Книга Святые целители. Об исцелениях Иисусом Христом, о чудотворных иконах и святых целителях - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Михайлович Зоберн
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Святые целители. Об исцелениях Иисусом Христом, о чудотворных иконах и святых целителях
Святые целители. Об исцелениях Иисусом Христом, о чудотворных иконах и святых целителях
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Святые целители. Об исцелениях Иисусом Христом, о чудотворных иконах и святых целителях

Владимир Зоберн

Святые целители: Об исцелениях Иисусом Христом, о чудотворных иконах и святых целителях

© Владимир Зоберн, составление, 2011

© ООО «Издательство «Этерна», оформление, 2011

* * *

Глава 1

Исцеления Иисусом Христом и апостолами

Великая святыняГвоздь от Креста Господня хранится в кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле.

Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная пл.

Проезд: м. «Боровицкая», «Александровский сад»

Частица Гроба Господня, а также частица Древа Честного Животворящего Креста Господня пребывают в храме в честь Спаса Нерукотворного Образа в Перове (Гирееве).

Адрес: 111558, г. Москва, Свободный просп., 4а

Тел.: (495) 301-15-59

Проезд: м. «Новогиреево», авт. 276, 615, 621, 645

Частица Древа Честного Животворящего Креста Господня хранится в храме в честь Спаса Нерукотворного Образа на Кунцевском кладбище.

Адрес: 121471, г. Москва, Рябиновая ул., 18

Тел.: (495) 440-68-35

Проезд: м. «Кунцевская», авт. 610

Точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив) находится в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.

Адрес: 103031, г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19, стр. 1

Тел.: (495) 923-34-44, 923-80-46; факс: 923-45-29

Проезд: м. «Кузнецкий мост», «Лубянка»

Исцеление Иисусом Христом сына царедворца

Появление в небольшом городке Кане Галилейской Человека, который совершил чудо претворения воды в вино, не могло долго оставаться тайным. Слух о Нем быстро распространился в соседних городах и селениях и достиг дворца Ирода Антипы в Капернауме. Прослышав об этом, один из царедворцев пришел к Спасителю в Кану, чтобы попросить Его прийти в Капернаум и исцелить его умирающего сына (см.: Ин. 4, 46–54). Но царедворец руководствовался не столько верою в Того, Кого считал способным исцелить сына, сколько родительским эгоизмом и смотрел на Иисуса Христа как на простого врача, готового трудиться над исцелением больных без всяких высших целей. За это он должен был понести некоторый укор от Спасителя; Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес(Ин. 4, 48). Уступая глубокой заботливости отца, Он отпустил его с надеждой на то, что сын его будет здоров. Разговор этот происходил в седьмом часу, по-нашему – в час пополудни. Царедворцу можно было возвратиться в Капернаум в тот же день: Кана находилась всего в пяти часах пути от Капернаума, но он решил переночевать, не дойдя до дому. На следующий день ему повстречались слуги и сказали, что сын его выздоровел в тот самый час, когда Иисус Христос обнадежил его. Царедворец и весь дом его уверовали в Господа.

Исцеление Иисусом Христом бесноватого в Капернауме

Исцеление Спасителем тещи апостола Петра. Исцеление Иисусом Христом расслабленного в Капернауме

ВКапернауме Спаситель пришел в синагогу и стал поучать народ, во множестве собравшийся послушать Его. Проповедь была нарушена одержимыми бесами, которые не в состоянии были вынести присутствия Сына Божия, пришедшего ниспровергнуть царство злобы. Среди безмолвной тишины собрания, всецело поглощенного Божественным благовестием, вдруг раздался пронзительный, исступленный крик несчастного: оставь! что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Несчастные люди, одержимые нечистыми духами, считались неизлечимыми, но Иисус Христос хотел открыто показать, что пришел спасти погибших. Он обернулся к беснующемуся страдальцу и, признавая в нем раба нечистого духа, обратился к духу со строгим повелением: замолчи и выйди из него (см.: Мк. 1, 21–28). Сила Божественного повеления была непреодолима. Нечистый дух сотряс бесноватого, вскричал громким голосом и вышел из него. Человек встал, все в нем показывало, что он освободился от подавлявшей его силы и теперь был в здравом рассудке. Никогда еще не совершалось такого великого и поразительного чуда, и все присутствовавшие в синагоге разошлись по домам в глубоком изумлении.

