Книга Источник Спасения. Еврейский детектив - читать онлайн бесплатно, автор Бецалэль Ариэли. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Источник Спасения. Еврейский детектив
Источник Спасения. Еврейский детектив
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Источник Спасения. Еврейский детектив

Не считая самих зданий ешивы, вокруг было мало признаков человеческой цивилизации. С высоких мест можно было увидеть пару поселков на склонах гор – скорее всего, это были арабские деревни, оставшиеся здесь еще со времен, предшествовавших независимости Израиля. Помимо них, глаз почти не улавливал естественных ориентиров, которые помогли бы не заблудиться. В такой местности чужаку, попавшему сюда впервые, будет трудно отыскать дорогу. Возможно, основатель «Источника» вместе с теми, кто его поддержал, к этому и стремились? Остаться подальше от всего, что отвлекает от учебного процесса?

В Иерусалиме ученики ешив часто выходили проводить вечера в парках, ходили в магазины и кафе. Некоторые, стараясь не попадаться никому на глаза, посещали и места с менее позволительными с позиции иудаизма удовольствиями. Здесь же, в этой дикой местности, пойти было практически некуда – разве что отыскать пару уединенных мест на природе для спокойной беседы или размышления. Не это ли лучшая гарантия того, что большинство учащихся останутся на весь день в бейт-мидраше?

– Осторожно, не споткнись, здесь что-то вроде каменной ступеньки, – предупредил Ицхак. Было очевидно, что он уже много раз ходил по этим местам и научился в них ориентироваться. Хоть и не особенно быстро, но уверенно он пробирался куда-то через ветки близко растущих деревьев.

– Здесь можно сократить путь, – объяснил он, – хочу тебе показать, где тут можно купить что-нибудь, если понадобится.

Через минуту они вышли на широкую тропинку, с которой чуть подальше виднелась еще одна асфальтированная дорога. Она вела к нескольким домикам, а затем уходила выше в гору, исчезая из виду возле отдаленного поселка.

– Видишь эти здания? – спросил Ицхак, – то, что с краю от остальных, – это магазинчик. Там обычно можно прикупить всякие штуки… ну, напитки там или что-нибудь сладкое, сигареты…

– Я, кстати, не курю, – вставил свою реплику Малкиэль.

– Я тоже. Но я на всякий случай сказал. У нас пару ребят в ешиве покуривают, они чаще других сюда и ходят.

– А ты здесь в округе уже все обследовал?

Ицхак остановился, обернулся и посмотрел на своего спутника.

– Просто я вижу, как ты уверенно идешь, будто каждый метр тебе знаком, – стал объяснять Малкиэль, словно оправдывая неуместный вопрос.

– Я уже не первый месяц в «Источнике», а еще раньше приезжал в эти края, когда семью навещал. Бывало, мы тут гуляли, и я проходил пешком от поселка Эйн Зейтим до этих мест. Я вообще люблю бывать на природе. Такая тишина… кажется, что морщинки в душе разглаживаются, когда я смотрю на эту зелень вокруг, спускаюсь по холмам…

– Понимаю, о чем ты говоришь.

– Мне когда-то отец здесь показывал несколько мест, мы иногда ходили вместе. Я тебе тоже могу их показать.

Малкиэлю снова стало неловко задавать следующий вопрос, но если и стоило это делать, то сейчас для этого был самый подходящий момент:

– Ты говорил, твой отец пропал?

Ицхак прошел еще несколько шагов молча, а затем ответил так, словно это было не очень-то и важно для него:

– Да, знаешь, он в один день просто не вернулся домой. Мама говорит, звонила всем знакомым, но никто его не видел.

– Может, это дело рук местных арабов? Полиция пыталась его искать?

– Наверное. Но поиски явно длились недолго. Во всяком случае, с тех пор я ничего о нем не слышал.

Малкиэль не знал, как реагировать. Если бы ему сообщили, что чей-то отец погиб, он произнес бы, как другой религиозный еврей на его месте, «Благословен Судья истинный», оправдывая Божью кару. Но, поскольку речь не шла об установленной смерти, он лишь пробормотал что-то на тему сочувствия своему товарищу.

– Ты знаешь, я уже свыкся с тем, что теперь живу без отца, – продолжил Ицхак, – говорят, в любой беде скрыто благо. С тех пор, как он исчез, я стал более взрослым и самостоятельным. Хотя иногда все же чувствую, как мне его не хватает.

