Книга История Введенского женского монастыря в Тихвине - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Александрович Ломакин. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История Введенского женского монастыря в Тихвине
История Введенского женского монастыря в Тихвине
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История Введенского женского монастыря в Тихвине

Однако большинство исследователей связывают дату основание Введенского монастыря с учреждением Иоанном IV Тихвинского Успенского (Большого) монастыря в 1560 году- «когда «архиепископ Пимин ездил на Тихвину к Пречистой, монастыря закладывати». [3, кн.II, c.704]. «Время возникновения Обители с положительною точностию неизвестно, но из данных, имеющихся в изследованиях Токмакова (Материалы для исторического и церковно-археологического описания Новгородской губернии) можно заключить, что оно совпадает с основанием Большаго Мужского Монастыря и относится к 1560 году». [4, 67]

«Введенский Тихвинский 2 класса с 1764г. женский монастырь… Основан в 1560 году архиепископом Новгородским Пименом и зависел от Большого Тихвинского монастыря…». [5, c. 611]

На сегодняшний день не выявлено описаний строительства Введенского монастыря в Тихвине. То, как это происходило, мы можем представить на основании имеющегося описания строительства Большого Успенского монастыря в Тихвине, основанного в том же 1560 году: «… 11 февраля 1560 года, день радостный, торжественный и незабвенный… По возвращении Архиепископа Пимена на Новгородскую кафедру, присланный царедворец Феодор Сырков, благоговея к Св. месту, со всем усердием приступил к устроению монастыря. Близ церкви находившиеся, посадские дома и церковнослужительския селища были перенесены на версту разстояния, по южную сторону монастыря, где ныне находится собор во имя Переображения Господня и существует самый город; определенное место для построения монастыря, как неровное и болотистое с протекающим источником, было разчищено, разровнено и осушено выкопанными канавами; устье источника, проткавшаго через монастырь, было заграждено, а образовавшаяся в виде небольшаго озерка вода подземными трубами отведена в реку Тихвинку. Приготовив таким образом землю для созидания монастыря, Сырков начал построение самих зданий». [6, c.14].

Важным этапом в ранней истории Введенского монастыря становится переход в Введенский монастырь из Горицкого монастыря царицы Анны Алексеевны, в иночестве Дарии.

По данным, которые приводит в своей «Истории государства Российского» Карамзин, в 1574г. Царица Анна, под именем Дарии, была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. [7, Т.9, пр.493]

Из имеющихся документов видно, что Царица Дария игуменствовала в этом монастыре в конце 80-х годов XVI века, пользуясь расположением придворных и высших духовных сфер. [8, c.1-3].

По данным тихвинского историка Я.И. Бередникова (1793-1854), 16 мая 1596г. царица Дарья значится уже Игумениею Введенского монастыря в Тихвине. Как результат, Введенский монастырь «… в 1604г. получил самостоятельность по просьбе проживавшей здесь старицы царицы Дарьи Алексеевны из рода бояр Колтовских». [9, c.611]

В год вступления на престол Бориса Годунова Дария сложила с себя настоятельство (под 25 декабря 1598г. упоминается уже Игумения Евфимия). [10, c.4].

Сложив с себя сан Игумении, Царица Дария осталась по-видимому Строительницей монастыря. Как пишет занимавшийся исследованием этого вопроса Б.Д. Греков, «Мы знаем строителей двух типов: это или 1) строитель- лицо стоящее во главе монастыря, как церковного учреждения. Непременно лицо духовного чина- иеромонах, диакон, иеродиакон и т.п. 2) или строитель- владелец монастыря и монастырской вотчины, взявший на себя с разрешения власти обязательство на собственные средства «строить» монастырь, т.е. заботиться о его материальном и всяком другом благополучии». (11, c.324].

Учитывая то, что Игуменией монастыря была Евфимия, Царица Дария была именно Строительницей – владелицей монастыря и монастырской вотчины, занимаясь строительством, а затем восстановлением Введенского монастыря.

Такого же мнения придерживался и И. Мордвинов: «В промежуток 1599 и 1603 годов, вероятно- в самом начале XVII в. , царица Дарья Алексеевна перемещена в Тихвинский Введенский монастырь, который был несравненно беднее Горицкого. В Введенском монастыре Дария Алексеевна не была игуменьей, настоятельницей в обычном смысле этого слова. Она являлась устроительницей, владелицей, ктитором монастыря и свое попечительское право передала затем своим родственницам почти на весь XVIIв.». [12, c.180-181]

«Царица-инокиня энергично принялась за устроение монастыря. Была возведена каменная церковь Введения Б.М. и другие постройки… Средства отпускались из царской казны». [13, c.187].

