Перекладина
Это тот снаряд, который есть практически в каждом дворе и во многих домах. Единственная разница с домашним вариантом состоит в том, что мало у кого есть возможность дома на этой перекладине выполнить хорошие махи. Но это не беда, в домашних условиях перекладина помогает хорошенько потренировать руки, а чем руки сильнее (а с ним и плечевой пояс), тем лучше (проще, правильнее, эстетичнее) можно выполнить всевозможные элементы. Ведь если есть сила, то уже нет необходимости отвлекаться на усталость, достаточно будет хорошенько поработать над техникой выполнения. А уж если и техника будет в порядке, то комбинацию наполнит красота и гармоничность. Чего нам, собственно, очень бы хотелось.
Чуть выше мы говорили про кольца, которые не терпят кривых линий, однако и перекладина не любит согнутых ног и не разгибающихся стоп. А все потому, что если лишний раз согнуть ноги, то исполнение упражнения резко усложняется. В школе помочь детям научиться выполнять различные комбинации довольно сложно, так как не очень большое количество элементов изучается по программе. Однако всегда можно что-нибудь придумать. Главное, в чем помогает перекладина, лишний раз согнуть руки при выполнении многих упражнений просто не получится, потому что тело будет тянуть ребенка вниз, к полу.
Элементы, которые можно разучить в школе, – это размахивания вперед-назад (махи), повороты, перехваты рук, вис, вис углом, вис с завесом одной и двумя ногами, вис на одной руке, вис на согнутых руках. Для старших школьников можно добавить – выход силой через одну руку и через две, вис согнувшись, вис прогнувшись, переворот вперед и назад. Самое главное для учителя (специалиста, тренера, родителя) – это помощь-страховка. Про нее не забываем ни на секунду, так как предстоит познакомиться с довольно большим количеством перевернутых поз. Под перекладиной всегда должны находиться маты, чтобы ребенок не мог упасть на пол или удариться об элементы конструкции или зала. Учитель должен находиться рядом, поддерживая или подстраховывая учеников. Старшеклассников держать уже намного труднее и поймать любого из них в случае падения будет довольно сложно, поэтому роль учителя здесь сводится к тому, чтобы ребенок, в случае срыва, упал на мат, но не на голову. Слегка «подкрутить» ребенка, спасая голову и шею, несложно, а мат уже должен спасти от травм все тело. Разучивать большинство элементов проще всего на низкой перекладине при условии имеющегося места. Ребенок ни при каких условиях не должен даже теоретически иметь возможность удариться о стену, детали конструкции спортивного зала и т. п. Нужно напомнить детям о том, что упражнения на перекладине довольно сложные и опасными они могут быть не только для выполняющего, но и для того, кто будет случайно проходить мимо, поэтому во время выполнения упражнений на перекладине (независимо, низкой или высокой), никто посторонний (не помогающий и не выполняющий упражнение) рядом находиться не должен.
Начинать заниматься на перекладине лучше всего с самого раннего возраста. Тогда с каждым годом, постепенно нарабатывая базу различных элементов, в старших классах ребенок сможет самостоятельно создавать уже довольно сложные композиции, которые будет не стыдно (а точнее, приятно) и одноклассникам показать и родителям.
Композиции можно составлять как на низкой, так и на высокой перекладине. Причем еще неизвестно, где композиция окажется более эффектной и эстетичной. Преимущество низкой перекладины (примерно на уровне плеча ребенка) в том, что многие элементы можно выполнять стоя на полу, а это существенно облегчает выполнение тех же переворотов, кроме того, добавляет новые элементы.
И еще один момент: желательно ребенка сразу приучать правильному хвату за перекладину – большим пальцем обхватывать перекладину снизу. Детям можно пояснить, что при таком хвате намного легче удержаться на перекладине и не соскользнуть, «оторваться» и не улететь. Чтобы предвосхитить возможные вопросы (которые могут возникнуть, если кто-либо из детей посмотрит соревнования по гимнастике и обратит внимание на то, как гимнасты удерживаются на перекладине, как делают перелеты и перехваты, которых очень много в любой композиции), можно сразу пояснить, что на больших соревнованиях гимнасты используют другой хват и никогда не обхватывают перекладину большим пальцем. Но делают они это потому, что у них есть специальные накладки на руку, которые и создают нужную петлю, с помощью которой гимнасты и удерживаются на перекладине, а кроме того, выполняют очень сложные трюки. Эти накладки и есть тот «большой палец», помогающий удерживаться гимнастам и не срываться.
Рассмотрим композиции, которые можно попробовать на низкой перекладине.
Первая композиция (низкая перекладина).
И. п. – стоя лицом к перекладине, на расстоянии прямых рук, держаться за перекладину.
Оттолкнуться ногами и согнувшись промахнуть (пролететь) под перекладиной, затем вернуться в исходное положение.
Оттолкнуться руками от перекладины, сделать хлопок и снова за нее взяться.
Оттолкнуться ногами от пола, пролететь под перекладиной в висе углом ноги врозь. В дальней точке (на противоположной стороне) ноги свести вместе и в таком положении вернуться в исходное положение.
Оттолкнуться ногами от пола, в «уголке» ноги вместе пролететь на противоположную сторону, там повернуться в воздухе, отпустить правую (левую) руку и встать на пол левым (правым) боком к перекладине, продолжая держаться за перекладину левой (правой) рукой.
Композиция закончена. Обращаем внимание детей на основные эстетические моменты: когда ноги не касаются пола, тянем носки, стараемся создать из ног сплошную линию (многие школьники сейчас носят довольно мощные, плохо гнущиеся кроссовки, таким «тянуть носки» будет несколько сложнее, однако босиком выполнять данные упражнения не желательно, если только в зале не используется ковровое покрытие); ноги всегда стараемся держать прямыми, только при отталкивании и при приземлении слегка их сгибаем. Приземление в концовке должно быть четким и элегантным. Приземлились, прямую правую руку отвели точно в сторону, ноги выпрямили, подбородок приподняли. С помощью эффектной концовки можно сгладить все возможные недостатки в самом выступлении.
Вторая композиция (низкая перекладина).
И. п. – стоя, прислонившись спиной к перекладине, руки в стороны, взяться за перекладину (не самое удобное начало, однако проще использовать такой вариант именно в начале, чем попробовать выполнить его потом, между какими-либо другими элементами).
Повиснуть на перекладине согнув ноги, выполняем «покачивание» вперед назад, как бы изображаем привязанного человека без сознания. Голова при этом опущена на грудь.
Качнувшись 4—6 раз вперед-назад, быстро «проснуться», на махе вперед встать на ноги, отпустить руки. Повернуться к перекладине лицом и взяться за нее.
Оттолкнуться ногами от пола, в висе углом пролететь под перекладиной, где выполнить поворот налево, отпуская правую руку. Встать левым боком к перекладине, держаться за нее левой рукой, правая рука в сторону.
Не отпуская левую руку, повернуться к перекладине лицом и взяться за нее правой рукой.
Оттолкнуться ногами от пола, в висе углом ноги врозь пролететь под перекладиной, в самой дальней точке ноги сводим вместе и выполнить поворот налево, отпуская правую руку. Встать левым боком к перекладине, держаться за нее левой рукой, правая рука в сторону.
Не отпуская левую руку, повернуться к перекладине лицом и взяться за нее правой рукой.
Оттолкнуться ногами от пола, промахнуть под перекладиной и в дальней точке отпустить руки, стараясь улететь как можно дальше от перекладины, но при этом при приземлении встать на ноги. Приземлиться (амортизировать приземление слегка сгибая ноги). Выпрямиться, руки в стороны-вверх, подбородок приподнять. Фиксировать позу 3—4 секунды.
Нужно обратить внимание детей на то, что все повороты необходимо выполнять четко и красиво, прямо как строевые упражнение, а не просто перехватываться, сосредоточившись уже на следующем элементе, но совсем забывая об этом маленьком переходе.
Третья композиция (низкая перекладина).
И. п. – стоя лицом к перекладине, держась за нее двумя руками.
Оттолкнуться ногами от пола, выполнить вис углом (на этот раз для нас махи вперед-назад не актуальны, поэтому сильно не разгоняемся).
Поднять ноги к перекладине и праву ногу продеть между руками и перекладиной, зацепиться ею (согнув колено) за перекладину. Выполнить вис с завесом правой ногой.
