Того и жди, что то же с ним случится,
Что с Комаром.
(Комар и пастух)
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
(Зеркало и Обезьяна)
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
(Волк и Лисица)
Так думает иной
Затейник,
Что он в подсолнечной гремит.
А он – дивит
Свой только муравейник.
(Муравей)
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(Свинья под дубом)
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает,
Тот всякого своим злодеем почитает.
(Змея и Овца)
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
(Две собаки)
Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе.
(Белка)
Видал Федюш на свете я,
Которым их друзья
Вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них – скорлупки не видали!
(Два мальчика)
Не чуждо сравнение поведения человека с повадками животных, рыб и птиц и поэтам XX века. В песне «О переселении душ» В. С. Высоцкий обращается к человекообразным:
«Досадно попугаем быть, гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть хорошим человеком».
Былины
Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.
Русский молодец – ста басурманам конец.
Русские народные пословицы
Совсем другое дело – былины, которые в старые времена рассказывали седые старцы – гусляры, ходившие по селам и деревням и тем зарабатывавшие себе на хлеб. Они рассказывали о героях, богатырях земли русской, их подвигах.
В былинах народ идеализирует прошлое, изображает необыкновенных героев: воинов – защитников Родины, или людей, идеальных по своим нравственным качествам и таланту, по силе, уму, ловкости, красоте или богатству. В них выразилось национальное самосознание народа, запечатлена его память об историческом прошлом.
В героических песнях народ выразил свою волю и дал свою оценку событиям и лицам. Певец, слагавший былины, должен был обладать большим поэтическим и музыкальным дарованием, иметь большой запас исторических и бытовых сведений, достойных воспевания. Возможно, что такие певцы выделялись из княжеской дружины. Главным в героических былинах народ воспевал подвиги героев в длительной борьбе Русского государства со степными кочевниками.
Самому популярному русскому богатырю Илье Муромцу посвящено наибольшее количество былин. Самая ранняя былина рассказывает о первой поездке богатыря. Отправляясь в Киев служить князю Владимиру и стоять за землю Русскую, Илья Муромец расчищает прямоезжую дорогу, побеждает и берет в плен Соловья Разбойника, который не пропускал по этой дороге ни конного, ни пешего. Илья совершил подвиг государственного значения. Он восстановил сообщение между княжествами, нарушенное засевшими в лесу разбойниками.
Левой рукой коня ведет,
Правой рукой дубья рвет,
Дубья рвет все кряковисты.
Мосты мостит каленые,
Работает дорожку прямоезжую.
Наиболее историчными по содержанию являются былины о борьбе Ильи Муромца с татарами. При наступлении татар на Киев князь Владимир просит Илью Муромца выступить против врага. Илья требует своего коня и побивает татар.
Я иду служить за веру христианскую,
И за землю Российскую,
За вдов, за сирот, за бедных людей…
Илья Муромец не только самый сильный, но и самый мудрый и справедливый из богатырей. Народ зовет его либо добрым молодцем, либо крестьянским сыном, либо старым казаком.
Вторым по силе и значению богатырем рисуется в былинах Добрыня Никитич. Его называют рязаничем, сыном рязанского боярина. Добрыня изображается в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня и Маринка» и «Добрыня и Алеша». Добрыня Никитич отличается от других богатырей воспитанностью – «вежеством», ученостью. Он обычно посылается с трудными дипломатическими поручениями в чужие страны. Он обучен разным искусствам – играет на гуслях и сочиняет песни.
Алеша Попович – младший из трех главных русских богатырей. Он не так силен, как Добрыня и Илья, но если он «силой не силен, то он напуском смел». В бою он применяет хитрость и одолевает врага. В самой ранней былине Алеша Попович борется с Тугарином Змеевичем, захватившим город Киев. Этот насильник непристойно ведет себя на пиру у Владимира, заигрывая с княгиней Апраксией, Алеша Попович сначала высмеивает его, потом вызывает на бой и убивает.
Главные герои новгородских былин – Садко и Василий Буслаев. Каждому посвящено несколько произведений. Новгородские былины рассказывают о мирной жизни крупного торгового средневекового города – Господина Великого Новгорода, жившего независимо от Киева самостоятельною жизнью, не подвергшегося нападению и оккупации татар, города, издавна славившегося своими вольными людьми. Герой Садко изображен в трех разных сюжетах. Первый рассказывает о том, как чудесным образом Садко получил несметные богатства. Во втором сюжете Садко соревнуется с Новгородом в богатстве. В третьем – он на дне моря забавляет игрою на гуслях морского царя. О другом типе новгородца рассказывается в двух былинах «Василий Буслаев» и «Василий Буслаев молиться ездил».
