…В неприступных горах Кавказа один раз в семь лет разверзается высокая скала и открывается огромная пещера. Никто не знает, где она находится. Лишь случайно может набрести на неё охотник. И тогда его изумлённому взору предстанет поразительная картина: в глубине мрачной пещеры стонет могучий исполин. Он прикован к скале толстой железной цепью. У него длинная борода и копна давно не стриженных волос. Из-под густых бровей сверкают неистовым огнём глаза. Возле него лежит собака. Она беспрестанно лижет порыжевшую от времени цепь. Когда великан заметит в светлом проёме оцепеневшего от страха охотника, он старается его успокоить: «Не бойся, добрый человек. Я – Амирани. Зайди в пещеру. Подай мне мой меч, до которого я не могу дотянуться и который плачет по мне». Немного придя в себя, ошеломлённый охотник находит в дальнем углу пещеры покрытый пылью ржавый меч. Но поднять его не может: в нём девять пудов весу! И тогда огорчённый Амирани со слезами на глазах просит своего спасителя принести из дому крепкие ремни и очажную цепь. С их помощью витязь надеется подтянуть меч к себе. И ещё он просит охотника ни с кем в пути не разговаривать и не оглядываться.
Но, увы, как это часто бывает, всё испортила женщина. Когда охотник, нагружённый ремнями и цепью, молча вышел из дому, за ним увязалась жена. Треща без умолку, она пыталась выяснить, куда это он направляется и зачем уносит из дому добро. Долго отмалчивался охотник. Но в конце концов не выдержал: обернулся и в сердцах поколотил свою не в меру любопытную жену. Однако когда он пришёл на то место, где предполагал найти пещеру Амирани, то ничего, кроме высокого и гладкого утёса, не увидел.
А в закрывшейся пещере вновь сгущался мрак, и Амирани в бессильной злобе падал на пол. Звеня ненавистной цепью, он начинал громко стенать и крушить своими кулачищами каменные глыбы. Воплям хозяина вторил горестный вой несчастной Гошии. Когда же взрыв отчаяния утихал, собака с ещё большим усердием принималась лизать тяжёлую цепь, а мрачный витязь прислонялся к каменной стене и предавался своему обычному занятию – воспоминаниям.
По рассказам отчима, Амирани родился в сердце гор, на высокой белой скале. Его матерью была лесная богиня, златоволосая Дали, умершая после родов, а отцом – бездетный охотник. Быстро рос будущий народный герой. Вскоре он стал юношей огромного роста и был похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. На его плечах красовались изображения солнца и луны – знаки божественного происхождения. Ноги у него были быстры, как у волка, он был стремительным, как горный обвал, и сильным, как двенадцать пар буйволов и волов. Немало сломал Амирани мечей, прежде чем кузнец выковал ему девятипудовый меч, который богатырь не смог даже согнуть.
Много Амирани успел сделать добрых дел, живя на белом свете, много подвигов совершить. Он научил соплеменников искусным приёмам кузнечного дела, похитил для них с неба огонь, уничтожил вредные растения. Он истребил многочисленных чудовищ, которые притесняли людей на его родной земле. Сразил трёхголового кровожадного дэва Бакбака и его страшных порождений: белого, красного и чёрного драконов. Убил жившего на небе повелителя каджей. А однажды ему довелось побывать даже в брюхе дракона, откуда он выбрался с помощью своего алмазного ножа. Познал он и настоящую любовь, похитив у небесного бога грозы и ливня солнцеликую дочь Камари.
Но вот наступили иные времена. На землю Грузии пришла христианская вера. И далеко не все поступки гордого, своенравного витязя были в ладу с новой моралью. Множились его тяжкие грехи. И среди них было три клятвопреступления.
Пребывая в плену у дэва, Амирани клятвенно обещал его прикованной сестре свободу, если она поможет ему спастись. Дева подсказала Амирани, как расправиться с её братом. Однако, сразив дэва, освободившийся Амирани убил и свою спасительницу.
Когда на пути Амирани и его братьев, отправившихся в далёкое царство Кеклуца за невестой, встретилось море, одна женщина-дэв предложила братьям свою помощь. За это она просила взять её с собой. Братья пообещали и поклялись именем бога. Добровольная помощница отрезала косу и перекинула её через море. По этому мосту поочерёдно прошли все братья. Когда же на мост ступила женщина-дэв и дошла до середины, коварный Амирани перерубил мост-косу мечом, и дэвица утонула.