Прогнуться. Зафиксировать эту позу на 2—3 секунды.
Отпустить ногой перекладину, выполнить вис углом и на махе назад поставить ноги на пол.
Отпустить руки, выполнить хлопок и сразу же взяться за перекладину вновь.
Оттолкнуться ногами от пола, выполнить вис углом, снова акцентируемся не на махах, а на висе.
Поднять ноги к перекладине и обе ноги продеть между рук и перекладиной, зацепиться ими (согнутыми коленями) за перекладину. Выполнить вис с завесом двумя ногами.
Прогнуться, зафиксировать эту позу на 2—3 секунды.
Вернуться в вис углом, сделать несколько махов и на махе вперед выполнить соскок. Приземлиться на слегка согнутые ноги. Выпрямиться, руки в стороны-вверх, подбородок приподнять. Фиксируем позу 3—4 секунды.
Четвертая композиция (низкая перекладина).
Это более сложный вариант предыдущей композиции, так что не удивляйтесь одинаковому началу.
И. п. – стоя лицом к перекладине, держась за нее двумя руками
Оттолкнуться ногами от пола, выполнить вис углом (на этот раз для нас махи вперед-назад не актуальны, поэтому сильно не разгоняемся).
Поднять ноги к перекладине и правую ногу продеть между рук и перекладиной, зацепиться ею (согнув колено) за перекладину. Выполняется вис с завесом правой ногой.
Прогнуться. Зафиксировать эту позу на 2—3 секунды.
Отпустить ногой перекладину, выполнить вис углом и на махе назад поставить ноги на пол.
Отпустить руки, выполнить хлопок и сразу же взяться за перекладину вновь.
Оттолкнуться ногами от пола, выполнить вис углом, снова делая акцент не на махе, а на висе.
Поднять ноги к перекладине и обе ноги продеть между рук и перекладиной, зацепиться ими (согнутыми коленями) за перекладину. Выполняется вис с завесом двумя ногами.
Прогнуться, зафиксировать эту позу на 2—3 секунды.
Выполнить переворот назад. Если высота перекладины позволяет, то поставить ноги на пол, но выкрут до конца не завершать. Если же нет, то фиксируем такой вис не более секунды.
Выполнить переворот вперед, возвратить ноги в вис углом.
На махе назад (который желательно постараться сделать как можно более мощным), выполнить соскок – отпустить перекладину, повернуться на 180° и приземлиться как можно дальше от перекладины (соответственно приземляемся мы уже стоя спиной к снаряду).
Выпрямиться, руки в стороны-вверх, подбородок приподнять. Зафиксировать позу на 3—4 секунды.
Пятая композиция (низкая перекладина).
И. п. – вис на перекладине, ноги вперед-вниз, пятки на полу.
Чтобы эта комбинация смотрелась эстетично, необходимо постоянно следить за собой, стараться ноги держать прямыми, руки сгибать только по необходимости, носки оттянуть. Иначе все впечатление от сложности элементов может быть испорчено корявыми переходами и удержаниями.
Поднять ноги, перенести (просунуть) их между рук и цепляемся ногами (согнув колени) за перекладину – выполнить завес двумя ногами.
Прогнутся, зафиксировать позу на 2—3 секунды.
Отпустить руки, отклониться назад, стараясь достать пол руками. Висеть только за счет ног (выполнение этого элемента учителю нужно обязательно страховать, а вот родители, если полностью уверены в способностях своего ребенка и при них он уже часто его повторял самостоятельно, могут доверить ему выполнение этого элемента целиком и полностью).
Выполнить подъем туловища, взяться руками за перекладину. Выполнить несколько раскачиваний, и на каче назад отпустить ноги от перекладины, выпрямить их и выполнить вис согнувшись (то же упражнение, что и наклон вперед на полу, только теперь мы находимся вверх ногами).
На втором-третьем раскачивании назад возвратить ноги в вис углом.
