Беда человекообразных в том, что они не хотят учиться слушать.
Они имеют слуховой аппарат, слышат звуки, слова, но, не вникая в их смысл, пропускают мимо ушей и сердца. Они не хотят слышать друг друга и даже Бога, который обращается к ним, живущим на разных континентах, в разных странах и говорящим на разных языках, который не делит их на своих и чужих, белокожих и чернокожих, желтокожих и краснокожих. Все они Ему (Богу или Всемирному Разуму) дороги, потому что все они – Его дети, которых Он создал по Образу и Подобию Своему.
И подтверждением тому являются библейская и народная мудрость, романы и стихи, появившиеся у разных народов, но говорящие об одном. Вот только несколько примеров.
Из книги притчей Соломоновых
(Библия)
Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению.
Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды, и оберегает стезю святых Своих.
Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
Посему ходи путем добрых, и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.
М. А. Волошин
(Путями Каина)
Мир – лестница, по ступеням которой
Шел человек. Мы осязаем то,
Что он оставил на своей дороге.
Животные и звезды – шлаки плоти,
Перегоревшей в творческом огне;
Все в свой черед служили человеку
Подножием,
И каждая ступень
Была восстаньем творческого духа.
***
Плоть человека – свиток, на котором
Отмечены все даты бытия.
***
Как вехи, оставляя на дороге
Отставших братьев:
Птиц, зверей и рыб,
Путем огня он шел через природу.
Сто лет одиночества
(автор не назвал себя)
(Сказочка о «баранах»):
«Есть такая сказка про двух баранов, по-моему, которые встретились на узком мостике и никак не могли разойтись, никто не хотел уступать друг другу дорогу. Точно не помню, но, вроде, в конце концов, после долгого противостояния, оба свалились от усталости в реку и утонули. Так вот, оказывается, надо было прожить 27 лет, чтобы понять, что сказка эта про нас с вами, про людей.
На что мы жалуемся в большинстве случаев? О чем мы пишем в своих бесконечных дневниках? О том, как нам плохо от того, что нас не понимают!!! Разве не так?
Рассмотрим ситуацию с баранами. В чем их проблема? В том, что мостик узкий и на нем мало места для двоих? Нет. В том, что бараны слишком велики, чтобы разминуться? Нет. Проблема в том, что бараны не способны (или просто не хотят) ну хоть чуть-чуть подумать, «встать» на место друг друга, взглянуть на ситуацию с разных точек зрения и, в итоге, принять адекватное решение. Им оказалось проще упереться друг в друга лбами и решить кто сильнее или упрямее.
Господа, мы делаем то же самое. И подтверждения этому я нахожу каждый день.
А ведь у любой ситуации есть не то что две стороны медали. Их гораздо больше. У любого поступка есть море объяснений. У любого решения есть куча причин. У любого человека есть множество мотивов, желаний и целей. И если мы научимся видеть вещи с разных сторон, если мы научимся слушать и слышать друг друга, если мы научимся смотреть на вещи глазами друг друга – жить буде легче, приятнее и веселее. Попробуйте, и вы меня поймете!»
Китайская мудрость
«Человек не сильно отличается от птиц и животных, но благородные люди подчеркивают эту разницу».
И. А. Бунин
(Окаянные дни)
«Человек весьма охотно, даже с радостью освобождается от всяческих человеческих уз, возвращается к первобытной простоте и неустроенности, к дикому образу существования, – только позволь обстоятельства, только будь оправдание».
А. П. Чехов
(Палата № 6)
«На этом свете все незначительно и неинтересно, кроме высших духовных проявлений человеческого ума. Ум проводит резкую грань между животным и человеком, намекает на божественность последнего и в некоторой степени даже заменяет ему бессмертие, которого нет. Исходя из этого, ум служит единственно возможным источником наслаждения. Мы же не видим и не слышим около себя ума, – значит, мы лишены наслаждения. Правда у нас есть книги, но это совсем не то, что живая беседа и общение. Если позволите сделать не совсем удачное сравнение, то книги – это ноты, а беседа – пение».
И. А. Бунин
(Бог)
Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом
Стоял за длинной улицей села.
От хаты тень лежала за порогом,
А хата бледно-белою была.
Дул южный бриз, и ночь была тепла.
На отмелях, на берегу отлогом,
Волна, шумя, вела беседу с богом,
Не поднимая сонного чела.
И месяц наклонился к балке темной,
Грустя, светил на скалы, на погост.
А бог был ясен, радостен и прост:
Он в ветре был, в моей душе бездомной –
И содрогался синим блеском звезд
В лазури неба, чистой и огромной.
