19
Для системного подхода вследствие его сущностной формализации законы могут применяться только в форме закономерностей, т. е. параметрических (количественных, числовых) математических зависимостей.
20
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором можно выделить коммуникативную, интерактивную и перцептивную характеристики. (Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 416 с.).
21
Искусственные процессы могут быть только производственными, т. к. результатами процессов могут быть только изменения. Целью, предназначением любого процесса является произвести изменения состояния и получить результат. Деятельность без результата – это бессмысленное времяпрепровождение. Состояние – понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта.
22
Технология (от др. – греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος, – «слово», «мысль», «смысл», «понятие») совокупность приемов, способов, методов и последовательности выполнения операций в технологическом времени, предметов труда (сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и т. п.), средств (инструмента, приспособлений, механизмов, технологического, подъемно-транспортного оборудования и т. п.) и рабочих, регламентации и организации взаимосвязей и результатов операциональной деятельности в технологическом времени и реальном пространстве.
Организация производственных процессов представляет собой описание пространственного размещения и перемещения всех составляющих элементов процессов (предметов, средств труда и рабочих) в календарном времени реальных производственных условиях.
Планирование производственных процессов означает описание результатов операциональной деятельности в производственно-экономических показателях на конец календарных плановых периодов в разрезе производственных подразделений.
23
Рабочие исполнители всегда имеют соответствующее специальное профессиональное образование, и все управленческие документы составляются на профессиональном языке исполнителей.
24
Более подробное описание функций управления и подготовки производства приведено в последующих разделах работы.
25
Функция «руководство» объективно «присутствует» не только в управлении, но и в производственной деятельности при бригадной форме организации труда.
26
Принципиальное различие понятий «функция управления» и «функциональная управленческая деятельность» заключается в том, что при использовании первого понятия все содержание управленческой деятельности охватывается функциями управления, а при использовании понятия «функциональная управленческая деятельность» предполагается, что есть еще нефункциональная управленческая деятельность, которая вместе с функциональной представляет собой систему управленческой деятельности. Для краткости описаний в дальнейшем по тексту мы будем пользоваться общепринятым термином «функция управления», понимая под этим только функциональную часть управленческой деятельности.
27
Все без исключения организации создаются с целью получения какого-либо результата от совместной деятельности, поэтому все они являются производственными. В зависимости от материальной или духовной формы полученного результата организации могут материального или духовного производства.
28
Целостным считается такое образование, у которого в результате процессов функционального взаимодействия элементов появляются новые системные свойства или системный результат, отсутствующие у составляющих ее элементов, которые не выводятся из свойств элементов и не сводятся к ним.
29
В дальнейшем по тексту термины «управление» и «управленческая деятельность» будут употребляться как синонимы.
30
Операциональный характер любой деятельности, включая и управленческую, объективно предопределен всеобщим разделением труда.
31
Видовая специализация функций управления рассмотрена в работе Соловьев, В. С. Теория социальных систем: моногр.: в 3 т. / В. С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2009. – Т. 2. Теория управления социальными системами. – 676 с.
32
Стадии «жизненного цикла» персонала рассмотрены в разделе «Управление персоналом.
33
Психосоматика (от греч. psyche – душа и soma – тело) – рассмотрение психики и организма человека в неразрывном единстве.
34
Рефлекс (от лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – реакция организма на раздражение рецепторов. В 1863 г. И. М. Сеченов высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Это положение было развито И. П. Павловым в его учении о высшей нервной деятельности. Врожденные рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни – условными.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги