Казалось, что терпению Божию приходит конец. Но… корабль приходит в Иерусалим, все спешат на праздник. Влекомая толпой, Мария оказалась у дверей храма. Все входят, но какая-то непонятная сила удерживает эту блудницу и не дает ей сделать ни единого шага к святыне. Вдруг ее сердце встрепенулось. Благодать Божия коснулась ее. Она видит образ Божией Матери и мысленно горячо, со всей силой проснувшейся или, можно сказать, родившейся веры просит Ее, да подаст Она ей силы пройти в храм. Приложившись к святыне, Мария вновь подходит к образу Божией Матери и спрашивает Ее, как живую, что ей делать, и слышит в ответ: «Пойди за реку Иордан и кайся». Набрав у ворот «несколько хлеба», Мария идет на благословенное ей Божией Матерью место и там в течение сорока семи лет подвизается в посте и молитве. У нее совершенно иссохла плоть, она живет духовной жизнью. Святой Зосима узнает всю ее жизнь, встретившись с нею и преподав ей Святые Тайны.
Жизнь Марии Египетской показывает нам, что мы должны больше всего заботиться о чистоте сердца – этого основного места обиталища Святаго Духа. Не заботься о теле сверх меры, не угождай плоти, а живи духовной жизнью.
Нечистота сердца – основная причина телесной, а наипаче духовной болезни. Полечи сердце – и покой и сладость внидут в душу. В чистое сердце будет притекать Божия спасительная благодать, от чистого сердца будут возноситься молитвы к Богу – наши прошения, благодарения, беседы с Богом. Сколь сладостна и велика молитва от чистого сердца! В этой молитве не устанешь, а будешь желать ее все больше и больше. И сколь велика бывает радость врагу, если он отвлечет нас от этого превосходящего все, спасительного дела. Он представит тебе тысячу предлогов, чтобы ты оставил молитву. Он подсовывает на вид несомненное неотложное дело, дело доброе. Не слушай его внушений, а молись всегда, зная силу и сладость молитвы ко Господу. Порой находят тоска, уныние, отчаяние – молись усерднее, и все пройдет. Но посмотри, откуда все это проистекает, не грозовая ли туча гнева Божия нависла над тобой, может быть, Господь зовет тебя к Себе – приди в храм, так надолго тобой оставленный, и над тьмой засветится Божественный свет.
Мы не заботимся о чистоте сердца, мы не знаем его болезней, не лечим их, а чужую жизнь зато знаем до тонкостей. Думай лучше о себе, ведь отвечать тебе придется за себя, а не за соседа. Тем более если тебе известна жизнь других как порочная, ты осуждаешь их, а твое сердце не способно восстать против осуждения – и ты впадаешь в грех. В нас много фарисейства, лести, лицемерия.
Родители, молитесь о детях своих, учите их страху Божию, укрепляйте веру в Господа, не смотрите на существующий строй, ведь истина неизменна и неизбежно восторжествует, а сколько пользы для вас и для себя принесут верующие дети! А вы, дети, молитесь и уважайте родителей.
Усопших усердно поминайте, не припоминая их пороков, а имейте пред собою только их добродетели. Да будет ваша молитва о них, о себе и о всех чистой, да подаст вам Господь чистоту сердца, в котором всегда будет пребывать молитва.
Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!
Иконы Божией Матери «Споручница грешных»
7/20.III
Пятница 5-й седмицы Великого поста
Явление иконы Божией Матери «Споручница грешных». Она явилась в Николо-Хамовническом храме чудным образом, со славою. Свеща, возжженная незримо, во храме была носима. С тех пор и по сие время святая икона прославляется акафистным пением, составленным настоятелем храма. Помолимся ей в этот день: она поможет нам покаяться в бесчисленных наших грехах и исправиться.
Первое условие приближения к Богу – сознание своей греховности. Самое главное – это начать новую жизнь, нравственно-духовную. Да, это – нелегкое дело, ведь есть грехи, в которых стыдно покаяться, но ведь ничто в жизни не дается легко. Однако за нас на жизненном пути предстательствует пред Богом Матерь Божия – Споручница грешных, поручающаяся пред Своим Сыном в нашем исправлении. Ее молитва, теплая и от сердца приносимая Сыну и Богу, много споспешествует твоему нравственному совершенствованию. Грех настолько причастен нам, что стал второй природой человека. Трудно бывает расстаться с грехом.
