Об исцелении расслабленного
16. II/1.III
Неделя 2-я Великого поста
Ев. Мк., зач. 7 (II, 1–12)
Господь Иисус Христос был в одном доме, окруженный множеством людей, и к Нему невозможно было подойти. Расслабленный был спущен на постели через крышу (крыши в те времена легко разбирались).
Господь, видя их веру, сказал больному, что прощаются ему грехи его. Фарисеи возмутились, ибо они знали, что прощать грехи властен только Бог. Видя их возмущение, Господь промолвил: Что легче? сказать: прощаются тебе грехи твои? или: возьми свою постель и ходи?
Обратившись к больному, Он сказал ему, чтобы тот взял свою постель и ходил. «Господь всемогущ, – говорит фарисеям Иисус Христос, – и сделает все, что хочет», – и многие познали силу Божию в Нем.
Расслабленный – это каждый из нас.
Ты впал в тяжкую телесную болезнь – не спеши сразу к врачу, а обратись к себе, к своей совести. Не ответит ли она тебе, что за причина твоей болезни?.. Проверь свою совесть повнимательней: чаще всего причиной болезни бывает грех, и болезнь тянется долго, пока человек не осознает этот грех и, покаявшись, исцелеет, а иногда Господь приковывает к болезни человека, который, будучи здоров, никак не хочет покориться деснице Божией. Не упорствуй пред волей Всевышнего.
Неверующий верит в свой ум. Господь говорит ему: «Я являю тебе Себя во всем: в красоте окружающей тебя природы, в ежедневном пропитании, одеянии и так далее, а ты упорствуешь… Так живи же, не ведая и не узнав сладости покоя во Мне, радости веры в Меня, умиления сердца твоего». Нужно просить Бога самим, да внидет Он в наше сердце, внеся вместе с Собой желанный покой и радость. Верен ли ты обетам Крещения, Брака, обещанию исправиться после Исповеди?
Покайся, всякая жена, хотя бы мысленно согрешившая пред мужем изменой, нежеланием иметь детей. Подойдите и скажите вслух священнику о своем страшном грехе детоубийства; вы получите разрешение, и впредь ни под каким предлогом не делайте этого.
Не кляните, родители, своих детей, а молите Господа, чтобы просветил Он их Своею благодатию. Мы грешны в жестокосердии к ближнему, в нежелании расстаться с какою-нибудь вещью, необходимой другому. Мы прилеплены к земле, и нужно много усилий, а главное – молитв, чтобы, оторвавшись от земли, взглянуть чистыми очами на небо, куда в любое время вынуждены будем мы пойти: ты, я, любой из нас.
Но нам редко приходит это на мысли или вовсе не приходит. Ты так много заботишься о себе – зачем? Многозаботливость изгоняет из сердца покой и мысли о святом.
Живи одним днем, а ты загадала себе на целый год всего.
Просите у Бога сознательную, теплую молитву: она поможет вам всегда быть с Богом, а в Нем обретете покой.
Поплачь о грехах. Попроси у Матери Божией Донской слезы покаяния, да даст Она их тебе, чтобы ты омылся в них и явился пред Сыном Ее чистым и нескверным. Почаще прибегай к Ее Материнскому заступлению. Дав тебе слезы сокрушения о грехах, Она и утрет тебе их, когда ты будешь изнемогать под тяжестью своего креста. У Нее в руках платочек, которым Она и утрет всякую слезу твою.
Люби и помни иконочки и крестик. Глядя на них, ты умиляешься, сердце твое наполняется страхом и любовью ко Господу.
Подходи спокойно к Святой чаше, не думая уже о грехах, – они тебе прощены, а проси Бога, чтобы подал тебе силы исправиться и побороть твои пороки впредь, ибо во время Исповеди Господь не только слушает твое исповедание, но хочет слышать твои прошения к Нему об исправлении и Его помощи. Он даст тебе все, ибо Он милостив и щедр.
О поклонении Кресту Господню
21. II/6.III
Пятница 3-й седмицы Великого поста
Завтра за всенощной будет выноситься святой крест для поклонения. До Вознесения Иисуса Христа и ниспослания Святаго Духа Матерь Его и святые Апостолы не понимали всей тайны искупительной жертвы, в которую принес Себя Спаситель. Погибающее во грехах человечество могли спасти страдания Богочеловека, Которым явился Иисус Христос. Бог Отец благоволил Сыну Своему за спасение рода человеческого испить горькую чашу невыносимых страданий. Трижды молился Сын ко Отцу, да мимоидет чаша сия, знал, что Ему предстоит пострадать, претерпев самую позорную смерть – распятие на Кресте; через распятие Иисуса Христа Крест из орудия позора стал знамением спасения. Господь излил на Кресте Свою Пречистую Кровь. Он подает ее людям и будет подавать до скончания века. Причащаясь Тела и Крови Его, мы становимся участниками Его страданий.
