Книга Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей - читать онлайн бесплатно, автор Герберт Ренц-Польстер. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей
Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей

Когда этнологи попытались это сделать, они пришли к удивительным результатам. Они исходили из того, что матери в случае господства свойственному традиционному обществу стиля прекращают грудное вскармливание раньше, когда хотят прибегнуть к использованию подходящего для детей младшего возраста питания. Однако системная оценка времени прекращения грудного вскармливания у различных традиционных народов показала, что влияние «пищевого окружения» на удивление невелико. Оказывается, дети младшего возраста вовсе не привязаны к специфическому питанию при прекращении кормления грудью, а вполне способны обходиться размельченной взрослой пищей.

А вот вопросы условий работы женщин, как оказалось, имеют более сильное влияние. Если женщины не имеют возможности взять ребенка с собой в поле, то грудное вскармливание прекращается раньше. Матери в племенах, занимающихся охотой и собирательством, которые могут оставить своих детей под присмотром специальных людей в лагере, кормят детей «всего» один-два года. При этом достаточно мобильные группы занимающихся охотой и собирательством людей, живущие в суровых условиях (как, например, народность кунг в Калахари), кормят детей грудью три-четыре года[13].

Способствует ли социальная защищенность и поддержка матерей тому, чтобы они кормили грудью дольше? И да, и нет. Получается, что все зависит от того, кто является источником такой поддержки. Так, в традиционных обществах женщины с неплохими материальными условиями кормят грудью меньше. Женщины, получающие поддержку от других женщин (подруг или бабушек), также прекращают кормление раньше. Объяснение этого неожиданного явления следующее: когда женщина помогает матери, то выражается это прежде всего в том, что она смотрит за детьми. А что может быть матери ближе, чем использование полученной свободы с целью улучшения содержания семьи путем занятия собирательством или прочими работами?

А вот если матери оказывает поддержку отец ребенка, то следствием этого, как правило, становится более длительное грудное вскармливание. Отец обеспечивает содержание, а значит, мать получает возможность более плотно заниматься ребенком. Современная статистика демонстрирует аналогичную ситуацию: как работающие, так и воспитывающие детей в одиночку матери прекращают грудное вскармливание раньше, чем те, кто сидит дома и, соответственно, может опереться на отца ребенка как на добытчика.

Если при принятии решений, относящихся к грудному вскармливанию, речь идет о том, чтобы по возможности хорошо распределить силы, то результат вовсе не удивляет: более поздние дети, в особенности последние, получают грудь дольше. Там, где ребенка больше не ждут, проявляется больше щедрости[14].

Влияние культур и отдельных личностей

Решение «за» или «против» кормления грудью – это в итоге всегда вопрос «чувства»: насколько я как кормящая мать буду себя ощущать комфортно? Как будут на меня смотреть другие? Неудивительно, что решающую роль играет партнер. Если он положительно смотрит на кормление грудью, то ребенок питается материнским молоком значительно дольше.

Большое значение имеет и то, как общество в целом относится к грудному вскармливанию. И тут существует определенная путаница: с одной стороны, в современных обществах материнское молоко рассматривается как наилучшее питание для ребенка и педиатры не устают подчеркивать его преимущества. С другой стороны, грудное вскармливание частично вызывает подозрения – считается, что ребенок, имея свободный доступ к груди, может избаловаться или привыкнуть к тому, что ему всегда удается реализовать свое желание.

К тому же, например, в англосаксонских странах грудное вскармливание считается чуть ли не сексуальным действием, и в некоторых из этих «современных» стран на публичное кормление наложено табу, что отнюдь не способствует его популяризации. Еще в 2008 году некоторые средства массовой информации США назвали «сексуально возбуждающей» фотографию кормящей грудью Анджелины Джоли, исполнительницы роли Лары Крофт. Напомним, на фото была видна лишь небольшая часть ее левой груди. В сети Facebook, где друг с другом общаются около ста двадцати миллионов человек, фотографии кормящих грудью матерей удаляют сразу же, если на них видна хотя бы часть груди.