Установить точно, когда было начато и когда закончено строительство Введенского монастыря, в его первоначальном виде, на основании имеющихся данных сложно.

Самой ранней из известных описей Введенского монастыря является опись, датированная 1620 годом. В соответствии с этой описью "Пречистые бдцы на тихвине дечь мнстрь… а церковное и монастырское строение строено при црцы иноки Дарии Гдревою казною и в 121 году (1613) немецкие и литовские люди тот мнстрь выжгли и церковь разорили». [14, c,9-10]

В определении даты разрушения монастыря все доступные источники сходятся, называя именно эту дату 14 сентября 1613 года как день разрушения монастыря шведами.

1. Опись учиненная Новгородской Епархии Тихвинскому Введенскому ДЕВИЧЬЮ монастырю. // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

2. Тихвинские монастыри. Большой-Богородицкий. Дымский-Антониев. Беседный-Николаевский. Введенский Девичий. Санктпетербург, 1854г. Странник (Башуцкий).

3. МАТЕРИАЛ. Для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. Составил Зверинский В.В. Книга I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-1795гг. по 1 июля 1890г. (594 монастыря). С-Петербург, 1890г. Книга II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892г.

4. Тихвин и его Святыня. Описание города, Тихвинскаго Большаго Монастыря и пребывающей в нем Святыни. Составил Л.И. Григорьев. С-Петербург. 1889г.

5. Православные монастыри Российской Империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. Составил Л.И. Денисов, действительный член Московскаго Общества Любителей Духовнаго Просвещения, Церковно-Археологическаго Отдела при нем и Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г.Москвы и Московской епархии. Москва. 1908г.

6. Историко-статистическое описание первокласснаго Тихвинскаго Богородицкаго большаго мужскаго монастыря, состоящаго Новогородской Епархии въ г.Тихвине. Издание третие. Тихвинскаго Большаго монастыря, при настоятеле онаго о. Архим. Иоанникие. Новгород. 1906.

7. Карамзин Н.М. «История государства Российского». Т.9 прим. 493.

8. Отписка Кирилловскаго игумена Марка, Ростовскому Митрополиту Варлааму. (К жизнеописанию царицы Дарьи).// Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

9. Православные монастыри Российской Империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. Составил Л.И. Денисов, действительный член Московскаго Общества Любителей Духовнаго Просвещения, Церковно-Археологическаго Отдела при нем и Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г.Москвы и Московской епархии. Москва. 1908г.

10. Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

11. Б.Д. Греков. Новогородский Дом Святой Софии. (Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины). С.-Петербург. 1914.

12. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.

13. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.

14. Выпись из писцовых книг Мины Лыкова. 1620г.(Состояние Введенскаго монастыря после шведскаго разорения). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

Глава третья

История возникновения и бытования на протяжении столетий Введенского женского монастыря многими нитями связана с историей города Тихвина. Как писал один из первых исследователей истории Титхвинского края И. Мордвинов, «Тихвин- одно из дренейших поселений Новгородскаго края. Свое название город получил от реки Тихвинки, а река наименована так по милости какого-то финскаго народа, жившаго в этих местах до прихода русских насельников». [1, c.I-II].

Ранние этапы истории Тихвина тесно связаны с историей Великого Новгорoда. «После захвата Новгорода Иваном III в 1478г. Новгородские владения были разделены на 5 неравномерных частей- пятин- из которых каждая представляла собой большой земельный клин, упиравшийся вершиной в самый Новгород; границы клиньев расходились от последнего во все стороны области как лучи. Пятины в зависимости от географических особенностей назывались- Обонежскою, Водскою, Шелонскою. Деревскою, Бежецкою. По величине самою значительною являлась Обонежская, получившая свое имя от Онежского озера, которое в ней заключалось. Для удобства управления каждая пятина делилась на половины. В Обонежской были половины- Нагорная, примыкавшая к Новгороду. И Заонежская, доходившая до Студеного (т.е. Белого) моря. Территория Нагорной половины от рек Мсты и Пчевжи до реки Ояти с прибавкою трех погостов Бежецкой пятины составляли то, что теперь именуется Тихвинским краем. Границами её были с запада от Водской пятины- река Волхов и Ладожское озеро, с севера от Заонежской половины река Оять и верховье реки Суды; с востока от Бежецкой пятины- реки Тушемелька, Чагода, Мда и с юга от Деревской пятины- река Мста». [2]

По мнению И. Мордвинова, «… только в XIV веке река Тихвинка включилась в сеть постоянных путей и на ней основались два погоста- Пречистенский на Тихвинке и Михайловский в Озерах. Место основания Тихвина представляло собой перекресток водного торгового пути, т.е. реки Тихвинки и большой дороги с севера на Новгород. В XV веке известность Пречистенского погоста сильно возросла в связи с явлением чудотворной иконы Божией Матери. По видимому в конце века при погосте образовалось монашеское поселение, то что историк церкви Голубинский называл «несобственным монастырем». [3]

Великий князь Василий приказал построить в Пречистенском погосте каменную церковь. В 1510г. началась постройка Тихвинского Успенского собора; возводил его по московскому образцу некий Фрязин, (венецианец, по видимому впоследствии известный строитель стен Китай-города в Москве), а подрядчиком работ состоял известный Новогородский строитель Дмитрий Сырков». [4, c.9].

Близкого к этому мнения придерживаются и современные исследователи. «Начало Тихвину положил Пречистенский погост, возникший вероятно в XII—XIII вв. Погост располагался на левом, низком берегу Тихвинки при впадении в нее Вяжицкого ручья, на месте, где сейчас находится Успенский монастырь. Близость судоходной в то время реки, наличие почти круговой водной преграды и проходившая рядом дорога из Новгорода в Ладогу объясняют выбор этого места для погоста, ставшего первоначальным градоформирующим ядром Тихвина. Первое упоминание погоста относится к 1383 г. и связано с явлением в его окрестностях чудотворной иконы Богоматери». [5, c.45]

История основания и развития Тихвина была рассмотрена в монографии М.К. Сербиной: «Пречистинский Тихвинский погост был расположен на левом берегу реки Тихвинки, притока Сяси, впадающей в Ладожское озеро, и находился в узле торговых дорог – Московской, Новгородской, Ладожской, Устюжской и «Зарубежской». Первое датированное известие, касающееся Тихвинского погоста, имеется в агиографическом источнике («Сказание о чудесах Тихвинской иконы Божьей Матери». Издано Обществом любителей древней письменности и искусства. СПб, 1892г.) и относится к 1238г. Под этим годом записана постройка на реке Тихвине церкви Успения богородицы «жителями этих мест». Второе датированное известие, взятое из того же источника, относится к 1390г. и содержит сведения о пожаре Успенской церкви и постройке в том же году новой, которая снова сгорела в 1395г и была возобновлена в том же году. Построенный в 1395 году храм просуществовал до 1500г., когда он опять сгорел. По распоряжению Великого Князя Василия Ивановича, за счет монастырской казны в 1510г. здесь было начато сооружение каменной церкви, которую строили присланные из Москвы «нарядники» Дмитрий Сырков и мастер Фрязин. Почти законченная, церковь рухнула, и ее постройку пришлось начать заново. Наконец. В 1515 году она была закончена и 15 августа этого же года освящена». [6, c. 21]

Важным этапом в истории Тихвина стало посещение его Царем Иоанном IV (Грозным). Иоанн IV посетил Тихвин в 1547 году, а «… в 1560г. Иван Грозный распорядился устроить в Пречистенском погосте два монастыря: мужской, на месте «Монастырька» около Успенской церкви и женский в ¾ версты к северо-западу от мужского на правом берегу реки Тихвины. (ЛОИИ, СОБР. Рукоп. КН. №67, л.242-244). Первый монастырь получил название «Большого» Тихвинского монастыря, а второй, Введенский- «Малого», «Нового». (Архив ЛОИИ, собрание актов до 1613г. №248.). Закладка «Большого» монастыря была произведена 3 февраля 1560г. новгородским Архиепископом Пименом и игуменом Хутинского монастыря Филофеем. Постройка же его была поручена Грозным «цареву мужу», Федору Дмитриеву сыну Сыркову. У стен Введенского монастыря также быстро выросла слободка. Первый посад получил название «Большой Тихвинский посад», а второй- «Малого Тихвинского посада». Введенский монастырь также был укреплен. Он был обнесен деревянной стеной с башнями и окружен рвом». [7, c. 22-25].