Они прошли вдвоем через дорогу, ведущую к магазину и соседним зданиям, и повернули в небольшой лес. Впереди была тропинка, поднимавшаяся на возвышенность.

– Аарон мне намекнул, что ты собираешься сказать что-то важное, – перевел Малкиэль разговор на тему, которая его интересовала.

– Да, но прежде я кое-что хочу тебе показать. Мы сейчас идем к одному дереву, где я люблю размышлять в одиночестве. Сначала нам нужно пройти недалеко от кладбища.

Ребята поднялись на холм, откуда можно было увидеть местность еще на пару километров во все стороны. Здания ешивы оставались где-то позади, разглядеть их отсюда не удавалось, однако Малкиэль примерно представлял, на какое расстояние они отошли. Деревьев вокруг было уже не много, на этой открытой местности ощущался легкий ветерок, проникающий под одежду. Куртку, взятую из комнаты общежития, которую прежде Малкиэль нес в руках, он решил теперь накинуть на плечи.

– Видишь, вон там, – протянул руку с указательным пальцем Ицхак.

В направлении, куда он указывал, примерно в километре на фоне темной земли виднелась белесая низенькая ограда, а за ней ряды каменных плит. При взгляде издалека, если не принять эти стройные ряды на выделенном участке земли за какие-то садовые посадки, у смотрящего на них могла родиться лишь одна естественная и верная мысль, что это могилы.

– Старое еврейское кладбище, – с оттенком благоговения произнес Ицхак, – здесь хоронили, когда еще первые семьи из Польши и Литвы стали возвращаться в нашу страну, лет двести пятьдесят назад, если не раньше. Даже странно, что оно с тех пор не пострадало, тут ведь были и антисемитские погромы, и даже землетрясения.

– Мы далеко ушли от ешивы? – поинтересовался Малкиэль.

– Не очень. Я обычно не воспринимаю расстояние на глаз, но ешива там, – он махнул рукой в другую сторону, – если идти быстро и по прямой, то минут за двадцать можно добраться.

Они стали продвигаться дальше в том же направлении, в котором шли ранее.

– Там внизу есть несколько пещер. В некоторых тоже имеются захоронения. Говорят, там погребены праведники, жившие в окрестностях Цфата столетия назад.

Малкиэль чувствовал себя как на экскурсии, которая, вдобавок, свалилась на него, словно из ниоткуда. Однако вместо того, чтобы выслушивать о пещерах и захоронениях, ему хотелось получше узнать своего спутника. Что-то в облике и интонациях Ицхака вызывало доверие к нему и располагало к дружескому общению.

– Скажи, почему ты решил приехать сюда, в «Источник»? Только потому, что у тебя семья живет неподалеку? – поинтересовался он.

– Да, но и не только это. Я уже сказал, что люблю тишину. В старой ешиве, когда столько народу вокруг, мне было трудно учиться. Полный зал людей, и все гудят, спорят о чем-то. У меня иногда просто сносило крышу. В последнее время дела там только ухудшились – все были на взводе, постоянно висело такое напряжение… Рав Гершон давно уже понял, что мне нужна другая обстановка. По правде сказать, меня он одним из первых пригласил переехать сюда, когда встал вопрос об открытии новой ешивы.

Ицхак говорил спокойно и искренне. Было ясно, что он открыт к тому, чтобы делиться своими личными переживаниями. Это подталкивало к тому, чтобы продолжать беседу.

– Какие здесь люди собрались? У тебя уже есть среди них друзья? – задал следующие вопросы Малкиэль.

– Ну, человек пять я знаю довольно давно. С Аароном, например, мы еще тогда в Хошене много общались. Мне кажется, он наконец почувствовал себя здесь в своей тарелке и может заниматься тем, чего давно хотел… Из остальных, кого я знаю, сейчас в ешиве только Цви. Мы с ним раньше крепко дружили, но в последнее время мало общаемся. Прочие мои друзья еще не вернулись с каникул. Позже смогу тебя с ними познакомить.

– А как остальные? Те, кто не был в твоей прежней ешиве? Нормальные ребята?

Было нетрудно угадать, что подталкивает Малкиэля задавать такие вопросы. Какая-то нервозность в его голосе, явно диссонирующая со спокойной и неторопливой манерой выражения его собеседника, подсказывала, что в прошлом у него уже бывали проблемы с взаимопониманием в коллективе. Вместо того, чтобы отвечать, Ицхак обратился к нему с встречным вопросом:

– А ты почему о себе не рассказываешь? Мне тоже интересно узнать подробнее, где ты до этого учился и почему приехал сюда.

– Не так уж много, что могу рассказать, – напустив на себя скромность, начал Малкиэль, – семья у меня живет в Иерусалиме. До этого года я учился в ешиве Адерет Элияху, но там мне условия не подходили. Когда приехал в Хошен и поговорил с равом Гершоном, он сказал, что здесь мне будет легче. И вот я здесь.

Пока он говорил, Ицхак все время стоял и с понимающим видом слушал. В его взгляде чувствовалось, что он уже подсознательно уловил нечто такое, о чем его новый товарищ не сообщал прямым текстом. Сочувственно кивая, он, наконец, произнес:

– Не со всеми тебе удается поладить, а?

Малкиэлю было неловко от мысли, что его сразу могут начать воспринимать на новом месте как потенциального социопата. Но Ицхак словно почувствовал и эту тревогу, а потому сразу добавил:

– Не удивляйся, здесь у многих такие же особенности. Сам понимаешь, кто еще согласится поехать в неведомую глухомань, куда-то на край страны, чтобы отгородиться от всего мира с мыслью сидеть днем и ночью за книгами? Ясно же, что на это пойдут только те, кто не очень стремится к обществу.

Тем временем они вдвоем приближались к открытому участку на краю очередного холма, в стороне от маленькой рощи. Посередине пространства, словно посаженное рукой неведомого садовника, росло причудливое дерево, ствол которого раздваивался, и обе его половины настолько симметрично поднимались на равную высоту, что это можно было счесть чьей-то намеренной задумкой. Рядом располагалось нечто вроде низкой ограды из широких отесанных камней песочного цвета, которую, скорее всего, использовали в качестве скамейки для отдыха.

– Вот, пришли, присядем здесь, – объявил Ицхак, указывая на камни, – это мое любимое место. Я называю его Деревом двух ангелов.

– Интересное название…

Ребята сели на каменную «скамейку». Под лучами солнца она прогрелась с утра и теперь стала отличным местом для того, чтобы с нее наслаждаться окружающей обстановкой. В ясном небе, на котором после вчерашнего дождя не оставалось ни облачка, весело пролетали птицы. Отсюда открывался вид на долину, за которой вновь начинались какие-то горные склоны, но это было направление на север, противоположное тому, где находилась ешива.

– Отец пересказывал мне из книг Каббалы, что над каждым деревом, над каждой скалой или рекой в нашем мире поставлен ангел-покровитель. И если в скалу, например, ударяет молния и разбивает ее надвое, это значит, что и ангел на небесах распадается на двух ангелов. Кажется, это описал святой Ари во «Вратах перевоплощений», где он излагает учение о том, как души переселяются из одних тел в другие.

Перехватив удивленный взгляд Малкиэля, Ицхак снова сделал свою простодушную улыбку, которая, при его слегка меланхоличном темпераменте, придавала ему какое-то невыразимое обаяние.

– Не смотри так на меня, – добавил он в шутливой манере, – сам я не каббалист и в таких книгах не силен. Ну, может, открывал их пару раз… или, дай подумать, ну, может, несколько раз пробовал читать. Но, в основном, я помню только те вещи, которые вызвали эмоциональный отклик.

Малкиэль поднял глаза и еще раз осмотрел это странное дерево. Трудно было представить, отчего оно таким выросло, но на удар молнии, расколовший его на две части, это совсем не походило. Ветки на двух стволах протягивались, словно растопыренные в стороны руки, готовые обнять тебя или схватить.

– У меня часто возникает здесь ощущение, что примерно так должно было выглядеть древо познания добра и зла, росшее в райском саду. Написано, что, когда Адам вкусил его плод, у него открылись глаза, а затем Бог сказал, что люди сами стали как боги, знающие добро и зло. В нашей традиции все говорят о том, что первый человек нарушил запрет и совершил зло. Но ведь это дерево было двойственным, и кроме зла, в нем было также и добро, верно?

– Половина зло, половина добро, – то ли вслух, то ли про себя произнес Малкиэль, поглядывая на два ствола, возвышавшиеся над ним и, подобно сиамским близнецам, сросшиеся своей нижней частью.

Ицхак погрузился в задумчивость. Он смотрел на простиравшуюся перед ними долину, не отрывая взгляда от одной точки. Его спутник не стал прерывать установившуюся тишину – он и сам сидел молча, ловя себя на странном ощущении безразличия ко всему, что прежде казалось причиной для беспокойства. Последние сказанные слова вкупе с царившими вокруг покоем и безмятежностью словно мягко вводили в гипноз, замедляя поток мыслей.

Спустя некоторое время – это могло быть пять минут, а может, незаметно пролетели и полчаса, – Малкиэль все же решил продолжить беседу:

– Я хочу снова спросить о наших товарищах по ешиве. Я ведь здесь еще совсем новый, мне нужно разобраться.

Ицхак молча кивнул.

– Ты говорил, что Аарон может заниматься здесь тем, чего давно хотел. А чего он собственно хочет?

– Понимаешь, Аарон по натуре исследователь. Ему недостаточно просто читать или слушать уроки и запоминать то, что ему говорят. Когда у него возникает вопрос, он будет землю ногтями рыть, лишь бы найти ответы. Я неплохо его знаю, хотя иногда и мне непонятно, что именно его так заводит. Бывало, он так увлекался какой-то одной, не очень важной, на мой взгляд, темой, что готов был переворошить всю библиотеку ешивы. В такие моменты к нему просто бесполезно подходить с любыми вопросами – он все равно тебя не видит и не слышит, только раздражается. Начинает твердить, что прерывание в изучении Торы – это грех, хотя сам непонятно чем занят.

Малкиэль внимательно слушал.

– Мне он показался дисциплинированным и педантичным, – сказал он.

– Так и есть, – отреагировал Ицхак, – здесь ему ничто не мешает целиком погружаться в то, что ему интересно. Вот он уехал из большой ешивы на край света, теперь может часами изучать то, что ему нужно. Рав Гершон даже разрешил ему не на все уроки приходить.

– И над чем он сейчас работает?

Ицхак снова улыбнулся, но на этот раз с каким-то хитрым блеском в глазах:

– Вот видишь, похоже, мы вернулись к тому, с чего начался сегодня разговор в столовой. Ты ведь обратился к нему с конкретным вопросом, так?

– Ну, вообще-то я до сегодняшнего утра даже не был знаком с ним. Меня к нему привел Эйтан. Но да, вопрос мой ты слышал, когда сидели за столом.

– Вот об этом в последнее время мы и общались.

– О чем? О Лютом Море, которого я видел во сне?

Ицхак немного усмехнулся, а потом сделал сочувствующее лицо:

– Нет, не совсем. Аарон вообще считает, что этот Мор реально не существует. Он уважает слова наших мудрецов, но сам воспринимает Мора как аллегорию или притчу.

В этот момент Малкиэль просто не мог не вмешаться и не перебить своего товарища. То ощущение, что закралось к нему в мысли еще утром – что над ним просто подшучивают – теперь вернулось со всей силой. Ведь если Аарон не воспринимает Лютого Мора всерьез, к чему тогда все эти зачитывания цитат с умным видом о том, какой этот Мор страшный и ужасный?

– А сам ты веришь, что Мор существует?! – стремительно выпалил Малкиэль, не скрывая того, что слегка задет.

– Ну, я вообще многое готов допускать, – отреагировал его собеседник, – думаю, все, что к нам является во сне или наяву; все, что мы сами переживаем как реальное, на каком-то внутреннем плане существует. Но, если спросишь, что такое на самом деле этот Мор, и можно ли его увидеть, я тебе ничего нового не открою.

– Так почему Аарон проявляет к этой теме столько внимания тогда? – Малкиэль все еще чувствовал, что какая-то невысказанная суть происходящего по-прежнему ускользает от него.

– Он в последнее время изучает вопрос о демонах.

– О демонах?

– Именно. И уже прочел на эту тему немало текстов. Даже отдельные, разбросанные по трактатам примечания находит, где говорится что-то о демонах. Как раз поэтому, начав лучше, как он говорит, понимать их природу, он и пришел к выводу, что Мора не следует трактовать как конкретное существо. Но ведь, кроме Мора, есть и другие демоны…

– Вот и мне Аарон сказал, когда сидели в столовой, что я должен больше узнать о демонах, – вспомнил Малкиэль и немного подозрительно взглянул на Ицхака, – скажи, а почему он решил, что мне надо пообщаться именно с тобой?

– Потому что я умею чувствовать людей, – совершенно спокойно ответил тот.

– Неужели? И что ты, например, во мне почувствовал?