Как долго? Точка зрения эволюции

Из сказанного становится ясно: универсального ответа на вопрос об оптимальной продолжительности кормления грудью не существует. Ответ на этот вопрос всегда зависел от условий жизни матери, от того, насколько большое влияние имеют связанные с грудным вскармливанием недостатки в каждом конкретном случае.

Ясно, однако, одно: с точки зрения эволюции грудное вскармливание представляет собой решение, создающее ребенку вплоть до младшего детского возраста массу преимуществ. Пригодные для организма маленького ребенка источники белка в истории человека всегда были слишком бедны, а на этапе экстремально быстрого роста мозга, то есть в первые три года жизни, любая «добавка» к питанию всегда приветствовалась. «Молочный фундамент», образуемый грудным молоком, помогал сгладить обусловленный сезонным фактором дефицит на этом критическом этапе развития.

Наблюдения за детьми в менее благополучных обществах также показывают, что дети младшего возраста, покрывающие потребности в питательных веществах большей частью от прикорма, только выигрывают от иммунологической защиты, предоставляемой материнским молоком. Ибо начинающийся вместе с прикормом переход к источникам питания для взрослых является также переходом в мир болезнетворных микробов. Даже сегодня решающим вопросом для выживания детей младшего возраста в критических условиях является вопрос о том, как долго их (в дополнение к прикорму) кормили грудью.

Тяжело сказать, обладает ли длительное кормление грудью преимуществами с точки зрения здоровья (вопроса об эмоциональной привязке мы коснемся в главе 10). Надежные и хорошо усваиваемые детьми младшего возраста источники белка сейчас лежат на полках любых супермаркетов, а ввиду повсеместного соблюдения правил гигиены иммунологические преимущества материнского молока (прежде всего имеется в виду защита от диареи) уже давно не обладают решающим воздействием. Однако имеются данные о том, что защитная система организма детей, дольше получающих грудное молоко, развивается более благоприятно. Так, например, известно, что у этих детей реже развивается целиакия (непереносимость содержащегося во многих видах зерна глютена), если они получают одновременно и прикорм, и грудное молоко. Вероятно, грудное вскармливание и в сегодняшних условиях представляет собой некий вид «иммунологического защитного щита», при наличии которого дети могут лучше приспосабливаться к новому миру питательных веществ в младшем детском возрасте. То, что грудное вскармливание может защитить от аллергии, выглядит правдоподобно, но наука на этот вопрос однозначного ответа не дает.

Кормление грудью и самостоятельность

Во всяком случае, в оценке «затрат» на грудное вскармливание в последние десятилетия наметились глубокие изменения. Многие матери озабочены тем, что якобы длительное кормление грудью может нанести ущерб психическому развитию детей: оно «балует» детей, препятствует развитию в них самостоятельности. Некоторые родители опасаются власти привычки: если долго кормить ребенка младшего возраста, то возникает возможность «никогда не оторвать» его от груди… В связи с этим профессиональная ассоциация американских педиатров посчитала необходимым выступить с успокоительным заявлением о том, что «не существует никаких указаний на наличие вредного влияния на психику и на развитие ребенка, если кормить его грудью на третьем году жизни и дольше».

Вопросам самостоятельности и «избалованности» уделено некоторое внимание в главе 5 и 12, в разделах «Размышления». Здесь же заметим вкратце: то обстоятельство, что дети становятся самостоятельными, в эволюционных условиях прошлого обладало не меньшими преимуществами, чем сегодня, и поэтому вряд ли следует думать, что наблюдавшаяся в прошлом в обществе большая продолжительность грудного вскармливания каким-то образом вредила этой цели. Исследования, в ходе которых сравнивалась самостоятельность детей из традиционных обществ, где имела место большая продолжительность кормления грудью, с социальной компетенцией и самостоятельностью детей из западных стран, которых не кормили грудью вообще или кормили короткое время, продемонстрировали более высокий уровень самостоятельности детей из традиционных обществ.

