасщепленности все еще относится к психике: она находится в сфере приобретенного «я». При определенном мастерстве можно уравновесить приобретенное «я» в этом состоянии. Однако человек не преодолевает его даже в состоянии глубокой одержимости, когда неизвестное захватывает всю его волевую активность, приводя к подлинно спонтанному психофизическому выражению. Как отмечает доктор Яп, следуя Мас Агусу, существует четыре типа одержимости:
– духами предков,
– духами животных,
– духами места,
– Джиннами.
В яванских местных жителей во время церемоний бантенган преимущественно вселяются духи быка, тигра или обезьяны, а также души предков, которые «находятся в системе верований, наследия, традиций и связаны с собственной родословной» (Яп 2021, 68). В то время как иностранцы, такие как автор, могут быть одержимы духами места, своего рода «genius loci» конкретной местности, а также джиннами, что подразумевает инаковость:
«…исполнители в трансе, помимо родовой и животной однородности, демонстрируют определенную уникальность автономных черт, выходящих за рамки коллективных идиосинкразий предков. Им свойственна индивидуалистическая психофизическая аномалия. Через глубокое состояние транса животность переформулируется в инаковость от коллектива в личную форму бессознательного». (Яп 2021, 70)
Приведенная выше цитата относится к бессознательному во Фрейдовском смысле: дискурс другого вывернут наизнанку. Тело воспроизводит аффекты репрессированных означающих, словно кассета с записью на пленку перематывается назад. В энергичном колебании человек, таким образом, отвязывает себя от психосоматической аффективности, растворяя блокировки и вытесняя застой, образовавшийся в результате переписывания тела означающими. Это благотворная сторона одержимости, поскольку она происходит в подлинно безопасном пространстве. Во всех остальных случаях, особенно когда вы слышите голоса божеств или видите визуальные образы «небес», необходимо тщательно изучить то, чем вы якобы одержимы. Тщательное различение необходимо потому, что
– Одержимость часто подвержена большому количеству личных заблуждений;
– Сущности, которые могут обладать впавшим в транс, никогда не бывают благожелательными в истинном смысле этого слова.
Во-первых, человек может думать, что сущность владеет им, однако в действительности существует случай самоиндуцированной одержимости, которого мы коснемся в разделе «Энергетика психоза». Во-вторых, сущности, обладающие способностью общаться с людьми, находятся либо на подчеловеческом плане, либо на плане нижних небес. С точки зрения буддийской космологии, такие сущности обитают на плоскостях животных, призраков, ада и царства асуров. Ни один небожитель или бессмертный не может общаться с человеком или обладать им, потому что у них нет материальных органов для общения с человеком – они существуют исключительно на утонченных сферах бытия за пределами формы. Однако демоны, голодные призраки, ревнивые боги и духи животных обладают материальностью, достаточной для общения и потенциального обладания человеком. Тем не менее все эти формы одержимости встречаются крайне редко.
В рамках бантенгана одержимость духами животных и предков вызывается и преодолевается с помощью благовоний, громкой ритмичной музыки и присутствия шамана. Иногда ритуалы проводятся в местах с особым «genius loci», что способствует процессу введения в транс. Как форма переработки застоя и выведения жизненной силы за пределы обыденности, этот ритуал является здоровой формой психического объединения. Физическая интенсивность этой практики гарантирует целостность индуцированной одержимости. Таким образом, практикующий не просто пребывает в сознании, поглощенном голосами и образами, которые являются иллюзорными, а испытывает безудержную интенсивность и потусторонность в теле и использует ее для питания добродетели. Интенсивное психофизическое напряжение – отличительная черта подлинно преобразующих шаманских практик. Никакая трансформация не происходит исключительно с помощью разума. Тело должно двигаться как внутри, так и снаружи.
Практикуя даосские внутренние искусства, человек не растворяет барьер между сознанием и бессознательным, но, вместо этого, укрепляет и мобилизует Ци. Мы коснемся этого процесса в главе «Изменение сухожилий». Тем не менее, результат оживления и растворения блокировок также может наступить. Это известно как Цзифагун – спонтанное самовыражение энергии. Цзифагун может возникнуть тремя способами:
– вызванное испусканием Ци учителя,
– в результате сдавливания Ци в области дантиен,
– вводится через активацию определенных точек
Тот, кто находится в середине процесса Цзифагун, может вести себя подобно исполнителю транса: трястись, сгибаться в талии, скручиваться, приседать, танцевать, формировать формы пальцами и запястьями или выполнять движения боевых искусств, вокализировать и выражать эмоции. Практикующий также может потерять сознание в этом процессе и войти в транс. Однако в условиях занятия по цигун учитель часто предотвращает это, поскольку пространство класса отличается от пространства шаманского транс-ритуала. Целью освобождения в цзифагун является только вытеснение застойных явлений. Практикующий не должен цепляться за цзифагун. Как этап практики, он должен возникнуть и прекратиться через некоторое время, когда тело очистится от всех приобретенных аффектов. Если цзифагун не прекращается, следует обратить внимание на свою привязанность и самовнушение в этом процессе.