Патриотизм былин, выраженный в прославлении подвига русского воинства в защите страны от посягательств на её землю, природные богатства и народ со стороны граждан других государств, проживающих за пределами и в самой России (иммигрантов), не устарел и в наши дни.
Школа
Невежа и Бога гневит.
Русская народная пословица
В дневнике учащегося средней школы после обязательных предметов, которые изучаются в соответствующем классе, значится «поведение», за которое каждому ученику за четверти и за год выставляются отметки.
Несведущий в школьной программе гражданин, открывший дневник, может подумать, что с первого и вплоть до выпускного класса в каждой российской школе преподается такой важный предмет, как «поведение». Однако, это далеко не так. Поведение не только не преподается, но оценивается учителями по очень низким критериям, которые требуются от ученика в школе: смирно сидеть на уроке (не разговаривать во время урока, при желании ответить на вопрос учителя поднять руку, не бросать бумажки, не запускать бумажных самолетиков, не подкладывать на стул соседу и учителю канцелярские кнопки, не подсказывать, не дергать впереди сидящих девочек за косички), спокойно вести себя во время перемены (не драться и не бегать), здороваться с учителями. При этом некоторые учащиеся даже при таких низких требованиях ухитряются получать за «поведение» удовлетворительные и даже неудовлетворительные оценки.
Школа просто оценивает поведение учащихся и мало что делает практического по воспитанию из них Человеков, привитию детям и подросткам навыков поведения в школе и общественных местах, на улице и дома. Это целиком зависит от воспитанности самих учителей и их желания заниматься воспитанием своих подопечных.
Стало быть, нет оснований рассчитывать, что дети из неблагополучных семей, в которых родители не занимаются их воспитанием и в силу своего безнравственного поведения прививают им качества, далекие от человеческих, равно как и дети из благополучных семей, в которых родителям недосуг заниматься их воспитанием, станут, когда окончат школу, полноценными гражданами страны и по праву будут называться Человеками.
Школа должна перейти от выставления оценок за поведение к обучению учащихся поведению в качестве основного предмета и проверке полученных учащимися знаний, так же как других преподаваемых в школе дисциплин. Следует предусмотреть выдачу одновременно со свидетельством об окончании средней школы Аттестата человеческой зрелости, который в последующем целесообразно вести на протяжении всей жизни гражданина (в профессиональном училище, колледже, училище, вузе, на курсах последипломной подготовки, по месту работы, в местах лишения свободы). Аттестат человеческой зрелости, заменив существовавшие ранее рекомендательные письма и характеристики, должен стать своеобразным допуском для получения среднего специального и высшего образования, осуществления того или иного вида трудовой деятельности, проживания в той или иной местности и выезда за пределы страны.
Дурилки для взрослых
Партия – это безумие многих во имя благополучия единиц.
Д. Свифт
Воспитание человека будущего коммунистического общества в советские времена в учебных заведениях возлагалось на общественные организации – октябрятскую, пионерскую и комсомольскую, на предприятиях – на партийную, комсомольскую и профсоюзную организации.
Но на практике руководители предприятий и учреждений больше заботились о воспитании у своих подчиненных личной преданности, от которой зависело их продвижение по службе, получение жилья, премий и других распределяемых благ. Многие взрослые, не имевшие не только высшего, но подчас и полного среднего образования, не годились в воспитатели даже элементарных правил поведения. Лишившись ориентиров в первые годы советской власти, после того как зарождающийся класс русской интеллигенции, купцов, заводчиков и зажиточных крестьян (кулаков и середняков – по советским оценкам) был практически уничтожен на всем пространстве России или изгнан за ее пределы, народ в большей своей массе творил бесчинства, о которых много написано в доступной сейчас художественной и документальной литературе. И. А. Бунин вспоминал, как бородатые мужики говорили в ту лихую пору: «Теперь народ, как скотина без пастуха, все перегадит и самого себя погубит».
В XIV веке единственной связующей нитью для всех русских людей была православная вера. Всякий, кто исповедовал православие и признавал духовную власть русского митрополита, был своим, русским. Только православная церковь противостояла тогда распаду Руси. Но в конце XIX – начале XX века церковь не смогла сплотить верующих против захвата России иноверцами и потеряла свое духовное влияние на православных, многие из которых за короткое время отошли от Бога, разграбили и уничтожили большинство русских святынь.
Воинствующий атеизм, проповедуемый новой властью, требовал не только отречения от православной веры, но и создания новой веры, новой идеологии, способной заменить веру в Бога на веру в коммунистические идеалы и их богов-вождей.