По указу царя строительством руководил новгородец Федор Дмитриевич Сырков, который с помощью дренажа осушил заболоченные участки, отводившиеся под мужской монастырь, перегородил плотиной Вяжицкий ручей, что привело к образованию пруда с проточной водой. Оба монастыря Сырков окружил тыновыми оградами, а мужской к тому же и рвом. [8].

Важнейшим делом, повлиявшим на дальнейшее развитие Тихвина, стал перенос посада с места будущего мужского монастыря на две версты южнее, на возвышенность где стояла деревня Киселево. Сюда же «перенесены те дворы…, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви», а также дворы деревень Волково, Семино, Верхние Изсады (пристани). [9]

Только деревни Стретилово и Фишева Гора остались на прежних местах. Введенский женский монастырь, как свидетельствует писцовая книга Андрея Лихачева 1564 г., «… поставлен … на пашенной земли деревни Нижнего Изсаду…». [10]

Хотя по мнению И. Мордвинова «Введенский монастырь начал строиться на месте деревни Гореево. Монастырь имел собственный посад- Введенскую слободку- на правом берегу реки; слободка эта управлялась собственными монастырскими властями и по отношению к Тихвинскому посаду была самостоятельна». [11, c. 8-9]

По мнению исследователей, занимавшихся историей формирования градостроительной структуры города, Тихвин дает пример, редко зафиксированный письменными источниками, когда развитию города предшествовала обширная градостроительная программа, основная идея которой принадлежит Ивану Грозному, а разработка и осуществление – «цареву мужу» Ф. Д. Сыркову. [12, c.45]

Бурное развитие Тихвинского посада отражалось и на положении тихвинских монастырей. В монастырях появляются каменные храмы. В Введенском монастыре при царице Игумении Дарье строится каменный Введенский собор. В мужском Успенском монастыре в 1580 г. строится Рождественская церковь с трапезной, в 1583 г.– надвратная церковь Вознесения и в 1600 r. пятишатровая звонница. Экономическое развитие Тихвина и его округи сопровождается развитием его как крупного религиозного центра. В нескольких верстах от посада на Московской дороге в конце XVI в. возник Никола-Беседный монастырь, а на Новгородской дороге в XVII в. появился Николо-Боровинский монастырь. [13, c.131]

Таким образом, к XVII в. сложилась развитая пространственная структура Тихвина с тремя основными градоформирующими центрами – Большим монастырем, Спасским и Знаменским погостами на посаде и с тремя монастырями на периферии, стоявшими по трем Основным направлениям —ладожскому, московскому и новгородскому. При этом Введенский монастырь был визуально связан с тремя вышеназванными городскими центрами, став одним из ключевых фрагментов градостроительной структуры Тихвина. [14, c. 45]

Столь быстрое формирование Тихвина во многом объясняется его важным стратегическим значением, определявшемся близостью «свейского рубежа», наличием здесь чудотворной иконы, ставшей к началу XVII века общерусской святыней, широкими торговыми связями Тихвинского посада, чему способствовало его положение на пересечении нескольких дорог – сухопутных (от Невы через Ладогу к Устюжне и Москве, от Новгорода к Онежскому озеру) и водных (река Сясь и ее приток Тихвинка соединяли Ладожское озеро с системой волоков, ведущих через Чагоду в бассейн Волги).

Тихвин. XVII век. События начала XVII века принесли Тихвину и его монастырям и тяжелые испытания, и всероссийскую славу. В начале XVII века Тихвинские монастыри и посад не только в течении долгого времени выдерживали периодически осаду Шведских и польских войск, и отрядов казаков, но и являлись центром освободительного движения в северо-западном крае. Тяготы и разорения Смутного времени не смогли остановить поступательного развития Тихвина. Как пишет об этом И. Мордвинов, «В начале XVII века, в промежуток 1609-1614гг., Тихвин переживает «шведское разоренье», являясь для северной Руси тем-же, чем была Троицкая лавра для Руси центральной. Затем, под рукой суровых и энергичных игуменов и архимандритов Тихвин начинает шириться, устраиваться и развиваться. После большого пожара в 1623 году был заново отстроен Большой монастырь. Около той же поры по усердию царицы-инокини Дарьи окончен возобновлением Девичий монастырь. В 1624 году возведен ряд казенных строений в посаде. Въ 1635 году Тихвин пeрежил тревожную пору ожидания разрыва со Шведами; монастырь был укреплен. Въ 1650 году тревога возобновилась с новою силою. Началась горячая стройка; появилась приказная изба, тюрьма. Наконец в разгар войны, въ 1657г. приказано думному дворянину Баклановскому строить город и «острожныя крепости». В 1659 году посад и монастырь были приведены в осадное положение. Тихвин стал пограничною крепостью. Торговля со Швециею между тем почти не прекращалась. Приостановившаяся на время войны она после Кардисскаго мира (1661г.) достигла наивысшей степени процветания. … Вместе с ростом торговли росли и достатки тихвинцев, выделивших вскоре из среды своей крупных капиталистов. Помимо торговли Тихвин славился своими ремеслами и промыслами.». [15, c. III]

