Книга Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы - читать онлайн бесплатно, автор Артем Юрьевич Патрикеев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы

Получается целое театральное представление. Затем бывшая лиса может показать что-то иное, а бывший ежик ей в этом помочь.

На первый взгляд, все написанное может показаться громоздким, но это не так, все выполнение займет очень мало времени. Тут получается всего 6 элементов, зато веселья будет намного больше. Кроме того, такая театральная композиция будет завершенным коротеньким представлением, здесь есть и завязка и кульминация и финал, всё как полагается.

Интересно использовать только один мат, а не дорожку из нескольких матов для композиции. Дорожка дает большую свободу действий, однако чаще всего дети увлекаются продвижением вперед и даже не пробуют сделать различные повороты и развороты. Один мат добавляет сложности, а заодно заставляет задуматься над тем, как же удобнее составить композицию так, чтобы и красиво получилось, и чтобы с мата не свалиться. Повороты – это тоже элементы, которые требуют некоторого умения и сноровки. Например, если мы выполняем кувырок вперед и приходим в упор присев, то затем нам намного труднее красиво повернуться, а если выполним кувырок вперед ноги скрестно, то затем повернемся довольно оригинально, просто раскручивая себя в нужную сторону (если скрестно правая нога оказывается впереди, то поворачиваемся налево, если левая, то, соответственно, направо). Такие маленькие хитрости могут не только помочь в красивом выполнении композиции, но и научат детей подбирать или придумывать нужные моменты, следить за мелкими, казалось бы, такими незначимыми деталями.

Сценка с ежиком и лисой вполне спокойно может выполняться на одном мате. А вот если будет использоваться дорожка из матов, то желательно обратить внимание и на силу инерции, так как большое пространство дает большие возможности для разгона.

Если брать более простой вариант, то вот что может получиться:

Начинаем с «Ласточки», переходим в упор присев, далее – кувырок вперед в сед ноги врозь – наклон вперед – перекат назад, коснуться носками мата за головой – стойка на лопатках – опустить ноги в положение лежа – «мост» – лечь на мат – снова поднимаем ноги в стойку на лопатках, но там не задерживаемся, а сразу выполняем перекат вперед в упор присев – кувырок вперед – прыжок прогнувшись. В конце не забываем фиксировать концовку – приземлились, встали ровно, стоим две-три секунды. Этим мы показываем, что мы встали ровно и никакая сила инерции нас никуда не толкает (мы четко зафиксировали позу).

Более сложный вариант:

«Ласточка» – стойка на руках или голове – перекат вперед в упор присев – кувырок назад в упор присев – отталкиваясь ногами вытягиваемся всем телом приземляемся в упор на руки – выполняем одно-два отжимания – отталкиваясь руками и ногами переходим в упор присев – кувырок вперед – переворот вперед – остановиться и зафиксировать приземление.

Конечно же, это только примерные варианты, которые необходимо дорабатывать и подстраивать под каждого ребенка. Но в расписанных вариантах показаны удачные переходы из одного упражнения в другое. В то время если обратиться к официальной программе по физкультуре, там есть такой переход:

И. п. – «мост», а из моста надо повернуться в упор лежа или просто на живот. Более корявый переход придумать сложно. Хорошо (так чтобы это эстетично смотрелось) выполнить такую смену позиции могут единицы, зато остальные «корячатся» так, что на это страшно смотреть. О какой эстетике при таком раскладе можно говорить? Просто попробовать такой переход для себя неплохо, но применять его в комбинации может только очень хорошо подготовленный ребенок. Помните о том, что каждый разученный элемент добавляет новый кирпичик в физическую базу умений и навыков ребенка. Но не надо приучать детей к «корявости». Этого они и без физкультуры нахватаются. Надо научить их использовать все то хорошее, что есть в нашей области умений и знаний.