Ну а как быть с тем, что ребенка тяжело отлучить от груди? Здесь мы сталкиваемся с очередной темой, связанной с грудным вскармливанием, – это конфликты, связанные с отнятием от груди.

Отнятие от груди

Каждой матери хочется, чтобы отнятие от груди не превратилось для ее ребенка в слишком «жесткую посадку» и чтобы оно прошло без боли и слез. Но ведь противодействовать учению эволюционной биологии невозможно. Теория эволюционного конфликта (с которой мы встретимся в главе 2, раздел «Размышления») говорит, что при принятии решения о прекращении грудного вскармливания почти неизбежно следует ожидать конфликтов. Основная гипотеза этой теории утверждает, что дети настроены эволюцией таким образом, что они всегда требуют больше, чем родители способны им дать!

Поэтому неудивительно, что взгляды о «наилучшем» моменте для отлучения от груди расходятся. Допустим, мама решила прекратить кормление грудью в связи с тем, что хочет родить еще ребенка. С ее точки зрения, разумно использовать некоторую паузу перед бурей, чтобы набраться немного сил после бессонных из-за кормления ночей. Но у ребенка другое видение данного вопроса: он принимает в расчет только свои интересы и не хочет отказываться от груди. Некоторые ученые идут еще дальше, рассматривая возникающие практически у всех детей в возрасте от двух до четырех лет приступы ярости как некое нормальное сопровождение эволюционно обусловленного конфликта, связанного с прекращением грудного вскармливания (об этом будет дискуссия в главе 7).

Но права ли теория конфликта в ее пессимистических допущениях? Правда ли, что при прекращении грудного вскармливания нет подходящего для обеих сторон хорошего решения? Разве не говорят некоторые родители о том, что их дети сами отказались от кормления грудью?

Трюки с детенышем шимпанзе

Посмотрим, как обстоят дела у наших ближайших родственников. Практически у всех видов обезьян отлучение от груди – это горячая тема. За материнскую грудь идет настоящая борьба.

Важнейшим средством борьбы в разгорающемся вокруг прекращения кормления конфликте являются частые приступы гнева. Детеныши шимпанзе не брезгуют даже тем, чтобы целенаправленно помешать матери спариваться. В этом поведении усматривается настоящая печаль. Детеныши орангутанга после отлучения от груди часто даже плачут ночами.

Популярной также становится регрессия. Маленькие любители грудного молока всячески демонстрируют свою потребность в защите и утешении и вынуждают мать носить их на своей спине, что обычно обезьяны делают только с совсем малышами. Или детеныши начинают вдруг ковыряться в шерсти матерей – возможно, чтобы улучшить их настроение. А то и демонстрируют весьма задорные номера, например маленькие шимпанзе провоцируют нападение своих старших собратьев, чтобы мать им предложила свою защиту и утешение. Наблюдали даже одного детеныша, который бежал к своей маме, хромая. Ну а после отдыха на ее груди он ушел от нее ровной походкой, как будто исцелился.

Что на кону?

Нам сейчас тяжело себе представить, каким решающим событием являлось прекращение грудного вскармливания в прежние времена. Ведь в те времена не существовало адаптированных молочных смесей, было только животное молоко. Прекращение кормления грудью означало смену надежного, богатого энергией источника питания на абсолютно ненадежную и содержащую различное количество энергии пищу.

Сюда добавлялось и то обстоятельство, что часто вместе с прекращением кормления грудью исчезала и близость к матери. Ведь в условиях жизненного стиля охотников и собирателей мать с маленьким ребенком часто была полностью загружена и даже перегружена: те, кто проходит в год до двух тысяч километров и вынужден при этом тащить с собой малыша, рады, когда после прекращения кормления грудью о ребенке позаботится кто-то другой. Следовательно, прекращение грудного вскармливания часто означало для ребенка не только некоторые качественные изменения в питании, но и глубоко идущие социальные изменения. Вместе с грудью ребенок менял, так сказать, весь свой «образ жизни». Наши дети и сейчас носят в себе это наследие.