Что касается состояния единения, которое характеризует собственно медитацию, то здесь человек временно входит в состояние остановки приобретенного ума. Человек действует во врожденном состоянии, в котором субъективная структура и личные психические заморочки больше не действуют. Если транс возникает через движение, то медитация однозначно происходит в неподвижности – подробнее об этом в последней главе.
Обобщение
Напомним, что невроз – это такое отношение к языку, при котором jouissance постоянно избегается в пользу желания. Истерия отказывается от jouissance в пользу желания другого, как и фобия с помощью фобического объекта, который заменяет Имя Отца. Одержимость отдает jouissance другому, но сохраняет невозможное желание для себя. Бытие в желании и бытие в мысли – два соответствующих способа психического существования невротиков.
С точки зрения Буддхадхаммы, тяга сглаживается определенной степенью парияти – теоретического знания – а именно знания, запрещающего jouissance. Однако патипати и пативеда – практика и практическая реализация этого знания – не преследуются и не достигаются. Поэтому невротические субъекты должны стремиться практиковать в правильной манере, соответствующей их структуре, чтобы отказаться от идентификации. Это идентификация с желанием другого и идентификация с используемым понятийным аппаратом. Пока это не сделано, невротический субъект не свободен.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Эти данные взяты с сайта Юнисеф по состоянию на апрель 2022 года.
2
Эти данные взяты с сайта Our World in Data по состоянию на август 2021 года.
3
В частности, речь идет о работе с Бертой Паппенхейм, известной в психоаналитической литературе как Анна О, которая положила начало «лечению разговором», как она его окрестила. Финк указывает, что история (трансферентной) любви между Брейером и Паппенхайм, которая осталась неосуществленной и в значительной степени непризнанной, лежит в основе психоанализа (Финк 2016, 20). Все последующие «пси» -модальности, признавая или не признавая свою генеалогию из вышеупомянутого развития, подхватили его суть: чтобы разрешить психические страдания, должен произойти какой-то разговор.
4
Монкайо отмечает, что структурное понимание психической причинности «ближе к тому, что мы наблюдаем в клинике и в фундаментальных исследованиях» (Монкайо 2021, 70), чем бюллетень-перечень симптомов. Расстройства, описанные в DSM, остаются разобщенными с индивидуальным субъективным генезисом – процессом становления, – который формирует данную структуру. Для распутывания узла психического страдания требуется не только проработка конкретных симптомов (что является процессом развития синтома из симптомов), но и проникновение в структуру, которая лежит в основе этих симптомов, для успокоения ума. Символизирование явлений – вот что упорядочивает расстройства.
5
«Это прямой путь к очищению существ, преодолению печали и сетований, исчезновению боли и бедствий, достижению правильного метода и реализации Распутывания – иными словами, четыре основания полноты ума. Какие четыре? В некотором случае, когда монах остается сосредоточенным на теле… чувствах… ментальных формациях… дхаммах самих по себе – будучи пылким, бдительным и внимательным – отбросив жадность и печаль по отношению к миру» (МН 10, Сатипаттана Сутта).
6
Подробные лекции по психоаналитической теории в ретроспективе буддийской практики можно найти в моей онлайн-видеопрограмме «Воплощение Настоящего». В этой книге психоаналитические концепции представлены таким образом, чтобы наилучшим образом проиллюстрировать различия между субъективными структурами.
7
Jouissance» – термин, введенный Лаканом для обозначения настойчивого давления драйва, который также доставляет удовольствие субъекту. Структурирование принуждения к повторению позволяет субъектам получать удовольствие от того, что кажется ужасным, но в то же время по своей сути является желанным. Поэтому буквальный перевод термина с французского как «наслаждение» должен быть нюансирован в том смысле, что речь идет о наслаждении сверхъестественного рода. Jouissance – это когда жизненная сила, относящаяся к базовым инстинктам, таким как похоть, инстинкт выживания и первобытная агрессивность, цепляется за тот аспект психики, который вызывает страх, опасения и, следовательно, угрозу, так что этот аспект интегрируется в психическую жизнь. Однако с самого начала следует признать, что jouissance – это способ обращения с Реальностью того что в буддизме нызвают дуккха (дистресс/страдание), который является вульгарным и неуклюжим. С развитием способности субъекта использовать означающие, jouissance направляется в Символическое, что позволяет желанию выйти на первый план. Отсюда тревожные аспекты внутренней и внешней среды преодолеваются с помощью желания, которое больше не полагается на возбуждение низменных инстинктов, а использует более изящную способность интеллекта в рамках диалектического обмена означающими, чтобы сформулировать и реализовать свое желание без недоумения или угрозы дуккхи.
8
Воображаемый фаллос» – это воображаемо-символическая визуализация jouissance (материнского) -другого, который зарождающийся субъект стремится воплотить собой, чтобы гарантировать себе чувство целостности и удовлетворения.
9
«Версия в отношении отца», от французского ’pere’ – отец.
10
Синтетический Другой» – это концепция, автором которой изначально был Жан-Клод Малевал, подробнее об этом в подразделе, посвященном аутистической структуре.
11
Монкайо проводит различие между «абсолютным нарциссизмом» в аутистической структуре и «относительным нарциссизмом» в структуре психоза. Психотик, в отличие от аутиста, является «относительным нарциссическим объектом матери» – грудным ребенком, редуцированным до фаллического объекта jouissance (материнского) другого – лишенным интегрированного спекулярного образа тела, то есть не имеющим доступа к идеальному эго в результате зеркальной стадии развития. Аутист не вступил в идентификацию с объектом наслаждения (материнского) другого – он как бы «отказывается рождаться вне единого телесного пузыря» (Монкайо 2021, 31). Более подробно мы рассмотрим аутистическую структуру в соответствующей главе.
12
Если быть точным, «медитация» – это единственное состояние, в котором может возникнуть и быть воспринятым свет Юань Шэнь. Это, конечно, приводит к определению того, что такое медитация. Строго говоря, единственной «медитацией» является абсорбция ума (Пали, джана) – объединение осознания и его объекта. Все остальное может подпадать под обширный зонтик «умственного развития», будь то внимательность, проницательность, любящая доброта, спокойное пребывание или что-то еще. Если не произошло объединения ума и объекта, что приводит к временному прекращению ума и тела, это нельзя считать медитацией. Грубо говоря, наблюдение за своим дыханием, мыслями и ощущениями – это не медитация. Любая активность тела и ума не является медитацией: движение, транс, пребывание в состоянии потока или гипноза не являются медитацией. Если человек что-то осознает, он не медитирует, а практикует осознанность, что, конечно, может привести к медитации, но это не может произойти, пока тело-ум находится в движении.
13
Если только «существо» не является относительно чистым благодаря ранее проделанной работе по культивации. Такое существо, говоря о своих детских годах, назвало бы их совершенными. Действительно, состояние ребенка гораздо менее искажено, поскольку в нем меньше рассеивается Ци и истощается цзин. Тем не менее, существует определенная доля беспокойства, которое возникает из-за каммических аффлюентов, давления драйва и недостаточной интеграции в символический регистр. В зависимости от доминирующей склонности к одному из пяти огней эти нарушения будут усиливаться, приводя существо в еще больший дисбаланс. Те, кто занимался культивацией в прошлом, скорее всего, найдут способ гармонизировать вусинг и продолжат культивацию в настоящем.
14
Будда несколько раз говорил о создании тела, созданного умом, например, в Саманьяпхала Сутте (DN 2): «Сконцентрировав таким образом свой ум, очищенный и яркий, незапятнанный, свободный от недостатков, податливый, устойчивый и достигший невозмутимости, он направляет и склоняет его к созданию тела, созданного умом. Из этого тела он создает другое тело, наделенное формой, сотворенное из разума, совершенное во всех своих частях, не уступающее в своих способностях». Это тело, созданное разумом, является плодом совершенствования самади и випассаны. Оно является основой для развития сверхнормальных способностей (сиддхи) и других инсайт-знаний, таких как знание прошлых жизней, знание ухода и повторного появления существ, знание ума других людей и, самое главное, знание о прекращении оттоков. С прекращением оттоков чувственности, становления и неведения приходит знание об освобождении, что в буддизме равносильно завершению духовной практики. Даосский способ создания «тела вне тела» не является таковым, поскольку опирается на алхимический процесс превращения. Результат этого процесса – духовное бессмертие – также не одинаков.