Далеко не всегда получается подготовить большое количество детей для выступления да еще и с разными композициями (набор разучиваемых элементов все же ограничен). Но если дать ученикам задание самим придумать свою композицию, используя любые доступные им упражнения, элементы или движения, то вполне возможно, что все ребята сумеют подготовить что-то свое. Затем интересно провести мини-сорвенования (или просто показательные выступления – что еще лучше), в которых каждый ребенок будет показывать то, что он придумал, а другие участники (плюс родители, учителя, зрители) будут аплодисментами оценивать каждое выступление. Конечно же, все хоть немного постаравшиеся дети не должны быть обижены ни вниманием, ни, по возможности, подарками. Дети все же должны понимать, что оценивается в первую очередь красота выполнения, а не сложность элементов.


Мы разобрали композицию для младших школьников. Старшие ребята, обладая гораздо большей двигательной базой, могут разнообразить свои комбинации более сложными элементами. Кроме того им мы напоминаем еще несколько правил, которыми они должны руководствоваться при подготовке:

– оригинальность элементов – здесь надо пояснить, элементы совсем не обязательно должны быть сложными, это могут быть и простейшие движения руками или ногами, которые можно вставить в основные элементы (например, выполнив стойку на лопатках, можно сделать движения ногами (пошагать, развести-свести прямые ноги и т. п.); выполняя кувырок вперед, можно прийти в сед ноги врозь (или ноги вместе) и тут же сделать наклон вперед и т. п.). Кроме того, из обычных простых элементов можно сделать интересное соединение. Например, выполнив одно-два круговых движения руками вперед, упасть на мат (самортизировав падение руками), сделать одно-два отжимания, затем, опираясь на руки, прыжком перейти в упор присев и далее можно переходить уже и к кувыркам и перекатам и т. д.;

– попытаться выполнять элементы так, чтобы ритм и темп выполнения упражнения менялся. Это не значит, что ритм должен быть рваным, ни в коем случае, наоборот, все должно плавно перетекать из одного в другое. Например, статичное, медленное начало – равновесие на одной ноге, «ласточка», наклон вперед (здесь можно добавить движения руками). Затем динамичная часть – кувырок вперед, перекат назад и т. п. (у кого из учеников есть возможность, могут вставить элементы акробатического брейк-данса) и т. п. Затем можно снова дать статичную часть – стойка на лопатках, мост и т. д. Надо постараться дать динамичную концовку, это добавит выступлению зрелищности, а отсюда и положительных эмоций как участнику, так и у зрителям (болельщикам);

– элементы и соединения должны соответствовать индивидуальным двигательным особенностям ребенка. Надо предостеречь детей от попыток вставлять в свою композицию элементы, которые они выполнить не могут или выполняют с большим трудом: если у ребенка не очень хорошая гибкость и у него не получается наклониться так, чтобы коснуться руками носков ног, то, соответственно, нежелательно вставлять в его комбинацию кувырок вперед в сед с наклоном вперед. Со стороны такой «корявый» или «негибкий» наклон испортит все впечатление, даже если перед этим кувырок был выполнен замечательно. Если обратите внимания на соревнования, то заметьте, что лучше всего зрители, судьи (да и сами спортсмены) запоминают именно серьезные ошибки, которые были допущены во время выступления и лишь во вторую очередь те замечательные элементы, которые получились;

– желательно настроить детей на то, что у каждого из них может быть свой ярко выраженный индивидуальный стиль исполнения, собственная манера выполнения упражнений, собственная динамика – это в дальнейшем при желании может даже стать визитной карточкой ребенка; зрители будут его узнавать уже по началу выступления;

– должна быть предусмотрена возможность дальнейшего совершенствования композиции. Так как все время выполнять одно и то же из года в год может и наскучить, то комбинации необходимо совершенствовать. Но так как постоянно придумывать новую композицию может быть весьма проблематично, можно использовать основной комплекс и вплетать в него новые элементы, которые должны будут идеально вписаться в уже имеющийся рисунок композиции. Так, например, если в предыдущий раз мы выполняли только перекат назад, то теперь можем сделать кувырок. Или из «ласточки» мы можем выполнить не наклон с последующим кувырком вперед, а стойку на руках или голове (при условии, что ребенок в состоянии выполнить эти элементы) и т. п. Нет предела совершенствованию. Кроме того, совсем не обязательно ориентироваться только на имеющуюся программу по физкультуре, надо придумать что-то свое или пользоваться тем, что нам может предложить разнообразная литература, телевизор, Интернет, различные спортивные секции и т. д. и т. п.;