Большой перелом

Попытаемся взглянуть несколько вглубь темы. Мы рассматриваем сегодня развитие как некую сплошную череду состояний: сначала это грудной младенец, затем ребенок младшего возраста, затем он пошел в детский сад, после в школу, и наконец наступают пубертатный период и молодость. Двигаясь по этому пути, дети постепенно становятся самостоятельнее, «поводок», связывающий их с родителями, все больше и больше удлиняется, пока наконец совсем не обрывается. Но в прежние времена, времена охоты и собирательства, реальность была совершенно иной. До вступления в пубертат было лишь два жизненных этапа: этап грудного ребенка (приблизительно первые три года жизни) и затем этап маленького ребенка в группе детей (период с момента прекращения грудного вскармливания и до посвящения во взрослые). И между этими жизненными стилями находилась глубокая яма. Сначала «поводок», связывавший с матерью, был очень коротким (еще короче, чем у нас), чтобы затем разом стать слишком длинным (длиннее, чем у нас). И мы, европейцы, тем сильнее замечаем контрасты в детях из обществ охотников и собирателей: сегодня они еще у груди матери, а завтра уже вооружены отравленными стрелами в группе детей в первобытном лесу.

Есть сведения, что в африканском племени бофи детей после прекращения грудного вскармливания никто не брал на руки – ни мать, ни другие. У народности кипсиги из Кении детей, которых не кормят больше грудью, в кровати размещают не лицом к матери, а спиной, а рядом с матерью лежит новый младенец. В некоторых других культурах прекращение грудного вскармливания означало, что ребенок должен теперь спать не с матерью, а с братьями-сестрами или даже с бабушкой. Таким образом, младенцы теряли физическую близость с матерью. Не просто так в некоторых культурах процесс прекращения грудного вскармливания также называют «разводом». Отучение от материнской груди являлось намного более значимым событием, чем изменение окружающей среды, эмиграция или даже женитьба. Значит, в основе своей конфликт, связанный с прекращением грудного вскармливания, является конфликтом разрыва связей.

Всё-таки борьба?

Неудивительно, что в этом конфликте как дети, так и матери настроены бороться с использованием всех возможностей: матери народности кунг в Калахари наносят на грудь пасту из горьких трав. Женщины народности зулу используют для этой цели измельченных мух. У других народов используется соленая томатная паста, коровий навоз, сок табака или же лимонный сироп и даже порошок из перца чили. Сегодня в народе бофи используют также и другой метод: закрашивают соски лаком для ногтей красного цвета, чтобы ребенок думал, что на груди открытая рана. С этой же целью на соски накладывают повязки. В ход идут различные страшные истории. Например, о том, что по груди матери ползают гусеницы. Или же мама зовет старших детей, которые начинают насмехаться над младшим, как только он пытается подобраться к груди. Существуют и более изощренные способы, когда в действие вступают взрослые в масках, угрожающие взять ребенка с собой, если он еще раз приложится к груди. Почти святым на этом фоне выглядит метод, когда материнское молоко выжимают на руку ребенка и заставляют его стряхнуть это молоко на пол или в мусорное ведро, как будто оно «плохое».

Кто думает, что сопротивление бесполезно, тот заблуждается. Если внимательно прочитать раздел выше о том, как детеныши человекообразных обезьян ведут себя во время конфликта, то можно реально представить, каким арсеналом располагают человеческие дети – в частности, речь идет о плаче, крике, регрессии, о приступах ярости, когда дети нередко пускают в ход руки.

Идеальный конфликт – это отсутствие конфликта

И все-таки ничего не мешает вообразить себе и такую ситуацию, когда прекращение грудного вскармливания проходит тихо и спокойно. Эволюционный биолог Бейтсон так обобщает свое мнение об этом: «Мама и ребенок при прекращении грудного вскармливания не так уж редко учитывают взаимные интересы, как будто они находятся в одной упряжке». В связи с этим возникает вопрос: когда наступает конфликт, а когда озарение?