Максим Рыльский
(с украинского):
Учиться! Слушать дальний гул веков!
Расти и развиваться! Ясно видеть,
Все зорче видеть юными глазами:
И землю нашу, лучшую из лучших,
Возделанную общими трудами,
И небеса, куда пилоты наши
Все выше мчатся на стальных крылах!
Туркменский поэт Берды Кербаев
В жизни не надо по многим причинам
Званьем кичиться и хвастаться чином.
Следует помнить и старым, и юным,
И самым вознесшимся в этом числе:
Быть человеком в мире подлунном —
Высшая должность на грешной земле.
***
Меня ты женолюбцем называешь,
Не обижаюсь я. Ну что ж, зови!
Ты одного еще не понимаешь:
Что я, земной, замешен на любви.
Со мной ее и радости и раны,
Я не произошел от обезьяны.
***
Верблюду горб в дороге, как назло,
Натерло деревянное седло.
Но седоку с надменной вышины
В глазах верблюда слезы не видны.
Беды верблюжьей не в седле причина,
А в седоке: недоглядел, скотина.
***
Извечно обновляется сознанье –
Природы наивысшее созданье.
Но иногда, как бы в пещерной темени,
Под полушарьем собственного темени
Дикарству предается человек,
Хоть на дворе стоит двадцатый век.
М. Ю. Лермонтов
(Отрывок)
Две жизни в нас до гроба есть,
Есть грозный дух: он чужд уму;
Любовь, надежда, скорбь и месть:
Всё, всё подвержено ему.
Он основал жилище там,
Где можем память сохранять,
И предвещает гибель нам,
Когда уж поздно избегать.
Теперь я вижу: пышный свет
Не для людей был сотворен.
Мы сгибнем, наш сотрется след,
Таков наш рок, таков закон;
Наш дух вселенной вихрь умчит
К безбрежным, мрачным сторонам.
Наш прах лишь землю умягчит
Другим, чистейшим существам.
Не будут проклинать они;
Меж них ни злата, ни честей
Не будет. Станут течь их дни,
Невинные, как дни детей;
Меж них ни дружбу, ни любовь
Приличья цепи не сожмут,
И братьев праведную кровь
Они со смехом не прольют!..
К ним станут (как всегда могли)
Слетаться ангелы. – А мы
Увидим этот рай земли,
Окованы над бездной тьмы.
Укоры зависти, тоска
И вечность с целию одной:
Вот казнь за целые века
Злодейств, кипевших под луной.
Аварский поэт Гамзат Цадаса
(Слово о кровной мести)
Стали новыми порядки.
Хватит распри раздувать.
Людям нечего повадки
У зверей перенимать.
Звери дикие хвостаты.
И слова мои просты:
Наших прадедов адаты –
Это прошлого хвосты.
Если каждую обиду
Раздувать опять начнем,
К новой жизни мы не выйдем, –
К прошлой жизни повернем.
Верю, солнце не затмится, –
Нас, друзья, культура ждет.
Распрей мрачные страницы
Позабудет мой народ.
С. А. Есенин
(Певущий зов)
Радуйтесь!
Земля предстала
Новой купели!
Догорели
Синие метели,
И змея потеряла
Жало.
***
Сгинь, ты, английское юдо,
Расплещися по морям!
Наше северное чудо
Не постичь твоим сынам!
***
Но знайте,
Спящие глубоко:
Она загорелась,
Звезда Востока!
Не погасить ее Ироду
Кровью младенцев…
***
Люди, братья мои люди,
Где вы? Отзовитесь!
Ты не нужен мне, бесстрашный,
Кровожадный витязь.
Не хочу твоей победы,
Дани мне не надо!
Все мы – яблони и вишни
Голубого сада.
Все мы – гроздья винограда
Золотого лета,
До кончины всем нам хватит
И тепла и света!
Кто-то мудрый, несказанный,
Всё себе подобя,
Всех живущих греет песней,
Мертвых – сном во гробе.
Кто-то учит нас и просит
Постигать и мерить.
Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить!
С. А. Есенин
(Кобыльи корабли)
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.
***
О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.
***
Буду петь, буду петь, буду петь!
Не обижу ни козы, ни зайца.
Если можно о чем скорбеть,
Значит, можно чему улыбаться.
***
В сад зари лишь одна стезя,
Сгложет рощи октябрьский ветр.
Все познать, ничего не взять
Пришел в этот мир поэт.
Он пришел целовать коров,
Слушать сердцем овсяный хруст,
Глубже, глубже, серпы стихов!