– если решаем все же провести соревнование, то тогда должны быть определены все возможные ошибки, дети должны знать, за что снижается оценка, а за что она может быть повышена. Кстати говоря, такое отношение может быть полезно и при принятии любых элементов. Например, нужно сдать технику кувырка вперед, на что обращаем внимание: 1) группировка (она должна быть взята вовремя, ни до начала выполнения, ни после того, как перевернулся); 2) голова не должна касаться мата (объяснить это можно не только с технической точки зрения, но и с эстетической, ведь очень даже некрасиво получается, когда ребенок упирается головой в мат, а затем начинает переваливаться через голову пытаясь сделать кувырок. Так и шею себе повредить можно, да и смотрится со стороны такое выполнение страшно); 3) после кувырка следует тут же встать и остановиться, фиксируя завершение упражнения.

При выполнении композиции необходимо все делать четко, движения должны быть пластичными, ровными и отвечать задуманному действию. Необходимо соблюдать линию движения. Так, если необходимо руки выпрямить, то они должны быть действительно прямыми, а не согнутыми в локтях. Носки желательно оттягивать, спину не сутулить и т. п. А при выполнении прыжка прогнувшись надо постараться именно прогнуться, а не просто выпрыгнуть вверх и т. п. За каждую ошибку можно начислять один штрафной балл, в конце соревнования подсчитать, у кого этих штрафных балов было меньше (при условии равного количества элементов в комбинации у всех участников соревнования; в случае, если у кого-то элементов меньше, отсутствие этого элемента считается за две ошибки, в то же время можно добавить один балл тому, у кого элементов окажется больше);

– необходимо правильно распределять свои силы на всю комбинацию. Если сразу начать выполнять всю динамичную часть, то затем может не хватить сил на простые статичные элементы, ведь намного труднее будет удерживать равновесие (например, «ласточку» или стойку на одной ноге) после нескольких кувырков, чем в самом начале выступления, поэтому желательно чередовать динамичные элементы с элементами на гибкость или удержание позы;

– нужно сочетать уровень возможностей ученика и вероятность успеха при выполнении элемента. Это значит, что не надо стараться сделать что-то очень сложное (например, стойку на руках), но при этом не быть уверенным в том, что этот элемент получится (пару падений после неудачной попытки выполнить стойку на руках добавит в копилку больше ошибок, чем плюсов от ее выполнения на третий раз);

– должна существовать принципиальная возможность органичного соединения отобранных частей или элементов в одну связку (нужно уметь использовать связующие элементы). Если элементы никак связать не получается, то лучше придумать новое соединение, которое может казаться немного легче, но зато оно может быть выполнено максимально красиво и интересно;

– в композиции должна быть достижима непрерывность, динамичность, слитность выполнения упражнения.


Чтобы помочь детям сформировать свою композицию, учитель (воспитатель, родитель) должен постараться дать им максимально возможную базу различных элементов. Однако эти элементы должны быть разучены не просто для галочки, они должны выполняться очень хорошо. Разучивание сложных элементов (кувырок вперед, стойка на голове, стойка на руках и т. п.) может занять довольно продолжительное время, поэтому начинать готовиться необходимо заранее и без домашнего повторения этих сложных элементов обойтись будет трудно. Однако если у детей появляется заинтересованность, то они сами с удовольствием будут повторять понравившиеся элементы и двигательные действия дома без всякого напоминания. Тут скорее придется родителям быть повнимательнее и потратить свое личное время, помогая и подстраховывая своих детей.