Моральный кодекс строителя коммунизма
Партия считает, что Моральный кодекс строителя коммунизма включает такие нравственные принципы:
– преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
– добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
– забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
– высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
– коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый – за всех, все – за одного;
– гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат;
– честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
– взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
– непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
– дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
– непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
– братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Если сравнить моральный кодекс с библейскими заповедями, то можно увидеть, что они близки по своему значению. Стало быть, говорить, что коммунистическая идеология была плохой, а вот религии действительно служат нравственному воспитанию людей, по меньшей мере, некорректно. Если посмотреть на Создателя с этих позиций, то получается, что именно Он был основоположником коммунизма. Ведь Он создал двух равных людей. Создатель завещал людям владычествовать над животными, рыбами и птицами, но не над людьми! Люди все перед Богом равны. Бог не создавал тиранов и рабов, капиталистов и рабочих, помещиков и крепостных, начальников и подчиненных, олигархов и бедняков, их создали сами люди, стало быть, им это придется и исправлять.
Разрушив православие, коммунисты предприняли попытку привести общественный уклад жизни советских граждан к новым религиозным канонам. Коммунистическая идеология – это всего лишь неполная копия христианской религии, в которой, в отличие от христианства, нет места для души и Бога. Именно в этом противоречии – сохранении основных библейских заповедей и отрицании души и Бога и кроется зыбкость коммунистической идеи. Попытка сделать бездушного тирана и убийцу царской семьи и миллионов россиян В. И. Ульянова-Ленина, а затем его последователя диктатора И. В. Джугашвили-Сталина – новыми коммунистическими богами не увенчалась успехом.
Но Моральный кодекс строителя коммунизма появился уже после смерти «вождей мирового пролетариата», а при их жизни он был совсем иным. В своем изложении его поведал в «Сказке о красной шапочке» (1917) поэт революции Владимир Маяковский:
Жил да был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни чертА в нем красного не было и нету.
Услышит кадет – революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.
Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.
Поднялся однажды пребольшущий ветер,
в клочья шапчонку изорвал на кадете.
И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.
Известно, какая у волков диета.
Вместе с манжетами сожрали кадета.
Когда будете делать политику, дети,
не забудьте сказочку об этом кадете.
Обратившись к послевоенной истории СССР-России, мы увидим, что именно руководители партии и правительства, обкомов и облисполкомов, горкомов и горисполкомов, райкомов и райисполкомов демонстрировали примеры аморального поведения, вседозволенности и особого положения в сравнении с рядовыми гражданами, идущие в разрез с принятым на съезде кодексом. С трибун говорили одно, а делали совсем другое. Именно они уничтожали любые проявления сохранившихся с прежних времен моральных принципов, насаждая безнравственность и откровенное хамство, а со всяким, указывавшим им на это явное противоречие, беспощадно расправлялись.
О. В. Волков в документальном романе «Погружение во тьму», повествующем о его 28-летнем пребывании в советских тюрьмах, лагерях и ссылках, рисует не только ужасы сталинских лагерей, но и изменения в жизни населения северных областей России, происходившие под прессом «диктатуры пролетариата»: «Под стать общительности Ф. был и строй жизни этой глухой деревушки, где на третьем десятилетии после революции продолжали почитать старших, держать клети незапертыми, выручать друг друга. И как первый грозный признак наступающего разложения – вошедшая в обиход богохульная матерная брань…».
Партхозработники, отрекшиеся от Бога, преуспели в этой брани, которая стала одним из элементов их повседневной разговорной речи.
Всё познается в сравнении
Если сравнить иудаизм и православие – одинаковы ли подходы в этих религиях к пастырям и мирянам? Может ли стать иудеем, а затем и раввином, главным раввином не еврей, а представитель другой национальности – грузин, поляк, русский, турок, француз, украинец? И может ли стать православным христианином, а затем русским православным священником и иерархом Русской Православной Церкви не русский, а армянин, азербайджанец, еврей, китаец, латыш, поляк, француз, эфиоп, японец?
Одинаковы ли подходы к этому в разных религиях, или в России, как и во всем остальном, иностранцам предоставляются, если не преимущества, то равные возможности? А как обстоят дела в политических партиях с участием в них некоренных народов? Не следует забывать, что цель любой партии – борьба за власть. И если к участию в партиях допускаются иммигранты, стало быть, им сознательно предоставляется право без применения оружия, мирным, «демократическим» путем прийти к власти над страной и коренными народами. Существует ли, скажем, норма запрета на участие в политических партиях в отношении турок и грузин, проживающих в Австрии? Они не допускаются до участия в партиях и без таких законодательных норм, или же эмигранты из Турции и Грузии могут создать свою партию и претендовать на власть в этой стране в соответствии с продекларированными демократическими свободами? Как обстоят дела с участием эмигрантов из России в политических партиях и работе во властных структурах в Германии, Израиле, Польше, Финляндии, Швеции, Японии? Кто из русских, проживающих в этих странах, занимает хоть сколько-нибудь заметный пост в одной из партий и правительстве? Пока ещё ни разу не доводилось об этом слышать. А в России иммигрантов, претендующих на власть, выстроилась целая очередь, помимо тех, которые уже заняли те или иные заметные посты рядом с президентом, председателем правительства и в регионах. Надо ли России изобретать свой велосипед, или разумнее было бы воспользоваться положительным опытом стран Западной Европы и Востока?