По той же дороге к Кеклуцу братья встретили великана Андрероби. Его ещё живого везли на арбе хоронить. Великан попросил Амирани взять его сына в побратимы. Амирани дал слово и поклялся Христом. Но когда увидел, что мальчишка неимоверно силён, то побоялся, что тот со временем станет сильнее его, – и своего маленького побратима убил.
За эти и другие преступления нераскаявшийся витязь был сурово наказан. Бог проклял его и приковал к скале огромной цепью, «а сверху обрушил на него покрытые снегом и льдами Гергети и гору Казбек, чтобы Амирани больше не видел неба и земли, лишился света и радости. С тех пор Амирани прикован там. На пропитание бог посылает ему на день ковригу хлеба и меру вина, которые доставляет ему ворон. У Амирани есть одна гошия[107], рождённая вороном; она день и ночь гложет и утончает обомшелую и проржавевшую цепь Амирани. Вот-вот, кажется, цепь готова порваться; радостно вздрагивает сердце Амирани, появляется надежда на освобождение, но в это время, в великий четверг, проклятый кузнец ударяет молотом по наковальне, и готовая порваться цепь снова толстеет, становится страшной, отдаляет Амирани от жизни и смерти…»[108] И эта пытка длится уже много-много веков.
Все покинули Амирани: и бог, и люди, и судьба. Только одно живое сердце бьётся рядом – горячее сердце друга.
Лижет, лижет ненавистную цепь Гошия…
Двоеглазка
(От «двойные глаза»), четырёхглазка. Собака, у которой над каждым глазом имеется по светлому пятну. По поверьям многих народов, двоеглазка способна видеть невидимое человеческому глазу, распознавать добрых и злых духов, предвидеть трагические события: смерть, болезнь, природные катаклизмы и другие беды.
Вера в сверхъестественные способности двоеглазок, или, как их ещё называют, четырёхглазок, существует у многих народов мира. Истоки этой веры у индоевропейских народов следует искать в культуре их общих предков – скотоводческих племён, населявших во II тыс. до н. э. лесостепную зону Евразии. Почитание собак со светлыми пятнами-бровями сохранили многие потомки древних индоевропейцев: индоарии (Шарбары), иранцы (см.: Псовые в потустороннем мире). славяне и другие народы.
Жители Архангельской губернии, например, были уверены, что двоеглазки настоящими глазами «видят предметы всем нам видимые…; глазами же пятнами видят неприятную силу»[109]. Широко также распространено убеждение, что, если собака бросается на гостя, значит он пришёл с недобрыми намерениями, а если жмётся к хозяину, то это знак того, что хозяину грозит беда.
Двоеглазкам близки ярчуки. Последних можно рассматривать как южнорусскую разновидность мистических собак. Однако ярчуки, преследующие в основном нечистую силу и волков, большим провидческим даром не обладают.
В Европе двоеглазок мистическими качествами наделяют также коми и чуваши, а в Азии – тувинцы, буряты, ханты и нивхи.
У тувинцев существует поверье, что в дни новолуния погасшее ночное светило могут видеть только чёрные собаки с белыми бровями и белым пятном на груди. Считалось, что у этих собак даже сердце белое. У нанайцев и ульчей такие собаки носят кличку Анча, у верховских негидальцев – Анчайин, а у низовских – Этан. Эти народы убеждены: четырёхглазая собака не только сама видит злых духов, но даёт такую возможность и человеку. Для этого ему следует посмотреть между её ушами в тот момент, когда она насторожилась.
Вера в двоеглазок не ограничивается евразийскими просторами. Например, африканцы племени игбо тоже считают, что «собака наделена даром ясновидения, отличает злых духов от добрых и чувствует приближение опасности, даже когда она ещё далеко. Собаки с пышными «бровями» считались обладающими таинственным могуществом. Их называли «четырёхглазыми» и высоко ценили»[110].
Признание людьми чудесных способностей собак невозможно объяснить только человеческим невежеством. Корни этого явления гораздо глубже.
Человек, развив мозг и руку, приобрёл могущество, которое и не снилось остальным обитателям Земли. Однако став безусловным лидером на планете, хомо сапиенс лишился многих способностей, коими природа щедро наделила животных. И главные потери произошли в нашем подсознании, в сфере инстинктов – потери, о которых мы можем только догадываться и сожалеть. Поэтому не исключено, что завтрашние научные открытия заставят нас по-новому взглянуть на то, что сегодня нам кажется заблуждением человеческого разума и вызывает лишь ироничную улыбку, и мы в очередной раз восхитимся прозорливостью наших пращуров, которые, что называется, нутром почувствовали телепатические и прогностические способности хвостатых ведунов – способности, утерянные нами ещё на заре человеческой предыстории.
А пока приведём мнение знатоков оккультных «наук». Они уверяют, что собака-двоеглазка особенно хороша для предсказаний, так как видит пятнами-глазами вещи и сущности астрального мира. Проверить это утверждение, прямо скажем, непросто. Вместе с тем следует признать: в нашем мире нередко происходят удивительные события, объяснить которые наука пока не может. Например, такие.
«Чжугэ Кэ из царства У возвратился из похода на область Хуайнань и собирался на ночной пир при дворе… Приведя себя в порядок, он направился к выходу, и тут его пёс стал тянуть его за одежду назад.
– А ведь собака не хочет, чтобы я шёл! – сказал Кэ.
Он вышел было из дому, но потом вернулся и сел. Через некоторое время опять поднялся, но пёс снова схватил его за одежду. Кэ велел сопровождающим отогнать его. Явившись ко двору, он и в самом деле был убит»[111].
«…Полуторагодовалый пёс Марс с лисьей мордой и пышным золотым хвостом за три дня до смерти матери хозяйки стал проявлять признаки беспокойства, скулил, отказывался от еды. Между тем никто из домашних не придавал этому особого значения и уж тем более не думал о таком несчастье – здоровье старой женщины уже много лет было хронически неважным. Когда она внезапно умерла от инсульта, Марс забился под диван и несколько дней не прикасался к еде; у собаки пропало желание жить, и она погибла. ‹…›
…Это случилось в Бресте в 1945 году. Освобождённый от гитлеровцев город жил ещё тревожной жизнью. Случались вылазки недобитых пособников нацистов, всякого рода уголовных элементов. Как-то вечером отец Александра Макавьева (журналиста АПН в Москве. – А. Т.), военнослужащий, припозднился на работе, и примерно в километре от дома в тёмном переулке на него напали бандиты. Угрожая ножами и пистолетом, они разоружили его, потребовали, чтобы тот снял военную форму. И конечно же, завладев офицерским обмундированием, бандиты убили бы несчастного. Но вдруг свирепым зверем налетел на бандитов Пират, матёрый кобель – немецкая овчарка Макавьевых! Как он оказался вдалеке от дома – раньше-то он никогда не имел привычки встречать хозяина?! А тут вдруг, осатанев, стал рваться к двери, словно почувствовал, что хозяин в опасности, что ему грозит гибель! В считанные секунды пёс перекусал нападавших. Бросив оружие, они пустились наутёк. Да не тут-то было! При помощи тренированной собаки Макавьеву удалось задержать двух бандитов и доставить их в комендатуру»[112].
Подобных историй можно привести великое множество (см.: Геркулес). Все они свидетельствуют о том, что у наших четвероногих друзей есть немало дарований, недоступных и непонятных человеку. Разгадать собачье-кошачьи тайны – наша задача.
В заключение приведём далеко не полный список собак-двоеглазок. К ним, кроме многих дворняг, относятся ротвейлеры, лайки, доберман-пинчеры, тибетские мастифы, сеттер-гордоны, босероны, чёрно-подпалые кунхаунды, манчестерские терьеры, бернские гончие, зенненхунды…
* * *И псу конурка, и коту печурка.
Ловит и волк, поколе волка не поймают.
Легко псу, да несытно.
Лисица от дождя и под бороной ухоронится.
Девушка и собака
Миф гренландских эскимосов[113]
Муж с женой жили, говорят. Была у них дочь. Очень хотели они выдать дочь замуж. Но она решительно отказывалась. А у неё был пёс. Наконец отец сказал:
– Хорошо. Не хочет выходить замуж – пусть её пёс будет ей мужем! – Так он сказал дочери, потому что обязательно хотел иметь зятя.
Только он успел это сказать, как вошёл мужчина (на самом деле это были собачьи испражнения, одетые в плащ-дождевик). Через некоторое время человек заторопился уходить:
– Позвольте мне выйти, я таю! – И вышел.
Когда он вышел, пёс начал выть, чтобы его пустили в дом. Вскоре он разорвал ремень, которым был привязан, и вбежал в дом […] Вбежав, он сорвал одежду с девушки, своей хозяйки, и набросился на неё. Так он стал мужем девушки, и её родители не смогли ему помешать. Потом он выволок её наружу, хотя она и упиралась ногой в потолок коридора. Когда пёс отпустил её, её отец снова его привязал. Скоро пёс опять стал страшно выть, и, хотя его и привязывали крепчайшими плетёными ремнями, он всё время отрывался. Это повторялось несколько раз, и отец девушки ничего не мог сделать.
Наконец отец снял целиком шкуру лахтака, набил её большими камнями и привязал к ней пса толстыми ремнями. Потом посадил дочь в лодку и увёз её на маленький остров, называемый Кинмиуныкагфик. Тут пёс завыл изо всех сил, умудрился добраться до воды, до самого берега. А достигнув берега, начал произносить заклинания:
Поплавки, поплавки,Поплавки, большие поплавки. Иа-иа!Собачья кормушка, кормушка.Поплавки, поплавки,Поплавки, большие поплавки. Иа-иа!Когда он произнёс эти слова, шкура с камнями поплыла вдруг по воде по направлению к острову, и пёс доплыл до своей хозяйки.
Теперь они начали жить как муж и жена, но, в то время как девушка не испытывала никаких лишений, пёс вскоре умер от голода. Женщина родила множество детей – людей и собак. Отец обычно приезжал к ним на каяке и привозил еду ей и детям. Наконец дети подросли, и мать сказала им:
– Каждый раз, как к нам приедет дедушка, прибегайте сюда, когда я скажу: «Быстро!»
С тех пор каждый раз, как дед привозил еду, она говорила:
– Быстро, быстро! – И дети бросались к нему.
Потом мать сказала:
– Когда я говорю «Быстро!», прибегайте сюда, и при каждом удобном случае вы должны немного чего-нибудь съесть[114].
Теперь дети бежали к деду и начинали лизать его каяк. Наконец она сказала:
– Теперь пора съесть вашего старого деда!
В следующий раз они стали, как обычно, лизать каяк деда, а когда мать сказала: «Быстро, быстро, быстро!», – бросились на него и сожрали. Пока он ещё был жив, мать сказала детям (так, чтобы он слышал):
– Теперь ешьте своего деда, этого глупого старика![115]
Они съели его, и некому стало привозить им пищу. Когда у них окончилась вся еда, мать разрезала подошву своего чулка на куски и сделала для детей каяки. Потом поместила их по двое в каждую лодку и отправила в путь, сказав:
– Вы, двое, будете безопасными вьючными животными[116]; вы, двое, будете волками и будете вселять страх; вы, двое, станете духами-тунгаками и тоже будете пугать людей, а вы, двое, станете белыми людьми и будете неопасны.
Сказав это, она отправила их и осталась совсем одна. Она должна была тут остаться, раз она отправила детей. Никто больше не привозил ей пищи, она в конце концов умерла голодной смертью. С тех пор люди зовут остров Кинмиуныкагфик – остров Собачий[117].
Демиурги и культурные герои
Мифологическим псовым по плечу даже такие масштабные и ответственные роли, как демиург и культурный герой.
Демиург создаёт мир, а культурный герой дарит человеческим существам то, что делает их людьми: речь, трудовые навыки, законы общежития, представления о мире, а также то, без чего цивилизация была бы невозможна: огонь, культурные растения, домашних животных, орудия труда, письменность и т. д. Границы между понятиями «демиург» и «культурный герой» весьма условны – нередко один и тот же персонаж выступает в обеих ипостасях. Бывает и так, что псовый герой творит не один, а является соавтором или помощником другого демиурга, часто – антропоморфного.
Как, скажем, Италапас-койот северо-западных индейцев. Он во время всемирного потопа залез на дерево, а когда вода перестала прибывать, бросил на неё горсть припасённого песка и пожелал, чтобы он стал сушей. Так и произошло (тут койот проявил себя демиургом). Затем он помог творцу создать первых людей и научил их многим полезным вещам: ловить рыбу, изготовлять оружие, строить жилища, шить одежду, а также наложил охотничьи запреты – одним словом, поступил как настоящий культурный герой.
Похожую историю рассказывают индейцы арикара[118]. Там Великий Небесный Дух Несару сотворил небо и бескрайние воды, по которым в одиночестве плавали две утки. На этом творческий порыв Несару-демиурга иссяк, и он поручил заботы о дальнейшем прогрессе созданным им двум братьям: Человеку-Волку и Счастливому Человеку. Братья повелели уткам достать со дна немного земли. Человек-Волк образовал из неё Великие Равнины, а Счастливый Человек – холмы и горы. После этого братья спустились под землю, нашли там двух пауков и научили их размножаться. Пауки породили растения, животных и людей, а ещё – племя злых великанов. Эти великаны получились такими злобными, что Несару пришлось наслать на них потоп. Правда, людей Великий Небесный Дух от гибели спас. (О творчестве двух других братьев, один из которых тоже был волком, рассказывается в статье Малсум.)
Тема губительного потопа и последующего возрождения жизни на земле относится к числу универсальных, она присуща многим мифологиям мира. Но, пожалуй, только в Америке основными героями «потопных» мифов являются представители псовых, главным образом, койот и волк.
От североамериканских индейцев йокуц можно услышать такую легенду.
В доме братьев Волка и Койота на стене висели два кожаных мешка: один – с землёй, второй – с водой. Волк предупредил младшего брата, чтобы тот мешки не трогал. Однако проказливый Койот не удержался и однажды палкой продырявил мешок с водой. Вода залила весь мир, и виновник потопа утонул. Волк смастерил плот, взял сеть и принялся вылавливать из воды и жевать листья табака (очевидно, чтобы снять стресс). Затем выловил тело младшего брата и оживил его, а Утке приказал добыть со дна немного ила. Задание оказалось непростым: дно находилось на большой глубине, и Утка, донырнув до него, лишилась чувств. Волк вернул к жизни всплывшую нырялыцицу и из крупиц земли, поднятых ею со дна, создал кусок суши. После этого хвостатый демиург послал младшего братца узнать, велика ли земля. Койот вернулся быстро и сказал, что земля мала. Тогда Волк велел ему закрыть глаза и снова разбросал крупицы земли. На этот раз возвращения Койота пришлось ждать долго: земля стала большой. Волк с помощью Лося и Горного Барана обустроил возникший мир, а Койоту поручил дать названия всем деталям ландшафта; сам же удалился в страну мёртвых и стал её правителем.
Причастен волк и к появлению людей на земле. Согласно одному индейскому мифу, небесное божество Гром создало мир, собрало в мешок звёзды (а это были перволюди) и спустилось на землю. Однажды, когда Гром крепко спал, Волк осторожно пробрался в его вигвам, прогрыз мешок и освободил людей, и те разбрелись по всему свету.
Волк, между прочим, является и гарантом существующего мирового порядка. По крайней мере, так полагают живущие в Азербайджане талыши. По их мнению, этот зверь стоит перед быком, на спине которого покоится весь мир, и следит за тем, чтобы бык не сошёл с места. Когда на быка садится муха, он вздрагивает, и на земле происходит землетрясение.
Участвовали в сотворении мира и собаки.
Однажды молодая сучка смастерила из шапки волшебницы-старухи небо и звёзды, а также освободила из плена зверей, которых старуха прятала в туго завязанных мешках (см.: Сука Елтхехенай и её дочь).
Необычно появление первых людей в трактовке папуасов маринд-аним. Как-то раз волшебный первопёс Гиури принялся разгребать песок. Из вырытой ямки хлынула вода. Она вынесла на поверхность странные создания, похожие на полурыб-полулюдей. Стараниями божеств эти существа были затем превращены в обычных людей.
Однако самую большую творческую активность развил койот. В мифологии и фольклоре коренных американцев про этого хитрого и ловкого пройдоху существует множество повествований (см.: Койот). В некоторых из них он выступает в образе творца вселенной или её отдельных частей. Скажем, пайюты утверждают, что койот вместе с волком сотворил землю, а майду обвиняют его в том, что он принёс в мир страдания – так койот решил разнообразить созданный творцом совершенный, но скучный мир. Нез-персе, наоборот, благодарят койота за то, что он создал их народ, и рассказывают такую легенду.
В давние-предавние времена, когда на свете не было ещё людей, чудовищный бобр Вишпуш обитал в изначальном озере. Однажды Койот решил порыбачить и подошёл к озеру. Разгневанный Вишпуш набросился на него, и звери сцепились в ожесточённой схватке. Она длилась долго, за это время на земле появились горы, пропасти и каньоны. Но вот бобр почувствовал, что его силы на исходе и нырнул в озеро. Там он принялся глотать рыбу. А Койот, чтобы восстановить былую мощь, превратился в ветку и поплыл по воде. Увидев это, Вишпуш бросился к ветке и проглотил её. Оказавшись внутри бобра, Койот обернулся сосновой иглой и вонзился врагу в сердце – и тот издох. Койот принял свой первоначальный вид, вынес убитого Вишпуша на берег, разрезал его на тысячу кусков и смастерил из них людей. Так появились индейцы нез-персе[119].
А вот какую историю рассказывают индейцы кахто.
Однажды с неба исчезло солнце и мир погрузился в непроглядную тьму. И некому её было рассеять, так как в те давние времена не существовало ещё ни звёзд, ни луны. Как-то раз Койот крепко спал, улёгшись головой на восток, и увидел вещий сон: взошедшее солнце своими жгучими лучами опалило ему макушку. Проснувшийся зверь с тоской вспомнил о пропавшем светиле и решил во что бы то ни стало вернуть его на небо.
Койот отправился в путь и по дороге встретил трёх мышей, которых в темноте принял за собак. Разобравшись, с кем имеет дело, он им поведал о своём замысле, и мыши горячо его поддержали. Вскоре отважная четвёрка набрела на хижину, в которой было спрятано солнце. На стук в дверь вышла хозяйка, безобразная Старуха, и Койот напросился к ней на ночлег. Наступила ночь, все легли спать, и в доме воцарилась тишина – её нарушал лишь мерный храп Старухи. Немного выждав, Койот подал условный сигнал, и мыши перегрызли прочные кожаные ремни, которыми было опутано спрятанное под ворохом одеял солнце. Койот схватил солнце за обрывки ремней и выбежал из хижины. Однако ему не удалось остаться незамеченным: дремавший поблизости Крот почувствовал на своей шкурке жар близкого светила и завопил: «Караул! Украли солнце!!!» К счастью, его крик не был услышан Старухой, но от шума проснулась Ящерица. Она принялась в испуге колотить палкой по стене хижины и орать: «Он уносит солнце! Он уносит солнце!» От этих воплей Старуха вскочила и, проявив небывалую для её возраста прыть, погналась за Койотом. На бегу она кричала: «Ты зачем украл солнце, сейчас же его верни! Я его хотела починить!» – «Нет, ты его прятала!» – гневно отвечал ей спаситель солнца и, собрав все свои магические силы, превратил злобную Старуху в камень.
Отдышавшись от погони и отдохнув, бесстрашный Койот показал себя настоящим божественным творцом: он отрезал от солнца изрядный ломоть, смастерил из него луну и звёзды и поместил их на небо, приказав им светить ночью. А то, что осталось от солнца, стало нашим дневным светилом. По велению Койота, оно должно было ежедневно вставать по утрам на востоке, совершать путь по небу и вечером прятаться на западе. Так был установлен незыблемый порядок на небе, и благодарные люди по этому случаю поднесли Койоту богатые дары (см. также: Псовые на небе).
Однако не всегда Койоту удавалось убежать от преследователей. Если верить индейцам юки, его всё-таки догнали и убили. Перед смертью он успел разбить солнце на кусочки. Впрочем, Койот оказался зверем живучим: после того, как преследователи ушли, он ожил, собрал осколки, сложил их вместе и поместил восстановленное светило на небо. А затем превратился в молодую красивую женщину и таким же драматическим образом вернул на небо похищенные луну и Утреннюю звезду (Венеру).