Сыпь черемухой, солнце-куст!
Б. Ш. Окуджава
(Песенка)
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
***
Всякая жизнь на земле – волшебство.
Болью земли своей страждем и мучимся,
А вот соседа любить своего
Все не научимся, все не научимся.
***
Но эти поздние рыданья
Нас убеждают неспроста,
Что вечный мир спасут страданья,
А не любовь и красота.
Н. Н. Матвеева
(Тайна нравов)
О самомнения губительный маночек!
Свиненок с крыльями! Звезда во лбу козла!
Избранничество есть заскок не одиночек,
А необъятных толп несметного числа!
В какой козявке не сидит наполеончик?
Какого слизняка следок – не полигончик
Властолюбивых нужд
И титанически-плохих поползновений?
Кто не владыка сфер?
Какой дурак не гений?
Который лавочник бонапартизма чужд?
Где просто человек?
Какой пошляк не демон?
Глянь: солнцеравные уж сыплют,
как ячмень…
Как будто этот мир не из молекул сделан,
А из заносчивостей всех кому не лень!
На равенство ни в жизнь дурак не согласится,
Сам хочет быть «как все», сам – на Олимп косится»;
«Что, дядя, все уж там?» —
«Не все, – сказал Финдлей».
Представь-ка лучше, брат, что в горнем царстве неком
Жил… кто?
Да хоть портной.
Был… кем? Да
ЧЕЛОВЕКОМ!
Вот честь блаженнее, чем состоянье фей!
Лучше всех умеют слышать Бога поэты, писатели, композиторы, художники. Они «сгорают» на выполнении предписанной им миссии по приему и передаче услышанного от Бога или Высшего Разума всем землянам, чтобы тем не растрачивать свою энергию и время на установление этой связи с небесами. Хотя такое прямое общение с Богом (что понятно для верующих) или Высшим Разумом (что понятно для последователей научных теорий) не заказано никому. Было бы желание.
За много веков человечеством накоплен колоссальный нетленный материал, свидетельствующий о безграничных возможностях самосовершенствования, изданный в виде книг, написанный в виде картин и музыкальных произведений. Он доступен каждому. Приобщайтесь.
Все-таки животное или человек?
Человек много лет был скотом, а затем много лет был дураком.
Ренан
Как отличить человека от животного
Нередко приходится слышать, когда о том или ином гражданине или гражданке говорят: «телка», «овца», «козел», «он хуже скотины», «напился, как свинья», «упрямый, как баран», «таких надо уничтожать как диких зверей» и т.п. Или высказывания противоположного значения – «это ангел», «настоящий человек», «святая женщина» и т.п. Откуда такая полярность в оценках людей?
Существует устоявшееся мнение, что человек отличается от животного тем, что животное не понимает, что оно животное, а человек понимает, что он человек и что животное – это животное.
История человечества показывает, что этой формулировки, позволяющей человеческому детенышу называться человеком, явно недостаточно. Животное, не имея такого головного мозга, как у человека, живет инстинктами, которые закладываются на стадии развития зародыша, и проходят короткую подготовку от родителей по сохранению своей жизни и соответственно вида (как укрыться от опасности – непогоды, хищников, прокормиться – как и где добывать корм).
Если человек будет выполнять простейшие функции, свойственные животным, он не поднимется выше них, так как разум человека, данный ему Богом или Высшим Разумом для отличия от животного, будет безмолвствовать в силу лени, отравления (никотином, алкоголем, токсинами) и неспособности в связи с этим выполнять предназначенную ему функцию. Такой человек будет добывать себе пищу, иметь простейшее жилище и одежду, размножаться и умирать от холода, голода, отравлений и травм. По своей жизнедеятельности и поведению он ничем не будет отличаться от животного и называть его человеком, если и можно, то только с уточнением – «человек неразумный». Такой простейший тип современного человекообразного можно отнести к Травоядному животному типу.
Если человекообразный, подобно хищному зверю, отнимает силой или хитростью у своего сородича добытую им пищу, изготовленную одежду или построенное жилище и заработанные деньги, он также не подходит под понятие «человека разумного». В нем преобладают не разум, а повадки хищного зверя, грабящего и убивающего больного или слабого, менее сообразительного и доверчивого. Этот тип человекообразного можно отнести к Хищному животному типу.
Нелады с определением – кого же считать человеком, а кого животным – не позволяют людям жить по человеческим законам, прописанным в Библии и светских законах. И живут люди не по Божьим и светским законам, предписанным для людей, а по законам живой природы, которые предписаны Богом или Высшим Разумом для животных. Критерии, отличающие человека от животного, даны в Библии в виде заветов и притчей и светских законах. Тех же, кто не соблюдает предписанных норм поведения, можно отнести к животным.
