Книга История Введенского женского монастыря в Тихвине - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Александрович Ломакин. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История Введенского женского монастыря в Тихвине
История Введенского женского монастыря в Тихвине
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История Введенского женского монастыря в Тихвине

Как видно из описания, Тихвин в конце XVIII века- город населенный купцами и мещанами. Город живет торговлей и ремеслами, важное значение в жизни города имеют его монастыри- Успенский Большой мужской и Введенский женский монастырь.

Тихвин. XIX век. К началу XIX века ситуация в Тихвине меняется не сильно: «Тихвин, при реке Тихвине, текущей с правой строны в Сясь, с пристанью; разстоянием от Москвы 752, от Санктпетербурга 259, а от Новгорода 212 верст. Учинился городом в 1776 году из Тихвинского посаду. Имеет уездное народное училище; более примечателен город сей второклассным монастырем, который построен при Великом Князе Иоанне Васильевиче из камня, и огражден каменною стеною. В сем монастыре находится явленный образ Тихвинския Богоматери. В Тихвине бывает 3 годовых ярмарки, на которыя съезжаются купцы для торгу из ближних городов. … иные из поселян ходят для разных работ в сию столицу; а другие строят множество лодок под названием Тихвинок для здешняго судоходства». [20, т.III, с.407-408]

С 1802 года начинается строительство Тихвинской водной системы по проекту инженера-генерала Франца Павловича Деволана. Открытый в 1811 году путь предназначался для небольших судов, перевозящих из Петербурга ‑ ценные товары на Нижегородскую (Макарьевскую) ярмарку, в столицу ‑ фрукты и рыбу, а между пристанями ‑ преимущественно лесные материалы. Из Петербурга суда шли по Неве, затем по Ладожским каналам, вверх по реке Сясь; следующий путь лежал вверх по Тихвинке, где начинались шлюзованные участки. Два шлюза (Новгородский и Тихвинский) находились в границах Тихвина. Тихвинский шлюз устроен был в непосредственной близости от Успенского Большого монастыря.

После открытия Тихвинской водной системы начинается период интенсивного развития Тихвина, что нашло свое отражение и в судьбе тихвинских монастырей. С конца 1820-х – начала 1830-х годов возобновляется каменное строительство в Тихвинских монастырях, в том числе в Введенском женском монастыре.

Период расцвета Тихвина продолжался до середины XIX века, после чего деловая активность в городе резко снизилась. В 1852 году вошла в строй другая система водных путей, соединявших Волгу с Невой и Петербургом – Мариинская, взявшая на себя основной объем перевозок. Тихвинская водная система утратила общероссийское значение и использовалась только для местных перевозок. Не лучшим образом сказалось на экономике Тихвина открытие Нижегородской, а затем Рыбинско-Бологовской железных дорог. Город оказался в стороне от торговых путей: до ближайшей железнодорожной станции было 130 верст пути, 80 верст ‑ до ближайшей пароходной пристани. Торговля, даже лесное дело стали затихать. Как результат в жизни города выросло значение монастырей, прежде всего Успенского и Введенского, привлекающих большое число паломников со всей России.

Конец XIX- начало XX века. Краткую информацию о Тихвине начала XX века дает энциклопедия Южакова: «Тихвин- уездный город Новгородской губернии, расположен на реке Тихвинке. Жителей по переписи 1897 года- 6631 человек обоего пола. Благодаря расположению на Тихвинской водной системе, через город проходит значительное количество грузов. Это оживляет его торговлю. В Тихвине имеются городской общественный банк, городской ломбард, фабрик и заводов- семь с 50 рабочими. Сумма производства- 961471 рубль в год. Браков в 1901 году заключено 43, родилось 195, умерло 238 жителей, убыль населения- 43. Больница на 40 кроватей, две богадельни, детский приют, сиротский дом, женская прогимназия, четыре начальных школы». [21, т.18 с.443]

Ту же, но более развернутую информацию о Тихвине сообщает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Жителей 6630 (3066 мужчин и 3564 женщин), за исключением небольшого числа лютеран, католиков и евреев ‑ русские и православные. Жилых домов 1120, из них 47 каменных; 2 каменных гостиных двора, с 67 торговыми помещениями; церквей православных 6 каменных и 1 деревянная, кроме монастырских. Монастырей 2 ‑ мужской Тихвинский Большой и Введенский женский… Женская прогимназия, мужское духовное училище и 6 низших школ. Городская общественная библиотека, бесплатная народная читальня, богадельня на 50 человек, воспитательный дом, земская больница на 40 кроватей, аптека. Фабрик и заводов (1899 г.) 7, с 44 рабочими и производством на 188 тыс. рублей, в том числе 2 ректификационные завода (с производством на 183 тыс. руб.). Значительная торговля. Городской общественный банк Чаплиных, городской ломбард и ссудно-сберегательное товарищество». [22]

При этом жизнь значительного числа жителей Тихвина не отличалась благополучием. В 1890 году по инициативе Тихвинской Городской Управы при Тихвинском соборе было учреждено церковно-приходское попечительство: «Настоятелю Спасо-Преображенскаго Собора отцу протоиерею В.С. Волотовскому. Увеличивающаяся год от году бедность среди обывателей города Тихвина, в соединении с развитием нищенства, побудили Городское Общественное Управление заняться вопросом об изыскании средств к устранению такого ненормального явления городской жизни… причем единственным средством для борьбы с нищенством и увеличивающейся бедностью, было признано, по примеру других городов, устройство церковно-приходского попечительства… Городской Голова А. Богданов.». [23, c.19-19об.]

Некоторое оживление в жизнь города внесла железная дорога, прошедшая через Тихвин. 5 мая 1901 года Император Николай II утвердил направление ж\д линии Санкт-Петербург-Вятка через Тихвин и Вологду, и 2 июня 1904г. по линии прошел первый поезд. С 1 января 1906г. было открыто постоянное движение по всей линии Санкт-Петербург-Вологда-Вятка. В Тихвине было построено здание вокзала, нарядная часовня, поставленная на платформе на средства Успенского монастыря. Неподалеку от вокзала возник целый городок зданий железнодорожного узла: депо на восемь паровозов, водокачка, административное здание, столовая, баня.

С началом в 1914 году Первой Мировой войны ситуация в Тихвине меняется незначительно, но появляются госпитали для раненых воинов: «Монастыри. Большой Успенский. …При монастыре имеется Богадельня на 41 чел. И два госпиталя для раненых воинов». [24]

После революционных событий, с 1918- начала 1920-х годов практически все церковные и монастырские здания использовались не по прямому назначению. Эта часть истории Введенского монастыря будет рассмотрена в следующих главах.

Во время Великой Отечественной войны городу был нанесён значительный ущерб. 20 октября 1941 года была сделана попытка деблокады Ленинграда. На Синявино наступают войска 54-й и 55-й армий. Со стороны Ленинградского фронта- войска Невской оперативной группы с «Невского Пятачка» в районе Московской Дубровки. Владея в этот период Великой Отечественной Войны оперативной инициативой, немцы в это же время начинают наступление на Тихвин. В связи с обострившейся оперативной обстановкой на Тихвинском направлении операция по деблокированию Ленинграда была прекращена 28 октября 1941 года, а все резервы переброшены под Тихвин. Не смотря на это Тихвин 8 ноября 1941 года был захвачен немецкими войсками.

С захватом немецкими войсками Тихвина Ленинград был отрезан от связи с «Большой землей» не только по суше, но и через Ладожское озеро. «Дорога жизни» была немцами перерезана. После захвата Тихвина в руках врага оказался участок железнодорожной магистрали, по которой подвозились грузы для Ленинграда к Ладожскому озеру. Все имевшиеся в распоряжении советского командования резервы были брошены на освобождение Тихвина. Тихвин был освобожден 9 декабря 1941 года силами 4-й армии. С 25 декабря 1941 года в Ленинграде повысилась норма выдачи хлеба. [25]

В результате боев с немецко-фашистскими войсками «… Старинный русский город Тихвин лежал в развалинах. Груды кирпичей представляла собой площадь Свободы. Лишь несколько уцелевших домов зияли черными провалами окон. На улицах- пустыри, только полуразрушенные печи напоминали о том, что на этих местах стояли дома. Были полностью разрушены самые крупные здания в городе- одной из школ, почты, кинотеатра. Только стены остались от Гостиного двора. Сгорел краеведческий музей, полностью погибла его ценнейшая коллекция…. Всего фашисты уничтожили 400 жилых домов, 36 общественных зданий, все промышленные предприятия. …осталось лишь несколько десятков горожан из прежних 18 тысяч». [26, c.73]

Разрушениям подверглись и комплексы Успенского и Введенского монастырей.

Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. Новгород, 1911г. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк. Мордвинов И.П. Тихвин. 1925г.

Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк. Мордвинов И.П. Тихвин. 1925г.

Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк. Мордвинов И.П. Тихвин. 1925г.

Заварихин С.П. Кондратьева Е.В. Мильчик М.И. Этапы формирования градостроительной структуры Тихвина до конца XIXвека.

Сербина К.Н. очерки из социально-экономической истории Русского города. Тихвинский посад в XVI-XVII веках. Издательство АН СССР, М.Л. 1951г.

Сербина К.Н. очерки из социально-экономической истории Русского города. Тихвинский посад в XVI-XVII веках. Издательство АН СССР, М.Л. 1951г.

РГБ, ф. 98, № 1754, л. 9, об.

ИИ РАН (СПб), кол. 174, on. 1, № 257.

ИИ РАН (СПб), кол. 174, on. 1, № 412, ст.2.

Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк. Мордвинов И.П. Тихвин. 1925г.

Заварихин С.П. Кондратьева Е.В. Мильчик М.И. Этапы формирования градостроительной структуры Тихвина до конца XIXвека.

Бередников В.Я. Историко-Статистическое описание первокласснаго Тихвинскаго Богородицкаго большаго мужескаго монастыря, состоящаго Новгородской Епархии в городе Тихвине. Издание Тихвинскаго Большаго монастыря. С. Петербург, 1859г.

Заварихин С.П. Кондратьева Е.В. Мильчик М.И. Этапы формирования градостроительной структуры Тихвина до конца XIXвека.

Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. Новгород, 1911г. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.

Сербина К.Н. очерки из социально-экономической истории Русского города. Тихвинский посад в XVI-XVII веках. Издательство АН СССР, М.Л. 1951г.

Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк. Мордвинов И.П. Тихвин. 1925г.

Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк. Мордвинов И.П. Тихвин. 1925г.

Путешествие по северу России в 1791 г. Якова Челищева. 31-я часть. Описание Большого Тихвинского монастыря и уездного города Тихвина.

Землеописание Российской империи для всех состояний, Санктпетербургскаго Педагогическаго Института Ординарнаго Профессора Евдокима Зябловскаго. В Санктпетербурге, при Императорской Академии наук 1810 года.

С.Н. Южаков. «Большая энциклопедия», Книгоиздательство «Просвещение», 1898-1909.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1910.

ЦГИА СПб. ф. 1030 оп.1 д.153 Тихвинская Городская Управа.

Тихвинский Земский календарь-справочник. На 1917г. Петроград, 1916г.

История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней. Под ред. С.А. Лисицына. СПб, 2006г.

Крупейченко И.П. Балясов Н.К. Тихвин. Прежде и теперь. Л. 1970г.

Глава четвертая

В настоящей главе обратимся к рассмотрению вопроса о социально-экономическом положении Введенского монастыря и его насельниц. Как было установлено в приведенных выше материалах, датой основания монастыря можно с достаточной степенью достоверности считать 1560 год, в один год с учреждением Иоанном IV Тихвинского Успенского (Большого) монастыря- «когда «архиепископ Пимин ездил на Тихвину к Пречистой, монастыря закладывати». [1, кн.II, с. 704]

Данных об экономическом положении Введенского женского монастыре в Тихвине в XVI веке немного. В соответствии с Историей Русской Церкви митрополита Макария, «<…> В погостах, более отдаленных от Новгорода и близких к нынешнему городу Тихвину, равно как в самом Тихвине, существовали монастыри: … Тихвинский Успенский, основанный, по повелению царя Иоанна Васильевича, в 1560 году на месте явления тихвинской чудотворной иконы Богоматери, вмещавший в себе в 1582 году сорок человек братии, в том числе трёх иеромонахов и двух иеродиаконов; Тихвинский Введенский- девичий, получавший ругу на игумению и десять стариц». [2, 35].