Покинув синагогу, Христос удалился в дом Симона Петра. Симон, которого Он призвал к апостольству, был женат. У его тещи была сильная горячка (см.: Мф. 8, 14–15; Мк. 1, 29–31; Лк. 4, 38–39). Опечаленное семейство обратилось ко Христу с мольбой о помощи. Спаситель остановился над больной, взял ее за руку и поднял. Она, тотчас выздоровев, поднялась на ноги и стала прислуживать им по хозяйству.


В. В. Беляев. Исцеление бесноватого


Строгость соблюдения субботы, которой отличались иудеи, дала Спасителю время для отдыха и подкрепления; но едва начало заходить солнце, как множество народа стало искать Его помощи. Со всего города стекался народ к дверям Его скромного жилища, приводя с собой бесноватых и больных, и Иисус Христос исцелял всех. Теснота при этом была так велика, что многие не могли подойти к Спасителю. Если судить по развалинам Капернаума, то дом, в котором находился Иисус Христос, был простой, одноэтажный, с плоской кровлей, на которую со двора вела лестница. Спаситель мог стоять у дверей, чтобы наставлять не только счастливцев, которым удалось попасть в дом, но и всех находившихся на улице.

К дверям дома принесли расслабленного, не владевшего телом и потерявшего всякую веру в земных врачей. Оставалась единственная надежда на Божественного Врача, но попасть к Нему не было никакой возможности. Тогда больной попросил носильщиков поднять его на кровлю дома.

На Востоке дома отличаются от наших. Крыша в них такая: на сруб кладут балки, на них набрасывают хворост или камыш, который засыпают глиной или известью, потом все это укатывают – и кровля готова. И теперь часто можно видеть, как после дождей такая кровля зарастает травой, а иногда под горячим солнцем растрескивается настолько, что образуются щели. Такую крышу очень легко снять. Нужно только поднять ссохшуюся глину, убрать хворост, и отверстие готово. Этим воспользовался расслабленный. Он велел носильщикам сделать отверстие и опустить себя на веревке вместе с одром к стопам Божественного Врача и Учителя. Эта смелость обнаружила в нем высокое дерзновение веры. Больной был молод, и болезнь его вызывала всеобщее сочувствие. На горячую мольбу об исцелении, читаемую в глазах больного и тех, кто его принес, последовал милосердный ответ Иисуса Христа: дерзай чадо! прощаются тебе грехи твои. За свою стойкую, несомненную веру он получил не только телесное исцеление, но и прощение грехов (см.: Мф. 9, 1–8; Мк. 2, 1–12; Лк. 5, 17–26).

Исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купальне

Служение Иисуса Христа совершалось в основном в отдаленной Галилее; в Иерусалиме немногие знали о Нем, и Спаситель мог прибыть в иудейскую столицу, не возбуждая особого внимания к Себе. Но молва о Его необычайной деятельности донеслась и до Иерусалима, вызвав тревогу среди иудейства.

Направляясь в субботний день к храму, Спаситель проходил мимо Овчей купальни – Вифезды, находившейся неподалеку от северо-западного угла храмовой ограды. Она представляла собою бассейн размером примерно двадцать четыре сажени в длину и семь саженей в ширину, разделявшийся пополам каменной стеной. В ней купались овцы, предназначенные для жертвоприношения. Здесь иногда происходило необычайное движение воды, Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, придавая ей чудесные целебные свойства. Кто первый входил в купальню по возмущении воды, тот сразу выздоравливал. Эти чудеса притягивали сюда великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидавших движения вод. Был тут и один бедняк, который уже около тридцати восьми лет находился в расслаблении от паралича. Он жил неподалеку, был беспомощен, движение воды происходило нерегулярно, и другие, более счастливые и более сильные, дождавшись благоприятного момента, всякий раз успевали раньше его опуститься в купальню.