Подходя ко кресту со страхом и благоговением, проси у Распятого на нем подкрепления на прохождение подвига поста, и да сподобит Он тебя поклониться страстям Его и Святому Воскресению, встретить Воскресшего с покаявшимся, очищенным сердцем, да внидет в это сердце Его спасительная, оживотворяющая, веселящая душу благодать.
Попостись поусерднее – и почувствуешь сладость спасительных дней поста.
Проси у Бога, да подаст Он тебе пламенную, теплую, слезную молитву хотя бы при конце дней твоей жизни. Господь Иисус Христос дал образец этой молитвы. Он, всегда постящийся и бдящий, не имеющий ни единого греха, со слезами в очах, с кровавым потом на челе умолял Отца, да совершится Его святая воля.
Если Он, будучи безгрешен, так горячо и пламенно молился, то сколь сокрушенной и слезной должна быть наша молитва, молитва грешных, ежеминутно оскорбляющих Его своими грехами, по словам святого Димитрия Ростовского, вторично Его распинающих.
Единственный путь соединения с Богом – следование за Ним крестным путем: Образ дах вам, да Мне последуете[42].
О том же
22. II/7.III
Суббота 3-й седмицы Великого поста
Сегодня вечером мы будем в храме поклоняться Животворящему Кресту Господню с умиленными словами: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Поклоняясь орудию Его распятия, мы вместе с тем верим в Его Воскресение, верим в то, что Он, спасший нас, сподобит нас воскликнуть: «Христос воскресе!».
При воспоминании о Кресте человек не должен предаваться безотчетной печали, но с сокрушенным и смиренным сердцем всегда духовно бодрствовать и радоваться. Поклоняясь спасительному Кресту, мы просим у Бога сил для жизни по Его заповедям, в любви и смирении.
Сколь спасителен пост! В эти дни оставь все твои плотские дела и поживи духовной жизнью, той жизнью, с понятием о которой связаны внутренняя радость, мир и безграничная любовь ко всем. Душа ощущает свой покой, ибо она живет с Богом – Источником всего лучшего для внутреннего человека.
Но сами мы бессильны расстаться со своей прежней жизнью, нам тягостно от нее оторваться, мы не хотим отстать от нее – подобно тяжести расставания со сладостным сном. Поэтому молись Богу, и Господь возбудит в тебе жажду духовной жизни, ты познаешь, что ты ничто, и покой придет в сердце. Чувствуй всегда свое ничтожество и неспособность на что-либо благое. Приди ко Господу и скажи сокрушенно: «Господи, я такой плохой, нечистый. Подаждь мне силы начать жить новой жизнью, жизнью с Тобой». Вот этим твоим откровенным, признательным словам внемлет Бог и поможет тебе. «Мир можно победить верой в Бога»[43], – говорит апостол Иоанн. Вера – вот самое драгоценное в жизни человека. Не имея совсем или имея еле-еле теплящуюся веру, человек разочаровывается в жизни и приходит к выводу о никчемности своего существования на земле, пытаясь наложить на себя руки. Оберегайте себя от такого отчаянного состояния, молитесь всегда, чтобы не отступил от вас Господь.
Кроме маловерия, причиной отчаяния и потери покоя является ненависть. Это чувство диавольское, оно ожесточает сердце человека: злоба кипит в душе – и человек идет на все, лишь бы насладиться жаждой мести, словом и делом. Всякое зарождение гнева искореняйте молитвой и примиритесь тотчас же после возмущения сердца хотя бы тенью гнева и ненависти.
Изгоняйте худые, гордые, нечистые мысли, которые приводят к падению делом. Молите Бога так: «Господи, мы – Твое творение, мы должны быть выше этих низменных, нечистых помыслов, помоги нам возвыситься над ними и победить их».