15
Учения по Сатипаттхане можно легко найти в Интернете. Помимо классической Сатипаттана-сутты, есть изложения современных практиков, таких как Аналайо Бхиккху (Аналайо 2006), а также мой учитель випассаны, малазийский монах Тхеравады досточтимый Джотинанда, чей блог можно найти здесь: https://anupassi.blogspot.com/2010/07/what-is-satipatthana.html; В моей диссертации «Воплощение Реального» глава о Сатипаттане посвящена основам инсайта, рассмотренным в рамках Лаканова подхода и проиллюстрированна творческими сочинениями, отражающими личный опыт этой практики (Тимофеев 2019, 77—97).
16
Подробнее о травме можно узнать из моей докторской диссертации «Воплощение реального: междисциплинарное исследование субъективности, травмы и духовной культивации». В ней я демонстрирую феноменологию травмы и ее ценность для развития инсайта, который может привести к посвящению себя духовной практике (Тимофеев 2019, 43, 54, 115).
17
Перефразировано из дискурса Луанг Пор Дтун. Путь к счастью через Силу и Самадхи. https://www.youtube.com/watch?v=gWlM4GH1Oio
18
Перефразировано из Таниссаро Бхиккху. Mind like Fire Unbound. 1999. https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/likefire/2-1.html
19
Пали, танха – тяга или жажда – основополагающая причина страдания согласно Будде. Разделяется чувственная тяга, тяга к существования, тяга к несуществованию. Подробнее об этом в следующей главе.
20
Эта строка часто встречается в вечерних песнопениях, исполняемых лесными монахами Тхеравады.
21
Верит ли человек в продолжение каммы из предыдущих существований или нет, не имеет значения в отношении субъективности. То, что предшествует любой субъективности, – это давление драйва (читай, тяги; подробнее об этом в подглаве «Драйв и желание»). Считайте это изначальной «асавой». На основе влечения к приятному аспекту драйва возникает отвращение к изгоняемому, сопровождаемое агрессивностью. Наличие либо тяги, либо агрессии, либо и того, и другого свидетельствует о невежестве в отношении «истинной природы вещей». Последнее относится к категории трансцендентной мудрости, когда субъективное заблуждение и навешиваемые на него ярлыки проработаны: это и есть область плодов духовной практики.
22
На основании вышеизложенных аргументов я назвал вытесненные явления «Реальным дуккхи». Согласно Дхамме, именно изначальное отрицание и экстернализация Первой Благородной Истины страдания является основой человеческой субъективности. Более подробную проработку категории Реального в связи с Дхаммой можно найти в моей диссертации (Тимофеев, Е. 2020, 65)
23
Здесь «пустота» вполне может быть заменена на «бессмыслицу». Как отмечает Макгоуэн, именно бессмыслица символического запрета служит основанием для актуализации желания субъекта, точно обозначая разницу между невротической и психотической субъективностью (Миллс 2019, 110). Вследствие закрытия абсурдного измерения мастера-означающего субъект психоза не может артикулировать свое желание независимо от требований (материнского) другого.
24
Здесь и далее S1 означает Имя Отца, главное или первозданное означающее бессмысленного утверждения.
25
Sinthome – термин, придуманный Лаканом как слияние «saint» и «homme», что позволяет получить «святого человека». Будучи четвертым кольцом Борромеева узла, он заново связывает субъективность особым образом, тем самым стабилизируя структуру. При неврозе синтом формируется через проработку множества невротических симптомов, что позволяет производить мета-знание – S2 – и заново переживать аффективность, относящуюся к подавленному означающему материалу. В то время как в психозе синтоматическое развитие представляет собой переработку Символического регистра, при которой Символическое отделяется от Реального посредством синтома, который связывает его с Воображаемым, тем самым организуя последнее. Синтом в перверсии – это такое развитие, при котором тенденция к (неправильному) присвоению языка для ограничения jouissance оспаривается и перерабатывается со ссылкой на Имя Отца. Здесь гибкое использование языка первертом подвергается строгости установленной методологии, что позволяет перверсивному субъекту пересмотреть свою модальность наслаждения. Тем не менее, поскольку перверт – мастер обходить закон в свою пользу, моральные заповеди должны быть подчеркнуты с акцентом на этике непричинения вреда и самодостаточности. В рамках аутистической структуры синтом может быть развит на стадии «углубления обода», когда достаточно сложный аутистический знаковый язык зацепился за определенную область интересов и субъект достиг в ней экспертных знаний. Здесь давление драйва может быть организовано без опоры на область интереса – синтетического Другого – и таким образом может начаться внедрение нехватки.