Святая Церковь в спасительные дни Великого поста преподает особые песнопения и чтения, дабы подвигнуть на искреннее покаяние и сокрушение: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», – воспевал могучий пророк царь Давид. Очень занятый государственной службой, он находил время с утра до вечера взывать ко Господу, отчего царство его было благополучно управляемо. Святой Пророк впал в грех, но за его глубокое и искреннее покаяние милосердный Господь простил его.
Утром в дни Великого поста воспеваются тропари 3, 6, 9-го часа, где испрашивается у Господа благодать Святаго Духа, вспоминаются страдания Господа Иисуса Христа за нас, Его распятие. Испрашивается у Бога, чтобы Он умертвил наше плотское мудрование, чтобы помог стать на путь духовной жизни. Эти тропари читаются и поются так часто для того, чтобы каждый христианин знал их наизусть и повторял дома. При повторении их со вниманием сердце непременно придет в сокрушение и умиление. Ты почувствуешь, сколь тяжел твой грех, сколь велика твоя обязанность пред Богом, тебя искупившим, и ты непременно должен будешь заплакать, ибо невозможно без слез чувствовать себя грешником.
Откуда узнать о Господе? Для этого Иисус Христос оставил Евангелие – программу нашего спасения. Имейте эту спасительную книгу у себя обязательно, все книги, что у вас есть, отдайте за нее. Читайте непрестанно и со вниманием Святое Евангелие, особенно Великим постом, а в обычные дни – хотя бы по одной главе из Евангелия и Апостола.
Всякое доброе дело надо начинать с благословением, сообразовав свое желание сделать добро с богоугождением. Порой мы делаем огромные дела, а через неделю смотришь – нет ничего. Потщеславился – и все развалилось, а на душе уныние и разочарование. Если мы просмотрим все свои скудные добрые дела, то едва ли найдем пять процентов их, более или менее подходящих к названию добрых дел, а девяносто пять процентов – пустые, бесполезные дела. Будь мирен и ласков со всеми. Ожесточенных на тебя укрощай смирением и терпением. Сам, первый, сделай шаг к примирению. При отказе со стороны недруга в примирении пожалуйся на него святителю Николаю – он все скоро устроит сам как скорый помощник. Всякий шаг в жизни делай осмотрительно и с благословения Божия.
Молодая девушка ищет жениха по принципу: богат, умен, большая жилплощадь… а на сердце у него ночь. Вот этой-то сердечной ночи люди, ослепленные житейскими выгодами, не видят, а когда увидят – уже поздно бывает. Ведь жизнь заключается не только в полной материальной обеспеченности, а в созидании себя для вечности.
Необходима вечерняя и утренняя молитва. Утром – испрашивать благословения на предстоящий день. Вечером – благодарить Бога за то, что Он дал тебе силы и возможность совершить то или другое доброе дело, побороть ту или иную страсть. Будь в постоянном трезвении, воздерживайся от излишнего сна, пития и пищи. Будь крепок в вере. Не малодушествуй, не следуй уговорам врага снять крест. Он будет тебе говорить, что тебе будет то-то и то-то, – не слушай его. Что бояться, если крест на тебе и Господь в тебе, – ты в безопасности, никого не бойся, никто тебе ничего не сделает. А вот если последуешь вражеским увещаниям и снимешь крест, то сколь великие тяжесть и уныние лягут на душу, и горе, если в этот момент тебя призовет Господь, – ты будешь безответен, и прощения тебе не будет, ведь ты отрекся от Того, к Которому мы все идем.
Покаяние – это половина дела в спасении души, главное – исправление жизни. Проси у Бога в этом помощи, Он особенно скоро услышит тебя в часы твоей исповеди. Попроси Его от души, и Он даст тебе силы сделать те добрые дела, которые ты до сих пор не имел возможности исполнить.