Иисус Христос взглянул на расслабленного с сердечным состраданием. Видно было, что дух несчастного страдальца не менее расслаблен, чем тело, и вся его жизнь была одним непрерывным отчаянием.


Н. А. Бруни. Овчая купель (Исцеление расслабленного)


Хочешь ли быть здоров? – так спросил его Создатель. Слова эти едва ли вывели несчастного из унылого оцепенения: он, по-видимому, даже и не взглянул на спросившего. Но все же рассказал горькую повесть о своем долгом и тщетном ожидании. Спаситель же разумел более скорую и действенную помощь. Встань, – сказал Он, – возьми постель свою и ходи! Это было сказано тоном, которому нельзя было не повиноваться. После тридцативосьмилетней расслабленности тот мгновенно встал, поднял свою постель и пошел. В радостном изумлении он искал своего неизвестного благодетеля, но толпа была велика. Иисус Христос, стараясь избежать возбуждения в народе, быстро удалился. Исцеленный еще раз увидел Господа в храме, Тот сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (см.: Ин. 5, 1–16).

Исцеление Иисусом Христом сухорукого

Всинагоге оказался человек, по преданию – каменщик, получивший увечье, от которого у него иссохла рука. Он умолял Иисуса Христа исцелить его, чтобы избавиться от горькой необходимости просить милостыню. Книжники и фарисеи со злостью смотрели на Спасителя, ожидая момента, чтобы обвинить Его: в субботу считалось непозволительным трудиться и даже прибегать к медицинской помощи. Суровая школа Шаммаи доходила в своем законничестве даже до того, что запрещала в субботу утешать больных или посещать скорбящих. Понятно, с каким напряженным вниманием книжники и фарисеи следили за Учителем. Но Иисус Христос недолго оставлял их в недоумении. Сначала Он велел человеку с иссохшей рукой выйти и стать на середине, оставив законников наедине с их совестью, и наконец задал вопрос таким образом, чтобы показать им его истинное значение. Должно ли, – спросил Он, – в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти (как Я делаю) или погубить (как вы замышляете в сердце своем)? На этот вопрос возможен был только один ответ, но они, очевидно, собрались сюда не для того, чтобы искать правды. Единственной их целью было составить публичное обвинение пред синедрионом или, по крайней мере, заклеймить Его позорным пятном нарушителя субботнего покоя. Они ответили на вопрос уклончивым молчанием. Но Иисус Христос не хотел позволить им избегнуть приговора собственной совести и привел пример из их повседневной жизни. Кто из вас, – спросил Он, – имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!

Довод был неотразим, и пример нельзя было отрицать, однако злобное молчание продолжалось. Христос оглядел всех книжников и фарисеев, скорбя об ожесточении их сердец, и сказал больному: протяни руку твою. К великому изумлению присутствующих, тот протянул ее, и она стала здорова. Таким образом Иисус Христос опять поразил тех, кто замышлял против него зло, и не только словесными доводами, но и делом великого милосердия (см.: Мф. 12, 9–14; Мк. 3, 1–6; Лк. 6, 6–11).

Исцеление Иисусом Христом прокаженного и слуги сотника

Когда Спаситель благовествовал в Галилее, при входе в один из прибрежных городов Ему представилось печальное зрелище. Пред ним предстал прокаженный: падая на колени, он с отчаянной мольбою просил об исцелении от ужасной, неизлечимой болезни. В то время эта болезнь считалась карой Божией за какое-нибудь особое прегрешение. Проказа начиналась небольшими пятнами, появлявшимися на веках и ладонях, постепенно распространяясь по всему телу: повсюду появлялись струпья, причиняя боль и придавая волосам мертвенно-седой цвет; затем проникала во внутренние органы, поражала мышцы, кости, мозг. Больной впадал в бессознательное состояние, и только смерть избавляла его от ужасных страданий. Помимо телесных мук прокаженные несли на себе бремя нравственных страданий, как отверженные, которых из опасения заразы все избегали. По закону прокаженный считался нечистым. Ему запрещалось входить в города и селения, он должен был носить разодранное платье, ходить с непокрытой головой, издали предупреждать всех о своем приближении громким криком: «Нечисть, нечисть!» Он не имел права ни говорить с кем-нибудь, ни даже обмениваться приветствием. Это был живой мертвец, брошенный всеми страдалец. Именно такой человек и предстал пред Иисусом Христом. Со стороны несчастного требовалась вера в Господа, чтобы признать в Нем Того, Кто может исцелить даже неизлечимую болезнь. Все надежды выразились в горячей мольбе несчастного: Господи, если хочешь, можешь меня очистить! И на его порыв Бесконечно Милостивый ответил: хочу, очистись.


