Книга Сумерки Бога, или Кухонные астронавты - читать онлайн бесплатно, автор Константин Образцов. Cтраница 10
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сумерки Бога, или Кухонные астронавты
Сумерки Бога, или Кухонные астронавты
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 5

Добавить отзывДобавить цитату

Сумерки Бога, или Кухонные астронавты

Достоевский пытался выразить простую истину утверждением, что красота спасет мир; через сто лет в ответ ему сочинили смешную присказку про побеждающее зло бабло, и на том успокоились. Смыслы и истины – они для юродивых, а мы – серьезные взрослые люди.

Любая социальная модель строится на культуре и ценностях; в культуре консюмеризма главная из них – потребление, и ценность личности измеряется исключительно тем, сколько эта личность может употребить. Этим определяется все, от этики – той ее части, куда не дотянулся традиционный милитаризм, до меры правоты и ума. Знаменитое «если ты такой умный, то почему такой бедный» утверждает единственно возможную конвертацию ума и таланта исключительно в потребление, а если что-то в него не конвертируется, то это и не ум, и не талант вовсе. Предлагается единственная шкала измерений уровня человеческих достижений, при этом методы практически не важны: Оксана рассказывала, что у Егора в классе учится мальчик, который смешно кривляется и пляшет перед видеокамерой, зарабатывая этим побольше, чем десяток учителей их школы вместе с директором. Деньги уже никак не определяют реальную общественную пользу деятельности, а социальный капитал не равен истинной социальной ценности, но и то, и другое упорно продолжает преподноситься, как мерило успеха.

В октябре Оксана не появлялась недели две.

– Мама в командировке, – сказал Егор. – Где-то на Урале.

Она вернулась, когда на обнажившихся ветках деревьев трепетали последние мокрые листья, будто зажатые в тонких костлявых пальцах рыжеватые порванные банкноты, протянутые в тщетной попытке откупиться от надвигающейся зимы. Редкие крупные капли дрожали на светлой ткани пальто, падали с красного зонтика на коврик у двери. Настроение было осенним.

– Ездили с шефом и Рэмбо на второе производство под Екатеринбургом, – сказала Оксана. – Устала и осатанела ужасно.

На улице ветер яростно дул, и трепал, и метался из стороны в сторону, но мы все равно приоткрыли окно и уселись на тесном пятачке лоджии, меж застекленными рамами и прозрачной дверью, и я вспомнил про сестер Сато, что вот так же часами сидели вдвоем под прозрачным куполом крошечной обсерватории.

– Десять дней решали, сокращать людей или нет, – рассказала Оксана. – И если да, то сколько, и как, и когда.

– И что решили?

– Решили, что пока нет.

Оксана с треском затянулась сигаретой не хуже соседа Александра.

– Вот смотрите, ситуация. Небольшой город на 62 000 человек, из них 12 000 работают у нас на предприятии. По сути, все трудоспособное мужское население за редкими исключениями. Производство старое, линии не обновляли уже лет двадцать, а капитального ремонта на было, наверное, с советских времен. Сейчас в рамках корпоративной модернизации, перехода на новые технологии и все прочее мы будем проводить автоматизацию основных процессов; уже и проект есть, и подрядчик – немецкая компания, их инженеры тоже приезжали недавно – и бюджет, в общем, можем делать. Эффективность значительно вырастет, воздействие на окружающую среду снизится, качество продукции станет таким, что можно выходить на европейские рынки – одни плюсы, в общем, кроме одного «но»: автоматизация даст сокращение 3000 рабочих мест. А это катастрофа.

Я понимающе покивал.

– Разумеется, люди останутся без работы и постоянного дохода, а у всех семьи…

Оксана раздраженно махнула рукой.

– Суть не в том, что они останутся без дохода. Это вообще тут не при чем. Им выплатят пособие минимум в четыре средних оклада. Кроме того, мы можем вообще пожизненно продолжать платить им зарплату, экономический эффект от модернизации это позволит. Я именно такой вариант и предложила, понимая, что они все местные, в областной центр вряд ли поедут – все, кто мог и хотел, туда уже перебрались, – а если бы и поехали вынужденно, то на работу бы поступили навряд ли. Глава городской администрации, когда это предложение услышал, в ужас пришел: ни в коем случае, говорит, вы нас погубите. Потому что катастрофичность ситуации, еще раз повторю, тут не в работе и не в доходе, а в том, что вся эта публика начнет слоняться по улицам без дела. Чтобы вы понимали, город этот, мягко говоря, не из самых привлекательных в регионе, и не из самых безопасных, и таковым его делают как раз те, кто работает на нашем заводе. И если они вдруг окажутся разом ничем не занятыми, да еще и с деньгами, то последствия трудно представить. Или, наоборот, совсем не трудно: будут пить каждый день до зеленых чертей и разнесут город.

– Но если ограничиться единовременной выплатой, то им рано или поздно нужно будет где-то работать…

– Не нужно. Встанут на учет в службе занятости, получат минимальное пособие, будут тянуть из зарплат жен и родительских пенсий, остальное добудут на темных улицах, как ваши любимые вольные охотники и собиратели. Это во-первых. А во-вторых, мы такую модернизацию проводим последними в регионе, так что они со своими специальностями реально нигде не нужны.

– А если организовать обучение?

– Они не будут учиться.

– Почему?

– Потому, что не хотят, не видят в этом ценности, не умеют, вот почему.

– Но другие проводят ведь как-то сокращения…

Оксана вздохнула.

– Проводят: или не такие масштабные, или в больших городах, или с другой публикой. Я читала, как в Штатах во время кризиса 2008 года провели массовое сокращение то ли в банке, то ли в хедж-фонде: врубили пожарную сигнализацию в здании, все вышли, а обратно зашли только те, кому не заблокировали пропуска. Прочие остались на улице в самом буквальном смысле этого слова. Ну, там все повозмущались, конечно, но в конце концов разошлись ждать по почте свои чеки на выходное пособие. А наши бы бизнес-центр взяли штурмом, как Зимний. И хорошо, если бы не сожгли.

– И что же, вы отменили модернизацию производства?

– Нет. Но теперь мне нужно придумать работу для 3000 тысяч совершенно не нужных компании и довольно никчемных по сути людей. Сохраним часть старых линий, увеличим количество подсобных должностей. Это абсолютно нерентабельно с точки зрения экономики, дешевле было бы им просто гарантированный доход выплачивать, а теперь еще амортизация и ремонт оборудования, электричество, закупка комплектующих, в столовой кормить их всех опять же… В общем, договаривались в итоге на уровне главы региона. Он пообещал, что будет покупать на социальные объекты всю устаревшую и некондиционную продукцию, которую продолжим производить, и окажет помощь из бюджета – что угодно, только не сокращайте, пусть трудятся и устают побольше. Вот так.

– То есть, 3000 человек теперь будут заняты бессмысленной работой ради работы?

– Именно так.

– А они сами знают об этом?

– Им все равно. Зарплату же платят.

– Знаете, – сказал я, – мне странно, что вы не сделали одной совершенно очевидной вещи.

– Какой же? – подняла брови Оксана.

– Не поговорили с этими людьми. Не рассказали им честно о сложившейся ситуации, не спросили, как они ее видят, какие могут предложить решения, согласны ли, в конце концов, на бессмысленную работу ради сохранения содержания. Вы все решили за них: будут пить, разнесут, не станут, не хотят, все равно. Вы же даже не попытались проверить, так ли это.

Оксана поджала губы.

