Но вера в своего Создателя делала их духовно сильными и радостными. Изможденные, они были брошены в тюрьму; впоследствии сожжены на костре, и мощи их затем источали чудеса.
Спустя много лет случилось более страшное гонение на православных в месте, где жили мученики Христовы. Всех христиан казнили на площади. В самый разгар гонений свою веру во Христа мужественно исповедовал молодой диакон Авив и с любовью был готов стать очередной жертвой Богу. Увидя его молодость, предводитель палачей сказал, чтобы он уходил прочь. Но юный Христов воин, пробравшись чрез толпу, предал себя на мучения за Христа. По Промыслу Божию он отошел в райские обители в день казни мучеников Гурия и Самона и был положен рядом с ними, источая впоследствии исцеления и укрепляя веру всех, притекающих к нему.
Едесса – место прославления Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа. Святые мученики Гурий, Самон и Авив – покровители и устроители супружеской жизни, ее умиротворители.
Мы редко прибегаем к помощи Пречистой Матери Бога нашего. По своим грехам и недостоинству мы не имеем дерзновения ко Господу в своих прошениях и имеем необходимую нужду в предстателях и молитвенниках за нас в лице святых. Молись им, да подаст Господь по молитвам тебе ту добродетель, в которой каждый из них просиял. Не ленись прибегать к их помощи, не будь небрежен в почитании их праздников – познай их на земле, чтобы встретиться на небе, как с родными.
Как жестокосердны мы в своей жизни! Сердца наши полны нечистоты, гордости. Мы невнимательны к окружающим. Мы не пишем писем своим знакомым, уезжающим далеко и желающим поддерживать с нами связь. Это – проявление самолюбия. Познай свою немощь! Господи, открой наши глаза на нашу собственную немощь, на наше ничтожество пред Тобой и людьми, возбуди в нас постоянное чувство зависимости от Тебя, дабы смириться и познать себя и обрести желанный покой сердцу нашему.
Память апостола и евангелиста Матфея
16/29.XI
Суббота 25-й седмицы по Пятидесятнице
В прошлом мытарь, он был не чужд страстей, свойственных людям сего служения. Но вот Господь призвал его, он по благодати Божией увидел испорченность своего сердца, раскаялся и пригласил к себе в дом Господа[34]. Господь посетил его, чему он бесконечно был рад. Просвещенный Господом и убежденный в Его учении, Матфей впоследствии в своем Евангелии раскрывал для закоренелых первосвященников и старейшин истину вочеловечения Христа, где и в ком они должны видеть обетованного Мессию. В своем Евангелии Матфей часто ссылается на предсказания древних пророков в отношении обетованного Мессии.
Апостол много трудился в благовестии Христовом и, будучи в Абиссинии, претерпел гонение от языческого царя, царствующего в этой области. Царь отправил отряд с целью взять Матфея и заточить в темницу. Когда посланники отправились выполнить поручение царя, то их ослепил яркий свет – и они не смогли видеть Матфея. Вернувшись к царю и сообщив, как обстояло дело, получили недовольный ответ: якобы посланцы не пожелали выполнить его просьбу.
Царь снаряжает второй отряд – и происходит то же. Тогда он едет сам, но яркий свет ослепил и его. Матфей, взяв его за руку, приблизил к себе. Разгневанный царь в лице Матфея видел волшебника и желал жестоко с ним расправиться. Царь распорядился приготовить костер и сжечь Матфея. Но и среди пламени Апостол остался невредим. Еще более воспылавший гневом царь уготовляет новый костер мученику. Он по-прежнему остается невредим. Это не заставило царя подумать о чудодейственной силе, спасшей Апостола из огня. И мечом была усечена глава Матфея. Впоследствии гонитель-царь по молитве Апостола принес покаяние, принял христианство с именем Матфей и был посвящен во епископа. Так милостив Господь к нам, грешным, и пришел Он грешников спасать, а не праведников[35].