Стало быть, и относиться к этим человекообразным следует также как к животным, птицам и рыбам, которых они олицетворяют своим поведением, всем своим существом.
Уровень культуры должен соответствовать человеческому
Учитывая стремительные темпы роста научно-технического прогресса во всем мире, на первый план выходит проблема, связанная с опережением уровня технической оснащенности и отставанием уровня культуры населения земного шара и, что важно для нас, уровня культуры граждан России, который по многочисленным оценкам специалистов на сегодня ниже нулевой отметки.
Это положение делает бессмысленными разговоры о национальной идее, росте могущества страны и прогнозируемом ей месте в пятерке мировых держав по уровню развития экономики в ближайшей перспективе. Высокий уровень развития экономики должен служить удовлетворению возрастающих потребностей. Если эти потребности будут сведены только к материальным без претензий на культурный рост, то в стране сохранится зоологическое общество, в котором более сильные и напористые, близкие по своим повадкам к хищным животным, будут главенствовать над менее развитыми и слабыми, близкими по своему поведению к травоядным животным. Воспитанный и образованный народ не позволит животным главенствовать над собой, что демонстрируют народы не только более экономически развитых стран западной Европы, но и с более высоким уровнем культуры населения, нежели в России.
Люди равны перед Богом, перед законом, они должны быть равны и друг перед другом. Только высокий уровень культуры, позволяющий говорить о человекообразном как о Человеке без каких бы то ни было оговорок, сможет обеспечить равенство среди всех народов планеты и необходимый баланс с уровнем научно-технического прогресса.
Главными критериями, позволяющими говорить, – получил ли человек должное образование и воспитание или нет, должны стать высокий профессионализм и достойное поведение в семье и обществе.
Глава 3. Институты воспитания Человека
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет.
Библия. Из Книги Притчей Соломоновых
В современной России институты государственной власти не занимаются должным образом воспитанием граждан, предоставив им самим быть теми, кем они хотят, объясняя это свободой выбора, которую гарантирует демократия, или не объясняя никак.
И граждане, ставшие по своей воле Человеками, получив соответствующее воспитание от родителей, в результате такой политики государства, вынуждены терпеть от человекообразных животных, любые выходки, на которые те способны. А представители власти, тем временем, демонстрируют свою глухоту и слепоту, которые можно объяснить только тем, что они более солидарны (или более близки по образу и подобию) с человекообразными животными, а не с Человеками, или полнейшей их некомпетентностью.
Вопрос бездействия власти по воспитанию из человекообразных животных Человеков на сегодня остается открытым.
Родительский дом
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
М. Рябинин
В высоконравственных человеческих семьях со сложившимися семейными традициями, передающимися из поколения в поколение, не существует проблем и конфликтов между родителями и детьми, связанных со становлением личности – Человека.
Дети получают необходимые для жизни в человеческом обществе знания, навыки поведения и общения, которые соответствуют религиозным убеждениям и народным обычаям, не противоречат законам, поэтому в таких семьях царят мир и согласие. Эти дети сытые, по сезону одетые, вежливые, коммуникабельные, целеустремленные, живущие на радость себе и своим родителям.
Каждый, вспоминая детские годы, может с высоты своего возраста дать оценку воспитанию, полученному от родителей, дедушек и бабушек, соседей и в порядке самовоспитания, по достигнутому результату, – стал ли Человеком, а тем более грамотным и воспитанным Человеком, или же задержался на стадии человекообразного? От честного ответа самому себе можно ожидать и адекватной реакции – оставаться таким как есть или продолжить самосовершенствование, чтобы не подпасть под воспитательную программу государства. А программа такая в современном обществе должна существовать и работать на достижение поставленной цели – воспитания из человекообразного животного Человека. А что это не миф, не утопия, не фантазия, а объективная необходимость, достижимая в реальной жизни, при целенаправленной политике государства, можно проиллюстрировать на примере граждан одного западного государства.