– Вы вот любите цитировать разное, так я сейчас вам тоже кое-кто процитирую, – сказала она. – Пока в самолете летела, читала дневники Леонида Андреева, и даже сохранила себе…так…где это…

Она полистала что-то в смартфоне, нашла и прочла выразительно:

– «Мы думали, что, открывая все двери зверинцев, все хлева и конюшни, ломая все загороди и выпуская истомленных неволей зверей и скотину, мы немедленно введем их в кабинет и в дружески серьезной беседе обсудим и постановим, как жить нам дальше. И мы их уговаривали. И ослу, ждавшему палки, мы читали лекции. И осел выгнал нас из нашего дома, и сидит в нем, и ревом своим будит всех ослов Европы».

Оксана убрала смартфон и добавила:

– Это у вас там, в цивилизации космических бродяг-анархистов, можно с кем угодно взять и все обсудить. А у нас тут немного другая реальность.

– Вот от того она и другая, – ответил я. – Существует всего два подхода к политике, социологии, менеджменту, маркетингу, ко всему; их формулировки просты: относиться к людям как к людям, или к людям – как к скотине. Мы или открыто говорим о проблемах, доверяем, слушаем, искренне предлагаем, делаем лучше, сотрудничаем; или считаем, что «они не поймут», что «никто не будет такое читать», что «это никому не нужно», что «для них и так сойдет», а потому манипулируем, обманываем, скрываем, заставляем, впариваем, прогреваем, управляем кнутом и пряником, считая себе при этом умнее и лучше прочих. Первое куда как сложнее, но всегда дает результат в перспективе, потому что именно так строится здоровое общество; второе проще и приносит быстрый эффект. Ваша беда в том, что вы всегда выбираете сиюминутный результат, а потом искренне удивляетесь неприятным перспективным последствиям. Вы же, Оксана, должны это понимать, разве нет?

Наверное, вышло бестактно, потому что она ушла, не допив кофе и не попрощавшись.

Я снова остался один.

То ли от таких разговоров, то ли от осенней тревожной хмари, то ли от новелл Александра, который на лестнице тыкал мне в лицо телефоном, показывая запись выступления какого-то Ковальчука, но я долго не мог уснуть; лишь под утро, в мертвой и темной предрассветной тиши, я незаметно для самого себя оказался в подобии тонкого сна, долго шел в нем извилистыми сумрачными коридорами, пока не оказался в



…Разомлевший от жары ленивый подмосковный июль в густых ароматах жасмина и лаванды. Добродушные мохнатые шмели неторопливо перелетают меж раскрытых цветов кустовой розы, забираются в тонкие бархатные лепестки. На ослепительно синем небе ни облачка. Иногда дуновение легкого ветерка чуть тронет верхушки берез, и тогда кружевные тени листвы задрожат на дощатом полу просторной старой террасы. Рядом кресло-качалка; на нем книжка в бумажной обложке – «Записки охотника» – и мужская шляпа из светлой соломки.

Сбоку от ухоженной дорожки, ведущей к калитке, рядом с клумбой пышноцветных красно-оранжевых георгинов, в траве стоит трехколесный велосипедик с повязанным на руле розовым бантом. Сзади дома слышен детский смех и веселые крики; из-за угла, подпрыгивая, выкатывается большой и пестрый надувной мяч, а следом выбегает девочка лет четырех, белокурая, в голубом платьице, прехорошенькая; она схватывает мячик, бросает быстрый любопытный взгляд и бежит обратно за дом.

Звякает защелка калитки.

– Здравствуйте! Вы уже здесь!

Дмитрий Иванович приветственно машет рукой и идет по дорожке к террасе, ведя рядом велосипед с багажником на заднем крыле и дребезжащим звонком.

– А я отвозил Вадиму книжку по истории Четвертой республики, и, представляете, заболтался! Он очень интересный собеседник, Вадим, вам непременно нужно с ним познакомиться! О, моя шляпа! А я думал, где же ее позабыл: на речке или в правлении? Совсем стал рассеянный! Старость, да-с!