Как мы во многом похожи на прежнего апостола Матфея – мытаря – по своим страстям: утопаем в сребролюбии, привязанности к вещам, обстановке, когда по молитве Господней должно думать только о насущном хлебе, на один день потребном. До тех пор пока человек не оставит сей привязанности, он не может преуспеть духовно. Страсть к самоугождению во всем закрывает Богу дверь в наше сердце. Нарушение поста ввиду саможаления налагает на нас вину пред Господом. Примирись с врагом, ищи повод к примирению. Помолись Господу о помощи в этом, не превозносись, и Господь устроит все во благо.
Прибегай к молитве. Молитва есть дыхание нашего бессмертного духа. Молись во всякое время – до дела и после дела; ночью во время бессонницы используй возможность и свободное время для молитвы, и Господь не оставит тебя.
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
6/19.XII
Пятница 28-й седмицы по Пятидесятнице
Святитель Николай – защитник Православия.
Сущность нашей веры изложена в Символе. Христианин должен веровать во единого Бога Отца – Создателя, в Сына, пострадавшего за нас и спасшего нас, и в Духа Святаго, Который всеми мерами будет стремиться сохранить истину до скончания века. Он будет просвещать всех, желающих и ищущих спасения.
В настоящее время веру считают за обычай, который пора отбросить как наследие старины. А этот обычай живет, слава Богу, две тысячи лет и будет жить до скончания века, ибо истина непреложна, Бог неизменен всегда и вовеки. Придет час расплаты, и Господь потребует подробный ответ о всех твоих делах, почему не поступал ты так, как подсказывала тебе совесть. Мы стыдимся креста – знамения нашего спасения. Стыдимся исповедовать свою веру. Вера приводит ко спасению. Желающий спастись один, не надейся на спасение, ибо для этого Господь создал Церковь – общество верующих. При возможности способствуй крещению твоих ближних, да увидят крещенные во Христа радость веры.
Святитель Николай был образом кротости. Он был милостивым и всех любил, потому он известен во всем мире. Будучи слабы в вере, мы слабы и в добрых делах. Подражай святителю и молись ему, да поможет он тебе.
Святитель Николай был учитель воздержания. Господь установил пост, чтоб воздержанием способствовать спасению души. Посты – не только воздержание от пищи. Духовный пост можно установить для себя в любое время. Воздержи очи свои от излишних наблюдений, уши – от излишних слышаний, отучи руки свои от худых дел, заставь свои ноги, да не ходят они кривыми путями, пусть они влекут тебя вместо зрелищ в церковь.
Святитель Николай – великий помощник в спасении души. Молитесь ему о всем, что нужно каждому для спасения. Он услышит и подаст все просимое. Только молитесь с верой и надеждой на получение просимого. Не сегодня, так завтра или послезавтра вы увидите плоды вашей молитвы. Молитесь святителю Николаю, да даст он вам духовную радость, мир вашей совести и очистит вас и благословит вас. Аминь.
О причащении Святых Тайн
9/22.XII
Понедельник 29-й седмицы по Пятидесятнице
Ты пришел сегодня причаститься Святых Тайн – очищающих достойных и попаляющих недостойных. Пощение, смирение и сознание своего недостоинства – основные условия для причащения.
Страшны Святые Тайны; пред ними Ангелы трепещут, закрывая лица своими крылами, не могуще зреть это Священное Таинство. А ты, готовящийся к соединению с Господом, пролей духовные слезы, пусть они текут неудержимым потоком, только от сокрушенного сердца. Взамен этих покаянных слез Господь излиет тебе в душу Свою спасительную всепрощающую благодать. Причастившись Святых Тайн, молись Богу и проси Его, чтобы Он благословил тебя хоть один раз в жизни, один день – день соединения с Ним – побыть с Ним. Побыв с Ним только один день, ты почувствуешь всю сладость пребывания с Ним и будешь стараться всеми силами и усилиями пребывать в Боге.
К нашему несчастью, мы мало думаем о вечной жизни. Наша земная жизнь – это лишь мгновение в сравнении с ожидающей нас вечностью. Мы все приземлены. В нашем сердце, омраченном житейской суетой, не находится места тоске по своему Отечеству – небу. Нам некогда потосковать по своей Вечной Родине. В сердце нет места для тоски по небу, а в груди не раздаются сокрушенные, покаянные звуки взывания ко Господу: Коль возлюблена селения Твоя, Господи Сил!..[36], «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!..».