Первое утверждение этнолога состоит в следующем: «ценность» кормления грудью в первую очередь связана с возрастом ребенка. Чем меньше возраст, тем важнее материнское молоко для его развития. Поэтому маленькие дети и протестуют сильнее.

На самом же деле наблюдается в корне противоположное явление! Чем старше дети, когда прекращается грудное вскармливание, тем больше протеста наблюдается с их стороны при отлучении от груди! Разве это не переворачивает с ног на голову всю теорию конфликта эволюционных биологов? Нет. И этот парадокс легко объяснить: протест старших детей является не только более громким, они могут себе позволить, в отличие от маленьких детей, сделать «больше шума из ничего».

Громкий протест обходится беззащитному грудничку, который день за днем вынужден расходовать треть своей энергии на рост, намного «дороже», чем ребенку младшего возраста, которому для роста требуется всего лишь 5 % его энергии! Следовательно, протест против отъема от груди обходится тем «дешевле», чем старше ребенок. А значит, с возрастом растет и вероятность того, что возможны преувеличения и утрирование, а также того, что мама будет вынуждена делать вещи, которые ребенку больше совершенно не нужны.

Наряду с возрастом есть еще и второй фактор, который способен объяснить степень раздора между мамой и ребенком. Речь идет о том, насколько радикальным в социальном смысле является отказ от грудного вскармливания. Если при прекращении кормления грудью ребенку угрожает и потеря близости с матерью, то борьба за доступ к груди идет более ожесточенно Этнолог Хиллари Фаутс замечательно это продемонстрировала на примере двух групп африканской народности бофи: одна группа жила в соответствии с традиционным стилем собирательства, другая – как оседлые крестьяне. Обе группы после прекращения грудного вскармливания обходились со своими детьми по-разному. В племени собирателей при прекращении кормления грудью образовавшуюся брешь заполнили другие члены племени, которые начали интенсивно заботиться о ребенке вместо матери: детей много носили на руках, держали на коленях. А вот детей крестьян носили на руках намного меньше. И произошло то, чего не ожидал никто: эти дети полностью потеряли свой статус и вынуждены были большую часть времени присматривать за младшими братьями и сестрами. Реакция на этапе прекращения вскармливания была соответствующей. Среди крестьянских детей возникали душераздирающие конфликты вокруг материнской груди, а в группе собирателей слез и сопротивления было намного меньше.

В-третьих, большую роль играет также и личность ребенка. У некоторых детей нервы натянуты сильнее, следовательно, при конфликтной ситуации и сам конфликт выглядит более резким.

С точки зрения эволюции

В то время как интересы матери и ребенка во время кормления на протяжении длительного времени соответствуют друг другу, рано или поздно наступает момент, когда эти интересы расходятся. Когда этот момент наступит, зависит – как мы увидели в первой части этой главы – прежде всего от жизненных обстоятельств матери.

То, как ребенок будет защищаться от прекращения грудного вскармливания, имеет свою индивидуальную подоснову, но зависит это также и от того, в каком объеме он теряет свой обычный доступ к материнской «ближней зоне».

Исходя из этого, можно сформулировать советы для родителей. Даваемый из самых лучших намерений поборниками максимально «естественного» воспитания совет, что матери должны давать ребенку возможность решить самостоятельно, когда прекращать кормление грудью, с точки зрения эволюции выглядит неубедительно. Ребенок в своих ожиданиях ориентируется в первую очередь на свои интересы, а они, конечно, могут, но не должны обязательно совпадать с интересами мамы, братьев и сестер и семьи в целом. Существующую в семье потребность постоянного сбалансирования интересов невозможно делегировать ребенку!