Родители! Не скорбите о том, что у вас много детей, как их прокормить, как одеть. При отсутствии полной материальной обеспеченности у вас есть другое орудие – это молитва к Богу, вера и надежда на Него. Вера и надежда – что они не способны сделать?! Молись ко Господу, да просветит Он твоих детей светом познания Его и сладости веры. Он приведет их к Себе Своим всемогущим Промыслом. В крепости сил своих ты молись, а когда будешь отходить в вечность, собери детей и скажи им ласково и твердо: «Я ухожу, не оставив вам земного наследства, но я завещаю вам великое богатство – веру в Бога: к Нему прибегайте, Его любите, Его волю исполняйте. А мою могилку почаще навещайте и, приходя, рассказывайте все, и я услышу вас и помогу вам советом». Преподобный Серафим Саровский говорил, чтобы все его духовные чада с верой и простым сердцем приходили к нему и все, как живому, рассказывали, и обещал всегда их слышать и помогать в их прошениях, подавать им радость и покой.
Родители молятся за нас там, а мы должны молиться здесь, ибо только на земле можно вымолить спасение. А придешь туда – и увидишь, что родственные связи не являются гарантией спасения, а каждый получает нелицеприятно и по делам своим. «Я пришел, – сказал Господь, – разделить мать от дочери, отца от сына»[44]. Поэтому Церковь установила специальные богослужения за усопших с пользой для них и для нас. Будь усердна к этим молитвам и внимай их словам со смирением и слезами, чаще молись Премилосердной Царице Небесной, прося Ее Материнских, многомощных пред Ея Сыном молитв. Будь ласкова и добра, проста в обращении – не отрывайся от родных и ближних, не забывай дорогу к ним, не замыкайся сама в себе.
Живет обеспеченная семья и благодарит Бога словами, а посмотреть не хочет, что у двери или напротив в комнате – нищета, бедность, недостаток и проистекающие отсюда разлад, семейная неурядица и прочее. Это Господь послал нищих и требующих твоей помощи[45], благочестивый, обеспеченный счастливец, желая испытать твою любовь к Нему и ближнему на деле.
Будь умеренна во всем; все лишнее и часть необходимого отдавай с любовью нуждающимся – и ощутишь духовную радость и удовлетворение внутреннее.
Господи, пребуди со мною вовеки!
О страданиях Спасителя
28. II/13.III
Пятница 4-й седмицы Великого поста
Сегодня после часов Животворящий крест будет унесен в алтарь. Давайте поговорим о страданиях Иисуса Христа и о себе, чающих вечной жизни.
Посреде двою разбойников был распят безгрешный Искупитель. Сколь велики были жестокость и слепота людей, приравнявших своего Создателя к разбойникам в распятии Его! Каковы же должны быть милосердие и любовь Распинаемого к тем, кто Его распинал, если, вися на Кресте, Он вымаливал Своим распинателям прощение у Небесного Отца, говоря, что они не ведают, что творят! Вот истинная Божия любовь к человеку – вот к чему мы должны всегда устремлять свои мысли и сердца во все дни нашей жизни.
С Иисусом Христом распинали двух разбойников, заслуживающих по своим преступлениям подобного наказания. Один из них не хотел умирать, а желал еще пожить так же, как он жил. Он оскорблял Спасителя, предлагая Ему снити со Креста и спасти Себя и их, если Он считает Себя Богом. Другой – благоразумный – раскаянным сердцем своим разбойничьим почувствовал, что рядом с ним висит не простой человек, а воистину Бог, ибо он не мог без сокрушения сердца слушать слова чистой молитвы Умирающего за Своих распинателей. Он увещает своего товарища уверовать в Иисуса Христа и в возможность спасения.
И святитель Иоанн Златоуст замечает: подумай и прочувствуй, сколь велика была зародившаяся в мгновение вера благоразумного разбойника! Он крепко поверил в Того, Кого все оставили: Петр – первый Его ученик – отрекся, другие ученики покинули Его, а вот этот, всю жизнь не знавший Бога и не видевший от Него чудес, всем сердцем был с Ним и словами Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем[46] выразил свою веру и надежду на спасение. Этот человек, живший всю жизнь на земле неправедно, в тот миг увидел небо и горячо возжелал быть вознесенным туда. Он хочет, чтобы его друг по грабежу тоже вместе с ним удостоился быть с Богом. Вот образец беспримерного сострадания другу.