Память мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
13/26.XII
Пятница 29-й седмицы по Пятидесятнице
Евстратий занимал высокую государственную должность; он был воеводой, приближенным царя-язычника. Будучи явным воеводой земного царя, он тайно, внутренне исповедовал Христа.
Случилось в его Отечестве гонение на христиан. Евстратий долго думал, как ему поступить: открыто ли исповедовать свою веру или ждать, когда призовет его Сам Господь. Его думы сопровождались усиленным постом и слезной молитвой. Господь явился ему и сказал, что он за Него пострадает. Получив внутреннее уверение, Евстратий ждал время, когда Господь благоволит ему соединиться с Ним. К этому времени царь назначил его предводителем по расправе с христианами. Вот он ведет одного из исповедников Христа – священника Авксентия. Представляя его пред лице царя земного, он следом за ним открыто исповедует свою веру в Небесного Царя, Который уверил, что Он соединит его с Ним. Царь, смотря на него, удивленно спросил, сколько лет он верит в своего Бога. Узнав, что Евстратий, самый близкий к царю, уже двадцать семь лет верует во Христа, царь приказал его предать на мучения, а затем вместе со священником Авксентием вести Евстратия в родной его город (об этом Евстратий молился, и Господь исполнил его желание). На ноги ему надели железные сапоги с иголками в подошвах. Окровавленный мученик радостно шел в город, где он родился и где желал умереть.
Когда подходили к городу, с крыши одного из домов Евстратия увидел знающий его Мардарий. «Какой счастливый Евстратий, он идет ко Господу!» – сказал он стоящей с ним рядом жене. На это жаркое, произнесенное со спасительной завистью восклицание благочестивая жена, мать нескольких малолетних детей, ответила: «Что мешает тебе встать рядом с Евстратием?». «А как же ты, дети?..» – смотря на нее, спросил он. Получив ответ от нее, что Господь не оставит никого, предавшего себя Ему, Мардарий присоединился к группе шествующих за Христом.
Господь благоволил явить на Евстратии Свою силу и показать, что все возможно верующему в Него. Спаситель вложил в уста мученика Евстратия слова, обращенные к мучителям: «Что вы стоите и ждете нашего отречения от Того, Который сейчас меня в мгновение исцелит?». Сказав сие, мученик Евстратий сделался телесно невредим и радостен, как будто он не переживал этих невыносимых мук. Его лицо сияло небесной радостью и любовью.
Такое явление силы и любви Божией не могло пройти бесплодно для участников этого зрелища. Среди обратившихся и открыто исповедавших Христа был Евгений – воин из отряда Евстратия. Его жестокое языческое сердце, доселе не могущее отвергнуть своего идольского бога, не устояло против этих чудес истинной веры, и он, к ужасу своих товарищей, оставшихся верными мертвому богу, предал себя в руки Бога Живаго.
Видя это, царь приказал усечь всех мечом. Первым, кто должен был поднять меч и умертвить «вечно живущих», был молодой, красивый воин Орест. Он был верующим, но страх смерти не давал ему открыто исповедовать свою веру во Христа. Но Господь по Своему человеколюбию и желанию всем… спастися и в разум истины приити[37] премудро устроил и его спасение. В то время как юный неуверенный христианин размахнулся для удара по главе Евстратия, у него из мундира выскочила золотая цепочка со знамением нашего спасения – крестом. С ним долго не разговаривали – и он дополнил прославленную пятерицу мучеников за веру во Христа.
Вот чудеса, явленные Богом верующим! А что заставило всех их оставить высокую государственную должность, священный сан, жену с малолетними детьми, воинскую заманчивую, многообещающую карьеру, молодую, цветущую земную жизнь? Их влекла и укрепляла благодать Божия, звала в вечное их Отечество. Господь мучениями приблизил их земной конец и соединил их с Собой в Небесном Царстве.
Молись мученикам, да укрепят они тебя в день испытания веры во Христа, когда открыто потребуется исповедовать Его имя пред людьми, – да не постыдишься и не лишишься сожительства с этой пятерицей мучеников и всеми святыми. Мученики соединились с Богом, живя на земле. Ты тоже живешь на земле, но стараешься ли ты и трудишься ли, чтобы соединиться с Ним чрез благоговейное причащение Святых Тайн, чрез чистоту сердечную, позволяющую тебе зреть Бога?
Не соединившись с Богом на земле, не трудясь над собою, не надейся, что встретишь Его там, в блаженной вечности. Трудись, молись Богу, Его Пречистой Матери и всем святым.
Господи! Укрепи веру и дай чистую, нелицемерную любовь в сердце.
1953 год
Неделя святых отец
22. XII/4.I
Неделя 30-я по Пятидесятнице
Ев. Мф., зач. 1 (I, 1–25)
Иисус Христос родился, то есть принял плоть человеческую, плоть, ничем не отличавшуюся от нашей[38]. В принятии Богом плоти человеческой заключается домостроительство нашего спасения. На IV Вселенском (Халкидонском) Соборе было утверждено, что Бог соединился с естеством человеческим нераздельно. Он принял на Себя образ человека, чтобы спасти гибнущее в грехах человечество. Не приняв образа человека, Иисус Христос не мог бы совершить величайшую тайну искупления наших грехов. Он жил среди людей, говорил с ними внятными, простыми словами. Он ушел к Отцу Своему и унес Свою плоть. Какого счастья сподобил нас Господь, дав нам возможность уподобиться Ему и пойти вслед за Ним в свое вечное жилище!
Бога Иисуса Христа не стало среди людей на земле, и мы скажем, что не видели Его и не слышали; как мы Ему будем верить? Нет, Господь спросит, почему ты не верил. Видеть и слышать Бога телесными очами не есть условие спасения. Господь по Своей премудрости и любви, для того чтобы все люди имели возможность познать своего Спасителя, оставил на земле Евангелие, в котором святые Апостолы, жившие с Ним, точно отразили всю жизнь и страдания Его за род человеческий.
Читай Евангелие – это твоя духовная пища. Кто не читал, пусть покается и прочтет, а кто читал, пусть не поленится еще раз прочитать, еще и еще. Всегда читайте. Скажете, что не все понятно? Это оттого, что сердце, которое должно воспринимать всю сладость писаний Божиих, нечисто у жалующихся на непонятность написанного. Очисти сердце, и струя словес Божиих будет вливаться, просвещать и веселить твою душу. Мы не думаем, не проникаемся своими чувствами в тайну своего спасения, нас не трогают страдания Спасителя, Его искупительная жертва, принесенная за нас на земле. В нашем сердце, гордом и тщеславном, нет места смиренному взгляду на себя. Сознавая себя лучше других, – а на самом деле ты грешник, – ты не найдешь путей к исправлению. Ты считаешь себя хорошим, но Господь ведь пришел спасти грешников. Возвеличишься – унизишь Образ Божий, сделаешься образом диавола. Неужели ты не найдешь в себе грехов, чтобы быть причисленным к числу нуждающихся в покаянии? Господь ничего от нас для Себя не требует. Он всем доволен. Он, любвеобильный, чадолюбивый Отец, хочет нашего покаяния и обращения. В Таинстве Причащения Он подаст нам силу исправиться и благополучно идти по новому пути, на который мы должны принять решение встать после соединения с Ним в Святых Его Тайнах.
Доброе дело твори тайно. Не слушай похвал человеческих, ибо тогда от Бога получать будет нечего, получив все сполна здесь, на земле, от людей.
Не скорби, если от людей, тобою облагодетельствованных, терпишь оскорбления и обиды. Значит, от Господа получишь достойную награду. Дорожите благословением родительским, ибо через него посылается все, нужное вам в сей и в вечной жизни.
А вы, родители, посмотрите, как вы воспитываете детей. Излишнее баловство приводит к тому, что дети вырастают бесхарактерными и эгоистичными. Излишняя строгость тоже вредна в воспитании. Итак, признайтесь: «Господи, не умеем мы воспитывать своих детей, данных нам. Помоги нам и научи!» – просите сейчас Бога об этом, в эту минуту, Господь все исполнит, что просит у Него исповедующийся.
Женщина должна нести крест достойно, не избегая его [не лишая жизни своих не родившихся еще детей]. Господь спросит строгий отчет за все.
Непристрастны будьте к земным вещам, чтобы не было на ваших устах твердого: «Это мое, никому я не дам его». А если надо отдать самое твое любимое и нравящееся тебе – отдай без сожаления. Этим ты угодишь Богу и получишь для души освобождение от тяги к земному, и душа твоя понемногу будет понимать тогда всю тленность и никчемность земных благ и утешений. Бог помогает всем, хотящим спастись и обращающимся к Нему со слезной и теплой молитвой.
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
25. XII/7.I
Воплощение Иисуса Христа – великая тайна, которую не могут уразуметь Ангелы Божии. Бог наш – Творец и Искупитель – снисшел на землю и принял плоть человеческую, подобную нашей. Молись Богу, чтобы твое сердце наполнилось чувством благодарности и любви к Спасшему тебя и чтобы ты всей душой прочувствовал тайну твоего искупления Господом.
Будучи нашим Творцом и Отцом, Он хочет, чтобы мы, как дети, стремились соединиться с Ним, ни на мгновение не отступая от Него, ибо только в Нем едином обретается покой души. Явлением Господа в мир оправдались пророчества о Нем, написанные задолго до Его Рождества. Пророк Симеон, читая пророчества Исаии о воплощении Спасителя от Девы, усомнился и вместо «Девы» хотел написать «жено», но Ангел удержал его руку от этого. Господь продлил его жизнь на двести лет, до Своего Рождества, когда Симеон, нареченный Богоприимцем, держа на руках Младенца Христа, воззвал к Нему: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…[39], предал свой дух Тому, Который пришел на землю, чтобы возвести людей на небо, в их вечное жилище.
Человек, твое жилище на небесах. Тоска по твоему Отечеству – небу – да наполняет твое сердце, вытесняя оттуда житейские страсти и многозаботливость о земном. Живи на земле, уподобляясь своему Творцу, чтобы быть достойным гражданином нового вечного жительства.
Господь вознесся на небо чрез крестную смерть и тем самым показал нам путь спасения чрез крестоношение. Неси с достоинством, любовью и надеждой любой крест, да сподобишься лицезрения Господа. Дорожи каждым часом своей жизни. Время – мера нашего спасения. Прожив час и день, оглянись – приблизился или отдалился ты от Бога; если ты почувствуешь отдаление, то с сокрушенным сердцем в слезной молитве припади к Искупителю твоему и проси отпущения грехов.
Прошлое не в наших руках, и в настоящем нам ничего не остается, как взывать о помиловании и об укреплении на пути благоугождения Ему, о возбуждении ревности к соединению с Ним. Помоги, Господи, и благослови!
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
2/15.II
Прощеное воскресенье (На всенощном бдении)
В этот день Господь наш Иисус Христос, сорокадневный Младенец, был принесен Пречистой Матерью в храм по обряду – для очищения. До этого дня Иисус Христос жил, никем не знаемый; лишь Матерь и мнимый Его отец святой Иосиф знали о Божественности своего Сына. Спасителя встретил Симеон – муж праведный, приведенный в храм Духом Святым для исполнения обетования. Он принял на свои руки Владыку и воззвал к Нему: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… – слова богодухновенной, ныне звучащей во храме песни. Господь был явлен народу как Владыка. Этот Младенец в пеленах отпускал с миром старца, увидевшего спасение. Спасение Господь уготовал не только Израилю, но и всем людям.
На сороковой день после рождения младенца для очищения матери необходимо прочесть над ней молитву; чрез нее женщина очищается и может снова переступать порог храма.
Завтра – Прощеное воскресенье. «Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакаше…»[40] О чем он плакал? Он плакал о том, что огорчил Господа; он не находил покоя. Но всемилостивый Бог, изгнав его из рая, не до конца погубил его. Он дал ему возможность трудиться – заниматься земледелием и удовлетворять телесную потребность. Душу его Господь успокоил обетованием ему Мессии, Который спасет его. Горько плакал Адам, и простил его Господь. Так и ты плачь о своих падениях и не уставай взывать словами праотца Адама: «Помилуй мя, падшаго». Прости всех. Представь своего недоброжелателя, облеченного во многие добродетели, которых ты лишен, и он с помощью Божией превратится в друга, столь близкого и дорогого твоему сердцу. Неосуждение – легкий путь к спасению. Но если ты и примирилась со всеми – всегда чувствуй свое недостоинство пред Богом и приступай к Таинству Святого Причащения с мольбой о чистоте и просвещении.