В XVII в., когда складывался всероссийский рынок, значение Тихвина, как торгового центра, связывающего железоделательные районы Устюжны и Карелии с центром, продолжало расти. «Торговля в Тихвине проходила на Базарной площади, в гостином дворе и в рядах, которые с трех сторон окружали посадские храмы. В 1654 г., здесь было 109 лавок, 7 амбаров, 42 житницы".

[16, c. 50-53]

Ежегодная Тихвинская ярмарка была известна по всей России. Через Тихвин проходил самый короткий путь от шведской границы до Москвы- 550 верст. Через Новгород путь был длиннее- 760 верст. Удобными дорогами Тихвин был связан с Ярославлем, Рыбинском, Новгородом. Всего Тихвин торговал с 45 городами России. В Тихвин шли купцы из Любека, Ревеля, Риги. Однако главным торговым партнером была Швеция.

Оживленная торговля и развитие ремесел, особенно кузнечного, способствовали расширению города. Не удивительно, что за вторую половину XVII в. его население удвоилось, достигнув 3 тыс. чел. По своим размерам и экономическому положению Тихвинский посад мог стать в ряд с другими городами России, но административное подчинение Успенскому монастырю тормозило его перевод в статус гoрода.

Что представлял собой Тихвин к концу XVII в. как градостроительное образование, и место в нем Введенского монастыря, дает представление рисованый план Тихвина, составленный дворянином И. Зелениным и подьячим П. Евстафьевым в 1678 году. А кроме него план, снятый инструментально капитаном Литвиновым в 1766 г. за четыре года до пожара, полностью уничтожившего посад. По мнению исследователей, особенностью градостроительной структуры Тихвина XVII в. является то, что посад с торговыми рядами развивался обособленно от обоих монастырских комплексов- Успенского и Введенского. Каждый из монастырей был окружен своими полями, лугами и отделен водными преградами – Тихвинкой, Вяжицким и Введенским ручьями.

Тихвин. XVIIIвек. Реформы и войны конца XVII- начала XVIII века легли на тихвинцев тяжелым бременем. «За первую четверть XVIII века Тихвин сильно обнищал и обезлюдел. По переписи 1709-1711 гг. видно, что население посада уменьшилось на две трети. Тихвин оказался слишком близко к театру великой Северной войны и балтийскому побережью, и Петр I выбрал отсюда все рабочее и здоровое население для работ по заготовке военных материалов и постройке городов Шлиссельбурга, Кронштадта, Петербурга». [17]

Перемены коснулись и Тихвинскиe монастыри. В 1742 году учреждается самостоятельная Санкт-Петербургская Епархия, a Тихвин остается в подчинении Новгородской Епархии. Тихвинские монастыри в 1764 году лишаются своих вотчин, которые переходят в казну. Введенский монастырь становится штатным монастырем третьего класса. Слобода у Введенского монастыря была присоединена к городу. В 1770 году в Тихвине «Под постройками находилось 203 дес. 730 кв.саж. а вся площадь города с ручьями, рекою и прудами исчислялась в 301 дес. 655 саж. (по плану землемера В.Полянского 1778г.). Общее число жителей в городе около 3000 человек». [18]

21 марта 1773 «Селение, именовавшееся посадом» по Высочайше утвержденному докладу Сената было переименовано в уездный город Тихвин, Новгородской губернии. После этого он стал строиться по конфирмованному плану под наблюдением присланного из Твери прапорщика от архитектуры В. Поливанова.