Оба молодых человека обернулись друг к другу. Впервые они смотрели прямо в лицо один другому. Ицхак, который раньше прищуривался, то ли чтобы лучше видеть вдалеке, то ли просто из-за солнечных лучей, теперь широко открыл глаза, в которых поблескивало сочетание простодушного дружелюбия с чем-то другим, скрытым, что, вероятно, давало ему ощущение превосходства в этой ситуации.

– Я чувствую, – начал он, – что ты хороший человек, с которым мы могли бы действовать сообща. И что мы можем стать хорошими друзьями. И больше доверять друг другу. И что ты можешь вполне неплохо вписаться в наш коллектив. Но… у меня есть еще один вопрос, на который только ты способен ответить.

– Какой?

– Умеешь ли ты хранить секреты?

Малкиэль впервые поймал себя на том, что то смутное ощущение, которое неуловимо присутствовало у него с самого утра, не находя явного выражения, теперь начало приобретать едва различимые очертания. Он чувствовал, что за всеми разговорами, за всеми произнесенными в этот день словами скрывается что-то большее. Нечто такое, что, по-видимому, хорошо понимали остальные, и чего он, новичок в этом месте, никак не мог ухватить.

Однако теперь ему нужно было что-то ответить. Он чувствовал, что в зависимости от его ответа, эта ускользающая от внимания правда может раскрыться или же, напротив, надолго уйти в тень. А в самом деле: умеет ли он хранить секреты? Бывало ли так, что ему приходилось оберегать чьи-то тайны от разглашения?

На мгновение он вспомнил, как десять лет назад его маленькая сестренка Двора попросила его не говорить маме, как она ночью без спроса берет из холодильника пирожные. Поскольку у них есть еще два брата, родители, очевидно, и сами понимали, что причиной исчезновения пирожных является кто-то из детей. Малкиэль обещал никому не рассказывать, но, спустя несколько дней, когда Двору стало тошнить, он подумал, что это может быть из-за того, что она объелась сладостями, и все-таки осторожно поведал эту маленькую тайну родителям. Никаких последствий тогда это не возымело. И все же… значит ли это, что он не сохранил доверенный ему секрет? А что, если бы ему передали государственную или военную тайну? Что, если бы какой-то враг предложил крупные деньги за ее разглашение?

Пока Малкиэль думал, Ицхак терпеливо наблюдал за его реакциями. Наконец, тот собрал всю свою решимость и твердым голосом произнес:

– Да, я умею хранить секреты.

Другого ответа не следовало и ожидать. Ицхак молча улыбнулся. Теперь это была улыбка полного принятия и согласия. Казалось, и без того неплотная завеса, которая их отделяла, в этот момент окончательно растворилась, и между ними установилось доверие, не нуждавшееся в словах или дальнейших доказательствах. Малкиэль и сам на смену настороженности все больше испытывал к новому другу явную симпатию. Он лишь ждал, не захочет ли тот посвятить его в какой-то особый секрет.

– Тогда я скажу тебе кое-что важное, – произнес Ицхак, – мы планируем сами вызвать одного из демонов. Для этого придется провести целый ритуал, подготовиться и посвятить этому время. Мы подумали, что, может быть, стоит пригласить тебя в качестве дополнительного участника. Что бы ты ни сказал, это должно оставаться секретом для всех остальных.

– Кто это «мы»? – спросил Малкиэль.

– Те, кого ты уже знаешь. Аарон, Эйтан и я. Нам нужен четвертый участник. Поэтому Аарон и попросил меня поговорить с тобой.

– А это не опасно?

Ицхак на мгновение задумался.

– Понимаешь, в таких вещах никогда нельзя сказать заранее. Многие демоны могут быть опасными, как я думаю. Но мы для того и делаем все по ритуалу. Когда нас будет четверо, он не сделает нам ничего плохого. Во всяком случае, я так надеюсь.

Эта мысль была одновременно дерзкой, тревожной и увлекательной. Возможно, для Малкиэля она прозвучала слишком рано, учитывая, что лишь накануне того дня он окончательно переехал в «Источник» и еще не освоился в новом месте. Однако помимо странности и беспокойства, в этом неожиданном предложении стать участником вызывания демона ощущалось еще кое-что: некое чувство причастности к элитарному закрытому клубу, в котором собрались люди, связанные дружбой и общими интересами. Своего рода «общество» внутри общества всех учащихся ешивы.