Итак, сначала формируется база гимнастических элементов, из которых затем и будет составляться комбинация (композиция).

Когда база сформирована, можно приступить к выбору нужных (удобных, выигрышных) элементов. Подбор элементов осуществляется с использованием вышеперечисленных принципов. К этому вопросу необходимо подойти с особым вниманием, именно сейчас у детей появляется возможность проявить все свои творческие способности. Здесь уже не только физическая подготовка играет серьезную роль, но и правильный, логически обоснованный подбор элементов.

Когда нужный набор элементов подобран и учитель и ученик более-менее определились, необходимо все это распределить по всей комбинации. С одной стороны, сложные элементы можно попробовать сделать вначале, пока еще много сил, но с другой стороны, необходимо что-то оставить на эффектную концовку, как и в любом фильме, театральной постановке, даже в музыкальном произведении, всегда нужен завершающий аккорд, запоминающаяся точка. Кроме того, выполняя сложный элемент в начале композиции, ученик может совершить ошибку, что затем повлияет на дальнейшее выполнение комбинации. Например, попробовал выполнить стойку на голове, но у школьника не получается встать в нее с первого раза, он расстраивается и начинает совершать ошибки, делая другие, более легкие элементы. Так одна ошибка порождает множество других, что сильно портит все выступление. Так что здесь есть над чем подумать. Если, например, ребенок умеет выполнять подъем разгибом с пола, то (вспоминая сценку-комбинацию с «лисой» и «ежиком») его можно выполнить именно в конце. Тогда «ежик» встает с помощью подъема разгибом на ноги, а затем уже пугает и преследует «лису». Такая концовка может оказаться особенно эффектной, если никто из зрителей ранее с ней не был знаком.

Итак, отдельные элементы разучены, эффектная концовка придумана, теперь можно начинать весь набор имеющихся элементов распределять по всей комбинации. Не забываем использовать все перечисленные выше принципы построения композиции. Не забываем главное – связующие элементы, физические способности выступающего и зрелищность исполнения.

После того как композиция определена, все элементы нашли свое место, в последний разок нужно посмотреть, можно ли как-то эту комбинацию усложнить или сделать еще более зрелищной и, полностью определившись, начинаем разучивать. Во время разучивания могут всплыть различные нюансы, например, по отдельности элементы выполняются замечательно, а вот слитно не получается (такое может произойти с той же стойкой на руках: одно дело, когда стойку делать самостоятельно, отдельно от всего, а другое дело, когда выполняется кувырок вперед, а затем идет сразу переход в стойку на руках – тут и инерция добавляется и то, что голова слега закружиться может и т. п.), тогда приходится что-то корректировать, может быть, даже довольно сильно менять. А может случиться и наоборот: ребенок, плохо выполняющий кувырок вперед с места, может вполне прилично сделать его с разбега (сила инерции помогает), или наклон вперед в седе после кувырка вперед тоже может оказаться более глубоким. Попробовав всю придуманную комбинацию целиком и окончательно убедившись, что все элементы вписываются как надо, что нет нигде задержек, торможения или, наоборот, лишних переворотов, наклонов и т. п., только после этого начинаем повторять композицию в целях совершенствования и отработки целостного выполнения.


Все основные положения желательно давать постепенно по мере освоения программы по физической культуре, по мере разучивания новых упражнений и элементов.

Стоит только попробовать, и все обязательно получится.

Композиции на снарядах

Различные композиции (комбинации, соединения) можно составлять не только на полу (матах), но и на различных гимнастических снарядах. С чем можно работать: с перекладиной, кольцами, брусьями, бревном, батутом и мини-батутом, если есть возможность, то можно использовать и различные тренажеры, например, гимнастический «грибок» (однако такие тренажеры мало у кого можно найти). Жаль, что позаниматься на коне с ручками дети могут только в специальных школах или спортивных залах; дома, на улице во дворе или в обычной школе такие снаряды не предусмотрены.