Родители! Заботьтесь о просвещении детей своих духом веры, а что из них выйдет, то знает Господь. Он определил их судьбу[41], а твое дело – не противиться воле Его.
Заботься о ближнем своем. Господь посылает нам нищих и больных. Сделав им немного, не говори, что уже бессилен ты на дальнейшее им служение. Делай все из последних твоих сил и возможностей – вот эти дела твои будут иметь великую, спасительную для тебя и полезную для ближнего цену.
Молись слезно и тепло и помни обещание Бога об обязательности исполнения от сердца исходящего прошения. Имей всегда в памяти рождение Христа, Его Крещение, Сретение, Воскресение, Вознесение – да не затмят мыслей твоих об этих святынях житейская суета и самолюбие.
Торжество Православия
9/22.II
Неделя 1-я Великого поста
В 1-ю Неделю Великого поста празднуется день Православия. Сто лет происходило гонение на святые иконы. И вот однажды царица Феодора, жена царя-иконоборца, видит во сне истязание своего мужа. Будучи благочестивой, она, проснувшись, рассказала о виденном сне патриарху; тот разрешил значение этого сна, и было установлено сорокадневное молебствие. За молитвы молящихся царь-иконоборец был прощен, как это было открыто патриарху.
На I Вселенском Соборе святыми отцами было установлено иконопочитание. Матерь Божия, увидев Свой образ, написанный апостолом Лукой, сказала, что отныне этому образу будут поклоняться и получать помощь все, с верою притекающие к нему.
Больной царь Авгарь пожелал иметь у себя образ Иисуса Христа (еще во дни Его земной жизни), дабы, имея его, получить исцеление. Посланный им искусный художник, глядя на Спасителя, не мог запечатлеть Его образ; Он постоянно менялся. Сердцеведец Господь, видя тщетность человеческого труда художника, помог ему отобразить Свой лик, приложив к нему поданное художником полотенце.
Нужно почаще взирать на святые иконы. Глядя на образы святых (святителя Николая, святых мучеников), просите их помощи во спасении души, в научении вас тем добродетелям, обладая которыми на земле, они сподобились быть причисленными к лику святых Божиих.
Что значит Православие? Это значит – правильно славить Бога. Бог, превечно существующий, благоволил явить грешному миру Своего Единородного Сына, послушливого Ему даже до смерти и пострадавшего за спасение всех людей и каждого в отдельности. Иисус Христос, вознесшись на небо, ниспослал Утешителя – Духа Святаго. Быть православным – значит верить во Святую, Нераздельную, Единосущную и Животворящую Троицу, во Едино Божество. Христианин от неверующего, кроме того что он право верит во Христа, отличается жизнью по сердцу, а не по уму, которым живут неверующие. Покой и радость приходят вместе с вселением в сердце Господа.
Святая Церковь предлагает все средства ко спасению. Начало спасения полагается во Святом Крещении, где человек очищается святою водою от первородного греха, снабдевается благодатию и запечатлевается печатью Духа Святаго.
Когда ты придешь к Богу, Он спросит с тебя чистоту одежды; ты запятнал грехом эту одежду нетления, но не отчаивайся. Есть другая вода, могущая омыть твою скверну, – слезы покаяния. Омойся в них – и явишься чистым пред Богом. Не откладывай покаяния, ссылаясь на свое недостоинство. Мы никогда не можем быть абсолютно достойны, а можем лишь со смиренным чувством просить Его, чтобы Он вселился в сердце. Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою навеки!
Необходима теплая, слезная молитва, ибо она есть средство общения с Богом, в Котором наш покой, наша радость, наше счастье. Зови же Бога в свое сердце. Память о Боге возбуждает страх Божий, который приобретается частым взиранием на святые иконы. Счастлив тот, кто перед отходом в вечность сподобляется соединения со Христом в Таинстве Причащения. Господи, помилуй и благослови!