– Зачем вам оно нужно, это вызывание демона? – поинтересовался Малкиэль.

– У каждого есть причины. Аарон хочет лучше понять природу потустороннего мира. Он говорит, так мы лучше научимся понимать и собственную душу – самое ценное, что у нас есть. Отчасти я согласен с ним. Но задать вопросы демону – это еще и возможность узнать что-то такое, чего тебе не откроет никто из живых людей на земле.

– Что, например?

– У всех есть свои вопросы. Мне, допустим, хотелось бы узнать что-то о своем пропавшем отце. За Эйтана я, пожалуй, говорить не стану. Но, поверь, причины есть у всех. Ты тоже мог бы узнать для себя что-то важное, в том числе обрести защиту от своих сновидений.

– Сомнительное дело. Я не хочу еще больше чудовищ у себя во снах. Одного демона другим изгонять… А вы не думали, что заниматься такими вещами – это вообще идет против Торы, против нашей религии, против воли Всевышнего?

Уголки рта у Ицхака слегка приподнялись, словно в легкой улыбке.

– Наверное, – сказал он, – мы об этом так и думали вначале. Но постепенно поняли, что все наоборот. Аарон тебе уже зачитал, что наши мудрецы сами общались с демонами. В Гмаре об этом есть прямые свидетельства. Да и про того же Мора, ты думаешь, откуда они так много знают? А ты не предполагал, что они вообще столько знают и потому и стали мудрецами, что заглядывали туда, куда простой «народ земли» никогда не лезет?

– Возможно, ты прав… Но ведь в Торе прямо говорится: «Не колдуйте, не ворожите».

– Вызвать демона – это не колдовство. Гмара дает каждому действию свое определение. Отец мне рассказывал, что рав Хаим Виталь, живший здесь недалеко, в Цфате, сам неоднократно прибегал к вызыванию и общению с демонами. Все это, он говорил, описано в его «Книге Видений». Я как-то раз сам открыл эту книгу, и все оказалось правдой. Он действительно делал это. А ведь его на протяжении всех поколений считали едва ли не святым, да и сегодня продолжают считать… Думаешь, он не знал бы, что в Торе есть запрет на подобную практику?

Малкиэль должен был признать для себя, что подобным образом он еще никогда не ставил эти вопросы. В прошлом сам предмет обсуждения – можно ли человеку заниматься целенаправленным вызовом неких существ из иного мира – не казался ему чем-то актуальным для практической жизни, а потому он никогда не исследовал те области в законах иудаизма, которые регламентируют эту сферу. Во всяком случае, ни в одной известной ему ешиве уроки по этой теме не проводились. Но в словах Ицхака звучал здравый смысл, вдобавок было видно, что он и его друзья уже успели обдумать этот вопрос с разных сторон и подкрепить свое намерение определенными аргументами.

Нельзя сказать, что Малкиэль не испытывал опасений. Сам он был уверен, что демоны реальны, хотя, руководствуясь разумом, не согласился бы любое загадочное явление списывать на незримое влияние с их стороны. Ему казалось, что в его жизни дверь, ведущая в тот потусторонний мир, уже была приоткрыта. Выражалось это в сновидениях, странных ощущениях какого-то инородного присутствия, которое посещало его в определенные моменты. Однако сам он никогда не пытался распахнуть эту дверь широко. Почему? Наверное, лишь потому, что сразу же ощутил бы себя неумолимо одиноким перед лицом Неведомого. Отдаленно такая перспектива ассоциировалась у него с риском остаться непонятым окружающими, отчужденным, а затем и с какими-то отклонениями, потерей контроля и сумасшествием.

Но сейчас все выглядело так, будто сама жизнь подбрасывала ему шанс заглянуть за эту незримую дверь, не возлагая на себя ответственность за все, что может произойти. Нет ли в этом знака свыше, что Бог готовит его к какому-то важному этапу? Малкиэль не сомневался в Боге, он лишь не был уверен, вправе ли сам рассчитывать на какую-то божественную защиту, если по своему легкомыслию полезет туда, куда не положено. И все же любопытство подталкивало сделать этот шаг. Дав согласие, он мог сразу же обрести друзей в новой ешиве, почувствовать себя частью чего-то значимого.

Ицхак не торопил своего нового приятеля с решением. Он мог долго сидеть, предаваясь созерцанию всего вокруг. Время текло медленно и, казалось, целая вечность дана на проживание этого момента выбора.