Похвала Пресвятой Богородицы
8/21.III
Суббота 5-й седмицы Великого поста
Во дни нападения скифов на Константинополь, когда у его жителей не хватало силы отбросить врага и его флот в Черном море, патриарх с молитвой три раза окунул Ризу Богоматери – и поднявшийся страшный шторм потопил вражеский флот, а город был освобожден от врагов. Диакон Георгий[52] в те дни составил акафист Божией Матери наподобие настоящих. «Взбранной Воеводе…» было взято в первый кондак акафиста. По этому типу был составлен акафист Иисусу Сладчайшему. Эти два акафиста особенно приятны сердцу, и их чтение умиляет и услаждает душу. Кондак «Взбранной Воеводе…» следует читать в борьбе с помыслами и злыми людьми. Нам тоже требуется Воевода в борьбе с врагами. Мы, израненные грехами, лежим на поле брани, доколе Матерь Божия не смилуется над нами и не приимет нас на Свои всемощные руки.
Матерь Божия явила Свое чудо грешникам через спасение их столицы. Мы тоже не обделены милостию Матери Божией. Донская икона Матери Божией – чудотворный образ, неоднократно спасавший нашу столицу: победа Дмитрия Донского над Мамаем на реке Дон, изгнание татар из Москвы царем Феодором Иоанновичем, сыном Грозного. Да и каждому из нас Она Помощница, любому Она утрет Своим платком слезы, любому поможет в борьбе со страстями, только приди с молитвой и верой. Ты чувствуешь свой грех и не имеешь дерзновения молиться Иисусу Христу – так у тебя есть скорая Помощница Матерь Божия.
Если ты крещен, ты обязан причащаться, ибо Крещение и Причащение неразрывны, первое открывает путь второму. Сколь велико Таинство Крещения, подумайте и попросите помощи у Бога прочувствовать это. Окрестите своих детей, строго и внушительно объясните взрослым всю опасность положения некрещеных. Их гибель несомненна, ибо там уже нельзя соединиться с Богом, а соединение с Ним возможно, пока человек еще в теле; а как скоро он оставляет жизнь, ему обеспечена пропасть. Сколь он ни будет образован, уважаем, умен, а не носит печати Святаго Духа – не наследует он жизни вечной.
Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери
Неси крест, возложенный на тебя Богом. Женщина должна беспрекословно повиноваться своему мужу и воспитывать детей. Сколь великое преимущество в семейной жизни послушание – великое дело, возводящее многих на небеса. Рождение и воспитание будущих граждан Небесного Царства – какая спасительная, благородная задача. Кайтесь, женщины, кто не познал преимущества своего положения, спасительности своего креста, искал всеми мерами снять его с себя. Не убивай в утробе детей. Ты не можешь сама собой родить дитя, так какое же ты право имеешь убивать детей – рабов Божиих? Они ведь принадлежат Небесному Отцу.
Будь усердным, горящим в молитве. Молись утром и вечером. Мы очень ленивы, мы можем проработать двенадцать часов стоя, а отдать пятнадцать минут на беседу с Богом, насладиться молитвой – ленимся. Знай, что лень твоя неизвинительна. Знай, что ты уйдешь отсюда, – человек предназначен для небесной жизни. Прочувствуй это и имей всегда в сердце. Смотри на все земное с точки зрения небесного жителя. Человек не создан совершенным, дабы, через молитву и пост соделавшись совершенным, прийти в свое вечное жилище.
Пост очень важен: человеческий организм устроен для обязательного употребления разной пищи. Поешь целый год мяса – и тебя не будет через год, а сколь полезен и целебен пост! Сердечные больные основным средством лечения считают пост.
Подходя к Святой чаше, взывай ко Господу, чтобы сподобил соединиться с Ним во исцеление души и тела. По причащении отойди, перекрестись и поблагодари Бога от глубины твоего сердца и испроси у Него, чтобы не была эта радость пребывания с Ним последней, а чтобы еще и еще сподобил принимать Святые Тайны, до конца дней твоих.
Память преподобного Симеона Нового Богослова
12/25.III
Среда 6-й седмицы Великого поста
Святой Симеон Новый Богослов – великий учитель духовной жизни. Он больше всего трудился над учением об отношении человека к Богу, о его обязанностях к своему Создателю, о постоянном памятовании о Нем, о молитве. Святые отцы говорят: не жалуйся, что тебя оставил Бог, Он никого не оставляет, это мы Его оставляем, и потому на душе у нас бывает тьма и уныние. Господь всегда с нами, с момента Крещения; грех отдаляет нас от Него. Кайся во грехах, какие бы они ни были по своему размеру, и Господь снова будет с тобой. Исповедь – второе крещение, крещение в слезах покаяния. Ты грешишь, но приди ко Господу и воззови о прощении. Он скажет тебе: «Я тебя прощаю, но покажи делами твое исправление, тогда только будут плодотворны твои труды покаяния». В Причащении Господь снова соединяется с тобой, грешник, Своим Телом и Своею Кровию. Заботься об очищении от грехов. С малой телесной болезнью мы спешим к врачу земному, а душевные раны своего грешного сердца не стараемся открыть Богу и исцелиться. Это мы делаем по нерадению, лености и незнанию. Покайтесь.