РУГА ж. Руга (новогрчс. или от корня ружить, вооружать, снабжать?) церковная земля и угодья, отведенные на содержанье всего причта; годичное содержанье попу и причту от прихода, деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положенью. Ныне руга, ружное ср. именно плата причту, особ. безземельному, в виде жалованья, и помощь хлебом от прихожан; но в вор. ругою зовут и пустошь, леваду, ненаселенную землю в частном владении. Ружная церковь, без земли, на руге. Ружная грамота, стар. жалующая ругою. Ружный приговор, мирской, о наделении причта ругой. Руговые, ружные земли. Ружник м. получающий ругу, состоящий на руге. Ружить кого, стар. оделять ругою. Ружничий прилаг. стар. Ружный. // Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

Именно руга и являлась, по-видимому, основным источников существования насельниц монастыря в XVI веке. Данных о наличии у монастыря земельных вотчин и других недвижимых имуществ в этот период нет.

XVII век. Новый этап в бытовании монастыря наступает в конце XVI- начале XVII века, и связан он с переходом в Введенский девичий монастырь четвортой супруги Царя Иоанна IV, Анны Алексеевны Колтовской, в иночестве Дарии. «Царица-инокиня энергично принялась за устроение монастыря. Была возведена каменная церковь Введения Б.М. и другие постройки… Средства отпускались из царской казны». [3, с. 187]

В результате монастырь бурно растет. В 1604 году царица Дарья писала царю Борису Годунову: «… У Введения пречистой Богородицы… 45 стариц», т.е. мы можем отметить рост числа насельниц монастыря более чем в четыре раза. В Указе 22 июля 1604 года Борис Годунов пишет: «…мы царицу старицу Дарью пожаловали- книги к ней велели послать…и отца ея духовного черного попа Данила и стариц пожаловали, велели им денежное и хлебное жалование ругу дати… Пашню в деревнях Нижнем изсаде и Заболотье, а также деревню обжину Филисью Гору». [4, c. 182-186]

Таким образом, к началу XVII века во Введенском монастыре в качестве источника дохода. Помимо руги, появляются земельные владения.

Самой ранней из известных описей Введенского монастыря, является опись, датированная 1620 годом, то есть уже после шведского разорения. О том состояние монастыря через семь лет после нашествия шведских и литовских войск, опись монастыря 1620 года свидетельствует: «Пречистые бдцы на тихвине дечь мнстрь стоит на старинной на объжной тихвинской земли древни нижнего иссаду а в мнстре церковь каменная введения престые бдцы да два предела николае чудотворец да кирила белозерский да 5 келеи а в них блаженные памяти Гдря цря и великаго князя Иоанна Васил,евича всеа россии црца инока Дарья Алексеевна с старицами а церковное и монастырское строение строено при црцы иноки Дарии Гдревою казною и в 121 году (1613) немецкие и литовские люди тот мнстрь выжгли и церковь разорили и тот храм покрытъ изнова и келии строят внове после войны немецких и литовских людей црца инока Дар,я своею казною да за мнстремъ три места дворовые церковного причету да за мнстрем же у црцы в црицыне дворе с ей лудми вместе ненашенные бобыли…пашни пахотные мнстрские четверть с полуосминою да перелогом 3 чети без полуосмины в поле а в дву потомуж сена ставитца 3 копны да к мнстрю ж дано пустошь что была дрвня Заболотье а в неи 2 места дворовые аристка сидорова да ивашка киприянова дворы пожгли и скот побили немецкие и литовские люди в прошлом 121м году а аристко от немецкого и литовского разорения обнищал сошел безвестно в прошлом во 122 году». [5, c.9-10] Согласно описи, в монастыре к 1620 году есть земельные владения и покосы. Восстанавливается каменный храм, восстановлено пять келий. Все это- за счет средств Царицы Дарии. В то же время дворы монастырских крестьян сожжены, а большая часть людей покинула Тихвин и монастырскую слободку.

Как писал об этом периоде в жизни монастыря И. Мордвинов, «Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, с уважением относившийся к царице-игумении назначил ей царское жалование и оказал монастырю щедрую помощь деньгами и строительными материалами. Быстрому восстановлению монастыря в немалой степени способствовали доходы с рыбной ловли на Волхове и с вотчины под Устюжной с пахотными и прочими угодьями. Все это было пожаловано царем игумении Дарии в личное владение. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.