Больше помочь может другой аргумент. Степень «сопротивления» детей при отлучении от грудного вскармливания зависит, как мы смогли увидеть, также и от того, насколько сильно изменится стиль жизни ребенка в связи с отлучением от груди. Ведь кормление грудью (что мы часто забываем) обеспечивает ребенка не только молоком, но и особенным, интенсивным, чувственным и «личным» ощущением общности с матерью во время кормления. Значит выросшему из возраста грудничка ребенку надо предложить регулярную возможность эмоциональной страховки и выражения нежности. Также важно постепенно отлучать ребенка, а не резко и сразу «отсекать» его от возможности грудного вскармливания. Если у ребенка есть время, чтобы сформировать новые привычки и ритуалы близости, приучиться к переходным объектам (например, кукла-платочек), если этому будет способствовать все социальное окружение, то и конфликтов будет меньше. Таким образом, отлучение от грудного вскармливания перед тем, как мама вновь начнет ходить на работу, будет более насыщено стрессом, чем отучение в спокойной обстановке в течение более длительного периода. Грудное вскармливание – это прежде всего некий привилегированный вид коммуникации и развития отношений. И то, что на его замену требуется достаточное количество времени, вполне понятно.

Размышления

Конфликты в семье – ошибки природы?

Типичная журнальная картинка семьи – образец гармонии. Излучающие радость мама, папа и ребенок, вместо пятен от сладостей на одежде красуются заутюженные складки…

Такая согревающая сердце картинка представляется как правило, в начале семейной жизни для многих будущих родителей. Однако те же родители начинают ужасно страдать, когда картинка вдруг изменяется. Когда они замечают, что они не могут сделать хорошо всем. Чем лучше заняться: собственным образованием или побыть с ребенком дома? Лечь ли вечером спать с ребенком, чтобы он мог сладко заснуть, или же сделать наконец то, что мозолило глаза в течение всего дня (например, застирать те же пятна от сладостей)? Или же, наконец, один раз предпринять что-то только для себя?

Такая вот дилемма. И выражается она в том, что невозможно «самореализоваться» и одновременно полностью быть в распоряжении детей! Однако если конфликты – это изобретение современности, то почему самый длинный раздел в предыдущей главе посвящен «естественному» конфликту, конфликту, связанному с прекращением грудного вскармливания?

С точки зрения эволюции

Почему интересы детей и родителей иногда расходятся? Где формируются конфликты и как их можно преодолеть? Почему «выгода для всех» даже в семье бывает настолько редкой?

Давайте рассмотрим картинку еще раз, теперь уже с упомянутыми выше пятнами на одежде. Хотят ли все изображенные на картинке лица одного и того же? И да, и нет. Конечно же, все хотят хороших отношений друг с другом и хотят быть «счастливы вместе». С другой стороны, у каждого из изображенных имеются свои собственные интересы. Один ребенок хочет на руки к маме, его брат хочет того же. Папа смотрит на часы: ему нужно обязательно успеть на совещание в одиннадцать часов. А вот мама хотела бы, чтобы папа обратил в первую очередь внимание на сломанный велосипед Ларса! Достаточно запутанная ситуация. Неудивительно, что в настоящей жизни в семьях наряду со счастливыми лицами можно часто увидеть лица задумчивые или даже разочарованные.

Эволюционные биологи стараются приблизиться к этому комплексу разнообразных интересов с другой стороны. Они строго придерживаются биологической теории. Любое существо (это их первая гипотеза) начинает жизнь с биологически обоснованным, а именно – со своим генетическим интересом. Кто понимает этот интерес, тот, по убеждению многих эволюционных биологов, имеет возможность понимать и предсказывать конфликты, в том числе и в семье.

Такой подход вытекает из современной теории эволюции. В соответствии с ним все живые существа преследуют один и тот же «ультимативный» жизненный интерес, а именно: увековечить свои гены, насколько это возможно, то есть передать их из поколения в поколение (подробности этой теории изложены в главе 9). Что может быть еще ближе, чем рассматривать гены как носителя собственного «интереса» и изучать конфликты, так сказать, с точки зрения генетики?