Если кто-то сегодня предпринимает попытки подчинить себе другого, а то и целый народ, обманным путем (с помощью политической или экономической теории) или силой завладеть территорией, данной Богом другому народу, – он идет против Бога. Так же как и каждый человек в отдельности все народы равны между собой и перед Богом и должны дружить и не помышлять о подчинении друг друга. А не желающих соблюдать эти принципы, следует ограничивать законом.
Церковь
Всяк крестится, не всяк молится.
Русская народная пословица
Религия и мораль
Религиозное воззрение на мораль исходит из того, что вера в Бога дает единственно возможное обоснование «возвышенных» нравственных принципов, которые противоположны «низменным» наклонностям человека и общественной жизни, погрязшей в пороке.
С этой точки зрения единственным источником нравственного начала в человеке является Бог, который создал человека по образу и подобию своему и дал ему моральные заповеди. В пользу религиозного обоснования нравственности выдвигаются следующие доводы: во-первых, человек по своей природе стремится к удовлетворению эгоистических интересов и поэтому не способен сам выработать моральные понятия; во-вторых, так как в общественной жизни добродетель не всегда вознаграждается, а порок часто не наказывается и торжествует, то выполнение людьми требований нравственности может обеспечить только их вера в Бога, существование загробной жизни, в ад и рай, где осуществляется справедливое воздаяние за добродетели и пороки, только их страх перед «страшным судом»; в-третьих, все наиболее известные требования нравственности впервые были сформулированы в рамках религиозного учения, и поэтому, даже если не верить в Бога, следует, признать ту положительную роль, которую сыграла религия в развитии нравственного сознания человечества. В современном обществе аргументы в пользу религиозного обоснования морали получают распространение не только среди теологов, но и светских философов и социологов. При этом последние исходят, в частности, из следующего соображения: наука дала в руки человека могущественные средства к достижению преследуемых им целей, но она бессильна ответить на вопрос, к каким целям следует стремиться. Этот вопрос, с их точки зрения, можно разрешить только с помощью веры.
Несколько десятков тысячелетий насчитывающих историю человечества явно недостаточно для того, чтобы человекообразный научился быть с годами взрослым Человеком. Он все еще остается ребенком, которому не хочется учиться, не хочется работать, а хочется жить безбедно, как в сказке, не прилагая для этого ни умственных, ни физических усилий.
Все знают, что воспитанием ребенка должны заниматься родители, которые привлекают к этому занятию за плату домашних или детсадовских воспитателей. А кто должен и должен ли заниматься воспитанием взрослых?
Как следует из Библии, Бог продиктовал свод правил, которым люди должны следовать, чтобы быть людьми. А для животных уготована своя участь и свои законы.
Непослушных детей родители и воспитатели наказывают, чтобы сформировать у них устойчивые условные рефлексы, обеспечивающие соблюдение правил поведения, установленных в человеческом обществе: ставят в угол, задают ремня, лишают игр, долгожданных подарков, поездок за город, общения со сверстниками, просмотра телепередач, компьютера и смартфона…
Для взрослых тоже существуют наказания, помимо придуманных ими самими в виде законов. Так, к примеру, существует теория, по который люди получают различные травмы, тем самым, подсознательно наказывая себя за какие-либо совершенные ими грехи (в том числе и в помыслах), поступки, не соответствующие нормам морали человеческого общества. А болезни? А несчастья, преследующие человека при его жизни? Вряд ли кто сам себе желает плохого и добивается этого всеми имеющимися возможностями. Хотя как расценивать болезни, которые человек выбирает себе сам сознательно или по глупости: табакокурение, алкоголизм, наркоманию, лудоманию, ВИЧ-инфекцию, которые в несколько раз снижают качество и уменьшают продолжительность жизни?
Если человек сам сознательно нарушает заповеди Божьи, нормы морали и установленные в стране законы, то должно быть понятно самому неграмотному и невоспитанному, что он делает это себе не во благо, а во вред и что рано или поздно будет за это наказан. Как же должен вести себя человек по библейским заповедям? Что такое хорошо и что такое плохо?
Библия. Из Нового Завета
От Матфея Святое благовествование
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги