Ивановский, что на Кулишках, женский монастырь в Москве: «В 1610 году в этой обители пребывала и томилась царица Мария Петровна, супруга Василия Ивановича Шуйскаго, неволей постриженная в Московском Вознесенском монастыре и нареченная Еленой, но сюда присланная на жительство. Здесь же провела несколько лет и вторая супруга старшаго сына Иоанна Грознаго, царевича Иоанна от отца убиеннаго, царица Пелагея Михайловна, из рода Соловых. Сосланная царевичем еще при жизни первой его супруги (Евдокии Богдановны Сабуровой, в иночестве Александрою уже постриженной в Спасо-Евфимиевском монастыре), она была отвезена в Горицкий Белоозерский монастырь и там пострижена под именемъ Параскевы, но в последствии переведена во Владимирский Покровский и наконец в Ивановский, где и скончалась в 1620 году, только годом после царицы-инокини Александры (Сабуровой) и была рядом с нею погребена в Вознесенском монастыре». [16, c. 6]
«… Сюда, подобно как и в другие монастыри, присылались под видом сумасшедших и секретных, женщины из Сыскного Приказа, из Тайной розыскных дел канцелярии, раскольницы из Раскольничьей Конторы и замешанныя в политических и уголовных делах». [17, c. 16]
В 1740-х годах Правительство начинает собирать сведения о монастырях Российской Империи: «№3031 Подано 1740 года Июля 30 дня. Правительствующаго Сената Святейшему Правительствующему Синоду СВЕДЕНИЕ. По Указу ея Императорскаго Величества Правительствующий Сенат Приказал Святейшего Правительствующего Синода требовать ведомости в Новгородской Епархии мнтри в которыхъ имянно местах имеются и в коликомъ до новагорода и до другихъ городов токож и от проезжей до Москвы дороги расстоянии; На вышеозначенное Святейшего Правительствующего Синода требование о пребывающей в санктпитербурхе преосвященнаго Амвросия архиепископа Великоновоградскаго и Ладожскаго … ведомость имеющимся в Новогородской Епархии мнтрямъ который монастырь к новаму городу разстоянии имеется … №70. Тихвинской Введенской мнтрь в 200 верстах». [18, c.7об.]
К 1744 году экономическое положение Введенского монастыря можно считать достаточно благополучным. Во владении Введенского монастыря в этом году 1338 душ крестьян. [19, c. 704] На основании данных, содержащихся в описи монастыря (1739-1741гг.), мы можем достаточно полно представить состав насельников монастыря, как монашествующих, так и бельцов и мирян. Содержит опись и данные о доходах монастыря: «Новгородской Епархии Введенской девичь монастырь в Новгородском уезде при ручье Березовике, от Новагорода в 200 верстах в том монастыре каменнаго строения: Церквей 2, в них престолов 5; колокольня; Под церквами два погреба, хлебопекарня с кладовыми полатками длиною на 24, поперег на 6 саженях; Под колокольнею 2 полатки кладовые длиною на 3 1\2, поперег от 2 до 3 сажень; Деревянного строения: Келей настоятельских и монахинских 26, длиною на 76, поперег от 2 до 3 сажен; Круг того монастыря ограда деревянная на 187 саженях; В той ограде близ ворот анбаров хлебных 2 длиною на 6 ½ , поперег на 2 ½ саженяхъ; За монастырем деревянного ж строения: Конюшей и скотной двор с принадлежащим строением длиною на 14 1\2, поперег на 6 1\2 саженях, при том дворе 2 кельи работничьи длиною на 6, поперег от 2 до 3 сажень. В том монастыре против древняго установления надлежит быть игуменья, А ныне на лицо: игуменья 1, Казначея 1, Житенная 1, Ризничея 1, Книгохранительница 1, Уставщица 1, Головщиц 2, Псаломщица 1, Пономариц 2 , Просвиренная 1, Хлебопекаренная 1 У монастырских ворот 1 при игуменье келейница 1, Для присмотра хлеба 1, Больничных монахинь 3. Итого монашествующих 19. Бельцов: Попов 2, Дьякон 1. У литии и синодика белица 1. Итого 4
Монастырских служителей: Вотчинных дел управитель 1 жалованья в год денег 3 рубля хлеба ржи 6 четвертей. Стряпчей 1 денег 3 рубля хлеба 6 четвертей. Трубник 1 денег 3 рубля хлеба 6 четвертей. Конюх 1 денег два рубля хлеба 6 четвертей. Скотник 1 денег два рубля хлеба 6 четвертей. Белиц: У присмотра на конюшенном дворе 1 хлеба в год 2 четверти 2 чк. Скотниц 2 хлеба в год по 2 четверти 2 чк. Хлебопекарниц 2 хлеба в год по 2 четверти 2 чк. В поваренной службе 1. У раздачи молока 1. Огородниц 2. В монастырских вотчинах: Конюх 1 2руб. Скотников 2 по 2 руб. В гуменной работе работников 3 по 2 руб. Мельников 2 по 2 руб. Вышеозначенному конюху, скотником и протчим хлебного жалованья не производится, а довольствуются монастырскою пищею. В вотчинах же: У присмотру пашни 2. У приему и раздачи хлеба целовальник 1. У наряду работ 1. Староста 1. Конюх 1. Скотник 1. Водовоз 1. Белиц: Поселная 1. Скотниц 6. В хлебопекарни и в поваренной службах 4. У присмотру мельницы 1. У присмотру при гуменной работе 1. Присланных по указом в подначальство солдатских жен 2. Вышепоказаным работникам и работницам денежнаго и хлебнаго жалованья не производитца, а довольствуются монастырскою пищею.
За тем монастырем вотчин по переписным 186 году книгам 367 дворов. По свидетель генералитета в подушной оклад написано 1102 души; По дачам пашенной земли 760 четвертей 4 четверика. Сеннаго покосу 798 копен; Мельница на реке Тихвине, при той мельнице толчея; Рыбных ловель по реке Волхову тоней … в трех местах. В тот монастырь окладнаго хлеба в сборе не бывает. А денежных окладных доходов в год в сборе надлежит быть: … 249 рублей 34 ¼ копеек. Хлеба ржи и ярового … 276 четвертей. Столовых припасов с крестьян оброчных: Масла коровья 6 пуд. Меду сырцу 1 пуд. Яиц 500. С них же дров 40 сажень. И оные доходы оставляютца в том монастыре на расходы все. Из них платитца в Новогородскую Губернскую Канцелярию за мельницу и рыбные ловли 6 четв. 72 ½ чк. В Новгородский Архиерейский дом за двадесятую долю хлеба 16 четв. 20 чк. А в коллегию экономию от того монастыря ничего не платится.
Иван Тимирязев. Данило Авцын. Иван Юсупов. Артемий Козмин. Секретарь Тит Лопухин. Подканцелярист Алексей Иванов.». [20, c. 94-98]
Как мы видим, значительных изменений в хозяйственном комплексе монастыря по сравнению с началом XVIII века не произошло. В обители два каменных храма и каменная звонница, все остальное строение- деревянное. В обители в 1739-1741 годах 19 инокинь, каждая из которых несет то или иное послушание. Непосредственно в монастырском хозяйстве за денежное и хлебное жалование и пропитание работает 42 человека. Во владении монастыря значительные земельные наделы, многочисленные крестьянские дворы. Основа существования монастыря- обработка земли, сельское хозяйство, рыбные ловли.
В 1764 году, через двадцать четыре года, монастырь вновь описывают. Опись проводится в 1764 году и связано это с утверждением монастырских штатов. (См. Гл.1): «Состоит оной Тихвинской Веденской девичей монастырь въ Новгородском уезде Обонежской пятины в Тихвинском посадце при реке Тихвине и при ручьи Березовик, разстояниемъ отъ Новагорода в 200 старомерных верстах;… В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумении деревянных келей пять и при них сени одни, чулан один, подвал один. крыты тесом, длиною на шести, шириною на пяти саженях с половиною о дву апартаментах. Сестрических деревянных келей две, первая длиною на пяти, шириною на двух саженях с половиною; вторая длиною на шести, шириною на трех саженях с половиною, крыты дранью. Еще сестрических и белиц вкладчиц построенных из своего кошту, двадцать деревянных келей с сеньми и с чуланами, крыты все дранью… У передних святых ворот по правую сторону приделана для караула деревянная келья… По левую сторону ворот анбаров деревянных житенных три … крыты тесом. Вокругъ онаго монастыря обнесена ограда из бревен и покрыта тесом мерою двести сорок четыре сажени.... За монастырем деревянного строения: для приезжих богомольцев гостиная келья с чуланом одна … баня с сеньми одна… ; двор скотской… конюшня о трех стойлах, коровьих хлевов три… лошадей шесть, скота рогатаго коров дойных … семнадцать; рига с гумном одна… Огород для сажения про монастырь овощей длиною сто двадцать, поперег двадцать пять сажен. Водяная мельница о трех поставах и пяти ступах… В сельце Юрьевичах монастырской двор… Садов при монастырь и в других местах не имеется, также и подворьев оного монастыря как в Москве, так и в Санкт Питербурхе и в Новъгород не состоит. Школ и богаделен при оном монастыре не имеется. В том монастыре против древняго установления подлежит быть настоятельнице игумении. а ныне на лицо: Игумения Наталия из великороссийских. Жалования в год овса четвертей 13 четвериков 4 Ржи четвертей 14. две игумении в келиях из великороссийских, им хлеб в год каждой ржи по 4 четверти, овса по 3 четверти и 4 четверика, а обоим овса 8 четвертей ржи 7 7 четвертей. монахинь девятнадцать из великороссийских, каждой ржи по 3 четверти, овса по 2 четверти, а всем овса 57 четвертей ржи 38 четвертей. Из них находятся в послушаниях: одна казначеею, другая житенною, третья крылосною, четвертая у продажи восковых свеч, а прочия находятся без послушания, имеют рукоделие келейное, прядут. Белиц вкладчиц восемь из великороссийских, им каждой хлеба ржи но 3 четверти, овса по 2 четверти, а всем овса 24 четверти ржи 16 четвертей. При том монастыре бельцов: попов два, каждому ржи но 5 четвертей, овса по 3 четверти, а обоим овса 10 четвертей ржи 6 четвертей. дьячок один. пономарь один, каждому ржи и овса по 3 четверти, а обоим овса 6 четвертей ржи 6 четвертей. пономарю ж одному овса 2 четверти и два четверика ржи одна четверть 4 четверика. По указом находящимся при том монастыре под началом, которым производить велено хлеб в питомство: генерала Ганибала жена Авдотья Андреева овса 3 четверти ржи 2 четверти. персиянка девка Гликерия Михайлова овса три четверти ржи две четверти. И всем вышеписанным денежнаго жалованья не производилось. При оном же монастыре находилось до штата монастырских служителей пять человек, им жалованья каждому денег по три рубли, хлеба ржи и овса по три четверти, а всем денег 15 рублей ржи 15 четвертей овса 15 четвертей. При том же монастыре находилось на пропитание отставных нижеписанных чинов: капитан Андрей Серков денег 33 рубля 33 копейки. прапорщик Иван Боярской денег 16 рублей 16 ½ копеек. капрал Илья Козлов, солдаты: Евстафей Федоров, Иван Богатырев. Дементей Петров, профос Осип Красильников, каждому денег по 3 рубля по 66 коп., ржи по 3 четверти, круп но 1 1/2 четверику, а всем денег 18 рублей 30 копеек ржи 15 четвертей круп 1 четверть 1 четверик. И все вышеписанные отставные из каких людей каких лет и какие имеют при себе фамилии, имеют ли свои или женины деревни, также раны или увечья, за отправлением оных в Новгородскую губернскую канцелярию к разбору, известия взять не от кого, и в монастыре об оных не ведомо. Итого всем вышеписанным производилось в год жалованья денег 83 рубля 29 1\2 копеек ржи 157 четвертей овса 107 четвертей 4 четверика. Круп овсяных 1 четверть 1 четверик. К тому монастырю приписных монастырей не имеется. К сей описи вместо игумении Натальи и сестер по их велению за отлучкою священника того-ж монастыря диакон Федор Марков руку приложил. Подпорутчик Николай Селиванов». [21].
Анализ описи 1764 года показывает, что произошли значительные изменения в составе насельников монастыря. С одной стороны число монашествующих прежнее- 19 монахинь и игумения, но отсутствуют многочисленные еще в 1741 году служители- скотники, конюхи, староста и т.п. Что показательно, в описи отсутствуют многочисленные земельные владения и рыбные ловли монастыря- видимо, они уже перешли в ведение государства. Не указаны и крестьянские дворы, которыми владел монастырь, по той же, видимо, причине. Всем насельникам монастыря, включая «По указом находящимся при том монастыре под началом» генерала Ганнибала жене и персиянке девке Гликерии Михайловой установлено жалование, причем только хлебное. То есть монастырь в этом году лишен практически всех своих доходов. Материальная основа существования монастыря не доходы от земельных вотчин и крестьянских хозяйств, а казенное жалование и доходы от труда насельниц монастыря. Не случайно из девятнадцати инокинь послушание имеют только четыре, и это послушание связано с церковными службами, а не хозяйственными вопросами, как это мы видели среди инокинь монастыря согласно описи 1741 года. Вместо послушания, связанного с выполнением в монастыре неких хозяйственных функций, пятнадцать инокинь «… имеют рукоделие келейное, прядут». Интересно полное отсутствие в монастыре послушниц, что также могло быть связано с ограничениями при вступлении в монастыри новых насельниц. Безусловно новое – это появление в монастыре отставных военных чинов, присланных на жительство, что было связано с политикой правительства возложить на монастыри функции общественного призрения.
По описи видно, что произошли некоторые изменения в хозяйственном комплексе монастыря. Так, длина ограды монастыря увеличилась с 187 сажен в 1741 году до 244 сажен в 1764, что позволяет предположить рост территории, занимаемой монастырем. Появились гостиные кельи для приема паломников, монастырское подворье в Устюге. Отдельно отмечен значительный по размерам монастырский огород, его наличие, при отсутствии земельных вотчин и зависимых от монастыря крестьян становится важным для обеспечения насельниц монастыря овощами.
В том же 1764 году в Введенском монастыре были проведены Описи «… ризницы, церковной утвари, книгам, вотчинам;. из последних каждая деревня описана отдельно- Острача, Борок, Падахино, Бурково, Селище и Заболотье». Описи в конце XIX- начале XX века хранились в Москве, в Архиве Министерства Юстиции. [22]
XIX век. Описей Введенского монастыря с 1764 года и до начала XIX века в настоящее время не выявлено. В 1808 году монастырь описывается кратко: «Тихвинский Введенский женский 2-го класса монастырь, Новгородской губернии и Епархии, в уездном городе Тихвине, состоит под начальством Игуменьи». [23, c. 217]
1809-м годом датировано изображение Введенского девичьего монастыря: «Тихвинский Введенский женский монастырь. Вид монастыря, гравированный резцом в лист, как обозначено в подписи под картинкой, в 1809 году». В соответствии с этим изображением в монастыре выстраивается вместо деревянной, бывшей на протяжении всей истории монастыря- ограда каменная. [24]
К 1815 году в монастыре значительных изменений не происходит: «Тихвин Введенский 2 класса девичь Монастырь находится Новгородской Епархии в уездном городе Тихвин на большой С. Петербургской дороге…». Из каменных построек в монастыре «1) Церковь соборная каменная во имя Введения во храм Божия Матери с двумя приделами: а) Св. Николая и б) Преподобнаго Кирилла Белозерскаго; 2) Церковь во имя Рождества Божия Матери с приделом Св. Иоанна Архиепископа Новгородскаго; 3) Колокольня, и 4) ограда каменныя же». Кельи монастыря остаются деревянными. Отмечено также появление вне монастыря каменной часовни. [25, 396-398]
К 1822 году изменений ситуации в монастыре также не отмечено: «Введенский, женский, 2 класса, в Тихвине. В нем соборная церковь во имя Введения во храм Божия Матери и другая, во имя Рождества Богородицы». [26, c. 34]
Весной 1833 года, при Игумении Августе, в Введенском монастыре происходит пожар, причинивший значительный ущерб: «Опись Згоревшим съ 8-го на 9-е Апреля 1833 года и от наводнения последовавшей порчи в Тихвинском Введенском девичьем монастыре. Какия именно вещи згорели. 1. Деревянные кельи двухэтажныи в пять длиною и в четыре сажени шириною отделанные по наружности и внутренности кроме печей и переплетов, которыи с работою и материалом стоили 4500 руб. II. Деревянный анбар длиною в восемь шириною в четыре сажени, который с работой и материалом стоил 2250 руб. В оном хранились: 1. Пятьсот половых в 2 1\2 дюйма досок по 150 коп. каждая- 750 руб. 2. 250 досок в 1 ½ дюйма для столярной работы по рублю каждая- 250 руб. 3. 12-ть косых переплетов для малой церкви и Холоднаго собора по 7 руб. и 50 коп. каж. С работою на 90 руб. 1. 16-ть переплетов со стеклами, которыи приготовлены были для згоревшихъ келий по 10 руб. каждый.– 160 руб. 2. Четыре скамьи с перилами, сделанныи для общественной трапезы по 15 руб. каждая на 60 руб. 3. Инструменты для столярной работы 125 руб. 4. Двести столбиков токарной работы для перил по 30 коп. каждый на 60 руб. 5. Две повозки зимних по 100 руб. кажд. И одна летняя 125 руб. на 325 руб. Сгорело и наводнением унесло до пятисот дерев, приготовленных для строения, которыи при закупе стоили по 150 коп. каждое на 750 руб. Сверх сей потери размыло водою в некоторых кельях печки и повредило пол, и под монастырскою стеною подмыло фундамент, который нужно было заливать известью со щебнем и засыпать землею. Переделка печек, полов и починка около стены монастырской стоит с материалом и работою 1500 руб. А всего сгорело с повреждением от наводнения на десять тысяч восемь сот двадцать рублей. 10 820. Игумения Августа». [27]
В этот период, не смотря на убытки от пожара, в монастыре идет активное строительство, растет число его насельниц. В 1839 году монастырь осматривает Феодосий, епископ Старорусский, который особенно положительно оценивает служение священника Тихвинского Введенского монастыря: «Указом Его императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Новгородской Духовной Консистории, Тихвинскому духовному правлению. Консистория по выслушании во 1-х, произведеннаго Его Преосвященством Феодосием, Епископом Старорусским и кавалером в сём 1839 году обзора некоторой части Новгородской Епархии, по коему между прочим оказалось, а именно: …по своему образованию, одобряемому поведению, строгому смотрению за подведомственными им лицами, верной рекомендации о сих последних (неразб.) проповеданию Слова Божиего и по порядочному ходу церковных дел признаны им, Преосвященнейшим, заслуживающими особого внимания начальства благочинного…Тихвинского Девичьего монастыря священник Забелин.» [28, c.7]
В том же 1839 году Введенский монастырь, одновременно с Успенским монастырем, получает в надел участок леса, недалеко от города Тихвина: «План лесному участку, избираемому в наделение Тихвинским Введенским девичьим монастырем из казенной дачи, отрезной от крестьян деревни Кайваксы с деревнями за излишествомъ, остающимся сверх наделенной им 15 десятинной пропорции в котором участок обозначенном в нарезкахъ и на общем плане дачи деревни Кайваксы состоит по исчислению земли: дровяного лесу сто сорок одна десятина две тысячи двести четырнадцать сажен, сеннаго покосу восемъ десятин сто восемьдесят шесть сажен, под полуручьем Плавуном тысяча двадцать сажен. А ВСЕГО сто пятьдесят десятин тысяча двадцать кв. сажен, а одной УДОБНОЙ сто пятьдесят десятин… Описание смежностей. От А до В второй участок лесу, назначенный для большаго Мужскаго монастыря. Отъ В до С Казенная земля отделенная от крестьянъ деревни Кайваксы с деревнями за излишеством сверх 15 десятинной пропорции. От С до D Города Тихвина Градская выгонная земля.». [29]
Имея в пользовании данный участок леса, Введенский монастырь должен был в дальнейшем самостоятельно решать проблему с обеспечением монастыря дровами для отопления и лесными материалами.
Подробное описание Введенского монастыря появляется в 1854 году. Согласно описания, «Трапеза в монастыре Введенском общая, число сестер простирается до 140». [30, c.121-122]
То есть в 1854 году Введенский девичий монастырь в Тихвине это общежительный монастырь, число насельниц которого достигло значительного числа – 140 сестер.
Состав насельниц монастыря был неоднородным. О том, какие отличия имел статус насельниц монастыря, их образ жизни и служения, мы можем представить на основании описания другого женского монастыря, Воскресенского, также бывшего в середине- второй половине XIX века штатным монастырем 2-го класса, как и Введенский девичий монастырь в Тихвине: «Число сестер живущих и помещающихся в означенных кельях простирается не менее как до ста и более. Оне разделяются 1-е, на штатных и сверх-штатных; 2., на манатейных и рясофорных; 3., и на послушниц. Штат сестер в Новоторжском Воскресенском монастыре по состоянию его во втором классе, заключается в 16-ти лицах. Следовательно, те сестры, кои введены в сие число, именуются штатными,– прочия сверхштатными. Монатейными называются те из сестер, кои удостоясь большаго пострижения, носят на себе мантии и покрывают головы, лице покровом изъ чернаго флера; такъ как и самыя одежды не могут быть инаковы, как того же цвета. Удостоенныя малого пострига и имеющия одне ряски, с покровами на главе, называются рясофорными. Неимеющия ни каких из сказанных отличий сут послушницы, коих обязанность состоит в том, чтобы, кроме обыкновенных церковных молитв, исполнять монастырския послушания, по назначению настоятельницы монастыря. Штатныя монатейныя сестры собственно называются монахинями, и получают отъ казны Государственной, по Царской милости, денежное жалованье, прочия остаются без жалованья; все же вообще питаются общею трапезою, установленною в 1837 году, на вкладную сумму, к коей поелику прилагаются и плоды посильных трудов всех вообще сестер обители: то трапезою и остаются все сестры довольны». [31, c.18]
О жизни насельниц Введенского монастыря многое можно почерпнуть из воспоминаний Настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря Игуменьи Таисии (в миру – Мария Васильевна Солопова). Мария Васильевна родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Родители ее происходили из древних дворянских фамилий: отец – Василий Васильевич – потомственный дворянин, мать – Виктория Дмитриевна – москвичка из рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт. Окончив в 1860 году курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге, в 1861 году поступила по благословению старца Лаврентия в Тихвинский Введенский монастырь, где провела около 10 лет. В своих воспоминаниях она пишет: «День моего приезда и водворения в обители был, как я упоминала, 19 февраля; это был родительская Суббота перед масляницей; масляница и в обителях имеет некоторую льготу против обыденной жизни: последнюю половину недели, с четверга, сестры освобождаются от общественных работ, то есть от послушаний, трапеза поставляется сравнительно лучшая, кроме того, на ней подают блины, да и по кельям не возбраняется печь блины и все, что угодно. Но вот наступал Великий пост, пришел вечер "Прощального Воскресенья". По обычаю, существовавшему в Введенском монастыре в то время, в Прощальное Воскресенье после вечерни, за которой все прощаются друг с другом, идут все в трапезу заговляться, идут даже и больные, и увечные, одним словом, все сестры, могущие хотя только передвигать для ходьбы ноги. Наша м. игумения Серафима обязательно ходила ежедневно в трапезу обедать, а в этот день приходила и ужинать. После ужина читались положенные молитвы, а затем снова все начинали Прощаться, кланяться друг другу в ноги, не исключая и м. игумений, тоже кланявшейся в ноги всем сестрам. Затем все расходились по кельям, где и пребывали безысходно до субботы первой "недели Великого поста, кроме церкви, которую посещали во время каждой службы, а на первой неделе – больше службы, чем отдыха. Пищи вареной не давали во всю неделю, а в "чистый" понедельник и в пятницу не полагалось ничего, кроме ломтя черного хлеба. Питие чая было предоставлено произволу и силам каждой сестры по ее усмотрению; немощным и клиросным он разрешался, а остальные предпочитали воздержание. В пятницу с раннего утра начиналась исповедь: для монахинь постриженных приезжал духовник, иеромонах из "Большого" Тихвинского монастыря, а послушницы исповедовались у своих белых монастырских священников. В субботу все были причастницами Святых Христовых Тайн. Затем, последующие недели до Страстной недели были уже гораздо льготнее, – трапеза, хотя и очень постная, поставлялась по дважды в день, и проходились обычные монастырские послушания.». [32].
Интересно описание финансовых отношений послушницы и Обители: «Надобно при этом заметить, что при себе денег у меня почти не было. Семьсот рублей, привезенные мной из мира, я целиком показала матушке игумений, прося ее взять из них 300 рублей взносу за меня, а остальные оставить в мою собственность на мои нужды. Добрая матушка опять повторила мне прежние свои слова, сказав, что все эти деньги спрячет для меня и будет мне выдавать с них проценты два раза в год по 17 рублей, что и исполняла неизменно. Но какие это были деньги при тех условиях жизни, в каковые мы были поставлены! Мы имели готовые только кельи, дрова и скудную трапезу, конечно, это существенные нужды, зато все остальное у нас должно было быть свое: чай, сахар, если бы понадобился, – и кусок белого хлеба к чаю (что при скудной трапезе было почти необходимо), одежда, обувь, белье, верхнее платье, посуда, самовар и все, все жизненное от малой до большой вещички, даже уголья и лучину для самовара, все надо было купить». [33] Твердо установленной суммы взноса при поступлении в монастырь не было, а 300 рублей, которые предлагала в качестве взноса Мария Солопова, были в тот период для любого монастыря немалой суммой. Например, в Староладолжском женском Успенском монастыре в этот же период «Взносы при поступлении в монастырь простираются от 100 до 200р.; некоторыми внесено и более; но большая часть поступающих в монастырь принимается без вкладов». [34]