Благоразумный разбойник уверовал в свое собственное спасение, но он неспокоен от того, что его товарищ упорствует в своем неверии. Будем подражать благоразумному разбойнику в сострадании ко всем и в желании всем спастись, а не только самому себе. Это чувство сострадания – высокое, трогающее сердце чувство, заставляющее человека служить ближнему, отказывать во многом себе, иметь всегда в сердце огонь любви, способный согреть и обрадовать всякого человека, приходящего и живущего с тобою.
Сколь велики были страдания Иисуса Христа! Ни одно из наших страданий не может сравниться с Его вольными страданиями. Если ты и всю жизнь проведешь в страдании, то ты все равно не расплатишься с Господом Иисусом Христом ни за один день твоей жизни, проведенной под кровом благодеяний Божиих. Господь хочет, чтобы мы в страданиях помнили о Нем. Подчас очень благочестивые люди умирают в тяжких страданиях. Почему? Господь венчает их страданиями, чтобы потом показать и открыть им всю сладость и красоту вечной жизни.
Раскаяние и вера благоразумного разбойника заставляют нас поревновать ему, но не следовать ему во времени своего покаяния: у тебя всегда открыта дорога к соединению с Богом, не откладывай оного до смертного часа, ибо не знаешь, когда он придет. Порой приходится причащать людей, уже лишенных дара речи, и лишь слезы, каплющие обильно из их глаз, говорят о желании человека раскаяться перед отходом в вечность.
Выбрось всю мерзость греха из души и, отойдя, почувствуешь легкость и, посмотрев на грех, скажешь: «Какую мерзость я носил в сердце!». Не прибавляй себе грехов, не бери на себя чужих, но и не умаляй своих, а как есть приди и сложи их у ног Распятого и проси слезно прощения и помощи в исправлении. Не давай клятв, а если дашь какое обещание Богу, постарайся исполнить, что в твоих силах, в противном случае не обещай никогда. Не клянись, а говори «да» и «нет»[47].
Воздерживайся от всего худого. Если ты желаешь стать лучше, необходимо отсекать все то, что противно добродетели, в которой ты подвизаешься.
Дорожи Божиим благословением. Без благословения священника не должно начинать ни одного дела. Жизнь свою заключи Таинством Брака. Тогда ты уже не будешь рассуждать, жить ли тебе с мужем или нет. Господь благословил вас в Святом Таинстве Брака, так и живите. Ты, жена, можешь спасти своего мужа силою молитв твоих и переживаний; такова, видно, твоя жизнь. Не завидуйте одиноким – их жизнь трудная. Часто старушки жалуются на отсутствие у них детей, которые бы утешили их и успокоили их старость. Но если ты не имеешь детей, то живи, как повелевает Бог: ходи в церковь и твори добро. Ходи не тогда, когда есть желание, а всегда, ибо этого требует твоя бессмертная душа.
Если же Господь благословил тебя многодетством – не унывай, не говори, что тот или этот сын неудачный, а радуйся, что ты растишь будущих граждан Небесного Отечества. Ты получишь награду от Бога за то, что увеличишь число жителей Царства Небесного. Молись усердно о всех детях и надейся – Господь не оставит никого из возложивших на Него надежду и верующих в Него.
Не уставай делать добро, не упускай ни одного случая к этому, ибо не сделать добро – значит потерять часть времени в общем спасении твоей души.
Исповедуй Богу все – не стыдись открывать Богу свои грехи и плотские дурные мысли, ибо они неминуемо посещают всех людей в юношеском и подчас в старческом возрасте.
Проси у Бога молитвы теплой и слезной, будь крепок в вере, не притворяйся неверующим. Безбоязненно неси крест и почитай иконы, помня слова Иисуса Христа: кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю Я пред Отцем Моим[48]. Проси у Бога веры непостыдной, веры крепкой, веры благоразумного разбойника.
Подходя к Святой чаше, будьте уверены в прощении грехов. В исповеди не повторяйте ранее исповеданных грехов – они прощены. Если чувствуешь еще терзание в сердце исповеданными грехами – значит, недостаточно сделано у тебя добрых дел, способных заглушить и изгнать навсегда этот смрад из бессмертной твоей души.
Торопись же делать добрые дела.