Залог спасения – чистота сердца. В Таинстве Крещения в сердце входит Святый Дух, а потом мы изгоняем Его своими грехами. Покайся в нечистоте сердца, в блудных и грешных мыслях, и тогда Господь даст силу побороть эту губительную, мешающую пребывать с Ним страсть. Чаще повторяй молитву Иисусову, чаще вспоминай Страшный Суд и вечность, но гони от себя мысль, что там ничего не будет. Будет непременно. Суд свершится сразу по смерти человека. Постоянное предстояние перед вечностью и Господом должно трезвить тебя, всегда воспламенять к молитве. Господь дал нам образец молитвы. Будь постоянен и неотступен в молитве. Ходи всегда перед Богом, не лицемерь, не старайся казаться людям лучше, чем ты есть, от этого нет толку, а только грех и тяжесть на душе.
Родители, не проклинайте своих детей, замените свою клятву вещественным доказательством вашего родительского благословения – благословите их крестиком или иконочкой.
Отходя от Святой чаши, благодари Бога и проси, чтобы еще и еще до конца дней твоих сподоблял тебя Причащения, чтобы войти с Ним туда, куда Он всю твою жизнь тебя звал.
Феодоровской иконы Божией Матери
14/27.III
Пятница 6-й седмицы Великого поста
Божия Матерь – Заступница и Помощница во всех наших скорбях и прошениях. В каноне Божией Матери Феодоровской тропари в каждой песне чередуются следующим образом: два тропаря обращены к Ее Сыну и два – к Ней. Здесь особенно подчеркнуто величие Ее девства. Всегда, а особенно в день Благовещения и в дни прославления Ее икон, Она чутко внемлет мольбам о чистоте сердца. Проверь свое сердце и позаботься о познании Бога. Мы не интересуемся по своей духовной лености, почему Господь явился в образе Человека, а не Ангела, почему Он вознесся на небо. Думаем с Ним жить вечно, а хоть немного подумать о Нем, о Его страданиях за нас не находим времени и безответственно относимся к своей земной жизни, данной нам для достижения совершенства, достойного небесного жителя. Ведь жизнь дана тебе для познания Бога, жизни с Ним, для борьбы с собой.
Мы – носители Истины, носители Света, носители духовного совершенства, так светите же всем, просвещайте всех, пробуждайте своей неподкупною верою и чистою любовью, не отвращайтесь от неверующего. А если ты верующий, и верующий по-настоящему, то он почувствует твою любовь и ласку, твою надежду на иную жизнь, и уверует в Бога, и найдет тот путь, найти который и ты стремился немало времени.
Ты встал на путь жизни с Богом и уверенно идешь по нему, надеясь на спасение. Будь постоянен в молитве, пусть она сначала будет рассеянна, ленива, но если она постоянна, то, как говорят святые отцы, Господь, видя твою неотступность, даст тебе краткую, услаждающую душу молитву. Старайся прогонять гордые и тщеславные мысли. Повергнись пред Господом и скажи: «Я изнемогаю от этой страсти, прости меня, окаянную» – и Господь освободит тебя от этого греха, и придет желанный покой сердца.
Кайся во грехах священнику, ничего не утаивая, наиболее же в больших грехах, а маленькие сами отойдут.
Не осуждайте священника, каков бы он ни был, а благоговейте перед ним, ведь он берет все ваши грехи на себя, а как потом будет отвечать Богу? О нем молитесь, да даст ему Господь силы и крепости.
Спасение женщины в деторождении[53], говорит апостол Павел, а кто этого избегает, тот не в Боге[54]. Не ищи себе покоя в жизни без детей, в смене второго, третьего мужа.
Благоговей в храме и будь внимателен к иконам в своем доме. Наши отцы давали иконам самый лучший, «первый» угол, а сейчас, входя в дома, долго приходится блуждать очами по стенам, чтобы увидеть иконы: или их совсем нет, или они очень невелики.