Оценивать выполнение композиции с эстетической точки зрения могут сами ученики. Причем можно задействовать довольно много параметров, по которым они будут оценивать своих товарищей. Ведь эстетика – это совокупность многих факторов.

Как это можно организовать? Довольно просто. Распечатать таблицу, в которую будут внесены графы с именами и фамилиями учеников, а также с перечислением всех оцениваемых компонентов. Нужно заранее договориться, как оценивать выступление – по десятибалльной или по пятибалльной системе. Детям, я думаю, проще будет выставлять оценки по пятибалльной системе, чтобы не запутаться. Кроме того, можно сделать голосование анонимным. В этом случае дети могут более уверенно и правдиво поставить оценки. Так как в классе детей может быть много (все-таки подсчитывать 25—30 таблиц дело довольно длительное), то такие соревнования организовываются не часто. Однако систему можно упростить, если использовать таблицы Word, где легко несколькими нажатиями можно вычислить получившуюся сумму балов, или еще лучше Exell, в котором можно сделать так, чтобы конечная сумма подсчитывалась автоматически. В этом случае учителю придется потрудиться только один раз – создавая шаблон такой таблицы. Дальше просто дело техники, набиваем фамилии, называем столбцы и всё. Теперь осталось только распечатать детям незаполненные листки. Затем, после соревнований, вводим цифры и сразу получаем ответ, кроме того, сразу получаем места, которые занимают ученики. Распечатываем финальную таблицу и на следующий урок приносим в класс.

Одну таблицу можно использовать для всех классов, только меняя фамилии учеников и полученные результаты. Это на первый взгляд всё кажется сложно, на самом деле, один раз создав такие таблицы, потом можно пользоваться ими всю жизнь (изменять их придется только в том случае, если сами решите что-то улучшить, оптимизировать или ввести что-то свое).

Кроме самого соревнования, отчетные таблицы останутся как результаты деятельности учителя, которые затем можно сохранить в своем портфолио.

Ниже приведен пример такой таблицы (количество учеников проставьте сами, для первой таблицы, которую потом можно будет использовать для всех классов, лучше сделать по максимальному количеству учеников в классе) уже готовой к заполнению. Если нет желания использовать все приведенные ниже параметры, то решайте сами, что вам лучше выбрать для своих учеников. Строку «Общая сумма» можно не вводить, однако по этому параметру можно сравнивать классы друг с другом и по результатам будет сразу видно, как школьники оценивают свой класс в целом: насколько смелыми, оригинальными, уверенными, веселыми и т. п. они себя считают.


Таблица результатов соревнований по выступлению на перекладине.

Гимнастические кольца

К большому сожалению, в школьной программе кольца не предусмотрены, но зато дома как раз этот снаряд порой встречается гораздо чаще, чем даже перекладина. Во многом, такое положение дел в школах связано с тем, что залы не очень хорошо приспособлены к кольцам (обычно их вешать негде, а ведь крепление должно быть очень надежным, особенно для старших классов), хотя сейчас в школах-детских садах (под одной крышей) иногда можно встретить гимнастические комплексы, куда входят и кольца, а значит, заниматься на них с детьми надо обязательно. Кольца – это один самых полезных снарядов, он помогает развивать и все физические качества и морально-волевые, а также и эстетические. Ведь как некрасиво будет смотреться ребенок выполняющий переворот на кольцах с согнутыми ногами, или если выполнять вис прогнувшись он будет неправильно, то и не получится ничего. А главное, что остальные дети, которые будут смотреть на это выполнение, смеяться не будут, каждый из них сам понимает, как это сложно, а вот тот, кто выполняет упражнение, всегда будет чувствовать, когда у него хорошо получается, а когда плохо. Это дает очень мощный заряд для развития эстетического чувства. Ребенок сам будет стараться себя контролировать и выполнять все упражнения максимально красиво, четко, выдерживая прямые линии.