Незадолго до смерти игумения Дария составила «духовную грамоту», по которой передавала монастырь своей преемнице игумений Агафии. Грамота эта представляет собой своего рода отчет о деятельности бывшей царицы во славу Божию: «Мне шло царское жалование, – пишет игумения, – и что доходишки имела с вотчинишки и мы тем питалися и после разорения Литовского в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор. И коровей, поповские и служебниковы дворы и всякое монастырское строение теми деньгами устроено». Из документа явствует, что управляемый игуменией Дарией монастырь составлял единое целое, куда входили и храмы, и хозяйство, и вотчинные владения. Обитель получала от правительства определенное денежное содержание, так называемую «ругу», кроме того, монастырь имел известные доходы от вотчинного хозяйства, а также от треб. Как и полагалось, игумения Дария оставила деньги на «помин души», завещав после своей смерти распределить немалую по тому времени сумму – 120 рублей – между храмами и монастырями вплоть до Новгорода. 5 апреля 1626 года игумения Дария, приняв схиму, скончалась». [6]

К 1647 году, когда монастырь был описан в следующий раз, хозяйство монастыря восстанавливается, растет число его насельниц: «Пречистые Богородицы на Тихвине девичь монастырь стоит на старой и на объжной на тихвинской земле, а в монастыре церковь каменная Введения Пречистые Богородицы да два придела Николы Чудотворца да Кирила Белозерского, а в монастыре келья игуменская да двадцать келей, а в них живут старицы да черной поп. Да за монастырем в слободке во дворе поп Микита Кузмин сын, у него дети Федька да Гаврилка да Якушка да Ивашко; во дворе дьякон Ивашко Микитин сын; во дворе казенной швец Евсейко Иванов сын; да монастырских детенышев: во дворе Васка Иванов сын Белоног; во дворе Максимко да Егупко Андреевы дети Кохнова; двор пуст Онисимко Евсевьева сын; да у святых ворот изба, а в ней живет сторож Никитка Иванов сын свечник, да у других ворот сторож Онтипко Михеев; да на мельнице два мельника Ивашко Никитин да Мишка Петров сын; да бобылей во дворе Ивашко Дмитриев сын Капуста с племянником с Ивашком Семеновым сыном Коковцевым, во дворе Якушко Иванов сын Мартинов; во дворе Илюшка Лукьянов сынъ кузнец, у него брат Петрушка Васильев сын, У Илюшки зять Афиногенко Мартемьянов сын; во дворе служка Тимошка Мартемьянов; двор конюшенной, а в немъ живут конюхи Пахомко Терентьев сын да Трошка Малафеев сын да два коровника Омоско Микитин сын да Савостьянко Федоров сын. У него дети Савостьянко да Парфенко; двор пустъ бобыля Ромашка Евдокимова сына Чмутова, а он сбежал в нынешнем во 155 году безвестно. Того ж монастыря в вотчине деревня Заболотье (7 душ муж) деревня Гостево в Юрьевичах; двор монастырской Деревня Загорье.. деревня Бурково; деревня Селище; деревня Борки; деревня Часовенская; деревня Падихина на реке на Тихвине, а в ней живут монастырские рыбные ловцы…; деревня Осоево (5 душ); И всего Тихвина девича монастыря в вотчине тринадцать дворов крестьянских, людей в них тридцать человек; да восемь дворов бобыльских, людей в них двадцать человек. И обоего крестьянских и бобыльских двадцать один двор и людей в них пятьдесят человек. Да тово ж девича монастыря слободка, а в ней служних два двора, а людей в них тож, да три двора детенышевы, а в них четыре человека, да три двора бобыльских. Людей в них шесть человек, и обоево служних и детенышев и бобыльских восем дворов, а людей в них двенадцать человек». [7, c. 1-12]

Монастырь обладает значительными земельными владениями, мельницами, у стен монастыря выросла значительная слободка, во владениях монастыря проживают десятки крестьянских семей.

