В начале 1070-х годов триумвират распался: Всеволод вступил в сговор со Святославом против старшего брата Изяслава, который бежал в Европу. Святослав занял киевский стол (1073), а Всеволод в ходе передела между ними владений несколько расширил свой удел. Однако уже в декабре 1076 года Святослав внезапно скончался. Всеволод стал его наследником, но уже через полгода вернул престол вернувшемуся в Киев Изяславу, а сам получил владение покойного Святослава – Чернигов.
Изяслав погиб в битве на Нежатиной Ниве против князей-изгнанников Олега Святославича и Бориса Вячеславича, и Всеволод вновь занял киевский престол, теперь уже до конца жизни. В 1079 году Олег с братом Романом вновь двинулся из Тмутаракани на Киев, но Всеволод подкупил половцев, которые убили Романа, а Олега отправили в Византию на остров Родос, где тот пробыл ещё 15 лет; Тмутаракань перешла под контроль Киева.
Его правление было омрачено набегами половцев и постоянными междоусобными войнами между племянниками и двоюродными внуками Всеволода, вызванными несовершенством Ярославовых законов наследования. Особую активность в его правление проявляли Ростиславичи – внуки старшего сына Ярослава Мудрого, Владимира, умершего ещё при жизни отца, из-за чего его потомки не получили никаких уделов и постоянно пытались насильственно захватить то один, то другой город. Всеволод не всегда умел положить конец этим усобицам и вёл себя как слабый правитель, находившийся на поводу у младших дружинников. Впрочем, по сравнению с масштабным кризисом 1090-х годов, начавшимся после смерти Всеволода, его времена были ещё относительно стабильны, и он заслужил похвалу летописца в «Повести временных лет», писавшейся в 1110-е годы.
НАРОДНЫЕ МУДРОСТИГлубокая ночь. Звонок в дверь.
– Кто там?
– Откройте, милиция.
– Дома никого нет.
– А кто говорит?
– Вам послышалось.
– А почему свет горит?
– Сейчас выключу.
* * *Ленин – Дзержинскому:
– Феликс, а вы были на встрече с иностранцами?
– Нет.
– А зья, батенька, зья, я там такой крутой чебарик спёр.
* * *Жена спрашивает у расстроенного мужа:
– Чем ты так взволнован?
– Понимаешь, плохи наши дела. Теперь мы должны жить экономнее.
– Хорошо, – соглашается жена, – но что я должна делать: меньше занимать или меньше отдавать?
Глава 14
Проникновение в суть
Оправитель! Мудр ты, и мудрость твоя крепнет чем дальше, тем крепче. Уверенно продвигаешься ты по пути познания бездонной тайны бытия. Ибо что-то внутри тебя подсказывает, что суть происходящего до того неуловима, что улавливать можно только оттенки интонаций извечных вопросов «что делать?» и «кто виноват?».
Ведь истина скрывается под изменчивыми личинами, и для того чтобы понять суть любого события и явления, нужно лишь смотреть на смотрящего, прислушиваться к слушающему и осознавать осознающего. Определив качества этих трёх видов усилий, сможешь по-настоящему ясно постигать мир и принимать правильные решения во всех ситуациях, куда бы ни забросила тебя судьбина.
Эти усилия тонки и незаметны, происходят они из непрерывного упражнения твоего драгоценного внимания, делая возможным управлять легко и естественно, подобно тому, как ты дышишь. Гляди вглубь себя, ибо бездны сокровищ души твоей необъятной не поддаются описанию и меркнут слова любые при попытке хоть как-то приблизиться к ним и дать им имя.
Посему делай всё как бог на душу положит, авось угадаешь, как лучше всего поступать. Не ищи истоки происходящего в своём состоянии, при возникновении трудностей и сложностей, просроченных кредитах и бюджетных задолженностях говори о финансовом кризисе, допинге и демпинге, инфляции и инфекциях. Чем больше врагов вокруг сможешь найти, тем крепче будет твоя вера в свою правоту и выше забор вокруг твоего дома.
Для всех спокойнее будет, если ты будешь поступать по известным шаблонам, не пытаясь расширить своего видения, открывая новые возможности управления.
Знай, что управление никогда не осуществляется напрямую, поэтому давай противоречивые указания своим подчинённым, пусть сами разбираются, а ты уж сможешь наказать по совести за испорченное дело. Тогда все будут вокруг тебя трепетать и бояться. Лучше даже давать безумные задания – тогда уж точно будет на ком поупражнять своё умение в определении глупости и тупости окружающих тебя уродов. Если же у них что-то получится – хвали себя за прозорливость и проницательность.
Не пытайся видеть события в течении времени, наблюдая явления как отголоски того, что случилось в другое время и в другом месте. Всё слишком часто и непредсказуемо меняется, чтобы можно было действительно поверить в разумность устройства мира и стараться увидеть в нём божественный замысел.
Лучше собирай и анализируй как можно больше научных концепций – экономических, социальных, политологических, нанологических, когнитивных и прочих, ибо наука не стоит на месте и постоянно доказывает, что всё наоборот. Будешь знать много сложносоставных иностранных современных слов, так что придраться никто не сможет, что ты не знаком с передовой мыслью нашего времени. Плевать, что слова эти не решают вопросы происходящего, важно, что ты выглядишь знающим и мудрым.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫСвятополк (Михаил) Изяславич (8 ноября 1050–16 апреля 1113) – князь полоцкий (1069–1071), новгородский (1078–1088), туровский (1088–1093), великий князь киевский (1093–1113).
В 1097 году Святополк и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любече для установления мира. Князья говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают усобицы. Объединимся же, и с этих пор будем чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей».
На том все князья целовали друг другу крест, клялись хранить мир.
После съезда Святополк и Давыд Игоревич отправились вместе в Киев, и тут некоторые мужи стали наговаривать Давыду на князя Василька Ростиславича, будто тот сговорился с Владимиром Мономахом против него и Святополка. Василька обманом пленили и ослепили, после чего Давыд увёз его к себе на Волынь.
Узнав о случившемся, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи послали своих мужей к Святополку с обвинениями в его адрес:
«Зачем ты учинил это зло в Русской земле и всадил в нас нож? – говорили они. – Почему ослепил брата своего?»
Святополк отвечал: «Поведал мне Давыд Игоревич, что Василько убил брата моего Ярополка, а теперь хочет и меня убить, а потом занять мою волость: Туров, Пинск и Берестье…»
Князья всё равно осудили его и на другое утро начали переправляться через Днепр, чтобы идти войной на Святополка. Святополк уже хотел бежать из Киева, но киевляне задержали его и послали к Владимиру его мачеху, вдову Всеволода, а с ней и митрополита Николу, чтобы они умоляли Владимира не начинать вновь усобицы и не разорять Русской земли. Владимир внял мольбам княгини. После этого начали князья пересылаться между собой и договорились на том, что Святополк должен пойти войной на Давыда и либо захватить, либо прогнать его.
В 1099 году Святополк со всем своим войском подступил к Владимиру Волынскому и стоял у города семь недель. Наконец Давыд начал просить: «Выпусти меня из города». Святополк согласился и выпустил его. Давыд бежал в Польшу, а Святополк занял Владимир. Прогнав Давыда, Святополк пошёл войной на Володаря и Василька Ростиславичей, так как хотел отнять у них волость своего брата. Полки сошлись в поле на Рожни, и начался жестокий бой. Увидев, что Ростиславичи одолевают, Святополк бежал во Владимир, а оттуда – в Киев. Конец войне положил витичевский мир, заключённый князьями в 1100 году.
НАРОДНЫЕ МУДРОСТИЛенин подходит к мужику, спрашивает:
– Ну, как живём, батенька?
– Так живём помаленьку. Огород имеется, лошадёнка…
– Стало быть, сегеднячок?
– Вроде бы да… хотя лошадёнки-то у меня, по правде сказать, две…
– А, так вы, стало быть, кулачок? Феликс Эдмундович, идите сюда! Гасстгеляйте, пожалуйста, товагища!
Железный Феликс говорит:
– Владимир Ильич, может, обождём, обед уже скоро.
Ленин отвечает:
– Нет, нет, непгеменно сейчас! А обед отдайте голодным детям!
* * *Поп, мулла и раввин купаются в реке.
Закончив купание, они обнаруживают, что на берег пришли женщины полоскать бельё, а вся их одежда осталась на берегу.
Делать нечего, поп, закрывая свои достоинства руками, бежит к одежде, хватает её и прячется в кустах, чтобы одеться.
То же повторяет мулла.
Затем из воды выскакивает раввин, закрывающий руками ЛИЦО, тоже хватает одежду и присоединяется к своим коллегам.
В ответ на их удивление он произносит:
– Не знаю, как среди ваших прихожан, а мои узнают моё лицо!
* * *Штирлиц пришёл на встречу со связным в знакомый бар и заказал 100 грамм водки.
– Водка у нас кончилась ещё два дня назад, – извинился бармен.
– Ну тогда 100 грамм коньячку.
– Коньячок у нас кончился вчера, – огорчённо сказал бармен.
– Ну а пиво-то есть? – спросил Штирлиц.
– Увы, закончилось сегодня утром, – сказал бармен.
«Значит, связной уже здесь», – подумал Штирлиц.
Глава 15
Путь воды
О владыка! Всегда следуй тому, что тебе кажется, ибо это и есть истина. Назначай правильное и вредное по своему зоркому усмотрению, потому как подобен ты орлу, парящему в вышине и взирающему свысока на тварей земных. Ясный взор твой да не затмит солнце и не смутится дух твой множеством дел многотрудных и тёмных тайн души народной.
Ибо ясность приходит из стремления к осознанию истоков возникновения состояния ясности, что позволяет видеть связи событий и явлений во всём мире. Вглядывайся в поток жизни, различай образы, да помогут они тебе правильно определять происходящее.
Настоящий правитель осторожен и не совершает резких движений, словно он идёт по тонкому льду над опасным потоком. Будь внимателен и строг с окружающими тебя людьми, каждый из них хочет занять твоё место, поэтому то приближай, то отдаляй подчинённых, пусть они лучше борются между собой за право быть рядом с твоим драгоценным телом. Ты действительно одинок, ведь опасность может прийти с любой стороны. Позаботься о надёжной охране, вооружении, всегда заранее готовь ходы к отступлению на случай опасности. Будь гибким и проницательным, видь врага в каждом – ты же борешься за мир и добро, а очень многие против тебя, хотят единолично владеть всем миром и особенно твоим добром.
Не стоит стремиться к искренности и простоте, так как сочтут тебя слабовольным и мягким, начнут тебя обманывать, будут над тобой потешаться, в итоге потеряешь всякое уважение. Бояться тебя никто не будет. А если не держать народ в страхе – о каком управлении может идти речь?
Сам же сохраняй широту души, не отказывай себе ни в чём. Ты же правитель, и у тебя всего должно быть много и самого лучшего. Чем больше денег в стране, тем больше должно быть их у тебя. Не стоит, в общем-то, и различия делать. Пользуйся ими для своих нужд, лучше тебя никто не знает, как управиться со всеми богатствами.
Для остальных же все твои дела должны оставаться тайной. Пусть думают, что в стране экономические трудности и необратимый распад производства. Сохраняй непроницаемость, будь подобен глубокой тёмной воде, на поверхности которой играют блики света и тени.
Великая тайна российского способа управления заключается в том, как из грязи попасть в князи. Храни покой и тишину души своей, пусть ничто и никто не смеет тревожить глубины твоего подсознательного. Мутное обязательно осядет, и будешь ты кристально чист, что слеза младенца. Господь сам вынесет тебя на твоё избранное место, дабы мог ты наслаждаться бытием, пребывать в веселии и довольстве.
Однако всем известно, что покой нам только снится, посему приходится галлюцинировать наяву. Дорогу к власти прорубать нещадно, уничтожая по ходу миллионы сограждан, поливая кровью землю, делая нищими стариков, непреднамеренно снижая рождаемость новых граждан, переиначивая обычаи и нравы до полной потери самосознания. Как говорится, у великой страны великие жертвы. Впечатление от происходящего потрясает воображение, запутывая всех участников событий. Остаётся лишь глядеть сквозь узкие бойницы на необъятные просторы матушки-родины – вдруг да промелькнёт птица счастья завтрашнего дня. Можно будет вновь в горячей крови гнаться за недостижимым и вечно ускользающим образом «того, не знаю чего», создавая и разрушая великие империи и союзы, а потомки пусть разбираются, что с этим всем барахлом делать и как жить в этом призрачном великолепии.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫВладимир Всеволодович Мономах (др. – рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ; в крещении Василий; 1053–19 мая 1125) – великий князь смоленский (1073–1078), черниговский (1078–1094) переяславский (1094–1113), киевский (1113–1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по имени матери Марии (по другим данным – Анны) – дочери византийского императора Константина IX Мономаха.
С 1093 года Владимир вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах.
В 1095 году заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. После Долобского съезда Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.
После смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник Устав Владимира Мономаха, или Устав о резах, который вошёл в состав пространной редакции Русской Правды. Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и определял условия закабаления, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах и его ближайшие родственники управляли 3/4 территории Древнерусского государства; княжеские междоусобицы временно прекратились. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ– Дорогие дети! Всем известна великая доброта Ленина. Вот я вам расскажу такой случай. Однажды Владимир Ильич решил побриться, а рядом маленький мальчик стоял. Ленин бритвочку точит, а сам на мальчика поглядывает. Вот Ленин побрился, кисточку вымыл и опять бритвочку точит, на мальчика поглядывает. Потом бритвочку вытер и… положил её в футлярчик. А ведь мог бы и полоснуть!
Глава 16
Постоянство состояния
Знакома ли тебе вечность, о правитель? Кому не хочется быть полным сил, припеваючи играя, бесконечно продлевать жизнь? Как быть всегда на коне, с шашкой наголо высекать дивный узор мира по своему усмотрению?
В тщательном исполнении замысла обязательно отсутствуют лишние движения. В стремлении сделать дело как можно лучше и быстрее не суетитесь. Суета появится сама, как только начнёшь тревожиться о сроках, бюджетах, выгодах, прибылях и убылях, о славе и почёте. Внимательно наблюдай, как складывается эта суета. Знай, что у любой суеты есть точные закономерности возникновения и развития, как и у любого явления мира, ибо всё движется по кругам и возвращается на круги своя. И пусть вера в божественное устройство российского беспредела проведёт тебя сквозь путаницу коллективного бессознательного к чистому свету звезды единого осознания.
Однако всем известно, что собрались мы тут не ради звонкого, ясного и светлого будущего и что наивное желание сделать «как лучше» извечно оборачивается обыденным «как всегда», а дружное и крепкое неизменно теряется в дебрях надуманных построений возможности создания самого сильного и прекрасного места на земле. И российское постоянство заключается во всеобщем понимании, что ничего тут по сути не поменяешь. В общем-то и расстраиваться по этому поводу не стоит, потому как есть масса других важных дел, и занятие ими пусть повышает твою важность в глазах окружающих. Не стоит тебе заморачиваться движением к осознанию единого корня всего сущего, всё это гниль интеллигентская и ересь инородная.
Откуда вообще может взяться состояние покоя в русском сердце, если постоянен только страх перед неопределённым будущим и тоска от осознания невозможности поиметь всё и сразу?
Будь чутким и восприимчивым в этом своём осознании, потому как только восприимчивость сделает тебя справедливым. А справедливость – это воля Божья. Следуя Божьей воле, постигнешь Бога в себе. Ощущая Божью волю, придёшь к ощущению вечности. Тело твоё уйдёт в землю, а вечное останется с тобой.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫМстислав Великий, великий князь киевский (1125–1132), сын Владимира Мономаха.
В 1093–1095 годах Мстислав правил в Ростовской земле и сыграл главную роль в борьбе своего отца Мономаха и Олега Святославича: в 1096 году в битве на реке Медведице он разбил брата Олега – Ярослава Святославича, а затем и самого Олега, которому пришлось оставить Муром и Рязань и бежать в степь.
Когда в 1125 году умер Владимир Мономах, Мстислав стал великим князем. Он уже не владел львиной долей русских земель, поскольку младшие сыновья Мономаха унаследовали самостоятельные княжества: Ярополк получил Переяславль, Вячеслав – Смоленск, Юрий Долгорукий – Ростово-Суздальский удел, Андрей Добрый – Волынь.
В 1127 году Вячеслав стал князем Турова, а Смоленск уступил сыну Мстислава – Ростиславу. В том же году в Чернигове князь Ярослав Святославич был свергнут своим племянником – Всеволодом Ольговичем. Мстислав и его брат Ярополк выступили против Всеволода; в ходе этой войны они захватили Курск и Посемье, где стал править старший сын Мстислава – Изяслав. Вернуть свергнутого Ярослава на черниговский престол не удалось: по миру Всеволод стал князем Чернигова, а Ярослав получил Муромо-Рязанский удел.
Таким образом, с 1127 года Мстислав владел Киевом, Новгородом (сын Всеволод), Смоленском (сын Ростислав), Посемьем (сын Изяслав), сохраняя контроль над важнейшими городами Руси и главным торговым путём «из варяг в греки».
В 1127 году Мстислав совершил первый поход на Полоцкое княжество: были взяты и разграблены города Стрежев, Лагожск, Изяславль, а в Полоцке князь Давыд Всеславич заменён братом – Рогволодом. В 1128 году Рогволод умер, и в Полоцке снова сел Давыд, отказавшийся от мира. Во время нового похода в 1129 году Мстислав взял в плен трёх оставшихся Всеславичей (Давыда, Святослава и Ростислава) и всех их родных, Полоцкое княжество аннексировал, сюда был переведён на княжение Изяслав Мстиславич.
В его правление также происходили постоянные усобицы в Галицком княжестве из-за передела наследства князей Володаря и Василька Ростиславичей, умерших в 1124 году; великий князь в эти усобицы, видимо, не вмешивался.
14 апреля 1132 года Мстислав умер, передав трон, согласно удельно-лествичной системе, своему брату Ярополку. 1132 год считается годом окончательного распада Киевской Руси: с одной стороны, сыновья Мстислава (Изяслав, Ростислав, Всеволод) стали правителями самостоятельных княжеств и в дальнейшем выступали против своих дядьёв Мономаховичей; с другой – ни один из ближайших преемников Мстислава не обладал его военными и политическими талантами и не мог остановить дезинтеграции государства.
НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ25 октября 1917 года. Питер. Смольный. Провозгласив победу социалистической революции, Ленин заявляет:
– Отныне на всей территории России вводится восьмичасовой рабочий день и обязательный выходной – воскресенье!
В ответ – бурные аплодисменты.
– Но если мы, товарищи, сумеем наладить работу по-новому, то сможем позволить себе еженедельно два выходных!
Зал отвечает криками «ура!» и бурей оваций.
– А если мы внедрим технологии Форда на заводах и трактора – на полях, то будем каждую неделю отдыхать по три дня!
Шквал аплодисментов, к потолку летят папахи, бескозырки и фуражки.
Выждав, пока зал немного успокоится, Ильич бросает в него с укоризной:
– Посмотрю я на вас, товарищи, ни хрена вы работать не хотите!
* * *Знаменитый певец Вертинский, уехавший еще при царе, возвращается в советскую Россию. Он выходит из вагона с двумя чемоданами, ставит их, целует землю, смотрит вокруг:
– Не узнаю тебя, Русь!
Потом оглядывается – чемоданов нет.
– Узнаю тебя, Русь!
* * *Две одесситки на Дерибасовской:
– Сара, ты слышала, Рабинович застрелился!
– Как!? Во второй раз?
– Тише, тише, вон он идёт.
Глава 17
Уровни управления
Русская народная мудрость гласит, что Бог высоко, а царь далеко, посему дела до действительного управления никому нет никакого. Над властью смеются открыто или тайно, потому какая она власть, если кругом обман и воровство, а законы пишутся, дабы можно было их обходить и нарушать. Кто вообще в России к законам серьёзно относится? Каждый тут сам себе царёк, и управление происходит только по ходу борьбы и перераспределения знатных мест.
Поэтому, мудрый правитель, держи людей в страхе и трепете, в России это единственно надёжный способ хоть как-то управиться с дикою толпою, что зовётся народом. Не смущайся карать и наказывать, ты настоящий источник справедливости и правды, ибо только тебе действительно известно, как всё должно быть в этой стране. Время от времени нужно и соседей пугать своими безумными действиями и решениями, дабы очевидно было, что ждать от нас можно чего угодно и лучше с нами не шутить.
Теплится, конечно, в русском сердце образ доброго батюшки-царя, которого и любить-почитать, и слушаться не совестно, однако сказки эти давно пройдены, а от любви народной царю-батюшке самому страшновато становится, ибо неуёмен русский народ в выражении чувств своих: как полюбит, так и залютует. А лютуют у нас немилосердно, миллионами людей в землю закапывают, и всё во благо родины. Сам знаешь, что любят у нас обычно посмертно, так что ты крепко подумай, прежде чем вызывать к себе любовь народную.
Так что дабы быть тебе в целости-сохранности на своём престоле, самое лучшее – чтобы о тебе слухом не слыхивали и духом не дыхивали, глазом не глядовали и вообще ничего не знали. Сможешь так сообразить – будешь управлять вечно, народ ничего и знать не будет, а всё само естественно происходит, и порядок сохраняется.
Знай, правитель, что когда презираешь свой народ, то и народ презирает и смеётся над тобою, когда ты боишься потерять своё место, то управлять можно только страша людей, когда действительно любишь свою страну, то и страна любит тебя. Беспредел и разруха в твоей голове, правитель, есть беспредел и разруха твоей страны. Как и разруха в голове и судьбе каждого жителя России.
Откуда может появиться порядок в стране, достаток в народе и мудрость у правителя, если никто не верит в возможность их существования? С такими понятиями и живём, жалуясь то на бездарных начальников, то на плохое качество населения.
Посему остаётся перенимать внешнюю форму у богатых соседей, называться то республикой, то демократией, стричь бороды и носить камзолы не по размеру. И помыслить действительно невозможно, что плоды могут появиться, если о корнях заботиться длительное время. Проще несомненно, правитель, кровь земли продавать, а хлеб у соседей покупать. Разве станет кто ждать, пока свой вырастет в нужном количестве? У кого тут есть время? Всем некогда, нужно же насущные дела решать и искать виноватых в незадавшейся жизни. Таков естественный способ российского общежития.