Поясню на простом примере – выполняется вис прогнувшись. Если ребенок не посмотрел вниз, то он будет видеть себя, в неправильном положении. Если же посмотрел вниз, то автоматически прогнулся. Далее, если он чувствует, что начинает заваливаться вперед или назад, значит в упражнение где-то вкралась ошибка, которую обязательно нужно исправить пока не произошел полный завал. Вот ему и приходится (если, конечно, он хочет выполнить это упражнение правильно) держать прямые ноги, хорошенько прогибаться и крепко держаться (не забываем, что всегда (дома или в школе) ребенка на кольцах надо подстраховывать, в крайнем случае, внизу под кольцами должен лежать мягкий мат или находиться специальная поролоновая яма для спрыгивания).

Какие композиции можно предложить?


Первая композиция.

Прыжком перейти в вис согнувшись, выпрямиться в вис прогнувшись, затем снова вернуться в вис согнувшись и возвратиться в исходное положение.


Вторая композиция.

Прыжком перейти в вис углом. Отсюда, уже не касаясь пола и не разгибаясь, перейти в вис согнувшись. Далее вис прогнувшись, затем вис согнувшись и возвратиться в исходное положение.


Третья композиция (достаточно сложная).

Прыжком перейти в упор углом, затем в вис согнувшись, из него в вис прогнувшись, затем снова вис согнувшись, далее ноги завести за голову и перевернуться, делаем неполный выкрут назад. Из него, через вис согнувшись, возвратиться в исходное положение (стоим на мате).


Четвертая композиция (на поднятых кольцах).

Махом выполнить переворот назад, оттуда перейти в вис согнувшись, затем выполнить вис прогнувшись, отсюда снова вис согнувшись, переворот назад и соскок на ноги. Фиксировать приземление.


Пятая композиция (сложная, на поднятых кольцах).

Начинаем с махов. Выполнив два-четыре маха, выполнить вис углом, затем выкрут назад, далее выкрут вперед, но остановиться в висе согнувшись, перейти в вис прогнувшись, оттуда выполнить выкрут назад, затем выкрут вперед и соскок. При таком соскоке необходимо хорошо контролировать ситуацию, чтобы сила инерции не понесла вперед. Нужно приземлиться и зафиксировать конечную стойку.

Элементы, входящие в комбинации для колец, могут быть как весьма простыми (те же махи, перевороты), так и очень сложными (упор углом, выкрут вперед и назад), так что простора для действия может и меньше, чем при выполнении комбинации на матах (вольных упражнениях), но есть над чем подумать, что-то выбрать. Может быть, кто-то решится и сделает элемент с закручиванием колец. Почему бы и нет? Главное, чтобы красиво смотрелось как само закручивание (а это значит, что нельзя вот так перед выступлением подойти начать перед всеми закручивать кольца, надо это как-то обыграть, всё сделать эстетично, а не только практично), так и раскручивание. Ведь нет ничего интересного, если раскручиваться ребенок будет подогнув ноги и болтая головой туда-сюда. Если кольца находятся низко, то раскручиваться уже придется в «уголке», что добавляет не только зрелищности, но и трудности, а это всегда в плюс. Единственное, о чем следует не забывать – не стоит тратить все силы в начале выступления. Несмотря на то, что композиции на кольцах редко бывают продолжительными, сил на них уходит очень много, а усталость на кольцах – это ослабленные руки (думаю, что не стоит объяснять, чем это может грозить). Если же кольца находятся высоко, то закручивание и раскручивание можно сделать очень зрелищно, а при соблюдении прямых линий, четкости движений и отсутствию лишних пауз – еще и очень эстетично. Не зря все-таки выполнение упражнений гимнастами вызывают неподдельный интерес у зрителей. Когда все элементы выполняются правильно, то от такого выступления глаз не оторвать. А чем дети хуже гимнастов? Только набором сложных элементов. Все остальное – оттянутые носочки, прямые ноги, тело вытянутое в струнку, или прогиб в нужном месте, может совершенно спокойно выучить любой ребенок (естественно, если сам этого захочет, из-под палки заниматься, только портить отношение ребенка к выбранному снаряду или виду спорта).