О поминовении усопших
1/14.III
Суббота 4-й седмицы Великого поста
День поминовения усопших – день молитвы за усопших отец и братий, о родных, близких, знаемых и незнаемых. Эти дни Великого поста выделены Святой Церковью специально для молитвы об отшедших в вечность. В остальные дни Великого поста усерднее подвизайся в своем спасении, плачь о своем спасении, о своих собственных многочисленных грехах. Молитва об усопших полезна и спасительна им и нам, ныне еще живущим на земле и имеющим в свое время уйти в вечность. Молитесь об упокоении всех, наипаче родных. Божественная таинственность родства состоит в том, что ты как бы носишь на себе грехи и добродетели ближнего своего. Если ты сам кажешься чист, то все равно не должен ослабевать в молитве о себе и ближних своих, памятуя, что Господь наказывает за грехи даже до четвертого колена[49].
Страшитесь греха, этого страшного смертного яда для души. При желании совершить грех представь его последствия, вторичное распятие Иисуса Христа, отражение этого греха болью в сердце твоих родителей и ближних.
Помни капли Божественной Крови, истекшей из тела Иисуса Христа на Кресте. Эти капли и доныне не перестают капать и будут изливаться непрестанным потоком до скончания века.
Хочешь быть причастником страданий твоего Создателя и Спасителя – приди и вкуси Тела Его и испей Божественной спасительной Крови. Не отлучай себя от Причастия под предлогом многогрешности; только священник может, исповедуя тебя, отлучить от Причастия на год-два, чтобы ты искупил твой грех молитвой и постом.
Всегда иди ко Господу, зная и надеясь на Его любовь и милосердие, но с твердым намерением и решением исправиться. Господь безграничен в Своей Божественной любви, Ему одинаково дорог любой предстоящий пред Ним человек, наипаче же Он внимает кающимся грешникам. Пусть ты полон скверн, но идешь к Нему: ты услышишь Его Отеческие слова: «Хоть ты скверный, но Я тебя люблю, Я пострадал за тебя, и вот ты опять пришел ко Мне: очищаю, прощаю и благословляю тебя. Иди с миром». Сколь велико милосердие Божие к грешнику! Апостол Петр, трижды отрекшись от своего Учителя, от Того, от Кого он своими глазами видел столько чудес, показывающих Божественность Иисуса Христа, был впоследствии прощен Господом и трикратным вопрошением его о любви к Нему был восстановлен в апостольстве. Господь вручил ему ключи от Царствия Небесного.
Приходи и ты, ныне кающийся, ко Господу, имея в душе веру и несомненную надежду на Божие милосердие. Нужно всегда иметь в себе Бога, старайся не отдаляться от Него никогда и ни в чем. Чаще читай Евангелие, эту книгу жизни, смерти – искупительной жертвы Иисуса Христа, принесенной Им за наше спасение. Читай его с великим тщанием, помни, что Господь спросит ответ и отчет за всю жизнь. Он скажет: «Ты пришел ко Мне, надеясь на вечную жизнь, так почему же, живя на земле, ты не поинтересовался, Кто Я, как Я жил, чем ты обязан Мне, не хотел знать через это путей ко Мне?». Пока не поздно, читайте Святое Евангелие – эту спасительную книгу. У кого нет – помолитесь Богу, да укажет Он, где и как приобрести ее[50].
Будь неутомим в добрых делах. Проси у Бога крепости в вере, да безбоязненно будешь носить Его имя в сердце и на устах. Знамение нашего спасения – крест – будем носить внешне на груди, а внутренне – иметь в сердце и помнить о Кресте, прибегать к его помощи, зная силу и могущественность крестного знамения. Чаще повторяйте и всегда творите молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Вот орудие против грешных дел и мыслей. Не смущайтесь мыслями гордыми, тщеславными, хульными, подчас охватывающими наш ум и сердце и смущающими их перед самой чашей спасения. Бейте врага оружием молитвы и, не смущаясь, подходите к Причастию. Усиленно призывайте из глубины души помощь Божию Иисусовой молитвой. Просите у Бога помощи – и получите покой. Ощутите легкость на сердце, вы почувствуете, что с вами Господь, а в Нем – все!
«Да исправится молитва моя…»
4/17.III
Вторник 5-й седмицы Великого поста
«Да исправится молитва моя…» – слышим мы умилительное, трогательное, просительное, полное любви к Господу пение Преждеосвященной литургии в спасительные дни Великого поста. Мы просим, чтобы Господь исправил нашу молитву, соделал ее легкою, способною пройти небеса и внити пред Бога и подвигнуть Его на исполнение всякого прошения, изливаемого в тихой, слезной, окрыленной надеждой молитве. Молитва и пост – вот два крыла, с помощью которых мы можем взойти на небеса для вечной жизни. Да и живя на земле, имея всегда эти два крыла, боясь, как бы не потерять из них хоть одно, ты будешь неизменно иметь в сердце покой и радость духовную. Бог есть любовь[51]. Он любит каждого из нас одинаковой силы любовью. Он всегда стучит в наши сердца, чтобы мы отворили Ему двери и впустили Его в душу, да водворится он Своею благодатию.