Ф. М. Достоевский в январе 1868 года писал А. Н. Майкову из Швейцарии: «Всего более натерпелись из материальных неудобств в Женеве от холода. О, если б Вы знали, как глупо, тупо, ничтожно и дико это племя! Буржуазная жизнь в этой подлой республике развита до nec-plus-ultra. В управлении и во всей Швейцарии – партии и грызня беспрерывная, пауперизм, страшная посредственность во всем; работник здешний не стоит мизинца нашего: смешно смотреть и слушать. Нравы дикие; о, если б Вы знали, что они считают хорошим и что дурным. Низость развития: какое пьянство, какое воровство, какое мелкое мошенничество, вошедшее в закон в торговле. И представьте себе: пять месяцев в году здесь ужасные холода и бизы (вихри, прорывающиеся сквозь цепь гор). А три месяца почти та же зима, как и у нас. Дрогнут все от холода, фланель и вату не снимают (бань у них никаких – вообразите же нечистоту, к которой они привыкли), одеждой зимней не запасаются, бегают почти в тех же платьях, как и летом (в одной фланели слишком мало для такой зимы), и при всем этом нет ума хоть капельку исправить жилища!». Все, кому зачитывал это письмо, особенно побывавшие в туристических поездках по странам Запада, словно сговорившись, заявляли, что этого не могло быть. Если швейцарцы не пользовались банями, значит, у них уже в ту пору были ванны и душевые кабины. Что у них выдалась аномальная зима, к которой они оказались не готовы. Что это вообще вымысел писателя.
Если обратиться к истории родной страны, то за тот же промежуток времени (от даты написания письма Достоевским) заметно изменились условия жизни русских не только в городе, но и в сельской местности. Крытых соломой изб (а даже в 50–60-х годах XX века таких было немало) уже не встретишь даже в медвежьем углу. Дома строятся, как правило, на высоком фундаменте. Имеются надворные постройки с обязательной уборной (в те же 50–60-е годы отхожее место от посторонних глаз закрывал плетень). В последние годы советской власти на средства колхозов и совхозов для работников сельхозпредприятий строились 2-х квартирные благоустроенные дома (с централизованным или индивидуальным отоплением, холодной и горячей водой, ванными и туалетами). Среднее образование стало обязательным, а для этого во всех крупных сельских населенных пунктах были открыты в приспособленных зданиях или построены новые школы. В фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, участковых и районных больницах сельское население получает первую, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь, не идущую ни в какое сравнение с оказываемой в XIX веке земскими врачами. В настоящее время уровень благоустройства городов и сельских населенных мест растет, но еще заметно отстает от западных. Так что, сегодня Ф. М. Достоевский писал бы из России в Швейцарию приблизительно то же самое, что сто сорок лет назад.
А родительский дом – это базис для воспитания детей. И чем больше он отвечает запросам современного человека (по площади, наличию индивидуальных комнат для каждого члена семьи, благоустройству, оснащению современными бытовыми приборами, электроникой, средствами связи, домашней библиотекой), тем лучшего качества воспитание детей может быть в нем достигнуто. Но главными были и остаются родительская любовь, внимание и забота.
Благодарен своим родителям
Не мы на детей походим, они на нас.
Русская народная пословица
Мои родители – Еремин Василий Петрович и Еремина (Ригина) Анастасия Васильевна жили в мире и согласии.
На их долю выпало немало испытаний – раннее сиротство отца, небогатое детство обоих, начало трудовой деятельности в детском возрасте, Великая Отечественная война, смерть первенца в трехлетнем возрасте во время войны, мертворождение второго сына в послевоенные годы, бытовые проблемы, невысокие зарплаты. Им некогда было посещать музеи, театры и даже кинотеатры, бывать на природе. Постоянно приходилось как-то подрабатывать, чтобы сводить концы с концами. Одевались они просто и имели всего по одному выходному костюму, которым пользовались при посещении родственников и друзей. Я ни разу не слышал от отца, а тем более от мамы, ни одного бранного слова. Они вели добропорядочный образ жизни. Мама была верующей женщиной. В лихую военную годину к моей маме переехали её мама (моя бабушка) и старшая сестра с дочерью. А когда пришла весть о гибели её старшего брата и умерла его жена, мои родители приняли участие в воспитании их четверых детей, оставшихся сиротами. Мои двоюродные братья и сестры и в последующие годы приходили к моим родителям, как к своим самым близким родным. Мои родители всю свою жизнь были безвозмездными донорами – всем своим родным и близким помогали, чем могли: прописаться, устроиться на работу, на квартиру и многим другим. О том, что всех приходивших надо было накормить, предоставить возможность переночевать было само собой разумеющимся делом. В 8,5-метровой комнате, в которой мы долгие годы проживали, устраивались свадьбы, отмечались дни рождения и праздники. Несмотря на тесноту и отсутствие необходимых удобств (все удобства, как говорили в те годы, были во дворе), к родителям любили приходить и приезжать в гости, потому что всегда находили радушный прием и понимание.