Заканчиваются дни Великого поста. Вспомни, провел ли ты хоть один день, достойный названия спасительного дня Великого поста? Человек в эти дни должен вырасти духовно, войти в общение с Богом. Если не найдешь ни одного такого дня, то плачь, сокрушайся и проси в день причащения у Господа силы провести Великую Страстную седмицу в страхе, благоговении и молитве, чтобы к Великому празднику Пасхи прийти к Богу с чистым сердцем и воспеть Ему: «Христос воскресе!».
Великий Четверток
20. III/2.IV
Страстная седмица
В этот день Господь преподал Апостолам Свое Тело и Свою Кровь под видом хлеба и вина и велел творить сие в Его воспоминание. Господь предал Себя на распятие за грешный мир. Каждый христианин принимает Святые Тайны, что свидетельствует о страданиях Иисуса Христа за всех и каждого и всех, имеющих родиться до скончания века. Велика и страшна эта тайна. Благоговей и со страхом стой в храме Божием, а наипаче в этот день: Сам Господь близ, и смотри, чтобы тебе не отогнать Его благодати своим неблагоговением, но получить утешение, и тогда какое-то успокаивающее чувство сойдет в твое растерзанное страстями сердце.
Тайная Вечеря… Все Апостолы умиленно, с сыновней любовью и преданностью взирают на своего Учителя, сердца их преисполнены радости, и они ловят каждое слово, исходящее из Его уст. Лишь один из них мрачен, в его сердце давно теплится искра сребролюбия, из которой наконец возгорится пожар предательства Начальника жизни нашея. Господь знает, кто и когда Его предаст, но Он его не обличает вслух, Своего будущего предателя, а лишь молвит, что лучше бы не родиться человеку тому, имже Сын Человеческий предается[55].
Посмотри: не похож ли ты на Иуду? Не способен ли ты предать Его, отрекшись пред людьми, что не ведаешь Его? Господи, прости мне неверие, мое временное отпадение от Тебя! Прошу: укрепи во мне всепобеждающую веру. Апостолы шли за Господом Иисусом Христом, оставив все свое без рассуждения. И нам нужно отдать Богу все, что у нас есть, а главное – самих себя, свою душу, свою волю, сердце, ум и крепость. Любить Бога, всегда быть с Ним неразлучно есть целомудрие[56], которого да сподобит нас Господь достигнуть. Господи, пребуди с нами и не отлучайся от нас! С Богом ты будешь благополучно жить на земле, с Ним же сподобишься жизни на небе. Цель всей земной жизни человека – получить прощение от Бога, но для этого надо примириться со всеми, открыть пред Господом все свои язвы, обнажить все раны до одной, не закрывать глаза на грехи, которые гнездятся в душе. Покайтесь в отсутствии любви к Богу, людям.
Покайтесь в холодности и рассеянности на молитве. Мы стоим на молитве, порой забывая, где находимся. Слова молитвы не доходят до нашего собственного сердца, а не только до Бога. Мы не слушаем голоса своей собственной совести, заглушая ее, когда ее голосом Ты Сам вещаешь нам пути жизни и наставляешь на добрые дела. Подаждь, Боже, чистое и любвеобильное сердце, теплую, услаждающую сердце молитву.
Господь всегда с нами, от купели Крещения, где мы с Ним соединяемся связями родства. Стяжи любовь к Богу и людям. Любовь к Богу воспламеняется постоянным памятованием о Нем, о Его искупительных, страшных страданиях. Представляй себя влекомой в горящую адскую пещь: тебе нет спасения, но вдруг с Креста окровавленный, измученный человеколюбивый Господь и Страдалец молвит: «Оставьте ее в покое, лучше возьмите Меня за нее, Я спасу. Может быть, человек уразумеет то, зачем Я повешен здесь и источаю капли крови и пота, может быть, его холодное сердце подвигнется хоть на малую каплю любви и благодарности, а Я ему снова помогу». Вот какой у нас есть Спаситель, всегда готовый всех спасти.
Любовь к ближнему – залог спокойной семейной и всякой другой жизни, она приобретается терпением характеров других. Молитесь о ближних, и вы увидите чудо молитвы – ваши сердца возгорятся небесной любовью.