Проверь себя – любишь ли ты своего Создателя и Спасителя? Ты скажешь: конечно, люблю! А каково твое усердие к молитве? Молитва чистая – открытая беседа с Господом, услаждающая душу и вносящая покой в любое смятенное сердце. Ты любишь своего брата, и эта искренняя любовь может выражаться в кратковременной или продолжительной беседе с другом, и вы вместе ощущаете какую-то неземную радость; особенно если беседа ваша затрагивает духовные темы – вопросы спасения души; в вашем сердце рождается стремление быть с Богом, любить Его, зная, что лишь в Нем покой. Если беседа с земным любимым другом так полезна и радостна, то сколь сладостна должна быть молитва к Небесному Отцу, беседа с Ним, разговор с Ним, откровение Ему своих слабостей, прошение помощи и подкрепления – в храме или тишине вечера или ночи! Молитвой усердной и чистой ты покажешь любовь к Богу, и Он тоже возлюбит тебя. Хорошо иметь в сердце любовь к Богу, которая выражается в усердной, неусыпной молитве. Через молитву проси у Подателя всех благ любовь сердечную, страх и благоговение, веру и надежду – этих спутников в жизни, которые сделают ее (жизнь) безмятежной и безопасной.
Всегда памятуй о страданиях твоего Господа и Спасителя, благоугождай Ему во всем. Будь неутомим в добрых делах. Рвись на добро, ревнуй и завидуй всем, творящим его, не упускай и малейшего случая к добру. Это для тебя Господь посылает нищих и больных. Не уступай никому опередить тебя в предлежащем добром деле, видя пред собою награду от единого Бога. Будучи во всех случаях уступчивым всем, в добром деле будь впереди, делай добро всегда, при малейшей возможности, даже если это желание родится в твоем сердце лишь на одно мгновение.
Ограничивайся самым необходимым, и ты найдешь время и средства к совершению добрых дел ради ближнего, а наипаче своей собственной бессмертной души, дыханием которой да подаст тебе Господь иметь всегдашнюю к Нему молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – и много других услаждающих душу воззваний к Богу.
Стояние Марии Египетской
6/19.III
Четверг 5-й седмицы Великого поста
В этот день не празднуется память преподобной Марии Египетской, но Святая Церковь преподает нам этот день для подкрепления в посте и молитве, показывает нам высочайший подвиг покаяния грешнейшей блудницы.
На прошлой неделе праздновалась память преподобного Иоанна Лествичника, учителя духовной жизни. Каждый святой имел свои добродетели; подражай им – и укрепишься в борьбе со своими страстями и пороками. Подвизайся против блудных дел и мыслей, прибегай к молитвам святого пророка Иоанна Крестителя и преподобного Иоанна Многострадального. Святитель Николай – скорый помощник во всех наших прошениях. Не случайно ты назван именем святого. Господь хочет, чтобы ты подражал ему. Позаботься узнать его житие и усердно проси его святых молитв о себе.
Каждый впадает в грех, но пути падений и восстаний различны у всех. Мария Египетская явила собой пример глубочайшего покаяния, превосходящего наше представление. Жизнь этой ныне прославленной подвижницы – это история падения и восстания, история замены плотской, земной жизни – духовной, свободной от всяких попечений и забот о плоти, история жизни духом. Вся ее кипучая, бурная молодость прошла в заботе и попечении о своем теле. Сколько молодых и пожилых людей явились жертвой ее губительного соблазна! Ее жажда соблазна и блуда была неутолима. Достигнув в своем городе абсолютной известности в своей жизни и не находя более поля деятельности для своих страстных побуждений, она отправляется в Иерусалим на корабле вместе с благочестивыми паломниками, предпринявшими столь далекий путь, дабы поклониться Животворящему Кресту Господню. Мария Египетская и здесь явилась нарушительницей духовного покоя странников. Много людей, может быть, приближавшихся к Богу, впало в ее сети. Господь попускал это, чтобы затем явить в образе Марии Египетской неподражаемый пример покаяния и жизни в Боге. Мария продолжала свои дела, губительные для нее и согрешавших с нею.