В висе углом на втором махе поднять ноги к перекладине, но теперь уже перейти в перевернутую позу, ноги врозь. Посмотреть вниз на пол, прогнуться. Выполнить раскачивания вперед-назад. Ноги стараться держать прямыми (в противном случае эта элегантная поза превращается во что-то не очень привлекательное). На одном из махов назад снова перейти в вис углом. Выполнить махи и на махе назад сделать соскок – отпустить руки и приземлиться с поворотом на 180°. Выпрямиться, руки в стороны-вверх, подбородок приподнять, зафиксировать позу на 3—4 секунды.
Данная композиция может оказаться для многих детей довольно сложной, и связано это будет с недостаточно развитыми мышцами рук. Так что над тем, кому и когда давать выполнение такой композиции, еще стоит подумать. Даже если ребенок может по отдельности выполнить все элементы этой композиции, то далеко не факт, что он сумеет всё это выполнить слитно и без отдыха. Так что подходить к изучению сложной композиции стоит постепенно. Разучив все элементы и увидев, что ребенок в состоянии самостоятельно выполнить любой из них, пробуем эти элементы соединить. Можно попробовать различные варианты соединений, совсем не обязательно только те, которые предложены в данной книге, главное, не забываем про удобство и вариативность выполнения. Сначала соединить одни элементы, посмотреть, как ребенок справляется, затем другие. Добавить еще один. Необходимо внимательно следить за тем, будет ли ребенок уставать и как хорошо он будет сохранять нужные положения, подстраховывать его даже на простых элементах, так как даже простой элемент в самом конце композиции, когда руки уже устали, может стать причиной срыва. И только после того как ребенок будет в состоянии спокойно выполнить всю композицию и будет не очень долго восстанавливаться, можно пробовать выпускать его с показательными выступлениями (или на соревнования).
Если данная или похожая комбинация разучивается в начальной школе (выносливость у детей развита еще не очень хорошо), это значит, что чем длиннее по времени выполнения будет композиция, тем сложнее ребенку будет выполнить все элементы красиво и четко. А мы то как раз добиваемся именно эстетически грамотно построенной и выполненной комбинации, а не того, чтобы ребенок «протащил» (как иногда говорят гимнасты) всю комбинацию от начала и до конца.
Далее пойдут композиции для высокой перекладины. Многие дети любят «поболтаться» на перекладине, повисеть, поразмахиваться. Такие развлечения могут стать очень хорошими подготовительными упражнениями к выполнению относительно сложных гимнастических элементов. Высокая перекладина позволяет разнообразить комбинации, добавлять и убирать различные элементы, да и самих элементов и переходов можно придумать большое количество, однако здесь приходится тратить много сил, а значит выносливость должная быть развита на соответствующем уровне. И, как уже говорилось выше, не забываем о матах, расположенных не только под самой перекладиной, но и во всех местах, куда ребенок может случайно «улететь» с перекладины при приземлении или попросту сорваться. Если выполняются перевернутые позы, то страховка обязательна.
На высокой перекладине перед началом выполнения композиции можно сначала выполнить размахивания – это не будет считаться ошибкой, но как только начинается выполнение первого элемента, тогда каждое последующее лишнее размахивание уже считается как лишний мах, а значит, и ошибка. Перед началом выполнения учитель помогает ребенку схватиться за перекладину (берет под мышки, ребенок приседает и подпрыгивает, учитель ему помогает дотянуться до перекладины, чтобы ухватиться). Уже здесь всё должно выглядеть красиво. Прямые руки отводятся в стороны-вниз, присед, прыжок, вытянуться прямым телом, схватиться за перекладину. После чего учитель помогает ребенку остановиться, и только после этого ученик может начинать выполнение комбинации. Поэтому даже исходные положения будут одинаковы – обычный вис. В случае изменения исходного положения будут следовать пояснения.
Шестая композиция – простая (высокая перекладина).
Начинать выполнение с махов, получив нужную амплитуду сделать первый элемент – на махе вперед выполнить поворот на 180°, для этого необходимо перехватить руки (поочередно, если повернуться через левое плечо, то сначала перехватить правой рукой, затем левой, если через правое, соответственно, наоборот) так, чтобы оказаться лицом в противоположную сторону.
На следующем махе повторить элемент.
На махе назад развести ноги, на махе вперед сомкнуть.
На махе назад ноги скрестно, правая сверху.
На махе вперед ноги скрестно, левая сверху.