Господь посылает Свою благодать всегда, а наипаче в Крещении и Причащении. Взрослые крещаемые испытывают такое чувство радости и духовной сладости, которое мы никогда не испытывали. Бог вас простил за прошлое, а будущее возлагайте на Него, Он всегда все устроит.
Преполовение Пятидесятницы
16/29.IV
Среда 4-й седмицы по Пасхе
Преполовение Пятидесятницы – это приготовление к великому дню сошествия Святаго Духа – празднику Святой Троицы. В Ветхом Завете иудеи праздновали поставление кущей (куща – открытая палатка). В этот день около миллиона евреев собирались в Иерусалиме, воспоминая свое освобождение от египетского плена, а в знак благодарности Богу заколались жертвы. Эти жертвы омывались водой, вследствие чего в Новом Завете в этот день установлено водоосвящение.
Задумайтесь о чистоте вашего сердца – способно ли оно принять в себя Духа Святаго, Которого Господь ниспошлет в день Пятидесятницы и всегда посылает, только старайтесь принимать Его.
Смысл человеческой жизни – познать своего Творца; познание Бога не зависит от естественного ума, Его нельзя познать умом, а лишь чистым сердцем, проси у Бога: Сердце чисто созижди во мне, Боже[57].
Каждый истинный христианин верит рождению Сына от Отца, воплощению от Девы Марии нашего Спасителя Иисуса Христа, ниспосланию Духа Святаго Единородным Сыном Божиим. Благодать Духа Святаго очищает сердце и делает его способным к познанию Бога. Когда благодать коснется сердца и озарит ум, каждое слово и каждая буква Святого Евангелия станет понятна и, касаясь души, будет услаждать ее, тогда радость и умиление наполнят душу и человек почувствует, что он с Богом. А с Ним ничего не страшно, всегда радостно. Под действием благодати Божией пастырями Церкви проповедуется Истина. А слушающие да соделаются ее исполнителями. Помоги, Господи!
Отдание праздника Пасхи
30. IV/13.V
Среда 6-й седмицы по Пасхе
Ев. Ин., зач. 43 (XII, 36–47)
В Евангелии от Иоанна Господь через пророка Исаию объясняет, почему книжники и фарисеи не приняли Господа Иисуса Христа, почему они не видели в Нем истинного Мессию: потому что были ожесточены и ослеплены сердца их. Бог есть Источник истины, цель человеческой жизни, и все человеческое блаженство заключается в познании своего Творца. Сердце – орган познания Бога, разумом познать Бога невозможно при всей нашей образованности и учености, поэтому высокообразованные ученые-философы, сделавшие многие открытия, не могли прийти к той мысли, что Бог, Высочайшее Существо, явится в образе человека. Подобно фарисеям, мы имеем очи и уши отверстыми, но не видим и не слышим, ибо сердце наше (то, чем познается Бог) окаменело и осквернено страстями и пороками. Холодность и окаменение господствуют в душе человека под влиянием и действием диавола, старающегося многоразличными путями изгнать покой и мир (в семье, в сердце ребенка). Берегись этого, а если впадешь в такое состояние, не отчаивайся, обратись ко Господу со слезами в неотступной молитве с несомненной надеждой о помощи. Господь Сам стучит в наше сердце – отверзи его, грешник, и впусти толкущего Утешителя, и открой Ему свои раны. Он исторгнет диавольские плевелы из твоего сердца, Сам снизойдет туда и будет руководить тебя ко спасению, но не сопротивляйся Его воле – и ты обретешь желанный покой души и безмятежность сердца.
Ко Господу никогда не поздно обратиться; не сокрушайся преклонностью твоих лет, ибо пришедшие в единонадесятый час получают равную мзду с пришедшими в первый час[58]. Верь в Бога, и ты будешь жив. Мы немощны, но Господь требует немногого, Он говорит: «Одного от тебя хочу – верь в Меня, что я твой Спаситель и люблю тебя больше, чем ты себя». Старайся быть всегда с Богом, не ленись ходить в храм, в место особенного обиталища Бога, и там, особенно за Божественной литургией, ты непосредственно соединишься с Ним. Вера творит чудеса.
Исцелением слепого и последующим просвещением его верой[59] Господь показал пример познания Бога и веры в Него. Этот пример – доказательство того, что можно видеть Бога, не имея телесных очей.