Свои впечатления от Тихвина конца XVIII века ярко изложил Яков Челищев, посетивший Тихвин в 1791 году: «Сей монастырь и город таковое название имеют по речке Тихвинке, над которою построены. На оном месте, где ныне монастырь, для явленного, в царствование Великого князя Димитрия Иоанновича в 1383 году, по речке ж названного Тихвинския Богоматери образа, сперва тамошними жителями построена была деревянная, а в 1515 году, по повелению Великого князя Василия Иоанновича, стоящая посреди монастыря, казенным коштом каменная Успенская церковь, в которой и по ныне, с приходу в нее, на правой стороне стоит чудотворный Тихвинской Богоматери образ. При нем от 1383 по 1560 год, 177 лет, для отправления подлежащего богослужения, как бы в обыкновенной приходской церкви, белые священники, во оном же 1560 году, по повелению Великого князя Иоанна Васильевича, для монашеского общежительства построен сей каменный мужеский монастырь казенным коштом… Оный монастырь с трех сторон окружается городом Тихвином, в котором купеческих, мещанских и прочего звания людей до полуторых тысяч дворов; каменных по плану- 14 домов, вновь строящихся лавок- 95, деревянных- 159. Казенного строения по плану два только магазеина деревянных – винный да соляной. Заводов же и фабрик, кроме солодовенного и кожевенного, никаких нет. Во оном городе собор каменный; в нем настоящий храм Преображению Господню, приделы – Благовещению Пресвятыя Богородицы и преподобному Варлааму Хутынскому. Приходская каменная Знамению Пресвятыя Богородицы и мученикам Фролу и Лавру. На кладбище деревянная многострадальному Иову.

За речкою Тихвинкою девичий Введенский третьего класса монастырь; в нем две соборных каменных церкви: 1) для летней службы – холодная о трех престолах: настоящий Введению во храм Пресвятыя Богородицы, приделы Николаю Чудотворцу и преподобному Кириллы Белозерскому; 2) для зимней службы – теплая Рождеству Пресвятыя Богородицы, с приделом Иоанну архиепископу Новгородскому. Внутри монастыря кельи и кругом ограда деревянная. Игуменья в нем Максимилла. Жительствующих в городе Тихвине: купцов мужеска- 1,080, женска- 1,125; мещан мужеска- 570, женска- 676; итого, купечества и мещанства: мужеска- 1,650, женска- 1,801, а обоего пола- 3,451 душа. Они все раскольники и в церковь не ходят. Внутренний их, как в своем, так в других городах и по ярмонкам в уездах торг получаемыми из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Вологды разных доброт сукнами, парчами, шелковыми, бумажными и другими материями, медною, оловянною, хрустальною, каменною и деревянною посудою, чаем, кофием, сахаром, виноградными винами, восковыми и получаемыми из Вологды сальными свечами и обыкновенными городу съестными припасами. Имеющие ж для торгового обороту изрядный денежный капитал главный торг имеют закупаемым у крестьян дегтем, деревянною большою и малою посудою, железом, сталью, больше ж нужными для крестьян железными и стальными вещьми; и все оное зимним путем отвозят в Соминскую пристань, из оной же весною, по вскрытии вод, по реке Сомины на собственных своих у тамошних крестьян покупаемых барках, для перепродажи доставляют в Санкт-Петербург, Москву, Ярославль, Тверь, Вологду, Рыбинск, Романов, Углич и Петрозаводск. И с тех же мест на оных своих барках в Соминскую ж пристань привозят: из Москвы – разные московские, из Санкт-Петербурга и Вологды – немецкие товары, из прочих же городов – рожь, пшеницу, гречу, горох, просяную, перловую, гречневую, ячную и овсяную крупу и распродают оный хлеб крестьяном за деньги, деготь, железо, сталь, железные вещи и деревянную посуду и целыми барками с знатным барышем продают в Рыбинске, Петрозаводске, Вытегре и на ярмонке, бываемой на Бадажской пристани. Малое число купцов в помянутые города доставляют белозерскую рыбу и снетки. Мещане, не имеющие для того торга кредита, торгуют недорогими товарами в своем только городе и по ярмонкам, нанимаются у достаточных в лавки сидельцами и для закупки товаров приказчиками; другие на выгонной земле для продовольствия своих семейств имеют небольшое хлебопашество и отходят в Санкт-Петербург и Москву в разные заработки.  В Тихвинской семинарии, имеющейся в монастыре, в проезд мой церковнических детей обучалось до тридцати-пяти; в малом народном училище купеческих и мещанских детей до пятидесяти. Понятие ж и охота их к науке, а также поведение и знание учителей, за краткостию времени мне не известно. Не мудрено, что только учеников в народном училище, потому что жители все раскольщики». [19]