Дмитрию Ивановичу на вид около пятидесяти; у него большие очки и немного всклокоченная борода с паутинными нитями серебряной седины.

– Ну, что же мы стоим! Пройдемте в дом! Прошу, прошу!

Уютная тишина и прохлада, какая бывает в жаркий день внутри почтенного дачного дома. Пахнет мастикой, старинной мебелью и сушеными травами. Тикают ходики. Рубиновые и золотые блики витражных вставок дрожат в полумраке на потрепанных корешках книг и кремового цвета афишах с портретами молодой женщины в овальных и круглых рамках.

– Моя матушка, Софья Андреевна! Не верится? А видели бы вы ее полвека назад! Когда-то она по-настоящему блистала в «Венских женщинах» и «Веселой вдове»! Как вам, кстати, Легар? Согласен, мне тоже Оффенбах кажется глубже, но признайте, что «Цыганская любовь» – совершенное чудо! Кстати, эта вещь есть у меня на пластинке, коллекционная запись 1954 года, вам обязательно стоит услышать.

На полке камина в просторной гостиной теснится разная мелочь: спички, фарфоровая пастушка, набор рыболовных крючков, пепельница, пластмассовый паровозик без колеса, изрядно потертые беспроводные наушники, визитная карточка с загнутым уголком и фотография в простом паспарту. На ней средних лет мужчина в костюме и галстуке, с аккуратно остриженными волосами с благородной проседью, умным взглядом, в очках без оправы. Перед фотокарточкой из деревянной подставки торчат истлевшие палочки благовоний.

– А это мой прадед. Наш, так сказать, патриарх. Вот тут, видите, моя младшая, Верочка, даже курения ему возжигает. Она вообще большой оригинал. Я ей говорю, прадедушка-то жив, да и нас всех еще переживет, если Бог даст, а она все равно. Из уважения. Верочка сегодня к вечеру обещала приехать, а вот мой старший, Павлик, вместе с женой в отъезде. Оставили на меня внучку Поленьку, ну а я только рад. Что ж, идемте-ка в кухню, я вас познакомлю с супругой!

На кухне солнечно, ярко, дышит жаром разогретая дровяная плита, на широких столах мука и распластано тесто. Несколько черных ягод раскатились из большой миски. Ирина Петровна дует на темный локон, выбившийся из-под косынки, хочет убрать его, и смешно пачкает мукой лоб и кончик носа.

– Мы тут с Дуняшей пироги стряпаем со смородой, на вечер. Хотите смороды? Только утром с куста! А компота холодненького? Дуняша, налей-ка гостю компота! Мы его сами делаем, из ревеня и малины, попробуйте!

У расторопной улыбчивой Дуняши раскраснелись полные плечи и намокла темным спина под синим тонким халатом. Она наливает половником большую кружку компота с ягодами, а потом открывает духовку и берется за противень.

– Ну-с, пойдемте посидим на веранде. Попозже отобедаем окрошечкой на квасу, а там и гости начнут собираться. Может быть, пока ждем, в шахматишки?..

…Жаркий день сменяется свежей вечерней прохладой. Тут и там в травах громко стрекочут сверчки. В светло-голубом небе, прямо посередине, зажглась одинокая яркая звезда. Дуняша выносит на террасу большой самовар; вкусный дымок медленно плывет в легких прозрачных сумерках. За освещенными окнами дачи оживленные голоса, смех, приглушенный гитарный звон. В кресле-качалке дремлет благообразная седенькая Софья Андреевна; она укутана в толстую шаль, поверх которой лежат очки на цепочке. Крупный мотылек ударяется в стекло лампы и уносится прочь.

– А, вот и вы! Очень кстати, садитесь, садитесь! Вы же еще чаю не пили? Угощайтесь: вот заварник с мятой и чабрецом, и варенье крыжовенное, и сливки. А может, рюмочку? У нас здесь вино из черноплодной рябины, с прошлого года еще. Вот, попробуйте-ка. А мы тут с тестем моим, с Петром Федоровичем, как видите, засиделись за разговорами. Что ни раз соберемся – то спорим, да всё о том же. Кажется, в конце двадцать первого-то века, за четыре года до нового столетия, уж можно бы перестать дискутировать про гуманизм, ан нет, всем хочется на себя роли братьев Карамазовых примерять! Что ж, извольте быть нашим арбитром.

Петр Федорович грузный и рослый, на нем холщовая блуза и широкополая шляпа. Он стоит у перил террасы и курит трубку. Медово-пряные клубы табачного дыма смешиваются с горьковатым дымком самовара.

– Петр Федорович меня, как всегда, слезинкой ребенка атакует. Ну, той самой, которой никакая гармония не стоит. А я спрошу: какого именно ребенка? Что? Хорошо, согласен: давайте для чистоты образа возьмем самого что ни на есть невинного, навроде той пятилетней девочки у Достоевского, которую родители избивали так, что бедняжка вся синей была, а зимой на ночь запирали в промерзшем насквозь отхожем месте, и она, крошечка, там в отчаянии била себя в грудь кулачком и молилась; или мальчика, которого за нечаянно пришибленную хозяйской собаке ногу вывели голым, да на глазах матери теми же самыми собаками и затравили, на куски растерзавши. Пойдет так? Ну так вот, слезинки этих детишек гармония стоит? Нет? А я скажу, почему вы так отвечаете. На самом деле вам этих детишек если и жаль, что не факт, то лишь потому, что вы их страдания на своих детей примеряете, на собственных сыновей, дочек, внуков и внучек. Я тоже, как представлю себе, что в таком вот обледенелом сортире, избитая и обмороженная, сидит моя Поленька – сердце кровью обольется, слезы из глаз! На то и расчет в подобных примерах и разговорах, что всякий в этих выдуманных, или действительных, но чужих, детках увидит своих и пожалеет. Так и во всем человек: сочувствует только до той поры, пока принимает чужие страдания, как свои возможные; ну а что, если нет? Где тогда будет ваше сочувствие? Вот вам первое. А второе – что такое гармония? Так, слово. Что бы и не показать великодушие и не отказаться от этого слова, лишь бы дитя не страдало? А давайте эту гармонию овеществим: сколько своего привычного достатка и комфорта вы готовы отдать, лишь бы дальнему, совсем неизвестному вам ребеночку, страдания облегчить? Не абстрактной гармонии, а собственных житейских удобств сколько отдадите, чтобы где-то за тридевять земель от сего места какого-то незнакомого мальчика не растерзали собаки? Нет, не увиливайте; это вам не мелочь жертвовать на благотворительность под влиянием момента, это навсегда поступиться чем-то важным! Ваш любимый Достоевский сам понимал, что люди ради отвлеченной идеи и пустяком не пожертвуют; помните, как точно выразил он это в своих «Записках из подполья», где выбор между тем, свету ли провалиться, или чаю не пить, однозначно делается в пользу конца света? Вот вам и весь ответ.

– В чем же тогда наш гуманизм, если мы страдания и жизнь человеческую готовы не раздумывая обменять на удобства? – басом гудит Петр Фёдорович. – Не будете же вы отрицать ценности гуманистических основ общества? Потому я и спрашиваю, не слишком ли дорого оценили гармонию, по карману ли нашему было столько платить за вход?

– Кому не по карману было, так тот и не вошел, – отвечает Дмитрий Иванович. – А что же до гуманизма, так для меня он не в умозрительной жалости, а в совершенствовании человека. И если уж вы, Петр Федорович, изволите дуэлировать при помощи Достоевского, то вот вам еще: красота спасет мир; а если так, то что нам делать с уродством? Слёзы от жалости над ним лить, или набраться мужества и отсечь, как сухие больные ветки от плодоносящего дерева? Для меня очевиден ответ; а вот когда человечество станет вполне прекрасным, тогда и про цену гармонии и страдания детей говорить будем, потому что одно дело – какой-то ребенок, невесть кем рожденный и воспитанный – да воспитанный ли! – а другое, например, моя Поленька, слезинки которой уж точно никакое прекрасное будущее не стоит. О, а вот и она, ангелочек!

– Дедушка, дедушка! Мы Зевса молоком напоили, а потом он в гостиной за диваном написал, а теперь в лежачке спит! Такой хорошенький!

– Ну, пусть спит, он же еще совсем маленький, а маленьким нужно побольше спать, чтобы расти. Это нам Домбровские щенка подарили, – поясняет Дмитрий Иванович. – Поленька давно хотела, а у них как раз их Альма приплод дала, ну вот и принесли нам. Назвали Зевсом, хе-хе.

– Дедушка, расскажи сказку!

– Какую, дружочек?

– Мою любимую, про то, как прапрадедушка с друзьями спас мир!

– Ну, забирайся тогда ко мне на коленки и слушай, – улыбается Дмитрий Иванович.

Петр Федорович выбивает о перила пепел из трубки и идет в дом. Наступает закатная тишина; даже в доме, кажется, голоса звучат приглушенно. Застыли кроны деревьев в блекнущем небе, ни один лист не шелохнется в этой недвижной тиши. Лучи заходящего солнца золотисто-медным и теплым светом тронули верхушки яблонь. Поленьке хорошо и уютно, как всегда бывает детишкам, слушающим страшную сказку в безопасности уютного дома, да еще и на ручках у дедушки.



– Когда-то давным-давно на Земле было очень и очень плохо, – начинает Дмитрий Иванович. – Все постоянно воевали друг с другом, бросали бомбы из самолетов, пускали ракеты, давили людей танками, сжигали дома, убивали и солдат, и мирных жителей, и детишек. В городах люди жили так тесно, что им не хватало места, квартиры у них были маленькие, как наша кладовка, а машин стало столько, что никто не мог толком никуда ехать, а только стояли в этих машинах на улицах, гудели, злились, и выпускали ядовитые газы. Но люди все равно ехали в города, потому что там имелась работа, а за городом приходилось жить очень бедно. Воздух был постоянно грязный, вода мутная, а мусора в мире скопилось столько, что он уже стал затягивать собой океаны, как зимой лед на речке затягивает воду у берегов. Природа очень страдала, умирали растения, звери и птицы, дышать было трудно, еда стала вредной, и люди постоянно болели. Но многим еды не хватало вовсе, и тогда они шли грабить и убивать, чтобы ее добыть.

– А почему так получилось, дедушка? – замирая от сладкого страха спрашивает Поленька.

– Потому, дружочек, что мир заполнило очень, очень много глупых, злых, грязных и совсем никудышных людей. Они постоянно дрались, кричали, ели, пачкали, напивались пьяными, постоянно чего-то требовали и снова дрались. Эти люди не умели ни с кем поладить, ничего не знали и не желали знать, а хотели только продолжать так же есть, кричать, напиваться, пачкать и драться. Хорошим людям всегда следовало быть настороже: не выходить гулять вечером, не выпускать своих детей без присмотра, отгораживаться от глупых и злых то заборами, то охраной, которую приходилось набирать из таких же людей, но ничего другого не оставалось. И дело стало бы совсем плохо, но твой храбрый и умный прапрадедушка со своими друзьями взяли, да и убили всех этих никудышных людей.

– А дети у этих людей были? – снова спрашивает Поленька, заранее зная ответ.

– Были, деточка, но тоже чумазые, глупые, противные и злые, совсем не такие, как ты, – отвечает Дмитрий Иванович и целует внучку в белокурую макушку. – Они плохо умели разговаривать, постоянно ругались, дрались, с малых лет делали всякие гадости, отбирали игрушки у малышей, а еще мучали и убивали зверушек. Хороших деток было куда меньше, и для них приходилось строить отдельные школы с высокими заборами и охраной, а сами хорошие детки по улицам ездили только в отдельных машинах и тоже с охраной и нянями – вот как страшно было тогда!

– Как хорошо, что их всех убили, дедушка! – восклицает Поленька. – А как прапрадедушке с друзьями удалось победить этих злых и никудышных людей?

– Им пришлось пуститься на хитрость. Но об этом я тебе расскажу в другой раз, а сейчас кому-то уже пора собираться в кроватку. Смотри, вот и звездочка на небе зажглась, о! – а вот и вторая, поздно уже.

Поленька вздыхает и слезает с колен дедушки.

– А почему сам прапрадедушка к нам никогда не приезжает? – спрашивает она. – Он нас не любит?

– Прапрадедушка никого не любит, душенька, такой уж он человек. А к нам приехать ему все не досуг. Вот сейчас он уже в пятый раз на рекорпорации в клинике в Альпах, какие тут поездки к родным. Ну, беги, дорогуша моя, спокойных снов тебе!

– И тебе, дедушка! И вам тоже!

Поленька убегает; едва разбуженная топотом маленьких ножек по настилу террасы Софья Андреевна улыбается правнучке вслед, а потом снова погружается в дремоту.

– Понравилась сказка? Я ведь по роду занятий историк, изучаю как раз тот период – конец 20-го и первую треть 21-го века. И знаете ли, подумываю выпустить книжку, что-то вроде новейшей истории для самых маленьких или, например, «О Великом Переходе для малышей», да все никак не найду нужных слов. Вот с зачином, как видите, все идет гладко, а дальше… Хотите послушать? Извольте. Может быть, подскажете какой-нибудь ход.

Тут трудность вот в чем: как рассказать просто о сложном? Сначала я планирую дать предысторию. Прадед сказал мне когда-то, что элиты слишком долго были беспечны… Да, и давайте сразу условимся: когда я говорю про элиту, то разумею людей, не только имеющих значительные, даже превосходные, власть и богатство, но и, прежде того, мыслящих, ответственных, которые смогли и решились взять на себя груз забот о судьбе человеческой цивилизации, а не просто каких-то местечковых нуворишей, или наместников региональных феодов, обирающих бедноту, или выскочек-профурсеток. Он этой пакости мы, к счастью, тоже избавились.

Так вот, прадед говорил, что элиты слишком долго были беспечны и пустили ситуацию на самотек, так что, когда спохватились, пришлось принимать радикальные меры. Но я лично думаю, что в итоге все вышло как нельзя лучше.

Когда родился мой прадед, в мире жило всего 3,3 миллиарда человек, а к его 50-летию их стало уже 7,3 миллиарда! За какие-то полвека прирост населения показал невероятные темпы: более 100 % и 4 миллиарда в натуральном выражении, то есть за 50 лет прибавилось больше, чем вообще жило в мире на начало периода! Игнорировать такое было решительно невозможно, но большие системы имеют высокую инерцию хода, и, пока велись разговоры и принимались решения, за 5 лет на Земле прибавилось еще полмиллиарда! И это бы еще полбеды; ситуация усугублялась, с одной стороны, сумасшедшим количественным и качественным ростом потребления, который должна была обеспечивать промышленность, а с другой – деградацией человеческого материала, который, опять же в силу инерции продолжавших действовать инструментов формирования общества, становился все более примитивным, агрессивным и неуправляемым, а потому мягкие методы снижения нагрузки на мировую экосистему работали очень слабо: пока условно цивилизованная часть мира хоть как-то внимала, традиционное большинство ни о каких ограничениях не хотело и слышать, а вся социальная мировая конструкция продолжала работать исключительно на увеличение количественных показателей – так разогретая топка продолжает нагнетать давление пара, хотя возможности котла уже на пределе.