Как отмечает И. Мордвинов, рассматривая вопрос о том, кем были в миру инокини и послушницы Введенского женского монастыря в XVII веке, «… в Введенском монастыре пострижены матери, сестры и другие родственницы монахов Большого Монастыря….». [8]

При этом в течении всего XVII века у Введенского монастыря идут бесконечные тяжбы о земельных владениях, рыбных ловлях и прочих владениях с Тихвинским Большим (Успенским) монастырем: «Запись по земельному делу Большого и Введенскаго монастырей. (1650г.) Се за Успения Прчитые Брцы и чудотворнаго Ея образа одегитрии Тихвина мнтря игуменъ семион да келарь старец селиверст з братьею что в прошломъ 156-мъ году был у насъ спор введенского тихвина двча мнтря сыгуменьею Евранеею да старицою Леонидою да старицою княжною Александрою Гагариных с сестрами о старинной их манастырской земли и о сенных покосах подле введенского ручья и в купленной их вотчине в юрьевичах на реке на рыбеже от рыбежна озера вниз по реке по рыбеже по левую сторону и о той земле и о сенных покосех и о пожне ланех что мы пожню называли своего тихвинского манастыря пожнею равдинным игуменья Евранея с сестрами на нас Гдрю Црю и великому князю Алексею Михайловичу всеа русии били челом…». [9, c. 120-121]

«Сказка Стретиловских стариков о земле Тихвинскаго Большого монастыря. (1658г.). … 166 года июля в 7 днe прчтые Бцы тихвина мнтря крестьянцы дрвни Стретилова Старики уроженцы… сказали по евангельской Христовой заповеди что та земля прчтые Бцы тихвина мнтря и исстари и ныне орана по старой межи при нашей памяти блаженныя памяти царица инока Дарья Алексеевна приехала в веденской мнтрь а у прчтые Бцы в тихвинском мнтри игумен был Иосиф и после тих начальников помнимъ мы 60 лет без году и знаемъ миы землю, которая земля прчтые Бцы тихвина мнтря и которая земля веденьского мнтря а того мы не помним и не ведали на ту землю отводу за веденской мнтрь». [10, c. 122-123]

XVIIIв. К началу XVIII века материальное положение монастыря достаточно благополучно. К 1700 году монастырь имел 303 крестьянских двора. [11, c. 704]

В 1704 году, когда монастырь был описан в очередной раз, в монастыре два каменных храма, каменная звонница. Монастырь окружен деревянной оградой. В 1704г. в ночь на 20 июня Введенский монастырь сгорел. Чтобы восстановить монастырь, Игуменья Евранея отправила сборщиц милостыни в Москву. К началу XVIII века отмечается старение насельниц монастыря, повидимому, в связи с отсутствием новопостриженных инокинь. Так, «По ведомости 1710 года состав монастыря был таковъ: иг. Ольга 70л. Келарь Авксентия 59л. Казначея Софья 57л. Соборные монахини- Евдокия 90 л, Евранея 70л, Агафия 67 л, Анисья 50 л, Таисия 69 л, Ираида 50 л, Ульяния 49л.». [12, c. 71]

Последствия пожара монастырю удалось преодолеть, монастырь восстанавливается, вновь растет число его насельниц. В 1717 году согласно переписи «… комисара и перепищика Семена Аврамовича Глебова» в монастыре числилось:—игуменья 1, монахинь 51, белиц вкладчиц 7 да присланных по указу с Москвы монахиня 1 да белиц 3». [13, c. 105]

Отдаленный от столиц Тихвинский женский монастырь, в XVII-XVIII веках часто использовали как место ссылки неугодных лиц женского пола и как тюрьму. В «Родословной Пушкиных и Ганнибалов» А.С. Пушкин указывает, что во Введенском монастыре была пострижена жена арапа Петра Великого – Абрама Петровича Ганнибала, урожденная Диопер: «Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с ней развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее, Поликсену, оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза». Однако Евдокия Андреевна Ганнибал только была заключена в монастырь, но не пострижена. Об этом свидетельствует монастырская опись, где перечислено то, что полагается от монастыря на содержание «генерала Ганнибала жене Авдотье Андреевне». Факт содержания в Введенском монастыре жены Абрама Ганнибала подтверждается и архивными данными. [14]

Тихвинский Введенский монастырь был не единственным женским монастырем, который использовался в качестве места ссылки неугодных. Так, Великий князь Василий Иоаннович сослал в Покровский девичий монастырь, в городе Суздале Соломонию Юрьевну Сабурову. Развод состоялся в начале ноября 1526 года. 25 сентября 1698 года в тот же Покровский монастырь была отправлена супруга Императора Петра I Евдокия Феодоровна. [15, c. 48]