На махе назад ноги скрестно, правая сверху.
На махе вперед повернуться лицом в противоположную сторону через левое плечо, одновременно соединяя ноги вместе.
Выполнить мах вперед, затем на махе назад ноги скрестно, левая сверху.
На махе вперед повернуться лицом в противоположную сторону, поворот выполнить через правое плечо, одновременно соединяя ноги вместе.
Выполнить мах вперед и на махе назад выполнить соскок. Ученик отпускает руки и приземляется на мат (при приземлении всегда помним, что ноги необходимо сгибать в полуприсед), руки стараться держать выпрямленными. Приземлиться, выпрямиться (руки вдоль туловища, подбородок приподнят, ноги прямые) и зафиксировал приземление на 2—3 секунды.
Необходимо напомнить детям, что приземляться надо четко, можно только одной ногой шагнуть куда-нибудь, чтобы удержать равновесие, но затем ногу необходимо вернуть в обратно. Иначе каждый лишний шаг в гимнастике оценивается, как ошибка.
Седьмая композиция (высокая перекладина).
Махами разогнать себя, набирая скорость.
Выполнить подъем разгибом.
В упоре оттолкнуться от перекладины, мах назад, и уже в висе выполнить мах вперед.
На махе вперед выполнить поворот на 180°, для этого необходимо перехватить руки (поочередно, если поворачиваемся через левое плечо, то сначала перехватываем правой рукой, затем левой, если через правое, соответственно, наоборот) так, чтобы оказаться лицом в противоположную сторону.
Выполняем подъем разгибом.
Из упора сделать переворот вперед в вис, переходящий в мах назад, а затем вперед.
На махе вперед выполнить соскок с поворотом на 90°.
Зафиксировать приземление, поклониться. Закончили.
Восьмая комбинация (высокая перекладина) – сложная.
После разгонных махов начать:
подъем разгибом;
переворот вперед снова в упор;
переворот назад в упор;
из упора оттолкнувшись от перекладины мах дугой назад;
на махе вперед соскок с поворотом на 180°(можно и на 360°, если способности позволяют);
приземлиться, зафиксировать, поклониться. Закончили.
Бревно
Несмотря на то что на бревне в спортивной гимнастике обычно выступают только девочки, на уроках было бы весьма полезно, чтобы на бревне выполнять упражнения могли все. Начинать обучение необходимо с низкого бревна, а на высокое переходить только тогда, когда низкое хорошо освоено. Кроме того, не забывать, что вокруг всегда должны находиться маты. Даже если не делать никаких особенно сложных элементов, с бревна всегда можно упасть (отвлечься, засмотреться на кого-нибудь или сделать ошибку и потерять равновесие). Подстраховывать ученика на высоком бревне довольно сложно, так как никогда нельзя быть точно уверенным в том, в какую сторону он может упасть, но если обучение происходит постепенно, то больших сложностей возникнуть не должно. Главное – научить детей не только выполнять нужные элементы, но и справляться со своим страхом. У многих учеников не получаются нужные движения только потому, что они боятся высоты, боятся упасть, в то время как технически они готовы великолепно и на низкой перекладине выполняют все без ошибок.
Кроме того, нам надо детей научить не просто ходить по бревну, не просто поворачиваться, а делать это красиво: с прямыми ногами, руками, «вытянутыми носочками» (на высоких полупальцах) и т. п. Если при этом ребенок еще научится и голову держать прямо, будет великолепно. Представьте как красиво смотрится уверенный в себе человек, грациозно передвигающийся по узкой поверхности. Кроме того, если начать выполнять элементы на согнутых ногах, некрасиво наклонив туловище, то можно потерять равновесие и упасть с бревна.
При выполнении упражнений на низком бревне можно страховать за руки, талию, плечи. Но всегда нужно помнить: ни на высоком, ни на среднем бревне, ни на низком, нельзя удерживать выполняющего за ноги (удержать все равно не удержите, а заодно еще и не дадите ребенку самому нормально на ноги приземлиться при падении). На бревне ребенка надо научить смотреть на конец бревна либо на воображаемое его продолжение.