Гюстав Доре. Иисус исцеляет больных


Все чудеса Христовы были в то же время откровениями. Иногда Он не сразу отвечал на мольбу страдальца. Но не было ни одного случая, когда Он хотя бы на мгновение помедлил при вопле к Нему прокаженного. Проказа считалась знаком греха, и Христос хотел научить нас, что сердечная молитва грешника об очищении всегда бывает услышана.

Когда царь Давид, прообраз всех истинно кающихся, взывал с истинным сокрушением: согрешил я пред Господом, то пророк Нафан немедленно принес ему милостивое благовестие: Господь снял с тебя грех твой, ты не умрешь (см.: 2 Цар. 12, 13). Так и здесь Спаситель простер руку, прикоснулся к прокаженному, и тот вмиг очистился. При этом Он запретил исцелившемуся разглашать то, что произошло: прикосновение к прокаженному могло вызвать бурю негодования со стороны бездушных законников, для которых мертвая буква закона была дороже человеколюбия. Исцеленный должен был пойти показаться священникам и принести установленный дар, чтобы получить формальное свидетельство о своем очищении. Но он был слишком рад и не исполнил наказа о молчании, а рассказал о своем исцелении повсюду (см.: Мф. 8, 2–4; Мк. 1, 40–45; Лк. 5, 12–16).

Избрав двенадцать апостолов, Господь взошел на гору и поучал учеников с собравшимся народом. После Нагорной проповеди Он сошел с горы, но за Ним продолжало следовать множество людей, не желавших расстаться с Божественным Учителем, благовествовавшим лето Господне благоприятное (см.: Лк. 4, 19).

Истинность Его учения вскоре была подтверждена еще одним великим событием. Едва Спаситель прибыл в Капернаум, как навстречу Ему вышли иудейские старейшины с просьбой от сотника, верный и любимый раб которого опасно заболел. Могло показаться странным, что иудейские старейшины приняли такое близкое участие в человеке, который был несомненно язычником. Старейшины, однако же, объяснили, что сотник не только любит их народ (черта крайне необычная для язычников, так как к иудеям римляне относились с особенным отвращением), но даже за свой счет построил синагогу, которая по красоте и величественности считалась главною в Капернауме. Их обращение к Иисусу Христу показывает, что это событие относится к раннему периоду Его служения, когда люди смотрели на Него с благоговейным изумлением и надеждой; еще не было той смертельной вражды, которой ознаменовались последующие дни. Языческий сотник, очевидно, был человек с доброй душой, потому что по римскому закону рабы приравнивались к домашнему скоту. И Спаситель немедленно ответил на просьбу: Я приду и исцелю его. По дороге Он встретил других посланных от смиренного и благочестивого сотника, который через них просил Его не входить под недостойный кров язычника, а исцелить страждущего раба Своим чудесным словом, как Он исцелил сына царедворца. Сотник сказал, что всегда имеет у себя слуг, готовых исполнять его приказания, так не может ли Иисус Христос повелеть невидимым слугам исполнить Свою волю? Спаситель был поражен столь удивительным даром веры. Поэтому Он произнес поучение, которое крайне неприятно поразило иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю. Эти слова шли вразрез с мечтаниями гордого иудейства. По одному из раввинских поучений, Сам Бог говорил иудеям, что Он накроет для них большой стол, который увидят язычники и посрамятся. А этот галилейский Учитель проповедовал отвержение иудеев и призвание язычников! Различие между Иисусом Христом и иудеями становилось все яснее, Он ниспровергал узкий национализм раввинов и провозглашал, что Царство Мессии будет не для иудеев только, но для всего человечества. Иди, – сказал Иисус Христос сотнику, – и, как ты веровал, да будет тебе. Возвратившись в дом, сотник увидел, что целительное слово оказалось действенным и его слуга выздоровел (см.: Мф. 8, 5–13; Лк. 7, 1–10).

Исцеление Иисусом Христом двух бесноватых около города Гадары

На рассвете лодка со Спасителем подошла к юго-восточному берегу озера, к стране Гадаринской. Это была область, принадлежавшая городу Гадаре, который лежал на плоской возвышенности недалеко от берега. Он считался столицей Переи и потому имел свои монеты. Через Гадару шла большая дорога из Тивериады в Дамаск, что делало его важным торговым и промышленным центром Заиорданья.

В то время город Гадара находился на вершине процветания. На улицах возвышались мраморные колонны, из-за которых виднелись красивые каменные здания. С восточной и северной стороны его было по большому амфитеатру из черного базальта, а около великолепных общественных бань красовался третий театр. Все постройки безмолвно свидетельствовали о языческих заблуждениях горожан, населявших этот богатый город.


М. П. Соловьев. Сцена исцеления


Едва Спаситель вышел с учениками на берег, как из скалистых могильных пещер навстречу выбежали двое несчастных, одержимых бесовской силой.

В древности не было приютов или больниц для подобного рода бесноватых; их, как непригодных для общественной жизни, просто выгоняли из города или смиряли, принимая по отношению к ним меры, которые были сколь недейственны, столь и жестоки. Несчастные могли найти приют только в пещерах по скалистым склонам холмов, которыми изобилует Палестина, где иудеи погребали мертвых. Грязь таких убежищ усугубляла страдания несчастных. С одним из таких людей уже нельзя было ничего поделать. Пытались связывать его, но в припадках бешенства он обнаруживал сверхъестественную силу, и ему всегда удавалось сбрасывать с себя оковы. Теперь он был оставлен в безлюдных ущельях, которые день и ночь оглашались его дикими криками, когда он бродил по ним – опасный для самого себя и для других, неистовствуя и ударяясь о камни. Другой бесноватый был тоже весьма свиреп. Они смело пошли навстречу Иисусу Христу и, почувствовав в Нем Спасителя и Избавителя от мучившей их силы, пали пред Ним. Нечистые духи громко умоляли Спасителя не мучить их прежде времени. Милосердый Господь спросил одного из несчастных: как тебе имя? – Легион, – отвечала за него бесовская сила, подавившая в нем всякое личное самосознание. Присутствие римских войск познакомило его с этим названием, и так как в нем было шесть тысяч злых духов (в легионе шесть тысяч воинов), то он и ответил этим латинским словом. Видя конец своего владычества над несчастным, бесы стали просить Иисуса Христа, чтобы Он позволил им войти в пасшееся на горе большое стадо свиней, которых содержали гадаринцы для стоявшего неподалеку римского легиона, а быть может, для самих себя: жители этой удаленной страны не строго соблюдали закон Моисеев.

Чтобы наглядно представить совершенное исцеление, Спаситель позволил им войти в свиней. Стадо бросилось с крутизны в озеро и утонуло. Пораженные этим необычайным событием, пастухи побежали и рассказали о нем в городе и в деревнях, и вскоре отовсюду сбежался народ. Люди увидели, что со страшным и неукротимым бесноватым, наводившим ужас на всех, совершилась изумительная перемена. Иисус Христос исцелил бесноватого, он стал спокоен как дитя. Чья-то сердобольная рука накинула плащ на его нагое и грязное тело, и он сидел у ног Своего Спасителя в здравом уме. При виде случившегося они стояли пораженные. Но не от такого великого чуда, а от того, что при его свершении им причинена была страшная потеря. Жалость к погибшим свиньям одержала у гадаринцев верх над чувством благодарности Господу за избавление их страны от бесноватых. Боясь новых убытков, они стали требовать, чтобы Иисус Христос удалился. Спаситель тотчас же оставил негостеприимную Гадару, но, вопреки Своему обычному запрещению разглашать о совершенном чуде, на этот раз Он повелел одному из исцеленных: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. Проповедь бывшего бесноватого о милости Божией подготовила (как повествует евангелист Марк) все Десятиградие к последующему обращению ко Христу (см.: Мф. 8, 28–34; Мк. 5, 1–20; Лк. 8, 26–39).

Исцеление Иисусом Христом кровоточивой

Воскрешение дочери Иаира

Исцеление двух слепцов и немого бесноватого

По возвращении с восточного берега Галилейского озера Спаситель продолжал учить и совершать дела милосердия в городах и селениях Галилеи, около Него собиралось множество народа. В Капернауме к Нему подошел в крайнем волнении начальник синагоги, пользовавшийся у иудеев большим уважением. Возможно, он был в числе людей, обращавшихся к Иисусу Христу с просьбой от сотника, который построил синагогу. Если так, то он уже знал о могуществе Того, к Кому теперь прибегал с просьбой. Он говорил Спасителю: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус Христос тотчас пошел с ним, сопровождаемый не только Своими учениками, но и большой толпой людей.

Среди народа была женщина, двенадцать лет страдавшая от тяжкой болезни. Напрасно она истощала свое состояние, ища помощи многих знаменитых врачей. Она боялась обнаружить болезнь и решилась тайно получить желаемое исцеление и потому пробралась через тесную толпу так, чтобы можно было прикоснуться к Иисусу Христу, и действительно коснулась Его одежды. Мгновенно ощутив, что исцелилась, она поспешила незаметно укрыться в толпе. Это было незаметно для всех, но не для Спасителя. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Конечно, Он знал, кто прикоснулся, но задал этот вопрос для того, чтобы обнаружить в назидание всем веру женщины и совершившееся по ее вере чудо. Апостол Петр ответил: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Женщина в страхе и трепете, понимая, что не может утаиться от Божественного Врача, вышла из толпы, пала пред Ним и рассказала всю правду. По закону Моисееву, она совершила преступление, поскольку, двигаясь вместе со множеством людей, сделала нечистыми всех тех, с кем по необходимости соприкасалась (см.: Лев. 15, 25–28). Но Господь успокоил ее словами: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Для Иаира было дорого каждое мгновение. Но он был не единственным страдальцем, искавшим милосердия Спасителя, и так как он не выразил жалобы, то, очевидно, скорбь не сделала его себялюбивым. В это время к нему пришел человек и сказал: дочь твоя умерла! не утруждай Учителя. Слова были обращены не к Иисусу Христу, но он расслышал их и, желая утешить несчастного отца, сказал ему: не бойся, только веруй! Когда они пришли к нему в дом, то увидели смятение наемных плакальщиц и свирельщиков, которые колотили себя в грудь и оскорбляли безмолвие искренней скорби и немое величие смерти. Эти притворные вопли возмутили Иисуса Христа. Остановившись сначала у дверей, чтобы запретить толпе следовать за Собой, Он вошел в дом с тремя апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном. Прежде всего Он прекратил праздные вопли. Его слова, что девицане умерла, но спит, были встречены грубыми насмешками, и Он с негодованием выгнал наемных плакальщиц. Когда восстановилась тишина, Он, взяв с Собою родителей девицы и трех апостолов, тихо вошел в комнату, где царило страшное безмолвие смерти. Взяв холодную руку умершей, Он произнес: девица, тебе говорю – встань. Девица тотчас встала и начала ходить. Родители были изумлены, а Иисус Христос повелел дать воскрешенной есть, чтобы убедить родителей, что перед ними живая дочь, а не призрак умершей. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, ведь тот, кто получил от руки Божией безмерную милость, должен вспоминать о ней с благоговейным благодарением и содержать как тайное сокровище в глубине своего сердца. Но слух о необычайном событии разнесся по всей Галилее.