Прежде чем начинать разучивать целую композицию на бревне, сначала нужно отработать самые простейшие способы передвижения на нем (начинать обучение на низком бревне): пройти по бревну в одну сторону, повернуться, пройти обратно. Несколько раз попробовать просто пройти, чтобы почувствовать, как это лучше сделать, а затем надо учиться двигаться красиво: при каждом шаге носочки оттягивать, в моменты остановки ноги полностью выпрямлять, руками работать плавно и четко, каждый шаг начинать с носка, опускаясь на пятку. Когда ходьба будет хорошо отработана, попробовать усложнить движения – повернуться на месте налево и направо, кругом, ходим спиной вперед, приставным шагом правым и левым боком. Обязательно обратить внимание на плавность и четкость движений. Хорошо, если во время выполнения можно будет смотреть в зеркало, чтобы ребенок сам мог оценивать то, насколько ровно и красиво у него получается выполнять упражнения на бревне. Если же возможности использовать зеркало нет (а в большинстве школ о таком даже представить сложно), то первое время следит и подсказывает учитель (или другие ученики), а в дальнейшем ребенок должен научиться сам ощущать и поддерживать правильное положение своего тела в пространстве.
Когда ходьба и повороты будут освоены, попробовать провести с детьми разминочные и подготовительные упражнения прямо на бревне, – ничего сложного, простейшие движения, во время выполнения которых ученики, в первую очередь, должны следить за ровностью и четкостью линий. Маленькое пояснение: в исходных положениях мы можем находиться поперек или продольно. Ориентируемся на плечевую ось. Это значит, что стоять продольно – это по ходу движения, а поперек, соответственно, стоять лицом в левую или правую сторону.
1) И. п. – узкая стойка ноги врозь, продольно;
1 – руки вперед;
2 – руки в стороны;
3 – руки вверх;
4 —и. п.
Повторить 4 раза. При выполнении задания задача ученика – сосредоточиться на правильном положении рук в пространстве, а не на сохранении равновесия.
2) И. п. – узкая стойка ноги врозь, руки в стороны, продольно;
1—2 – круговые движения предплечьем правой руки к себе;
3—4 – круговые движения предплечьем левой руки к себе;
5—6 – круговые движения предплечьем правой руки от себя;
7—8 – круговые движения предплечьем левой руки от себя.
Повторить 2—4 раза.
3) И. п. – узкая стойка ноги врозь, продольно;
1 – правая рука вперед, левая назад;
2 —и. п.;
3 – левая рука вперед, правая назад;
4 – и. п.
Повторить 4 раза.
4) и. п. – узкая стойка ноги врозь, продольно;
1 – правая рука вперед, левая в сторону;
2 – левая рука вперед, правая в сторону;
Повторить 4 раза.
5) и. п. – о. с., продольно;
1 – правая рука вперед, левая нога назад;
2 – левая рука вперед, правая нога назад.
Повторить 4 раза. На каждый счет слегка замереть на месте, тренировать держать равновесие. Ноги и руки при этом стараться держать прямыми.
6) и. п. – о. с., продольно;
1 – правая рука в сторону, левая нога в сторону на носок;
2 – и. п.;
3 – левая рука в сторону, правая нога в сторону на носок;
4 – и. п.
Повторить 4 раза.
7) и. п. – узкая стойка ноги врозь, продольно;
1 – присед, руки вперед
2 – и. п.
Повторить 4 раза в медленном темпе.
8) и. п. – о. с., продольно;
1 – легкий подскок (невысокий);
2 – и. п.
Повторить 4—8 раз в зависимости от качества выполнения. При подскоке, в воздухе ноги должны быть прямыми, только само приземление слегка амортизировать, сгибая ноги.
Подготовительно-разминочные упражнения на бревне можно варьировать, видоизменять, главное, чтобы было интересно и полезно.
В школьных условиях представить такой вариант, при котором сразу на всех учеников хватит длины одного бревна или количества бревен, трудно (учитывая, что в некоторых упражнениях нужно поднимать руки в стороны), поэтому можно попробовать использовать вариант с переходом. Допустим, на бревне помещается 4 человека, а в классе 28 учеников. Класс строится по кругу, разомкнувшись на руки в стороны (бревно входит в место построения). Получается, что четверо стоят на бревне, остальные, разомкнувшись по кругу направо и налево от бревна.